Керженский монастырь

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:статья
...из истории православного раскола в Керженецких лесах - краевед и педагог ЦДЮТЭ г.Бор Коршак С.Н.

Керженский монастырь

Леса за Волгой, Ветлугой, Керженцем были на протяжении трех веков цитаделью старообрядчества. На этой сравнительно мало заселенной территории в ХIХ веке существовало больше сотни старообрядческих скитов. Многочисленные попытки искоренить их военной силой, экономически, идеологически не давали желаемого результата. Разоренные скиты благодаря притоку новых раскольников и экономической помощи богатых старообрядцев со всей России быстро восстанавливались. Возникали и новые раскольничьи обители.

Во время Отечественной войны 1812 года нашли приют в Керженских скитах многие московские старообрядцы, бежавшие из сожженной французами Москвы.

Вернувшись в освобожденную от врагов столицу, они пожертвовали значительные суммы денег на возобновления старых и устройство новых обителей-скитов. Именно на эти средства, видимо, и был устроен новый Керженский скит. Располагался он на самом берегу реки Керженец и стоял уединенно в глухих лесах. Скит имел деревянную молельню и несколько келий, сразу же за ним начинался вековой сосновый бор, а из окон было видно, как несет свои воды быстрый Керженец.

Православная церковь в ХIХ веке не ослабила своей борьбы со старообрядчеством, но на смену военно-полицейским способам пришли идеологические. В середине позапрошлого века в Нижегородской духовной консистории встал вопрос о православном центре на Керженце – для обращения раскольников в официальную веру. Строительство нового монастыря не вызвало бы одобрения и поддержки старообрядческого населения керженских лесов, поэтому власти решили приспособить для своих целей один из новых скитов, не успевший обзавестись крепкими традициями и сильными покровителями. Выбор их пал на новоустроенный керженский скит, основанный в 1814 году.

Вдохновителем в переходе скита и его обитателей из раскола в православие стал игумен Тарасий. Став в 17 лет монахом Комаровского скита, одного из древнейших и почитаемых на Керженце, он 10 лет постигал в нем религиозную суть раскола. В 1816 году он перешел наставником в новоустроенный Керженский скит и служил в нем Богу до 1847 года. В 56 лет он оставил тихую скитскую жизнь и ушел в Нижний Новгород, где в силу только ему известных причин обратился в православную веру и порвал с расколом. В 1850 году Тарасий вновь явился на старое место, но не один, а с несколькими православными монахами и с указом властей об  « обращении скита в монастырь». 

Так в 1850 году был образован Благовещенский Керженский единоверческий монастырь, третьего (низшего) класса. Располагался он на месте и в зданиях прежнего Керженского скита, в 60 верстах от Нижнего Новгорода, в 24 верстах от уездного города Семенова.

фото М.П.Дмитриев 1897г.

 

Старообрядцы в округе говорили, что Бог не простит  захвата и накажет новых обитателей, православных монахов. Предсказание сбылось: в конце августа 1852 года пожар охватил монастырские постройки, в огне сгорели все 10 келий и другие строения. Во время пожара удалось спасти чудотворную икону Казанской Богородицы, особо почитаемую старообрядцами. Фактически монастырь предстояло восстанавливать заново.

Решено было начать строительство с двух церквей: каменной (зимней) соборной церкви Святой Троицы и деревянной (летней) Благовещенской. Руководил воздвижением монастыря из пепла ставший в 1861 году его настоятелем отец Тарасий – тот самый. Обе главные церкви возвели к 1868 году. Всего за пять лет над Керженцем встала красавица Троицкая церковь: красного кирпича, с высокой колокольней, она служила ориентиром для всех проплывающих по реке. В ходе строительства монастырь был обнесен деревянной оградой на каменных столбах, с северной стороны примыкавшей к дремучему сосновому бору. В конце 60-х годов в монастыре была устроена в виде старинного здания трапезная при новой, третьей, тоже деревянной церкви Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

фото М.П.Дмитриев 1897г.

 

Пожалуй, это было лучшее время в истории Керженского монастыря: он развивался, строился, на главную колокольню был отлит большой колокол весом в сто пудов. За устройство монастыря игумен Тарасий в конце 60-х годов ХIХ века был пожалован званием архимандрита.

При монастыре Тарасием было заведено обширное хозяйство, пасека на 60 ульев, изба для перегонки смолы, кузница. Основной доход получали со своей мельницы Крылихи, находившейся ниже по течению и перегораживающей Керженец плотиной длиной в 130 сажен.

В 80-е годы ХIХ века, сменив Тарасия, настоятелем монастыря стал архимандрит Филарет.

фото М.П.Дмитриев 1897г.

 

При нем число братии увеличилось, но, тем не менее, монастырь считался находящимся в упадке: сам Филарет подавал прошение церковному руководству об освобождении монастыря от налогов, так как «приходящих молиться в монастырь никого нет, то и сборы производить не с кого …». Конец позапрошлого века – начало упадка монастыря.

В 1897 году  монастырь посетил известный нижегородский фотограф М.П.Дмитриев, на его снимке запечатлены только 16 монахов в большинстве своем преклонного возраста.

Не произвел монастырь впечатления и на В.Г. Короленко, русского писателя, путешествовавшего по реке Керженец в июле 1890 года. Вот как он описал Керженский монастырь: « обитель … действительно представляла немного достопримечательного в общепринятом смысле. В ней не было ни богатства, ни того особого налета почтенной старины, который заметен порой на убогих монастырках русских захоронений… Основанная в сороковых годах, в разгар борьбы с расколом, она как будто бы не успела еще приобрести определенной физиономии. Небольшой двор, обнесенный стенами, хотя и чистенькие кельи, скромная трапезная, две церкви – зимняя и летняя, да несколько могил …».

В 1904 году Филарет, уже преклонный старец, сдал дела по управлению монастырем отцу Михаилу, в миру Панишеву, бывшему скорняку из Большого Мурашкина. Тот слабо разбирался в ведении хозяйства и привел его в окончательное расстройство. Состояние дел в монастыре обеспокоило благочинного округа Семеновского  уезда игумена Иеремию. В специальном рапорте 3 сентября 1904 года « О непорядках в Керженском Благовещенском монастыре» тот сообщал: « при обители есть пчельник на 60 ульев, но нет пчел, есть кузница, но нет мастера, лошадей ковать водят в Хахали за 8 верст, есть изба для гонки смолы, но нет мастера, крестьяне воруют лес на дрова, рубят лучшие деревья вдоль дороги». В завершении рапорта он рекомендовал поставить управляющим усердного молодого и понимающего инока и доверить ему вести хозяйство.

фото М.П.Дмитриев 1897г.

 

Находясь в стороне от основных дорог и трактов, в окружении приверженцев старой веры, проживавших на берегах Керженца в многочисленных скитах, монастырь изначально был обречен вести тихое, бедное существование. Во все годы его деятельности о нем сообщали: « стоит уединенно среди лесов, на реке Керженец».

В первое десятилетие ХХ века монастырь стал …  женским. Возглавляла его до самого 1917 года игуменья Ангелина. Послушниц – около 70 человек – перевели из разросшегося  к тому времени Осиновского монастыря. Монахини занимались огородничеством, рукоделием. В 1914 году игуменья Ангелина пыталась поправить дела монастыря продажей принадлежавшего монастырю леса: 150 десятин соснового бора представляли немалую ценность. Но начавшаяся мировая война внесла смятение и в монастырскую жизнь: монашки и послушницы приходили и уходили, некоторые из них помогали раненым в госпиталях. Остальные молились о даровании победы русскому воинству.

В первые годы гражданской войны и без того бедственное положение Керженского монастыря еще ухудшилось. Монашки разбрелись кто куда, однако каменная Троицкая церковь продолжала действовать, служили службы, на которые собирались православные с окрестных сел и деревень.

Закрыта была церковь вместе со всеми церквями в уезде по указанию «свыше» во второй половине 30-х годов. В 1945-46 годах в монастырских строениях размещалась колония малолетних преступников. Колонисты разрыли все церковные подвалы и монастырские могилы в поисках креста, по преданию, оставленного в монастыре последним священником. В пятидесятые годы колонию расформировали, а монастырские строения, оставшиеся без присмотра, были разобраны на хозяйственные нужды: красный кирпич красавицы церкви пошел на печи и фундаменты, бревна и тес – на сараи и дрова. На больших шестивесельных лодках развезли кирпич по всему Керженцу.

Несчастливая судьба. Основан был монастырь на чужом, обжитом староверами месте, существовал трудно и бедно, в наше время и останки его может найти не каждый. Лишь большие ямы от фундамента церквей, обломки красного кирпича да кусты сирени напоминают о том, что здесь когда-то было.

 

Экспедицией Борского Центра детско-юношеского туризма и Большепикинской средней школы в июне 1997 года установлено точное местонахождение монастыря, на его месте возвышается памятный знак – крест с вырезанной надписью «Керженский монастырь», он хорошо виден и с  дороги, и с реки – на полпути по реке от Хахал до Лыкова на правом берегу.

 

С.Н.Коршак

фото из архива автора

газета Борская правда  № 122 (12048) от 18 августа 1998 года