Отважные герои всегда идут в поход…

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:статья
Эта статья - взгляд журналиста, оказавшегося на открытии сезона 2001 года в Тарасихе, на туристское движение, с которым можно спорить или отчасти согласиться.

Отважные герои

всегда идут в поход…

 

Эти люди стали вимволом своего времени. Они видят жизнь по-особому - глазами последних романтиков.

 

Тридцать, а может, сорок лет назад в нашей стране появились особые люди. Они были узнаваемы по бородам, вязаным свитерам с воротниками-"гольф", штормовкам, гитарам и рюкзакам. Несмотря на молодые годы, они называли друг друга "стариками". Они пели песни Высоцкого и Визбора и выше многих других вещей в жизни ценили романтику дорог.

…Прошли годы, и штормовка стала неотъемлемым признаком не столько романтика-бродяги, сколько рачительного дачника, который сегодня преимущественно и заполняет собой пригородные электрички. Но нет-нет, где-то на вокзале всё ещё можно встретить походников - таких, какими их обычно представляют: с бородами, с гитарами, рюкзаками и любовью к романтике дорог…

 

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

…Почему люди становятся походниками? Почему вешают себе на спины сорокакилограммовые рюкзаки, на две-три недели уходят из цивилизации, предпочитая "удобствам" кустики, а горячей воде - речную? Этими вопросами в Тарасихе мучились, похоже, только мы. Все остальные для себя на это: "Быть или не быть?" ответили давно и утвердительно.

Тарасиха - это не просто железнодорожная станция в Семёновском направлении Горьковской железной дороги. Это Мекка нижегородских походников. Вы бы видели, как загораются их глаза и как любовно они произносят это слово "Тарасиха"! В Тарасихе с 1970-го ежегодно проходили туристские слёты походников - открытие нового туристского сезона и подготовка к большому летнему походу. Хотя были годы - после перестройки, когда поляна пустовала совсем. И вот три года назад традицию весенних слётов в Тарасихе решили возобновить. Сегодня здесь с одинаковым энтузиазмом собираются и старожилы, и молодёжь, чтобы встретиться и повспоминать.

Нас, как на экскурсию, водили здесь от палатки к палатке, от человека к человеку:

- Вот это наша легенда.

- А с этим человеком вы просто не можете не познакомиться!

- Обязательно сходите к "Команде "Горький" - это же слава нашего российского туризма.

Все несказанно рады возможности встретиться вновь. Все рады, что Тарасиха снова есть.

 

Ищу приключений на свою голову

- Я в свой первый поход пошёл шестнадцатилетним парнем, - рассказывает Евгений Иванович Минин, один из старейших походников, легендарная личность, как нам его представили. - Тогда не было не только специального спортивного снаряжения, но даже специальной одежды. Мы ходили в том же, в чём и в городе, обычные брюки и рубашка. Вместо рюкзака - солдатские мешки, которые у многих сохранились после войны ("абалаковский рюкзак", названный так в честь его изобретателя Абалакова и снабжённый целой кучей отделений, застёжек и клапанов, появился позднее). А так мы сами шили себе штормовки и палатки, сами делали байдарки…

Настоящее триумфальное шествие самодеятельного туризма началось в конце шестидесятых. Тогда сложилась целая культура походников. И заключалась она не столько в технике восхождений на вершины или преодоления водных порогов или ориентирования на местности, столько в особом духе похода.

- Тон задавала, конечно же, "Вертикаль" с Высоцким, - признался заслуженный путешественник Анатолий Григорьевич Гамов. - Этот фильм мы тогда, за неимением видео, переписывали на обычные аудиокассеты и слушали. А ещё покупали журнал "Турист", альманах "Ветер странствий", "Побежденные вершины", "Дороги прекрасного". Это были любимые издания. Нам очень нравился дух путешествий, весь этот антураж…

Знаменитый походный антураж жив до сих пор.

- Я свою бороду отрастил в первом же походе - в 1975 году. Да так и остался с бородой, - признался нам заядлый походник Владимир Александрович Сюльдин. - Как-то один раз сбрил, но вызвал этим всеобщее неодобрение женской части нашей компании.

- А почему вы без бороды? - спрашиваем у "босолицего" Андрея Капитанова - ещё одну легенду нижегородского туризма, одного из основателей "Команды "Горький", лучшего каякера.

- Да я бы отрастил, но она у меня клочками растёт, - с сожалением говорит он.

У походных костров по-прежнему звучат песни под гитару, реабилитированную, кстати, именно походниками, ведь в советском обществе гитару считали признаками мещанства и пошлости. И вот под гитару звучат Высоцкий, Визбор, Городницкий, Митяев и ещё целый сонм безымянных авторов.

Молодёжь просит Цоя, "Чайфовское" "Ой-ё", "Чижа" и Земфиру. Но больше всего нам понравилась так называемая "Песня Раисы Сметаниной", спетая на мотив известной "Виновата ли я"!..

 

А я еду за туманом…

НИРФИ, ГНИИПИ, НИИИС, "Сириус", НИИТОП, политех, университет - именно институты стали главной кузницей походных кадров.

- Это была у нас с мужем студенческая мечта - на первую же зарплату купить байдарку, - рассказывает нам бывалая походница Светлана Васильева. - И вот после института встаю к чертёжной доске в "Сириусе", а вокруг меня начинают ходить сослуживцы, которые рассказывают о романтике походов. Конечно, я не могла не окунуться!

Матёрые походники приводили в движение своих друзей, сослуживцев, знакомых. Игрались походные свадьбы, появлялись походные дети, которые с малых ногтей знали, как разбить палатку. И семьи походников, как они сами признаются, - крепкие, особенные - с большей степенью свободы и доверия друг другу…

Центром объединения походников стал ДК им. Ленина.

- Мы собирались там каждую неделю. Показывали друг другу фотографии и фильмы о походах. Там складывались туристические команды: автозаводская, сормовская, щербинковская.

Позже многие из этих команд не раз побеждали на всероссийских туристических соревнованиях в Лосево под Ленинградом. А "Команда "Горький" дважды завоёвывала звание чемпионов мира. Туризм стал для них профессией.

 

Я не хочу четыре стены…

…Сегодня движение походников ещё больше живёт воспоминаниями, ведь дальние экстремальные походы стали недешёвым удовольствием. Кавказ, Средняя Азия, Саяны, Алтай, Памир, Камчатка, Таймыр и даже Непал - такова география походных воспоминаний.

- …а помнишь, в Бурятии местные гнали самогонку из кефира?

- А в Грузии нам ящиками совали в лодки виноград…

- А как мы на Алтае попали в лавину! Я тогда руки-ноги переломал, думал, что не смогу больше в походы ходить.

Смог.

Сдержанно и не очень охотно вспоминают о товарищах, погибших в походах. Было в их истории и такое. И это ещё одна грань философии походника.

- У каждого человека есть свой предел. Бывает, что люди не по разу ходят в "шестёрку" ("шестёркой" называют поход самой высокой, шестой категории сложности. - П.К.), а потом вдруг появляется страх. Тогда всё, нужно заканчивать.

Многие изх них уже закончили. Но всё равно каждый год приезжают на эту поляну, чтобы встретить прежних друзей или… прежних себя.

- Туризм очень помог. Он подготовил нас к сегодняшнему выживанию. Помог не потеряться в этой жизни, - рассказывают обитатели тарасихинской поляны.

Говорят, что современный класс предпринимателей в России формировался в своё время не только из партийно-комсомольских выдвиженцев, но и из походников. Слёт в Тарасихе - это не сборище неудачников, которым ничего не осталось в этой жизни, кроме воспоминаний, отнюдь. Среди них действительно немало таких, кто нашёл себя в новой жизни.

…Кто-то скажет, что движение походников - это своеобразная игра или дань моде. Но ведь и мода не возникает на пустом месте. А мода, затянувшаяся не на одно десятилетие, - тем более. И если народ дружной толпой бросается лазать по горам и бороться с водными порогами, то это что-нибудь да значит.

Возможно, движение походников было ответом на предельно политизированную и заорганизованную советскую систему. Нельзя сказать, что походники были сплошь диссидентами, хотя и пели песни Высоцкого, Визбора, Окуджавы. Но то, что это движение было своеобразной неформальной альтернативой системе, - это факт.

- Нас не интересовала политика. Мы знали, что будущее светло и прекрасно. Что после окончания института родное государство позаботится о нас и обеспечит гарантированным рабочим местом, - вспоминают сегодня те, кто начал ходить в походы тридцать лет назад. - Что ещё было делать? И мы стали сами себе придумывать трудности. Мы были веселы, счастливы, считали себя талантливыми. Нам было очень многое нужно от жизни.

Последний всплеск советской романтики.

…На тарасихинской поляне и сегодня все улыбаются. Таким оно и осталось, движение счастливых людей.

Полина Киселёва