Крупицы Камчатки

Автор: 
Регион:Камчатка
Жанр:статья
Статья Анатолия Гамова о походе по Камчатке в 1968 году, опубликованная в газете \"Рабочая жизнь\".

Крупицы Камчатки


Еще в 1900 году отважный путешественник Н. В. Слюнин, побывав на Камчатке, сравнил ее с наконечником копья. Камчатский полуостров напоминает острие, кременевый, может быть, нефритовый наконечник стрелы, летящей в синие просторы Великого или Тихого океана. Дело, конечно, не во внешнем сходстве очертаний, а во внутренней сущности символа. Камчатка – далекая северо-восточная окраина нашей Родины в ее непрестанном движении, в смелом и быстром полете стрелы, точно направленной в цель. Камчатка - огромный полуостров, больше Италии.

Кто из туристов не мечтал побывать в этой загадочной стране огнедышащих гор, кто не мечтал заглянуть в кратеры вулканов, увидеть и услышать раскаты Великого океана, погрузить свое тело в удивительные целебные горячие ванны, полюбоваться сказочной феерией гейзерных фонтанов!

Сорок дней мы, туристы заводского спортклуба, провели на Камчатке. И, естественно, за такой короткий срок не смогли увидеть всего. Поэтому все нами увиденное – это небольшие крупицы «нашенской» Камчатки. По правде говоря, на Камчатку мы собирались давно. И вот в этом году наша мечта осуществилась.

Участники похода: Галя Гамова - руководитель, без пяти минут мастер спорта, Володя Воробьев — неисправимый «бродяга», зачинатель движения «Главное - не бояться!», Володя Андреев - охотник, фотограф, проповедник охотничьего туризма. Володя Дорофеев - неистовый альпинист, для которого ночлежка в кратере вулкана - величайшее удовольствие, Саша Чичаров - метеоролог, ботаник, ярый сторонник горячих ванн, черемши и сухих ног, Толя Гамов - идейный руководитель Камчатской эпопеи. Читателю предлагаются отрывки из его дневника. 

 

7 июля. В наше время расстояния действительно сократились. За 12 часов мы пронеслись над всей нашей необъятной страной. Еще днем мы были в Москве, а вечером - у ворот Петрапавловска-Камчатского. Петропавловск, как и Петроград, возник по велению Петра I. Осенью 1740 года участники Камчатской экспедиции под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова вошли на двух кораблях «Св. Петр» и «Св. Павел» в Авачинскую губу в обосновались там на зимовку. Порт, а со временем и город, который был здесь заложен, получил название Петропавловск.

Только в советское время, особенно в последние десятилетия, город быстро растет. За сорок лет население его увеличилось в 80 раз. Это поистине сказочный город. Три сопки, как три кита, держат его на могучих спинах. А три вулкана – Авачинский, Козельский, Вилючинский - стоят на страже. Ровными террасами по склонам сопок поднимаются кварталы жилых домов. Петропавловск - город рыбаков и моряков. Это чувствуется в брезентовых куртках, высоких сапогах, валкой походке рыбаков, в бравом чеканном шаге курсантов-моряков. С чувством щемящей грусти покидали мы этот полюбившийся нам «Рио-де-Жанейро - в миниатюре».

9 июля. Утро мы уже встре­чали в долине реки Камчатки - «житнице края», как ее здесь называют. Здесь, в Мильково, и начался наш марш­рут. Старожилы здешних мест - народ разговорчивый. Дед-старожил, которого мы встрети­ли по дороге, прежде чем отве­тить на наш вопрос - как пройти до Кирганика, набив свою трубку табаком, усадил нас на бревно и повел нетороп­ливую беседу о своем родном крае. И только потом отпустил нас, указывая на петляющую но лесу дорогу:

- Вон, за тем лесочком и Кирганик будет. Близко. Часа четыре хода — и того нет... Напутствуемые дедом, трогаем­ся в путь: «До встречи, люди!»

18 июля. Холодно, темно, дождь. Выходим на штурм вул­кана Тауншиц. Пробираемся по зарослям ольхового стланика. С облегчением вступаем на снежник. С перемычки, между старой и новой кальдерой (раз­рушенный кратер вулкана), рассматриваем открывшуюся панораму. Она необычна. Дождь прекратился, где-то на северо-востоке встал багряный шар солнца. Оно еще не взошло, и его косые лучи создают изуми­тельную по своей красо­те картину в стиле Рериха или Кента. Только, чтобы уви­деть эту картину, стоит встать в три часа из теплого спальни­ка и идти навстречу неизведанному. Последний крутой взлет - и мы на краю кратера. Страшный мороз! Холодными космами клубился когда-то горячий вул­кан...

20-21 июля. Живем в живописном горном ущелье. На дне его бьется в водопадах река Гейзерная. Во всем чувствуется горячее дыхание земли. Долина гейзеров – одна из жемчужин Камчатки. Гейзеров так много, что кажется, будто всю долину усыпали толовыми шашками.

Нам посчастливилось видеть, как из огромного гейзера Великаны прямо из земли поднима­лась кипящая струя. Она, слегка пульсируя, превращалась в со­рокаметровый фонтан, окутан­ный шапкой густого пара. Пол­торы минуты длилось это зрелище. Следующий сеанс — че­рез четыре часа. Долина гейзе­ров — неповторимый мир зву­ков, где преобладают низкие тембры. Шепотом переговари­ваются грязевые котлы. Паро­вые струи заставляют кипеть глину. Выталкиваемая снизу, она разбухает, как тесто, и не­ожиданно разрывается. Вверх поднимаются аппетитные ле­пешки. Хочется взять их в ру­ки, но нельзя: температура массы +106°С. А до чего при­ятно купаться в горячих ван­нах!

23-24 июля. Отдыхали на реке Шумной. Она впадает в Тихий океан и славится тем, что здесь много рыбы - горбу­ши, лососи. Бродим по песча­ным пляжам океана. Здесь мож­но встретить панцири крабов, ракушки замысловатых форм, рачки. Очень интересен растительный мир побережья. Морские огурцы-голотурия с небольшими прилепившимися ко­раллами, различные губки, ежи, медузы, звезды и масса интересного, экзотического, не­повторимого... Это своеобраз­ный музей.

А когда мы пришли в лагерь, то увидели, что в наше отсутст­вие сюда произвели набег два двухгодовалых медведя. Пере­вернули все вверх дном, выли­вали ведра и чашки, изорвали в клочья палатку и расшвыря­ли вещи. Нашему негодованию не было границ. Раздавались угрожающие выкрики, сыпа­лись проклятия и угрозы... Девчата старались утихомирить разбушевавшихся мужчин. Мне­ния были разными. Кто-то предлагал застрелить медведя. Будет мясо, будет шкура, а главное - слава.

К нашему удивлению, к обеду к нам пожаловали сами «хозя­ева». Сначала они робко стояли в кустах, поднявшись на задние лапы. Затем осторожно стали приближаться к нам, особенно выделялся своей дерзостью «Смельчак». Перейдя через реку, он перешел к кухне и прямо на наших глазах стащил 3-килограммовую рыбу. За два дня медведи привыкли к нам, да и мы к ним. «Смельчак» брал рыбу прямо из рук девчат и скрывался в кустах. Потом мед­веди устраивали игры на берегу океана. А мы были зрителя­ми.

26 июля. Мы в Жупаново. Это небольшой поселок. Население занимается в основном рыболовством. Ловят камбалу, палтус, сельдь, треску. Перерабатывается она на местном рыбокомбинате. Лена Галунова, начальник консервного цеха, рассказала нам обо всех тайнах «рыбного» производства.

А вечером идем на пирс и долго наблюдаем за погрузкой сейнеров. С океана ползет непо­года, ухает мерно и мощно при­бой, тревожно кричат бакланы...

Можно ли рассказать обо всем! Если проследить за нит­кой нашего маршрута по карте, она может показаться ничтожно малой по сравнению со всем островом. Но каждый день, про­веденный здесь, был необычай­но богат впечатлениями. И если вы рискнете и решитесь провести свой отпуск на Камчатке, не пожалеете.

А. Гамов, мастер спорта СССР