Весенняя Мста-2014

Автор: 
Регион:Центр европейской части
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 2
Сроки: 30.04.2014 - 04.05.2014
Тренировочно-отдыхательный байдарочный поход по реке Мста (Новгородская, Тверская области). Низкая вода, холод и пронизывающий ветер не портили настроение участников, а, напротив, весьма забавляли их.

"...Сейчас все хотят одного: тепла, уюта, покоя.

Но отрава бродяжничества уже в крови.

И никакого покоя дома они не обретут.

Снова начнет тревожить вечное влечение дорог -

едва просохнет одежда и отмоется грязь из-под ногтей.

Я это знаю точно. Я и сам сто раз зарекался - больше ни ногой.

И где я сейчас?.." (с) А. Иванов

 

Маршрут был знаком. Как-то так получилось, что никто не располагал «люфтом» по отпускным дням, а потому нужно было подобрать на «майские» что-то сравнительно близкое, но, в то же время, интересное, и, разумеется, порожистое. Таким образом, как-то само собой решилось, что мы направим свои суда по водам уже знакомой по 2012 году Мсты.


Вот она, наша команда:


Наша команда

Слева-направо: Никита Толбузов, Борис Котельников, Сергей Шурыгин, Иван Ворошин, Сергей Пономарев

 

30 апреля 2014 г.
Мы сидим на куче барахла на вокзале, весьма довольные собой.
До Бологого добирались на ставшем родным поезде «Уфа – Нижний Новгород», который подарил нам 19 часов незабываемого общения друг с другом и с окружающими. Не самый короткий вариант, зато успели обсудить все, что ранее не успели. Да и железнодорожные феи-проводницы на этом нефирменном маршруте милы и приятны в обращении с туристами.
Стоимость билета – 1397 рублей.

 

1 мая 2014 г.
В Бологое прибыли даже раньше, чем планировалось – у машиниста, видимо, сдали нервы, и он, устав ехать со скоростью 30-40 км/ч, таки опередил график. Перетаскиваем барахло на автостанцию. Пока Никита миловался с местными собаками, я с Сергеичем отправился на местный рынок, разжиться перекусом на дорогу и местным пивом. Разумеется, миссия была выполнена успешно.

Никита и собаки 
Никита, собаки и координаты автотранспортного цеха
 

 

Заброску от Бологого до Березовского Рядка осуществляло МУП АТП «Бологое» , тел. (48238) 2-24-33, 2-22-00. С ГАЗелью, которая должна была нас забирать от Бологого, вышла маленькая накладка – водитель опоздал на 40 минут. Пока ждали водителя, Сергеич стал наводить мосты с местными извозчиками, причем небезуспешно. Подружившись с Ашотом, он узнал, что подходящий для нас транспорт есть у Гургена. Доставить Сергеича для переговоров с Гургеном вызвался Апет. Так бы и путешествовать Сергеичу по Бологому, но наш водитель, спокойный, как удав, таки добрался до автовокзала. «Деньги вперед!» - потребовал он, предъявив путевой талон, в котором значилась сумма 2924 рубля 00 копеек. Раскошелившись, мы погрузились в самобеглую коляску, и отправились в Березовский Рядок.

Дорога заняла около часа, и вот мы уже в Березовском Рядке.

Стапель любовь и Каньоны 

Стапель

  Стапель. Любовь и "Каньоны". Соседняя группа. Места хватит всем!

 

Стапелиться лучше всего на правом берегу, переехав мост – там есть несколько замечательных полян. Параллельно с нами собираются в дорогу две группы – на катамаранах и на «Щуках». Одного взгляда на реку хватает, чтобы понять, что уровень воды существенно отличается от позапрошлого года. В меньшую сторону…
Впервые идем командой только на «Каньонах». До этого в группу всегда затесывались «каркасники» (или это мы на «Каньонах» втирались в доверие к «каркасным» группам?), что приводило к разнице в темпах движения (особенно по ровной воде). Стапель (с упаковкой и распределением груза) занял около часа. Ей-Богу, я все больше люблю «Каньоны»! Перекус – и мы на воде!

мы Чиж  

сплав берега

Первые часы сплава. Мир, труд, весна!

 

Первые часы сплава – солнечно-весенние. «Что-то тут не так!» - ворчит Сергеич. Разумеется, он оказался прав. Мста всегда держит в тонусе!
Гребем не торопясь. Перекусы – также на воде. Балдеем, поем песни, поздравляем с «первомаем» рыбаков и туристов по берегам. Ближе к обеду встречаем группу из славного города Удомля. Состыковавшись, они дегустируют ржаной сок, закусывая лосятиной. Ходят на Мсту каждую весну, уверяя, что лучше реки быть не может. Отличные ребята!
Во второй половине дня начинает накрапывать дождь. «Вот оно! Наконец-то!» - радуется Сергеич. Помахав немного веслами под дождем против поднявшегося ветра, зачаливаемся на красивом правом берегу.

  Удмоля берега

Братание с группой из Удомли и берега Мсты

 

Вечер проходит конструктивно. Продолжаем распевать песни, а некоторые, особо запасливые, достают емкости со спотыковочным соком. Готовлю плов, а чтобы готовилось не так скучно, изображаю злодейский смех, добавляя каждый новый ингредиент.

вечер  непросыхаемое

Вечерние песни и "непросыхаемое"

 

2 мая 2014 г.

Ночью также идет дождь. Барахло, вывешенное в надежде на просушку, разумеется, не просохло. Под дождем и ветром собираемся. Перед выходом создаем импровизированный живой памятник мстинским туристам, который должен означать: «Мы все в том месте, где спина теряет свое благородное название!».

все там будем

"Мы все в том месте, где спина теряет свое благородное название..."

 

Начинается день «вмордувинта». Параллельно с нами идут группы на катамаранах и «надувастиках». Те, кто был на «каркасниках», улетают вперед. Пронизывающий холод и сырость. Узнаю Мсту!

морозный сплав Антизамерзайка 

сплав сплав

Морозный сплав в постоянно меняющуюся погоду

 

На обед встаем на левом берегу, не доходя до Опеченского Посада. Обжигающая похлебка из чечевицы согревает!
Около 17 доходим до Опеченского Посада. Успеваем добежать до магазинов (их тут несколько, от набережной – около 300 метров ниже по течению).
Далее – Большой и Малый пороги. Хотя воды и мало, лавируя от берега к берегу вполне можно порезвиться в довольно интересных бочках. Как обычно, на порогах проходят соревнования. На правом берегу – большой лагерь.
Пройдя пороги, зачаливаемся на правом берегу на выходе из связки порогов. Наше позапрошлогоднее место! Такое чувство, что попал к себе домой!

стоянка стоянка 

стоянка

Вид со стоянки. Утренние фотографии

 

3 мая 2014 года

утро  утро

"Утро красит нежным светом..."

выходим выходим

Выходим!

 

Ночь холодная. Утром обнаруживаем замерзшую воду в котле и байдарки, покрытые инеем. Бррр! Быстро собираемся, заливая горячую воду в сплавное, и отправляемся дальше.
На левом берегу – церковь Святой Великомученицы Екатерины и усадьба Ровное-Новоблагодатное.

на подходах на подходах

На подходе к Лестнице

усадьба храм

Усадьба Ровное-Новоблагодатное и Церковь Святой Великомученицы Екатерины

лестница лестница

лестница лестница

Порог Лестница

 

Ближайшее препятствие – порог Лестница. В малую воду спортивного интереса немного. Зачаливаемся прежде всего для фото-съемки. Порог проходится ровно.
Удивляет кемпинг ООО «Мста», появившийся на левом берегу. В позапрошлом году ничего такого не было и в помине – так, обычный палаточный лагерь. Теперь же – целый комплекс строений!

 

Кемпинг ООО "Горная Мста" 

 

От порога к порогу

 

Дальше – порог Егла и куча иных порогов, которые, по весенней воде, сливаются в один. Сплав – сплошное удовольствие! Можно развлекаться, умываясь в бочках. Погода, разумеется, меняется каждые 5 минут - от синего неба до снега крупными хлопьями.

сплав сплав

сплав сплав

Нескучный сплав до Боровичей

берега берега

Берега Мсты после Лестницы

За два с половиной часа доходим до Боровичей. Место антистапеля – городской пляж на левом берегу (ориентир – здание отдела полиции на противоположном берегу).

На автостанции можно найти транспорт для переброски в Окуловку, чем и занимаются два Сергея, Шурыгин и Пономарев. Микроавтобус до Окуловки обошелся нам около 2400 р. (Прим.: Сергеич уверяет, что мы расстались с суммой в 1200 р.; что это было - маркетинговый ход, ловкость рук Сергеича или мой провал в памяти - неизвестно...))

пляж

Вид с городского пляжа в Боровичах 

 

Ну а дальше – ожидание сурового поезда Санкт-Петербург – Челябинск на окуловском вокзале, вкусный местный лаваш и таскание барахла.
В 5 утра на следующий день мы были уже в Нижнем Новгороде.
В целом, Мста оправдала наши ожидания. Порезвились в воде после зимы, а народ, пересевший с «каркасников» на «Каньоны», попробовал их на бурной воде.