Трактат о Шерегеше :)

Автор: 
Регион:Кузнецкий Алатау
Активный отдых и экстрим:Горные лыжи и сноуборд
Сроки: 03.12.2010 - 12.12.2010
Как похуже перезимовать осень (с). Пока у нас бесснежье, в Сибири уже катаются.
Сочинение начинающей лыжницы на заданную тему.

Предисловие
Есть в Сибири одно чудесное место катания - Шерегеш, о котором я и попытаюсь рассказать.
Главные его особенности – большое количество пушистого снега и ёлки, ёлки, ёлки :)
Ехать от нас из Нижнего далековато - около 3800 км, но возможность зажечь почти по-взрослому уже в конце ноября – начале декабря слишком привлекательна.
Фото разных авторов, сделаны в 2009 и 2010 годах.

География:
Шерегеш  (он же в разговорной речи Геш) – небольшой посёлок на территории Таштагольского района Кемеровской области.
В «горном» смысле мы катаемся в Кузнецком Алатау (от тюрк. ала — пёстрый и тау — горы) — это низко-средневысокое нагорье в системе Саяно-Алтайской горной области на юге Западной Сибири. Также можно услышать наименование этой местности "Горная Шория", соответственно, аборигены этих мест зовутся шорцами.

Карта региона

Своё название посёлок получил в честь братьев Шерегешевых, открывших в 1912 году месторождение железной руды.
Ведущее промышленное предприятие — Шерегешский рудник — поставляет железную руду на металлургические комбинаты Новокузнецка.

Обзор местности

Зима здесь продолжительная и суровая, лето короткое и прохладное, что обусловлено еще и высотой — 1270 м над уровнем моря.
Разница во времени с нами – с 2010 года стала плюс 3 часа (Кемеровская область в 2010 году перешла на омское время), а раньше была плюс  4. Световой день соответственно сдвинулся.  Теперь подъемники начинают работу около  8.30 по местному времени и заканчивают около 15.45 или чуть позже – когда стемнеет.

Сезон:
Горнолыжный сезон длится с ноября по май.
Низкий сезон – с момента установки снежного покрова (обычно середина ноября) по середину февраля. Может быть либо мало снега, либо наоборот бураны, либо просто очень холодно.
Новогодние праздники – отдельная история, цены на все взлетают в разы.
Высокий сезон – с середины февраля по середину апреля. Снега лежит достаточно, погода в целом более комфортная.
С середины апреля по май – опять низкий сезон – весна, однако.
Конечно, при планировании поездки нужно изучать прогноз погоды и мониторить вебкамеры , ибо попасть в лютый мороз и бесснежье некомильфо.

Трансфер:

Вариант лететь из Москвы самолетом до Новосиба был посчитан не самым выгодным для нижегородца по сочетанию стоимость /увеличение катального времени. Если бы вылет был возможен из НН – сие сочетание сильно пересчиталось бы.
Варианты паровозной заброски таковы:
 - через Новосибирск + авто. Из Новосиба по пятницам  даже ходят спец. автобусы до Шерегеша, но подгадать под них может быть сложно.
http://www.sherebus.com/
-  через Новокузнецк + авто. Новокузнецк ближе, ехать на авто меньше.

Мы ездим поездом через Новокузнецк, прибываем туда рано утром, пересаживаемся в заказные автобусы, и к началу катального дня уже на месте. Обратно: катаемся до обеда и теми же автобусами отбываем  на вечерний поезд в Новокузнецк. Для нижегородцев:  билеты на поезд Москва-Новокузнецк можно взять от Москвы, от Арзамаса, от Сергача.  Прямых паровозов нема. Доставка до точки старта удобнее всего автомобильная: можно заказать транспорт, а можно доехать на своей машине и оставить ее на стоянке недалеко от вокзала, по возвращении сесть в нее же – и домой. Электричка до Арзамаса плюхает негуманно долго и неудобно – не вариант.
Трансфер Новокузнецк-Шерегеш и обратно проще всего заказать у новокузнецких перевозчиков, хотя есть варианты.
Телефоны, попутчики и т.д. ищутся например так:
http://mustag.ru/forum/viewforum.php?f=2
Дорога из Новокузнецка проходит через Таштагол. В 2010 году пустили зимнюю дорогу в объезд Таштагола через Чугунаш, что по словам водителей экономит около 20 км – это почти час времени в пути, т.к. объезжается населенка со светофорами.
Нужно предусматривать значительный запас времени перед обратным поездом – зимняя дорога непредсказуема.

В 2010 году в низкий сезон микроавтобус вместимостью 8-10 человек обошелся нам в 4000р в один конец, то есть около 500 р. с носа, итого 1000 за туда-обратно. Вместимость микрика меняется в зависимости от того, есть ли багажник или прицеп.
Есть авто-мужички и в Таштаголе, и в самом Шерегеше, но менее цивилизованные.

Зона катания:
Зона катания образована из четырех вершин — горы Мустаг, Зелёная, Курган и Утуя. Гора делится на 3 сектора — сектор A (компании Шория-Тур, Каскад), Южный сектор (Скайвей), сектор Е.
Подъемники различных типов:  бугельные, кресельные, гондольные.

Схема трасс
http://www.sheregesh.su/skhema-gornolyzhnykh-trass-v-sheregeshe
http://www.mustag.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=24808 - дополнительные схемы, рекомендую посмотреть до конца, есть даже полезная схема с местоположением чудищ лесных, мест гиблых и т.д.

Катание весьма разнообразное – многие трассы ратрачат, но вокруг много интересного, так что легко найти уклон и степень ухоженности на любой вкус. Для новичков подойдет например Доллар  или сектор Е- трассы пологие, ухоженные, да и подъемники самые комфортные.

Трасса Доллар Зеленая, выкат с трасс Каскад

В секторе Е - это противоположный сектору А склон Зеленой - есть даже сноупарк. Считается, что больше всего снега бывает в секторе А, на другой стороне снега почему-то меньше.
Самое вкусное в Шерегеше – это внетрассовое и лесное катание – леса доступны с Зеленой, с Доллара, со Скайвея.

Лесное катание Лес на Скайвее

Лесной цирк  между Зеленой и Долларом  на местном наречии зовется Бегемотом.  Ближе к нижней части его протекает каменистый незамерзающий ручей – зимой он выглядит как серия дырок глубиной метра три, в которые очень не хотелось бы провалиться :)
Поэтому в одиночку по Бегемоту кататься не советую, впрочем, как и по любому лесу.

Уклон Еще уклон :) Ручей на Бегемоте

Также определенную опасность представляют рыхлые конуса снега под  елками – глубокие, при попадании выбраться сложно.

Елки типовые Конусы под деревьями Чем больше елка, тем больше конус :)

Также в хорошую погоду можно устроить снегоходное бэккантри на гору Мустаг – это стоило около 500 р. с человека. Лучше ехать с хорошо знающими местность товарищами.

Пошел за фрирайдом Мустаг, фото 1 Мустаг, фото 2

Впрочем, после хорошего снегопада можно неплохо зажечь прямо на трассах или рядышком в лесочке

Пухляк на трассе Пух на трассе фото 2 Пух на трассе фото 3

Пух в лесу фото 1 Пух в лесу фото 2 Мооооре снега!

Еще в наиболее фотогеничную погоду можно съездить на снегоходах на Крест – местную достопримечательность, померзнуть и пофотографировать :)

Крест

Мы сами не ездили – фото с Зеленой. А вот знакомые как-то ездили - понравилось, а особенно запомнилась свежая идея выехать с Креста домой на лыжах через лес. Намучались конечно, но выбрались в итоге. Повторять не рекомендовали.

Вообще кататься на Шерегеше красиво – виды встречаются прямо таки инопланетные.

Царство Снежной Королевы Луна Солнце над Мустагом Спящие драконы

Подъемники и скипассы:
Вот тут Шерегеш обнаруживает кое-какие неудобные моменты.
На склонах работают в общей сложности штук 15 подъемников различных типов: бугельные, кресельные, гондольные.
Пропускная система везде электронная контактная – пластиковые карточки.
На горе хозяйничает несколько конкурирующих контор, и по идее на их подъемники нужно покупать разные карты, чтобы потом путаться в них, если переходишь от одного подъемника к другому.
Иногда в кассе соглашаются записать свои деньги на карту конкурента, но в этом случае не исключены глюки пропускной аппаратуры и сложности с возвратом невыкатанных денег.  Чаще всего не соглашаются.
Прайс более-менее гуманный, можно списывать деньги поподъемно (выгодно для внетрассового катания), можно взять абонемент на день или на несколько дней (стоимость при этом уменьшается, но повышается риск не использовать время из-за непогоды. В плохую погоду – ветер, снегопад – абонементы продавать просто отказываются). Один подъем на бугеле стоит 20-40 р., на креселке – 70-90 р., на гондольной кабинке – 100-120 р.

Верхняя станция Основные креселки Шория-тур и Каскад на Зеленой Верхняя станция креселки на Зеленой


Инфраструктура:
Жилье:

Мы жили в съемной квартире. Местные просто уплотняют родственников во время сезона и пускают лыжебордеров в свои вполне уютные, местами отремонтированные гнездышки.
http://www.sheregesh.su/kvartira/ - лишь один из вариантов поиска.

Вид из окна квартиры ночью

В декабре 2010 обычная типовая трешка стоила в среднем 1800-2000 в сутки, итого если жить вшестером, проживание на 5 суток обойдется примерно по 1500р плюс-минус.  Только кухня в них маловата. Встречаются нестандартные перепланированные варианты, слышала даже о квартирах с интегрированной сауной :)
Вариант с гостиницей тоже весьма приемлем, просто чуть дороже. Список и прайс можно изучить например здесь:
http://www.mustag.ru/index.php?kat=hotel
Гостиниц  много и на горе, и на подъездах, и в самом поселке. Некоторые предоставляют скидки на скипасс/питание. Жить на горе удобно, если не хочется кататься на такси, но тогда еда однозначно выйдет дороже.

Такси:

Что касается такси, прослеживаются положительные тенденции. Машин стало достаточно, посадка цивилизованная – лыжебордеры и таксисты образуют очередь, прайс-2010 умеренный: 150 с легковушки, 40 с носа на микриках.

Еда
на горе разная по цене и качеству. Средний счет по горе за съедобный комплексный обед (суп, мясо с гарниром, салат, чай с плюшками)  без спиртного по состоянию на 2010 - 250-300 р. Можно и нужно прогуляться по кафешкам и выбрать, где больше нравится. Мне нравится Перекати-поле, обе Пули тоже ничего так.

В кафешке Кафе

Если жить в квартире, самый привычный вариант по питанию – сходить в Кукурузу (магазин самообслуживания в центре поселка, известный каждой собаке, таксисты тусят именно там),  накупить еды, а потом приготовить её дома. Нам было не лень готовить дома вкусные кашки, мясо и прочие салатики, так что на горе мы только обедали, завтрак-ужин был домашний.
Цены чуть выше наших, ассортимент в последнее время улучшается, но пока не достигает совершенства :) Вокруг имеются еще мелкие магазинчики с едой.
Найдется и аптека, и даже салон сотовой связи – в этом году купили там gprs-модем, правда, он так и не заработал...
Да, хозяйке на заметку. Плиты в домах электрические, зачастую греются медленно. Поэтому полезно иметь электрический чайник, чтобы не ждать, пока закипит. Микроволновка тоже экономит время. Ну практически у всех шерегешских хозяек эти полезные девайсы имеются.

Баня:

Их есть в поселке/на выездах, и немало, и разных. Многие видно прямо с дороги – заходишь, осматриваешь, заказываешь.
Предварительно можно проинтервьюировать таксистов, квартирных хозяев.
Гарантированно натопят, если сходить , внести предоплату и попинать истопника :)

Прокат снаряжения, инструктор:
Прокатов полно и на Зеленой, и на подъездах с ней. Цены демократичные – от 300р./день в сезоне 2010. Это за чайниковый набор ботинколыжепалочек. Подороже (700-800 р.) можно взять приличный фрирайдный или спортивный комплект. Так что можно не везти несколько пар лыж под разные условия, а брать желаемое в прокате :)
В конце сезона в прокатах иногда случается слив оборудования по смешным ценам.
Магазинчики с необходимыми мелочами также есть на горе(маски-очки-одежда и т.д.).
Инструктора присутствуют в достаточном количестве. Функционирует детская горнолыжная школа, имеются учебные склоны.

Резюме:
Рекомендую побывать, независимо от уровня катания :) При наличии снега - удовольствие гарантировано!

Я точно знаю, нам туда! ... Или куда-то туда Ой, там йолки! Вид с Доллара на Зеленую


Полезная информация:

Телефоны экстренных служб в Шерегеше
:
 Шерегешская больница - т. (384-73) 6-50-03, пункт скорой помощи 8-913-337-4267
Скорая помощь - т. (384-73) 3-33-03, с сотового, бесплатно 030
Пожарная часть - т. (384-73) 3-31-22, 01 – с городского, 011 – с сотового, бесплатно
МЧС - т. 01, (384-73) 3-31-12
Отдел ГО и ЧС администрации Таштагольского района - т. (384-73) 3-34-20
Милиция (Гор. отдел) - т. (384-73) 3-02-02
Милиция - т. 02 - с городского, 022 – с сотового, бесплатно
Спасатели – тел. 8-903-985-9948
http://www.sheregesh.su/telefony-ekstrennykh-sluzhb

А вот это живой FAQ по самым разным вопросам:
http://www.mustag.ru/forum/viewforum.php?f=4