Описание перевала Трех (4450 м, 1Б)

Автор:
Регион:Высокий Алай
Тип объекта:Перевал
№ 4.2.30 в таблице перевалов Высокого Алая.
Расположен: ледник Ленинградский - ледник Космонавтов Сев.
4450 м, 1Б, лд-ос

Перевал Трех расположен в Алайском хребте, в дальнем правом углу ледника Ленинградцев. Соеденяет бассейны рек Арча-Каныш (среднее течение) и Джургуташ.

От зелёных стоянок с большим набором высоты выходим в устьевую часть короткой долины ледника Ленинградцев, которую преодолеваем сначала по левому краю, потом по середине ледника, а затем снова ближе к левому краю. Держать направление на широкую снежную седловину, ведущую к перевалу Трёх, на юго-запад. Перевальный гребень расположен за перегибом, образуемым снежным, а правее (по ходу) осыпным склонами, и с тела ледника не виден.

Путь подъема начинается по правому ледовому склону (30°), присыпанному "живой" осыпью. Дальше через полузасыпанные трещины идти вверх-влево. Осыпь очень неустойчива, под ней лёд. Выше - у перегиба - крутизна уменьшается. По пути встречаются открытые трещины, бергшрунды. За перегибом по травянистым склонам мелких осыпей можно выйти уже на очень широкую и длинную перевальную седловину с разрушенными скалами у её юго-западного края. За скалами начинается спуск.

Перевал Трёх с ледника Ленинградцев (река Арча-Каныш)

Спуск идёт по мелкой осыпи крутизной 40° на лежащий в 100 метрах плоский, высокий ледник, понижающийся слева-направо-вниз от гребня. Далее идти по леднику и, не доходя до его конца, перейти на правобережную морену к круглому озеру. Весь путь через перевал занимает 5 ходовых часов.

Перевал Трёх с верхней площадки (река Джугурташ)

Перевалы Узловой 2А,(левый на схеме) и пер. Космонавтов Сев. 2Б,4600м.(правый на схеме) с реки Джугурташ