Вая - Уста - Ветлуга 30.05-03.06.2012 г.

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 1
Новые впечатления, бесценный опыт, и просто незабываемые мгновения были получены в этом летнем походе. Подробное описание находится в рассказе.
В приложенном файле рассказ прокомментирован участниками похода. Красным цветом отзыв, зеленым ответ на отзыв. Мне понравилось, я долго смеялся.

Собирались как всегда быстро. Неожиданно появилась возможность сходить куда-нибудь на 5 дней, чем мы и воспользовались.

Маршрут готов был давно, но никто из нас не был на Ваи, да и в сети информации маловато, поэтому уверенности что мы дойдем до конца не было, зато решимости было хоть отбавляй.

За неделю раздобыли как можно больше информации, собрали снаряжение, купили продуктов, оформились в турклубе (хоть и никто нас и не отговаривал, но скептицизм наводил на не хорошие мысли) и вот мы уже грузимся в новенький запорожец, и чиркая фаркопом трогаемся. Три с половиной часа мы едем по убитой временем и фурами трассе. Перед мостом через р. Ваю мы ее благополучно покидаем.

Съехав с трассы на изрядно побитую грунтовую дорогу мы стали искать место для стоянки. Уже совсем стемнело и мы очень обрадовались когда увидели беседку и подходящее пространство для лагеря. Добрались мы до места, путем пешей разведки дороги для машины. Так как толком не знали что нас ждет впереди. Подогнав машину мы начали быстро разбивать лагерь. С дровами возникли проблемы ,потому что было сыро, но минимально нужное количество было найдено мной и нашим водителем Александром. Пока мы искали дрова Александр забрел по другую сторону дороги и услышал звуки очень похожие на рычание. Мы естественно не испугались так как Алексей был еще голоден и кроме него нам бояться было некого. На том месте находилось болото, я и Алексей считаем что это была какая-нибудь хитрая разновидность страшной жабы, которая урчав так напугала нашего храброго извозчика Александра. Позже мы поужинали и все вместе отправились спать в палатку которая была быстро разложена в свете фонарика. Ночью спалось хорошо, но в начале тесновато, и я сам того не замечая начал оккупировать все большую территорию. Под утро места мне стало хватать с избытком. Мои друзья тоже не жаловались, так как расправы не последовало. 

 

 

1 день

Итого за день

Пройдено км.: 11 км.

Время в пути:  7:30 ч

 

Утром мы не торопясь начали просыпаться, разбирать вещи, собирать байдарку и остальные организационные дела. Надо отметить что первые дни нашего сплава вообще проходили очень спокойно, размеренно с постоянными перекурами и обдумываниями дальнейшего плана и нашего места нахождения. Катя приготовила нам основательный завтрак, который мы с удовольствием съели и преступили к последним приготовлением перед стартом. Река была относительно широкая, но мелкая. Непосредственно перед нашим отплытием нас вышел проводить не только наш водитель Александр, но и небольшой уж который уполз в воду рядом с байдаркой.

И вот мы оттолкнулись от берега и начали сплав. Погода была теплая и солнечная, за рулем сзади был Алексей, далее Катя и Я, выполнял роль сканера местности. Не успев обрадоваться первым метрам на воде, за поворотом мы встретили первый серьезный завал. Преодолев его мы в дальнейшем попали в череду таких же. Часто приходилось вылезать из байдарки и буквально прорубать себе дорогу среди упавших деревьев. За сравнительно небольшой промежуток времени мы научились рубить ветки и небольшие деревья над водой, на воде и даже под водой. Придумывали хитрые способы чтобы пройти очередной завал не вытаскивая байдарку из воды, но иногда все же это приходилось делать. Обрадовавшись нашим остановкам естественно активизировалась мошкара и комары, которые не давали нам покоя. Не привыкший к такому "теплому" приему я отчаянно пытался отмахиваться. Но это не сильно помогало, тем более на мне была черная футболка. Как я уже позже понял это была ошибка. Мошкара и комары нападали на черный цвет с еще большим упорством. Но мы не теряли оптимизма и двигались вперед. Через несколько часов мы остановились и перекусили прямо на воде и продолжили путь.

Для обеда мы нашли прекрасную стоянку в сосновом лесу, на которой уже были заготовлены дрова, сделан небольшой столик и импровизированный стенд. На нем была размещена информация, которая призывала убирать за собой мусор, тушить огонь и быть внимательными к природе. Пока Катя готовила обед я и Алексей решили порыбачить. Но успехом это не увенчалось, после третьего заброса я понял что это не мое и полез на дерево. Сразу достать блесну не получилось. Я подождал Алексея, мы вместе сняли ее и пошли обедать, ибо единственным добытчиком пропитания была Катя. На обед был борщ и чай с большим количеством вареной сгущенки, которую мы до конца похода так и не съели. После такого обеда вообще ничего не хотелось делать, но мы понимали, что отбиваемся от графика и нужно было двигаться. Стоит заметить, что это был наш единственный полноценный обед на всем протяжении сплава. Вторая половина дня прошла по сценарию первой. Мы шли, рубили, ругались на завалы, периодически отдыхали. Река не становилась шире. Вокруг нас был лес который иногда чередовался открытыми местами.

К вечеру мы начали искать место для стоянки и поляна в сосновом лесу нам подошла. На другом берегу было большое поле которое какое-то расстояние следовало за рекой. Вытащив все вещи и байдарку на берег мы принялись раскладывать палатку, искать дрова и разводить костер. Попутно исследовать местность. Рядом с лагерем был обветшалый шалаш-засада для охоты на уток. В ста метрах от лагеря находилась маленькая охотничья избушка с печкой буржуйкой, дровами и инструментом. Все находилось в плохом состоянии и было много мусора. Видимо охотники в тех местах совсем не культурные. Было еще довольно светло и мы вновь отправились на рыбалку. Сначала мы разошлись в разные стороны и меньше чем через пол часа вернулись назад. Я пришел ни с чем, а вот Алексей вернулся с добычей. Небольшой щуренок грамм на 600 был пойман, почищен и сразу поступил в распоряжение Кати. Подсолнечное масло и сковородка не зря поехали с нами. Далее мы отправились в одну сторону с надеждой на новый улов. Но мы ничего не поймали, а только посмотрели на местную природу. Еще в дали мы увидели небольшой домик в котором, как мы узнали утром, ночевали рыбаки. По нему мы узнали где мы находимся, и это нас немного расстроило. Судя по карте мы прошли не больше 11 км. Было решено не расслабляться и догонять график в оставшиеся дни. После плотного ужина мы еще посидели какое-то время у костра за душевной беседойи после пошли спать. Засыпая под дружную колыбельную комаров.

 

 

2 день

Итого за день

Пройдено км.: 20 км.

Время в пути:  9:10 ч.

 

Проснувшись утром отмахиваясь от комаров мы начали разводить костер. Я и Алексей решили толком осмотреть избушку и наколоть себе еще дров, взятым на время топором охотников. Впрочем дрова мы тоже у них позаимствовали, естественно не все, а лишь небольшую часть. Как гласит известная туристическая мудрость - "Туристам охотничий топор не на долго." Я нечаянно сломал топорище и на этом мы решили оставить в покое и дрова и топор и избушку. После завтрака мы собрали и погрузили вещи в байдарку и продолжили сплав.

После нескольких часов движения лес совсем отступил и мы шли по лугам. Иногда между берегами можно было поставить в распор весло. Течение было намного быстрей чем раньше. И учитывая сложившуюся ситуацию было очень интересно идти в этой части реки. Вая вообще очень интересная река для прохождения на байдарке, луга с быстрым течением и извилистыми поворотами, леса с постоянными завалами и не предсказуемым рельефом дна.,  И все это постоянно и быстро чередуется. Но мы ожидали чего-то более спокойного и поэтому недооценили Ваю, и как мы уже позже поняли зря. Далее на пути мы встретили развалины старого моста с большим бревном по середине и торчащими по краям опорам моста. По середине бревна уже был вырублен путь для байдарки. Как жаль что его делали по большой воде.

На очередном большом завале, которые периодически нам встречались, мы прорубали себе дорогу и обдумывали траекторию движения нашего судна. В гуще веток, бревен и травы Алексей увидел весло. Мы сразу начали движение в его сторону. Алексей по деревьям лежащим на воде, Катя на байдарке, а я по берегу. Достав весло и очистив его от травы Алексей погрузил его и мы продолжили движение. Через несколько часов мы встретили сооружение о назначении которого по началу мы могли только догадываться. Через реку, горизонтально в три ряда были выложены бетонные плиты. Переезд для машин? Нет. С одного берега был пологий берег, с другого сруб высотой примерно 1,5 метра, на котором был грунт и на нем росли деревья и трава. Позже мы пришли к общему мнению, что это старая плотина.

С каждым часом тучи сгущались и начал расходиться дождь. Но это не самое плохое, скоро начались гром и молния. Занимаясь срочным поиском места для стоянки мы очень не удачно преодолели очередное препятствие и повредили байдарку. Практически полностью был выдран с креплений шпангоут. Повреждение оказалось серьезным, но можно было идти. Позже мы вышли на берег, убрали байдарку из воды, надели комбинезоны и начали ждать момента когда можно будет идти вперед, а пока Алексей развлекал нас своими криками под каждое сверкание молнии или звук грома. Нет в мире ничего что испугало бы Алексея, но молнии были исключением. Попутно мы перекусили, когда все относительно успокоилось мы продолжили сплав.

Уже начинало темнеть, а подходящего места для стоянки никак не встречалось. Поэтому разглядев в сумерках ближайший свободный пятачок на котором можно остановиться мы начали разгружаться и организовывать лагерь. Наверно радуясь долгожданной остановке мы быстро развели костер и поставили палатку, не смотря на то что было сыро и становилось все темнее. Горячий и вкусный ужин был съеден, одежда высушена и задаваясь уже привычным вопросом о нашем месте нахождения, мы отправились спать.

 

 

3 день

Итого за день

Пройдено км.: 48 км.

Время в пути:  11:30 ч.

 

Утро нас встретило довольно хорошей погодой. Основательно позавтракав мы собрали байдарку и продолжили путь. Взяв неплохой темп мы шли, перебирались через завалы и собирали по берегам листья смородины для чая. Вокруг нам открывался живописный вид смешанного леса, замысловатых кустарников, песчаных утесов и пляжей.

Пройдя уже десяток километров мы остановились отдохнуть и половить рыбу. Обкидав все ближайшие места мы поняли что рыба не хочет ловиться. Еще на пляже мы обнаружили, как мы решили, следы кабана. Животное приходило испить воды. Не став дожидаться встречи мы пошли дальше.

Через несколько километров нам пришлось разгружать байдарку, что бы пробраться через большой завал. Пользуясь моментом мы перекусили и отдохнули. По сравнению с предыдущими днями завалов стало меньше и мы шли быстрее.

Еще перед сплавом я читал множество статей про змей, которые могли бы нам встретиться. Как известно кто владеет информацией, тот знает что делать в любой экстренной ситуации. И что делать, чтобы вообще в нее не попасть. Внимательно смотря себе под ноги я поднимался по песчаному берегу на нашей очередной остановке. По середине верхней части пляжа, я заметил лежащую на солнце большую, черную гадюку. Свернувшись клубком она лежала неподвижно. Но когда я начал стратегическое отступление она начала движение. И я решил что мне нужно как можно быстрее вернуться на исходную позицию. После рассказа про сложившуюся ситуацию, мы собрались и пошли дальше.

За очередным поворотом мы увидели большой мост, а еще через несколько минут мы впали в Усту. Мы были очень рады. За мостом мы устроились отдохнуть и подумать о дальнейших планах. Неподалеку от моста ловили рыбу местные рыбаки. За остаток дня мы начали часто их встречать. Мы интересовались сколько примерно километров до нужного нам ориентира, но почему-то все они говорили очень разные цифры.

После продолжения движения мы встретили остатки старого моста, точнее брёвна торчащие из воды. Далее нам встречались местные жители отдыхающие на берегу реки, рыбаки и несколько мостов.

Мы уже начали искать место стоянки на ночь, как из-за очередного поворота увидели опушку соснового леса, где мы и разбили лагерь. Было сухо и светло поэтому не составило никаких проблем найти дрова и место для палатки. Берег был песчаный и довольно высокий. Мы не стали вытаскивать байдарку на верх, а положили ее на берег перпендикулярно реке и привязали к дереву для полного счастья. Именно в этот вечер я пожалел, что у нас с собой не было гитары. Было тепло, сухо и даже комары сильно не беспокоили. После очередного прекрасного ужина, приготовленного Катей мы не стали долго сидеть у костра, потому что знали, что впереди у нас сложный день который будет весь посвящен гребле.

 

 

4 день

Итого за день

Пройдено км.: 75 км.

Время в пути:  12:10 ч.

 

Утром, чтоб не терять времени мы постарались как можно быстрее позавтракать, собрать вещи и двигаться вперед. У нас это практически получилось, и мы немного отставая от намеченного плана вышли на воду.

Мы хорошо отдохнули, настроение было отличное и мы сразу взяли хороший темп. Стоянка была действительно отличной, еще я заметил, что в сосновом лесу, под ногами повсюду был мох серого цвета. Казалось, что в лесу лежит весенний талый снег. Никогда раньше такого я не видел. Погода была ясной, ярко светило солнце. Мы измазались кремом, чтобы не сгореть и продолжили движение. Нашему взору открывались окраины города Урень. Примерно через пол часа пути мы встретили установку, которая как мы подумали была предназначена для забора и очистки воды, но я не уверен, что мы правы. Нам стали часто попадаться мосты. После одного из них мы остановились отдохнуть и быстро пообедать, хотелось пройти как можно больше. До этого мы только останавливались на кратко временный отдых и перекус. Еще через какое-то время на очередной стоянке мы связались с нашим водителем Александром, пока это еще было возможно.

 Ближе к вечеру поля сменились плотным, смешанным лесом, а река постоянно делала постоянные повороты в разные стороны. На одной стоянке, мы буквально на минуту приблизились к лиственному лесу, и надо заметить, что рядом не было высокой травы. К моему удивлению после осмотра мы сняли с одежды двух клещей. Будьте внимательны, как можно чаще проводите осмотр, особенно после стоянок в лиственном лесу.

Далее по ходу движения на реке нам стали попадаться строения которые сооружают рыболовы для того, чтобы рыба задерживалась и не проходила дальше по течению. Местные их называют "Морды". Наверно потому, что в них есть один небольшой проход для лодки, а остальное место между берегов перегорожено ветками, закрепленными между собой.

Стало уже темнеть, а подходящего места для стоянки так и не было. Но делать было нечего и мы выбрали участок открытой местности граничащий с лиственным лесом. Поставили палатку, нарубили дров из упавшего неподалеку сухого дерева, и развели костер. Мы очень сильно устали за этот день и тем не менее были в хорошем настроении, потому что мы прошли приличное расстояние как и ожидали. На Усте уже не возникало больших проблем с завалами, поэтому средняя скорость была весьма приличной. На следующий день нам нужно было повторить собственный рекорд и может быть даже его улучшить. Не теряя времени мы поужинали, провели осмотр и легли спать.

 

 

5 день

Итого за день

Пройдено км.: 69 км.

Время в пути:  14:10 ч.

 

Утром мы обнаружили, что неподалеку с нами, в береге обосновалось большое количество ласточек. Они постоянно кружили над своими гнездами и кричали. Но все эти звуки неожиданно прервал рев мотора. Мы начали осматриваться и увидели как по соседней опушке, по кустам и кочкам тихо, но уверенно движется мотоцикл Минск. Я всегда знал, что эта техника надежна и практически везде проходима, но только теперь я проникся настоящим уважением. По моему водитель нас даже не заметил, поскольку был очень увлечен дорогой. Нам тоже некогда было с ним разговаривать, так как  мы опять быстро собирались дальше. Наш рюкзак с провизией совсем опустел, и уже не занимал много места. Мы выходили на "Финишную прямую". Погода опять нас радовала, светило солнце, которое изредка пропадало за тучами.

Наряду с мостами нам стали попадаться деревни. Детвора с берегов внимательно наблюдала за нами, когда мы проходили мимо. Кстати, берега размываемые водой сползали вниз. Тем самым некоторые дома, стоящие рядом с рекой, оставались без "почвы под ногами". Хозяевам ничего не оставалось делать как сооружать дополнительные опоры из брёвен. В этот день у нас были только кратковременные стоянки, в целях экономии времени. На очередной из них мне очень пригодился взятый с собой эластичный бинт. Правое плечо начало меня немного беспокоить, и чтобы не вызвать травму, я перевязал его. Уже отходя от очередной деревни мы прошли по поставленным сетям, так как мы их не заметили. Вреда друг другу мы не принесли.

Далее на пути нам встретились остатки какого-то большого строения. Что именно это было мы не знали. А бобер плывущий впереди нас вызвал восторг и желание его сфотографировать. Но у хитрого зверька было свое мнение на сложившуюся ситуацию. Когда мы еще приблизились, животное нырнуло под воду и мы увидели его только когда он показался позади нас, на противоположном берегу.

Постепенно погода начала портиться, давая понять, что остаток дня сулит быть очень веселым и насыщенным. Дождь периодически шел с разной силой, и этого нам хватило чтобы промокнуть.

Мы вышли на Ветлугу когда уже начало темнеть. Мы сразу почувствовали сильное, по сравнению с Устой, течение. Пройдя небольшое расстояние, мы вышли на берег и с трудом поднялись на него. Было очень скользко. Пока мы поднимали байдарку, мы стали не только уставшими и сырыми, но и грязными. Созвонившись с нашем водителем Александром, мы поняли что он неподалеку, так как увидели костер и мигающую аварийку. Потихоньку мы начали перетаскивать вещи в машину и разбирать байдарку. В процессе разборки в руках рассыпался один из шпангоутов. Мы были рады, что с ним этого не случилось во время сплава. Погрузив вещи, мы уже совсем уставшие попили чай, вытащили из кювета новенький запорожец, и поехали в город. Пригревшись на заднем сидении машины, мужская часть нашей команды гостила у Морфея всю дорогу.

Подводя итоги хочется заметить, что не смотря на все трудности, которые сопровождали нас, поход нам всем очень понравился. Дал заряд положительных эмоций, бесценного опыта и новых впечатлений.

 

Итого

Пройдено км.: 223 км.

Время в пути:  43:00 ч.

 

Техническое Эссе:

Для тех кто решится на подобное путешествие.

Лучшее время для сплава по Ваи, это весна, а точнее тогда, когда в реке есть вода, но если кто то соберётся сплавиться как мы посреди лета в поисках приключений на свою шкуру, то позаботьтесь о том, чтобы в каждой байдарке была пила и топор в непосредственной близости (у нас ещё была мачете).

Грузить байдарку стоит по фальшборта. Всё что будет выше, обязательно будет мешаться и цепляться за все коряги под которыми придется проводить байдарку. А делать нам это приходилось в среднем каждые 15 минут. Все самые тяжёлые вещи у нас лежали в грузовом отсеке в одном рюкзаке, поэтому во время обноса мы просто вытаскивали один рюкзак, и перетаскивали байдарку.

Самый сложный с точки зрения завалов участок — это первые 20 километров, дальше в реке становиться побольше воды.


Скачать файл