Описание перевала Гаджир Западный (4600 м, 1Б)

Автор:
Регион:Высокий Алай
Тип объекта:Перевал
№ 4.1.12 (в таблице перевалов Памиро-Алая)
Расположен: река Караказык С. - ледник Гаджир, 4600 м, 1Б, ск-ос

Расположен в отроге Алайского хребта и соединяет ледник Гаджир (р.Гаджир) - река Сев.Караказык.

От последних зеленых полян с арчей, расположенных перед большим моренным валом, по хорошей тропе идти вверх по левому борту ущелья на тело ледника, который, в свою очередь, покрыт мощным слоем осыпного материала. На леднике тропы нет, держать направление по более ровной части в сторону перевала Спартак, т.к. сам перевал Гаджир З. не просматривается. В узком месте между скал крутизна становится больше, но хорошо проходится. Вправо от перевала Спартак просматривается широкая седловина перевала Гаджир. На леднике можно найти места для палаток.

Подъем на перевал начинается вдоль правого края ледника по боковой морене. Есть хорошая тропа, но в некоторых местах она исчезает, завалена камнями. Выше тропа подходит под самые скалы и идет вдоль них. В средней части тропа резко уходит влево между двумя скальными выходами. По разрушенным скалам тропа выводит на широкую седловину перевала к самому туру.

Перевал Гаджир Западный с ледника Гаджир

Спуск идет сначала по осыпному склону на плато, к озеру, где хорошо просматриваются многоугольники, образованные мерзлотой. От озера тропа резко поворачивает влево и идет вдоль ручья, который местами теряется в камнях. Не доходя крутого и резкого поворота в каньоне, в левой части каньона есть проход вниз. Здесь навешивают перильную веревку (20-25 м) до тропы, которая, не спускаясь к реке, идет вдоль склона. Она хорошо просматривается и очевидна. По камням тропа выводит на моренные образования, по ним идти вниз до зеленых полян, где вытекает чистый ручей и можно отдохнуть. Дальше спуск идет резко вниз по зеленым буграм на нижние зеленые поляны. Там из-под камней вытекает чистый ручей и можно ставить лагерь.