Происшествие

Автор: 
Регион:Восточный Саян
Туризм и путешествия:Водный, Пеший
Категория сложности: 4
Рассказ участника похода Валентины Уткиной о несчастном случае на пешей части похода 1989 года по Восточному Саяну.

Происшествие

 

Введение

 

Нитка пешей части маршрута: берег реки Тисса, перевал Саган-Гол, перевал Обо-Гол, перевал Тенгисин-Дабан, исток реки Белин.

 

Про удобства позабудь и с Оки начнёшь свой путь,

В Орлике поставишь визу, переправишься на Тиссу,

По тропе иль по реке ты пойдёшь не налегке,

А навьюченный, как вол, забредёшь на Саган-Гол!

По каньонам и увалам с левого на берег правый,

По болотам мимо скал заползёшь на перевал!..

До свиданья, Обо-Гол! Хоть устал и в меру зол,

Останавливаться рано, - лезь по Тенгисин-Дабану,

Где на самой горной круче, посреди снегов, над тучей

Сбросишь ненавистный груз и проглотишь перекус!

Ох... Опять мелькают спины. Чу! - Блестит исток Белина!

Вот он, долгожданный миг!.. - Что, ужель опять тупик?

Ведь бывало так нередко! Но... доносит нам разведка:

«Не жалейте спин и ног, а форсируйте исток!

Там - отрадная картина, - левым берегом Белина

Вдоль ручьёв и стен каньона попадёшь в лесную зону,

Где цветы и птичий звон, кедры и рододендрон!»...

Но не думай, что ты умник, - впереди ещё курумник,

Брод Белина неизвестный да ещё и спуск отвесный!

В 8 дней пути конец - коль дошёл, так молодец!!!

 

Как следует из введения, пешая часть маршрута идёт по берегу реки Тиссы (приток реки Ока саянская). Вдоль берега по довольно заметной тропе, может быть, звериной, мы шли, иногда форсируя притоки, не встречая на пути серьёзных препятствий. А на третий день, около полудня, группа наткнулась на преграду в виде довольно высокой (около 200 м) и обширной, слегка поросшей лесом скалы.

По воде обойти её было невозможно из-за высокого уровня воды в реке на тот момент...

Была дана команда: "Пристегнуть рюкзаки, и - на вершину! Каждый шёл, как мог, крутизна склона около 60 градусов. К счастью, меня (единственную женщину в группе) на подъёме подстраховывали двое парней - мои давние товарищи по походам. Замыкающими, как выяснилось после, - были двое ребят и командир (Виктор). Мы добрались до вершины, когда снизу раздался крик: «Виктор разбился!» В жуткой тревоге мы, рискуя свернуть себе шею и также слететь вниз, быстро кинулись обратно. К моменту, когда мы спустились к подножию скалы, Виктор, правда, бледно-зелёного цвета, лежал на коврике, повреждённаяключица почти не болела, т.к. ему был сделан обезболивающий укол, а пострадавшая рука с вывихом в плече прибинтована к шине. Что же произошло?

Вот как это было. Начав восхождение, наши замыкающие поднялись чуть повыше середины склона. Далее Виктор, бывалый турист-горник, решает сократить подъём и пересечьсклон поперёк, т.е. параллельно подошве горы. Приказав ребятам снять рюкзаки и следить за ним, Виктор осторожно начал траверс. Он успел сделать пару шагов, когда предательски скользнул по каменистой скале альпеншток, заставив его покачнуться и потерять равновесие. Выпрямиться не позволил хорошо нагруженный рюкзак. Успев крикнуть: «Держи!», Виктор кубарем полетел с горы. Стоящий сбоку Пётр успел, распластавшись, ухватить лишь шапочку с его головы.

А в этот момент (ни раньше, ни позже!) к этой скале по тропе подошла группа туристов-пешеходников. (Стоит заметить, на протяжении всего маршрута мы не встретили более ни одного человека!)

Командир этой группы отправил на поиск обхода скалы двоих парней на разведку, а девочки стали готовить перекус.

Тем временем один человек из группы подошёл к реке, потянулся, выпрямляя натруженную спину, и решил прилечь рядом со скалой у самой воды. К великому своему изумлению он увидел летящий почти прямо на него рюкзак, который и плюхнулся перед ним в воду! Он тут же без раздумий прыгнул в воду. Каково же было его изумление, когда через мгновение на это место «приводнился» ещё и человек! В результате Виктор был спасён! А вытаскивать его на берег помогли уже подоспевшие ребята, сбежавшие с места падения Виктора. Кроме как чудом это никак не назовёшь!..

А дальше спешно всей командой мы взялись строить катамаран для доставки Виктора в ближайший посёлок с целью оказания ему квалифицированной медицинской помощи. Это удалось сделать очень быстро.

 

 

Проводив ребят с аккуратно уложенным Виктором, оставшись вчетвером, мы тоже стали строить катамаран, постройка завершилась только к вечеру. В сумерках начали сплав. Вскоре сумерки сгустились. Некоторое время мы плыли, ориентируясь при прохождении порогов по звуку (!). Затем всё-таки здравый смысл возобладал, вышли на берег, спать легли под плёнкой, т.к. общественная палатка исчезла вместе с уплывшим рюкзаком Виктора. Утром (встали с рассветом, - ночь была холодна) доплыли до посёлка, где и выяснилось, что категорически исключено, чтобы Виктор продолжил поход, но он сможет дней через 5 улететь на самолёте в Горький.

Ещё несколько дней мы стояли рядом с посёлком, сшили десятиместную палатку из тика под перо, приобретённого в местном магазине.

Решено было продолжить поход, хотя элемент авантюризма был налицо, ведь карты пешей части маршрута и лоция реки остались белеть на злополучной скале.

Однако нам повезло: весь запланированный путь по суше и воде был пройден!

А что же Виктор? По прибытии в Горький ему пришлось лечиться ещё около полутора лет. Восстановившись полностью, он ещё долго ходил в спортивные походы, не допуская, впрочем, легкомыслия и авантюризма.

(Белин, Ка-Хем, Кызыл-Хем. 1989 г.)