Описание перевала Тавасанг (3450 м, н/к)

Автор:
Регион:Фанские горы
Тип объекта:Перевал
№ 2.8 в Таблице перевалов западнее пер.Анзоб, Фанские горы. 3450 м, н/к, осыпной

Перевал Тавасанг расположен на хребте гор Рута, протянувшемся с севера на юг.

Карта-схема прохождения перевала Тавасанг

Подход к перевалу начинается вдоль реки Сарымат по её правому берегу, по которому проложена дорога до посёлка Хуморигунг. Перейдя по третьему мосту (считая от Хуморигунга) на левый берег реки, тропа резко поднимается вверх на отроги. Тропа хорошая, подъём крутой. Бустро набрав высоту (около 3000 метров), тропа траверсирует склоны 3-х отрогов и выводит на зелёный склон - пастбище. С правой стороны огромные валуны, скалы с пещерами, ручей. В центре склона - небольшая горизонтальная площадка с камнями. Можно ставить палатки. Выше площадки в 150 метрах - жилища таджиков. В направлении на юг на соседнем склоне можно найти дрова. С площадки открывается панорама противоположного склона - правого берега реки Сарымат: вершина Гирдиш (4589 м), перевал Мунора (IА, 3590 м).

Подъём к перевалу далее идёт по набитой тропе вдоль ручья. Склон слева - пастбище, справа - каменистый склон с крупными камнями необычной формы. Седловина перевала широкая, поросшая травой.

Вид на перевал Тавасанг со стороны реки Сарымат

На спуске с перевала несколько троп. Лучше идти по левой, траверсирующей склоны 3-х отрогов и спускающейся к озеру Хазорчашма - "1000 родников" - седьмому озеру системы Маргузорских озёр. С тропы хорошо видно озеро Маргузор (6-е озеро системы), потом его закрывает отрог, вдоль которого с южной стороны идет спуск к завалу, разделяющему эти два огромных озера. Лучше сделать привал на западном берегу оз. Хазорчашма: тишина, дрова, прекрасный вид на озеро.  Спуск к озеру займёт около 2-х часов. Общее время прохождения: около 5 часов от реки Сарымат.