Описание перевала Улитор (4600 м, 2А)

Автор:
Регион:Высокий Алай
Тип объекта:Перевал
№ 4.1.60 в таблице перевалов региона.
Расположен: ледник Улитор - ледник Дугоба
4600 м, 2А, лд-сн-ос

Перевал Улитор расположен в центре цирка ледника Улитор и соединяет лед. Улитор (река Улитор) - лед. Дугоба. Оптимальный вариант прохождения - с севера на юг. Путь в обратном направлении сопряжен с большими трудностями ориентировки, которые в случае невыхода на участок перемычки могут резко усложнить движение на перевал. В 1983 году установлен столб-указатель направления на перевал (возможно, его уже нет на месте, м.б. перемещен ледником).

На подходах к перевалу идти по правому борту ущелья Улитор до места, где отчетливо виден громадный моренный вал конечной морены ледника. Обходя справа по ходу конечную морену, подниматься по закрытому моренным чехлом леднику в верхний цирк. На морене есть места для палаток.

Вид на перевал Улитор с ледника Улитор

Дальше тропа идет по центру ледника вверх. Понижение в центре - перевал. Он виден как на ладони. Пройдя открытый ледник, подниматься правее перевала по пологому склону крутизной 35°, по краю мульды подходить к бергшрунду, который забит плотным снегом. По снежному склону крутизной 45° идти вверх по перилам (150 м), при этом крутизна возрастает. На перегибе встречаются выходы льда 30-40 метров. Выше ещё 60-70 метров по фирново-ледовому склону (крутизна 30°), далее на перевальную перемычку, где над снегом выступают скалы. Перемычка узкая, там разрушенные скалы.

Перевал Улитор с бокового склона

Спуск прямо вниз серпантином по осыпному кулуару между сильно разрушенными скальными ребрами. Нужна осторожность: камни вморожены в лед. На этом спуске всё время приходится прижиматься то к одному склону ребра, то к другому. Спуск длинный - 600-800 метров, крутизной 45-50°, без промежуточных плоских площадок. Тропа заканчивается у большого моренного вала ледника Дугоба, где есть удобные стоянки. По левобережной морене тропа идет вниз до реки Арча-Каныш.