Описание перевала Калининградский (4200 м, 1Б)

Автор:
Регион:Матчинский горный узел
Тип объекта:Перевал
№ 2.18 (в таблице перевалов района)
Расположен: река Джиптык - ледник Бирксу (река Кшемыш)
4200 м, 1Б, ск-ос

Перевал Калининградский расположен в водораздельном хребте Кокбель и соединяет истоки реки Джиптык - ледник Бирксу (река Кшемыш). Перевал расположен севернее вершины 4540 м.

Путь подъёма на него в 1 км от домика бывшей ГМС "Джиптык", выше по ущелью реки Джиптык. На перевальную седловину ведёт круто поднимающаяся лощина (до 40º). Вверху она заканчивается висячим ледником, который сползает с северных склонов вершины 4540 м. Край ледника, примыкающий к скалам на другом склоне лощины, покрыт снегом, трещин нет.

Вид на перевал Калининградский с реки Бирксу

Подъём начинается от небольшого ручья, сбегающего по лощина от висячего ледника, среди огромных гранитных глыб и густого для высоты 3200 м арчевого леса. К перевалу подниматься вдоль ручья, временами забирая вправо (по ходу) для обхода гранитных глыб. По пути много козьих троп. Арчевый лес быстро заканчивается, а ручей продолжает течь, часто исчезая под огромными камнями. Вверху, в каменистом русле лощины, нетрудно найти площадки для ночлега. Подъём сюда занимает около 6 часов. Ледник в лощине не имеет концевой морены, он наступает. Его нижняя часть и лощина простреливаются камнями характерного красного цвета. Летят они справа (по ходу) со склонов вершины 4540 м. Средняя часть ледника и его заснеженный правый берег, примыкающий к скалам, камнепадоопасны. Скалы сильно разрушены и завалены обломками скальной породы, которые на склоне держатся слабо. Подниматься на первал по снежно-ледовому участку, частично по снегу с выходом вправо почти на середину ледника, на открытый лед (крутизна до 40°), после чего возвращаться на снег, где ледник выполаживается и выводит на перевал. Подьём к перевалу от конца ледника занимает около 2 часов. Перевал представляет собой небольшое снежное поле. Справа близко - вершина 4540 м, слева - осыпной гребень со скальными выходами, где и сложен тур.

Спуск с перевала в сторону ледника Бирксу начинается почти отвесной стеной около 5 м, покрытой снегом, затем, около снежника, склон выполаживаетоя до 30°. Снег здесь всегда твердый (теневая сторона), в виде слежавшегося фирна. Крутой участок спуска можно обойти слева. Снежник сменяется осыпью. Справа, ближе к вершине 4540 м, осыпь красная, слева - серая. На красную осыпь падают камни со склонов вершины. При спуске лучше уходить влево на серую осыпь. Дальнейший путь на ледник Бирксу хотя и трудоёмок, но технически несложный. По осыпям и моренным холмам, обойдя слева моренные валы вливающейся правой ветви ледника, выходить на основное тело - трещин нет. Затем переходить на правобережную морену. Далее по тропе вниз к кошу, к зелёным стоянкам пастухов.