Описание перевала Советских школьников (4400 м, 2Б)

Автор:
Регион:Высокий Алай
Тип объекта:Перевал
№ 4.2.25 (в таблице перевалов Памиро-Алая)
Расположен: ледник Левинской - река Арчаканыш
4400 м, 2Б, лд-ос

Перевал Советских школьников расположен в Алайском хребте между вершинами Москвы (на востоке) и Советских школьников (на западе) и соединяет верховья рек Арча-Каныш и Джургуташ (приток Кек-Суу). Перевал односторонний.

От зелёных полян на реке Арча-Каныш идти вверх, к конечным моренам ледника Советских школьников. Реку переходить вброд. Пересекаем морены и подходим к правобережной. Ориентировка на маршруте несложная. Условия прохождения склона, ведущего на седловину перевала, сильно зависят от погоды и времени года.

От морены вверх-вправо (по ходу) к отдельной группе скал в верхней части склона. Путь влево опасен огромными труднопреодолимыми разрывами и трещинами. Лавируя между трещинами по пологим участкам, можно выйти на снежную террасу над бергшрундом примерно в середине участка, проходящего под скалами. Над левыми (по ходу) отрезками бергшрунда на гребне нависает громадный карниз. После бергшрунда надо сразу идти вправо (по ходу) под скалу и вверх, где безопаснее, по снежному склону (45°) в направлении снежного кулуара.

С этого места возможны два пути на перевал: по левому (по ходу) забитому снегом кулуару и по правому - с выходом на осыпь. Рекомендуется второй. Пройдя левый кулуар, следует выйти вправо по снежному участку над скалами и подняться влево к 3-4-метровой ледовой стенке (70-75°), которая выводит на седловину. Перевал представляет собой длинный, узкий осыпной гребень.

Вид на перевал Советских школьников 2Б со стороны реки Арча-Каныш

Спуск с перевала начинается западнее - по гребню прямо вниз. Затем по пологому, широкому осыпному кулуару (20-25°), держась левой стороны, выходим на зелёную площадку над рекой Джургуташ.