На обратной стороне Крыма

Автор: 
Регион:Крым
Туризм и путешествия:Пеший, Спелео
Категория сложности: н/k (некатегорийный)
Заметка об осеннем путешествии в Солнечный Крым.

На обратной стороне Крыма

 

Искусство путешествовать – это умение менять свои планы.

 

У меня была мечта: побывать в горах осенью. Для исполнения этой задумки в октябре 2011 года был выбран полуостров Крым.

Крым – один из самых популярных курортов: самое ласковое солнце, самые красивые места, самый чистый воздух, самое вкусное вино – так говорили и говорят многие уважаемые деятели культуры, политики, медицины и прочих сфер, которым довелось там бывать.  Если же нам покинуть Южный Берег Крыма и отправиться вглубь полуострова, за первую гряду гор, перед нами откроется «самый настоящий» Крым – такой, каким он известен любителям активных путешествий и приключений.

Наше необычное путешествие началось с подъема на Караби-яйлу. «Яйла» в переводе означает пастбище – действительно, на Караби пасутся лошади, можно увидеть косуль. Невозможно отвести глаз от ярких красок карабийских кустов (местные считают их деревьями). Плато отличается обилием разнообразных карстовых полостей — пещер, колодцев, шахт, воронок – и является предметом вожделений многих спелеологов. Мы поселились на метеостанции, где нас приютил дежурный горно-спасатель. За эти три дня загадочная Караби приоткрыла нам свои подземелья – мы спускались в  пещеры Карани, Мамина, Крубера. В каждой из них будто оказываешься внутри огромного организма, живущего по своим ритмам и законам. Здесь гуляют подземные  ветра – пещера дышит; звенит камень, точимый каплей воды; спят вниз головой другие гости - летучие мыши. Человек чувствует себя бактерией в этом организме – маленькой, но в то же время опасной: так легко разрушить красоту и баланс пещерного мира.

Следующий примечательный участок пути встретил нас каньонингом –  тропка бежит круто вверх меж скал. Река каскадами спускается к известному всем туристам Крыма водопаду Джур-Джур. Каскады значительно более живописные – но туристы-пляжники редко доходят сюда. Местные лесники пугают ущельем Хап-Хал, для нас – это возможность почувствовать себя одними-единственными в этом уголке мира: вокруг только скалы и деревья. Еще было приятно с легкостью преодолеть крутой подъем, о сложности которого не раз слышали байки бывалых туристов.

Далее мы cпускались к морю через плато Демерджи («кузнец-гора») – в осенних красках не только деревья-кусты, но и сами камни отливают золотом.  Навстречу нам двигалась группа туристов с баяном. Вот такая странная картина: горы, кусты, море вдали и баян. Специально для нас баянист исполнил «Сормовскую лирическую»: головокружительная  картина дополнилась трогающими душу звуками. Мы уже видели черноморское побережье, поэтому в воздухе улавливался запах вожделенных чебуреков, хотя до них было еще километров сорок.

Осенний Крым угостил нас не только чебуреками. Нежные белые цветочки в начале весны (иногда мне кажется, что именно ради них несколько раз на майские я подрывалась в горы) к осени оказываются черными ягодами колючего терновника.  На кустах шиповника краснеют сочные плоды, размером с нижегородскую сливу. Мечты же о кизиловом компоте растворились с первой распробованной ягодкой – у нас не было с собой столько сахара, сколько могло бы подсластить эту мечту. А вот ежевика в октябре еще зеленая.

Считая себя профессиональными путешественниками (за спиной у некоторых участников более 1000 км пешком), мы, как правило, досконально планируем поход: маршрут, варианты заброски-выброски, места ночевок, проход через заповедники и т.д. В этот раз, вопреки обыкновению, мы доверились его величеству случаю. Большая часть впечатлений принадлежит именно этой неизвестности и бескрайней свободе: идем - куда хотим, ночуем – где придется, ездим – как получится. Благодаря этим принципам мы познакомились с удивительными людьми и их колоритным образом жизни. Как калейдоскоп, перед нами менялись: сосед по плацкарту – образованнейший человек, энциклопедические знания которого заставили нас думать, что он преподаватель университета; суровый и при этом гостеприимный спасатель КСС, смеющийся над прогнозом погоды по радио во время двухнедельного дежурства на горной метеостанции; строгий и честный лесник в заказнике; кухарка татарского постоялого двора, пустившая переночевать нас - неумытых и безденежных - под звездную крышу достархана; хозяйка гостиницы  с нехитрой лепниной в приморском городке и ее добрая золотая улыбка; водитель ночного троллейбуса, в салоне которого звучит классическая музыка; водитель-татарин  голубой «шестерки», с риском для водительского удостоверения зарабатывающий гривны на жизнь; молодой водитель старого белого мерседеса, разводящий туристов-пляжников на месте пересохших водопада и озер; безбилетные «честные контрабандисты», везущие в Москву грецкие орехи на продажу. Менялись пейзажи, менялись лица – а мы вернулись в наш Нижний, где за неделю все осталось по-прежнему.


Скачать файл