Отчет: Катунь 2017

Автор: 
Регион:Алтай
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 4
Сроки: 05.08.2017 - 12.08.2017
Отчёт о водном туристическом путешествии 4 категории сложности по маршруту: г. Барнаул (поезд) – Тюнгур - р.Катунь (сплав) - пос. Ороктой - г. Барнаул (машина)

НИЖЕГОРОДСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  ТУРИСТСКИЙ  КЛУБ

 
 

ОТЧЕТ

 

о водном туристическом путешествии 4 категории сложности по маршруту: г. Барнаул (поезд)  – Тюнгур - р.Катунь (сплав) - пос. Ороктой - г. Барнаул (машина)

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка № 10-4/17

Руководитель группы Мазуров А.Н.

Адрес рук-ля: Нижегородская обл. г.Бор

 

 

 

 

 

Маршрутно – квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие соответствует заявленной           4          категории  сложности и может быть зачтено всем участникам и руководителю

 

 

 

 

Председатель МКК                                   (Ф.И.О.)                                     

(подпись)

Штамп МКК “                                    2017 г.


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Справочные сведения о маршруте
 
 
Паспорт маршрута
Состав группы
Цели экспедиции и ее организация
Краткая характеристика района путешествия
Подходы и сходы с маршрута
Аварийные сходы с маршрута
График движения
Организация страховки и безопасность на маршруте
 
2. Техническое описание маршрута
 
3. Выводы и рекомендации
 
 
 
 

1. Справочные сведения о маршруте


 

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма: водный

Категория сложности: четвѐртая для катамаранов Район путешествия: Горный Алтай.

Маршрутная книжка: № 10-4/17, выдана МКК Нижегородской области Руководитель: Мазуров Алексей Николаевич

Средства сплава: Катамараны-4,2

Нитка маршрута: г. Барнаул (поезд) - пер. Семинский - пер. Чике-Таман – Тюнгур - р.Катунь (сплав) - пос. Ороктой - г. Барнаул (машина)

Протяженность маршрута: активная часть – 170 км. Сроки проведения: 5 августа 2017 – 12 августа 2017

Дней на заброску/выброску/переезды: 1 + 1

Ходовых дней: 5

Дневок: 1

Количество участников: 17

 

 

 

1.2 Состав группы

 

 

№ п.п.

 

Фамилия, имя, отчество

 

Год рождения

 

Домашний

адрес, телефон

Туристская подготовка. Перечислить походы по данному виду туризма (У – участником, Р – руководителем), с указанием районов и категорий сложности)

распределение по средствам сплава и другим транспортным средствам

(для автомобилей и мотоциклов указать номерной знак)

1

Мазуров Алексей Николаевич

1980

 г. Бор, Нижегородская обл.

Укучикта - 6У, Томпуда - 5У, Коксу - 5У, Плато Путорана - 4У, Уда - 6У, Красненькая-Кутсайоки-Тумча-4Р, Б. Лаба н/к(5)Р

Руководитель, Капитан К-4,1

2

Ковалев Александр Владимирович

 

Санкт-Петербург

 

Колвица - Тумча 3У

Матрос К-4,3

3

Ковалева Ирина Олеговна

 

Санкт-Петербург

 

Колвица - Тумча 3У

Матрос К-4,3

4

Ковалева Кира Александровна

 

Санкт-Петербург

 

Колвица - Тумча 3У

Пассажир К-4,3

5

Герасименко Сергей Николаевич

1986

Москва

Чуя- В. Башкаус-Н.Чулышман - 5У, Красненькая-Кутсайоки- Тумча-4У, Жом-Балок- Ока Саянская -5Р

Зам. руководителя, Капитан К-4,2

6

Турта Руслан Викторович

 

Санкт-Петербург

 

Колвица - Тумча 3У

Матрос К-4,2

7

Турта Елена Алексеевна

 

Санкт-Петербург

 

Колвица - Тумча 3У

Матрос К-4,2

8

Зеленко Игорь Константинович

 

Москва

Колвица - Тумча 3У

Матрос К-2,2

9

Рыбкин Алексей Вячеславович

 

Москва

Тумча 3У, Уксунйоки 3У

Матрос К-4,1

10

Иноков Виктор Станиславович

 

Москва

Тумча 3У, Уксунйоки 3У

Матрос К-4,2

11

Ковалев Николай Андреевич

 

Москва

Тумча 3У, Уксунйоки 3У

Матрос К-4,3

12

Дорофеев Павел Владимирович

 

Москва

Тумча 3У, Уксунйоки 3У

Матрос К-4,1

13

Мирхайдаров Артем Маратович

 

Москва

Тумча 3У, Уксунйоки 3У

Матрос К-4,1

14

Северюхин Алексей Юрьевич

 

Москва

Охта 2У

Капитан К-2,2

15

Евстигнеев Александр Алексеевич

 

Екатеренбург

Красненькая - Кутсайоки -Тумча 4У

Капитан К-2,1

16

Зубарев Александр Владимирович

 

Екатеренбург

Красненькая - Кутсайоки -Тумча 4У

Матрос К-2,1

 

 

17

Трифоненков Виктор Андреевич

 1987

 Москва

Красненькая - Кутсайоки -Тумча 4У, Чуя - В.Башкаус - Н.Чулышман, Шоа - Ула - Йори - Ульва - Валдолла 5У, Жомболок - Ока 5У

 Реммастер, Капитан К-4,3


1.3 Цели экспедиции  и ее организация

 

Спортивный поход, осуществлѐнный туристами-водниками сборной городов России ставил следующие цели и задачи, связанные с посещением горного Алтая:

- освоение нового района путешествий большинства спортсменами-туристами нашей группы и прохождение одного из классических водных маршрутов на Алтае.

- эстетической  целью маршрута является посещение петроглифоф.

- познавательными  целями  маршрута  являются  сравнение природы Алтая,  еѐ рельефа, а также  еѐ флоры и фауны с природой Карелии и Кольского п-ва.

- создание видео- и фотоотчета;

- повышение спортивно-туристской квалификации участников группы.

 

1.4 Краткая характеристика района путешествия

 

Алтай (от монгольского «алтан» - золотой) - большая горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана,

Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В

административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке).

Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России

-    Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м, самая высокая точка - г. Белуха (4506м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др.

Климат Алтайского края резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя температура января -19°, июля +18,9°, годовое количество осадков составляет 250-300мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12° до

-31,8°, июля от +9° до +18°. Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150- 200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены). Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. С ними связана прохладная и дождливая погода. Нередко в середине лета на окружающих горы равнинах устанавливается жаркая погода, и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Из-за веерообразного расположения хребтов приходящие потоки влажного воздуха проникают вглубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады.

Наиболее значительные реки Алтая - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. Все реки обского

бассейна отличаются быстрым течением. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба. Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса, Бия. Оптимальное время для сплава с июля по сентябрь. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора.

Самая крупная река Горного Алтая - Катунь. Начинается она у южного склона горы Белуха из ледника Геблера. В верхнем, а местами и в среднем течении, река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. При слиянии Катуни с рекой Бией,

 в 22 км юго-западнее Бийска, образуется река Обь – третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. В пределах  Алтайского края расположен верхний участок Оби длиной 493 км.

На территории Алтая более 3500 озер, наиболее примечательны Телецкое и Маркаколь.

На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда, в горах горно- подзолистые.

Почти треть территории Алтая покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы расположены в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница,

кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников:

жимолость, смородина, крыжовник, малина. Растет также брусника, голубика и костяника, по берегам рек в равнинной части – облепиха. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами.

В горах растительность расположена в вертикальной поясности. Наибольшую площадь занимает зона тайги – хвойных лесов. Это темнохвойная (кедр, пихта, ель) и

светлохвойная тайга (лиственница, сосна). Субальпийские луга начинаются ниже верхней границы леса, в разреженных кедровниках, и поднимаются по склонам лишь немного выше леса, поэтому сплошного пояса альпийских лугов нет. Выше располагается высокогорная тундра.

Животный мир состоит из обитателей сибирской тайги и степей. В тайге водятся олени, лоси, горные козлы, медведи, рыси, соболя. В степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек. Много хищных птиц. В реках много рыбы, хотя разнообразие видов невелико, в основном это хариус. Насекомых мало.

Район является опасным для заражения клещевым энцефалитом. Период активности клеща: конец апреля – июнь. Тем не менее, клещ может укусить и в августе.

Коренное население Алтайского края и республики Горный Алтай – алтайцы.

 

Список основных препятствий р. Катунь

 

  • Порог Аккемский прорыв — 4 к. с.
  •  Порог Ильгуменский — 4 к. с.
  •  Порог Кадринская труба — 3 к. с.
  •  Водопад Шабаш-1 — 4 к. с.
  •  Водопад Шабаш-2 — 4 к. с.

 

1.6 Аварийные сходы с маршрута

 После пос. Тюнгур река Катунь входит в горы и до пос. Инегень имеются только летники и полевые станы. Однако по берегам идут грунтовые дороги, либо тропы. В случае аварийной ситуации на этом участке надо пытаться по этим дорогам и тропам двигаться вниз по течению реки, т.к. этот район гуще населен и имеет лучшие транспортные связи.

Далее от пос. Инегень до устья р. Б. Ильгумень Катунь протекает в достаточно населенном районе. В месте впадения Чуи к реке подходит очень оживленный Чуйский тракт. На этом участке расположены поселки Инегень, Иня, Яломан, в устье реки Б. Ильгумень расположена большая турбаза. Здесь же Чуйский тракт уходит от реки. В этом районе аварийный сход с маршрута не представляет особого труда.

От устья реки Б. Ильгумень до устья реки Урсул Катунь протекает по горному, незаселенному участку. По обоим берегам идут тропы. В случае аварии надо по этим тропам либо возвращаться к базе у пор. Ильгуменьский, либо выходить к турбазе за устьем р. Урсул.

Аналогичная ситуация сохраняется почти до пос. Куюс. Вдоль берега идут грунтовые

дороги и тропы. В районе правого притока Бельтерук к Катуни подходит дорога, ведущая в пос. Куюс и далее вниз по течению реки. При сходе с маршрута на этом участке необходимо выходить к турбазе у р. Урсул, либо добираться до Куюса.

Далее вдоль Катуни постоянно идет дорога и с каждым километром движение на ней оживленнее. Аварийный сход здесь возможен в любом месте.

На Аргуте, Кадрине, Урсуле необходимо по тропам выходить к стрелке с Катунью. Вдоль Чуи идет тракт, поэтому аварийный выход здесь несложен.

 

1.7  График движения (запланированный)

 

 Дата

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы

передвижения

5.08.2017

1

Барнауле. Переезд к месту начала сплава

по Катуни п. Тюнгур

700

ам

6.08.2017

2

Стапель Сплав по Катуни.

 

Сплав

7.08.2017

3

Р. Катунь.

 

Сплав

8.08.2017

4

Р. Катунь

 

Сплав

9.08.2017

5

Р. Катунь

 

Сплав

10.08.2017

6

Р. Катунь

 

Сплав

11.08.2017

7

Р. Катунь

 

Сплав.

12.08.2017

8

Сбор лагеря

- Отъезд в Барнаул

340

а/м

 

График движения (фактический)

 Дата

Дни пути

 Участки маршрута

 Км

Способы передвижения

5.08.2017

1

Барнауле. Переезд к месту начала сплава по Катуни п. Тюнгур

700

ам

6.08.2017

2

Стапель Сплав по Катуни.

 

Сплав

7.08.2017

3

Р. Катунь.

 

Сплав

8.08.2017

4

Р. Катунь

 

Сплав

9.08.2017

5

Р. Катунь

 

Сплав

10.08.2017

6

Р. Катунь

 

Днѐвка

11.08.2017

7

Р. Катунь

 

Сплав.

12.08.2017

8

Сбор лагеря

- Отъезд в Барнаул

400

а/м


 

1.8 Организация страховки и безопасность на маршруте

 

  1. Все участники на активной части маршрута (сплав, просмотры, обносы) находились в касках и спасжилетах со стропорезом. Спасжилеты, снабженные  ручкой  для  оказания помощи при посадке на катамаран из воды. У всех участников имелся гидрокостюм.
  2. На катамаране под рукой у гребца привязывалось запасное весло.
  3. На каждом катамаране имелся спасконец ― морковка‖.
  4. В пищу употреблялись только те растения, которые были известны  группе.
  5. При  прохождении  ключевых  препятствий  маршрута     ставилась  страховка       ниже порогов со спасконцами с берега.
  6. При просмотрах намечалась линия движения,  ориентиры   с воды, места      основных и аварийных чалок.
  7. При движении сходу применялась взаимостраховка.
  8. Вначале маршрута были проведены беседы о приемах самоспасения в бурном потоке, задачах страхующих, где и как нужно устанавливать страховку, как действовать при оверкиле и как поставить катамаран на ровный киль.
  9. Маршрут планировался с расчетом достаточного времени для разведки, страховки, прохождения и отдыха для снятия напряжения.
  10. Важный фактор обеспечения безопасности - хорошая информационная подготовка. Было изучено около десятка отчетов по данному маршруту, сделаны копии описаний и топографических карт; просмотрено большое количество фильмов и клипов по данному маршруту.
  11. Очень важным фактором безаварийного прохождения маршрута мы считаем хороший моральный климат в группе. Надо отметить спокойное и ненавязчивое руководство походом.

 

 

2. Техническое описание маршрута

 

05.08.2017. Начало. Заброска г.Барнаул — с. Тюнгур

Сбор группы происходил в г. Барнауле, до которого участники сплава добирались кто на самолете, кто на поезде. Погрузившись в автобус и уложив все вещи в прицеп, поняли, что едем с перегрузом и до Тюнгура в целостности и сохранности можем не дотянуть. Было принято решение заказать дополнительно грузовую газель, в результате чего потеряли около двух часов, и тронулись в путь около обеда. Дорога то Тюнгура сложная и долгая, на пути встречается несколько перевалов (Семинский, Ябоганский, Кырлыкский), а также участки грунтовых дорог и старого разбитого асфальта.

В пути развлекались просмотром фильмов, сном, и как бы мы не скрашивали нашу дорожную жизнь, далась она с трудом, все с нетерпением ждали прибытия на место стапеля. По дороге купили грибочков, очень уж заманчиво выглядели лисички у придорожных продавцов, а также в Усть-коксе затарились сметаной - утром нас ждал чудесный завтрак. Перед с. Усть-кокса подобрали одинокую голосующую туристку-автостопщицу, которая намеревалась ночью идти до с.Мульта, но в итоге доехала с нами до лагеря и утром отправилась в путь.

Прибыли в Тюнгур далеко за полночь, и нам повезло, что водитель газели ранее уже забрасывал группу туристов, и знал, где есть хорошая поляна для ночевки и сборки катамаранов.

 

06.08.2017. Первый день на воде. Порог «Аккемский прорыв»

Подъем был поздний, все таки вчерашний день отнял все силы. Встав и осмотревшись по сторонам мы были поражены красотой здешних мест, пришло понимание, что мы наконец-то вырвались из городской среды с ее бесконечными пробками и суетой, оказавшись в прекрасном месте, и впереди нас ждут только красоты и величие горного Алтая, прекрасная речка Катунь, адреналин и хорошие эмоции.

 

 

 

 


Утро выдалось солнечное с небольшими тучками на горизонте. Встав с утра, принялись готовить завтрак, который, как и было задумано, мы начали с грибов в сметане. Параллельно собирали катамараны, всего три четверки и две двойки. Сбор катамаранов и лагеря закончили, когда солнце уже было в зените, и еще раз перекусив, начали таскать вещи и катамараны к воде. К моменту выхода на воду, погода начала портится и небо затянули серые тучи. Получив от руководителей похода инструктаж и увязав вещи, мы отчалили в ожидании одного из самых сложных порогов верхней Катуни — порога «Аккемский прорыв».

 

 

 

 

Первое, что бросается в глаза при сплаве по верхней Катуни, это ее чистота и цвет, вот уж действительно бирюзовая Катунь. Первые километры сплава тихие спокойные плесы и небольшие шиверы. Воспользовавшись этим, мы фотографировались на фоне бирюзовой Катуни, знакомились друг с другом и отрабатывали навык управления катамаранами, а также получали инструкции от руководителя о тактике прохождения порогов,  прямых  и  косых валов, пульсаров, бочек, поганок и других препятствий, которые встретятся нам на сплаве.

 

   

Так неспешно к вечеру мы добрались до определяющего препятствия этого дня «Аккемского прорыва». Ущелье с крутыми склонами. ПБ – крупноглыбистый, левый в основном отвесная скальная стенка. Подождав все экипажи и оговорив линию движения ( держаться курса флагманского судна), мы пошли в порог кильватерной колонной. Вперед ушли две четверки во главе адмиральского катамарана, следом шли две двойки, и замыкал нашу колонну смешанный экипаж третьей четверки.

Все катамараны прошли порог успешно, учитывая ниже среднего уровень воды и объемы наших катамаранов, сделать это было не сложно. «Аккемский прорыв» — очень длинный порог, состоящий из нескольких ступеней, основными препятствиями которых являются высокие косые валы, и чудесным образом возникающие ниоткуда пульсары. Конечно, несколько раз катамараны ставило лагом, но экипажам удавалось развернуть каты перед следующими валами и пройти их без происшествий. Хорошо нас покачало на валах, получено множество эмоций и заряд энергии на следующие дни. После прохождения порога, проплыли еще несколько километров в поисках стоянки и уже в сумерках наконец-то причалили к правому берегу, где нашли довольно сносную стоянку для нашей группы. До впадения р. Аргут оставалось 4-5 км.

 

 

 

 

 

07.08.2017. Второй день сплава.  День без препятствий

 

Сегодня нам предстояло сплавиться без сложных препятствий, подобравшись поближе к порогу «Ильгуменский».

Утро этого дня было солнечным, и мы устроили фотосессию с прыжками в Катунь, благо речка в этом месте была еще бирюзовой, и песчаный высокий берег позволял оттачивать наше мастерство по прыжкам в воду. Также в этот день у нас получился отличный обед в замечательном месте, удалось даже покупаться в горном ручье с холодной, кристально чистой водой и насобирать плодов барбариса, ведь по плану однажды вечером был запланирован походный плов. Еще одно интересное наблюдение этого дня, это то, что с места впадения р. Аргут, река Катунь поменяла свой бирюзовый цвет на цвет разбавленного раствора цемента и купаться в ней уже не хотелось.

 


За день не спеша прошли впадение р. Аргут, р. Чуя, р. Иня, проплыли под мостом «Чуйского тракта» и зачалились на полуострове за пос.Яломан в районе участка старого «Чуйского тракта». Вечером много обсуждали предстоящее прохождение порога «Ильгуменский», слушали истории бывалых сплавщиков и руководителя. Ночью была гроза и сильный ветер, палатки просто сдувало.

 

   

 

08.08.2017. Третий день сплава. Порог Ильгуменский

 

Сегодня по плану мы должны пройти порог «Ильгуменский» с его знаменитым киляющим пульсаром, а также порог «Кадринская труба», полный коварных водоворотов.

Несмотря на ночной шторм, утро этого дня выдалось погожим, светило яркое солнце и мы успели просушить все свои промокшие вещи. Сплавной день начался с длинных перегонов, попадались шиверы, небольшие одинокие бочки. До п. Ильгуменский около 1,5 часа хода Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж, ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам – начало порога. В настоящее время самым надежным ориентиром являются домики турбазы на ЛБ. Их около 20 штук и они хорошо видны с воды при подходе.Перед порогом «Ильгуменский» по нашей воде, ближе к правому берегу, образовалась локальное препятствие - довольно большая и коварная бочка, которую все обошли по краю, не желая в ней очутиться. Зачалились за ней на правом берегу и всей командой пошли на осмотр порога. Порог располагается на правом повороте реки. В начале порога справа довольна большая и опасная бочка, далее ближе к левому берегу пульсирующие валы разной высоты. Осмотрев порог и определившись с траекторией движения, мы спустили катамараны на воду и отчалили в следующем порядке: катамаран четверка с руководителем, далее две двойки и две четверки. Порог проходили кильватерной колонной, страхуя друг друга с воды. Все экипажи шли левее заходной бочки через валы. Первый экипаж, проходя первый пульсирующий вал, съехал с него ближе к правому берегу и безопасно прошел вдоль него весь порог. Остальные катамараны шли прямо по валам, борясь с разворачивающими катамаран пульсарами. Происшествий и опасных ситуаций при прохождении  порога  «Ильгуменский» не возникло, все экипажи прошли порог уверенно и по заданной траектории.

К сожалению, по некоторым техническим причинам фотографий порога и его  прохождения не сохранилось.

После «Ильгуменского» нас ждал небольшой прогонный участок ( около 30-40 мин) до впадения р. Кадрин и порога «Кадринская труба». До начала сплава, еще на заброске мы обсуждали возможность пройти выходной порог на р. Кадрин, но уровень воды не позволил выполнить задуманное, и все ограничилось только парой хороших фотографий на фоне порога. Вода в р. Кадрин разительно отличалась от воды в р. Катунь своей чистотой и прозрачностью.

 

   
Порог «Кадринская труба» по нашей воде — это небольшие локальные сливы и множество разных по размерам водоворотов, и по нашей воде не представлял для нашей команды  никаких сложностей. Правда один из катамаранов на выходе из порога прикусило и немного покрутило воронкой. Далее был участок спокойной воды до места следующей ночевки перед порогом «Шабаш». Остановились мы на замечательной стоянке с беседкой и лавками, а также почтовым ящиком, в котором обнаружились письма, ранее занимавших эту стоянку, туристов. Было интересно почитать эти записки, так как некоторые группы шли более сложные связки речек и делились своими впечатлениями об их прохождении. Мы также отметились оставленным письмом и отзывами о нашем сплаве. Вечером нас ждал отличный походный плов, в приготовлении которого участвовала добрая половина команды. Ели плов уже под покровом темноты при свете фонариков, некоторых членов команды пришлось вытаскивать из их теплых спальников, чтобы они отведали горячего плова.

 


 

09.08.2017. Четвертый день сплава. Порог «Шабаш». Баня

Сегодняшнее утро, как всегда, порадовало нас отличной погодой и дало возможность немного позагорать и просушить вещи. За поворотом нас ждал мощнейший порог «Шабаш». Размявшись и собравшись с силами, мы отчалили в приподнятом настроении, обмениваясь шутками и своими идеями о прохождении порога. Это одно из самых серьезных препятствий Катуни. Ориентиры: большая галечная отмель на ЛБ и огромный камень в русле реки ближе к ПБ. Мимо проехать сложно. Разведка с ПБ.

Перед порогом зачалились на правом каменном берегу и пошли на разведку. Порог состоит из двух степеней. Первая ступень начинается на правом повороте реки, ориентиром служит большой камень-дом в русле реки, находящийся ближе к правому берегу. Слева перед камнем находится заходная тормозящая бочка, так что заходить лучше слева от нее, дальше идет довольно крупный бочко-вал, практически на половину ширины реки, обходить который нужно резким маневром к правому берегу. При неверном заходе в начальной части порога, течение  реки  тянет   катамаран   прямо  через     бочко-вал,   который   представляет довольно серьезное препятствие и возможен переворот катамарана. Вторая ступень. На входе у ЛБ огромная бочка, справа к центру через полреки тянется косой вал. По центру длинный язык, переходящий в серию впечатляющих валов, причем самые большие из них (около 3 м) расположены не сразу, а метров через 60-70 после языка и имеют не совсем понятную направленность, т.е. не стоят перпендикулярно потоку, но и не являются  косыми.Между первой и второй ступень небольшой прогон, на котором можно подстраховать катамараны с воды.


Проходили порог тем же порядком, что и порог «Ильгуменский». Первый катамаран зашел в порог, слишком прижавшись к левому берегу, за что поплатился попаданием в центральный бочко-вал, но прошли его удачно, за исключением потерянного весла, которое было  выловлено между ступенями. Пройдя первую ступень, головной катамаран сходу прошел и вторую, зачалившись на страховке на правом берегу возле останков понтона. Катамараны двойки также частично прошли через бочко-вал, один из катамаранов развернуло на пульсаре, и часть валов он прошел боком, но все обошлось без переворотов. Двойки зачалились на страховке между ступенями. Экипаж первой двойки ушел к началу первой ступени для съемки прохождения порога оставшимися четверками. Экипаж первой из четверок справился с маневром и идеально прошел порог по задуманной траектории. Следующий смешанный экипаж прошел ступень по наименее сложной траектории, называемой еврейский ход, справа от большого камня-дома и вышел уже ниже центрального бочко-вала. Вторую ступень все экипажи прошли без проблем по центральным валам и зачалились рядом с понтоном. Обсудив прохождение, и немного передохнув, мы двинулись дальше до впадения речку Урсул, где нас ждал обед и телефонная связь  с родными.

 
Хорошо и вкусно пообедав, двинулись дальше, впереди нас ждала ночевка и дневка в отличном месте с беседкой и баней. По пути мы прошли место впадения р. Сумульта, госдачу Путина В.В., в которой он бывает, когда посещает Республику Алтай. Ходовое время около 1 часа, стоянка на ПБ. Перед стоянкой мощнейшее обратное улово. Прибыв на место стоянки, мы были  приятно  удивлены  ее обустройством,  вот  вам и  баня,  и  пиво,  и душицы полно, и тропа в горы, и сельский туалет, не говоря уже о беседке и прочих радостях походного бытия. Решено оставаться на дневку, так как стоянка превзошла все наши ожидания. Вечером была баня, купание в ручье и долгие разговоры у костра.
 

10.08.2017. Пятый день сплава. Дневка. Горы

 

День выдался солнечный, и решено было подняться на соседнюю гору, а также сходить на осмотр древних наскальных рисунков и немного погулять по берегу. На вечер запланировали баню для тех кто не успел и тех, кому не хватило вчерашнего пара. Итак, группа разделилась, часть ушла смотреть писаницы, часть полезла в горы, а по возвращению в лагерь была баня, ныряние в горный ручей и чудесный теплый летний вечер.


 

11.08.2017. Шел шестой, заключительный день сплава

И опять над нашим лагерем отличная погода. Сегодня последний день сплава, необходимо дойти до «Ороктойского» моста и разобрать, просушить катамараны. Сплав проходил по участку нижней Катуни, по пути прошли несколько не сложных порогов и шивер, которые по нашей ниже средней воде были мало различимы, а также встречались небольшие воронки и отдельно стоящие бочки. Каждый развлекался как мог, кто-то любовался окружающими красотами, неспешно подгребая веслом, кто-то искал приключений и залазил во все попадающиеся бочки, кому-то даже удалось выпасть из стремян и проплыть немного отдельно от катамарана. Много было споров насчет места последней стоянки, в итоге, по скольку надо было успеть ещѐ просущить снаряжение, решено было идти до «Ороктойского» моста, а не до Еланды и перед ним вставать на стоянку. Прибыв на место созвонились с забросчиком и объяснили, где мы находимся, договорились что б машина приехала за нами к 8:00. Далее антистапель, инициативная группа направилась в поселок Ороктой за пивом, медом, едой и приколюшками. Закупив все необходимое, группа вернулась в лагерь на уазике и порадовала всех остальных привезенными дарами местного магазина.  Ну а дальше упаковка  снаряжения, ужин, пиво, костер, разговоры, рассказы, планы на будущий сезон... Разбрелись по палаткам уже за полночь.

 

12.08.2017. Выброска «Ороктойский» мост — г. Барнаул

8:00 Приехала машина. Погрузка заняла около 40 минут. Катунь провожала нас пасмурным небом, как будто и не было шести солнечных дней. Собрав вещи и погрузив их в машину, мы тронулись в путь. По дороге закупились сувенирами в поселке Чемал, пообедали в замечательном кафе перед г.Барнаулом, и как-то не заметно и без усталости добрались к 15:00 до конечной точки нашего путешествия г. Барнаул.


 

3. Выводы и рекомендации

 

  1. Группа уверенно прошла заявленные маршрут 4 к.с.
  2. На Алтае хорошо развит рынок транспортных услуг. Подъезд (отъезд) на реки региона логичен на одной машине из Новосибирска, Барнаула, Бийска, куда можно добраться железнодорожным транспортом. О машине лучше побеспокоиться заранее, хотя можно найти и на месте.
  3. Маршрут по Катуни от Тюнгура до Еланды является классической четверкой. Мы не рекомендуем его по высокой воде для групп, совершающих первый поход 4 к.с. в связи с высокой сложностью Аккемского прорыва, порогов Ильгуменьский и Шабаш. Если идти препятствия простым вариантом или обходить их, то просто теряется смысл похода по Катуни.
  4. График движения, особенно для похода 4 к.с. был довольно напряженный.Поэтому пришлось маршрут раньше, чем было запланировано. Благо на Катуне это возможно. Логичнее добавить к данному маршруту 1 день.
  5. К сплаву по Катуни надо относиться со всей серьезностью. Река замечает все технические погрешности и легко переворачивает катамараны. Наиболее характерными препятствиями являются высокие и мощные валы, а также бочки, порой очень опасные. Также можно выделить обширные поганки и водовороты.
  6. Местное население к туристам привыкло и относится довольно доброжелательно.

 


Скачать файл