Отчет: Дорогуча, май 2013

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Водный
Сроки: 01.05.2013 - 04.05.2013
Водный поход по реке Дорогуча от Кузьмияра, Нижегородская обл., до д. Удельная на Волге, Марий-Эл.

Прошли Дорогучу от Кузьмияра (дорога от старой лесопилки через мусорку  на северовосток) до Волги (выброска с дамбы в деревне Удельная). Шли тремя экипажами – Щука-1, Щука-3, Таймень-3, всего 5 человек.

В Кузьмияре пытались узнать у местных как подъехать к реке, чтобы не залазить в самые верховья. Удалось разведать дорогу на местном  УАЗике. Водитель сильно удивился, что мы без бензопилы сказав, что мы или больные или мазохисты. От Кузьмияра до реки доехать на Фиате Дукато не удалось, получилась пешка около 1 км. Уже с места стапеля был виден наш первый завал. Бензопилу, как уже сказано, не брали, посчитали это неспортивно, зато набрали рыбацких прибамбасов и прочего ненужного барахла.  Вообще о реке знали не много, в основном из отчетов на форуме. Знали, что есть завалы, много деревьев в русле. Никогда раньше по таким рекам не ходили. Максимум это Кеза-Линда по осени. Мы думали что Дорогуча что-то типа того. Напрасно…

Старт был в полдень. Гребанули со старта раза 3-4, а дальше  в основном подруливали и толкались веслами от деревьев. Экипаж Щуки-3 – Штурмгруппа: адмирал (автор данного отчета) в комбинезоне химзащиты, вице адмирал - болотных сапогах, с садовой пилой, цепной пилой и топором впереди, остальные туристы в резиновых сапожках сзади. В первый день смогли пройти около 10 км, завалов просто не считанное количество, уровень воды ниже на полметра от максимального (судя по следам на берегах). Встали на стоянку на высоком правом берегу ближе к девяти вечера. Количество пройденных километров насторожило, но всегда хочется верить в лучшее…

Второй день начался хорошо, до моста в районе оз. Безрыбного из лодок не выходили, проходили редкие завалы с воды. Но было ощущение, что нас куда-то заманивают. И действительно, вскоре начался сплошной бурелом. Завалы в основном обносили, обносам предстояла разведка, иногда длительная. Самый большой обнос порядка 100 метров. Тем временем местность становилась все болотистей, течение быстрее, количество деревьев в русле не уменьшалось. Вечерело, а мы подходили к Дедушкину болоту, кругом был горелый березняк, берегов, как таковых, не было. На стоянку посчастливилось встать в половине девятого вечера, на единственном холме, между руслом и болотом. Это было счастье! Эмоции через край, хотя прошли не многим больше чем в первый день. Судя по отчетам, следующий день должен был быть переломным, количество завалов становиться меньше. Ожидание этой халявы грело душу. НО почему-то было не спокойно. Все указывало на то, что завтра будет продолжение этого ада. Захотелось домой, к жене…

Опасения подтвердились сразу, за первым поворотом  от приютившего нас холма. Река, жестко вцепившаяся в нас еще в первый день, не отпускала практически до Кордона  Сестры. Скорость течения увеличилась, маневры давались с большим трудом. Река вошла в берега, завалов становилось меньше. Расслабившись, окончательно поверив, что все самое страшное уже позади, сразу после обеда на Кордоне Сестры, где мы позволили себе излишнюю вальяжность, мы уткнулись в завал протяженностью около 100 метров. Река как бы говорила – рано расслабились парни! Давайте обносите! А дальше было проще, да и сноровки уже прибавилась, а у штурмгруппы еще не сели «аккумуляторы». Деревья в русле появлялись с постоянной  периодичностью. Много времени потеряли под мостом после д. Дорогуча, пока расчистили проход. На стоянку встали по графику - на заходе солнца, около девяти вечера, в километре за  газопроводом. Оптимизм второго дня сменился озабоченностью и опасением. По самым скромным подсчетам оставалось пройти не менее 50 км до ближайшего населенного пункта – д. Удельная. Говорить о том, чтобы закончить маршрут в Юрино, где нас должен ждать транспорт 4 мая  в 16.00 уже не приходилось. Осталось только связаться с водителем, и объяснить что к чему. Но связи не было никакой, начиная с первого дня. С пониманием того, что расслабиться, половить рыбы, спокойно  посозерцать  природу уже не получится, мы решили лечь пораньше, чтобы встать пораньше. Домой хотелось еще сильнее…

Как мы не старались встать на воду раньше 8 утра так и не получилось. Тупо грябалки тоже не получилось, деревья  перегораживающие русло попадались минимум раз в час. Как не старались быстрее 5 км/час идти не выходило. Течение вроде было хорошее, но постоянные повороты и препятствия в виде коряг и расчесок разогнаться не давали. А штурмгруппа, надеявшаяся разоблачиться от опостылевшей резины, так до конца и шла при полной амуниции. Сильно тормознул разрушенный мост в районе ур. Заведение. Дальше начали «садиться аккумуляторы» почти у всей команды.  Режим последних трех дней – 12 часов на реке, 5-6 часов сна давал о себе знать. Перекус, организованный в районе пересечения с ЛЭП,  немного «подзарядил» команду и был проведен в рекордные 15 минут.

От моста в ур. Каменские бараки удалось дозвониться до водителя, который уже стоял на дамбе в Юрино. С трудом объяснились, чтобы ждал нас в д. Удельная. Респект нашему водителю Алексею, который ждал нас в итоге почти 5 часов. После того как с транспортом вопрос разрешился, стало спокойнее, открылось второе дыхание. До устья просто долетели, а дальше течение кончилось, а выхода в Волгу не просматривалось. Прилично поплутав, все таки вышли в Чебоксарское водохранилище. Экипаж Тайменя, наша груженая баржа, начал отставать, ветер был встречный, течения не было, силы были на исходе. В итоге 12 км по Волжским разливам не смогли нас добить и в 19.30 мы вышли на дамбе в д. Удельная. В последний день было пройдено 59 км, пройден серьезный завал у моста в районе ур. Заведение, пропилено более  10 завалов с воды.

Выводы: удалось пройти Дорогучу без бензопилы, экипажами, не имеющими опыта завальных рек, большинство не имеют опыта прохождения более 50 км в день даже по «гладким» рекам. Из всего специального снаряжения было: комбез химзащиты, болотники, пила садовая, пила цепная, топор. НО! Есть много моментов, в которых нам просто повезло. Начиная с того что нас пошло пятеро, шестой отказался буквально за день до похода, иначе у нас был бы еще один каркасник – «Салют», думаю это сильно осложнило бы нам жизнь. Нам сильно повезло, что мы ни разу не пропоролись и не сломали Таймень. Повезло со стоянкой в Дедушкином болоте, иначе спали бы в лодках. Повезло, что смогли дозвониться до водителя, очень повезло с самим водителем! Повезло, что достаточно быстро вышли из Дорогучи в Волгу. Повезло, что встречный ветер на Волге не был шквальным как за день до этого на Дорогуче, когда деревья падали при нас в 10-20 метрах.

Вот так «отдохнули»  на Дорогуче на майские.