Отчет: На Камчатку на новогодние каникулы

Информация об авторе
Тарас Олесницкий
Саров
Дата регистрации: 23.10.2010 20:44:43
Предыдущий визит: 02.12.2016 19:23:07

Автор: 
Регион:Камчатка
Туризм и путешествия:Лыжный, Альпинизм, Путешествия
Активный отдых и экстрим:Горные лыжи и сноуборд
Категория сложности: н/k (некатегорийный)
Сроки: 31.12.2011 - 08.01.2012
О путешествии по окрестностям Петропавловска-Камчатского на зимних каникулах в начале января 2012 года группы туристов г.Саров и Нижнего Новгорода.
Путешествие включает отдых на горячих источниках, экскурсионную часть по Петропавловску-Камчатскому, лыжные переходы и восхождение на вершины вулканов Авачинская и Козельская сопки.

Нижегородская областная Федерация туризма

Федерация спортивного туризма г.Саров

Секция туризма Спорткомплекса ВНИИЭФ

 

 

ОТЧЁТ

 

о некатегорийном путешествии

с элементами 1Б-2А (альп.)

по Камчатскому краю,

совершённом с 31 декабря по 7 января 2012 года

 

 

 

Руководитель группы:

Олесницкий Тарас Александрович

 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает,

что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю.

 

 

Маршрут категорирован как ПВД.

Отчёт использовать в библиотеке ________________________________.

 

Саров 2012


АННОТАЦИЯ

В отчёте приведены сведения о путешествии по окрестностям Петропавловска-Камчатского на зимних каникулах в начале января 2012 года.

Путешествие включает отдых на горячих источниках, экскурсионную часть по Петропавловску-Камчатскому, лыжные переходы и восхождение на вершины вулканов Авачинская и Козельская сопки.

Приведены подробные сведения по туристским возможностям района и контактная информация, которая поможет Вам спланировать как зимние, так и летние путешествия и походы по Камчатскому краю.

 

Автор отчета: Олесницкий Тарас Александрович.

Авторы фотографий: Тарас Олесницкий, Сергей Потапов, Александр Стасевич, Ирина и Михаил Ткач.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. СПРАВОЧНЫЕ  СВЕДЕНИЯ  О  ПУТЕШЕСТВИИ

1.1 Общие сведения

1.2 Программа путешествия

1.3 Определяющие препятствия

1.4 Список участников

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И  ПРОВЕДЕНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ

2.1 Общая смысловая идея путешествия

2.2 Покупка авиа и железнодорожных билетов

2.3 Запасные и аварийные варианты маршрута

2.4 Погранзона и оформление пропусков

2.5 Полезные телефоны и адреса

3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ

3.1 Туристские возможности района (зима)

3.2 Туристские возможности района (лето)

3.3 Транспортные возможности района

4. ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

4.1 Отдых в Паратунке

4.2 Восхождение на Авачинский вулкан

4.3 Отдых в Петропавловске-Камчатском

4.4 Восхождение на Козельский вулкан

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

5.1 Общественное и личное снаряжение

5.2 Стоимость проведения

5.3 Питание в путешествии

6. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Картографический материал, треки, маршрутные точки

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотоотчёт

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Альпинистские маршруты восхождений

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Впечатления о Камчатке (наброски к интервью)

 

 

1. СПРАВОЧНЫЕ  СВЕДЕНИЯ  О  ПУТЕШЕСТВИИ

 

1.1 Общие сведения

 

Вид

туризма

Категория

сложности

Протяженность активной части

(суммарно)

Продолжительность

Сроки

проведения

общая

ходовых дней

лыжный и альпинизм

ПВД

69 км + экскурсии

8 дней

5 дней

31 декабря –

7 января

2012 г.

 

 

1.2 Программа путешествия

 

Район: Камчатский край, окрестности г.Петропавловск-Камчатский.

 

Программа путешествия:

31.12.2011

Перелёт из Москвы в Елизово (аэропорт г.Петропавловска-Камчатского). Переезд в Паратунку. Отдых на горячих источниках, встреча Нового Года.
Ночёвка в гостинице «Вирджиния».

01.01.2012

Отдых на горячих источниках. Акклиматизация.
Ночёвка в гостинице «Вирджиния».

02.01.2012

Переезд до Сухой Речки. Переход на лыжах до базы «Три Вулкана»  (17 км). Акклиматизационный выход на вершину Верблюд  (1200 м). Ночёвка на турбазе «Три Вулкана».

03.01.2012

Восхождение на Авачинский вулкан.
Ночёвка на турбазе «Три Вулкана».

04.01.2012

Переход на лыжах по Сухой Речке. Переезд в Петропавловск-Камчатский. Знакомство с городом.
Ночёвка на базе по приёму туристов ЦДЮТУР.

05.01.2012

Экскурсии по Петропавловску-Камчатскому. Знакомство и спуски  по одной из горнолыжных трасс («Красная сопка»). Покупка сувениров, печатных материалов.
Ночёвка на базе по приёму туристов ЦДЮТУР.

06.01.2012

Переезд под Козельский вулкан. Подъём до хижины альпклуба «Кутх» на буксире за снегоходом. Восхождение на Козельский вулкан. Ночёвка в хижине.

07.01.2012

Переход на лыжах из-под вулкана Козельский.
Перелёт из Елизово в Москву.

 

Картографический материал - на компакт-диске и в Приложении 1.

 

1.3 Определяющие препятствия

 

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Характеристика препятствия

Вершина

Авачинский вулкан

1Б-2А (альп)

Набор высоты около 2000 метров + спуск. Крутизна до 30 градусов. Преимущественно фирн. Движение в кошках, с самостраховкой ледорубом.

Вершина

Козельский вулкан

2Б (альп)

Набор высоты около 1200 метров + спуск. Крутизна до 45 градусов. Подъём по снежным склонам, по гребню по скально-фирновому склону, траверс гребня, спуск по фирновому склону в связке. Движение в кошках с самостраховкой ледорубом. Участок спуска 20 метров – перильная страховка.

 

 

1.4 Список участников

 

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Место работы

Домашний адрес, телефон, e-mail

Тур.подготовка

Перев.

опыт

Обяз.

в группе

  1.  

Олесницкий

Тарас Александрович

12.06.1981

ВНИИЭФ,

научный сотрудник

т.28726

607189, г.Саров

toles@sarov.net

2008 – г.Белуха, восхождение

2008 – Алтай 5ПР

2005 – Зап.Кавказ 2ГР 2004 – Якутия 6ПУ

2Б (р)

3Б (альп., рук)

Руководитель

  1.  

Потапов Сергей Владимирович

09.06.1963

ВНИИЭФ,

научный сотрудник

т.28505

г.Саров

spotapov63@gmail.com

много походов до 2 к.с. включительно

1Б (у)

Фотограф

  1.  

Стасевич Александр Анатольевич

14.01.1970

ВНИИЭФ,

инженер

т.20125

г.Саров

astas@vniief.ru

2006 – Алтай 3ПУ

и многие другие…

2А (у)

Отв.за снаряжение

  1.  

Ткач Ирина Анатольевна

21.06.1961

МЧС России,

Н.Новгород, спасатель

г.Нижний Новгород

Специализированная подготовка в ПСО.

2А (у)

Медик

  1.  

Ткач Михаил Евгеньевич

13.04.1988

ООО «ТЕКОМ», Н.Новгород, инженер

г.Нижний Новгород

tkach.mikee@gmail.com

2010 – Алтай 2ПУ

2007 – Алтай 3ГУ

2А (у)

Завхоз

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И  ПРОВЕДЕНИЕ  ПУТЕШЕСТВИЯ

 

2.1 Общая смысловая идея путешествия

 

Основная идея нашего путешествия - знакомство с «ближними» достопримечательностями Камчатки, оценка возможностей зимнего активного отдыха на Камчатке, сбор сведений, налаживание связей и собственно АКТИВНЫЙ и разнообразный ОТДЫХ в новогодние каникулы.

 

 

2.2 Покупка авиа и железнодорожных билетов

 

Наш путь до Камчатки складывался из переезда Саров (Н.Новгород) - Москва на поезде, аэроэкспресса до аэропорта Шереметьево и перелёта Москва - Петропавловск-Камчатский.

 

С билетами на поезд всё понятно: покупаем через Интернет на www.rzd.ru за 45 суток. Из-за некоторых нюансов (невозможность отчитаться такими билетами, сдать их и т.п.) рекомендуем не проходить электронную регистрацию, а получить бумажные билеты в любой кассе или терминале РЖД.

 

Билеты на Аэроэкспресс покупаются непосредственно на вокзале. В разные аэропорты Москвы аэроэкспрессы отправляются с разных вокзалов. Аэроэкспресс на Шереметьево идёт с Белорусского вокзала (метро Белорусская). Время в пути 35 минут, интервал движения - 30-60 минут с 5 до 24 часов ежедневно, стоимость в один конец - 320 рублей (туда-обратно в течение 30 дней - 590 рублей). Актуальная информация - на www.aeroexpress.ru и по телефону (800)7003377. Также информация доступна через SMS с текстом aev (Внуково), aed (Домодедово), aes (Шереметьево) на номер 3115 (бесплатно).

 

А вот об авиабилетах нужно подумать не позднее чем за полгода до поездки на Камчатку. Чем позднее Вы начнёте собираться в путешествие, тем дороже Вам выйдут авиабилеты.

В случае путешествия на Камчатку учтите, что из Москвы туда летают только две авиакомпании - Аэрофлот и TransAero. Соответственно, покупать билеты в других компаниях - себе дороже, независимо от того, какие условия они предлагают.

Мы покупали авиабилеты в августе 2011 года, т.е. более чем за 4 месяца до вылета, через сайте aeroflot.ru, по пластиковой карточке. Билет туда-обратно вышел в районе 20 500 рублей на человека. В эту стоимость входит провоз одного места багажа весом до 23 кг, ручной клади весом до 10 кг и (внимание!) в период с ноября по апрель – одно дополнительное бесплатное место для горнолыжного снаряжения и обуви в чехле весом до 23 кг. Условия провоза горнолыжного оборудования уточняйте, т.к. они могут меняться.

После оформления билета через Интернет на руках мы имели распечатку, которой достаточно для оформления билета в аэропорте. Имейте в виду, что в аэропорт нужно прибыть минимум за 3 часа до отправления рейса, иначе вы рискуете просто не успеть на рейс. Ведь Вам будет нужно дойти до зоны регистрации (а аэропорт большой!), зарегистрироваться, сдать багаж (в т.ч. крупногабаритный - лыжи), пройти досмотр и т.п.

При обратном вылете весь этот процесс занимает меньше времени, т.к. аэропорт в Петропавловске-Камчатском намного меньше, и рейсов летает не так много.

 

 

2.3 Запасные и аварийные варианты маршрута

 

Перед началом путешествия были определены его основные контуры, но детали определялись уже на месте, поэтому и основного варианта фактически не было, не говоря уже о запасных.

Надо только отметить, что нам очень повезло с погодой. В случае непогоды пришлось бы искать варианты активного отдыха НЕ в горах (и таких вариантов много!).

Аварийный вариант – выход в ближайший населённый пункт.

 

 

2.4 Погранзона и оформление пропусков

 

На данный момент для путешествий по Камчатке не нужно специальное разрешение, т.к. она не является погранзоной. Но, например, Командорские острова - самая настоящая погранзона. Поэтому в случае, если Вы планируете посещение Командоров, Курил и т.п., обратитесь за достоверной информацией о порядке посещения этих территорий на сайт пограничных войск ФСБ России по адресу ps.fsb.ru/general.htm.

 

 

2.5 Полезные телефоны и адреса

 

См.также папку «Отчёт\Полезные телефоны» на компакт-диске!

 

Экстренные службы

Поисково-спасательный отряд, (4152)410395. Настоятельно рекомендую зарегистрироваться у них при выходе в районы, связанные с риском (в горы на восхождения и т.п.): денег за это не берут, а «если что», найти Вас будет намного легче.

 

Транспорт

Емелин Владимир, (914)6219570, микроавтобус 4WD, доставка под Авачу (если нет ливней), Мутновский и Горелый, и по окрестностям Петропавловска и Елизово.

 

Сестеров Игорь, нач.бригады МЧС, снегоход, 914 6244166

 

Размещение

Голубая Лагуна, Паратунка, ул.Невельского, 6, (4153)144125, bluelagoon.su.

(924)7813002 администратор гостиницы

Проживание в гостинице «Вирджиния» с 31.12.2011 по 02.01.2012, 3 двухместных номера «Твин» - 16200 руб

 

Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий

ПК, ул.Красинцев, 1, «Театральная площадь», (4152)420591

3 суток проживания в 3-м номере + 1 человек  - 9600 руб

 

База «Три вулкана» под Авачей (Юрий Васильевич), связь через К.Лангбурда, 800 рублей с человека в сутки в мансардного типа комнатке мансардного типа на 4 человека без удобств. Есть и отдельный коттедж.

 

Авачинская турбаза фирмы «Камчатинтур», Геннадий Маслов, директор базы, (914)7808884, (4152)271034, 273776, kamchatintour.ru.

 

Экскурсии

Камчатка-тревэл, (902)4644963

См. также Камчатка Explorer и другие свободно распространяемые журналы.

 

Заповедники и заказники

См. в интернет.

 

Досуг

Горнолыжные центры Эдельвейс (только для профи) и Красная Сопка (для всех), в исторической части ПК. Эдельвейс – авт.1,22, (4152)422115, (909)8385010

Прокат снаряжения 200 руб в час + 50 руб за 1 подъём (швабра).

 

А также зимой:

-       катание на собачьих упряжках (на выезде из ПК в Елизово);

-       этнотуризм.

 

А также летом:

-       поездки на океан, ловля крабов краболовками;

-       выходы и рыбалка в океане;

-       этнотуризм.

 

Туристские и альпинисткие клубы

Камчатский Горный клуб, старший тренер Иван Бенедык, (914)7882032, ivanbenedyk@yandex.ru, остановка «Силуэт», здание в районе старого туберкулёзного диспансера, сбор по средам в 19:30. Клуб, библиотека, скалодром. См.также Приложение 3.

 

Турклуб имени Травина, фирма ТРАВЕРС-ТУР, директор Лангбурд Константин Абрамович, (4152)227512, traverstour@yandex.ru, travers@mail.iks.ru,  остановка АЗС, улица Бохняка, д.10, в подвале. Инструктор Игорь Белик, (909)8317049

 

Василенко Анатолий, г.Елизово, альпинист и рук.турфирмы, (4153)161810,

(961)9632330

 

Екатерина, турист и альпинист, в т.ч. соло (зимой на Корякский!), (924)7931833

 

 

3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ

 

3.1 Туристские возможности района (зима)

 

Зимой оптимальным является знакомство с прилегающим к Петропавловску-Камчатскому районом. Это хороший вариант для активного отдыха на каникулы.

Горнолыжный сезон на полуострове продолжается вплоть до июля (!) (на северных склонах Авачинского вулкана). А в сезон в Петропавловске-Камчатском работает база «Красная Сопка» (для любителей), база «Кирпичики» (для любителей со своим снаряжением) и база «Эдельвейс» (только для спортсменов). Рядом с Елизово работает «Морозная» с самыми длинными (975 м) и интересными трассами. Для любителей кататься на сноубордах – склоны Авачинской сопки.

На окраине Петропавловска работает лыжная база, на трассах рядом с которой можно интересно и активно провести день-два.

Предлагаются катания на собаках, но записываться надо заранее, т.к. в праздники желающим много, а мест мало.

Доступны ближние горячие источники, в т.ч. и Паратунка (более 30 турбаз).

А вот до таких мест, как вулканы Горелый и Мутновский, без значительных расходов добраться не удастся (потребуется и вахтовка, и снегоходы + ночёвка в «гостинице» рядом с Мутновской ГеоТЭС).

Альпинисты со стажем могут подобрать себе маршруты по силам по сопкам. Надо учитывать, что восхождение, например, на вулкан Корякская Сопка подразумевает одну ночёвку на маршруте, что автоматически делает это восхождение нетривиальным. Да и относительно простая летом Авача (но всё равно почти 4 км перепад высот!)  зимой в условиях короткого светового дня и холода, превращается в серьёзное испытание. В горах есть маршруты высших категорий сложности.

 

 

3.2 Туристские возможности района (лето)

 

Летом дополнительно можно планировать небольшие туристские маршруты по парку «Три вулкана» с посещением Налычевских источников. Многие фирмы предлагают интереснейшие маршруты, в т.ч. комбинированные (например, вело-водные).

Возможно посещение Долины Гейзеров налегке, одним днём. Туда и обратно Вас доставим вертолёт. Удовольствие, правда, не из дешёвых. Аналогичным образом можно попасть на юг Камчатки, на Курильское озеро.

По поводу посещения Кроноцкого заповедника и Долины Гейзеров следующая информация из первых рук –  (914)6267796, Загорский Алексей:

"1. Надо подать соответствующую заявку на посещение заповедника, где описываются сроки и сам маршрут (могу скинуть установленный бланк)... Но заранее хочу сказать, путешествие по заповеднику платное, за само нахождение, ночевки, сопровождение инспектором и всякие мелочи. Вопрос с заброской на Лиственичную, они там могут тоже идти через наш Лазовский участок, тогда разрешение надо брать общее...

2. На Долину не надо брать отдельное разрешение, выдается общее на посещение заповедника, где прописаны цели, сроки и маршрут...»

Так что при желании можно спланировать длинный, сложный, но эксклюзивный маршрут.

Более бюджетной будет поездка на океан, на морскую рыбалку.

Краеведы / атомщики могут заглянуть в Информационный Центр атомной отрасли (myatom.ru), который буквально в феврале 2012 года открылся в Петропавловске-Камчатском, и, возможно, смогут попасть в Вилючинск.

В Петропавловске-Камчатском работает несколько музеев, в т.ч. музей вулканологии. Во многие из них можно попасть только по предварительной записи.

Привлекательными, но значительно отдалёнными, для многодневных путешествий являются район группы вулканов Ключевская Сопка (возможно, для многодневных альпинистских восхождений) и район вулканов Толбачик (камчатский «затерянный мир»). А через Мутновский вулкан и южнее идёт фактически тропа. По ней можно спланировать линейный маршрут, с возвращением каким-либо другим способом.

Возможны также туры для рыбаков (kamfishing-tour.ru), охотников, этнотуры (в посёлки коряков и ительменов). Среди японцев очень популярны ботанические туры – они приезжают на склоны Авачинской сопки любоваться цветами. А смотреть есть на что – после просмотра только альбома мне и самому захотелось приехать.


 

3.3 Транспортные возможности района

 

К Вашим услугам вертолётные заброски (около 100 тыс. руб за лётный час). Заброска водным транспортом – это тоже одно из дорогих удовольствий.

Автомобильные заброски возможны на Мутновский, Авачу и по трассе вдоль реки Камчатка вплоть до Ключевской сопки. В зимний период возможны по три и более дней непогоды, когда передвижение на автотранспорте может быть проблемным или невозможным. Из-за больших снегов, например, дорога на Мутновский доступна для обычного транспорта только с первой половины июля до начала сентября.

Один из зимних видов транспорта для заброски на небольшие расстояния – снегоход.

 

 

 

4. ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

 

4.1 Отдых в Паратунке (31 декабря – 1 января)

 

В аэропорт Елизово прибыли 31 декабря утром. На улице морозно, но это нас только взбодрило. Микроавтобус водителя Владимира Емелина заставил немного подождать. Из аэропорта отправились сразу на городской рынок – за икрой, рыбой и прочими яствами, предназначенными для встречи Нового года.

А потом поехали в Паратунку – курортный посёлок, где расположено более 30 турбаз (иногда на значительном расстоянии друг от друга). Большинство из баз работают и зимой.

База и гостиница «Вирджиния» и «Голубая Лагуна» расположены на въезде в Паратунку, направо 3 км от главной дороги. База нас встретила очень уютными номерами, тишиной (конечно, относительной, потому что на носу уже был Новый Год) и трескучим морозом. Кто хотел, смог отдохнуть, т.к. перелёт через 8 часовых поясов (особенно на восток) даётся всегда нелегко.

Основная достопримечательность базы – бассейн с термальной водой. Вернее, есть джакузи с температурой 42 градуса, а также 2 бассейна 36-38 градусов. Всё это под открытым небом – очень эффектно, ведь на улице минус 15 градусов! В бассейн можно скатиться по водной горке, если не прилипнешь к ступенькам железной лестницы, что ведёт на горку. Всё это удовольствие работает до 22:00, и для жителей гостиницы бесплатно (для остальных – 300-400 рублей). Кафе на базе работает до 24 часов. Рядом озеро, небольшая (3 км) лыжня.

Отдыхаем, греемся и встречаем Новый Год, одни из первых в России и вообще в мире!!!

Первого числа мы полностью посвятили отдыху, а наиболее активные – ещё и восхождению на ближайшую сопку Тополового хребта (см. Приложение 4).

 

 

4.2 Восхождение на Авачинский вулкан (2-4 января)

 

Утром 2 января – сильный мороз. Светлеет достаточно поздно. Но мы в 8:20, ещё по темноте, выезжаем в сторону Авачинского вулкана на микроавтобусе 4x4. В 9:20 были на месте – после поворота с асфальта без проблем удалось проехать ещё 3 км вдоль речки, т.к. сильных снегопадов в сезоне ещё не было (что редкость), и снега совсем мало. До базы «Три вулкана» остаётся ещё 15 км по Сухой Речке.

Дорога по руслу хорошо укатана вначале и машинами, а затем снегоходами. На лыжах передвигаться очень комфортно. Свернуть куда-либо или заблудиться невозможно. Нас так часто обгоняли снегоходы разных видов, что невольно возникает мысль, что наверх надо забрасываться на них (на 5 человек вышло бы не более 8 тыс.руб).

Набор высоты идёт плавно и почти незаметно. В 14:30 мы были на базе «Три вулкана». Она находится на подходах под Авачу слева. Справа рядом с ней – база «Камчатинтур». Можно размещаться и в коттеджах, и в комнатах. Мы на 5 человек сняли комнату под потолком в главном доме. Там было совсем тепло, только когда внизу топилась печь. Тем не менее, ниже 5 градусов температура не опускалась. Так что очень даже комфортно (предыдущей ночью на улице здесь было минус 26). Проживание в описанных выше условиях на базе обошлось нам в 800 руб с человека в сутки.

Но это всё вечером. А сейчас, только бросив вещи, мы без лыж отправились на гору Верблюд с двумя характерными вершинками, которая возвышается над окружающим пейзажем. Кажется, что она очень близко. У нас полный обход её с восхождением занял 2 часа. Неудивительно, ведь высота Верблюда – 1256 м, т.е. перепад высоты от базы до базы составил чуть меньше 1 км. С горы наблюдали красивейший закат на фоне двух господствующих вершин – Авачинской (справа) и Корякской (слева) сопок. С вершины вернулись почти уже в темноте.

Внизу зажёгся огнями Петропавловск-Камчатский. Видна и часть Авачинской бухты. Мы уже хорошо акклиматизировались, и готовы к раннему выходу завтра на восхождение на Авачинскую сопку.

Восхождение условно можно разбить на три этапа: выход на гребень по отрогу (1), подъём по гребню до жандармов и обход (траверс) гребня южнее жандармов (2) и подъём на конус сопки (3).

 

 

На фотографии изображён вид на Авачу по пути к базе «Три вулкана». От самой базы вторая часть пути практически не видна. Хорошо видна первая часть пути. Для спуска /восхождения на гребень можно выбрать любой из трёх отрогов. Мы поднимались по среднему отрогу, а спускались по южному (см.рисунок).

 

 

В 7:00 подъём. Штурмовые рюкзаки собраны с вечера. С них перекус + чай в термосе, запасные тёплые свитера, шерстяные носки и варежки, а также ледоруб и кошки на каждого участника + 40 м вспомогательной верёвки и ледобуры (на всякий случай).

Выход в 8:30. Надо учесть, что между базой и отрогами – достаточно глубокий овраг с очень крутыми склонами. Перейти его можно, но не везде. В 9:40 мы были уже на отроге (между первой и второй стрелкой), а в 10:50 – на основном хребте (у третьей стрелки). Из-за того, что снега немного, на отроге были камни. Однако этот снег - фирновый, поэтому здесь целесообразно надеть кошки. Ближе к основному гребню мы это и сделали –идти стало намного проще и безопаснее.

На основном гребне местами глубокий снег, приходится тропить. Но кошки мы не снимали, почти до самого возвращения в лагерь. От домика-укрытия на основном гребне (почти засыпанного снегом) начинается траверс жандармов. На жандармы выходить не надо – придётся спускаться. Нужно ориентироваться на седловину за жандармами. На седловине тоже есть подобное укрытие. Здесь мы перекусываем, пытаясь укрыться от пронизывающего ледяного ветра.

Отсюда же начинается маркированный вешками путь на вершину по конусу. Несмотря на кажущуюся близость вершины, надо распределять силы – ещё остаётся около 900 метров подъёма по высоте. Под ногами плотный фирновый снег с застругами. Иногда они как ступеньки, а иногда слишком велики, и приходится с силой вырубать в застругах промежуточные ступени. Ближе к вершине попадаются фумаролы, вокруг которых снег вытаивает. Отчётливо пахнет серой, что затрудняет восхождение. Но вот и кромка кратера (14:15). Для всех нас это первое восхождение на вулкан!

Смотрим на пробку, закрывающую жерло вулкана. Спускаемся вниз к протаявшим площадкам, серным скоплениям. Под ногами горячая земля (в чём мы убедились, моментально разогрев в кружке воду из снега), но не жарко. Даже наоборот, из-за большой влажности быстро замерзаешь.

В 15:15 начинаем спуск. Это, конечно, быстрее. В 16:15 были на основном гребне у домика, а в 17:40 – уже в лагере.

Для восхождения был использован полный световой день, включая утренние и вечерние сумерки (всего 9 часов). Неглубокий снежный покров упростил задачу, погода была благоприятная для восхождения – морозная, ясная.

От базы можно также совершить восхождение на Корякскую сопку. Для этого нужна приличная подготовка, и техническая, и физическая. Восхождение займёт не менее 14 часов. Желательно с промежуточной ночёвкой на середине гребня (там есть удобная для ночёвки площадка на 2500 м). В основном восхождения совершают по дальнему (если смотреть от базы) гребню, но не тому, который «горбом» (он ещё дальше). Начало подъёма – на одной линии с горой Верблюд, Корякским и ещё одной горушкой.

Корякская сопка была в нашем плане-максимум. Но с учётом усталости за день и небольшого ухудшения погоды, мы восхождение отменили, и решили утром спускаться вниз.

Всю ночь за окнами приюта свистел сильный ветер с гор в долину.

 

 

4.3 Отдых в Петропавловске-Камчатском (4-5 января)

 

Утром такой же сильный ветер. Ветер подгоняет. Нужен некоторый навык, чтобы устоять на ногах. Но зато едешь с ветерком, и даже со свистом! Но это вначале, потом, в лесной зоне, ветер стих. Спуск занял 3 часа (10:20 – 13:10), против 5 часов подъёма.

На том же микроавтобусе переезжаем в Петропавловск, на базу ЦДЮТур, по пути рассматривая город. Здесь встретили Сергея, который с нами на Авачу не ходил. Он успел осмотреть город, и даже полетать на параплане с Мишенной сопки. Немного обжившись, направились осматривать город, и заодно на поиски Камчатского горного клуба, о котором мне рассказала альпинистка Катя на базе «Камчатинтур».

База (ул.Красинцев, 1) расположена в историческом центре города. Рядом с нами все возможные достопримечательности. О них подробно см.в путеводителях по городу. Недалеко, севернее Култучного озера, два катка – крытый и открытый, оба работают допоздна. Далее основная улица Петропавловска забирается на сопки, окружающие Авачинскую бухту.

Сбор в Камчатском горном клубе – по средам в 19:30. Остановка «Силуэт», от перекрёстка на север. Далее на перекрёстках сначала направо, затем налево (150 м). Ищите вход! На 1 этаже клуба расположены раздевалки, дальше клуб с довольно богатой библиотекой, а на 3 этаже – отличный скалодром.

Насмотревшись на схемы восхождений, висящие на стенах клуба, мы твёрдо решили совершить ещё одно восхождение – на вулкан Козельский. Осталось только решить вопрос с транспортом (в т.ч. снегоходом). Координаты снегоходчиков подсказал Иван Бенедык, инструктор клуба.

Выяснив всё, отправляемся пробовать икру. Конечно, попробовать все виды камчатских лососей мы не успели (чавыча, сима, горбуша, кета, кижуч, нерка, мальма, кунджа, речная микижа)... Кстати, чавычу ловят с 10.05 по 01.07, кижуча с 01.09 по 31.09.

 

День 5 января мы полностью посвятили осмотру города. Утром мы выбрались до клуба туристов им.Травина (ул.Бохняка, 10), остановка «АЗС». Хотели застать Лангбурда, и поблагодарить его за большую помощь при планировании маршрута и бронировании баз. Но не застали, только оставили сувениры.

Посетили и рынок на Комсомольской площади («КП»),  где купили разных видов лососей и икры, в т.ч. домой. Выбор большой, но и цены немаленькие: 1 кг икры от 800 (горбуша) до 1200 (кета) рублей.

Посетили лавку сувениров и конечно, столовую. Оставив вещи в гостинице, сходили на Никольскую сопку и берег Авачинской бухты.

Дальше отправились в свободное плавание. Я и Александр Стасевич направились на горнолыжную базу Красная Сопка. До неё ходят автобусы 1 и 22, но можно дойти и пешком. По пути проходим Петропавловскую бухту. Вскоре за Музеем боевой славы (находящемся в плачевном состоянии) – подъём к базе. Пройти мимо невозможно. Стоимость комплекта снаряжения – 200 рублей в час + 50 рублей один подъём. Мы катались два часа.

Поскольку снега в этом году немного, то трассы очень жёсткие. Много сноубордистов. В качестве подъёмника – швабра на двоих. Подъём занимает около 6 минут. Трасса 585 метров с потрясающим видом на Авачинскую бухту. Кажется, что немного разогнавшись, можно улететь прямо в океан! На трассах очень много сноубордистов.

Александр Стасевич именно на Камчатке впервые встал на горные лыжи, и к концу дня чувствовал себя на них вполне уверенно. Поздравляю!

 

 

4.4 Восхождение на Козельский вулкан (6-7 января)

 

И снова мы собираемся в путь. На этот раз 8:00 по темноте выезжаем в сторону океана. В 8:35 мы на месте – около триангуляционного знака сразу за Родыгинским полигоном. За 50 метров до этого знака налево с дороги уходит снегоходный след под Козельский вулкан. Отсюда до вулкана около 8 км.

Нас здесь ждёт Роман из отряда Сестрина Игоря (МЧС). К 9:10 и снегоход, и мы готовы. Начинаем подъём на верёвке за снегоходом. Надо сказать, что это непросто, с учётом того, что много низких веток, поворотов, а выше – ещё и камней и стланика из-за того, что мало снега. Но всё равно через 1 час с небольшим (в 10:20) мы уже у горной хижины Камчатского горного клуба «Кутх» под Козельским. Наше размещение здесь согласовано с клубом.

За снегоход мы отдали 3000 рублей, и ещё 1500 за микроавтобус.

Хижина расположена примерно там, где на приведенной схеме начинается красная пунктирная линия. Наш путь подъёма примерно соответствует тёмно-красной линии (что справа от синей линии).

 

 

Примерно 30 минут у нас занял первый взлёт (до начала синей линии). Ещё одна ходка через несколько оврагов – под начало выхода на гребень, где мы решили надеть кошки (это можно было сделать и раньше, но ещё довольно много камней, не закрытых снегом). Ещё две напряжённые ходки занял подъём до вершинного жандарма. Здесь мы и пообедали (в 14:30).

На жандарм решили не лезть, а компенсировать его проходом по гребню до западной (более высокой вершины). По перилам приспустились (20 метров) с гребня и траверсировали вершинный жандарм до гребня (мы не первые, там была старая петля). Снега довольно много, идти комфортно. Крутизна траверсируемого склона – до 45 градусов.

К 15:20 мы были уже на низшей точке гребня (хорошо видна на схеме). Но в связи с недомоганием одного из участников решаем не продолжать путь до вершины 2176 м, а спускаться вниз по кулуару (между синей и тёмно-красной линией). Путь приемлем только в условиях небольшого снежного покрова (лавины!). Наблюдая восход луны, спускаемся до приюта (в 17:30).

На наш маршрут ушло 7 часов. Ещё 1,5-2 часа нужно прибавить на отработку полного варианта кольца, с вершинной башней Козельского и вершиной 2176 метров. Конечно, нам помогла погода. В сравнении с Авачей, было намного теплее. При яркой солнечной погоде мы любовались прекрасными видами Тихого океана. Таким образом, восхождение, конечно, запомнилось.

А вечером приюте нас ждала жаркая печь, шампанское и непременная икра.

В приюте всё ухожено: в тамбуре много места для вещей, дрова (т.к. вокруг их почти нет). Как положено, есть тетрадь для записей, из которой мы узнали, кто и когда ночевал в этом домике. И мы внесли пару своих строк в эту летопись.

 

Вот и закончилось всё: к сожалению, активная часть нашего пребывания на Камчатке закончилась. Сегодня, 7 января, на Рождество, у нас самолёт обратно, и на него ещё надо успеть. Спускаться до дороги предстоит своим ходом. Поэтому в 4:00 (по Москве - 20:00 предыдущего дня) подъём дежурных, все в 4:30. На завтрак ели кашу и доедали ИКРУ, кетовую, с большим трудом.

В 6:00, по темноте, выходим в обратный путь, и уже 8:00 были у дороги. Пока ждём машину, жжём костёр (первый в 2012 году) и пьём чай. На дворе мороз, но нам он уже не страшен – привыкли!

30 минут заняла дорога до базы, ещё 55 минут – до аэропорта. Но из-за технических причин наш рейс перенесли на следующее утро. Поэтому ещё одну ночь на Камчатке мы провели в гостинице от Аэрофлота. Эту задержку мы восприняли как рождественский подарок: дополнительные сутки пребывания на камчатской земле.

 

Собственно, теперь и мы составили впечатления о Камчатке. Там, где Москва – это «где-то за Уралом». Здесь начинается новый день России, и на каждом шагу новые впечатления и открытия – летом и зимой. Приезжайте на Камчатку!


 

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

 

5.1 Общественное и личное снаряжение

 

Личное снаряжение

  1. Лыжи с полужёсткими креплениями (+ камус или тормозилы) + палки металлические с большими кольцами + ботинки (под лыжные крепления, на шерстяной носок) – всё с отдельном чехле для авиаперевозки не в счёт веса багажа (см. информацию в п.2.2).
  2. Рюкзак, пенка.
  3. Ледоруб, кошки, страховочная система, блокировка 5 м, петля для схватывающего узла, 2 карабина, лавинный шнур.
  4. Фонарик налобный (можно один на двоих).
  5. КЛМН. Спички в гермоупаковке, растопка.
  6. Ходовая одежда (в т.ч. ветрозащитная одежда, куртка – желательно с капюшоном), бахилы (“фонарики”), шапочка, напопник (по желанию).
  7. Тёмные очки (очень желательно).
  8. Бивачная одежда (в т.ч. куртка или пуховка) и обувь (типа кроссовки).
  9. Спальник (для ночёвок в домиках), комплект лёгкой одежды на сон (в т.ч. шапочка) - в герметичной упаковке.
  10. Х/б носки (2-3 пары), шерстяные носки (2 пары), х/б перчатки (1-2 пары), перчатки или варежки ходовые.
  11. Личные лекарства.
  12. Туалетные принадлежности.
  13. Фотоаппараты, видеокамеры (по желанию), часы (лучше с будильником).
  14. Пропуск, паспорт, мед.полис, деньги – в герметичной упаковке.

 

Личное снаряжение + общественное (в пределах 3-4 кг) – п.1 – ручная поклажа = не более 23 кг!!!

 

 

Групповое снаряжение

  1. Верёвка основная 1 x 50 м
  2. Верёвка вспомогательная 1 x 40 м
  3. Мази для лыж
  4. Ледобуры (4 шт), карабины (4 шт)
  5. Спусковое устройство 1 шт
  6. Котелки, горелки, газ (покупали в X-Sport на Комсомольской площади в Петропавловске-Камчатском: перевозка газа воздушным транспортом запрещена, поэтому мы не могли взять его из дома).
  7. Топорик малый
  8. Свечка
  9. Аптечка, крем от загара, помада гигиеническая
  10. Ремнабор (типа иголка-нитка-пуговица).
  11. Набор карт, компас, GPS-навигатор.
  12. Подарок для К.А.Лангбурда и водителя, сувениры для коллег-туристов

 

 

5.2 Стоимость проведения

 

Примерное распределение расходов на путешествие по категориям выглядит следующим образом:

ЖД и авиабилеты

23 761 

Транспорт на месте

3 039 

Питание

3 386 

Проживание

6 781 

ИТОГО

36 967 

 

Подробная раскладка по финансам - на компакт-диске.

Всё получилось достаточно бюджетно, т.к. авиабилеты были куплены нами заранее. Также заранее были решены все вопросы проживания (в Паратунке, на базе «Три вулкана» и базе ЦДЮТур в Петропавловске).

 

 

Вот некоторая информация по ценам, району и вершинам от К.Лангбурда:

 

1. В городе можно забронировать базу по приему туристов, 900 руб. для 1 чел. в двухместном номере.

 

2. Лыжи, конечно нужны: широкие, пластик, окантованные, лучше, если к ним еще и камуса. В прокате их нет, нужно иметь свои.

 

3. Корякская сопка - технически сложная гора и не для этого времени. Подъем на Авачу возможен при условии хорошей хорошей погоды и наличии опыта зимних восхождений. Снега уже сейчас много, есть вероятность схода лавин. На Авачу может уйти полный световой день. Заезжать надо заранее за день до подъема на снегоходах. Цена услуг снегохода в 1 день - 10000 руб. Вам нужно не менее 2-х снегоходов (если на прицепе). До снегоходов доехать нужен автотранспорт - 3000 руб. Ночлег на турприюте под вулканом Авача - 700 руб. для 1 чел. По поводу инструктора - пока неясно.

 

4. Мутновский вулкан - требует времени, затрат на транспорт, снегоходы. До вулкана порядка 150 км. Непонятно до какого места в январе доедет автомашина - вахтовка 6 WD. Стоить будет - 15-20 тыс. в день. Далее на снегоходах до лагеря (или до кордона). На следующий день на лыжах в кратер вулкана Мутновский - 4-6 км. Ночлег в палатках или на кордоне. И день на выезд в Петропавловск-Камчатский. Все это возможно лишь при условии хорошей погоды.

 

 

5.3 Питание в путешествии

 

Завтрак

Обед

Ужин

 

День 1

 

 

 

 

 

 

Каша рисовая б.п.

400

Сало

300

Гречка

400

 

Сыр

200

Шоколад/конфеты

200

Тушенка 1 б.

380

 

Молоко сгущеное 1б.

375

Сухари 12шт.

60

Сухари 12шт.

60

 

Печенье

200

Сухофрукты/орехи

200

Сушки/баранки

200

 

 

 

 

 

Колбаса

200

 

Итого

1175

 

760

 

1240

3175

День 2

 

 

 

 

 

 

Каша геркулесовая б.п.

400

Колбаса

300

Макароны

400

 

Молоко сгущеное 1б.

375

Сухари 12шт.

60

Сухари 12шт.

60

 

Пряники

200

Сухофрукты/орехи

200

Тушенка 1 б.

380

 

Сыр

200

Шоколад/конфеты

200

Сало

200

 

 

 

 

 

Вафли

200

 

Итого

1175

 

760

 

1240

3175

День 3

 

 

 

 

 

 

Каша пшеная б.п.

400

Сало

300

Рис

400

 

Молоко сгущеное 1б.

375

Сухари 12шт.

60

Сухари 12шт.

60

 

Сушки/баранки

200

Сухофрукты/орехи

200

Тушенка 1 б.

380

 

Сыр

200

Шоколад/конфеты

200

Колбаса

200

 

 

 

 

 

Печенье

200

 

Итого

1175

 

760

 

1240

3175

День 4

 

 

 

 

 

 

Каша пшеная б.п.

400

Колбаса

300

Макароны

400

 

Молоко сгущеное 1б.

375

Сухари 12шт.

60

Сухари 12шт.

60

 

Вафли

200

Сухофрукты/орехи

200

Тушенка 1 б.

380

 

Сыр

200

Шоколад/конфеты

200

Сало

200

 

 

 

 

 

Пряники

200

 

Итого

1175

 

760

 

1240

3175

Общее

 

Масло топл.

150

 

 

 

 

 

Кофе

100

 

 

 

 

 

Чай

100

 

 

 

 

 

Специи

50

 

 

 

 

 

Соль

50

 

 

 

 

 

Сахар

500

 

 

 

 

 

Итого

950

 

 

 

 

950

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

10475

 

 

6. ИТОГИ,  ВЫВОДЫ  И  РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Программа путешествия выполнена полностью. Идеальная погода позволила увидеть даже больше, чем было запланировано. В любом случае, планируя свой маршрут, оставляйте запас на непогоду.

Восхождения на Авачинский и Козельские вулканы в зимних условиях достаточно сложны и требуют специальной подготовки.

По снаряжению:

-       личное и общественное снаряжение полностью соответствуют маршруту (всё пригодилось, и не было ничего лишнего);

-       если есть финансовая возможность, то аналогичное путешествие можно совершить без лыж, огранизовав заброску на снегоходах под Авачу и Козельский (без такого громоздкого снаряжения, как лыжи, путешествие будет более комфортным).

По транспорту:

-       транспорт (самолёт, поезд, машину) необходимо заказывать заранее, так надёжнее и дешевле;

-       рекомендуем рассматривать для забросок вариант аренды снегохода.

По предварительной подготовке к походу:

-       необходимо знание основных технических приёмов движения в связках и по перилам, самостраховки ледорубом и т.п.

По медицине:

-       берегите свои лица, пальцы рук, ног от обморожений! На морозном ветру, и, особенно, в условиях со множественными отвлекающими факторами (движении по сложным участкам, при увлеченной работе в группе) обморожения происходят незаметно. Почаще обращайте на внимание них: как на самого себя, так и, в особенности, друг на друга. 

 

Удачных вам походов !!!


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Картографический материал, треки, маршрутные точки

 

В данном приложении приведены обзорные картографические материалы. Подробные карты Камчатки, треки и маршрутные точки содержатся на прилагаемом компакт-диске.

 

Перепад высот-глубин в окрестностях Петропавловска-Камчатского - более 12 км:

 


Практически та же карта (Срединный хребет) в трехмерном виде:

 

 

 

 

Маршруты, пройдённые нами в путешествии по Камчатке

(в карту не попала только Паратунка):

 

 

Красными звёздами показаны вершины.

Жёлтыми звёздами - места ночёвок.

Красными точками - путь.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотоотчёт

 

Тридцать шесть кадров лета, прожитого вместе,

Напечатают в матовых тёплых тонах...

А.Лобанов

 

Большая коллекция фотографий из нашего путешествия по Камчатке собрана на прилагаемом компакт-диске, а также размещена на сайте turizmvnn.ru.

В данном приложении приведены фотографии, поданные в 2012 году на фотоконкурс памяти Александра Степановича Козлова, бывшего в течение многих лет председателем МКК г.Саров, а также опытного туриста, отличного фотографа и просто прекрасного человека, которого мы будем всегда помнить.

 

Город и Вулкан

Фото 1 - Город и Вулкан (автор С.Потапов)

 

В стране сопок

Фото 2 - В стране сопок (автор Т.Олесницкий)

 

Долгий путь к вершине

Фото 3 - Долгий путь к вершине (автор А.Стасевич)

 

Горная тропа 

Фото 4 - Горная  тропа (автор А.Стасевич)

 

 Вершинный гребень вулкана Козельский, вид на Авачу

Фото 5 - Вулканический пейзаж (автор А.Стасевич)

 

 Зима в Авачинской бухте

Фото 6 - Зима в Авачинской бухте (автор С.Потапов)

 

На рейде

Фото 7 - На рейде (автор С.Потапов)


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Альпинистские маршруты восхождений

 

В данном приложении приведены фотокопии части материалов Камчатского горного клуба. За другими материалами и консультациями по альпинистским маршрутам восхождений обращайтесь в клуб:

 

 

 

Вулкан Вилючинский:


 

Вершины Вачкажец и Двузубка:

 

 

 

Вулкан Козельский:

 

 

 

Вулкан Корякский:

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Впечатления о Камчатке (наброски к интервью)

 

В начале 2012 года, в новогодние каникулы сборная команда туристов из Сарова и Нижнего Новгорода путешествовала по Камчатке. Вся команда, в том числе и руководитель Тарас Олесницкий, впервые были в столь дальних краях, и мечтали увидеть всё, что только можно увидеть за неделю, отведённую для путешествия. С руководителем смело отправились за новыми впечатлениями Сергей Потапов и Александр Стасевич из Сарова и Михаил и Ирина Ткач из Нижнего Новгорода. Вашему вниманию предлагается материал Александра Стасевича о путешествии, подготовленный к интервью в газете – не «вылизанный» текст, и поэтому полный живых впечатлений:

 

Впервые побывать реально в этом крае мы собирались летом 2010-го, но тогда этим планам не суждено было осуществиться. Однако мечта посетить этот край у нас осталась. И вот, в конце августа состоялась наша первая сходка, посвященная предстоящей дальней поездке. Тогда был озвучен краткий план нашего пребывания на Камчатке, ориентировочные расходы.

            Для моей решимости посетить этот край земли существенного значения не имели ни план, ни предстоящие расходы. Что касалось расходов – то это дело поправимое, наживное. А зная Тараса как прекрасного организатора уже второй десяток лет во время многочисленных походов с ним, я не сомневался, что иного плана, кроме отличного, с ним быть не может.

Между прочим, с Тарасом я и познакомился на почве Камчатки: я делился с ним электронными письмами, которые получал от одного из дальневосточных организаторов, собирающего группы для походов по Камчатке. Стало быть, о Камчатке мы грезили уже минимум десять лет назад...

Кроме того, мощным стимулом для меня была неизбежная нагрузка к этому путешествию: авиаперелеты туда и обратно. Будучи достаточно серьезно и безнадежно «больным» авиацией, к этому времени я не пользовался воздушным транспортом уже без малого 14 лет; и все мои предыдущие перелеты были раза в три менее продолжительными. Таким образом, учитывая эти обстоятельства, наша поездка на Камчатку была если не подарком судьбы, то около того; и вопроса участвовать или не участвовать в ней, для меня просто не стояло.

            Начало нашего путешествия было отличным. Все участники, здоровые, бодрые и веселые, собрались в нужное время в нужном месте в Москве. Только некоторую озабоченность у меня вызывал вес багажа: всякий раз у меня его набирается больше положенного. Этот раз не стал исключением. Спасибо Сергею, который ехал относительно налегке, – он  взял мой перевес норматива, и нас допустили к посадке.

            Стюардессы, узнав, каким длительным был у меня перерыв после крайнего (в авиации не принято употреблять слово «последний») полета, отнеслись ко мне с особенным вниманием, объясняя, для чего предназначены, и как пользоваться различными приспособлениями, имеющимися в пассажирском сидении. На меня, не привыкшего к такому вниманию к своей персоне, это не могло не произвести впечатления.

            Через несколько секунд после взлета мы оказались в низкой облачности. Вылетали мы вечером, было уже темно, – наблюдать, что за бортом, было невозможно. В это время на экранах в салоне самолета выводились изменяющиеся параметры полета: скорость, высота, забортная температура, и даже маршрут нашего перелета! Для меня, никогда ничего подобного не видевшего, это представляло безусловный интерес. Очень удивило, что траектория нашего полета проходила не по прямой, а по дуге, вдоль берега Северного Ледовитого океана. Однако, уже после возвращения, натянув нитку по глобусу между Москвой и Петропавловском-Камчатским, я мог наглядно убедиться, что путь вдоль линии Воркута-Норильск-Магадан, по которому мы и летели, является самым прямым и коротким.

            Взлет, и особенно посадка, – это самые захватывающие фазы полета. Из нашей группы мне досталось место, самое дальнее от окон: в центре салона. Я хоть и поменялся местом с Ириной, еще до взлета, чтобы ей быть рядом с Михаилом, но до заветного окна иллюминатора оставалось еще одно кресло. Девушка, которая в нем сидела, оказалась гораздо менее увлеченной авиацией, чем я: и во время взлета, и во время посадки она не расставалась с книжкой. Она милостиво уступила мне его, едва мы начали снижение.

            А посмотреть было на что. Была безоблачная погода, наш самолет двигался навстречу солнцу и пересекал Срединный хребет Камчатки. Думаю, что красоту, над которой мы летели, словами передать невозможно, как невозможно изобразить ее, например, костяшками домино. Даже не всякое фото может это… Это надо видеть самому!

            Камчатка встретила нас превосходной погодой. По-летнему, иначе и не скажешь, светило солнце, однако мороз был, как и полагается, зимним. Душа, уставшая от постоянных хмурых декабрьских дней в Сарове, радовалась солнечному свету, как радовалась и вся природа вокруг.

            После размещения в гостинице на Паратунке и купания в горячем бассейне был объявлен тихий час, чтобы к Новому году быть в форме (мы прибыли 31 декабря). Однако я посчитал преступлением спать днем в такую замечательную погоду, сокращая и без того мизерный срок нашего пребывания на Камчатке. Прямо перед окнами гостиницы, едва ли не на расстоянии вытянутой руки, находился невысокий хребет с сопкой, которая просто кричала: «– Идите ко мне!». Сообщив Сергею о своем намерении, я немедленно выдвинулся на восхождение (остальные уже прилежно выполняли указание нашего командира, включая и его самого).

            Однако дойти до цели мне удалось только на следующий день: снега оказалось больше, чем я ожидал (по колено и выше). Поняв, что в темноте на вершине делать будет нечего, я вернулся. А на следующий день мы вышли с Сергеем, и я снова просчитался с контрольным временем возвращения. Пришлось попросить Сергея вернуться в гостиницу с сообщением об увеличении контрольного времени, и я продолжил восхождение один. На вершине я наблюдал великолепный закат, знаменитые камчатские сопки, включая те, которые мы собирались посетить. Итак, мое первое знакомство с местностью Камчатки можно считать состоявшимся!

            На третий день началась активная, она же содержательная, часть нашего пребывания на Камчатке. Нам предстояло выйти к турбазе «Три вулкана», расположенной под сопкой Корякской. С самого начала пути Корякская сопка, казалось, находилась буквально в шаговой доступности, однако идти пришлось около 15 км на лыжах и пешком по дороге, накатанной снегоходной техникой. Значительным, около 700 метров, оказался и набор высоты, хотя дорога не производила впечатления заметно поднимающейся в гору.

            После размещения на турбазе вышли на знакомство с местностью и разведку пути нашего завтрашнего восхождения на сопку Авачинскую, находящуюся немного восточнее сопки Корякской. Мы поднялись на гору (скалу) Верблюд, в совокупности набрав еще метров 400 высоты, а это немало. Со стороны турбазы эта гора не производила впечатления настолько высокой, – такое несоответствие кажущейся высоты и реальной просто поражало. Авачинской сопке, когда мы находились у ее подножия, визуально тоже никак нельзя было дать 2 километра. Однако цифры – вещь упрямая: высота Авачинской сопки – 2741м над уровнем моря, подножие – 860; разница – 1881м, т.е., без малого 2 км.

            На следующий день, еще затемно, освещая себе дорогу фонариками, мы начали подъем на сопку Авачинскую, ради которой, по большому счету, мы и прибыли на Камчатку. Технически подъем не был сложным: двигались по некрутому снежно-каменистому склону и ребру; из альпинистского снаряжения понадобились только кошки и ледоруб. На рассвете на всех произвела впечатление тень Авачинской сопки, которая легла на склон Корякской: природа-архитектор разместила эти две сопки и утреннее солнце на одной линии.

На финальном участке подъема на сопку усилился ветер, из-за холода стали быстро «садиться» батарейки у фотоаппарата. Он начал замирать в открытом состоянии (приходилось греть батарейки, прижимая их к своему сердцу, после чего фотоаппарат мог работать минуту-две).

            На вершине сопки к имеющимся проблемам фотосъемки добавилось запотевание объектива от испарений вулкана. Несмотря на мороз, на вершине был участок, на котором начисто отсутствовал снег. Как оказалось, земля на нем была теплой, – вулкан продолжал худо-бедно действовать, и выпадавший снег там не залеживался. Для пущей убедительности мы набрали снега в свои кружки и прикопали их в этой земле. Пока мы гуляли по вершине сопки, снег растаял, и вода в кружках оказалась очень даже теплой, это была неплохая добавка к чаю, который мы брали на восхождение, и который давно закончился. Ничего подобного никто из нас до сих пор не наблюдал.

            Еще когда мы были на вершине, погода стала ухудшаться: появилась облачность, причем, одновременно со всех сторон. Однако мы успели благополучно засветло спуститься, довольные и счастливые. А поднялись мы в этот день на своих ногах на 1881 м и спустились обратно. Сколько это будет в этажах?

            От восхождения на Корякскую сопку, которое было в нашем плане сверхмаксимуме, пришлось отказаться. В такую погоду, которая была ночью и продолжилась на следующий день, восхождения не совершают. Зато этот ветер, дующий в сторону Елизово, был для нас попутным, когда мы на лыжах спускались той же дорогой, которой поднимались позавчера. С ветерком мы спустились вдвое быстрее, чем поднялись.

            В Петропавловске-Камчатском на нас произвели впечатление скалы на берегу Авачинской бухты, рядом с нашей базой, уже третьей по счету, – вот где раздолье для тренирующихся альпинистов! Здесь вам и чистые скалы, и снежные, и ледовые склоны природного происхождения, разной сложности и в больших количествах.

Для меня явилось полной неожиданностью, что Петр и Павел – небесные покровители Петропавловска-Камчатского, когда, прогуливаясь, мы случайно не оказались у памятника этим святым, – вот откуда появилось название этого города. Вот так иногда слова, известные с детства и, которые, казалось бы, заученные до дыр, открывают свое истинное значение.

            Здесь, благодаря Тарасу, я впервые в жизни встал на горные лыжи. Он преподал мне уроки «вождения», и я несколько раз сносно спустился по непростой горнолыжной трассе. Поначалу, не скрою, мне казалось, что одного спуска мне хватит на всю оставшуюся жизнь, – настолько крутой она мне показалась, – будто стоишь не на вершине сопки, а на торце высокого столба; да и куртка, явно не предназначенная для горных лыж, сковывала движения. Я действительно пару раз неплохо приложился к земле. Однако, освоив азы этого нового для себя вида спорта и «перепрограммировав» свой вестибулярный аппарат, я иной раз специально выбирал участки покруче для закрепления полученных навыков. Исчезло сковывающее чувство стойки на столбе, заменившись восторгом от того, что ты контролируешь, управляешь своим спуском.

            Эти навыки мне пригодились, когда на следующий день мы выдвинулись на сопку Козельскую, к которой нас буксировал снегоход по лесной дороге. Водитель снегохода отметил, что обычно люди, которых ему приходилось буксировать, падают чаще. Погода снова радовала, она была все такой же солнечной и безветренной.

            Сопка Козельская – это третий вулкан после Корякского и Авачинского. Они называются «домашними», т.к. находятся рядом с Петропавловском-Камчатским. Оставив свои вещи в балоке (хижине) Камчатского альпинистского клуба мы, не теряя ни минуты, вышли на восхождение. По высоте Козельская сопка гораздо ниже Авачинской, однако стартовая высота у нее тоже ниже. Тем не менее, технически восхождение на Козельскую сопку считается более сложным: помимо кошек и ледоруба здесь требуется работа в связках, использование перил и спусковых устройств.

            После спуска мы переночевали в балоке и ранним утром двинулись на лыжах к автотрассе по следу снегохода, который нас доставил сюда. Окончательно собравшись в гостинице, и не успев даже посмотреть на себя в зеркало и стереть остатки «боевого грима», – противозагарного крема, – нанесенного при восхождении на Козельскую сопку, выехали в путь обратный, в аэропорт.

Наше пребывание на Камчатке близилось к завершению, оно исчислялось уже минутами. Однако сегодня на Рождество (7 января) судьба подарила нам еще целый день, когда вместо того, чтобы объявить посадку, наш рейс по техническим причинам отложили до утра следующего дня. На мой взгляд, судьба решила правильно: поездки в такие края, как Камчатка, не должны быть такими краткосрочными. Ночевали в трехзвездочном отеле, без лишних слов предоставленном нашей авиакомпанией; это была уже пятая наша база.

            На обратном перелете у нас было одно законное место у окна; мои товарищи единодушно уступили его мне, чему я, безусловно, был рад. Погода тоже способствовала насладиться полетом сполна: облачно было только на завершающей трети пути, да и та подарила свои прелести. Было хорошо видно Магадан, огни Норильска в сумерках полярной ночи. Сильное впечатление произвели реки Лена и Енисей. Из-за изгибов своих бесчисленных стариц, эти великие сибирские реки были похожи на  распущенные косы русских красавиц. Утреннее солнце, вначале и так низко висевшее над горизонтом, по мере нашего перемещения на север опускалось еще ниже и ниже, пока не скрылось совсем: зайдя за северный полярный круг, мы погрузились в полярную ночь. После заката, двигаясь в юго-западном направлении во второй половине нашего перелета, мы наблюдали такой же своеобразный восход солнца. Облачность на горизонте и розовый рассвет создавали совершенно фантастические изображения.

Находясь позади двигателя, я наблюдал зарождение дымового следа, всего в трех-пяти метрах от него. На самом деле то, что мы видим как дымовой след, тянущийся за самолетом, это не просто дым, а микрокристаллы льда, сконденсировавшиеся из влаги воздуха и сгоревшего топлива на частицах его сажи. За эти несколько метров, преодолеваемых всего за пару сотых долей секунды (учитывая скорость самолета), эти продукты горения успевали остыть, начать обрастать кристаллами и стать видимыми. А мороз за бортом был действительно чудовищным: -74oC!

            В Москве за время нашего отсутствия, погода не изменилась: как вылетали из низкой облачности, так в нее же и вернулись, – все осталось, как и прежде. От нашего путешествия на Камчатку остались только впечатления, фотографии и видео. И, конечно же, надежда, что когда-нибудь мы снова посетим этот чудесный уголок нашей планеты.

30.12.11-08.01.12

 Стасевич А.А.

 

P.S.: Информация о путешествии и фотоальбом также размещены на сайте turizmvnn.ru


 

В присоединенном файле отчет в формате .doc (3,55 Мб)


Скачать файл

Дополнительная информация
Руководитель:Олесницкий Т.А.
Участники:Потапов С.В., Стасевич А.А., Ткач М.Е., Ткач И.А.
Дата размещения:22.08.2012
Уровень доступа:Всем пользователям
Материалы, связанные с отчётом
Статистика
Суммарный рейтинг:35
Средний рейтинг:5
Проголосовало:7
Просмотры:4967
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии