Вымпел на Катуни. Хроника одного путешествия

Автор: 
Регион:Алтай
Жанр:статья
Статья о пеше-водном походе по Алтаю группы туристов из Горького под руководством Сергея Пургина в 1981 году, опубликованная в журнале "Турист".

Вымпел на Катуни

Хроника одного путешествия

 

 

В. Пигарев. Раньше никто из нас на Алтае не был. Интересно ступить на землю, полную для тебя загадок.

Двенадцать часов запыленный ПАЗик пыхтел из Горно-Алтайска по тайге, через перевалы и реки, пока, уже в темноте, не высадил своих пассажиров в километре от поселка Тюнгур. Дружно подхватили рюкзаки и по высокой густой траве вышли к реке.

Первое желание - умыться, попить воды из Катуни. Закипела работа, забелели в темноте капроновые стенки нашей палатки... И вот уже трещат сучья в костре, языки пламени выхватывают из темноты то одно, то другое лицо. Звучат над рекой аккорды гитары Саши Соловьева.

Четырнадцать человек - четыре девушки и десять парней. Завтра начнется проверка нашего умения, наших знаний. Алтай проверит, правильной ли была наша подготовка.

 

Е. Красильникова. Первый походный день - от Тюнгура на реку Ак-Кем. На солнце - выше сорока. Подъем на перевал Кузуяк. Кажется, труднее всех командиру, хотя Сергей Пургин виду не подает. Вот что значит - пропустить последние тренировки по горной технике! Но так уж полупилось: было много хлопот в МКК, пока утвердили наш необычный маршрут.

…А вот маленькое чудо: впадая в Аккемское озеро, переохлажденная вода Ак-Кема превращается в лед. Плывут в воде маленькие голубые айсберги.

Нас встречает начальник контрольно-спасательного отряда Горно-Алтайской КСС Валерий Якубовский.

- Привет, мужики! Что это у вас за рюкзаки интересные?

- Собственной конструкции.

- Вы - водники? Так вы заблудились! Вам надо по Кучерле.

Нет, мы не заблудились: с таким руководителем, как Пургин, такой вариант исключен. По многим отчетам, картам, схемам будущий маршрут был проверен и перепроверен.

 

В. Пигарев. Аккемский ледник окатил холодным дыханием. Его громада мощностью метров 150 была испещрена и изрыта во всех направлениях многочисленными гротами, колодцами, пещерками. Мощные потоки воды с шумом вырывались из отвесной части ледника, давая исток реки Ак-Кем. А сверху тонкими ручейками струилась талая вода. Беспрерывно скатывались камни и камешки, оттаявшие на ярком солнце.

И надо всем этим бесшабашным буйством солнца, льда и воды величаво и спокойно возвышались ослепительно белые вершины двуглавой Белухи, подпирая синее небо почти отвесными стенами. Непонятно каким чудом удерживались на них колоссальные снежные карнизы, грозя в любую минуту грандиозным обвалом.

Туристы-водники редко бывают здесь, потому что путь от водных артерий к Белухе нелегок.

 

Е. Красильникова. Как флаги, веяли над Белухой облака, создавая картину причудливого волшебного замка. В такие минуту остро, до боли чувствуешь, как просторно небо, как грандиозны хребты, как прекрасна наша Родина.

 

В. Пигарев. Мы возвращались в лагерь. Солнце близилось к закату. Вдруг сильный шум возник где-то у самой вершины Западной Белухи. Сошла большая лавина!

Необычность увиденного ошеломила всех. Шли молча - так выходят из зрительного зала после спектакля или фильма, затронувшего душу. Впрочем, в театр или кино можно ходить часто.

…Штурм перевала Кара-Тюрек. Долгий, изнурительный подъем. Впрочем, такую ситуацию мы не раз отрабатывали на тренировках. Нет никакого сомнения, что главные испытания у нас еще впереди.

Первым идет командир:

- Ребятки, ну еще немножечко! Поднажмем!

Леня Зыков и Миша Туляков - замыкающие. Вот они взяли часть груза из рюкзака Кати Красильниковой…

Наконец, перевал у нас под ногами!

Затем - долгий спуск вдоль реки Текелюшки, к реке Кучерле. Местами спуск опасен, нависающие над головой скалы грозят камнепадом. И здесь помогают навыки, приобретенные "на равнине", под Горьким.

Живописные каньоны и водопады Текелюшки завораживают - по требованию нашего "штатного" фотографа Миши Тулякова делаем короткие остановки.

 

В. Пигарев. Продираясь через заросли кустарников вдоль реки Мюшту-Айры, мы внезапно вышли на поляну с хорошо оборудованной стоянкой. И остановились перед крупным обломком скалы, на вертикальной грани которого установлена серебристая доска с надписью: "Крюкову Игорю, погибшему при штурме перервала Герда 9.08.78, г. Калининград Московской обл*. И очень задушевные стихи выгравированы рядом.

Долго стояли мы молча с непокрытыми головами.

Есть что-то неистребимое в духе туриста, что заставляет его, подчас невзирая на непогоду, идти в горы, плыть по бурным рекам. Но тяга к неведомому, прекрасному, желание испытать себя должны сочетаться с умением, риск должен быть всегда оправдан.

 

Е. Красильникова. Виктору Пигареву досталось в этот день больше всех. С утра пошел дождь и значительно осложнил подъем на перевал Немыцкого. Камни под ногами расползались как живые. Дождь бил в лицо, одежда намокла и стояла комом. Но главное было впереди - ледник, по которому предстояло подняться к перевалу.

В хорошую погоду пройти поледнику не представляет труда.Но дождь смыл весь снег и покрыл ледник сплошной водянойпленкой. Альпенштоки мало помогали. Вот не может шага сделать Володя Дюков в своих ботинках со стертыми подошвами. Упала, "потянула" руку Нина Петрова.

Но на такой случай у нас есть "кошки" - специальное снаряжение, сконструированное Виктором. С помощью "кошек" он свободно перемещается по льду. Мы ждали, когда Виктор пройдет опасный участок, сбросит рюкзак и вернется за нами, чтобы помочь пройти эту неподдающуюся стометровую полосу чистого льда.Тринадцать раз он поднимался наледник, сопровождая каждого.

Но вот снежник кончается, последний небольшой подъем - и мы на перевале Немыцкого, на высоте 2860 метров. Под проливным дождем быстро снимаем записку, пишем свою, закупориваем в ампулу.

 

В. Пигарев. Верхний Кураган - река узкая, с быстрым течением и большим уклоном, у берегов - многочисленные коряги. Местами река прорывается через коридоры из зарослей ивняка. Нами катамараны "Антилопа" и "Лопа" и плот застревали в таких коридорах, но тут мощное течение вновь подхватывало их, грозя перевернуть. Не успели проплыть и двух километров, как "Антилопа" прорвалась на коряге.

Никакой паники. Экипажу - Соловьеву, Красильниковой, Зыкову и Дюкову - помогают остальные. Клеим под проливным дождем, натянув полиэтиленовую крышу.

Дальше километров 15 существенных препятствий нет - быстрое течение, широкое русло. Но дождь, начавшийся еще до нашего отплытия, не перестает, до 10 градусов упала температура. Чтобы как-то согреться, дружно срывающимися голосами поем "Дубинушку".

За крутым поворотом - глухой шум. С ходу влетаем в мощный порог на добрый километр, мчимся по частоколу камней, валам. Катамаран швыряло оо страшной силой, крутило на камнях, заливало водой. Вырвало и унесло одно из весел, от напряжения скрипят и трещат три остальных. А сзади слышится отчетливая мольба командира: "Ребятки, поднажмем!"

Нелегко дались первые километры сплава!

 

Е. Красильникова. Кафе "Аргут" - оборудованная туристами стоянка на стрелке двух рек: Катуни и ее притока Аргута. Из бревен сделаны стол и лавки, отведено место для палатки, готово кострище. Есть здесь и самодельная баня на берегу реки. Везде порядок: приготовлены дрова для костра, территория чисто убрана, в непромокаемом мешке - спички, сухари, соль, крупа.

Но самая интересная достопримечательность - это огромная ель, растущая на поляне.Дерево увешано всевозможными поделками, значками, вымпелами, флагами, жетонами... Каждаятуристская группа, побывавшая вэтих краях, обязательно оставляет возле этой ели свой сувенир.Разглядывали все это и восхищались юмором и смекалкой, выдумкой и умением туристскогоплемени. За десять лет здесьпобывали группы из Москвы,Владивостока, Мурманска, Омска,Риги, Казани, Чебоксар, Новосибирска...

Уже давно позвали на ужин дежурные, а мы все никак не могли отойти от этого чудо-дерева. Казалось: вот, сейчас, как в волшебной сказке, выйдет из чащи леший, и мы закружим хоровод вокруг елки. Что-то сказочное было во всем, что нас окружало. Следуя традиции, следующим посетителям "кафе" мы оставили шахматный столик, вырезав его из старого корня. Появился еще один вымпел с надписью: "Горький, с/к "Чайка". 1981 г."

 

Е. Красильникова. В одном из сложных мест на реке, в "Аккемской трубе", мы услышали отчаянные крики с берега. Пришлось причаливать (хотя это не так просто), брать на борт двух горе-туристов.

Без карты и точного описания они отправились в тайгу на… велосипедах, надеясь на хорошую дорогу. Но тропа стала трудно проходимой, им пришлось бросить велосипеды и идти пешком. А тут долина сузилась, скалы подступили к самой реке. Иди стало невозможно, единственным выходом им показался сплав. Сколотив наскоро небольшой плот, они поплыли по реке, не подозревая даже, что впереди - один из самых сложных порогов на Катуни. На первом же валу порога плот перевернулся, но ребятам удалось выбраться на берег. Через день мы и подобрали их, оставшихся без продуктов, отрезанных от жилья горами и бурной рекой. Два дня плыли мы с ними до первого населенного пункта, где и расстались.

Любой поход, в ненаселенной местности особенно, требуетсерьезной подготовки. Толькотогда есть уверенность в успехепутешествия.

 

В. Пигарев. В живописном поселке Манжерок закончили мы свой маршрут.

…Жарко горят в костре греби плота. Немало испытаний выпало на их долю - и на нашу тоже. Под аккомпанемент гитары каждый из нас перебирает в памяти наиболее яркие события похода: двухглавую Белуху, живописные каньоны Текелюшки, перевал Немыцкого, первый день сплава по Верхнему Курагану.

Но мы верили, что поход закончится удачно. Он был итогом учебы на курсах высшей туристской подготовки при Горьковском областном совете по туризму и экскурсиям. В течение года мы изучали тактику оплава по бурным рекам, организацию страховки и спасательных работ, технику движения по горным склонам. Для освоения катамаранов на майские праздники провели трудный сплав по реке Кубани.

И, может быть, самое важное: ядро группы вместе в походах с 1978 года. Наш командир Сергей Пургин - турист не только по увлечению, но и по натуре, уверенно чувствует себя в любой ситуации. Он пользуется у всех большим авторитетом и уважением, а отсюда и тот доброжелательный психологический климат в группе, который помогает не замечать трудности.

 

Е. Красильникова. Перебирая струны, Саша Соловьев вдруг произносит:

- Есть такая река - Катунь…

Что это? Слова первой сашиной песни?

Нет, показалось - он берет несколько аккордов, и мы дружно поем о том, что "люди идут по свету, им, вроде, немного надо..."

Твоя песня... Совсем необязательно, чтобы ее слова и музыка были настолько совершенны, что ее можно было бы исполнять на публике. Важно, чтобы она всегда звучала в твоей душе.

Е. Красильникова,

инженер управления конструкторских и экспериментальных

работ Горьковского автозавода,

В. Пигарев,

старший инженер конструкторского бюро