Фартук для «тайменя»

Автор: 
Жанр:статья

Фартук для «тайменя»

Байдарка «таймень» и по сей день является самой распространённой. Любители спортивных судов ругают ее за неповоротливость, любители «надувнушек» - за массу и время сборки, любители каркасно-надувных судов за недостаточную защиту каркаса. Однако, несмотря на все свои недостатки, «таймень» остаётся одним из наиболее универсальных судов. С одной стороны, ее большой свободный объём позволяет весьма комфортно себя чувствовать семье с ребёнком, а то и с двумя детьми на «матрасных» реках, а с другой стороны, прочность ее каркаса и мореходные качества позволяют вполне уверенно проходить пороги до четвёртой категории сложности. Естесственно, к каждому из «направлений» использования «тайменя» требуется своя подготовка. Однако, и в походе с детьми, и в спортивных категорийных походах требуется фартук. Но если в походе с детьми задача фартука – защитить от дождя и ветра, и это скорее «удобная фича», то фартук в категорийном походе - вещь совершенно необходимая.

В настоящее время ряд фирм выпускают фартуки для байдарки «таймень», однако встречаются и самодельные, довольно интересные конструкции, а также «фирменные» доработанные умельцами. Рассмотрим некоторые из них.

 

1. Простейший фартук

Простейший фартук для «тайменя» (как и других байдарок с открытой декой) может быть изготовлен из любой ткани с водоотталкивающей пропиткой или полиэтилена. Он представляет из себя 2 куска ткани или плотного полиэтилена, которые прижимаются верёвками натянутыми вдоль фальшбортов. Один кусок прикрывает кокпит перед передним гребцом, второй прикрывает грузовой отсек и отсек заднего гребца. Фартук сносно прикрывает от дождя и брызг, но не более того. Основной, и главный недостаток такого фартука – он очень плохо держится на байдарке, и его постоянно приходится поправлять.

Устранить этот недостаток достаточно просто – по периметру фартука с шагом около 30 см пришиваются верёвки, а на деку байдарки пришиваются петли, к которым фартук указанными верёвками крепится. Такой фартук уже не сдувает ветром и не смывает водой. Он прекрасно защищает от дождя и даже неплохо работает при большой волне, накрывающей байдарку сверху. Однако, он оказывается практически бесполезным при малой волне, которая, «облизывая» борт, приподнимает ткань фартука и беспрепятственно затекает в байдарку. Кроме того, у конструкции с «завязочками» есть один весьма важный аспект – в случае переворота фартук может помешать вылезти из байдарки.  Это представляет совсем не шуточную опасность, и пренебрегать ей ни в коем случае нельзя. Для ликвидации этой угрозы, завязки, притягивающие фартук, должны быть выполнены из верёвки с небольшим усилием разрыва. Т.е. из верёвки, которую Вы без значительных усилий можете порвать руками. Какого-либо влияния на защитные свойства фартука это не окажет, зато позволит в случае каких-либо затруднений с «катапультированием» просто порвать завязки и покинуть байдарку.

Несмотря на простоту и дешевизну, описанный фартук значительно повышает комфортность в некатегорийных походах, позволяет вполне неплохо себя чувствовать на реках 2 к.с., и даже проходить маршруты 3 к.с., хотя в «тройках» уже в полной мере начинаешь ощущать потребность в «настоящем фартуке».

 

2. Фирменные фартуки

Фартуки для «тайменей» выпускаются множеством фирм, но являются достаточно однотипными. Все они строятся по принципу: закрываем кокпит байдарки фартуком чтобы получить аналог закрытой байдарки, а потом используем стандартные юбки.  Различия, как правило, состоят в разборности или неразборности «очка» (что определяет габариты фартука при транспортировке, но почти не отражается на эксплуатационных качествах), в наличии «очка» в грузовом отсеке и мелкими особенностями крепления фартука к байдарке.

Как правило фартук крепится к байдарке за счёт жесткой ленты, вклеенной по периметру фартука, которая заправляется под фальшборт. Установка фартука занимает менее 10 минут. Байдарка с фартуком от «Сплава» представлена на фото:

Фото 1

 

Также фото байдарок с таким фартуком можно найти на сайте фирмы-производителя.

 Фартук хорошо держится на байдарке и практически полностью защищает ее от попадания воды. Однако, в серьёзных порогах через щель между юбкой, спасжилетом и курткой, штаны Вам всё же подмочит. Иногда потоком воды фартук или юбку может сорвать, но щель, образующаяся при этом, обычно не велика, что позволяет спокойно закончить прохождение порога, хотя водичку почерпать потом всё же придётся изрядно.

Еще один неприятный сюрприз такого фартука касается «габаритных» спортсменов, которые, покидая байдарку при перевороте, зацепляются за фартук и срывают его, после чего фартук может быть просто потерян, и на оставшуюся часть похода Вам придётся «колхозить» простейший фартук, или вообще сниматься с маршрута.  

На сайте «veslo.ru» есть интересная статья по подготовке «тайменя» к бурной воде, описывающая, в том числе, и доработки «фирменного» фартука, которые позволяют ликвидировать большинство недостатков. Однако, один из основных недостатков этого фартука - невозможность его установки на воде и необходимость надевания юбок еще на берегу, неустраним. Этот недостаток значительно снижает удобство использования фартука, т.к. лишает Вас возможность позагорать или быстро укрыться от дождичка, а подчас заставляет терять время на подготовку к прохождению весьма слабого порожка или идти в порог без юбок (а то и фартука) «и черпать полной ложкой». Одним словом, приходится либо «шнуроваться по полной», что в жару весьма неприятно, либо постоянно снимать и надевать фартук и юбки, что достаточно долго и  трудоёмко.

Мой личный опыт показывает, что эти, казалось бы мелкие неудобства, весьма часто приводят к прохождению порога с фартуком «в мешке». Однако, еще более опасной оказывается ситуация на Карельских озёрах, когда тёплая солнечная погода неожиданно меняется на шквал с дождём, волной и ветром, а на байдарке из-за жары не надеты юбки, а то и фартук целиком. Исправить это на середине озера да еще при волне невозможно.

 

3. Самодельный универсальный фартук

Недостатки вышеописанных конструкций заставили меня искать другое решение. В результате комбинации «спортивного» и «матрасного», был сделан фартук, крепящийся на пришитой к деке «липучке». Выглядит эта конструкция так:

Фото 2

 

Не трудно заметить, что юбок здесь нет, а их роль выполняют концы фартука

 

Фото 3

На фотографиях хорошо видно, что по плотности облегания человека фартук лишь незначительно уступает стандартной юбке, а соответственно, практически так же обеспечивает герметичность байдарки, однако многократно превосходит юбку по удобству использования – он может быть целиком снят и поставлен обратно за несколько секунд, причём сделать это можно  непосредственно «на воде» т.е. без подхода к берегу.

Столь плотный охват гребца, заменяющий юбку, достигается расширением конца фартука. Эта маленькая хитрость позволяет застегнуть фартук почти до спины, что хорошо видно на 3-ем фото.

Расширение сделано за счёт вклеенного в фартук треугольника. Указанное расширение может быть убрано с помощью вшитой молнии, что во-первых позволяет подогнать фартук под «габариты» гребца, а во-вторых прикрыть пустую байдарку от дождя так, чтобы вода внутрь почти не попадала.

 

В результате походов с детьми появилось еще одно усовершенствование – задняя часть фартука разделена на 2 половины, что позволяет его использовать на байдарке с ребёнком в грузовом отсеке, и даже с двумя детьми, располагая их лицом друг к другу. При этом фартук весьма неплохо защищает от дождя и ветра, а при прохождении порогов половинки просто состёгиваются той же липучкой, что позволяет герметично закрыть грузовой отсек.

 

 

Фото 4  Байдарка с двумя детьми под фартуком на липучке. У «капитана» фартук приоткрыт

На носу виден гриф гитары, торчащий из-под фартука.

 

Крепление фартука на липучке весьма надёжно – оторвать липучку шириной 5 см, да еще в направлении «на сдвиг» весьма непросто, однако в случае переворота «отстрел» проблем не создаёт.

Сама «липучка» имеет достаточно слабую основу – при нагрузке ткань на краях может просто «поползти». Поэтому липучка пришивается не напрямую к деке, а сначала к стропе, а уже потом стропа пришивается к деке.  Кроме повышенной прочности, такое крепление позволяет использовать всю ширину липучки. Стропы шириной 30 мм достаточно.

 

Фото 5.  шкура с пришитой «липучкой»

 

На следующем фото представлен носовой кусок фартука, вид снизу. В широкой стороне фартука виден вклеенный треугольник (здесь он сложен пополам), который предназначен для расширения фартука и обеспечения плотного охвата гребца. А на фото рядом – тот же треугольник с лицевой стороны.

 

Фото 6. Фартук

        

Фартук прост в изготовлении и не требует высокой точности, т.к. неточность размеров легко компенсируется за счёт ширины липучки.

 

4. Опора под фартук

Какой бы фартук Вы не использовали, у всех одна и та же проблема – фартук провисает и вода, попадающая на него с вёсел, во время дождя или при прохождении порогов, остаётся на фартуке лужицами. Однако, на любом фартуке есть небольшие дефекты: где-то плохо вклеен обруч под юбку, где-то потёртость, где-то проткнуто, и вода начинает нудно капать или на вещи, или, что куда противнее, вам на ноги. Единственный действенный способ избежать этого – приподнять среднюю часть фартука, чтобы вода стекала за борт. В грузовом отсеке этого достичь легко – «распушили» коврик, чтобы он приподнимал фартук, и всё прекрасно. А вот над ногами гребцов этого добиться сложнее. Мы испробовали несколько вариантов и остановились на конструкции из алюминиевых трубок, опирающейся на фальшборта для переднего гребца, и алюминиевой трубки с опорой на шпангоуты для грузового отсека и кормового гребца.

Фото 7. Опора под фартук для носового гребца. Для наглядности сама опора подкрашена зелёным

 

 

Фото 8. Фартук в пороге на такой опоре

 

 

На фальшборт опора просто надевается алюминиевыми «подошвами».

 

Фото 9 

Соединение трубок опоры между собой производится обычной канцелярской резинкой.

Указанная конструкция легка, прекрасно приподнимает фартук, легко снимается и устанавливается. Однако есть у нее весьма важный недостаток – она практически не закреплена на байдарке и часто теряется при перевороте, а ее изготовление достаточно трудоёмко.

Сначала аналогичные опоры мы использовали и в грузовом отсеке, но потом перешли к более простой конструкции.

 

 

 

 

 

 

Фото 10. Опора под фартук грузового отсека и капитана

 

Здесь в качестве подпорок используются отрезки канализационной трубы диаметром 40 мм, сплющенные с помощью нагревания феном, а продольная перекладина может быть вообще любой. В данном случае это какая-то телескопическая ножка, «найденная на помойке».

Сами опоры выглядят так:

   

Полиэтилен  канализационной трубы достаточно легкоплавкий, и его прогрев для формовки проблем не вызывает.  Достаточно даже хорошего парикмахерского фена. Для последующего сплющивания  использовались тиски, но можно обойтись и без них.

Опора за спиной переднего гребца наклонена, чтобы не мешать, и в ней под перекладину вырезано отверстие, что не позволяет опоре опуститься вниз. На третьем шпангоуте опора прямая, и в нее перекладина просто вкладывается сверху, слегка зажимаясь стенками. В отличии от опоры за спиной «матроса», формовка трубы с помощью прогрева здесь не особо нужна - можно использовать и обычный обрезок пластиковой трубы с вырезами под шпангоут и перекладину, что почти не изменит удобства использования конструкции.

Опоры снимать нет смысла, т.к. они не мешают. Поэтому их привязываем к шпангоутам (что видно на фото), а перекладина легко снимается, просто выдёргиваясь вверх. Однако, даже если ее потеряли, проблем никаких. Она может быть заменена обычной палкой, что позволяет не сильно заботиться о ее сохранности, а то и не возить с собой вовсе, что при пешей заброске и длительных волоках также немаловажно.

 

Наш многолетний опыт показывает: использование легкосъёмного фартука на липучке и опоры, исключающей накопление воды на фартуке, существенно повышает удобство байдарки и позволяет чувствовать себя комфортно как в воскресных походах с детьми, так и на сложных категорийных маршрутах.

 

 

Козин Сергей