Комаровский скит

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:статья
Комаровский скит — один из нижегородских старообрядческих скитов, находившихся на реке Керженец, известен по романам П. И. Мельникова «В лесах» и «На горах», где описан быт и обычаи скита и в целом старообрядцев.

Комаровский скит - один из старейших и крупнейших на Керженце. Был основан в конце XVII - начале XVIII в. в 36 км к северо-западу от Семенова, вблизи деревень Елфимово и Васильево старообрядцем Комаром, пришедшим на Керженец из Торжка. Среди Керженецких скитов Комаровский был самым крупным и богатым. В период расцвета в нём было 48 обителей, в которых проживало до 2000 человек, скит имел связи с российскими и зарубежными старобрядцами. Кроме обителей скит включал в себя жилища семейных крестьян с чадами, а также – "сиротские". "Сиротами" называли не принадлежавших к общине скитских поселенцев, живущих отдельно и кормящихся от собственных средств, но в период работы Нижегородской ярмарки собиравших в Нижнем пожертвования на скит от купцов-старообрядцев.

 

Комаровский скит в 1897 году. Фотография М.П.Дмитриева

Скит стал одним из мест действия романов П. И. Мельникова «В лесах» (1871—1874) и «На горах» (1875—1881). Действие романа происходит в сложное для старообрядцев время: между основанием Белокриницкой старообрядческой митрополии и разорением керженецких скитов в 1853—1854 годах. Мельников-Печерский, непосредственно участвовавший в «разорении» керженецких скитов, передал в своих романах настроение их насельников того времени.

В романах описан старообрядческий собор, проводившийся в Комаровском скиту по инициативе Манефы Новой для решения вопроса о присоединении керженецких насельников к Белокриницкой митрополии, описаны паломничества инокинь к почитавшимся окрестным святыням, а также в подробностях описан быт, богослужения (в том числе множество духовных песен староверов) и нравы заволжских старообрядцев середины XIX века.

В Комаровский скит в разное время входили Бояркина обитель, Игнатьева обитель, Ионина обитель и Манефина обитель. Именно последняя изображена в романах Мельникова-Печерского.

 

Манефина обитель

Основана в конце XVIII века Манефой Старой, изначально называлась по фамилии основательницы Осокиной. Когда купцы, родственники Манефы, получили дворянство и перестали оказывать помощь скиту, то обитель обеднела и получила прозвание обитель Рассохиных.

 

 

 

Манефа несмотря на трудности смогла сохранить обитель, которая впоследствии стала называться Манефиной — но уже в честь Манефы Новой, давшей ей известность среди старообрядцев.

 

Гробница Манефы «Старой» (в конце XIX века и в 2006 году)

 

Известные настоятельницы: