оПьянение весной (открытие водного сезона 2013)

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: ПВД (поход выходного дня)
Сроки: 06.04.2013 - 07.04.2013
Весна 2013-го года пришла в наши края с некоторым запозданием. В первых числах апреля, когда настала традиционная пора открывать водный сезон, даже Кудьма еще стояла, крепко скованная льдом (на этот раз особенно толстым и прочным по причине продолжительных декабрьских морозов, предшествовавших первому снегу), и лишь на самом юге области гидропосты отмечали начало хоть какого-то, но паводка. Туда и обратили мы свои взоры.

о П ь я н е н и е    в е с н о й

 

(небольшой фотоотчет о нашем байдарочном знакомстве с весенней Пьяной, случившемся в апреле 2013 г) 

Голубой (глубинный) лед

Пьяна, Теша, Алатырь – вот те три богатыря, которые в нашей области первыми начинают крушить ледовое воинство зимы. Среди них самым желанным для нас объектом, бесспорно, была Пьяна – самая длинная река (435 км), начинающаяся и заканчивающаяся в пределах Нижегородской области, при этом, по совместительству, самая извилистая река в мире (!!!), поскольку расстояние между истоком и устьем всего 65 км! Более того, исток расположен в самой высокой точке области, а устье – практически на уровне самой низкой, всего же река теряет 158 метров высоты, из них более сотни  – на верхнем участке, до Гагино. Немаловажным плюсом явилась еще и простота транспортной заброски в самые верховья – первый автомобильный мост расположен всего лишь в четырех километрах от истока, и в то же время, на этом участке река должна уже быть вполне сплавной. Решено, едем на Пьяну!

Пестро-полосатые пейзажи

Тут стоит оговориться, что руководителем и инициатором похода был наш друг Аркадий Карусевич aka ArKar, с группой которого мы прошли уже немало весенне-паводковых речек, и с удовольствием продолжаем ходить, когда наши интересы совпадают, а это был как раз такой случай. Правда, в этот раз было решено стартовать на Щуке (обладающей повышенной проходимостью, по сравнению с каркасниками) несколько выше основной группы, и догнать их к обеду первого дня. Итак, ранним утром субботы 6 апреля полной газелькой желающих (10 человек) выдвигаемся в путь.

Голубая льдина. Фото 1

 

Первый день похода

Восход солнца встречаем в Сеченово (самый юго-восток области), отсюда до нашей цели рукой подать. Вскоре проезжаем Верхнее Талызино, а вот и мост, где нашему экипажу предстоит начать сплав.

Пьяна ниже первого моста

Хорошо нам всем знакомая широкая и могучая река Пьяна в этом месте даже по паводку представляет собой небольшой ручеек. До моста река в густых кустах почти не просматривается, поэтому шальная мысль начать сплав еще на пару километров выше, быстро нами отметается – в этом случае группу мы к обеду точно не догоним.

Пьяна выше первого моста Первый автомобильный мост на Пьяне

Под мостом – сливчик из трубы, и стартовать решаем сразу после него.

Небольшой водопадик под мостом

Дальше русло представляет собой сравнительно чистый, хоть и узкий, быстроток в полях среди кустов.

Начало сплавного участка

Байдарка в речку убирается по ширине, но в некоторых поворотах рискует не убраться по длине, но нас это абсолютно не смущает. Чего нельзя сказать об остальных участниках группы – они решают проехать еще несколько километров по трассе и начать сплав от деревни Булдаково. В последний раз сделав попытку уговорить нас отказаться от нашей авантюрной затеи, наши друзья-товарищи уезжают, а мы начинаем стапель.

Первый стапель сезона

На часах около девяти утра. На небе солнышко (правда, через час оно скрылось и больше уже за весь поход так и не выглянуло). Примерно через полтора часа сборы подходят к концу, и преодолев метровые сугробы, мы наконец выходим на воду.

Наш боевой щук

Первые метров сто даются не без труда – русло пока еще слишком узкое и извилистое, местами толком невскрывшееся, периодически встречаются непролазные кусты,

Первые кустики

а обносы по берегу осложняются глубокими сугробами, в которых болотники скрываются целиком.

Трудности передвижения по берегу

Но вот речка становится пошире, и уже можно насладиться первым в этом году настоящим сплавом. Поворот следует за поворотом, и каждый раз, как в известной песне, гадаем, что же он нам принесет.

Первый поворот русла, вокруг куста

Впрочем, высокая скорость весеннего бурного потока не позволяет слишком долго над этим размышлять, а ощущение полной неизвестности лишь придает и без того нескучному сплаву дополнительную остроту.

Течение довольно сильное 

Слалом в заснеженных коридорах, небольшие шиверки и порожки, нависающие над водой деревья и участки льда, через которые прыгаем сходу. Попутно снимаем прохождение на экшн-камеру (это ее первый “боевой вылет”), впоследствии из отснятого материала рождается небольшой клип.

Минут через двадцать, пройдя полтора километра, достигаем второго автомобильного моста в районе Торгового Талызино.

Второй автомобильный мост (у Торгового Талызино) Проплывая под вторым мостом

Еще километра через два подходим к деревне Баженовка. В русле, до этой поры в целом довольно легкопроходимом, начинают  попадаться участки густого ивняка, через который приходится продираться и пропихиваться. Около часу дня, метров за сто до булдаковского моста, когда аккумулятор камеры уже разрядился, а новый вставить еще не успели, после очередного поворота внезапно встречается хороший порожек с густым кустом сразу за ним. Табаню прямо в сливе, чтобы уйти от столкновения, и направить лодку в нужное русло, и в этот момент отламывается и немедленно тонет лопасть весла. По счастью, далее лишь несколько десятков метров сравнительно прямого быстротока, и слалом не требуется. Забираю весло у матроса, разворачиваю лодку и пытаюсь выгрести против течения обратно к порогу. Бесполезно – лопасти нигде не видать. Ну что ж, придется продолжать сплав с одним веслом.

Матросу пришлось оттачивать канойную технику гребли

Через пару минут достигаем булдаковского моста, с которого стартовала наша группа, и практически сразу за ним – еще один интересный сливчик (забегая вперед, скажу, что эти два порожка – пожалуй, самое интересное, что было пройдено нами за поход). Судя по следам на берегу, большая часть группы предпочла обнести его по берегу. Вполне успешно проходим его с одним веслом и практически сразу начинается слошной кустинг. Несмотря на довольно широкое русло, ходовая скорость существенно падает, и последующие три километра идем аж полтора часа. Наконец, на очень высоком правом берегу замечаем нашу группу, вставшую на обед, после чего происходит долгожданное воссоединение. Всего к этому моменту нами пройдено около девяти километров.

Воссоединение с группой

Обед – это, пожалуй, громко сказано. Леса нет, костра тоже, лишь газовая горелка, сиротливо стоящая на земле у наших ног, на вершине этой горы, и задуваемая всеми ветрами, отчаянно пытается вскипятить котелок воды. Мы подоспели как раз к чаю, заодно подкрепляемся бутербродами. Но прежде чем удается продолжить путь, проводим на берегу еще битый час, в ожидании кипятка на заправку термосов. Тем временем болтаем, делимся впечатлениями, фотографируем и осматриваем окрестности (с горы открывается хороший обзор на много километров вокруг, хотя, кроме бескрайних полей, смотреть не на что). По левому берегу уже началась земля Мордовия, а через несколько километров начнется и по правому.

Всеобщее расслабление в ожидании кипятка Заправка термосов

Наконец, около четырех возвращаемся на воду.

Дальше русло несколько расширяется и расчищается, кусты отходят к берегам, и единственными препятствиями становятся встречающиеся льдины и небольшие ледовые заторы. Течение по-прежнему ощутимое – чувствуется неплохой уклон, поэтому за последующие полтора часа проходим семь километров этого слаломного бурноводинга. Сперва мы движемся вместе с каркасниками, стараясь не отрываться от основной группы, но в скором времени столь медленный и тягостный для нас темп становится вовсе невыносимым, и мы решаем ненадолго вырваться вперед. Минут десять летим с ветерком на скорости около 10 км/ч (невзирая на одно рабочее весло, которым приходится в основном оттормаживаться и рулить), маневрируя между льдинами и корягами. В какой-то момент русло сильно сужается, и мы себя ощущаем практически в гидродинамической трубе – кайф! Думаю: интересно, смогли бы мы подняться здесь вверх по течению? Подозреваю, что нет…

Внезапно путь нам преграждает большой ледовый затор, метров десять шириной, представляющий собой хаотическое нагромождение ледяных плит – с виду абсолютно нерушимая конструкция - однозначно, обнос.

Ледовый затор

Слева сугробы и кусты, справа крутой обрывистый берег, но есть пологий спуск к воде в нескольких метрах выше затора – им и решено воспользоваться.

Обнос ледового затора

Не без труда втаскиваем байдарку на самую кручу, прямо над затором, после чего достаю камеру, чтобы поснимать приближающуюся к затору группу, и усаживаюсь поудобнее. 

древо

Но группы нет. Проходит десять минут. Затем еще десять. Полчаса. Ходим по берегу вперед и назад, пытаемся высматривать – никого не видать.

Необъятные просторы В ожидании группы

Пытаюсь звонить, но телефоны у всех выключены. Подозреваем неладное, но надеемся все же на лучшее.

Оттуда мы приплыли Продолжение реки

Между тем на реке начинается вечерний паводок и ледоход – виной тому многочисленные бурные ручьи растаявшего за день снега, стекающие отовсюду с полей.

Ручьи

Даже страшновато становится за них, глядя на плывущие плотным потоком большие кувыркающиеся прозрачные глыбы – не хотел бы я угодить под одну из них. Внезапно раздается громкий треск, и наш ледяной затор начинает на глазах разрушаться – все-таки масса льда, нанесенная на него мощным потоком, представляет собой грозную силу. Хватаюсь за камеру, но успеваю запечатлеть лишь окончание процесса. Через пару минут русло снова чистое – весь лед уплыл ниже по течению, чтобы крушить следующий ледяной затор. Наша байда, одиноко торчащая на горе, способна теперь вызвать лишь недоумение у подоспевшей группы. Поэтому спускаем ее, горемычную, обратно к воде, и ждем дальше. Однако, группы по-прежнему нет. Проходит еще час томительного ожидания, в течение которого ходим по берегу, фотографируем бескрайние просторы и понимаем, что придется все-таки отправляться на поиски.

Земля Мордовская В полях уже немного грязновато

На часах почти семь. Становится сильно не по себе от мысли, что теперь нам предстоит подниматься в одно весло на надувнушке вверх по той гидродинамической трубе, возможно, несколько километров, к тому же, против еще более мощной текухи, и уклоняясь от набегающих льдин, но быстро сгущающиеся сумерки не оставляют выбора – если уж действовать, то не дожидаясь темноты!

Периодически встречаются вот такие деревья в русле

И вот, прыгаем в байду, хватаем весло и начинаем грести вверх по течению. Потихоньку продвигаемся, приближаемся к трубе, начинаем ее штурмовать, скорость около 0,5 км в час. И тут, о счастье, навстречу нам выплывает таймешка Аркадия! Оказывается, один из экипажей на каком-то бревне попал в прижим, и, пытаясь выбраться на ровном киле, утопил весло (так что не мы одни теперь одновесельные :) ) А другой экипаж, наблюдая за этим действом, зазевался и на том же самом бревне хорошенько пропорол байду. И это именно ее клеили все это время. Вскоре появилась остальная группа, и начался поиск стоянки.

Впрочем, стоянку на Пьяне найти не так уж сложно – леса все равно нигде нет, вставай где хочешь, поэтому не прошло и пятнадцати минут, как мы вытащили наши байды на высокий правый берег чуть ниже того места, где ждали группу, и начали искать более-менее сухое и ровное место под палатку.

Наконец, лагерь стоит, на горелке варится ужин (грязный снег топить не хотелось, а пить паводковую воду Пьяны хотелось еще меньше, поэтому пришлось отправить экспедицию на поиск подходящего ручья), а группа, расположившись вокруг этого импровизированного ”костра”, и как следует утеплившись (за бортом уже ниже нуля), шумно и весело делится впечатлениями, полученными за день (благо, их хватает с избытком), и отмечает успешное открытие водного сезона. Первый день сплава закончен.

У вечернего

 

Второй день похода

Этот день выдается уже не столь богатым на впечатления. Туманное утро начинается с обноса протяженного ледового затора, нанесенного за ночь и начинающегося чуть ниже стоянки – метров триста волока по земле и иногда встречающимся наледям.

Утро туманное, утро седое Обнос ледового затора

 

Мы на Щуке пытаемся штурмовать льды в русле, но быстро оставив эту затею, присоединяемся к всеобщему обносу, высматривая место, где можно было бы сбросить байду на воду.

Береговые нагромождения льда Появился проход под левым берегом. Но мы на правом...

Наконец продолжаем сплав. Ширина русла уже метров 20-30, то и дело попадаются огромные плиты толстого (по полметра и более) льда, одним концом торчащие из воды.

Первый пошел! Толщина льда внушает уважение

Второй пошел!

Грязно-желтые поверхностные его слои разительно контрастируют с небесно-голубыми глубинными.

Голубая льдина. Фото 2 Голубая льдина. Фото 4

Ледовые контрасты

Вскоре, в районе Старого Чамзино, проходим под очередным автомобильным мостом трассы Спасское - Большое Игнатово.

Мост в Старом Чамзино Перед мостом в Старом Чамзино

После моста через какое-то время начинается бескрайний разлив в черноземной левобережной пойме, продолжающийся несколько километров до самого Аржадеево, где встречаем уже пятый по счету автомобильный мост.

Мост в Аржадеево (вид снизу по течению) Мост в Аржадеево (вид снизу по течению). Вода начинает падать.

После него разливы продолжают встречаться, но основное русло уже вполне ясно читается под правым берегом. Правда, русло это настолько заросшее кустами (к тому же частенько попадаются невскрывшиеся участки), что проще продвигаться по затопленной пойме, что мы и делаем большую часть времени.

Пьяна, апрель 2013 (открытие сезона). Фото 57 Пьяна, апрель 2013 (открытие сезона). Фото 58

В разливах

Периодически продолжаются встречаться обносы небольших ледовых заторов.

Обнос очередного участка льда

Дабы каждый раз не вытаскивать байды на крутой берег, таймешки иногда проводим на чалках по руслу "корабликом" (по коротким участкам воды между ледовыми перемычками), щуку же приходится пропихивать по кромке берега вручную.

Понимая, что в Гагино уже все равно не успеваем, сбавляем темпы и фотографируемся.

Руслан и Галя Между льдинами в тумане

Похоже, Але ее новое яблонное весло вполне по душе :)

Алики Далеко ли до Таллина?

Наконец, в половине второго достигаем Сарги, и чуть-чуть не доходя деревни, встаем на перекус. Погода пасмурная и ветреная, народ подзамерз и уже не шибко жаждет продолжать сплав (а впереди еще долгий антистапель каркасников и еще более долгая дорога домой). Пытаемся уговорить их дойти хотя бы до села Черновское, что километрах в пятнадцати отсюда, но подавляющим большинством голосов решено закончить сплав прямо здесь, в Сарге, на границе Мордовии и Нижегородчины.

Антистапель в Сарге Байдарки для саргинцев были в диковинку

Как выяснилось позже, в районе Гагино Пьяна еще была не вскрывшейся, так что может и хорошо, что не пошли дальше. Несколько часов проводим в Сарге под моросящим дождиком в ожидании машины, наконец, она прибывает, и сразу же заряжает продолжительный ливень, окончательно убедивший группу в правильности принятого решения о выброске. Ну а дальше несколько часов шумной веселой обратной дороги, в ходе которой допиваются остатки спиртосодержащих вкусняшек домашнего приготовления, после чего усталые, довольные и во всех смыслах оПьяненные (в том числе состоявшимся успешным открытием водного сезона), мы наконец прибываем домой.

 

Выводы и рекомендации:

За два ходовых дня по воде и берегу пройдено около 35 км (примерно по 17 км в каждый из дней), с общим перепадом высот 55 метров.

Речку смело можно рекомендовать для максимально раннего открытия сезона, когда все более северные замерзающие реки еще стоят. Начинать советуем от первого автомобильного моста - именно этот, самый начальный участок реки, нам показался наиболее интересным и динамичным. Лес по берегам отсутствует на всем протяжении маршрута, поэтому горелку брать обязательно.

 

Удачи на маршрутах!

Местный житель провожает нас прощальным взглядом