Корректировка маршрута в походе - причины и последствия

Форум:
Lotsman 06.09.2010 09:23:49
Вот такую тему хочу затронуть... Почти все, наверное, сталкивались с тем, что уже в походе меняется график движения, сама нитка, принимается решение об отказе от прохождения препятствий, вместо запланированных перевалов (бродов и пр.) идешь иные. Ситуаций множество...
Предлагаю в этой теме обсудить конкретные ситуации, с которыми сталкивались, их причины и следствия.
Ну, и для начала простой и, возможно, самый болезненный вопрос. Итак, маршрут пришлось изменить в сторону упрощения. Погода повлияла, уровень воды, сказалась неподготовленность группы, план, составленный дома, оказался слишком оптимистичным - таковы, наверное, самые типичные причины упрощения (сокращения) намеченного маршрута. Вопрос: вы, как участник (или руководитель группы) сильно переживаете? Шли, настраивались на одно, а получилось попроще, покороче, что-то не увидели, не прошли... Как ужиться с этим чувством неполного удовлетворения от пройденного, от принятых руководителем (или лично вами) решений?
Стрый Стрый 06.09.2010 13:02:25
обычно упрощение было от отставания от графика,
если группа однородна то это или просчет в планировании или погода показала кузьку и его маму, соответственно - все понимают и действуют группой
если группа сбродная солянка... то тут или новички помрут от нагрузки или лоси от тоски... посему решение о сходе - тяжелое и вымученное, ( разделение я не рассматриваю).

конкретно - недостаточно изученный - бедный описаниями участок подьема вдоль реки вылился в задержку, а постоянный дождь - в явное отставание от графика, в довесок излишняя вера в свои силы - запланированный на первый день марш-бросок при чувствительной разнице часовых поясов это гадость высшего сорта.... -итог = сход с середины маршрута( благо были варианты).

Lotsman 07.09.2010 11:28:32
Раньше при сокращении маршрута я себя успокаивал, что, может, сюда еще вернусь, и не беда, если какой-то интересный объект или препятствие останется на потом. После 40 я стал планировать две нитки на пешку - максимальную (наиболее желательную) и сокращенную, при прохождении которой удовлетворение от маршрута непременно будет. В прошлом году, в Саянах, минимальный круг перед сплавом как раз и прошли. Вроде все остались довольны, и я тоже.
Lyncean Lyncean 07.09.2010 15:50:19
Я осталась очень довольна! Да, мы успели пройти не всё, что планировали, но то, что мы увидели было великолепно! Оно стоило тех дней ожидания, я считаю. Огромные фото тех мест теперь украшают стены моей квартиры. Не знаю, стоило ли идти в дождь,не пережидать непогоду, чтобы увидеть что-то ещё. Не факт, что сложились бы благоприятные погодные условия для, например, восхождение на гору в другом месте, что там нас бы снова не накрыл циклон...
А вот составлять два маршрута, я полностью согласна, необходимо, особенно на пешей части. Минимально интересный, но интересный!! и максимально, конечно же. Расширенный, если можно так сказать.
Чтобы не получилось, что ты шёл по дремучей тайге или болотам, ничего не замечая, к заветной цели, но из-за накрывшего её облака и непогоды так вообще ничего и не увидел...
Для меня важно, чтобы каждый день приносил хоть что-то красивое, живописное, чему действительно можно радоваться!
А ещё... важен настрой, собственный и группы. Случится может самое разное, а разочарования... они, как известно, от несбывшихся надежд и ожиданий...
Lotsman 08.09.2010 08:52:38
Разумно сказано! Практически со всем согласен.
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 09.09.2010 09:29:29
Мое мне такое - очень хорошо иметь 2 маршрута, на всякий случай, причем должна быть полная информация о прохождении этих маршрутов! Не совсем правильно при тех или иных ситуациях изменять маршрут, выбирая при этом участки, по которым у вас нет информации! Всем совет - не действуйте по принципу "А вдруг повезет!". Везет всегда по определенного момента!
Lotsman 09.09.2010 18:41:22
Только отчасти согласен. Если полностью руководствоваться вышеизложенным (не ходить по местам, по которым нет информации), не будет первопроходов ни рек, ни перевалов, ни долин.
Как ни удивительно, но даже в давно известных и популярных районах есть немало "белых пятен" на туристической карте. По хорошо знакомому мне Центральному Саяну я немало таких мест могу назвать. По ним НЕТ информации ни в библиотеке МГЦТК, ни в Иркутске, ни в Нижнеудинске. И что же, туда идти не следует?
Во-первых, много информации есть в самой карте. Ее нужно уметь читать. Во-вторых, при планировании маршрута хорошо бы закладывать оптимистичный и пессимистичный сценарии, которые будут определяться заранее неизвестными факторами - погода, состояние тропы (местности), уровень воды на бродах или в реке при сплаве, характер берегов и время на разведку (если река неизвестная), уровень снега на перевалах, наличие буреломов и т.д. То есть надо быть готовым к разным ситуациям и иметь варианты изменения нитки маршрута.
Конечно, в идеале
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 09.09.2010 21:28:39
это все правильно,когда цель первопроход,когда уже все известные места пройдены!я в данном случае имею в виду ситуации,когда таких целей изначально поставлено не было, а цель была первый раз побывать в районе и пройти классикой, то тогда я не считаю верным искать приключения и думать, что ходить по тропам это скучно,находясь уже на маршруте
Lotsman 10.09.2010 13:55:15
Конечно, надо знать и намеченную нитку, и окрестности, и не грех в карту почаще заглядывать на привалах, чтобы точно знать местоположение и ближайшие перспективы на переход. Это бесспорно.
А про поиск приключений я свое детство вспомнил. Знаешь, как меня отец воспитывал? Сажал на детское сиденье и на целый день по заклязьминским лесам. Сначала он ехал по основной дороге, потом по тропке (разведывал новые места это называлось). Потом начиналось болото (их там немало). Помню, смеркается, отец заносит вперед вел, я жду, потом он заносил по кочкам мое немного трясущееся от страха тело, потом мы ориентировались на болоте по сторонам света, потому что ездили без компаса, и искали путь к какой-нибудь новой тропке или дороге. Возвращались домой обычно заполночь и непременно новым путем. Приключений и ощущений всегда было масса! Вот тогда я больше полюбил байдарку, потому что вокруг реки обычно болот нет)))
Аня, эта история к тому, что есть люди, которые сознательно ищут приключений, сворачивая с известного пути. Когда-то это допустимо и очень даже интересно, порою спорно, а иногда очень нежелательно. Все от ситуации зависит.