Удивительная страна Беларусь

Автор: 
Регион:Страны СНГ
Туризм и путешествия:Автопутешествия, Путешествия
Рассказ Геннадия Цветкова об экскурсии в ближнее зарубежье летом 2013 года

УДИВИТЕЛЬНАЯ СТРАНА БЕЛАРУСЬ

8 июля

     33 турыста (это по-белорусски так) на автобусе  Higer в 6-45 утра выехали в Белоруссию. В планах было пересечь границу через 14 часов и до темноты поставить палатки. Планам не удалось сбыться. Дорога до Москвы заняла почти 9 часов. Пробки. Зато по Смоленской дороге летели как ласточки. На границе шофёр переговорил о чём-то с пограничником и на этом все формальности были улажены. Около двух часов ночи встретились с нашим проводником Евгением и расположились лагерем. Ненавижу ночью ставить палатку.

9 июля

     Раннее утро. Первый день дежурство взяли на себя опытные туристы. С удивлением рассматриваем место ночной дислокации. Рядом мемориал  с блиндажами и надолбами. С другой стороны от нас – кафе. Через дорогу  - обелиск. Через 2-3 дня обилие памятников перестало нас удивлять. Через территорию Белоруссии прокатились почти все войны Европы последнего тысячелетия. Просто удивительно, как этот народ сумел выжить и при этом сохранить такую приветливость, доброжелательность, спокойствие.

     Рядом большое чистое озеро. Рыбаки уже при деле. Вода тёплая. Купаться – одно удовольствие. Дежурным не до купания. Деревья далеко, но и под ними всё убрано «под грабли». Дров набрали с трудом.  Через 40 минут котёл геркулесовой каши и ведро кофе готовы. Сворачиваемся и в город-патриарх Полоцк.  Он рядом. Это самый древний город Белоруссии и один из древнейших городов Киевской Руси. Софийский собор – престижнейший концертный зал Белоруссии.  Поражены конструкцией скамей.  Можно сидеть в зале и слушать орган. За тем «лёгкое  движение руки», спинки откидываются в другую сторону, и зритель поворачивается на 180 градусов, что бы на сцене смотреть и слушать оперных исполнителей.  Осмотр монастыря Ефросиньи Полоцкой.  Там сохранились единственные в стране росписи со времени строительства храмов. Мощи Ефросиньи Полоцкой так же хранятся в этом монастыре. Обед в Кафе с ДРАНИКАМИ! Вкуснятина.

      Посещение музея книгопечатанья.  Просто удивительно, как в стране, которая столько раз почти полностью выжигалась и уничтожалась сохранилась такая богатая библиотека старинных книг и рукописей. Конечно же, там широко представлен Франциска Скорина – гордость белорусского народа. Вообще-то белорусы считают, что и Речь Посполита, и Великое княжество Литовское – это исторически неправильные названия Белоруссии. Поэтому многие исторические личности (в том числе и Феликс Эдмундович), это не поляки и литовцы, а чистокровные белорусы. 

     Снова на место впадения речки Полоты в Западную Двину в Софийский Собор. Концерт органной музыки. Даже не хочется об этом писать. Разница между живым звуком органа и тем, что я слышал по телевизору…  Ну ни с чем сравнить. Это даже не музыка, это гипноз.  Звук делает с тобой всё не хуже Вольфа Мессинга. 

     Дальше экскурсия по городу, а мы всё ещё под впечатлением органа. Выезжаем в Силичи горнолыжный курорт под Минском. Зимой там всё жильё занято, а летом можно недорого переночевать и поесть.  Располагаемся в Агроусадьбе.  Это такая хитрая штука, что вроде бы земля почти задаром выделена под  агро, но там можно делать всё, что хочешь. В частности частные гостинички. На ужине как обычно, знакомство с новичками. В этот раз их много как никогда.

10 июля

     Часы перевели, но продолжаем просыпаться по-нижегородски. На завтрак салат, блинчики фаршированные какой-то вкуснятиной и кофе. 5 долларов. Все проплаты в белорусских рублях, но они очень трудны для восприятия.  В разных обменниках цена нашего рубля колеблется от 258 до 271 белорусских рублей. Кстати, при выезде из страны на российской территории нам предложили обменять оставшиеся «зайчики»: 1 рубль РФ – 360 рублей БЛР. 

     Выехали на Хатынь. Знаем об этом вроде бы всё, но комок к горлу подкатывает не раз во время осмотра и рассказа экскурсовода. Хатынь – символ, но таких деревень сожженных вместе с их жителями были сотни. О каждой из них напоминает небольшой памятник на земле Хатыни.  Под каждым из них лежит горсть земли из сожженной деревни.  А на месте сожженных домов Хатыни стоят символические печные трубы на которых указано, кто из живших в данном доме сгорел в запертым в сарае

     Переезжаем ближе к Минску к Кургану Славы.  Возмездие. На этом месте в результате операции 4-х фронтов под названием «Багратион» перестала существовать крупнейшая группировка фашистских войск. Под курганом послание комсомольцев 60-х годов потомкам.  Явно не нам….  Поднимаемся на курган и фотографируемся .  Вся Белоруссия выглядит примерно так: либо ухоженные сельхозугодия, либо лес, либо  благоустроенные зоны отдыха.  Бурьяна, свалок, мусора мы практически не видали.

     Перемещаемся в Минск. Пешеходно-автобусная экскурсия.  Поразительно чистый город. Парки, скверы, стадионы, стадионы, стадионы.   Обилие информации. Храмы шести религий (православие, католицизм, протестантизм, униатство, иезуитство, иудаизм) мирно существуют рядом. Повезло с сопровождающим нас по всей Белоруссии Евгением.  Хорошая память, высшее историческое образование и любовь к родной стране позволили ему быть интересным, увлекательным рассказчиком.  Ужин в кафе, которое минские историки выбрали своей штаб-квартирой. После ужина выдвигаемся в сторону Несвижа. Надо подобраться как можно ближе, что бы утром не тратить много времени на переезд.

     Метрах в трёхстах от трассы, в сосновом бору, на берегу Немана устраиваем лагерь. На берегу ещё 2-3 легковушки с отдыхающими. Жилья рядом никакого нет, но туалет и баки под мусор стоят. ЧуднАя страна Белоруссия. Неман узок (верховье), чист и стремителен. 5 железных листов быстро превращаются в походную печку. Купаемся и ужинаем. Вечерний костёр и «отбой».

11 июля

     Вставать упорно продолжаем по-нижегородски, хотя ложимся уже по-белорусски. Утреннее купание в Немане, горячий завтрак и в дорогу. Несвиж. Остановились у довольно большого костёла. Таких правда уже повидали.  Подумалось, что ради него не стоило так долго ехать. Оказалось, что до замка надо ещё немного пройти.  Прошли и остолбенели. Красота замка и его величие были для нас крайне неожиданны.  Такие замки ассоциировались у нас с  древней Англией, Германией, но никак не с Белоруссией. Перед нами был не просто замок, замково-парковый ансамбль. Вспомнилось подмосковное Архангельское. Парк в Несвиже по своему великолепию не уступал замку. Пруды, аллеи, скульптуры. Обходим весь замок и попадаем во внутренний двор. Ну просто картинка из рыцарских времён. Долго ходим за экскурсоводом по роскошным залам. Род Радзивилов  понимал толк в искусстве  и фортификации. Затворы фотоаппаратов щёлкают не переставая.

     Переезжаем в г. Мир. Обед в местном кафе. Национальная кухня – белорусский борщ и драники. Снова замок. Он так же прекрасен, но морально к этому мы уже готовы.  Окружение замка гораздо скромнее Несвижского. Снова экскурсия. Залезаем в замковую тюрьму, кладовые, поднимаемся по узким лазам внутри стены на башни. Гудят ноги, и мы с удовольствием рассаживаемся в автобусе. Направляемся в сторону Беловежской пущи.

     Выбрали место для лагеря на берегу озера недалеко от трассы. Населённых пунктов рядом нет. Небольшой пляжик и… туалет, раздевалка, баки под мусор, скамьи из полубрёвен и столики из чурбаков. Почему об этом пишу - иностранцам не понять. Время от времени с трассы сворачивают машины, люди купаются и уезжают. Операция по разбивке лагеря доведена до автоматизма.  15 минут и все палатки уже стоят, а в печке горит огонь. Этим удивляем даже белорусов. Вода в озере тёплая. Купаться – одно наслаждение. Не мешает даже чуть моросящий дождик. На ужин - гречка с тушёнкой.  Лечь спать, не попев под гитару – плохой тон.  По местному времени почти час ночи. Утешаем себя, что в Нижнем ещё и двенадцати нет.

12 июля

     Всю ночь дождит. Встал пораньше, чтобы разжечь печку. На берегу рыбаки. В садках довольно приличный улов окуней, подлещиков, карасей.  Несмотря на изморось, большинство полезли купаться. Вода тёплая и выходить из неё не хочется. С тоской смотрим на свои с вечера развешенные на просушку вещи.  К завтраку дождь закончился. Упаковываем свои мокрые вещи и палатки. Впереди Каменец.

     За окном ставшие привычными аисты. Это по началу мы плющили носы об автобусное стекло увидав эту красивую птицу.  Аисты живут почти во всех деревнях. Их гнёзда и на крышах домов, и на деревьях со сломанной верхушкой, и на столбах высоковольтных ЛЭП. 

     Цель нашей поездки в Каменец – осмотр башни «Белая Вежа». Белая, то есть чистая – по тому, что ни разу не была взята врагами. А Вежа – это просто башня, но по-белорусски. Уже в наше время вход в неё сделали с поверхности земли, а много столетий назад единственный вход в башню был на высоте метров 16. Забирались туда по приставной лестнице, которая затем убиралась. Внутри музей, по которому мы с экскурсоводом и полазили.

     Снова в путь и мы в Беловежской пуще.  Туризм туризмом, а обед по расписанию. После обеда выезжаем на экскурсию по пуще. Вернее по той части, которая открыта для посещения туристам. Сразу же поразили дубы. Они стройные и высокие как корабельные сосны, но гораздо толще. К одному, как нам показалось, особо толстому мы прошли с километр пешком.  Ему 600 лет и его могут обхватить 5 человек  (или 7 японцев, как сказал экскурсовод).  Основное его достоинство – к нему можно подойти экскурсантам.  По словам экскурсовода в пуще немало найдётся дубов и на пару столетий старше. Заповедник Беловежская пуща находится в двух государствах – Белоруссии и Польше.  В Белоруссии бОльшая часть площади, в Польше бОльшая часть зубров. Осмотрели мы и вольеры с животными.

На ночлег встали на территории заповедника (прекрасное озеро, туалет, контейнеры под  раздельный сбор мусора,  заготовленные дрова, навес со столом и скамьями) за 600 российских рублей со всей группы. Правда, попросили автобус убрать на ночь за пределы заповедника. Пока ставили палатки, над нами низко-низко пролетели лебеди. Дальше уже знаете: купание, ужин, гитара, сон. Ночь была влажная, и многие замёрзли  (чуть-чуть).

13 июля

     Едем в Брест. Экскурсия сначала по музею, а потом и по всей Цитадели. Впечатление как и от Хатыни – вроде бы всё знал, но когда видишь всё своими глазами трудно сдерживать эмоции. Защитников  крепости выжигали огнемётами. Плавился кирпич, а люди продолжали сражаться. До польской границы метров 800. Сотовая связь не работает. Обед, небольшой шопинг по брестским магазинам  и выезд к притоку Немана – Щаре. Погода испортилась. Дождь перешёл в ливень. Решили палатки не ставить, а заночевать в гостинице в г. Солоним. Душ, белые простыни, ужин в ресторане – это можно оценить только после ночёвок в палатках. Уснули мгновенно без костра и песен.

14 июля

     Быстро добрались до Щары. Нас уже ждали два инструктора, полтора десятка байдарок и плот. На фоне байдарок он выглядел как мамонт среди кроликов.  Инструктаж, спасательные жилеты, фасовка по плав. средствам и в путь.  На плоту  старейшины нашей группы, но четыре гребца всё равно нужны. На каждую байдарку тоже хотелось бы по бывалому байдарочнику, да где же их взять. На безрыбье и рак – рыба. Плот поручили мне.  Кроме меня ещё три женщины на вёслах. Ушли первыми. Фора. Байдарки стали нагонять нас где-то через полчаса. Мой «экипаж» подустал, и с байдарки на плот перешёл один из инструкторов. Плот сразу заскользил по воде быстрее. Всей группе сплав доставил несказанное удовольствие. Улыбки моих внучек, когда они проплывали мимо меня, были шире их лиц.  Руки у всех заняты вёслами и фотографий по сплаву вряд ли будет много.

     Во второй половине дня остановились на кордоне заказника «Липичанская пуща». Лагерь разбили рядом с окопами и блиндажом второй мировой войны. Теперь это часть музея и охраняется государством. Плыли без обеда и все сильно проголодались.  Однако к нашему прибытию была истоплена баня. Кто же откажется после трудного пути, тем более нахаляву.  Было общее построение.  Из строя вывели тех, кто сплавлялся первый раз и инструкторы  по сплаву  лёгким движением весла по филейной части тела  приняли в ряды сплавщиков новых членов. Бутылка шампанского, вылитая в общую братину и выпитая по кругу, закрепила это решение. Навстречу с нами приехала  директор заказника. Всё хорошо быть не может. Мы утопили колодезное ведро. Стыдно было до невозможности. В качестве компенсации оставили на кордоне весь наш запас крупы. Это был последний наш лагерь. Ужин плавно перешёл в застолье. Без сожаления все расставались со своими заначками. Особым спросом пользовался самогон одной из наших туристок. Присутствовал на столе и местный первач. (А в первый день путешествия большинству совершеннолетних досталось по хорошему глотку Хеннеси  под малосольный огурчик. Изыски Борских туристов.)  6 листов фанеры на ровную площадку, динамики автобуса и пожалуйста вам – ночная дискотека. Поскольку вода из колодца стала для нас недоступна, за водой ходили на святой ключ. Бил он из-под горы на берегу Щары.  Дорога к нему пролегала мимо мемориала погибшим в соседних деревнях и обелиска.  Очень поздно был отбой в этот раз.

15 июля

     Ночь в сосновом бору была на удивление сухой и тёплой. Высохли все наши вещи и палатки. Белорусская природа прощалась с нами очень доброжелательно. Завтрак, погрузка и на восток, ближе к дому.  Как только въехали в зону доступа связи, на нас обрушился поток СМС  наших обеспокоенных родственников. В Минске окончательно рассчитались с фирмой, столь качественно обеспечившей нам прохождение  маршрута. Остались довольны друг другом. Мы – ценой и качеством обслуживания. Они – ценой, дисциплиной группы и её неподдельным интересом к Белоруссии. Группе было предоставлено 3,5 часа на разграбление города (шопинг). Трикотаж, продукты, лекарства, сувениры заполняли сумки борчан.  После ужина выехали домой.  Главным занятием в дороге был сон.  Часов через 20 мы были дома.

                Субъективные впечатления

     Страна поражает своей чистотой и аккуратностью. Даже деревенские сравнительно старые домишки отремонтированы, подкрашены, ухожены. Люди доброжелательны, честны и доверчивы. Мы плохо ориентировались в местных деньгах, и чаще всего протягивали продавцам всю охапку имеющейся у нас наличности – берите сколько надо. Так же поступали и другие наши соотечественники – по этому признаку их легко можно было угадать в магазинах.

     В нашей группе были женщина с сыном-подростком, недавно отдыхавшие в Египте.  На вопрос матери: «Где тебе больше понравилось, в Белоруссии или в Египте?»,  сын с явным недоумением  от непонимания  мамой такой  очевидности  ответил: «конечно, в Белоруссии».  Впечатления старого (меня) и малого в этом сошлись.

КОНЕЦ


Скачать файл