Нитка маршрута: Малая Какша - Ветлуга, май 2014

Автор: finn
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: ПВД (поход выходного дня)
Сроки: 09.05.2014 - 11.05.2014
Как ни странно, но собрать информацию по Малой Какше было непросто. Кого ни спросишь, никто там не был. А ведь река эта, на первый взгляд, просто создана для туризма - длинная (более 100 км), при этом расположена целиком в пределах области, имеющая выраженный (60 км) лесной участок без населенки, с удобной заброской и выброской (как колесной, так и ОТ), с возможностью как сокращения маршрута до 70 км (двухдневный отдыхательный вариант), так и продления его за счет Ветлуги или лугового слаломного участка, в случае многодневного похода. Почему же не ходят? Данный поход имел целью как следует познакомиться с рекой на всем ее протяжении, ну и заодно, попытаться найти ответ на данный вопрос.

М а л а я   К а к ш а   ф о р е в а !!!

Малая Какша форева!!!

Нитка маршрута: г. Нижний Новгород - г. Шахунья (поезд) - мост у д. Фадька (такси, осмотр верховьев) - мост у д. Аверята (такси) - начало лугового участка (сплав 2,5 км выше моста) - г. Ветлуга (сплав) - г. Урень (такси) - г. Нижний Новгород (электричка)

Общий километраж сплавной части: 125 км (из них 10 по Ветлуге)

Использованные суда:
Щука-3 (finn, Mari*ka)
Свирь-2 (Serguz, Zhenchik)

Уровень воды: несколько ниже, чем обычно в эти даты, река полностью в крутых берегах (1-2 м), за исключением последних 5 км перед Ветлугой (разлив в пойме вследствие подпора)

Погода: первый день ясно, жарко, второй день - с утра ясно, днем облачно, вечером пасмурно, дождь, третий день - с утра ясно, днем пасмурно, дождь. Все три дня стабильный юго-западный ветер 5-10 м/с


Заброска:

1. такси до вокзала (оказывается, 4 человека с байдарками и рюкзаками замечательно убираются в один Пежо Партнер от "Дубровки", 100 руб с чел.)

2. поезд Москва-Новый Уренгой до Шахуньи, отправление в 5.00, прибытие в 8.08 (плацкарт за 320 руб - самый дешевый и практичный вариант на данный момент, плюс три часа полноценного сна, правда, проводник попался раздолбай, ни билеты, ни паспорта даже не посмотрел, а в Шахунье пришлось его будить, чтобы он нас выпустил :) )

3. "Соболь" до реки (договорились через знакомых, но такси найти не проблема). Приехали к мосту в Фадьке, сбегали на разведку вдоль русла - воды для сплава достаточно, но сразу после моста река входит в лес, довольно завальный и малогабаритный по нынешней воде участок, решили не тратить на него время и поехали к мосту в Аверятах (примерно, километров 10 от истока), откуда и решили стартовать

Выброска:

1. Уазик-каблук (водитель Андрей Васильевич +79047840508, бойкий разговорчивый мужичок, любитель быстрой езды, помимо уазика располагает также паркетником, берет 20 руб/км). До Уреня по разбитому асфальту домчал за пол-часа, 1000 руб.

2. Электричка Урень-Нижний Новгород, отправление в 18.48, но подают ее в 17.35, практически сразу наполняется людьми примерно наполовину, к 18.30 набивается под завязку, сидячих мест уже нет, а тем, кто сядет перед самым отправлением, может не хватить и стоячих в тамбуре :)

Предвкушение 

 

Характер реки и описание сплава:

В Аверятах река уже полностью луговая, и вполне широкая для байдарки (позволяет развернуться), воды для сплава более, чем достаточно. Сразу за мостом просторная и ровная травяная площадка, замечательно подходящая для стапеля.

Вид на поляну стапеля с моста

Решили подняться на байде вверх по реке, нащупать начало сплавного участка. Через 2,5 километра уперлись в большой завал (видимо, последний из завальных верховьев), и дальше подниматься не стали (но думаю, еще с пол-километра вполне ходимые), от этой точки и начали запись трека (а также сняли весь этот участок выше моста на видео, для наглядности). 

От начала луговой части до моста в Аверятах русло довольно узкое и петляющее, течение хорошее, встречаются порожки и бобровые плотины, иногда коряги и бревна (легко проходимые с воды). Ниже моста попалась пара-тройка несложных завалов, плюс обнос мелководного каменистого порожка, по нашей воде скорее всего криминального для байдарок,

Мелководный каменистый порожек

и большой плотины интересной конструкции, по-видимому имеющей отношение к водозаборной системе г. Шахунья (вертикальный слив метра полтора с хорошей бочкой), совмещенный с перекусом.

Практически архитектурный ансамбль Шахунский колизей

Вид на водозабор снизу по течению

В остальном - абсолютно чистое, в меру петляющее русло, метров 5-10 шириной, оба берега довольно крутые, высотой метра 2 (и сохранялись таковыми до самой Ветлуги), временами несложный кустинг. Несмотря на обилие населенки, с реки абсолютно ничего за берегами не видно, эффект полного уединения.

Типичный пейзаж луговой части Малой Какши 

Весь первый день сплава - сплошные луга, только-только начинающие зеленеть, с минимум растительности по берегам. Даже ива встречается редко, отчего на реке практически нет бобров. Иногда кроме ивы попадается смородина (чьи молодые душистые листья замечательно идут в чай). Весь день, от стапеля до ночевки - знойное солнце, плюс постоянный вмордувинд (здорово тормозивший наше продвижение, но к счастью, спасавший от жары). Прошли 38 км (не считая тех 2,5, что поднимались вверх), заночевали напротив Хмелевиц, в небольшом островке леса, явившемся для нас практически оазисом в пустыне. Замечательная небольшая полянка в сосняке, укрытая от посторонних глаз, с обилием дров. Идиллию нарушал лишь трактор, работавший всю ночь где-то поблизости.

Щука, сосны и закат 

За второй день допрошли луговой участок и к моменту первого перекуса (через 15 км после Хмелевиц) достигли леса (продолжавшегося до самого устья).

Перекус в середине маршрута

На этом участке обнесли еще одну плотину в Хмелевицах и прошли парочку приятных скоростных перекатов.

Река стала пошире, метров 15-20, берега повыше и покруче. Лес смешанный елово-березовый, с густым подлеском (преимущественно, черемуха, только-только собирающаяся цвести), встречается пихта и иногда - сосняки, на обрывистых песчаных кручах, по берегам много шиповника. Иногда попадаются пляжики, усеянные цветущим белокопытнем, но пока в основном залитые. Вода с каждым днем падает, выходы на берег - топкая грязь. 

Через 25 км после первого перекуса прошли еще одну мелководную плотинку (свирь обнеслась),

Теперь главное - не нарваться на торчащие штыри!

также совместив с перекусом, и после этого еще 22 км хорошего ломилова часов до девяти. С поиском приличного выхода на берег в этом каньоне, как и ожидалось, возникли некоторые трудности, наконец подходящее место было найдено - стоянка оказалась еще лучше прежней. Всего за второй день пройдено 62 км. Только поставили лагерь, развели костер и приготовили ужин, как пошел собиравшийся весь вечер дождь - спасибо, что не начался часом раньше.

Утренний пейзаж

На третий день оставили всего 25 км при хорошем запасе по времени, поэтому был запланирован отдых. Всю ночь громко заливались соловьи, а пол-четвертого к ним присоединились все прочие существующие в природе птицы - такого оглушительного птичьего гвалта не припоминаю, чтобы слышал ранее. Чудное солнечное утро, около десяти выходим на воду и часа три неспешного сплава до Ветлуги, фоткая цветущие дубы и вязы (и даже повстречали однажды - о, диво! - цветущую черемуху, но больше не попадалась).

И зацветут вот-вот дубы Красивый, но обжитой сосновый берег

Километров за 10 до Ветлуги начался подпор - стоячая чистейшая вода, затопленные берега, разливы в пойме.

До Ветлуги уже недалеко А вот и Ветлуга!

Впрочем, иногда попадаются неплохие места под стоянку. Встречаются рыбаки на казанках, заезжающие сюда с Ветлуги. Погодка начала хмуриться, поднялся ветер. Ветлуга встретила широченным проспектом и сильным вмордувиндом.

Перекусив напротив устья Малой Какши, прошли по Ветлуге оставшиеся 10 км до автомобильного моста и встали на антистапель сразу за ним, по правому берегу.

Проплывая под мостом Ветлуги Маршрут окончен!

В этом месте имеется хороший асфальтированный подъезд к реке, и неплохая травяная площадка.

Антистапель

Через пару часов на местном уазике доехали до Уреня (снова дождик начался своевременно - как только загрузились в машину), и с комфортом расположились в пустой элке, где пришлось просидеть еще с час, пока она не набилась народом. Дома были около 10 вечера. Таким образом, весь намеченный маршрут (исключая начальный завальный участок) был успешно пройден.
 Всё!

Выводы и варианты возможных маршрутов:

Весна! Ива! (весьма красиво)

 

Резюме:

Малая Какша полностью подтвердила, что замечательно подходит для целей туризма (говорят, и рыбалка там хороша), располагает большим выбором возможных маршрутов, на все вкусы (в том числе, и двухдневных), с удобными точками заброски и выброски. Рекомендуем!

Трек и точки (с комментариями)

Все фотографии (с комментариями)

Отзывы других участников

Обсуждение

СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!!!