Весенний водный поход по реке Юг, 2018 г.

Автор:
Регион:Север европейской части
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 1
Весенний водный поход команды Линда по реке Юг (Вологодской обл) 30.04-08.05.2018 г. Начало маршрута: 38 км от истока (разрушенный мост). Конец маршрута: д. Плаксино (Никольский район). Протяженность маршрута: 148 км.

Ступи мой товарищ, попробуй

И ты в холодок росы,

Сорви надоевшую обувь,

Пройдись по росе босым!

А.Яшин

Хватит с нас северных ветров, сугробов по берегам и льда на реке! Идем на Юг! Именно так решили мы и выбрали маршрут по замечательной речке Юг, что берет свое начало на Северных Увалах Вологодской области. Даже для верности сместили  день старта на неделю позднее бычного, поменяли Архангельскую область на Вологодскую (ну, «капитально» так поменяли!), чтобы уж точно не попасть в похожие экстрим-ситуации прошлых весенних походов. Утвердив маршрут, мы ознакомились с достопримечательностями, которые нам встретятся по пути. К нашему удовольствию на маршруте похода и по дороге к реке Юг будет, что посмотреть! Далее встал вопрос с заброской в верховья реки Юг.  На спутниковой карте дорога есть, но в каком она состоянии и, что из себя представляет,  мы не знали. Поэтому связались с местными жителями, у которых  выяснили все о дороге и реке. В итоге с местными  договорились и с заброской. Ну, все, маршрут определен, с доставкой все решено, можно собирать вещи!

Тем временем весна радовала, стояла теплая, солнечная погода, реки Нижегородской области вскрылись, паводок прошел, и вода начала понемногу спадать. Поэтому мы решили, что в верховьях Юга может и есть снег, но льда уж точно нет. Тем более из п.Высокинский (что расположен ниже по течению от места нашего старта на 53 км) сообщили, что льда на реке нет. Воодушевленные этой новостью мы стали ждать дня нашего отправления в поход («льда на реке нет!» Рады? Да, рады! Но где-то с глубины многолетний опыт нашептывал: не рано ли мы обрадовались?)!

Состав участников похода

Фролов Владимир Старостин Александр Богомазов Андрей
Галкин Алексей Дергалов Максим Шахов Леонид

Наконец 30 апреля! В 4 утра за нами заехала машина, мы загрузили вещи и отправились в Вологодскую область, Никольский район, где нас будет ждать другой автомобиль для окончательной заброски в верховья Юга. По дороге в Вологодскую область мы заехали в г.Шарья и осмотрели недавно построенную деревянную церковь Николая Чудотворца (2006г). После чего поехали дальше.

Церковь Николая Чудотворца г.Шарья

Дорога до д.Кожаево прошла незаметно, ведь мы все были в нетерпении от встречи с рекой. В 12 час приехали в Кожаево, где должна была произойти смена транспорта. Созвонились с Алексеем (тот, кто обещал помочь с доставкой), он сообщил нам, что придется часика полтора подождать, так как возникли некоторые накладки с машиной. Пока ждали, пошел дождь. Полтора часа ожидания в итоге вылились почти в три. Наконец около 15 час к нам подъехал эвакуатор с УАЗиком с грязевой резиной и без номеров. Из эвакуатора вылез человек (Александр) и показывая на УАЗ радостно сообщил: «Карета подана!» Такой подачи транспорта мы не ожидали! УАЗ съехал с эвакуатора, мы перегрузили вещи и отправились навстречу неизвестности.

Карета подана! Не удивляйтесь, а перегружайтесь!

Дорога к верховьям Юга лежала через с.Завражье, в котором есть церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня (1874г). Мы не преминули возможностью заехать и осмотреть ее.

церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня

Сама дорога от Кожаево до Завражья – очень хорошая грунтовка, выравненная грейдером. После осмотра церкви мы поехали в сторону п.Высокинский. Дождь не прекращался, и по обочинам дороги стало появляться все больше снега. Не доезжая Высокинского, мы свернули на север, на так называемую бетонку (дорога, выложенная из бетонных плит еще в 1968г). Дождь пошел сильнее. Наш водитель уверенно вел УАЗ по бетонке, не сбавляя скорости, несмотря на то, что дворники в машине работали через раз, и видимость была так себе. Мы поинтересовались у водителя такой подачей транспорта на эвакуаторе, на что он ответил, УАЗ без номеров, прав у него нет и поэтому ехать из Никольска в Кожаево нет возможности. Чем дальше мы ехали, тем больше снега было в лесу и на обочинах дороги. Радовало одно, дождь прекратился. Километров через 18-20 бетонка закончилась и началась разбитая лесовозная дорога, на некоторых участках которой лежала гать. Только здесь мы поняли, зачем УАЗику столь проходимая резина. Пока ехали, встретили охотников, Александр остановился около них и о чем то поговорил. Мы спросили: «Это Ваши знакомые?». На что он ответил: «Как в тайге и не поговорить. Невежливо!». В 17 час наш автомобиль приехал к месту нашего старта. Условно мосту через Юг. Но от него ничего не осталось, лишь бревна в русле ниже по течению говорили о том, что мост здесь был. Разгрузили вещи, попрощались с Александром, стали разбивать лагерь и собирать байдарки. Палатки пришлось ставить прямо на дороге и то в те места, где хоть немного растаял снег. Ну все, сборы закончены, ужин сварен и съеден. Отбой. Мы так думали….но в 23.30 час к нам вдруг подъехал УАЗ, но другой, с теми охотниками, которых мы встретили по дороге. Оказывается Александр на обратном пути снова встретил их и рассказал куда нас отвез.Охотники подумали, вдруг нам нужна какая-либо помощь и приехали узнать, все ли у нас в порядке. Мы очень тепло пообщались и где-то в час ночи они уехали, пожелав нам удачного сплава. Теперь все, точно отбой. Тяжелый день заброски закончен!

Прибыли к месту старта Вот он Юг Первый вечер на Юге

Утро 1 мая встретил нас солнышком. Позавтракав и собрав лагерь, мы начали водную часть нашего похода. Но сразу же после старта нас ждали бревна смытого моста и лед, прибившийся к ним. Обнести возможности не было, перетащить по бревнам тоже, т.к. бревна тонули, когда мы пробовали на них выходить. Пришлось растаскивать, расталкивать бревна, чтобы пройти дальше. На первом же завале мы потеряли час времени. Но как мы позже узнали, что это были еще цветочки! За завалом было около 100 метров чистой воды, ну, а дальше….лед, сплошной лед! Все как на Верхней Ёрге. Не помогла нам ни теплая весна, не смещение сроков похода…

Ну что ж, лед так лед. Нам не привыкать!

И началось хождение, прыжки по льду, ломание и долбление льда веслами, поиск пути в затопленном лесу, обносы…Река Юг в верховьях шириной 10-12 м, течение быстрое. Один из берегов обязательно высокий. Все в снегу. Даже если один из берегов около воды кажется низким, то далее он все равно поднимается вверх. Поэтому можно сказать, что река здесь течет как в жёлобе.

Напрыгавшись по льдам, в 17.30 час встаем на правом берегу на ночевку. Берег пологий, пришлось искусственно выравнивать места под палатки, топором, лопатой, конечно, предварительно очистив места от снега. Нарвав лапника, ставим палатки. В 20 час ужин и отбой. За день пройдено 4 км.

Сплошной лед на реке Весна на Юге
Первый затор В поисках пути Причалили на обед

Утро 2 мая. Хмуро. Вода поднялась сантиметров на 30. Снова льды. Льды на каждом повороте и особенно много льда, где есть упавшие деревья. Встречаются места, где видны большие завалы из деревьев. На таких участках особенно большие нагромождения льда. К 10 час тучки рассеялись и выглянуло солнышко. Лед толстый, поэтому мы все чаще выходим на лед и толкаем байдарки. Обедать тоже пришлось на льду. После обеда проходим охотничий домик с баней и беседкой. Очень хорошее место. Все прибрано, чисто, есть дрова. Остановиться бы и переночевать, но мы не знаем, как долго продлится лед. Идем дальше.

Домик охотников с баней В домике охотников

К шести вечера начинаем искать стоянку. Но как назло ничего не попадается. В конце концов, уже в 20 час останавливаемся на высоком (метров 15) берегу, находим более менее ровное место на горе и разбиваем лагерь. Как мы затаскивали вещи на эту снежную гору, это вообще отдельный рассказ. Рискуя то и дело скатиться вниз, держась руками и зубами за что только можно, совершаем несколько ходок, пока все вещи не оказываются наверху. Ужинаем уже после 22 час вечера и спать. Этот крутой берег Северных Увалов окончательно лишил нас сил. За день пройдено 4,5 км.

Пасмурное утро Обед на льду
Вид под гору из лагеря На горе

3 мая. С утра пасмурно. Пробует накрапывать дождик. Мы снова штурмуем ледяные заторы. Вода поднялась еще на 10 см. лед стал желтым, местами серым. Выходить на него, как прошлые два дня уже опасно. Сегодня больше обносов. Вернее сказать объездов. На берегах снег, лодки толкаем по нему. Все таки без купания не обошлось. Максим провалился под лед, хорошо успел схватиться за байдарку и вылез. Сегодня вообще день купания. То и дело каждый проваливается, пусть не так глубоко, но все же. К обеду все сырые. Радует одно, сегодня больше чистой воды. Льда на прямых участках почти нет. Но повороты все до одного загромождены ледяными заторами. Пару раз, чтобы обнестись пришлось прорубать просеки среди деревьев, правда, небольших, около 100 м. Решаем больше не доводить до позднего вечера с поисками стоянки. Как только находим приемлемое место, сразу останавливаемся. Время 17.40 час. Ужин. Сегодня никому не спится, травим байки и разговариваем у костра почти до двенадцати ночи. И уж только потом расползаемся по палаткам. За день пройдено 7,5 км.

Мегазавал Тянем-потянем Объезд
В ожидании гребцов Очередной завал

4 мая.  С утра хмуро. Как только отходим снова очередной завал. После него Юг принимает левый приток р.Холовица. Река заметно становится полноводней и ледяные заторы исчезают. К 10 часам погода разгулялась, выглянуло солнышко. До обеда было всего 3 ледяных затора, но все они проходимы по краям и не отняли у нас много времени. К обеду подходим к нежилой деревне Малое Старыгино. Выходим осмотреть ее. Несколько полуразрушенных домов и красивый вид с горы на реку, вот все что осталось от некогда жилой деревни. Идем дальше.

Кончились льды. По чистой воде Малое Старыгино В деревне Малое Старыгино

Течение хорошее, гребется легко. К 15.30 час подходим к п.Высокинский. Идем в магазины за хлебом и на почту, поблагодарить людей, которые оказали нам помощь с информацией о реке. Перед отходом из Высокинского встречаем охотника, одного из тех, кто приезжал к нам ночью (он оказался водителем школьной Газели), поболтали, рассказали о наших приключениях на льду. Он пожелал нам еще раз удачи и мы отправились дальше. На стоянку встали около нежилого поселка Чегодаевский. Сегодня опять долго не спали, сидели у костра, болтали, попивая вкусный чай. За день пройдено 34,5 км.

Поселок Высокинский Мостик в Высокинском

5 мая. Пасмурно. С утра сходили осмотреть п.Чегодаевский. Довольно большой поселок. Нежилой с 2003г. Дома иногда используются охотниками и рыболовами как жилье. Но все больше домов разрушается, крыши почти везде обвалились. В домах много утвари, особенно относящейся к прядильному делу. Была пасека, много разрушенных ульев. Провода срезаны. Печальное зрелище красивого места. Мост из Чегодаевского  в Завражье так же давно разрушен.

Нежилой поселок Чегодаевский Заброшенные дома

Собираем лагерь и отчаливаем. Дует северный ветер. К 11 час начинает накрапывать дождь. Проходим мост в д.Высокая. останавливаемся около моста поговорить с местным жителем, который рассказал чем живет народ, сколько деревень было заброшено в последние годы и просто слушаем рассказ о реке Юг. Немного отдохнув, идем дальше. После моста дождь усиливается и не прекращается ни на минуту. Сегодня нам необходимо остановиться в устье р.Малая Пеженга за 5 км до п.Дуниловский, чтобы назавтра попасть в церковь до обеда. Первый ориентир левый приток Большую Пеженгу мы не увидели, слишком большой разлив. Зато справа прошли д.Куревино и уже за ней стали искать устье М.Пеженги. Но оказалось, что в такую воду это не так просто. Примерно прикинули, когда она должна впадать и остановились на левом берегу в 16 час. Дождь к нашему счастью закончился. Первым делом мы развели костер и просто целый час сушились и грелись и уже только после этого стали разбивать лагерь. Погода сжалилась над нами, дала нам без дождя приготовить ужин и покушать, но потом целую ночь шел дождь с небольшими перерывами. Зато спалось в такую погоду замечательно! За день пройдено 34 км.

Мост в деревню Высокая Деревня Куревино Стоянка в устье Малой Пеженги

6 мая. К утру дождь закончился. Но пасмурно и холодный ветер. К 10 час приходим в Дуниловский и сразу нам открывается очень красивый вид с реки. Высокий левый берег, подвесной мостик, деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери (1712г) и белокаменная церковь Николая Чудотворца (1865г). Церковь Казанской иконы Божией матери является старейшей действующей деревянной церковью Вологодской области. Дуниловская Богородицкая пустынь очень известное и святое место. До недавнего времени здесь хранилась Дуниловская (Казанская) икона Божией Матери, которая считается чудотворной. К сожалению, она была украдена и в настоящее время в церкви Николая Чудотворца находится список данной иконы. Но даже у списка иконы есть зафиксированные случаи исцеления. Надо так же сказать, что икона Дуниловская (Казанская) Божией Матери является одной из самых почитаемых икон Вологодской области и сам митрополит Вологодский приезжает сюда и ведет службы. Ежегодно с 1992г  (10-12 июля) из г.Никольска до Дуниловского проводится крестный ход. Маршрут пролегает через могилу поэта А.Яшина в Бобришном Угре.

После посещения церкви мы ушли в магазин, а к нашему руководителю похода Фролову Владимиру подошел местный житель (Александр), который рассказал ему все о поселке, церкви и иконе. На последок он принес нам банку соленых белых груздей, картошки и лука и сказал, чтобы мы обязательно поужинали местной картошечкой с грибами. Мы поблагодарили Александра за все и отправились дальше.

Церковь Николая Чудотворца и церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Казанской иконы Божией Матери  Церковь Николая Чудотворца

После Дуниловского река шириной до 30 м, течение все такое же быстрое. По берегам начинают встречаться оборудованные стоянки со столиками и скамейками. К 17 час приходим в с.Пермас. Идем посмотреть на церковь Воздвижения Креста Господня (1910г). Она находится на реставрации. Очень поражаемся необычному куполу (с высоким коническим граненым барабаном). Впервые видим такой. Осмотрев церковь, двигаемся вперед. Отходим от Пермаса на 3 км и встаем на стоянку на левом берегу. Погода к вечеру разгулялась, выглянуло солнышко и с хорошим настроением готовим ужин. И наконец-то, в конце дня, наслаждаемся белыми груздями с картошкой, вспоминая добрыми словами Александра из Дуниловского. Грибочки прошли на УРА, оказались очень вкусными! Это был самый вкусный ужин во всем походе! Еще раз отдельные слова благодарности человеку, угостившему нас столь вкусными грибами. На мажорной ноте в 22 час отправляемся спать. За день пройдено 40 км.

Церковь Воздвижения Креста Господня Необычный купол

7 мая. С утра солнце. Тепло. Юг стал полноводной, местами шириной до 40 м рекой. На такой ширине ветер ощущается сильнее. Куда не повернет русло, кажется, что ветер дует в лицо, приходится больше грести, хотя течение очень быстрое. К 11 час доходим до мемориального комплекса поэта А.Яшина, который расположен на территории заказника Бобришный Угор. Тоже очень почитаемое место в Вологодской области. Здесь проводятся творческие вечера в честь поэта. Осмотрев территорию комплекса, дом, где жил А.Яшин, могилу, где похоронен и оставив отзыв в книге посетителей, отправляемся дальше к д.Плаксино, конечной точке нашего маршрута.

Памятник на могиле А.Яшина Домик А.Яшина

В 14 час проходим р.Истопная (правый приток), останавливаемся и идем на разведку искать дорогу к деревне. К счастью дорога одна, нашли ее сразу, дошли до деревни, попутно определив, что машине по этой дороге не проехать и нам с утра предстоит пешка километра на полтора и все в гору. Вернулись, определили место под лагерь, поставили палатки. Сготовили ужин и вдруг пошел дождь, небольшой и кратковременный. И на небе появилось две радуги и у нас у всех одновременно вырвалось: «Речка Юг так прощается с нами!». Это было очень красиво и запоминающе!

Поход окончен. Последний причал Поход окончен. Последний причал

Последний вечер на Юге Прощальная радуга

Утром встали пораньше, водрузили на плечи рюкзаки и байдарки и за 3 раза перенесли все вещи в д.Плаксино к остановке, где в 10 утра нас и забрала машина.

Еще одна новая река в копилке команды Линда! Пеший переход до д.Плаксино

Мы проехали в Никольск и посетили церковь Казанской иконы Божией матери, где хранится второй список Дуниловской (Казанской) иконы Божией Матери. Далее проехали к реставрируемому собору Сретения Господня, осмотрели его и отбыли домой.

Церковь Казанской иконы Божией Матери Церковь Казанской иконы Божией Матери с колокольней Собор Сретения Господня

На этом наш замечательный, интересный поход завершился.

Характеристика реки: река Юг от места старта до впадения левого притока Холовица река шириной 10-12 м с высокими берегами (берега представляют из себя горы, уходящие вверх ступенями) и множеством завалов. Совсем больших завалов немного 4-5 штук. Течение быстрое. Оборудованных стоянок, кроме домика охотника с баней на правом берегу, нет.

После впадения р.Холовица река становится более полноводной. Течение такое же быстрое. Завалов на реке более нет. Только разрушенный мост ниже д.Малое Старыгино придется обносить, мы же его просто обошли в разлив. Ширина реки до 20м. Берега высокие. Найти место под стоянку не составит труда. Но оборудованных нет. Между Холовицей и п.Высокинский есть еще один домик охотника на левом берегу, но он весь разрушен и переночевать в нем невозможно.

От Высокинского до Дуниловского река шириной 20-25 м. течение быстрое. Оборудованных стоянок нет. Только в междуречье Большой и Малой Пеженги на левом берегу домик охотников-рыболовов со столиком и скамейками. После впадения двух притоков Большой и Малой Пеженги река Юг становится шириной почти до 30м.

От Дуниловского до Пермаса река местами шириной до 40м. Течение быстрое. Много оборудованных стоянок. По правому берегу идет дорога Кожаево-Дунилово. Много высоких берегов.

От Пермаса до Плаксино река становится совсем полноводной, шириной до 50м. Течение быстрое. Стоянок тоже много. Есть оборудованные. От Пермаса до Никольска Юг протекает параллельно дороге Шарья-Котлас. Всегда есть возможность на данном участке аварийно выйти с маршрута.

Река Юг представляет интерес весной, когда много воды. При более низком уровне воды проявятся многочисленные завалы. Летом сильно мелеет, на всем протяжении маршрута броды. Поворотов на реке очень много, особенно от места старта до Высокинского. Далее прохождение поворотов не напрягает. Ниже Пермаса река не представляет спортивного интереса. Широко и ветрено.

Достопримечательности на маршруте: в п.Дуниловский деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери и белокаменная церковь Николая Чудотворца (бывшей Дуниловской Богородицкой мужской пустыни). В с.Пермас на левом берегу реки Юг церковь Воздвижения Креста Господня. Мемориальный комплекс поэта А.Яшина в Бобришном Угре.

Достопримечательности по дороге: церковь Николая Чудотворца в г.Шарья, церковь Казанской иконы Божией Матери в Никольске.