Описание перевала Матча-1 (4090 м, 2А)

Автор:
Регион:Матчинский горный узел
Тип объекта:Перевал

Перевал Матча-1 расположен в Туркестанском хребте между массивом пика Игла и вершиной Малая Матча. Является водоразделом между ледником Матча (река Ак-Терек) и верховьями ледника Зеравшанский.

От поляны Матча идти по тропе, которая проложена по правому (орогр.) берегу реки до мостика, по нему перейти на другую сторону. Подъем до летовок пастухов. На противоположной стороне ущелья конечная морена ледника Игла. В этом месте есть мост на правый берег Ак-Терека. По правому берегу подниматься по тропе вверх до высокой левобережной морены ледника Матча. По гребню морены идти до ее конца, обходя самую разорванную правую часть ледника. В конце морены есть хороший сход на лед, ледник спокойный, небольшие трещины легко обходятся или перепрыгиваются. В верхней части ледника трещин нет. Поднявшись в верхний ледовый цирк, можно хорошо видеть перевал Матча-1, представляющий собой сложно-ледовый склон. В левой части склона есть ледопад, прямо по центру и справа - два скальных выхода. Между ними внизу бергшрунд. Подъем на перевал в основном идет правее ледопадного участка, по простым скалам крутизной 40°. Поднявшись до середины склона, перейти через желоб на правую половину скального выступа. Скальный выход пологий (30-35°). После скал выйти на снежный склон (45°) и по нему подняться к скальному выходу, который расположен в верхней части склона. Дальше, траверсируя склон вверх-вправо, оставлять внизу крутой ледовый склон, выйти на широкую и снежную седловину перевала. Тур расположен справа по ходу в камнях.

Вид на перевал Матча-1 с ледника Матча

Спуск с перевала по некрутому (до 20°) снежному склону к осыпи, затем, снова по снегу, идти до выхода на Зеравшанский ледник. Поверхность ледника в месте выхода ровная, имеющиеся небольшие трещины легко обходятся. На боковых моренах можно поставить лагерь.