Томас Марниц: "Каякинг - моя любимая работа"

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:интервью
4 декабря в Нижнем состоялась встреча с профессиональным каякером, членом команды Adidas Sickline Томасом Марницом (Рига, Латвия), который презентовал новые фильмы - подборку лучших моментов экспедиций последних трех лет и The Book of Legends, который был снят на Алтае в 2010 году. После показа Томас ответил на вопросы нижегородского интернет-портала turizmvnn.ru

 

Томас Марниц,

профессиональный каякер, Adidas Sickline and Pyranha team member

 

Участник экспедиций и путешествий по рекам:

Громотуха, Чарын (Казахстан),

Горлык-Гол, Онот, Китой, первопрохождение рек Эхе-Гол, Билюты (Саян),

Cimadur и др. (Индонезия),

Ribo и др. (Швейцария),

Sessia, Upper Sorba и др. (Италия),

Raundalselvi, Moldåi, Ustekveikja, Ustenåi, Driva, Rauma и др. (Норвегия),

Oetz (Австрия),

Royal Gorge, Fordyce Creek и многие др. (Калифорния, США) 

Карагем, Аргут, Чуя, Башкаус, Чулышман, Чульча (Алтай),

и этот список неполный!

 

- Томас, мы в России знаем, что такое спортивный и самодеятельный туризм, коммерческие туры, но что такое "команда профессиональных каякеров" - не вполне понятно. Поясните!

- Наша команда - это сборная со всего мира, которая состоит из 15 человек. В команду входят представители десяти стран, десяти национальностей. Может быть, это прозвучит нескромно, но в этой команде собраны одни из лучших каякеров мира. 

Мы занимаемся тем, что ездим в разные точки планеты, проходим интересные реки, снимаем фильмы, пишем отчеты и рассказы, как, например, вышедший в этом году в журнале "Вертикальный мир" (№ 93, "Алтай 2010", рассказ + фото - Ред.). Это наша работа. Мы получаем деньги именно за сплавы и за тот материал, который привозим из экспедиций. 

Еще мы участвуем в подобных мероприятиях с показами фильмов. В этом году здесь, в Нижнем, у меня первое такое мероприятие, которое, я очень надеюсь, станет традицией. В Европе (например, в Германии, Швейцарии, Австрии) проводятся точно такие же встречи и показы, на которых демонстрируются эти же фильмы. Только залы там собираются намного большие. В некрупных городах подобные показы собирают до 500 человек, а на самом масштабном мероприятии, в котором я участвовал, присутствовало около 2 тысяч зрителей.

 

- На Западе так много увлеченных людей? Или фильмы о прохождении сложных рек там интереснее более широкой аудитории?

- Во-первых, в Европе уже сложилась традиция - проводить подобные показы. Этой традиции 4-5 лет. И многие знают, что каждый год, в конце сезона, к ним приедут из нашей команды и покажут новый фильм. Надеюсь, что, если в следующем году я приеду в Нижний Новгород, то на показ придут все те же люди, которые пришли сегодня, и приведут своих друзей. 

Это некоммерческий показ и нет никакого желания заработать на этом деньги. Встречи и показы фильмов проводятся для популяризации каякинга как вида спорта. И, как мне кажется, посмотреть такой фильм с экрана - это интересно и зрелищно!

Во-вторых, в России существует большая проблема с доступностью снаряжения. Ни для кого не секрет, что доступность снаряжения - если можно прийти, пощупать, посмотреть, попробовать, - сильно влияет на привлекательность любого спорта. На Западе привлечь людей намного проще, чем в ситуации, которая была и пока остается в России, где рынок каяков и необходимого снаряжения только формируется. Мне бы хотелось верить, что это изменится.

 

- Как вы пришли в профессиональный каякинг? Как попали в команду Adidas?

- Отчасти случайно. Первый серьезный сплав у меня был в 2002 году, а до этого я путешествовал со своими родителями, которые воспитаны на советской школе водного туризма. Мы постоянно куда-то ездили на байдарках... То есть в лодке я сижу очень давно и даже не могу вспомнить (мал был), когда это случилось впервые.

А в команду Adidas я попал волею случая. В конце 2008 года, когда я вернулся с Алтая, где провел весь сезон (мы снимали фильм "Империя"), получил приглашение на собеседование. Инициатива на 100 процентов была со стороны Adidas. И, честно говоря, когдя я ехал в Германию на встречу с представителями компании, вообще не имел никакого понятия, зачем они меня туда пригласили и что им от меня нужно. 

Изначально у меня не было цели куда-то попасть. Я около 5 лет занимался сплавами, своим любимым делом. Конечно, мечтал перейти на другой, более высокий уровень своего хобби, но это не являлось основной целью. Кто-то меня заметил и пригласил. Можно сказать, пришло вознаграждение.

 

В Мажойском каскаде. Большая вода, 2010 г. На реке Asahan, Суматра, Индонезия, 2009 г. На реке Royal Gorge, Калифорния, 2010 г.

 

- Как в вашей стране, в странах Западной Европы человек может прийти в гребной слалом, в каякинг? Интересно ли это для молодежи, доступно ли?

- В Латвии с возможностями заниматься каякингом так же скромно, как и в России. В моей стране еще и ресурсов нет для сплавов - гор, горных рек. Возможно, поэтому я пока единственный представитель Латвии, который занимается каякингом профессионально, кто превратил свое хобби, свое увлечение в работу. Но последние годы все больше людей в Латвии стали следить за нашими путешествиями, за нашей командой. Вероятно, сказывается мой личный пример. И сейчас на занятия приходят все новые и новые люди, со стороны. Однако молодежи среди них очень мало, что печально. Приходят люди моего возраста и старше. Должна быть традиция, школа каякинга, чтобы привлекать молодежь.

В Западной Европе существует огромное количество клубов, которые привлекают школьников. Я точно знаю, что в некоторых небольших городах Германии при школах есть секции гребного слалома, клубы, которые организовывают путешествия, обучающие туры. Они некоммерческие. Не берусь утверждать, откуда у клубов деньги. Возможно, поддерживает государство. Возможно, занятия платные. Знаю точно одно - они доступны для школьников, и бизнес на этом никто не делает.

Могу рассказать про опыт Швейцарии. В городе Базель (там у меня живет сестра) есть слаломный канал, и для всех школьников посещение этого канала и аренда снаряжения в определенные часы бесплатна. Вместо того, чтобы курить и заниматься бог знает чем, у детей есть возможность поплавать с тренером по слаломному каналу. 

Мне кажется, что похожая система есть и в Америке, и в ряде других стран. В Америке, где немало полных, очень ценят и уважают спортсменов и тех, кто ведет активный образ жизни. Там проводится, культивируется политика оздоровления нации через спорт и активный отдых.

 

- В мире есть другие профессиональные команды каякеров или мастеров водного слалома, которые финансируются крупными компаниями?

- Такая команда одна. В мире есть спортсмены-индивидуалы, которых поддерживают разные спонсоры. Они платят спортсменам зарплату. А команда Adidas в этом плане уникальна.

 

- А зачем команда для Adidas? Понятно, что компания получает возможность использовать снятые кадры для имиджевой рекламы и рекламы своей продукции. Но зачем проводить несколько экспедиций в год? Зачем делать высокого уровня фильмы? Кстати, фильмы в принципе продаются? Мне кажется, многие бы их купили…

- В магазинах фильм не продается. Первый фильм, который я показывал (о 5 экспедициях) демонстрируют в 20 странах по телевидению, в том числе и в России. Насколько мне известно, в Германии на станциях метрополитена крутят этот фильм. И в ресторанах McDonalds по всей Германии.

Почему не продается… Есть проблема незаконного копирования и нарушения авторских прав. Проблема, ни для кого не секрет, особенно характерна для России. К примеру, фильм "Высшая проба", который мы сделали с Васей Порсевым, просто украли у нас и показывали по российскому телевидению без согласований.

Конечно, в фильмах зритель видит рекламу. В этом один из главных интересов Adidas. В течение 40 минут в каждом кадре присутствует логотип нашей компании. Но вы же в первую очередь видите интересную картинку, нечто необычное для простого обывателя, и действие на экране вас увлекает.

Есть еще одно объяснение. Оно касается стратегии Adidas. В течение последних 5 лет компания очень серьезно занимается производством одежды и снаряжения для outdoor, и фильмы - один из способов рекламировать (показать) продукцию. Помимо сплавов, в фильмах присутствуют моменты, когда мы сидим у костра, ходим пешком, используя то снаряжение, которое изготавливается Adidas не только для узкого круга лиц, но и для широкой продажи. Мы в реальных "боевых" условиях проверяем продукцию.

 

- Вопрос о видеотехнике, которую вы используете в "боевых" условиях. Посоветуйте, какие видеокамеры стоит покупать для съемок на ходу с точки зрения качества картинки и надежности крепления к каске.

-  Камеры, которые мы используем, называются GoPro. На сегодня это лучшая камера, которая обеспечивает "взгляд изнутри". Есть несколько приспособлений, "веревочек", которые страхуют камеру от потерь. Даже если она отломалась от крепежа, есть страхующие элементы. 

Конечно, потери камер и у нас случаются, этого не избежать, потому что тот уровень рек, по которым мы сплавляемся, очень высокий. Но не попробуешь - не узнаешь!..

 

- В вашей команде подход к съемкам не просто серьезный, он высокопрофессиональный. Во время экспедиций съемки и подготовка к ним занимают много времени?

- У нас команда - это организованный коллектив, в котором каждый знает, что от него требуется в той или иной ситуации. Если мы подходим к порогу и понимаем, что с точки зрения съемки он интересен для нас, то каждый знает, что ему нужно сделать. За годы уже все отработано, и время не тратится впустую. 

Разумеется, каждый умеет хорошо снимать видео и фотографировать. Но, вы правы, у нас есть 3 человека, которые, помимо сплавов в команде Adidas, зарабатывают операторской работой. К примеру, съемками горнолыжников. И в экспедициях они как бы руководят остальными во время съемок.

 

- Монтаж фильмов делают члены команды или отдельные профессионалы?

- Монтаж наш, это тоже наша работа. Из поездки на Алтай мы привезли примерно 40 часов отснятого материала. А продолжительность фильма около 40 минут. В него не вошло очень много хороших кадров… Просто нам есть из чего выбирать!

Я частично участвовал в монтаже второго фильма - по Алтаю, в частности, дорабатывал субтитры. А в основном монтирует один из участников нашей команды - Олаф Обсоммер, немец. Он у нас как бы главный в команде. Задача монтажа - выбрать наиболее яркие, удачные, интересные кадры.

 

- Некоторые пейзажные планы, которые на экране проносятся за 10-15 секунд, снимались часами…

- В самом конце фильма есть кадр: солнце стоит в зените, а потом быстро садится, и выходит луна. Продолжительность съемки одного этого кадра составила 12 часов! 

Да, для красивой картинки приходится много работать. Тот материал, который в конечном итоге получается, итоговый фильм - это как вершина айсберга. За кулисами остается огромный труд. Но он в удовольствие! Если ты занимаешься любимым делом, ты не можешь его делать плохо. Моя работа мне нравится и приносит огромное количество ярких эмоций.

 

- В фильме не видно, как при прохождении сложных и опасных участков, вы организуете страховку. Возникает ощущение, что вы идете пороги 6 к.с. сходу, с небольшими интервалами между судами.

- В нашей команде собраны одни из лучших спортсменов мира, и все сплавляются на очень высоком уровне. Есть и доверие друг другу, и чувство друг друга на воде развито очень хорошо! Но, конечно, в отдельных сложных местах, на серьезных порогах, страховка ставится. Вы просто не видите ее в финальном варианте фильма. Ошибка на такой сложной воде может дорого стоить, и все понимают, насколько велик риск, и какова может быть цена ошибки.

Если вернуться к алтайской экспедиции, на реках я ехал первый, потому что мне они знакомы. Я был на нижнем каньоне Башкауса пять раз и знал, какие пороги надо предварительно осмотреть, а какие можно идти сходу.

А волнения и переживания, что с кем-то что-то может случиться… Я в своих ребятах уверен. И они мне доверяют - если видят, что я поехал без просмотра, то значит можно идти.

 

15-метровый водопад на реке Эхе-Гол В Восточном Саяне 12-метровый водопад на реке Билюты

 

- Но каньон Билюты вы шли впервые! А просмотреть его очень сложно - там глухие стенки, на притоках тоже каньоны...

- Первопрохождение каньона Билюты мы делали с Васей Порсевым и моими российскими друзьями в 2008 году. А до сплава томский каякер Василий Чесноков ходил туда в конце осени, по льду. Просматривал все места и фотографировал.  Мы сплавлялись (часто так и происходит) по памяти, по увиденным до экспедиции фото и видео.

А еще есть такая штука, как интуиция. Даже если ты не видишь порог, но уже неоднократно бывал в подобных ситуациях, вырабатывается набор приемов, которые используешь, опираясь на предыдущий опыт. Как правило, это работает.

Я надеюсь, что зрители понимают - наша команда не совершает никаких необдуманных поступков. Все происходящее на экране - это не авантюра и не случайность. Если решение идти было принято, значит все ходы к этому моменту уже просчитаны. Решения не идти тоже бывают, и в первом фильме вы видели жест - скрещенные руки - после осмотра одного из препятствий.

 

- Одни из самых эффектных кадров в фильмах – прохождение водопадов. Как выдерживаете столкновение с водой под сливом, силу удара?

- Сила удара при приводнении зависит от количества воды в реке, в водопаде. Чем больше расход воды, тем более вспененная структура чаши. Ее даже трудно назвать водой, потому что это скорее пена. Чем меньше расход, тем плотнее вода и тем более жестким будет вход в нее. Есть несколько приемов, которые используются в зависимости от того, насколько высок водопад.

 

- Возможности человека в плане прохождения тех или иных рек расширяются с появлением новых классов судов, с ростом опыта, накопленного в профессиональной среде. Деревянные плоты сменились надувными, потом появились рафты и катамараны, потом каяки. Пороги, которые когда-то считались непроходимыми, пройдены. Теперь прыгают с высоких водопадов. А что же дальше? Как быстро сейчас поднимается планка возможностей и мастерства?

- Действительно, с развитием снаряжения меняется и уровень спортсменов. Если сравнивать уровень сплава 10 лет назад, то он был совсем иным. А явный скачок произошел примерно 20 лет назад, когда сделали первую полиэтиленовую лодку. Это был прорыв!.. С того момента началось быстрое развитие каякинга, как экстремального вида спорта. 

Мне кажется, что последние 5 лет снаряжение практически не меняется, ничего принципиально нового не появилось. И планка возможностей в каякинге сейчас поднимается небыстро. Есть некоторые отдельные спортсмены, которые поднимают планку прыжков с водопадов. Но здесь причина не в снаряжении - эти спортсмены проверяют свои личные человеческие способности. 

И еще - сейчас уровень мастерства у ведущих спортсменов уже очень высок. Здесь вряд ли возможен быстрый рост. Как будет происходить развитие? На карте мира еще огромное количество мест, где спортсмены бывали редко или вовсе не сплавлялись, - Аляска, Китай, Средняя и Юго-Восточная Азия. Люди будут пробовать себя на новых "полигонах" и делать шаги вверх по уровню мастерства.

 

- Вам довелось побывать во многих странах, пройти разные по расходу воды и характеру берегов реки. Понятно, что для компании Adidas важны новые сплавы по еще непроойденным вами рекам, чтобы сделать новые фильмы.  Где вы мечтаете побывать? Есть ли реки, регионы, страны, куда вам хотелось бы вернуться? 

-  Действительно, на карте мира еще очень много мест, где я не был, и куда мне очень хочется попасть. Я никогда не был в Новой Зеландии. Эта мечта живет уже долгие годы. Так сложилось, что один из проектов следующего года у нас будет проходить в Новой Зеландии.

Из стран, куда мне хотелось бы вернуться, это, прежде всего, Америка, Калифорния. Я был в Америке в этом году, летом. Провел там 3 месяца, из которых 3 недели не мог сплавляться, потому что сломал ребро. Мы вновь едем в Калифорнию в следующем году, потому что там огромное количество рек, которые мы просто не успели посетить за один приезд.

И мне очень нравится Россия!.. На Алтае я был огромное количество раз, и экспедицию в этом году организовывал я (будучи единственным из команды, кто говорит по-русски, я занимаюсь организацией путешествий по России и странам, где знают русский язык). Попутешествовав по миру, я понял, что алтайские реки, если быть откровенным, одни из лучших, которые я видел. Почему? Горы, мощь воды… Для всех нас Алтай - это дикая природа, которую не найдешь в Европе, ее там уже давно нет. А на Алтае пока еще все дико.

 

- Но есть еще более дикие регионы - Аляска, плато Путорана, Якутия, северо-восток России…

- Да, в 2009 году мы были в более удаленном регионе, чем Алтай, - в Саянах, прошли несколько красивых и интересных рек в бассейне Китоя. А одна из возможных поездок  в будущем – как раз на плато Путорана. Я узнавал про ситуацию с доступом в Норильск и в заповедник, и понял, что это очень непросто, особенно для иностранцев. Я пока не знаю, как эту проблему решить, но плато Путорана – это тот регион, куда нам очень хотелось бы попасть! Привлекает и суровость Севера, и уникальность. Я просматривал отчеты, причем не только по сплавам, но и пешие, и у меня сложилось именно такое мнение – район уникальный.

 

- Каким образом можно отслеживать ваши путешествия? Почитать о них, посмотреть фотографии?

- У меня есть свой блог в Интернете. Его адрес marnics.blogspot.com. Также я надеюсь через год вновь приехать в Нижний и уже более широкой аудитории показать наши новые фильмы.

 

Под водопадом на реке Куркуре, 2010 г. До встречи на воде! Томас Марниц в водопаде "Белый Сарлык", река Куркуре, 2010 г.