Черная дубль три

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: ПВД (поход выходного дня)
В Нижегородской области около десятка рек с названием Черная. Все они – труднодоступные малопосещаемые лесные речушки. Одна из них находится недалеко от Балахны. Но, несмотря на близость от города, добраться до нее нелегко. Течет она в самом сердце болот Семиречья и, чтобы увидеть ее, нужно как минимум пять километров идти пешком по лесным дорогам. Еловый лес в верховьях, березово-тростниковые болота, разливы в ольховом лесу. Урочища Дедушкин рукав, Гнилой мостик, Провалы. Запутанная сеть проток в районе впадения притока Яркова. Мы давно присматривались к ней и, наконец, решились пройти с самого верха, чтобы увидеть ее во всей красе. Однако пройти ее всю до конца, заполучив в коллекцию ее полный трек, нам удалось лишь с третьего раза…
 

Черная. Дубль три.

Черную, хоть и с третьей попытки, мы все-таки прошли. Всю! Практически, от истока до устья. Были и завалы, и бобровые плотины, и ледовые заторы, и волок по снегу и льду, и пешие многокилометровые заброски и выброски, и пробоины в байдарках, и купания в ледяной воде. Но, несмотря на все трудности, препятствия и прочие «сюрпризы», Черная – добрая и хорошая река. Она не раз показывала нам свой норов, и демонстрировала свой "черный юмор", но, как оказалось, это были лишь ее попытки уберечь нас от гораздо больших неприятностей, ожидавших впереди. Поняли мы это лишь сейчас, когда прошли все ее испытания и смогли в полной мере оценить всю сложность маршрута.

Итак, как все это прошло.

 

 
 

Несмотря на старательную рекламу, найти хотя бы еще один экипаж, готовый на все, ради знакомства с новой речкой, не удалось. Отказаться от сплава по этой причине у нас даже не было мыслей, поэтому решено было идти одним. Об этом мы в дальнейшем ни разу не пожалели. Все-таки, большинство людей предпочитают легкий комфортный отдых и не готовы к преодолению всяческих трудностей, которые встречаются при прохождении верховьев  рек, а в таких мероприятиях хочется, чтобы рядом были именно единомышленники. Ведь вид несчастных лиц случайных участников, попавших в поход подобного формата по недопониманию, способен полностью омрачить всю радость от прохождения красивого сложного маршрута, который тебе нравится, и планы по которому ты так долго вынашивал. 

 

Викинг пробивается сквозь льды

 
 

На сложные сплавы мы редко кого приглашаем, но так хочется иногда сказать кому-то: «а помнишь…». Такие походы больше запоминаются. Они становятся определенными вехами в «личной истории сплавов», их всегда вспоминаешь с теплотой и грустью, о них хочется рассказывать, в отличии от  комфортного летнего Керженца или Луха, о которых вспоминается только то, что купались, загорали, сидели у костра – все всегда похоже, меняются лишь лица.

Так как пошли одни, встал вопрос, как же заброситься на речку. Полностью добраться общественным транспортом не удавалось, так как электричка  из  Нижнего и автобус из Балахны категорически не хотели стыковаться, поэтому было решено отмести пятничную заброску с ночевкой около трассы и воспользоваться услугами такси. Подъем был очень ранний, так как электричка выходила из Нижнего  в 5:10 утра.  Благополучно добрались до Липовок, питая слабую надежду, а вдруг успеем на автобус. Толпа на остановке обнадеживала, но оказалось, что наш автобус все-таки уже ушел минут 5-10 назад, а народ дожидался другой автобус, который нам не подходит. Заказали такси. Оно приехало очень быстро,  и в 7:00 мы уже были в Юрино, обогнав упущенный автобус. 

 
 

 Пешая заброска

     Вышли. Солнышко, красота! Весна!

Тут обнаруживаем, что трек пешей заброски, который старательно рисовали ночью, забыли. Вернее, скопировали в навигатор прошлогодний, перепутали названия. Ну вот! Что трека нет - не беда, мы здесь уже не первый раз, знаем, куда идти, жаль только времени, потраченного на его прорисовку и поиски самых коротких тропинок.  Значит, пойдем по дорогам, которые отображены на карте – подумаешь, заброска будет немного подлиннее. Рюкзаки - за спину, и в путь!

Дорога на удивление хорошая – сухая, ровная, идется легко и быстро. Птицы поют. Настоящая весна. Вокруг светлый сосновый бор, и в нас теплится надежда найти подснежники – сон-траву - в нашей фотоколлекции их до сих пор нет. Ради этого несколько раз уходим с дороги в лес.  Но подснежников так и не встречаем. Зато каких лишайников и мхов здесь только нет!

Примерно через час дорога подходит к открытой сухой полянке с редкими сосенками: с одной стороны - сосновый бор, с другой стороны - клюквенно-брусничное болотинко. Решаем сделать остановку, сбросить рюкзаки, отдохнуть и погулять по лесу. Богдан устремляется искать в бор подснежники. Я же прислушиваюсь к пению птиц.

 

 
  Среди их многоголосья выделяются звуки, похожие на звуки тетеревиного  тока. "Мечта идиота" – увидеть хоть раз в жизни тетеревиный ток.  Устремляюсь в болото. Иду тихо, но все равно звук моих шагов заставляет птиц умолкнуть. Останавливаюсь. Звуки возобновляются. Иду - замолкают. Понимаю, что, во-первых, все-таки они далеко, во-вторых, чтобы их застать и увидеть, нужно много времени, а у нас и так насыщенная программа. Поэтому, с сожалением возвращаюсь назад, расставшись со своей мечтой, ищу Богдана и мы продолжаем путь. У Богдана тоже неудача - все его поиски успехом не увенчались, подснежников мы так и не увидели.  

 

  Обе предыдущих попытки прохождения Черной были неудачными из-за того, что погода каждый раз преподносила сюрприз, и мы упирались во льды, после чего приходилось аварийно уходить с реки пешком, не пройдя маршрут до конца.
  Изгибы ледовой кромки   Интересное боброзодчество!  
  Черная в районе первого моста  

Первая попытка была в конце марта 2014-го года, тогда было уже точно известно, что  лед уже сошел, и река течет. Первый день сплава прошел удачно, но в ночь на воскресенье, вопреки всем прогнозам,  ударил мороз до минус двенадцати, и большой участок реки опять покрылся льдом, сорвав нам весь график прохождения. Второй раз пошли уже по осеннему паводку в том же году. Но история повторилась – ударили нежданные морозы и река встала за одну ночь.

 

 

Ледовые заторы остановили нас в том же самом месте, что и первый раз. "Да здесь наверное и летом лед", - шутили мы тогда. Остался записанный трек реки примерно до второго моста (моста по карте, в реальности же все мосты выше объездной представляют  из себя несколько перекинутых через реку бревнышек),  поэтому в третий раз писать трек решаем не с "истока", а от второго моста, к которому и выходим.

 
  Щука на льду

Алмазные россыпи ноября

 

 

 

Сворачиваем с хорошей дороги на заброшенную, идущую по болоту. Осталось чуть-чуть.  Навязчивая мысль, а вдруг опять лед!  Последние метры береговых зарослей и вот - река.

 
 

Черная в точке старта (чуть выше второго моста)

 

На удивление, и к нашей радости, льда нет совсем! Впрочем, и веселого журчания весенней воды тоже нет - ее сейчас меньше, чем было в прошлые разы, она уже пошла на спад, хотя река еще и заполнена по края. Но льда нет!!! Значит, шанс пройти Черную в этот раз все-таки есть! Но не все так радужно. Мы уже знаем, что река течет сквозь заболоченный лес. По берегам – береза, осина, ель, тростниковые кочки. В русле - много завалов. Значит скорость продвижения будет не большой. Вода же берега покинула недавно - все они покрыты лужами и насквозь пропитаны водой.

 
 

То есть с самого старта понятно, что в первый день надо любой ценой пройти как можно больше, так как на многие километры вниз по реке встать на ночевку просто негде.

 

Начинаем сплав.

 
Так называемый второй мост

 

 

Как и ожидалось – завалы, болота. Река красивая, по ширине и глубине комфортная и интересная, но многочисленные бобры знают свое дело.  Если бы убрать хотя бы треть завалов!

Минуем  впадение притока Белая. Если в прошлый раз создалось впечатление, что после его впадения река стала шире и шустрее, в этот раз Белая выглядит как небольшой  ручеек и воды не добавляет. По памяти, завалов после слияния  вроде должно быть меньше, но они почему-то продолжаются и продолжаются.

Вот мы и доходим до последней аварийной точки схода с маршрута - четвертого моста, с которого снимались прошлой весной. Тогда была надежда, что за оставшиеся полдня мы успеем догрести отсюда до заволжской объездной, при условии, что дальше река станет проще, и непредвиденных задержек не случится. Решили рискнуть и продолжить сплав, но Черная практически сразу же остановила нас, сделав большую прореху в дне нашей Щуки.  Так как времени на починку уже не было, в тот раз пришлось уходить пешком девять километров в Сонино. Сейчас же продолжаем путь.

Через какое-то время мы понимаем, что тогда река пожалела нас, порвав нашу байдарку - только так можно было остановить нас. То, что мы тогда сошли с маршрута, было единственно правильным решением, так как чистой "беспроблемной" воды мы не через час, ни через  четыре часа так и не замечаем. Завалы так и продолжаются, местами их становится даже больше. График стремительно срывается. Гложет мысль, что мы встряли, так как следующая точка схода с маршрута еще очень далеко.

  Черная в районе ур. Дедушкин рукав
  Одна из многих бобровых плотин на реке
     
 

Вокруг ходят низкие черные грозовые тучи. Глядя на них, начинаешь сомневаться, что из них пойдет дождь – скорее всего град или снег. Но к счастью, нас они задевают только краем, осыпав крупным градом, и уходят дальше.

 
  Черная чуть ниже четвертого моста  

На очередном завале, пока Богдан перекидывает Щуку через бревно, выхожу на берег, чтобы посмотреть, какое русло дальше и как скоро будет следующий обнос. Пройдя по берегу, понимаю, что вышла я неудачно - здесь русло делится на две протоки, и мне теперь, чтобы попасть назад в байдарку, надо перейти одну из них. Байдарка уже перекинута через завал, и находится в другом рукаве русла. Несмотря на возражения Богдана, пытаюсь перейти на другой берег по лежащему в воде дереву. Результат  предсказуем – встаю на бревно, зацепляюсь за ветку и вертикально ухожу по грудь в воду. Вроде и речка-то не широкая, а какая глубокая, оказывается!

 
 

Выслушиваю упреки и сочувствие, но смысла перечислять варианты, как правильно надо было сделать, нет - уже ничего не исправить - я мокрая, в сапогах бассейн с  холодной водой. Ну что же делать - сама виновата.

Но мне повезло - несмотря на то, что окунулась вся целиком, мокрые только ноги – резинки куртки на рукавах и понизу прилегают плотно и не дают воде проникнуть к телу. Выливаю из сапог воду, выжимаю штаны и носки. Пока вся вода не стечет из мокрых болотников, одевать сухое смысла нет.  «Спальный» комплект одежды стоит поберечь - что будет ночью, не понятно. Плывем дальше. Холодно, но терпеть можно. Приходится постоянно шевелить пальцами ног, чтобы  согреться,   и регулярно отжимать носки (вода с сапог впитывается в них). Со временем становиться суше, и «можно жить».

 
         
 

В районе пяти часов достигаем ЛЭП.

Вдали, через 300-400 метров за полосой гор порубленных кустов и деревцов, лежащих в воде, видно, что на высоком сухом берегу стоит сосновый бор. Помня болотистые затопленные берега, какие мы видели последние пять-шесть часов, встает вопрос: "пробиваться" через "полосу препятствий" к этому лесу и вставать на ночевку здесь или же продолжать путь.                   

                                                                       

 

Вдалеке-ЛЭП

 
 

Аргументы «за» - мои мокрые ноги и, что более весомо, почти полное отсутствие шансов найти сухую стоянку дальше, так как скоро начнется сеть проток и впадение р.Яркова несколькими рукавами.

Аргументы «против» - светового времени  есть еще  часа два, до этого бора далеко, и к нему тяжелый подход,  и самое главное, если мы встаем на стоянку сейчас, шансы допройти реку в этот раз стремятся к нулю.

Есть реки, на которые хочется вернуться еще и еще, а есть реки «одноразовые»  – либо их красота тебя не тронула, либо их прохождение было очень трудным. Пройденный участок, хотя он и красивый, повторять еще раз не хочется – соотношение удовольствия от борьбы с трудностями и самих трудностей не в пользу удовольствия. Другой же заброски нет, значит, чтобы наконец заполучить полный трек Черной в свою коллекцию, придется опять возвращаться и начинать все сначала.

 
 

Разливы в березовой пойме

  Оценив состояние моих ног, принимаем решение идти дальше в надежде часа через два все-таки найти какой-либо клочок суши под палатку. Вскоре характер русла резко меняется - река входит в обширную березовую пойму, начинаются разбои. При повышенном уровне воды они имеют вид  кучи проток, то собирающихся вместе, то, после очередного завала, разбегающиеся на кучу ручейков и неизвестно, который из них потом будет широким, а какой превратится в замкнутое озерко. Где настоящее русло, понять невозможно. Оказываясь в очередном тупике, часто приходится перетаскивать байдарку через затопленную завальную пойму, идя по колено в воде и пытаясь найти место, где снова можно будет плыть.  
 

 

Продвижение по разбоям отнимает гораздо больше времени, чем ожидали, и мы уже начинаем жалеть о том, что не встали на ночевку у ЛЭП. Пытаемся пробиться через всю пойму к полосе леса, чтобы успеть встать засветло на стоянку. Но выход на берег в нескольких местах, которые с воды хоть отдаленно походят  на пригодные для стоянки, только съедает драгоценное время – то, что выглядит сухим лесом, насквозь пропитано водой – каждый шаг оставляет за собой лужицу. Поняв, что здесь шансов нет, с большим трудом пробираемся через всю пойму к лесу на другом ее конце, но и там все сыро.

 

 
 

Сумерки сгущаются. Продвигаемся еще медленнее.  Достаем фонарики, но они все равно не помогают, так как в их свете видно, что кругом во всех направлениях затопленный лес и вода. В конце концов происходит то, чего мы больше всего боялись - темнота застигает нас посреди этих бескрайних разбоев. Времени - девятый час.

Байдарка начинает покрываться тонкой корочкой льда – на улице явный минус. Периодически возникает мысль, что спать либо не придется совсем, либо прямо в байдарке. Очередной раз упираемся в тупик, Богдан идет искать, куда перекидывать байдарку, я - следом за ним, так как сидеть с влажными ногами без активного движения уже нереально -  меня колотит крупная дрожь. А навигатор-то в байдарке!! А не видно-то совсем! ничего! А вокруг-то все совсем одинаковое – березы и вода!! В какой-то момент меня охватывает паника. В голове картина «черными красками»: затопленный лес, вода по колено, ни присесть, ни прилечь, ни костра, ни еды, ни вещей, мы мокрые и мороз. Вздох облегчения, когда в свете фонариков сверкнули весла, прислоненные к дереву. Все, больше от байдарки без навигатора не отходить!

   
     
 

 

Продираемся дальше, перебирая все варианты, как теперь быть. Богдан говорит, что наша последняя надежда – нарисованная в карте бывшая узкоколейка. Там должна быть насыпь, значит, там сухо. По карте до нее всего триста метров по прямой, но учитывая скорость нашего продвижения, как скоро мы ее увидим, неизвестно. Богдан настроен оптимистично, я же, как обычно, бурчу, что мы до нее не дойдем, что она будет только утром, что насыпь может быть заросшая, что там колея с лужами. Хотя, состояние такое, что уже на все наплевать, лишь бы был пятачок под палатку и спать в тепле, в сухости.  Даже, если там ничего нет, поставим палатку прямо на дороге и ляжем без ужина, пожует бутерброды. Я уже не помогаю перекидывать байдарку через завалы, я так озябла, что боюсь из-за дрожи повторно свалиться в реку с бревна.  В довершение всего еще и Богдан купается – на очередном бревне, продергивая байдарку, плашмя падает спиной в воду. Теперь он в более бедственном положении, чем я – у меня-то мокрые только ноги! А мороз-то крепчает! Отжимаем его одежду и скорее-скорее вперед, здесь даже переодеться нереально - везде вода.

 
 

На удивление, моста от узкоколейки достигаем довольно скоро, минут через тридцать. Старый, низкий,  разрушенный мост.

Заплываем под него, а там – сухо!! Земля -  чистая, твердая, и ровное место под палатку есть. Я радостно кричу: «Все, встаем здесь!» Богдан возражает: надо посмотреть что там, наверху.  Я же готова встать прямо под мостом на пятачке два на два, только высадите меня на твердую землю!

  Спасительный мост  
 

 

А вверху нас ждала сказка - высокая сухая насыпь, ровная площадка, костровище с лавками, спиленная и уже высохшая береза, остатки старых собранных дров. Радости нет предела. Теперь бегом костер, греться  и сушиться! Пока Богдан идет по насыпи искать сухие сосенки, сооружаю из подручного материала (веток, палок, старых дров и обгорелок, березовых веток с сухими листьями) костер. Костер получается мощный и жаркий, только жаль, что вся эта мелочь быстро прогорает и надо постоянно подкладывать новую партию, пила -  у Богдана. Тем не менее,  уже можно жить – тепло разливается по всему телу. Хорошо! Как мало человеку нужно для счастья!

А Богдан все еще где-то  бродит мокрый, я уже голос сорвала, пытаясь докричаться до него.  Наконец-то возвращается с кучей сосновых "карандашиков". Не зря волновалась – он, оказывается, немного заблудился в этих однообразных бесконечных разливах. Скорее переодевать и отогревать его!

Забавно. Еще полчаса назад были готовы на все, лишь бы был пятачок под палатку и - в спальник, а сейчас отогрелись, уже и есть хочется. Варим дежурную гречку с тушенкой, параллельно досушивая вещи. Это же здорово - завтра, значит, поплывем в сухой одежде!! А времени уже, оказывается, ближе к двум ночи! Будильник заводим на семь утра. По подсчетам вроде хотя бы до трассы уже должны успеть, надо немного поспать. Засыпаем с чувством благодарности реке, что она нам все-таки дала сухую стоянку в этом бесконечном болоте.

 
 

Но вот дурной организм: нет бы ему отсыпаться, так нет, в шесть утра он уже проснулся – светло и птички, видите ли, поют. Подумав, что раз уж проснулись, то надо и вставать, все равно времени на окончание сплава в обрез.

Вылезаем из палатки.

 
 

На поляне ночевки

 

Утро - солнечное! Солнышко – теплое!  Корочки льда и инея на глазах растворяются – тепло становится прямо на глазах. Мы – сухие, сытые, почти что выспавшиеся. И мир становиться ярче.   

Все вчерашнее кажется неправдой и мелочью жизни. Уже и завалы не такие страшные, как казались  ночью, и разбои вроде даже интересные, и лес дружелюбный – кругом яркие белые березки. Вода журчит и искрится, птицы радостно орут (именно не поют, а орут!),  солнце отражается в воде, кругом озерца, ручейки, почки начинают зеленеть – красота! Дикая, безлюдная природа.

 
 
  Кажется, что здесь никогда не ступала нога человека, что  ты здесь один, и только ты купаешься во  всей этой красоте.  Она обволакивает тебя. А там, в городе, куча людей, которые сидят в уютных квартирках, и даже спят еще, наверное, в своих тепленьких постельках,  и никогда не увидят, как рождается река, как рождается утро, как рождается весна! Ощущение радости, счастья, полноты жизни. Ощущение - «а жизнь - прекрасна и удивительна!»  Эти ощущения стоят того, чтобы  залезать в любые дебри снова и снова и проходить через всякие «бяки»!  

 

 

Позавтракав, продолжаем путь.

Довольно скоро впадает  река Яркова, и Черная сразу начинает собираться в единое русло, принимая в себя все рукава, которые растеряла по лесу.

И опять же, вот она, «болезнь» на лицо - появляется очередная бредовая идея: «Знаешь, а я хочу на Яркову! Давай сходим в следующем году?» (не подумайте, что это сказал Богдан) . Нда, это просто диагноз…

  Черная в районе ур. Поселок 11-й  
 

 

И вот, теперь река становиться реально сплавной. Завалы так и продолжаются, но они уже встречаются с такой частотой, что не надоедают, а вносят разнообразие. Если бы не острый дефицит времени!

Незадолго до впадения Ярковы река выходит из леса и становится очень широкой. Теперь она течет в тростниках, завалов здесь нет совсем. Никогда бы не подумала, что на Черной есть участок так похожий на Суворощь. В моем представлении она всегда была узенькой с обрывистыми берегами, как выглядит на балахнинской трассе или болотистой, как в верховьях. А она, оказывается, очень даже разнообразная и интересная.

Вскоре характер берегов опять меняется - по берегам ольховый лес, берез же нет совсем.

 
Вид на Чёрную с шестого моста (вверх по течению) Участок ольшаников  

 

Вообще, с моей точки зрения, Черную хорошо бы ходить с места нашей ночевки. Жаль, что заброска туда трудная – 15 км по старой узкоколейке – либо пешка, либо внедорожник. Но с этого места, я бы ее с удовольствием повторила.

 

 

 

 
Первая живая душа на реке (идет по грибы)   

Достигаем моста второй "узкоколейки". Прохода под ним нет, надо обноситься поверху. Берег высокий, сухой. Встречаем мужичка с собакой, идущего по грибы: «Сморчки пошли. Сходите. Тут недалеко!».  Вежливо благодарим, типа, спасибо, спешим.  «Смотрите. Отсюда уже хорошо, тут уже чисто, до Волги дойдете быстро». Это он про реку. 

Но, несмотря на его обнадеживающие слова,  опять начинаются завалы, хотя их не так много и они ольховые, поэтому простые.

 
 

 

Высокие сухие берега уже не кончаются, вода уже не вровень с лесом, а в каньончике.

 
   Завал-мостик в деревне Галкино  

Река становиться уже знакомой, такой же, как выглядит с Балахнинской трассы. 

Растительность опять полностью сменяется. Елки, осины уходят совсем, ольхи становится меньше. По берегам теперь, в основном, дубы. Ну и завалы, соответственно, тоже дубовые. Это, конечно, лучше, чем еловые, но учитывая обхват дуба, наличие корявой коры, и повышенную ветвистость, становится ясно, что многие из них с воды не проходимы. Начинаются обносы по берегу.

 

 

 

Кроме этого, населенка уже близко. А это значит, что на нашем пути встретится не один мостик, и многие из них низко висят над водой.

 
    Мостик перед автомобильным мостом Заволжской трассы    Шестой мост (на месте бывшей узкоколейки) Мост у первой деревни на реке
    Мост в Галкино Шестой мост

 

Медуница  

А кругом – весна-весна-весна! Природа просыпается на глазах - набухли почки, появились бабочки, расцвела  медуница. Красотища!!

 

 

Распускающийся побег пролесника

 Почки распускаются

 

 

И опять диагноз. Вроде все прошли, справились. Вот она, автомобильная трасса, можно спокойно, не торопясь, доплыть, наслаждаясь природой,  и закончить маршрут. Но мы же тогда не допишем трек, не узнаем,  какая река там, внизу, а шанс успеть на последнюю электричку есть, хотя и призрачный. И опять бегом-бегом-бегом. К счастью,  завалы закончиваются, а река за наше упорство преподносит приятный сюрприз.  Последние два километра перед впадением в Волгу  река становится  узкой и очень шустрой - эдакая скоростная труба - только успевай вписываться на скорости в повороты.   Автомобильный мост Заволжской трассы
Голые высокие берега и скорость. По берегу за нами бегут улюлюкающие мальчишки. Такой Черная запомнилась нам при впадении в Волгу.

 

  Впереди - Волга!

Когда-то давно, судя по старым картам и снимкам спутника, река текла еще несколько километров вдоль Волги, накручивая петли уже по пологой части, медленно, без скорости, образуя озера и старицы. Теперь же, когда появилась система водохранилищ, последние ее километры постоянно находятся либо под водами Волги, либо представляют собой пойменные озера Волги – река себе проложила другое, более короткое русло.

Потом  было несколько километров усиленной гребли по Волге. Хотели выброситься из Трестьян, но воды в Волге оказалось так мало, что то, что на спутнике было озерами, оказалось непроходимой отмелью. Пришлось грести дальше до каких-то садов.  От них до электрички оказалось идти не очень далеко - сначала через сады, потом по дамбе, затем переходишь дорогу и еще чуть-чуть.  

Выбрасывались электричкой из Липовок в девять вечера. К электричке успели, как и обещал Богдан. Даже ждали ее  минут десять под опять моросящим дождем. Одиноко стояли на той же самой платформе, на которой стояли два дня назад. Здесь все начиналось. Кажется, как давно это было.

 
  Последние метры Чёрной  
         
 

Все, эта Черная пройдена. Понравилась. Хочется еще. Какая из них следующая?