Лоция: Река Большой Уругудей

Автор: redaktor
Регион:Прибайкалье
Категория:четвертая
Лоция подготовлена группой под руководством Юрия Николаевича Соколова в 1983 году

Пешая часть до реки Большой Уругудей начиналась с курорта Хангар-Ула. Группа прошла вдоль реки Харагун до Казарменного ручья.

Bыходим по тропе к ручью Казарменному. Переходим его и идем вдоль кромки леса, затем сворачиваем в долину, она в этом месте широкая. Тропа хорошая, торная, т.к. по ней часто выезжают на рыбалку пастухи.

Через 35 мин. переходим первый ручей, он шириной метра три, неглубокий. Через I8 минут от этого ручья встречается другой. Тропа спускается к реке и там пересекает его. Еще через 10 мин. тропа выходит к загону для скота, далее она идет по болотистому месту.

В 12 мин. от 2-го ручья - третий, мощный и широкий – 5-6 м. Через 10 мин. от него тропа выходит к реке, где русло делится на три рукава. Правое более мощное, в принципе сплав уже можно начать отсюда, но мало строительного материала. Далее мы шли вдоль реки по болотистой тропе. Через 22 мин. от 3 ручья пересекаем 4 ручей - неширокий, но глубокий, за ним тропа улучшается. Через 15 мин. от четвертого ручья выходим к мощному притоку. Пятый по счету, находится в 100 мин. от дома, за ним вновь идем по болотистой местности и через 12 мин. пересекли небольшой ручей. Долина заметно сузилась. Поднимаемся на взгорье и выходим к реке. Хорошая площадка.

Остановились для оценки реки и местности. До «темного» плеса мы не дошли 2-3 км. Группа разведки доложила, что река пригодна для сплава и есть лес. Решаем встать лагерем и строиться. Высота 1400 м. Время пути от домика 130 мин., а с учетом остановок мы прошли за 3 часа 45 мин. Пешая часть маршрута закончилась.

Моросит мелкий дождь. После обеда произвели торжественный спуск cyдoв на вoдy. Последняя проверка, уборка лагеря, и наши суда медленно отчаливают от берега. Первые 15 мин. вотречаются несложные, мелководные шиверы, часто цепляемся за дно. Иногда приходится протаскивать суда. В малую воду, вероятно, придется начинать сплав много ниже, т.е. от "Темного" плеса. Через 40 минут сплава слева приток (высота 1380 м) и сопка поросшая малой и редкой березой. Впереди виден остров, разбивает реку на две притоки. Левая мелководная, в правой шивера 1. Несложная, с мощным сливом. При входе в протоку держаться левого берега. За островом при выходе в основное русло резкий правый поворот, через 20-30 м две подводные скалы. Проходы узкие. Проходили под левым берегом, уходя за островом от несложного прижима к скале левого берега. Cnpaвa отмель, пляж. Это и есть "Темный плес". Он небольшой, но глубокий. Есть хариус. Высота 1420 м. В этом месте рекомендуется начинать сплав. Место хорошее и для стоянки, и для строительства. 3а плесом река становится глубже. Долина реки довольно широкая идет прямо, а сама река оильно петляет.

З.Шивера простая на повороте. Начинается за плесом в 50 м. Резкий правый поворот, на берегу завал, но проход по воде чистый. Временами встречаются торчащие с берега деревья. Быть осторожмым. Река петляет, но в пределах видимого участка, можно идти без разведок. Скорость высокая.

4. Шивера простая. В 12 мин. от плеса "Темного» река разделяется на три русла. Левое узкое и мелководное, идти правой или средней протокой. Проходится просто. Высота 1350 м.

5. Шивера на слиянии трех проток. Справа горы небольшой ручей, проходили центром.

6. Порог "Кривой". Высота 1345 м. Приметами являютоя маленький приток за 100 м до порога. С левой стороны с берега к воде спускается гора из старых скальных пород, вдали видна лысая гора, перед скалой идет разделение реки на два русла. Левое - мелкое, каменистое. Идем по правому, река делает плавный левый поворот. Порог состоит из 2-х ступней с большим перепадом. В русле - большие камни. Проходим по центру с лавировкой между камней. Скорость большая, вал 0,5 м.

7. Шивера - находится за порогом. Проходили, смещаясь к левому берегу от центра.

8. Шивера-порог на левом повороте. Высота 1340 м, находится через 10 мин. от 7. Небольшой прижим к скале правого берега. Справа перед скалой небольшой ручей. Приставали к левому берегу на галечную отмель для разведки. Проходили центром, уходя на отрицательной скорости от прижима к правой скале.

ПСН основательно порвался. Ищем место для стоянки на ночевку. Болотистая местность, поросшая редким лиственником.

9. Шивера на левом повороте. Проходим по центру.

10. Шивера на левом повороте с небольшим прижимом к правому берегу, скорость 10-12 км/час. Впереди с правой скалы виден ручейный водопад, слева приток. Высота 1325 м. Примерно через 1 км река разделяется на два русла. Правое мелководное, левое мощное (может быть перегорожено упавшим деревом, необходим просмотр). Нам пришлось убирать листвинницу. Ниже острова встаем на ночлег. Высота 1310 м.

Чистого ходового времени от места постройки 2 часа 15 мин. Перепад высот 90 м.

11. Шивера на выходе протоки. Шли вдоль левого берега.

12,13. Шиверы - простые, но с большим уклоном, впечатление, что катишься на санках с горы. Проходили без разведки, линия движения видна с наплыва. Прошли за 30 минут. Впереди виден остров и лысые горы.

14. Шивера-порог «Шляпа». Высота 1295 м. Приметы: справа лысая гора с ручьем посередине. Река становится чуть шире. Впереди виден остров с галечной косой, далеко выдающейся вперед. Необходимо заранее, до косы прижаться к левому берегу, т.к. с воды кажется, что обе протоки равнооильны, но это не так. В середине участка правая протока превращается в сплошнуо отмель. На этом «купился» или «прошляпил» экипаж ПСН, и им пришлось тащить его на руках. Левая протока с большим уклоном (8 м/км) петляет. В конце острова после правого крутого поворота вся струя бьет в скалу правого берега. Прижим с отбоем, валы до 0,5 м. Шли по середине струи, работая на отрицательной скорости. Сразу за скалой можно пристать в улов к правому берегу. По камням этого берега ходить с большой осторожностью. Они все "живые" и могут принести непрятности.

15 Шивера «Змейка». Начинается с левого поворота. Сразу же после 14. Характерной особенностью этой шиверы являются резкие повороты и мощный прижим к скалам левого берега на последнем правом повороте. Скальный выступ виден с воды, а русло реки и ее характер не просматривается, т.к. река делает резкие повороты, по бepeгaм густая растительность. Скорость течения высокая, т.к. перепад очень большой - более 10 м/км. От 14 до 15 прошли за 5 мин. Высота 1280 м.

За 15 препятствием река течет по широкой долине. В 200 м от 15 справа впадает маленький приток. Еще через 5 мин. справа небольшой водопадный ручей. Слева видна гряда с лысой вершиной, покрытой сухостоем. Река становится шире и глубже, течение по-прежнему 6oльшое.

16, 17 Простые шиверы. Проходили без просмотра, по центру.

18 Шивера-порог - начинается от острова, которым река делится на две части. Правая протока, более мощная, круто огибает остров, на выходе по центру несколько острых камней и большой «зуб», напоминающий моржа. Работая на отрицательной скорости, прошли острые камни, но при выходе в русло мощная струя из левой протоки наваливает наше судно на "зу6". За «зубом» небольшой тихий, но глубокий плес. ПСН прошел между "зубом" и правобережной отмелью.

Через 5 мин. сплава от 18 после правого поворота на левом берегу видны 2 избушки.

19 Шивера простая в устье р. Буругудея. Bыcoтa 1250 м. Справа с большим разворотом и шумом вытекает р.3ун-Мурин.

От ночной стоянки до р. Зун-Мурик плыли 1 час 20 мин чистого времени. С учетом остановок 2 часа 20 минут.

ВЫВОДЫ:

• Река Б.Уругудей отличается быстрым течением и наличием разных поворотов. Этот факт заствляет экипажи быть внимательным и работать четко и слаженно.
  • Хариус берет, начиная с "Темного плеса".
  • Места для стоянки в средней его части плохие, т.к. место болотистое и в основном одни листвинницы.
  • Большую опасность в верховьях реки могут представлять завалы.
  • При наличии хороших судов сплавиться по р. Уругудей можно за один день.

Дополнительная информация
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании