Ватома или матрасно по «нематрасной» реке

Автор:
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: ПВД (поход выходного дня)
Сроки: 11.07.2015 - 12.07.2015

Около года назад я интересовалась у finnа куда можно сходить одним днем так, чтоб «и мышцы почувствовать, и не задолбаться». Ну и заброска/выброска общественным транспортом тоже имели немалое значение. Тогда он мне посоветовал сходить на Ватому-Волгу - 33 км, 5 из которых вверх по Волге до Кстово. Тогда, в силу разных причин, пройти этот маршрут у меня не получилось, зато в этом году обстоятельства сложились иначе.

В понедельник serguz (ник с nn.ru) предложил поматрасничать в выходные, на выбор были Лух, Керженец и Ватома. Мысли о Ватоме все время были у меня в голове, хоть и неосознанно. Поэтому я голосовала пройти этот маршрут, но матрасно, т.е. за 2 дня. Предполагалось пройти по Ватоме километров 20-25 в первый день, а последние километры реки и Волгу оставить на второй.

Заброска туда простая – автобусом с автостанции на Московском, следующим до поселка Памяти Парижской Коммуны, до Рожново. Там есть мост через Ватому. Выброска еще проще – автобус из Кстово, ходит каждые полчаса точно.

Нам же с заброской вообще повезло. В середине недели я вдруг вспомнила, что vap-nn вроде бы должен поехать в деревню за семьей (а путь туда проходит как раз через нужный нам мост), значит, есть вероятность, что он сможет нас забросить. И он, правда, смог) За что ему отдельная благодарность.

В 7-45 субботы Леша забрал нас с Адмиралом.

У парома было скопление велосипедистов, а на Бору так вообще человек 70 наверное. В дороге время пролетело незаметно, поэтому, когда я увидела указатель «Рожново» немного удивилась) Слева за мостом, если ехать со стороны Бора, есть хорошая площадка для стапеля – невысокая трава и камни. Там нас vap-nn и оставил с пожеланиями удачного сплава.

Собрались, позавтракали и около 11 были уже на воде.

Адмирал на стапеле  Я на стапеле

Никуда не торопясь (матрас же) вгрябываемся, постоянно останавливаясь на пофотографировать (я фотографировала в основном цветочки, птичек (пыталась) и Адмирала в завалах (гы)).

Цветы. Фото 1  Цветы. Фото 2  Цветы. Фото 3  Цветы. Фото 4

Фотогеничный пернатый=)  Адмирал в завале  Адмирал в завале. Фото 3

Места здесь изумительные (дикие, что ли) – по берегам папоротник и крапива по пояс, и очень тихо.

Ватома. Фото 1  Себяшечка в ожидании Адмирала=)  Ватома. Фото 2  Ватома. Фото 3  Ватома. Фото 4

Рыбаков нет вообще (только в месте стапеля был один). Периодически встречаются завалы, но только крупные (в моей классификации, это те, возможность прохождения которых не очевидна). Мелких по нашей воде не припоминаю. Тут я в очередной раз убедилась, что очень ленивая. Я умудрилась «проскрестись» не вылезая из байдарки там, где, наверное, проще и быстрей вылезти на дерево и провести байдарку под/над ним.

Адмирал в завале. А я здесь проскреблась. Часть 1  Адмирал в завале. А я здесь проскреблась. Часть 2  Адмирал в завале. А я здесь проскреблась. Часть 3

Примерно километров через 8,5 после старта, на правом повороте реки, на левом берегу есть хороший выход на берег (там д. Марково на карте). И это, по сути, единственное место на первых 23 километрах реки, где можно выйти из байдарки размять ноги) Я этого не знала, поэтому возможностью не воспользовалась, да и рано, кажется, разминаться) Еще через пару километров, река выходит в луга. Слева и справа довольно высокие берега (все с той же травой… точнее трава другая, но такая же высокая – по ощущениям, по пояс), иногда «заболоченные», хотя, порой кажется, что трава растет прямо в воде.

Слаломный участок

Здесь река сужается и начинает петлять. Скорость тоже сильно возрастает – только успевай поворачивать. Забыв, что мы приехали «матрасить», набираем скорость и гребем уже в полную силу.

Так мы и пролетели 23,5 километра реки (матрасники фиговы=) ), где встали на перекус.

Место возможной стоянки. Фото с воды  Фото возможной стоянки. Фото с берега. Часть 1  Фото возможной стоянки. Фото с берега. Часть 2  Фото возможной стоянки. Фото берега  Фото возможной стоянки. Фото с берега. Часть 3  Фото возможной стоянки. Фото с берега. Часть 4

В принципе, можно было бы и совсем встать, но как-то было лень вытаптывать траву под палатку в этом месте (да и рано еще было), поэтому просидев, наверное, час, пошли дальше. Примерно через километр, река разлилась – все-таки Волга уже близко.

Разлив. Волга уже близко

Почти сразу обнаруживаю стоянку на правом берегу. Место неплохое – поле на высоком берегу, цветы, место под палатку, даже кострище с парой бревен. Правда, рядом дорога, а вот деревьев немного. Вставать на ночь все еще рано, решаем попробовать пройти дальше и, если что, вернуться. Возможно, это была наша ошибка – дальше все места заняты либо рыбаками, либо отдыхающими, заплывающими на своих моторках с Волги.

Мы дошли до Волги и даже поднялись немного, но как только увидели людей, даже на маленьких песчаных пятачках, решили, что надо возвращаться. Несмотря на то, что мы держались довольно близко к берегу, нас чуть не снес катер, который на полной скорости влетел в Ватому с Волги. Причем, он даже не попытался затормозить когда нас увидел=( Хорошо хоть у нас инстинкт самосохранения развит: как услышали за спиной шум мотора - рванули к берегу.

Встали в итоге не на той стоянке, куда собирались вернуться. Пока гребли, увидели пляжик с тропинкой на высокий берег. Пустой. Место под палатку было, и мы решили остаться тут.

Солнечные ванны. Матрас же=) Автор serguz  Вид с места нашей ночевки. Фото 2. Автор serguz

Солнце, пляж, тепло… что еще нужно для матраса?) Купаемся, загораем. За день пройдено 29 километров, из них около километра против течения.

А ночью шел дождь… сильный или слабый, но почти не прекращающийся. Проснулись около семи утра. По палатке барабанит дождь. Вылезти, чтобы надеть сплавное (которое у меня всю ночь сохло на дереве=) ), смогли только в 10, когда дождь ненадолго прекратился. Завтрак, сборы. Выход на воду совпал с началом мелкого нудного дождя, а когда вышли в Волгу – ливня.

Траверс Волги решили осуществлять сразу же – сначала пересечь фарватер до острова Теплый, а потом уже на другой берег Волги. Однако здесь нас, почему-то, начало сносить вверх(!) по течению. Если Адмирал еще пытался выправить курс на остров, то я решила не тратить силы на борьбу с направлением (тем более, что в целом, это направление и было мне нужно, хоть и увеличивало время нахождения на фарватере), а вложиться в скорость. Благодаря плохой погоде, здесь не было катеров, что значительно упростило нам траверс. В целом же мы потратили на Волгу около 2х часов – на фарватере скорость была около 2-3км/ч, зато как только с фарватера сошли – меньше 4,5 у меня не опускалась (а у Адмирала и того выше – он шел метрах в двадцати впереди меня и успевал периодически оглядываться – видимо проверял, вишу я у него на хвосте или нет=) ), а иногда даже получалось разогнаться до 6-7км/ч, правда, ненадолго)

Кстово встретило нас водопадом)

Вид от пристани в Кстово. Оттуда мы пришли. Автор serguz

Антистапель, перекус для желающих, пешка до автостанции – все под дождем, иногда ливнем. Потом мерзли в автобусах, но, в целом, поход удался. Настроение замечательное (примерно как на фото).

Я. Автор serguz  Я в цветах. Автор serguz

Эмоций хватит ровно на неделю – до следующего похода)

Спасибы:

1.       Адмиралу за компанию

2.       vap-nnу за доставку наших тушек на место старта

3.       finnу за совет сходить на эту замечательную реку

Зы: а никто не знает, что там выше по течению?) Есть ли смысл туда ехать?)