Описание перевала ОПТЭ (4000 м, 3А)

Автор:
Регион:Матчинский горный узел
Тип объекта:Перевал
№ 2.38 в таблице перевалов.
Расположен: верховья ледника Щуровского (река Джиптык) - ледник Скачкова (ледник Зеравшанский)
4000 м, 3А, зимой 3Б, ск-лд-сн

Перевал ОПТЭ расположен в Туркестанском хребте между вершинами пик Щуровского Западный и пик Южный. Соединяет верховья ледников Щуровского (река Джиптык) и Скачкова (ледник Зеравшанский).

Основная техническая сложность перевала заключается в преодолении 200-метровой, подрезанной снизу широким бергшрундом крутой снежно-ледовой стены, крутизна которой на заключительных 40-60 м достирает 70°. С перевальной перемычки свисают снежнеледовые карнизы, а на плато видны следы обвалов.

Вид на перевал ОПТЭ с ледника Щуровского

От места ночлега на левобережной морене нужно идти в направлении восток-юго-восток, огибая скальный мыс слева, до обширного некрутого фирнового поля без трещин (20-30°). Подход к перевальному подъему составляет 2-3 часа. Слева - внизу по ходу движения - остаются ледопадная часть и заключительный снежный цирк. Перевал лавино- и камнепадоопасен, имеет восточную экспозицию склонов, поэтому выходить на маршрут затемно, либо ночевать как можно ближе к перевалу.

Бергшрунд преодолевается прямо по линии проекции седловины (нависание карниза). Страховка через скальные крючья. Подъем вверх по снегу в кошках, так как в верхней части толщина снега уменьшается - лед! Применение двух ледорубов и кошек до скального острова. Подо льдом смерзшиеся камни! На небольшой площадке в сыпучих скалах могут стоять 4 человека. Страховка через 3-4 швеллерных крюка. Дальше снег глубокий, крутизна 60-70°. Внимание! Нависающий ледовый карниз требует быстроты прохождения кулуара слева-направо. У правого по ходу края ледового карниза можно использовать ледорубы, а в выступающие плиты серых скал под карнизом целесообразно забить скальный крюк. Последний участок подъема - 20 метров - более пологий и выводит по глубокому снегу на седловину.

Прохождение остальных участков по навешенным перилам должно осуществляться максимально быстро. Во время подъема по снежному ребру требуется хладнокровие и выдержка, так как после восхода солнца периодически слева проходят камни, а справа - небольшие лавины. Подъем на перевал занимает 4-6 часов.

Перевал ОПТЭ

Спуск к Зеравшанскому леднику идет вдоль левого склона цирка, по фирновому полю, которое широким потоком стекает между скалистыми гребнями южного склона Туркестанского хребта до ровного открытого льда, где появляются первые моренные отложения. Дальше идти по центру ледника, перед его устьем на моренных площадках можно устроить отдых. Спуск по леднику идет вдоль левого борта по моренам (тропы нет), обогнуть ледолом в месте впадения ледника Скачкова в ледник Зеравшанский у левого по ходу склона, выйти на правобережную морену последнего и по его гребню и лощинам выбраться к небольшому озеру и травянистым неровным полкам, где можно ставить лагерь.