Отчет: На байдарках по реке Сясь

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 03.02.2011 17:34:41
Предыдущий визит: 05.12.2016 18:16:13

Автор: 
Регион:Север европейской части
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 1 усложнённая
Сроки: 30.04.2000 - 05.05.2000
Маршрут проходит по верховьям реки Сясь, которая относится к бассейну Ладоги, протяженность его - 103 км. Во время похода встретятся завалы, каменистые перекаты, шиверы и главное препятствие – растянувшийся на 8 км порожистый участок.

Общие сведения

 

Состав группы: 4 человека (из них 1 ребенок)

Средства сплава: байдарка «Таймень 2», самодельная каркасная байдарка «Эдельвейс»

Время проведения похода: 30 апреля - 5 мая 2000 года

Маршрутная книжка: 7-00

Категория сложности: 1 с эл. 2 к.с.

 

 Маршрут проходит по верховьям реки Сясь, которая относится к бассейну Ладоги, протяженность его - 103 км. Во время похода встретятся завалы, каменистые перекаты, шиверы и главное препятствие – растянувшийся на 8 км порожистый участок. В высокую воду основную сложность составят высокие стоячие валы, в низкую – многочисленные камни. (Надо сказать, что к началу нашего похода вода уже порядком спала, поэтому больших валов мы не увидели.)

 На всём протяжении (пожалуй, за небольшим исключением в верховьях и самого конца, когда увеличивается населенность), река одета смешанными лесами с преобладанием ели и березы. Берега, в основном, крутые, малоудобные для выхода, однако проблем со стоянками обычно не возникает.

 Мы рекомендуем ограничить сплав нашим участком, так как выше Сясь весьма маловодна и узка, а ниже ж/д моста сильно увеличивается населенность, что может испортить общее впечатление от маршрута.

 

 

 

Описание маршрута

 

 Активная часть маршрута начинается на ж/д станции Неболчи, откуда до реки около 5 км по асфальтированной дороге. Поселок Неболчи связан местными поездами с поселком Окуловка, где останавливаются поезда дальнего следования, направлением на Нижний Новгород и Санкт-Петербург.

 

 У автомобильного моста ширина реки Сясь составляет 4-5 метров, течение быстрое, русло извилистое. Часты крутые повороты и прижимы. Встречаются проходимые полузавалы, отдельные коряги и камни. Также могут быть и небольшие завалы, требующие обноса. Берега реки, в основном, достаточно высокие, но иногда встречаются небольшие заболоченные участки. Лес смешанный, с преобладанием деревьев лиственных пород. Иногда встречаются небольшие каменистые перекаты, не причиняющие особого беспокойства.

 

 

Река Сясь в начале похода

 

 Через 3 км встретится автомобильный мост, а под ним небольшой порожек, проходимый по основной струе.

 

 Первый встретившийся на пути населенный пункт - деревня Подберезье. За ней река начинает сильно петлять, нарезая петли в открытых берегах. Лес подходит лишь небольшими участками, но пойма обильно поросла ивняком и кустарником. В районе деревни Жадово (следующий населенный пункт) русло перегорожено брёвнами, проход в середине.

 

Верховья реки Сясь. Александр Ануфриев на самодельной байдарке

 

 После деревни река расширяется до 10-12 метров, берега крутые, выход из байдарки затруднён. Однако со стоянками проблем нет. Сясь становится чище, но над водой часто нависают деревья.

 

 

Река после деревни Жадово

 

 После впадения реки Дрегля в прибрежных лесах появляется больше хвойных деревьев, а в русле перекаты и небольшие шиверки. Течение немного убыстряется, и после нескольких правобережных деревень, на 50-м км сплава, Сясь принимает реку Куришну.

 

 

Пейзажи реки

 

 После Куришны река меняется, становится больше подводных камней и несложных шивер. Примерно на 55-м км начинаются первые действительно интересные препятствия. На двухкилометровом атласе это место отмечено как порожистое. Вообще до Костринских порогов, а это наиболее сложная и интересная часть маршрута, от устья Куришны около трёх десятков препятствий. В основном, это глубокие перекаты и небольшие, по 50-100 метров, шиверы. Среди них выделяются четыре шиверы средней мощности общей протяжённостью чуть более 1,5 км. Река на этом участке завалена камнями, и приходится активно лавировать между ними, зачастую пересекая русло почти под прямым углом. Высота берегов уже значительная, на них видны россыпи камней, есть и отдельные валуны. Лес становится ещё более хвойным, много елей. Часто на берегах видны следы деятельности бобров. Здесь, пожалуй, самые живописные места на маршруте.

 

 

По перекатам

 

С 60-го км леса становится меньше, попадают и совсем безлесные участки, берега высокие, местами холмистые. Ширина реки уже достигает 30-40 метров. Кстати, на том же 60-м км, на левом берегу, стоит домик, а реку пересекает брод.

 Сясь всё также быстро несет свои воды, и на 74-м км мы подходим к главному препятствию реки – Костринским порогам (на атласе Ленинградской области они почему-то не показаны). Каких-либо примет начала порогов нет, поэтому лучше всего ориентироваться по времени, да ещё лес вновь подходит к воде, и река опять становится живописной.

 

 

Начало Костринских порогов

 

 Костринские пороги представляют собой 20 шивер различной мощности, разделенных островом на два участка.

 

1-й участок – 12 шивер

 12 шивер разной длины (от 100 до 500 метров), разделенные паузами от 100 до 300 метров. Наиболее мощные шиверы 1 и 7, технически сложна - №8 (500 м). Прохождение осложняют крутые повороты русла, которые образуют прижимные течения, наваливающие байдарки на камни.

 Далее следует остров с перекатом возле него.

 

 

Препятствия реки Сясь

 

2-й участок – 8 шивер

 Самые мощные и длинные – 3 и 4-я, остальные намного слабее и короче. Паузы между шиверами 100-200 метров. После заключительной шиверы, через 500 метров, - устье реки Воложба, это 82-й км.

 После впадения Воложбы течение усиливается, но препятствий, за исключением нескольких еле заметных перекатов, нет. Берега Сяси всё также высоки, однако коренной лес отходит от реки, и увеличивается населённость. Теперь до конца маршрута по берегам тянутся деревни и многочисленные дачные застройки.

 В районе поселка Мелегежская Горка реку пересекает автомобильный мост, отсюда уже можно выехать в Тихвин рейсовым автобусом. Далее, за километр до ж/д моста, начинается большая деревня Шибенец с дачной застройкой.

 На 103-м км от начала сплава, у железнодорожного моста, поход по верхнему течению реки Сясь заканчивается. Теперь необходимо выехать местным поездом в город Тихвин, откуда несложно добраться до Санкт-Петербурга.

 

 

Вид на реку Сясь с железнодорожного моста

 

 В завершение следует отметить, что от устья реки Воложба Сясь теряет свою привлекательность, и желательно этот участок пройти побыстрее, благо стремительное весеннее течение это позволяет… Удачи на маршруте !

 

Описание составлено в мае 2000 года для отчета в НОТК.

(В описании использованы материалы лоции А. М. Афиногенова, 1997 г.) 



посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Руководитель:Соловьев Сергей
Участники:Ануфриев А., Шеварев В., Соловьева Н., Соловьев С.
Дата размещения:15.03.2013
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Статистика
Суммарный рейтинг:0
Средний рейтинг:0
Проголосовало:0
Просмотры:4604
Комментариев:3
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
Sandy 16.03.2013 18:59:02
0
+0 -0
А как же я?
Я тоже там был! И на самодельной байдарке! И хоть бы одно фото?!
redaktor 16.03.2013 20:05:49
0
+0 -0
К Сергею предложение - в поле Участники назовите всех поименно.
К Александру предложение -  если есть другие фотографии из этого похода, можно прислать мне на электронку, я добавлю их в отчет.
Сергей Соловьёв 16.03.2013 22:54:59
0
+0 -0
Сань, ты не поверишь - из этого похода нет ни одной твоей фотографии на байдарке. Присылай, дополню. А то, что самоделка была, я написал, даже с названием
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии