А река зовется Лозьвой

Автор: 
Регион:Северный Урал
Жанр:статья

А река зовется Лозьвой

 

 

Все пошло не по моим правилам: не было длительной подготовки, обсуждения маршрута, условий поездки. Как только я вернулся из Норвегии, мне позвонил Командир и сказал: “Едем 26-го на “Ниве” и “уазике”. Цель — сплав по реке Лозьве с одновременной рыбалкой, охотой, грибами и, разумеется, просто отдыхом. Ты с нами”.

Выехали поздним вечером. Так решил наш “главный по дорогам” — дальнобойщик Александр. Дело в том, что в субботу вечером “казанка” меньше загружена. Но, несмотря на этот наш расчет, всю ночь, вплоть до Казани, навстречу тянулся плотный поток большегрузов. 

Мы останавливались перекусить в приличных кафе. Они безошибочно угадываются по большому количеству собравшихся вокруг них фур. Слухи среди дальнобойщиков распространяются быстро, поэтому своей репутацией придорожные “столовки” очень дорожат. Кстати, около некоторых кафе есть и гостиницы, и платные стоянки, и места, где можно просто отдохнуть и принять душ.

Все шло по плану, пока за самой Казанью у нашего “уазика” не сорвало вискомуфту вентилятора охлаждения двигателя. Наверное, это было связано с тем, что непосредственно перед поездкой на машине решили сменить ремень и, может быть, чуть его перетянули. Пришлось “Ниве” с тремя “бойцами” воскресным утром бороздить казанские рынки в поисках нужных запчастей. Евгений, самый молодой из нас, но, как оказалось, имеющий самый большой опыт ремонта этой техники, справился с заменой вентилятора и ремня буквально за час, и караван двинулся дальше.

Из всех приключений по дороге до Е-бурга (так здесь называют Екатеринбург) запомнился только лось, выскочивший на дорогу перед “уазиком”. Нас с ним “разлучила” буквально доля секунды. Иначе, я думаю, у нас бы отвалилось что-нибудь покрупнее вентилятора. Была, правда, еще одна неприятная встреча — с местными инспекторами ГИБДД, которые, выбрав загруженный участок около Уфы, собирали “урожай” желающих обогнать бесконечный поток фур с пересечением сплошной.

У директора фонда дикой природы Алексея Андреевича Солдатова мы получили документы, необходимые для охоты, и двинулись в направлении Нижнего Тагила. Далее наш путь лежал до Серова. Затем — по местами ремонтируемой, но отличнейшей дороге на Ивдель (последний районный центр Екатеринбургской губернии). Искренне удивляют две вещи: большое количество непуганых представителей фауны и уже отмеченное качество дорог. Как-то рядом с дорогой пробегала косуля. Мы вышли из автомобилей, и несколько минут люди и животное спокойно изучали друг друга. Правда, косуля заняла безопасную, по ее мнению, позицию метрах в тридцати. А может, она просто знала, что ее на территории охотхозяйства никто не тронет? 

Подъезды к местам организованного отдыха становятся все более легкими, что позволяет забираться в глухие, казалось бы, места. Причем вполне можно обойтись без серьезного внедорожника. Даже мой Hyundai Getz справился бы с трассой, да еще и бензин бы сэкономил. Правда, “уазик” имеет большую грузоподъемность, но в данной поездке это не играло решающей роли. 

Мы приобрели бесценный опыт в организации такого рода путешествий, которым хотелось бы поделиться. Итак, перед поездкой нужно не просто изучить прогноз погоды, а карту облачности, розу ветров, характерные температуры и т.п. Еще лучше уточнить все это непосредственно у “аборигенов”.

При прокладке маршрута не следует безоговорочно доверять web-сайтам, которые иногда опираются на существующие только на карте дороги. Устаревает со временем и личный опыт. Так, на обратном пути мы решили попробовать вернуться через Кировскую область, но, наткнувшись на непроходимый, по мнению местных, участок Игра — Советск, не стали испытывать судьбу и вернулись на старую добрую М7!

Перед поездкой в глухие места надо обзавестись серьезными картами и GPS-навигацией. Тем более что в последнее время она предоставляет уникальные возможности для организованных групп туристов. Даже простейшее запоминание точки базы дает возможность более основательно изучить окрестности. С другой стороны, не стоит GPS злоупотреблять, иногда она, как и интернет-маршрутизация, может сыграть шутку, аналогичную описанной в предыдущем абзаце. Новейшие компьютеры за один день способны сделать в тысячу раз больше ошибок, чем человек.

А еще я убедился в том, что плохой погоды не бывает — бывает плохая одежда и плохое оборудование лагеря. Кстати, тентами и прочим снаряжением, которое привез Командир, интересовались и местные таежники.

Но вернемся в Вижай, в котором нас, как оказалось, ждала “большая вода”. Это означало невозможность броска на вездеходах вверх по течению Лозьвы. Поэтому попасть в верховья можно было только по воде. Катер наш отправлялся утром, так что мы неспешно разобрались с багажом, познакомились с крепкими местными ребятами из фонда дикой природы, которые угостили нас вкусной похлебкой и, посмотрев вместе с нами телеканал “Шансон”, живущий благодаря бензиновой электростанции, улеглись спать. 

Рано утром нас разбудил проводник. Не мешкая, мы перегрузили лагерное имущество и резиновые лодки в катер и отправились в верховья Лозьвы. Оказалось, что не так-то просто на катере с мотором подниматься по реке: иногда он задевал подводные камни, и по витиеватости метаний от берега к берегу было понятно, что найти замену такому лоцману, как наш проводник, крайне трудно. 

Вверх по течению, приблизительно на середине пути, мы видели только один населенный пункт — Ушма, в котором живут представители малой народности манси. Он запомнился мне любопытным эпизодом на обратном пути. На наши лодки обратила внимание настоящая крупная сибирская лайка, стоящая возле бани, и встретила звонким лаем. На шум из бани выбежала крепкая молодая девушка-мансийка, что-то сказав псу, успокоила его, приветливо улыбнулась нам и снова ушла в баню. Ничего необычного, вот если б только не “ню”...

По берегам Лозьвы встречается много красивых скальных выходов, пещер. Но река эта — и напоминание о мрачных годах ГУЛАГА...

Берега реки “вымощены” вертикальными бревнами, облегчавшими заключенным сплав леса. Река очень глуха и практически абсолютно безлюдна в верховье, но по мере приближения к Ушме становится более обитаемой, а на подходах к Вижаю редкий день обходится без выстрелов в лесу.

Нас высадили недалеко от того самого перевала Дятлова — известного мистического места на Северном Урале. Названо оно в память о трагедии, произошедшей здесь в феврале 1959 года, когда при невыясненных обстоятельствах погибли девять туристов из Уральского политехнического института (Екатеринбург). Руководителем этой группы был Игорь Дятлов. Существует множество версий их гибели. Неизвестная причина заставила туристов среди ночи разрезать палатку и кинуться вниз по склону, в конце которого были обнаружены их замерзшие тела. Следствие по факту их гибели было прекращено, все материалы пропали в секретных архивах, а на скальном останце установлена мемориальная плита.

Сравнить эти места с чем-то еще мне трудно не только из-за их оторванности от цивилизации, обилия рыбы (которой нам, к сожалению, почти не удалось попробовать). Прежде всего меня покорило изобилие дичи. Сидят на деревьях рябчики и глухари, как игрушки на елках, но стрелять в них рука не поднимается — слишком доверчивы и любопытны. Это уже не похоже на соревнование со зверем. Кстати, то, что глухарь, сидящий на ветке, это редкость, подтвердил и известный охотник, главный заводчик дратхаров в Нижнем Александр Матюнин.

Еще очень согревают душу охотничьи избушки, те самые, из книг. В них можно найти не только печку, но и заботливо приготовленные дрова, и бересту для растопки, и пилу, и топор. Не только нары человек на пять, но и подушки, и фуфайки. Не только обеденный стол, но и кастрюли, и сковородки, и ложки, и вилки, и кружки, и соль, и макароны, и сахар, и чай. Для кого это все оставлено? Чтобы не было сомнений, над входом в избушку написано: “Привет, братишка!”

А еще большое открытие и радость в нашей таежной жизни — это рыжики. Те самые, из детства, когда моя бабушка приучала меня к лесу. Я запомнил их запах и то, что они необычайно вкусны просто так, с солью. Помнится, оказав мне услугу и увидев принесенную мной коробку конфет, один специалист сказал: “Спрячьте. Вот если б вы принесли мне из ваших хваленых лесов рыжиков, я б вам всю жизнь служил”. Но пропали они из наших мест, очень редко можно увидеть или даже услышать про них. А тут — поляны, поляны, поляны и каждый вечер сваренные в легком рассоле и охлажденные, с растительным маслицем и лучком, под водочку и так просто рыжики, рыжики, рыжики...