Отчет: Велосипедный поход III к.сл. по Кольскому полуострову

Автор: 
Регион:Кольский п-в
Туризм и путешествия:Велосипедный
Категория сложности: 3
Сроки: 26.07.2007 - 05.08.2007
За 10 дней похода от г. Кандалакша до г. Мурманска туристы преодолели 586 км. Из них 326 км - по асфальту, 214 км - по гравийной таёжной дороге, 6 км - по болотистому вязкому грунту. Было пройдено 2 перевала: Куфтуай и Эльморойок. Далее туристы проникли в самое «сердце» Ловоозёрских тундр, - посетили оз. Сейдозеро, преодолели 7 бродов, а также осмотрели северный морской порт, город-герой Мурманск.

Федерация спортивного и самодеятельного туризма

Владимирской области

Владимирский ВелоТурклуб «ВЕЛЕС»

 

 

 

ОТЧЕТ

о велосипедномпоходе III категории сложности

в районе Кольского полуострова

 

 

 

Руководитель: Ефимов Андрей Александрович

 

 

 

1. Аннотация

Велосипедный поход III категории сложности в районе Кольского полуострова совершила группа туристов Велотурклуба «Велес» из г. Владимира.

За 10 дней похода от г. Кандалакша до города-героя Мурманска туристы преодолели 586 км. Из них 326 км по асфальту, 214 км по гравийной таёжной дороге, 6 км по болотистому вязкому грунту. Было пройдено 2 перевала: Куфтуай и Эльморойок. Движение через перевалы осуществлялось без троп, по крупнообломочной горной породе - курумнику, – где размер камней доходил до 2 м в диаметре, и снежникам (снег в Ловоозёрах и Хибинах не сходит круглый год). На перевале Куфтуай в туре нами была оставлена контрольная записка. Далее туристы проникли в самое «сердце» Ловоозёрских тундр - посетили оз. Сейдозеро, – преодолели 7 бродов, а также осмотрели северный морской порт, город-герой Мурманск. В краеведческом музее города туристы познакомились с историей развития, природой и культурой края; осознали ту важную роль, которую сыграл город Мурманск в годы Великой Отечественной войны. Посетили памятник защитникам заполярья.

Красота природных ландшафтов Заполярья оставила неизгладимое впечатление в нашей памяти.

 

2. Подъезды, подходы и аварийные сходы с маршрута

 Из Владимира до Москвы можно добраться либо по железной дороге (экспрессом или электричкой), либо автобусом (коммерческим или рейсовым с автовокзала). Поездов и автотранспорта в сторону Москвы ходит довольно много, и проблем добраться в столицу нет никаких. В любом из этих случаев, чтобы не было лишних проблем, велосипеды следует разбирать и упаковывать для транспортировки.

В Москве с Курского до Ленинградского вокзала (площади трех вокзалов) добирались своим ходом – на велосипедах, чтобы не связываться с трудностями в метро и не тащить велосипеды на себе. Из Москвы удобно выезжать поездом №212 «Москва-Мурманск»; время отправления в 01:17, т.к. в Кандалакшу – начальную точку похода - он прибывает в 5:47, и день приезда оказывается полностью ходовым. Цена билета от Москвы до Кандалакши в плацкартном вагоне 1107 руб.

Из Мурманска удобно уезжать поездом №381 «Мурманск-Москва»; отправление в 19:24, т.к. день оправления оказывается полностью ходовым и его можно посвятить знакомству с городом. В Москву поезд прибывает в 10:46. Цена билета в плацкартном вагоне 1247 руб. Все билеты туда и обратно покупались заранее, т.к. в этот период времени купить билеты прямо перед отъездом очень сложно, либо их просто нет. При посадке в поезд туда и обратно билеты на велосипеды не покупали. Их перевозили в разобранном и упакованном виде. Проблем с проводниками не возникало.

Следует обозначить аварийные сходы с маршрута. От Умбы до Кандалакши можно уехать либо рейсовым автобусом, либо частным пассажирским такси (водители сами предлагают свои услуги). От пос. Октябрьский до Кировска или до г. Апатиты также ходит рейсовый автобус (редко – 1 раз в сутки), однако с частным транспортом проблем нет. С Ревды до Оленегорска сообщение автомобильное (автобус или маршрутное такси), а при выезде на трассу Москва-Мурманск проблемы с аварийными сходами с маршрута исчезают совсем. Отсюда можно уехать как на автобусах и маршрутных такси до Оленегорска либо Мурманска, так и на частном автотранспорте, в том числе, и на «фурах» автостопом.

 

3. Состав группы 

Ефимов Андрей Александрович – руководитель, «Активист»

1983 г.р. – будущий мастер спорта по туризму,

по образованию инженер по двигателям внутреннего сгорания, в настоящее время: ИП, специалист по автомобильному транспорту

туристский опыт: лыжный - II р Хибины, вело - II р Крым, горный - II у Кавказ, вело – III у Сев.Урал.

 

Виноградов Дмитрий Геннадьевич – кинооператор, «Прапор»

1975 г.р. – отлично разбирается в электронике, радиотехнике и велосипеде

в наст. время: военнослужащий старший прапорщик

туристский опыт: лыжный - II у Хибины, вело - II у Крым 

 

Круглова Наталия Владимировна – медик, «Наташка»

1980 г.р. – за женственной хрупкой натурой скрывается сильный характер и огромная сила воли; ей покорился великий Эльбрус

в наст. время: юрист

туристский опыт: горный - II у Кавказ, вело - II у Крым

 

Логвиненко Алексей Игорьевич – завхоз, «Лёха»

1984 г.р. – лучший завхоз за всю историю клуба «Велес», признан лучшим туристом 2006 г. по версии ВТК «Велес»; в нём не живёт дух соперничества, но работать без остановки может и день, и ночь

в наст. время: выпускник ВлГУ

туристский опыт: лыжный - II у Хибины, вело - II у Крым, вело – I р Вологодская обл.

 

Парфенов Николай Леонидович – ремонтник, «НП»

1961 г.р. – мастер по ремонту обуви с высшим экономическим образованием, индивидуальный предприниматель,

имеет дом в деревне и «тихий домик в лесу» с садовым участком, занимается пчеловодством для души,

в туризме две страсти: велосипед и лыжи, вело - II р Крым, лыжный - II у Хибины, вело – III у Сев.Урал.

 

Рябченкова Алевтина Александровна – метеоролог, «Алюня»

1983 г.р. – непредсказуемая роковая женщина; всем говорит правду прямо в глаза, какой бы страшной она не была. Её физической подготовке завидуют даже мужчины. Одна из тех женщин, про которую можно сказать «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Сильный волевой характер заставляет дрожать и трепетать всех.

в наст. время: домохозяйка

туристский опыт: лыжный - II у Хибины, вело - II у Крым, горный – II у Кавказ.

 

Сидоров Сергей Сергеевич – фотограф, «СС»

1973 г.р. – парень из поселка Красногвардейский, автор походного дневника,

в прошлом: учитель иностранных языков,

в настоящее время: технолог кондитерской фабрики,

владение немецким языком таково, что в Германии немцы спрашивают его: «Откуда вы так хорошо знаете русский?», цитирует О.Бендера и «дядю Федора»,

в туризме главное – ощущения и компания.

туристский опыт: вело – III у Сев.Урал.

 

Стахурлов Геннадий Алексеевич – штурман, «Генсек»

1953 г.р. – председатель молодежного экологического Велотурклуба «Велес»,

в настоящее время: специалист по работе с молодежью

в прошлом: инженер-конструктор гидравлического оборудования металлорежущих станков, депутат областного Совета народных депутатов, инспектор по охране природы и т.д.

постоянно: председатель разных общественных экологических организаций и партий «зеленых»

туристский опыт: лыжный туризм - IV у Зап.Саян, V у Сев.Алтай, IV р Полярный Урал, вело – I р Белоруссия, II р Крым, водный – II у Карелия, вело – III р Сев.Урал.

 

Коротков Роман Анатольевич – летописец, «Рома»

1965 г.р. – мистер практичность, в его рюкзаке можно найти «Всё» и даже не в единственном экземпляре; великий фантазёр и балагур, артист от природы; однако это не затмевает его туристический опыт, очень ответственно относится к своим обязанностям в группе

в наст. время: ИП

туристский опыт: лыжный - II у Хибины, вело - II у Крым.

 

4. Техническое описание маршрута

День 1

26.07.07

г.Кандалакша – р.Умба

Погода: Переменная облачность,+16

Технические параметры маршрута:

В 7:00 выехали из Кандалакши;

11:00 – 12:00 перекус;

16:00 встали на ночёвку;

Проехали 130 км;

Время в пути 7:01;

Средняя скорость 18,5 км/ч;

Характер дороги – асфальт (спуски и подъёмы не частые и довольно пологие)

Дневник похода:

26.07.07 четверг, 3-й день отпуска. 4.30 у Генсека сон про судью или адвоката. Он мешает раствор, Она выходит к нему и … выгрузка из вагона 4 мин в Кандалакше, сборка велосипедов 32 мин, Аля не нашла кроссовки. Счетчик 1634 км, через 45 км доехали до речушки... в 12.00 перекус на 30 мин. (50 км). В 15.35 достигли р. Умба, пройдено 117,12 км, время в пути 6 ч 29 мин. Стоим на левом берегу речки выше моста на 1 км. Послали 3-х гонцов в Умбу за продуктами… Генсек натер попу, д.Коля немного устал, какая-то общая усталость, Леха болит колено, рома – болит правое колено, у Дрю с Алей ничего не болит. Ната привела всех в ужас, когда объявила о потере сумки с документами. Прапор опять заработал пиво. Андрюха смог достать квитанцию об отправке телеграммы. Грибов много, ягод нет. Генсек поймал 3-х окушков, Рома одного, но очень приличного. В 23.00 пришли двое пьяных: Андрей местный и Диман из Мурманска. Выпрашивали хлеб, смогли дать только ¼ буханки. В течение часа с 3-х до 4-х совсем рядом звучала громкая музыка. Народ отдыхал…

 

День 2

 27.07.07

р.Умба – Вост. Мунозеро

Погода: Переменная облачность,+16

Технические параметры маршрута:

В 8:30 выезд;

13:30 – 15:00 перекус (порвалась покрышка у «СС»а);

17:30 встали на ночёвку;

Проехали 62 км;

Время в пути 5:03;

Средняя скорость 12,5 км/ч;

Характер дороги – мелкий гравий, песок;

много подъёмов и спусков;

Форсировали в брод речку: L = 10м;

Vтеч = 1,5 м/с; H = 0,4 м

Дневник похода:

27.07.07 пятница. Подъем в 6.10. я немного проспал. Ната ставила будильник, но я его не услышал. Приятно было утречком ранненьким пополоскаться в ручке. Т=14.8, по Фаренгейту 58.8. облачно, наверное, будет дождь. На 20-м км Генсек сломал спицу на заднем колесе. Прапор пожурил его слегка, на 30-м км у Генсека разболтался багажник. В 10.51 (22.46 км) подъехали к речке Вялая. Гуляет рыба. Решили половить. Аля пытается построить Активиста. Это ей не удалось. В 11.09 заморосил дождик, Ната увидела Белочку. Познакомились с симпатичным парнишкой Юрой из г. Апатиты. Ехал ловить рыбу. В 13.10 лопнула покрышка заднего колеса у СС. По мнению Прапорщика, колесо было слабо накачено!!! Вся группа, кроме Наташи, уехала далеко вперед искать место для перекуса. Вернуласьтолько Аля! Пока я менял покрышки местами, девчонки разгрузили мой велик. Для уменьшения нагрузки на шину Наташа села на мой Giant, а я на ее Humster.

Пока все ловили рыбу и перекусывали, дядя Коля заштопал мою покрышку, а мы с Активистом заклеили камеру. В 15.40 перекус был окончен. После того как Прапорщик вслух отчитал меня за слабо накаченные колеса, все сразу бросились качать свои шины, среди них был и сам Прапорщик. Этот день подарил нам «крылатые фразы» Али: «Попрошу за сосок не тянуть!», «СС от удовольствия даже ноги задрал!», «Этот гриб съедобный? Да бери, повара разберутся!» За день пройдено 57,6 км, время в пути 05 час. 01 мин. Комары начинают одолевать. Большим событием дня была уха из семги. Рыба была поймана во время одной из коротких стоянок на маленькой речушке. На ужин ели: 1)уху из семги, 2)грибы отварные, 3)чай с печеньем

 

День 3

28.07.07

Вост. Мунозеро – оз. Ингозеро

Погода: До обеда 11:00 облачно +11; После обеда выглянуло солнце, потеплело до +24

Технические параметры маршрута:

В 8:20 выезд;

12:00 – 12:40 перекус;

18:20 встали на ночёвку;

Проехали 62,60 км;

Время в пути 06:03

Средняя скорость 10,34 км/ч;

Характер дороги – 6 км профилированной горной дороги;

3,5 км – лесная горная дорога, крупный булыжник;

1. Брод L = 20м; Vтеч = 2,0 м/с; H = 0,4 м;

10 км – укатанный грейдер;

2. Два брода L = 20м; Vтеч = 2,0 м/с; H = 0,4 м;

2 км – разбитая лесовозами болотистая дорога;

200 м болото – кочкарник; гать

19 км – лесная горная дорога, крупный булыжник (размер камней 10 ~ 20 см)

Дневник похода:

28.07.07 суббота. Пятый день отпуска. Подъем в 06 час. 05 мин. Температура за бортом 11,5 градусов по Цельсию. Дежурят Леха и Прапор. На завтрак нас ждали рисовая каша со сгущенкой, чай с печенюшками. В путь тронулись в 08 час. 07 мин., плюс Генсек на старте копался около 25 мин. Утро было хмурым и пасмурным. К 11 час. стало проясняться. В этот день Алюнчик была не в духе. К 15 час. вышли на озеро. После короткого отдыха стало ясно, что свернули не туда. По плану мы должны были остановиться на озере Инга. К месту стоянки вышли в 17 час. 30 мин. Пока нашли подходящее место для ночевки, изрядно устали. Проехали приблизительно 60,6 км. Время в пути 06 час. 31 мин. Температура днем 24 градуса по Цельсию. Генсек опять ходил добывать рыбу – безрезультатно. Потом он позвал с собой Рому и дядю Колю, и они поймали окушка, сантиметров 5-8 длиной.

 

День 4

29.07.07

Оз. Ингозеро – оз. Умбозеро

Погода: С утра идёт дождь +14; В обед дождь прекратился +16; А к вечеру выглянуло солнце +16.

Технические параметры маршрута:

В 8:50 выезд;

12:30 – 13:30 перекус;

17:30 встали на ночёвку;

Проехали 54,40 км;

Время в пути 04:57;

Средняя скорость 11,00 км/ч;

Характер дороги – 30 км лесная горная дорога, крупный булыжник (размер камней 10 ~ 20 см), частые подъёмы и спуски;

4 км – укатанный грейдер до пос. Октябрьский;

Выехали на заброшенный аэропорт и пару км проехали по шикарному асфальту;

11 км – лесовозной дороги, грязь, полно луж, булыжников (дорога идёт вдоль железной дороги);

Далее 2,5 км лесной дороги с частыми бродами

4 брода L = 10м; Vтеч = 0,5 м/с; H = 0,4 м

Дневник похода:

29.07.07 воскресенье. Шестой день отпуска. Дежурим мы с Наташей. Во время дежурства утопили ложку Лехи в геркулесовой каше. Я наступил в его тарелку. Погода пасмурная, но Наташа заплела две косички. Рома и Прапор пугают уток, Алюнчик крякает, в общем день обещает быть хорошим. 14 час. 30 мин. приехали а пос. Октябрьский. У нас заболела Алевтина. Мы ищем врача. После пополнения антибиотиками нашей аптечки и провиантом наших запасов мы отправляемся дальше. Обнаружили взлетную полосу в хорошем состоянии и развалины каких-то помещений. В 17 час. 40 мин. нашли место для ночевки. Отбой был в 21 час. 50 мин. Проехали 54.51 км. Кроме грибного супа с майонезом на ужин были грибы отварные, брусничный чай. Рыбы не наловили, т.к. на Умбозере поднялась волна. А дядя Коля отказался делать прыжок Льва без дивана. С берега были видны Хибины и Ловозеры.

 

День 5

30.07.07

Оз. Умбозеро – стоянка перед пер. Чивруай-Ладв

Погода: Переменная облачность +12; В обед пошёл нудный дождь +14; Который закончился только к вечеру; пасмурно

Технические параметры маршрута:

В 8:20 выезд;

13:30 – 14:20 перекус;

17:30 встали на ночёвку;

Проехали 34,70 км;

Время в пути 04:01

Средняя скорость 8,62 км/ч;

Характер дороги – 30 км – укатанный грейдер со множеством бродов;

1,5 км – участок гати; 

4,7 км - горная лесная заброшенная дорога;

подъём к перевальному взлёту;

брод L = 20м; Vтеч = 3,0 м/с; H = 0,6 м

Дневник похода:

30.07.07 понедельник. Седьмой день отпуска, температура утром 12,6 градусов по Цельсию. Опять пасмурно, в путь тронулись в 8.45. К 11.00 остановились на рыбалку, вышло солнышко, и нас всех сморило… после короткого отдыха плюхали неспеша дальше. После станции Пунча, где мы перекусили, к нам привязался песик, который сразу почему-то сильно зауважал Прапорщика. И мы вместе с ним зауважали нашего Прапорщика. Дорога пошла в гору. При пересечении ж/д наткнулись на большое количество машин повышенной проходимости (Уазы, Джипики и т.д.) - пробег на автомобилях от пос. Рыбачий под эгидой «Северная граница». Было приятно встретить сумасшедших братьев по разуму, хоть и на машинах. К 18.00 поднялись под перевал, слегка подмочив под дождем вещички. Наташа упала в лужу, Алюнчик сильно проголодалась. Температура 17,5 градусов, пройдено 34,09 км, время в пути 4 ч. 42 мин.

 

День 6

31.07.07

стоянка перед пер. Чивруай-Ладв – долина реки Уэлькуай

Погода: По прежнему пасмурно, но без дождя +16; довольно тепло

Технические параметры маршрута:

В 09:00 выезд;

12:30 – 13:30 перекус;

18:30 встали на ночёвку;

Проехали (прошли) 13 км;

Время в пути 02:24;

Средняя скорость 3,94 км/ч;

Характер дороги – подъём по гребню – курумник !!!;

Выход под перевал Куфтуай; оставили записку, спуск, снежник 200 м; далее вдоль ручья, спуск крутой ~20-45°;

Каскады и нагромождения камней; катить велосипеды рядом с собой невозможно, тащим их на себе

Дневник похода:

8-й день отпуска. Утром встали в 7:00. Позавтракали. Вышли в 8:35. Начали подъем. Было очень тяжело. Зашли в полуразрушенный деревянный домик. Прапор нашел себе там ботинки, лежавшие там уже давно. Вышли на хребет, и далее по нагорью двигались в сторону перевала Куфтуай. Дорога «Achtung», т.е. её вообще нет, сплошное нагромождение камней. Катить велосипеды рядом с собой не предоставлялось возможным. Тащили на себе ВСЁ. Тяжелее всех было женщинам. На перекус встали на берегу ледникового озера. Активист нашел рога горной козы. Далее подъем на перевал осуществляли по снежнику, пофотографировались, поиграли в снежки. Лепота! На перевале в туре оставили записку. Спуск с перевала крутой, но мы еще круче. До Сейдозера не спустились. Все устали. Генсек мазал спину и плечи, Леха плечо, Аля синяки, Ната и Я колени, Активист заклеивал камеру Али. В этот день на велосипеды не садились вообще, однако Алюньчик умудрилась проколоться. Дядя Коля штопает боты, я Наташке рюкзак. Отметили экватор. Приятно было полежать на мхе. Курумник откровенно всех достал. Отбой в 20:30.

 

День 7

01.08.07

дол. реки Уэлькуай – дол. ручья Эльморайок

Погода: Ночью шёл дождь, который к утру закончился и даже выглянуло солнце +13; к вечеру дождь возобновился

Технические параметры маршрута:

В 09:50 выезд;

13:10 – 14:10 перекус;

18:30 встали на ночёвку;

Проехали (прошли) 12,00 км;

Время в пути 02:44;

Средняя скорость 3,50 км/ч;

Характер дороги – продолжаем спуск, курумник, кусты, мох, затем лес труднопроходимый; всякое отсутствие тропы; труднопроходимое бездорожье, осложнённое большим количеством бродов и каменных завалов

2 брода L = 10м;Vтеч = 5 м/с;H = 0,6 м;

брод L = 40м; Vтеч = 3 м/с; H=0,8м;

8 км труднопроходимого бездорожья;

4 км - горная тропа

Дневник похода:

Подъем в 8:00. Греча со сгущенкой прошла хорошо, трогаемся в 9:50. 13:00 пересекли в брод две речушки. Потеряли Алю и Прапора. Аля быстро нашлась – была внизу; прапор отозвался через 30 мин., оказалось, он вышел на след велогруппы, что шла неделю назад и дошел почти до озера, 2 раза провалился в болото. У меня болит правое колено. Потянул вчера на спуске связки. Сам обезболить не могу, будем делать укол - так решил врач! Перекус затянулся за 15 мин. Вскипятили чай. Чувствую себя отлично – помог укол. Наташа умело перевязала мне ногу. Действие укола, к сожалению, длилось недолго - всего 1,5 ч. Опять неловко шагнул, и связки заныли. Затем преодолели 3 брода, особенно запомнился последний. Все видели, что глубоковато почти по пояс. Ждали команды активиста, он сказал: «Пошли!» (Кажется, если бы он сказал прыгать со скалы, то мы бы построились и ждали бы каждый своей команды. Таково было доверие к руководителю группы.) На голубом озере встретили двоих из Мурманска. Они запугали нас, что наверху нет воды. Поднимаясь вверх по горной тропе, попадался навстречу народ, который над нами посмеялся и сказал, что не так быстро возьмем «Машкину жопу» (так они называли подъём на перевал Эльморайок). На ночевку встали на границе леса. Примерно в 22:40 на нашу стоянку пришли двое пожилых людей (лесовики-интеллигенты), мы угостили их сладким чаем, разговорились; стало ясно, что пройти перевал реально, что мы здесь не первые велотуристы. Отбой скомандовали в 23:00. Ночью в 3:25 двое в АЗК проходили через наш лагерь, были удивлены множеством велосипедов. Когда дядя Коля выглянул, они сказали, что уже уходят.

 

День 8

02.08.07

дол. ручья Эльморайок – оз. Придорожное

Погода: Всю ночь шёл дождь, с утра туман не дал в полной мере насладиться красотами Ловозёр; после спуска с перевала выглянуло солнце +16 

Технические параметры маршрута:

В 09:00 выезд;

12:30 – 13:30 перекус;

17:00 встали на ночёвку;

Проехали (прошли) 29,50 км;

Время в пути 02:50;

Средняя скорость 10,43 км/ч;

Характер дороги – 8 км горная тропа (местами курумник);

После спуска к руднику - асфальт 21 км

Дневник похода:

10-й день отпуска. Дежурили я и Наташка. Утром шел дождь. В 9:00 назначили выезд. За 2 часа 10 мин. поднялись на перевал Эльморайок. За 1 час спустились с него. Все оказалось не так уж страшно. Спустились в Ревду. В магазине «Сокол» купили продуктов, заехали в аптеку; Генсек приобрел себе новую удочку. Встали на стоянку у озера Придорожного. Я поменял задние тормозные колодки и тормозной тросик. Колени болят, но уже не так сильно. В 17:40 помылись, постирались. Порадовала погода. Выглянуло солнце и потеплело до +20. Отбой скомандовали в 21:00.

 

День 9

03.08.07

оз. Придорожное – стоянка в 20 км от г. Мурманска

Погода: Переменная облачность, но тепло +24

Технические параметры маршрута:

В 09:00 выезд;

11:10 – 12:10 перекус;

19:00 встали на ночёвку;

Проехали 109,40 км;

Время в пути 05:30;

Средняя скорость 19,90 км/ч;

Характер дороги – противогололёдный асфальт с нечастыми, но порой крутыми подъёмами и спусками

Дневник похода:

11-й день отпуска. Под утро пошел дождь, в связи с чем выезд затянулся. Белье досушить не удалось. Выехали в 9:40. Остановились на перекус на речке Лебяжья. Генсек и Рома пошли ловить рыбу - не поймали. Наташка пила колдрекс. Я мажу ногу, сильно отекло, болит правое колено. С перекуса тронулись в 12:10. Проезжали речку с интересным названием Письем. Сфотографировались. Далее навстречу попалась группа велотуристов. Едут с мыса Рыбачьего; везут с собой здоровенные рога! На ночевку встали в 25 км от Мурманска. Ужинать не стал, поел под утро. Отбой в 21:00.

 

День 10

04.08.07

стоянка в 20 км от г. Мурманска – берег Кольского залива (в 5 км за г. Кола)

Погода: На утро дождь и весь день пасмурная погода

Технические параметры маршрута:

В 10:00 выезд;

12:10 – 13:10 перекус;

17:00 встали на ночёвку;

Проехали 49,00 км;

Время в пути 02:40;

Средняя скорость 18,51 км/ч;

Характер дороги – противогололёдный асфальт с нечастыми, но порой крутыми подъёмами и спусками

Дневник похода:

12-й день отпуска. Подъем в 8:40. Немного отлежался. У прапорщика годовщина свадьбы. Вручили ему письмо от жены и позвонили ей. Посмеялись, пошутили. Выехали в 10:40. В 12:10 встали на перекус на автобусной остановке перед Мурманском, а заодно переждали дождь. Ната хотела забрать все мои веще себе. Я против. Натер связки эпизартроном и поехал. В 14:40 приехали в г. Колу. Там попили чайку, поели булочек. Встали на стоянку в 16:20 за городом Кола на берегу Кольского залива. Генсек опять ловит рыбу. Наблюдали отлив и прилив. Настроение у команды романтическое. Отбой в 21:00.

 

День 11

05.08.07

берег Кольского залива (в 5 км за г. Кола) – отправление во Владимир

Погода: На утро солнце; к обеду затянуло, пасмурно; к вечеру пошёл дождь

Технические параметры маршрута:

В 09:00 выезд;

Перекус устроили в Мурманске (каждый купил себе, что-то для души);

Проехали 29,00 км;

Время в пути 02:15;

Средняя скорость 12,80 км/ч;

Характер дороги – асфальт

Дневник похода:

13–й день отпуска. Подъём в 7:30. Намечена обширная культурная программа по городу. Выехали в 09:00. В 09:30 въехали в Мурманск. Сегодня не отставал. Ногу мазал 5 раз. Хорошо разогревает, можно ехать, и боль терпеть можно. Прапор с Ромой уехали в комендатуру. Мы осматривали город. Посетили памятник защитникам Заполярья (памятник Алеше), вечный огонь, почтили память погибших моряков-подводников, посетили краеведческий музей, зашли в книжный магазин (в магазине очень скудный выбор карт), зашли на речной вокзал, сфотографировали расписание движения кораблей. Настроение в группе нервозное. Народ устал. Хочется домой.

Итого: 10 ходовых дней, 586 км.

Автор походного дневника Сидоров С.С.

 

5. Расчёт категории сложности велосипедного маршрута

Расчёт категории сложности велосипедного маршрута выполнен на основании «Методики категорирования велосипедных маршрутов» в редакции, утвержденной решением ЦМКК от 11.12.2004 г. [1].Ссылки на таблицы и формулы соответствуют данной редакции.

Интенсивность прохождения маршрута (I) - специфический показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Он определяется отношением фактического среднего дневного пробега (с учетом километража - эквивалента локальных препятствий) к номинальному (минимальные значения по нормативным требованиям):

I = (Lф + ЛП)*1,2*Tн / Tф*Lн  (1),

где:

I - интенсивность прохождения маршрута ( I < 2,0 );

- фактическая протяженность маршрута, км

- номинальная протяженность маршрута по ЕВСКМ (см. Таблицу 2) [1], км;

- фактическая продолжительность прохождения маршрута, дней;

- продолжительность похода по ЕВСКМ (см. Таблицу 2) [1],

1,2 – коэффициент дневок;

ЛП - пробег (км), эквивалентный по затратам времени и сил преодолению суммы локальных препятствий, имеющихся на маршруте. Определяется по формуле

ЛП=ЭП1+ЭП2+…+ЭПi,  (2),

где:

ЭП – эквивалентный пробег (табл.11 [1]), определяемый путем экспертной оценки;

i – порядковый номер Локального Препятствия (ЛП).

 Как видно, для определения интенсивности прохождения маршрута (I) нужно оценить локальные препятствия (ЛП), встречающиеся на маршруте. Эти ЛП оценены и сведены в табл. 1.

 

Локальные препятствия.

Таблица 1

Категория трудности препятствия

Характеристика препятствия Количество препятствий Эквивалентный пробег за преодоление одного препятствия, км, (100 м одного препятствия Эквива- лентный пробег (ЭП), км
Переправы
брод Скорость течения не более 0.5 м/сек, глубина менее 0.5 м, преодолевается в седле или вброд  5  0,5  2,5
н\к(простейшая) Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0.5 м/сек); глубина 0.5-0.6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5м.  6 2 12 
1а (простая) Переправы через реки шириной 6-20 метров; течение среднее (до l,5 м/сек); глубина - 0.6-0.8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек.  2 10 20 
Болота (за каждые 100 м пути)
1а (кочкарник) Кочки, окруженные водой, 100м  2 4
Растительный покров (за каждые 100 м пути)

1а (лес средне-проходимый)

Наличие густо заросших участков, подлеска, 2000 м  1  1  20
1б (высокотравье) Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не менее 20 градусов, 1500 м.  1  2  30
2а (лес трудно проходимый Много участков завалов, буреломов, глубокий мшаник, скрытые в траве камни, 1000 м.  1  7  70
Снежно-ледовые участки (за каждые 100 м пути)

н/к (не глубокий покров, фирн)

Снежный покров глубиной 10-25 см. Лед, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см, 200 м.  2  2  8
Осыпи, морены (за каждые 100 м пути)

1а (средняя, пологая)

Камни "живые" размером до 1 м, крутизна склона до 25 градусов, индивидуальная страховка, 1400 м.   1  4  56
Каменные завалы
простой Камни (валуны) средним размером 1-1.5 м, уклон 0-8%  3  2  6
Итого  232,5

 

Тогда интенсивность прохождения маршрута

I = (Lф + ЛП)*1,2*Tн / Tф*Lн = (586 + 232,5)*1,2*10 / 10*500 = 1,96

Следующим шагом оцениваем протяжённые препятствия (ПП), встречающиеся на маршруте.

Протяженные препятствия (ПП) являются основным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности.

Все ПП встретившиеся на нашем маршруте оцениваем как ПП в равнинной местности (Вост.Мунозеро - Инга) и ПП в горной местности (пер. Куфтуай, пер. Эльморайок);

для равнинных участков:

КТ = Кпк*Кпр*Кпер*Кв *СГ (3)

для горных участков:

КТ = Кнв*Кв*Кпк*Ккр*СГ (3.1)

где:

КТ - количество баллов для определения категории трудности ПП;

Кпк - коэффициент дорожного покрытия определяется по Таблице 4 [1];

Кпер – коэффициент пересеченности местности определяется по Таблице 5[1];

Кв - коэффициент абсолютной высоты определяется по Таблице 7 [1];

Кпр - коэффициент протяженности препятствия рассчитывается по формуле (4);

Кнв - коэффициент набора высоты определяется по Таблице 6 [1];

Ккр - коэффициент крутизны определяется по Таблице 8 [1];

СГ - сезонно-географический показатель (коэффициент) определяется по Таблице 10 [1].

Кпр = 1 + Lпп/100  (4)

где: Lпп - протяженность ПП в километрах;

Lпп= 60 км.

 

Расчёт ПП по баллам и категории трудности сведён в таблице 2.

Таблица 2

Наименование Кпк Кпр [по формуле (4)] Кпер Кв Ккр Кнв СГ Баллы [по формуле (3)] КТ (по табл.3 [1])
Вост. Мунозеро - Инга 1,3 1,6 0,8 1,3 - - 1,0 1,66 2
пер. Куфтуай 2,5 - - 1,35 1,6 1,2 1,1 7,13 5
пер. Эльморайок 2,5 - - 1,25 1,3 1,1 1,1 4,92 4
Итого               13,71  

Результаты расчёта табл. 2 сравниваем с показателями табл.1 [1] и видим, что количества и категории трудности ПП достаточно для заявленного маршрута III к.с.

Далее оцениваем автономность похода.

На нашем маршруте имелись участки с различной степенью автономности.

При наличии на маршруте участков с различной степенью автономности средневзвешенное значение показателя автономности определяется по формуле:

А = А1*µ1 + А2*µ2 + ... + Аn*µn (5)

где А1, А2, ..., Аn - показатели автономности отдельных участков маршрута, определяемые по следующей методике:

A1 = 1,4 - высокая степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 5 дней прохождения участка маршрута.

А = 1,0 - средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 1 день похода.

А = 0,5 - неавтономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов.

Населённые пункты, не имеющие отделения связи (телефонов) и магазинов, не учитываются. При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первый и последний дни в расчет не берутся. Промежуточное значение А между 1,0 и 1,4 определяется путем интерполяции.

µ1, µ2, ..., µn - доли времени, затраченного на прохождение этих участков (Тi) в общей продолжительности похода (Тф), определяемые как отношение:

µi = Тi/Tф (6)

Весь маршрут, с точки зрения автономности, можно разделить на четыре участка:

1. Кандалакша – Умба; А1 = 1,00; µ1 =Т1/Tф = 1/10 = 0,1;

2. Умба – пос. Октябрьский; А2 = 1,25; µ2 =Т2/Tф = 3 / 10 = 0,3;

3. пос. Октябрьский – Ревда; А3 = 1,35; µ3 = Т3/Tф = 4 / 10 = 0,4;

4. Ревда - Мурманск А4 = 1,15; µ4 =Т4/Tф = 2/10 = 0,2

Тогда

А = А1*µ1 + А2*µ2 + ... + Аn*µn = 1,00*0,1 + 1,25*0,3 + 1,35*0,4 + 1,15*0,2  = = 1,245

При выполнении условий Таблицы 1 [1] производится суммарная оценка категории сложности маршрута (КС) в баллах по формуле (7):

КС = П * I * А  (7),

где

П - сумма баллов по всем идущим в зачет протяженным препятствиям (баллы, идущие в зачет для данной КС определяются по Таблице 2 [1];

I  - показатель интенсивности, вычисленный по формуле (1);

А - показатель автономности, вычисленный по формуле (5).

Значение КС сравнивается с эталонными значениями для маршрутов I - VI к.с. в Таблице 2[1], по которой и определяется категория сложности маршрута.

КС = П * I * А = 13,71 * 1,96 * 1,245 = 33,46

 

Сравнивая получившееся значение КС с эталонными (табл. 2 [1]), делаем вывод, что заявленный маршрут «Кандалакша – Мурманск» соответствует III к.с. с элементами IV к.с.

 

 6. Выводы и рекомендации

Идея этого велосипедного похода возникла во время прошлогоднего возвращения владимирских велотуристов из похода по Северному Уралу (III к.с.). Идя по пути постоянного увеличения туристического опыта, страсть к экстриму уводит нас всё дальше и дальше на север. Район Кольского п-ова не является неосвоенным для велотуристов. В Интернете мы подыскали маршрут, отвечающий нашим интересам и туристическому опыту, нашли его описание. Однако «изюминкой» этого похода стал не «избитый» колёсами велосипедов маршрут по таёжной дороге. Стремясь в каждом походе открывать что-то новое для себя, я заложил в маршрут проход от ур. Пунча до г. Ревда по Ловозёрскому нагорью. Поиски описаний прохождения этого участка маршрута в Интернете результатов не дал. Сами же мы бываем в этом районе только в весенний период, совершая лыжные походы в районе Хибинских тундр, поэтому иметь чёткое представление о характере передвижения на велосипедах по «Ловозёрам» не могли. Кроме того, в маршрут было заложено переход через два перевала (Чивруай–Ладв, Геологов), что для нас также являлось «ноу-хау». При подходе к перевалу Чивруай–Ладв (вдоль ручья Киткуай сначала дорога, потом тропа), где у нас была организована ночёвка с костром (примусов и газовых горелок мы с собой не брали) сразу стало ясно, что «в лоб» перевал с велосипедами не взять (кругом цирк). Обход цирка слева по хребту сразу дал понять, что двигаться по Ловозёрскому нагорью с велосипедами очень сложно. Всё нагорье представляет собой крупнообломочную породу – курумник – с размером камней до 2 м, так что везти велосипеды рядом с собой не представлялось возможным. И рюкзак, и велосипеды «ехали» на нас, что потребовало огромного количества трудозатрат. Стало понятно, что движение по нагорью было бы нелогичным и нерациональным продолжением маршрута в данной ситуации. Маршрут был скорректирован на месте. Было решено пройти через пер. Куфтуай, спуститься к Сейдозеру (там была организована вторая ночёвка) и затем вдоль ручья Эльморайок через одноимённый перевал выйти к руднику Карнасурта и в г. Ревда. На пер. Куфтуай в туре нами была оставлена контрольная записка. Спуск с перевала был осложнён всяким отсутствием тропы, нагромождением камней, многочисленными бродами, труднопроходимыми зарослями кустарника, а внизу - и леса. От оз. Сейдозера через пер. Эльморайок ведёт горная рыбацкая тропа, которая после спуска с пер. Куфтуай, кажется дорогой. По этой тропе мы и завершили горно-пешеходную часть нашего маршрута. Всего мы провели в горах четыре дня и три ночи, которые оставили неизгладимые впечатления в нашей памяти. Это и кристально чистые озёра, и реки с голубой водой, и каскады водопадов, которых не увидишь зимой, и не поддающиеся описанию красоты природных ландшафтов, открывающиеся при восхождении на перевал, и приятная боль по всему телу в конце рабочего дня. На следующий день после выхода в г. Ревда один из участников признался, что «после гор жизнь стала пресной».

Теперь что касается техники, т.е. велосипедов.

В нашей группе было семь горных велосипеда с диаметром колеса 26 дюймов. У двоих участников были гибриды с колесом 28 дюймов.

 Серьезных поломок и проблем не возникло. У «Генсека» вылетела спица, у «СС» начала рваться покрышка, которую вовремя удалось зашить. Вообще к проблеме колёс и покрышек в этом походе мы отнеслись довольно серьёзно. Высокая степень автономности, непредсказуемость погоды делает велорюкзаки достаточно тяжёлыми. Вся нагрузка ложится на заднее колесо. Покрышка проминается под тяжестью и в местах соприкосновения покрышки с ободом начинает рваться боковой корд. Причём накачка колёс до 4.5 атм на байках и до 6.0 атм. на гибридах только временно спасает ситуацию. К концу похода покрышки начали рваться у «прапора» и у меня, хотя я ездил на усиленной зимней шиповке «Швальбе». Весь поход «Генсек» возил с собой запасную покрышку, что оказалось не лишним (в конце похода «прапор» перебортировался, выкинув свою рваную покрышку, которую он поставил только перед походом). А вообще, в такие походы лучше покупать покрышки с усиленным боковым кордом! И, чтобы избежать проблем с «восьмёрками», обязательно иметь усиленные или двойные обода и штук пять спиц в запасе.

И ещё о велорюкзаках. Три дня мы таскали их на себе. Лучшим (наиболее удобным и адаптированным к пешеходному режиму) оказался мой велорюкзак питерской фирмы «Снаряжение» Мираж 80. Он в меру широкий, снабжён набедренным поясом и регулировкой лямок по высоте. Правильно подогнанный под себя, он сидел на мне не хуже анатомического каркасного рюкзака. Остальным же участникам самодельные или покупные рюкзаки других фирм доставили немало проблем при совершении пешеходной части маршрута.

Таскание велосипедов на себе требует большого количества физических сил, поэтому, по опыту прошлого года, перед походом мы максимально облегчили свои велосипеды – сняли подседельные сумки, фонари, крылья.

Всего проколов с заменой камеры было три. У каждого из участников в рюкзаке лежала запасная камерам и велоаптечка.

Для обеспечения полноценной фотосъемки необходимо иметь на поясе герметичный чехол для фото- или видеокамеры.

Мне кажется, что велотуристам, которые любят приключения и «экстрим» и идут по пути постепенного набора туристского опыта можно рекомендовать этот маршрут.

Руководитель группы А. А. Ефимов