По горному Алтаю

Автор:
Регион:Алтай
Жанр:статья
Статья Екатерины Прямковой (Красильниковой) 1981 года об учебно-методическом походе 5 к.с. по Алтаю горьковской группы из с/к «Чайка» под руководством Сергея Пургина.

По горному Алтаю

Самолет набрал высоту и взял курс на Новосибирск. 14 пассажиров этого рейса выделялись из числа других выгоревшими штормовками, пахнущими дымом, счастливыми, чуть уставшими лицами. В 10 часов 45 минут по Новосибирскому времени голос пилота сообщил:

- Товарищи пассажиры! Сейчас вы сможете наблюдать полное   солнечное затмение. Бортпроводнице в честь этого редкого явления налить каждому пассажиру по 100 граммов!

С удовольствием сдвинули мы стаканчики с минеральной водой за солнечное затмение, которое впервые наблюдали в полете, и за успешное завершение путешествия, из которого возвращались. Наш поход - итог учебы на курсах высшей туристской подготовки при областном совете по туризму и экскурсиям. В течение года мы изучали тактику сплава по бурным рекам, организацию страховки и спасательных работ, технику движения по горным склонам…

Десять ребят и четверо девчат - таким составом мы совершили учебно-методический поход пятой категории сложности по горному Алтаю. 120-километровый путь пешком и 500-километровый сплав на плоту и катамаранах по могучей Катуни обрушились на нас массой впечатлений, интересных событий и приключений.

- Какой день вам больше всего запомнился? - задал вопрос наш фотограф Михаил Туляков.

Мнения разошлись.

- Для меня, пожалуй, - ответил Виктор, - когда брали перевал Немыцкого.

Виктору Пигареву досталось в этот день больше всех. С утра пошел дождь и значительно осложнил подъем на перевал. Камни под нотами расползались, как живые. Дождь бил в лицо, одежда намокла и стояла колом. Но главное было впереди - ледник, по которому предстояло подняться к перевалу.

В хорошую погоду пройти по леднику не представляет труда. Но дождь смыл весь снег и покрыл ледник сплошной водяной пленкой. Альпенштоки мало помогали. Мы буксовали на месте. Выручили «кошки» - специальное снаряжение, взятое в поход для подобного случая Виктором. С их помощью он свободно перемещался по льду. Мы ждали, когда Виктор пройдет опасный участок, сбросит рюкзак и вернется за нами, чтобы помочь пройти эту неподдающуюся стометровую полосу чистого льда. Тринадцать раз он поднимался на ледник, сопровождая каждого из нас. Обратный путь занял не меньше времени, чем подъем. Только к вечеру мы спустились с перевала в долину.

В разговор вступает Людмила Рычкова.

- Памятный день? Знакомство с кафе «Аргут», это же замечательно! Музей под открытым небом - такое не часто встретишь.

Кафе «Аргут» - это оборудованная туристами стоянка на стрелке двух рек: Катуни и ее притока Аргута. Из бревен сделаны стол и лавки, отведено место для палатки, готово кострище. Есть здесь и самодельная баня на берегу реки. Везде порядок: приготовлены дрова для костра, территория чисто убрана, в непромокаемом мешке - спички, сухари, соль, крупа.

Но самая интересная достопримечательность - это огромная ель, растущая на поляне. Все дерево увешано всевозможными поделками, значками, вымпелами, флагами, жетонами... Каждая туристская группа, побывавшая в
этих краях, обязательно оставляет возле этой ели свой сувенир. Разглядывали все это и восхищались юмором и смекалкой, выдумкой и умением туристского племени. За десять лет здесь побывали группы из Москвы, Владивостока, Мурманска, Омска, Риги, Казани, Чебоксар, Новосибирска...

Уже давно позвали на ужин дежурные, а мы все никак не могли отойти от этого чудо-дерева. Казалось: вот, сейчас, как в волшебной сказке, выйдет из чащи леший, и мы закружим хоровод вокруг елки. Что-то сказочное было во всем, что нас окружало. Следуя традиции, следующим посетителям «кафе» мы оставили шахматный столик, вырезав его из старого корня. Появился еще один вымпел с надписью: «Горький, с/к «Чайка». 1981 г.», изготовленный Леонидом Зыковым.

Для него, туриста с большим стажем, самым ярким событием оказался выход на Аккемский ледник, откуда открывалась величественная панорама самой высокой горы Алтая - Белухи. Погода работала на нас, и мы смогли любоваться изумительной по красоте снежной вершиной, окруженной, как ожерельем, ледопадами. Как флаги над Белухой веяли облака, создавая картину причудливого, волшебного замка. В такие минуты остро, до боли чувствуешь, как просторно небо, как грандиозны хребты, как прекрасна наша Родина.

Туристы-водники редко бывают здесь, т.к. путь от водных артерий к Белухе нелегок. Этот выход запомнился еще и тем, что мы впервые увидели, как сошла снежная лавина.

- А помните наших пассажиров? - спросил руководитель Сергей Пургин.

- Рисковые люди. Еще неизвестно, что могло с ними случиться, не подоспей наш плот, - откликнулся Виктор Пигарев.

- Да, так путешествовать, - закивали головами ребята. И каждый вспомнил отчаянные крики с берега двух людей, которые бежали к нашему плоту.

В одном из сложных мест не реке мы взяли на плот двух туристов. Без карты, без точного описания они отправились в тайгу на велосипедах, надеясь на хорошую дорогу. Но тропа стала труднопроходимой, им пришлось бросить велосипеды и идти пешком. А тут долина реки сузилась, скалы подступили к самой реке. Идти стало невозможно. Единственный выход - сплав. Сколотив наспех небольшой плот, они поплыли по реке, не подозревая даже, что впереди - один из самых сложных порогов на Катуни - «Аккемская труба». На первом же валу порога плот перевернулся, но ребятам удалось выбраться на берег. Через день мы и подобрали их, оставшихся без продуктов, отрезанных от жилья горами и бурной рекой. Два дня они плыли вместе с нами до населенного пункта. Там мы расстались.

Любой поход, в ненаселенной местности особенно, требует серьезной подготовки. Только тогда есть уверенность в успехе путешествия и только тогда поход приносит столько удовлетворения, радости, что их хватит надолго.

Е. Красильникова, инженер управления конструкторских и экспериментальных работ автозавода