По Северному пути

Автор: 
Регион:Страны Дальнего зарубежья
Жанр:статья
Весь год снились фьорды, водопады, горы. И я понял - надо ехать...

 

В целях экономии бензина и времени маршрут в Норвегию (название этой страны переводится с английского как ”Северный путь”) был проложен через Вологду, Вытегру, Медвежьегорск, Костомукшу и Оулу. Почти новая дорога Вытегра — Медвежьегорск не пользуется популярностью, и ехать по ней можно с максимальной скоростью и комфортом. Переход границы в районе Костомукши позволяет пройти полтысячи километров не по Финляндии, а по России и, соответственно, заливать более дешевый бензин. Если же следовать через Выборг, затем паромом из Турку прямо в Норвегию, то, во-первых, получится дороже, во-вторых, вы зависите от расписания рейсов и, в-третьих, лишаете себя возможности посмотреть Швецию и северную Финляндию.

Разрешенные в Швеции 90 км/ч на дорогах Норвегии меняются на 70 км/ч. Но если сравнить ландшафт, то проникаешься уважением даже к таким цифрам: в Норвегии нет равнин — дороги обычно идут либо по склонам фьордов, либо через горы, либо по тоннелям. Узкая “двухполоска” в малонаселенных местах превращается в однополосную дорогу. Разъехаться двум автомобилям можно только благодаря специальным карманам. Но я ни разу не видел, как на узкой горной тропинке встречаются “два барана” — уступать дорогу здесь не просто принято, но и приятно: водители приветствуют друг друга при разъездах улыбкой и взмахом руки. Любопытно, что даже при преимуществе в движении более “крутой” автомобиль старается пропустить “младшего брата”.

Включение “аварийки” не проходит незамеченным. Как плутоватый способ встать в неположенном месте он не проходит: поток автомобилей мгновенно встает и терпеливо ждет от вас либо продолжения движения, либо какого-нибудь “фокуса”. Было у нас и по-другому: рядом остановился автомобиль с очаровательными девушками, которые озабоченно допытывались, чем они могли бы нам помочь. Тут уже была и наша очередь столбенеть, и только через пару минут мы смогли выдавить: к сожалению, у нас все в порядке...

 



Вдоль дорог в Норвегии, как и во всей Европе, обязательно и регулярно встречаются прекрасно оборудованные остановки для отдыха. Кроме туалета есть душ. А еще как минимум столики для перекусов и просто отдыха, иногда — детские площадки. Располагаются эти остановки, как правило, в живописнейших местах с удобной смотровой площадкой, так что, даже не имея никакого представления о “зачетных” точках, вы сможете их найти без особого труда. Аналогичный комплекс удобств предлагает для путешественников и каждая АЗС.

Как насчет ложечки дегтя? Штрафы за нарушение правил дорожного движения в Норвегии заставляют задуматься самых крутых “наездников”. Например, за езду со скоростью 85 км/ч в зоне 60 км/ч взимается штраф в размере 6500 крон (около 28 000 рублей). За разговор по мобильному телефону во время движения вы заплатите 1300 крон (около 5600 рублей). Штраф за проезд на красный свет и обгон не по правилам составит 5200 крон (около 22 000 рублей). Не могу сказать о цене курения за рулем, но поводом для штрафа является даже наличие в пепельнице автомобиля окурков или просто пепла. Для нежелающих платить штраф норвежское правительство предлагает “демократичную” альтернативу: штрафы, превышающие 3000 крон (14 500 рублей), можно заменить заключением в тюрьму на срок от 3 до 15 дней. 

Вопрос парковки и пробок был решен в Осло более десяти лет назад. Все парковки в городе платные, столица поделена на зоны. В зеленой зоне час стоянки стоит 35 крон, в красной — 22 кроны. Но больше трех часов стоять нельзя нигде. Даже за задержку в 2—3 минуты выписывается штраф, равный 500 кронам (около 2100 рублей). 

Но это, честно говоря, теория. На практике, как я успел заметить, вдоль дороги чаще можно увидеть автоматические определители скорости да фотоаппараты, которые запечатлевают нарушителей, чем представителей полиции. Правда, тут у меня есть подозрения, что по фото с россиянами трудно довести дело до конца, но это только домыслы. Да и полицейские на дороге все-таки встречаются. 

Еду я по населенному пункту, пройдено немало, то есть уверенность уже перерастает в ощущение безнаказанности. А тут дедок какой-то, похожий на Деда Мороза, сидит у дороги на ящике, как у рыбаков. Я на него с любопытством смотрю, и он меня как бы приметил и знак рукой подает: мол, останови, мил человек. Останавливаюсь — и вдруг он после первого стандартного вопроса (“Ду ю спик инглиш?”) показывает мне радар и спрашивает: “Знаете, что это за штуковина?” Я мгновенно покраснел. Ему это, видно, понравилось, и он продолжает тему: “Вы превысили скорость на 2 км/ч. А еще у вас не включен ближний свет. А еще у вас не горит стоп-сигнал”. Оценил он, наверное, мою реакцию — и, даже не спрашивая у меня документов (а может, не надеясь, что они у такого разгильдяя есть), отпустил меня с богом. 

Этот случай приятно вспоминать. Но из встреч с другими автомобилистами я понял, что это было удивительное исключение из правил. Да, превышать скорость не более чем на 10 км/ч можно, и поток автомобилей движется именно так. Но если вы превысили на 11 км/ч, то обгоняемые автомобили начинают вам моргать фарами, а если это было замечено полицейским, то неминуемо последует штраф. Кстати, если вам моргают фарами встречные автомобили, то это означает, что впереди не полиция, а, скорее всего, по дороге гуляют олени.

 

 

Практически все красивые места находятся на юго-западе Норвегии. Надеюсь, фотографии помогут вам выбрать подходящий маршрут. Осмелюсь лишь порекомендовать поселочек Люсибётн и Шеракболтен (Висящий камень) около него, городок Молёй с камнями-рюмками, дорогу по островам Атлантики, а также проехать по дороге 55 (специально проложенная туристическая дорога по высокогорью) и дороге 13, откуда открывается прекрасный вид на фьорды и водопады.

 

 


Но даже если вы не имеете ни малейшего представления о том, что ждет путешественника на маршруте, нужная информация всегда у вас под рукой. На тех же остановках для отдыха, как правило, имеются соответствующие стенды, а также бесплатные буклеты, где рассказывается о достопримечательностях данной местности. Информацию можно найти в специально оборудованных точках при въезде во все районы Норвегии, называемые коммунами, и в киосках, именуемых Touristinfo. Благодаря этим информационным стендам мы открыли для себя много интересных мест.

 



Для ориентировки вне трасс, особенно по городам, очень полезен GPS-навигатор. Засекаем точку, на которой свернули с автомагистрали и въезжаем в город. Затем засекаем местечко, где удалось припарковать автомобиль, и отправляемся бродить по городу. 

Есть еще такой примитивный, но очень надежный способ найти дорогу без знания языка: если показать фотографию искомого места, то вам объяснят, как туда попасть. Неплохо, правда, иметь для такого случая карту. 

В статье не приведены описания конкретных достопримечательностей и схемы проезда. Во-первых, их очень много, во-вторых, их можно найти в Интернете, а в-третьих, на конкретные вопросы автор с удовольствием ответит. Главное — сделать первый шаг: решиться пройти по Северному пути!


Андрей ПРИПИСНОВ

Фото автора