Отчет: Водный поход 6 к.с. по реке Кекемерен

Информация об авторе
Н.Новгород
Дата регистрации: 06.12.2010 16:35:28
Предыдущий визит: 25.10.2016 12:13:24

Автор: 
Регион:Тянь-Шань
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 6
Сроки: 11.09.2015 - 28.08.2015

ОТЧЕТ
о водном туристском походе
шестой категории сложности по Тянь-Шаню,

совершённом группой туристов г. Нижнего Новгорода
в период с 11 сентября  по 28 сентября 2015 года.

 

 

 

Маршрутная книжка №31/15
Руководитель группы Максимов Александр Анатольевич

 

 

 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю _____категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке ____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Нижний Новгород

  2015 г

 

 

 

 

Содержание

1. Справочные сведения о походе.

1.1. Проводящая организация.

1.2. Место проведения.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

1.4. Подробная нитка маршрута.

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

1.6.  Список группы.

1.7. Адрес хранения отчета.

2. Общегеографическая и туристская характеристика района.

2.1. Географическое положение и туристские особенности района.

2.2. Варианты подъезда и отъезда.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

2.4. Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков.

3. Организация и проведение похода.

3.1. Цели и задачи маршрута. Подготовка, выбор маршрута. Тактические идеи, новизна.

3.2. Изменение маршрута и их причины.

3.3. Развернутый график движения.

3.4. Обеспечение безопасности на маршруте

4. Техническое описание маршрута.

5. Погода в период похода

6. Стоимость питания, транспортные расходы.

7. Итоги похода, выводы, рекомендации и впечатления по совершенному путешествию.

8. Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

 

1.1 Проводящая организация – общественная организация Нижегородский областной туристский клуб

1.2  Место проведения – Тянь-Шань (Киргизия)

1.3  Общие справочные сведения о маршруте

1.3.1 Вид туризма - водный.
1.3.2 Категория сложности –
6.

1.3.3 Количество участников –8 человек
1.3.4 Суда:
 а)  катамаран - четверка  - 1 шт.
 б)  катамаран - двойка - 2 шт.

1.3.5 Продолжительность:

подъезды и отъезды:

поезд 3 (туда) + 3 (обратно) дня,

а/машина  0,5 (заброска) + 1 (выброска с заездом на Иссык-Куль) дня,
 строительство 0,5 дня,
 сплав по р. Кекемерен  9 дней,

 общая  18  дней

1.3.6 Сроки проведения: с 11.09.2015 по 28.09.2015

 

1.4 Нитка маршрута:

г. Н. Новгород – ст. Рузаевка (автомобиль) -  г. Бишкек (поезд)–р. Кекемерен (автомобиль) – п.Балыкчи (Иссык-Куль) - г.Бишкек (автомобиль) – ст. Рузаевка (поезд) - г. Н. Новгород (автомобиль).

 

1.5  Определяющие препятствия маршрута:

Пороги: Лестница, Тура-Гоин-2

 

1.6  Список группы:

1

 

Максимов Александр Анатольевич

1965

К-2.1

2

 

Караштин Евгений Анатольевич

1986

К-2.1

3

 

Настин Александр Васильевич

1963

К-4.1

4

 

Ахлестин Дмитрий Владимирович

1985

К-4.1

5

 

Настина Татьяна Михайловна

1964

К-4.1

6

 

Максимов Артём Александрович

1996

К-4.1

7

 

Крыжатюк Богдан Валентинович

1978

К-2.2

8

 

Реутова Мария Николаевна

1969

К-2.2

 

1.7 Поход рассмотрен в маршрутно – квалификационной комиссии Нижегородского областного туристского клуба

 

 

 

 

2. ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА

 

2.1 Географическое положение и туристские особенности района

2.1.1 Тянь-Шань – Горная система в Средней и Центральной Азии, в основном в Киргизии. Кекемерен - один из крупных правых притоков Нарына (бассейн р. Сырдарья, самая крупная река Кыргызстана), образуется слиянием Сусамыра (справа) и Западного Каракола (слева). Нарын и её притоки по классификации В.Л.Шульца относятся к рекам снегово-ледникового питания с половодьем в летнее время. Начало половодья - конец мая, конец - в начале сентября.

 

 Географические и гидрологические характеристики (по данным справочника "Ресурсы поверхностных вод СССР")

 Название реки

номер гидропункта по справочнику

Длина реки от истока км

Уклоны м/км

Характеристики водосбора

Среднемесячные расходы
куб. м / c

Месяцы

Средний

Средневзвешенный

Площадь  кв. км

Нивальная зона %

6

7

8

9

10

Кёкёмерен

53

147

14

9,7

8440

менее 1

223

178

106

63

47

 

 

2.2 Варианты подъезда и отъезда Часть группы добиралась до г.Бишкек на самолёте. Транспорт до реки заказывали заранее. В интернете можно найти массу вариантов.

На реке познакомились с водителем (зовут Асек, его номер +996 555 378 825, буханка 7 мест (8 человек берёт), расценки на 2015 год: 2000 сом/день + бензин.), предложившим более дешёвый вариант. С его помощью выбрасывались через Иссык-Куль.

Выброска может осуществляться по дороге заезда, этот путь короче.

 

2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

2.3.1 Р.Кекемерен: дорога почти на всем протяжении реки. Сотовая связь работает в районе п. Кожомкул (до моста перед порогом Мост), Кызыл-Ой (мы связь поймать не смогли, работают, вероятно, какие-то местные операторы), Арал.

2.3.3 Запасные варианты маршрута - нет.

 

2.4 Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков. Пограничных зон, заповедников по маршруту нет. Пропуска не получали.

 

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА

 

3.1 Цели и задачи маршрута

Основная идея – организовать, провести поход-тренировку-школу на порогах 4-5-6 кс. Для отработки правильной гребли, понимания - какую часть струи занять, какой угол выбрать, что лучше обойти и как обойти… Обычно такие вещи нарабатываются, осознаются с опытом, с многократным прохождением порогов и анализом своих действий.

Планировалось постоять на порогах, пройти их по нескольку раз разными линиями движения, м.б. на разных катах, с хорошей страховкой, с отснятием фото и видеоматериала и последующим анализом.

Перед походом было проведено несколько организационных собраний, проводились тренировки на ровной воде, члены группы участвовали в различных походах и соревнованиях.

Групповое снаряжение, а также часть личного собирали по друзьям. Дорогу и питание в походе, а также прочие расходы каждый участник оплачивал сам.

 

3.2 Изменение маршрута и их причины

Изменения маршрута: незначительные, обусловленные реалиями похода. Кое-где сместились места ночевок – так для нас было логичнее реализовывать идею похода.

 

3.3 График движения

3.3.1 Планируемый

 

дата

день

н.п.

вр. отпр

к.п.

вр. приб.

вр. В пути

км

примечание

11.09

пт

Н.Н.

Рузаевка

3-20

9-55

Рузаевка

6-10

2-50

311

Машина

поезд № 18

12.09

сб

 

 

 

 

 

 

 

13.09

вс

 

 

 

 

 

 

 

14.09

пн

 

 

Бишкек

2-00

2д 16

3113

поезд № 28

 

 

Бишкек

 

Кекемерен

 

 

182

Маш/стапель

15.09

вт

м.ночёвки

 

п.Прорыв

 

 

2

сплав

16.09

ср

п.Прорыв

 

п.Слив

 

 

3,3

сплав

17.09

чт

п.Слив

 

п.Лестница

 

 

1,6

сплав

18.09

пт

п.Лестница

 

п. Кашкасу

 

 

22,6

сплав

19.09

сб

п. Кашкасу

 

п.Тура-Гоин1

 

 

4,2

сплав

20.09

 

вс

п.Тура-Гоин1

 

п.Тура-Гоин1

 

 

0

сплав

 

21.09

пн

п.Тура-Гоин1

 

п.Тура-Гоин2

 

 

2

сплав

22.09

вт

п.Тура-Гоин2

 

п.Арал

 

 

17

 

сплав

23.09

ср

 

 

 

 

 

 

зап.день

24.09

чт

п.Арал

 

Бишкек

 

 

230

а/маш

25.09

 

Пт

 

Иссык-Куль

Бишкек

 13-04

Бишкек

 

 

 

 

а/маш

поезд №17

26.09

сб

 

 

 

 

 

 

 

27.09

вс

 

 

 

 

 

 

 

28.09

пн

Рузаевка

 7-30

Рузаевка

НН

 5-40

10-30

 2д16ч36

 

Поезд №17

а/маш

 

 

3.3.2 Реальный*

дата

день

н.п.

вр. отпр

к.п.

вр. приб.

вр. В пути

км

примечание

11.09

пт

 Н.Н.

Рузаевка

3-20

9-55

Рузаевка

6-10

2-50

311

Машина

поезд № 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.09

сб

 

 

 

 

 

 

 

13.09

вс

 

 

 

 

 

 

 

14.09

пн

 

 

Бишкек

2-00

2д 16

3113

поезд № 28

 

 

Бишкек

 

Кекемерен

 

 

182

Маш/стапель

15.09

вт

М.ночёвки

 

П.1*

 

 

1

сплав

16.09

ср

П.1*

 

п.Прорыв

 

 

2

сплав

17.09

чт

п.Прорыв

 

п.Слив

 

 

1,1

сплав

18.09

пт

п.Слив

 

п.Лестница

 

 

2,7

сплав

19.09

сб

п.Лестница

 

1,3км ниже п.Лестница

 

 

1

сплав

20.09

 

вс

М.ночёвки

 

пос.Кызыл-Ой

 

 

15

сплав

 

21.09

пн

П.Кызыл-Ой

 

п.19

 

 

9

сплав

22.09

вт

П.19

 

п.Тура-Гоин1

 

 

1,6

 

сплав

23.09

ср

 П.Тура-Гоин1

 

Между п.Т-Г 2 и пос.Арал

 

 

5

 сплав

24.09

чт

П.Арал

 11-30

Иссык-Куль

 

 

 

а/маш

25.09

 

Пт

 

Иссык-Куль

Бишкек

 13-04

Бишкек

 

 

 

 

а/маш

поезд №17

26.09

сб

 

 

 

 

 

 

 

27.09

вс

 

 

 

 

 

 

 

28.09

пн

Рузаевка

 7-30

Рузаевка

НН

 5-40

10-30

 2д16ч36

 

Поезд №17

а/маш

39 км.

 

*График заезда-выезда на поезде.

 

 

3.4 Обеспечение безопасности на маршруте

    Основы безопасности прохождения маршрута были заложены в тщательной подготовке похода, испытанной конструкции судов и личном снаряжении.

    Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого спасжилета, каски и гидрокостюма.
 При сплаве применялись:

       - Осмотр и разведка сложных порогов
        - Взаимная страховка судов во время сплава
        - Страховка с берега и воды на сложных участках реки
 

 

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

 

Описание удачного похода читать неинтересно. И это хорошо.

 

При подготовке похода с использованием чужих отчётов, меня в первую очередь интересуют варианты и продолжительность заброски-выброски, взаимоотношение с властями, ориентиры и сложность порогов, примечательные места в окрестностях маршрута, стоимость мероприятия. Исходя из этих приоритетов и составлен наш отчёт.

 

порог №

кс

длина,м

м от предыдущего

ориентир

1*

3-4

100

 

 

1

3-4

250

1000

справа виден распадок притока

2 Прорыв

600

40

Чалка сразу после п.1. Справа видна терраса ПБ.

3 Слив

870

150м быстротока

 После Прорыва – на ЛБ – терраса, на ЛП начинается порог

4

550

50

2-я терраса на ЛБ. Впереди долина ЛП (осенью сухого). 

5 Мост

300

100

мост

6 Ихтиозавр

100

30

 

7 Лестница

800

400м шиверы +70м ровной воды

ПП, затем ЛП и чалка перед порогом

8

5

600

4200

Ручей справа.  Красивая роща из пирамидальных тополей на высокой террасе ПБ.

9 Моби-дик

600

80

 Красивая роща из пирамидальных тополей на высокой террасе ПБ.

10,11,12

 

 

 

уч от 1 каньона до 2 каньона 16км; п.12 в пос. Кызыл-ой

13

 5

270

?

 

14 Кашкасу

250

100

огромный красноватый расколотый надвое камень.  ППр - ручей Кашкасу

15 - 18

1900

30

 

19

300

150

 

20 Тура-гоин-1

200

1600

статуя горного козла на ПБ, Роща на ПБ. ППр – ручей, поросший деревьями.

21Тура-гоин-2

1200

400

 

22 -26

 4

 1500

90

 

 

Реку Кёкёмерен, образующуюся от слияния рек Западный Каракол и Сусамыр, обычно разбивают на несколько участков:

1. Начальный участок - от слияния р.Зап.Каракол и р.Сусамыр до "Верхнего ущелья". Длина около 6км.

2. “Верхнее ущелье” - длина около 5 км, уклон около 18м/км, начинается от порога "Прорыв"(5С), затем идут пороги "Слив"(5С), "Мост"(5В), "Ихтиозавр"(5А), "Лестница"(6В).

3. Простой участок реки длиной 6-7 км.

4. “Первый каньон” - п.8 и п.9 “Моби-Дик”(5С). Длина около 1км.

5. Участок реки длиной 16 км, уклон 4,7 м/км. На нем три препятствия - п.10-12. Последнее находится в п.Кызыл-Ой.

6. “Второй каньон" - длина около 5 км, уклон до 16 м/км. Основные препятствия - “Кашкасу” (5С), протяженный непрерывный участок п.15-19(5С). В среднюю и выше воду - очень непростой (до ).

7. Несложный участок реки длиной 2 км.

8. “Третий каньон” - длина около 4 км, уклон до 19 м/км. Начинается с правого притока - р.Тура-Гоин. Здесь находятся пор. "Тура-Гоин-1"(5В) и самое сложное препятствие Кёкёмерена - пор. "Тура-Гоин-2"(6В).

9. Простой участок длиной 45 км, уклон 4.7 м/км. Имеется лишь два не очень сложных препятствия. На этом участке находятся поселки Арал и Орнок.

10. “Нижнее ущелье” (“Четвертый каньон”). Из общей длины “Четвертого каньона” 35-37 км каскад порогов занимает около 25 км. Самые сложные на участке - два безымянных препятствия и к.сл.

 

Начальный участок сейчас вряд ли кто ходит, каньонов на реке нет. Поэтому нам, по характеру реки и порогов, более логичным кажется разделение Кекемерена на четыре участка:

- п.1 - п.Лестница(7). Пороги идут практически без разрывов. Участок недлинный. Можно просмотреть его до конца, наметив места чалок, стоянок, тактику прохождения связок порогов.

- п.8-13. Длинный участок попроще. Главное не влететь в п.8 и п. 9 Моби-Дик.

- п.Кашкасу (14) - п. 26. Второй участок порогов, идущих практически без разрывов. Также можно просмотреть его до конца, наметив места чалок, стоянок, тактику прохождения связок порогов.

- п.27 – до конца дороги вдоль Кекемерена. С пуском Камбаратинской ГЭС возможность сплава по Нарыну до ГЭС надо исследовать дополнительно.

Участок ниже п.Арал нами не проходился. Участок протяжённый, но интересных порогов там не много, не имело смысла накручивать километры.

Пороги немного перераспределены под наше вИдение на основе лоции из отчета Верхотурова.

Описание порогов, способ их прохождения сознательно не даём, так как отчёт пишется не только для рассмотрения в МКК, но и для последующих групп. Только категорию, длину, ориентиры начала порога или расстояние от предыдущего. Считаем, что пороги сильно меняются в зависимости от уровня воды, главное – знать где они находятся, ориентиры и вовремя зачалиться. И каждая группа сама должна решать, останавливаться ли перед очередным порогом, каким вариантом проходить, где и какую ставить страховку по результатам личного просмотра порога, исходя из особенностей и качества группы.

 

10.09 -14.09.15

При подготовке решили, что каждый сам определяет каким образом ему добираться до Бишкека. В результате Максимов Александр, Караштин Евгений, Максимов Артём отправились на поезде. Выехали на машине Евгения в Рузаевку » 3-30 11.09.15. Остальные летели самолётом через Москву, но разными рейсами и даже в разные дни. Крыжатюк Богдан и Реутова Мария решили вылететь пораньше (11.09.15) и погулять по Тянь-Шаню. 

Сбор назначен по последнему приехавшему на жд вокзале в Бишкеке. Это были поездники.   Ночью, в 02.00 по Москве (здесь и далее время московское) мы приехали на станцию Бишкек-2 на поезде №018, где нас уже ждал микроавтобус. Погрузились, поехали менять деньги, закупать продукты (так как большинство летели самолётом, а значит были ограничены в весе, продукты решили закупать в Бишкеке). Это заняло у нас часа 3.

Перевалив через перевал Тюашу, остановились пообедать в придорожной столовой. На реку приехали в 10-00.  Поставили лагерь, сразу принялись за сборку судов. До вечера управились.  

 

15.09.15

  С утра не торопясь собирались, укладывались. Выплыли около 12-30. Прошли 700м. Нашли порожек.  Прошли его с вещами, за ним поставили лагерь. Посчитали, что на нём надо скататься (этой командой мы ни разу не ходили, только экипаж Крыжатюк – Реутова имел опыт совместного сплава), посмотреть, что получается, а что – нет. Каждый катамаран по нескольку раз прошёл порог. Сразу выявились огрехи в гребле, технике водного туризма. Поскольку порог несложный, работа над ошибками прошла успешно: не было экстремальных ситуаций, человек мог контролировать свои действия, не совершать ошибок (в экстремальной ситуации человек начинает действовать так, как научился в течение долгого времени и часто это – отрицательный опыт). Был наработан положительный опыт. В дальнейшем ошибок было значительно меньше.

(№, название порога/ сложность/ длина/ ориентир/ расстояние от предыдущего порога)

п. 1*. /Несложный/Длина 100м/ - / -/.

 

16.09.15

Собрались значительно быстрее, чем накануне. До п.1 – 1км ровно. Прошли его как-то незаметно, хотя в лоциях он выделен отдельно, п. 1*- нет. Зачалились на ПБ перед п.Прорыв. Просмотрели его по ПБ, решили, что он также достоин многократного прохождения, но для этого лучше переправится на ЛБ. Заноситься удобнее по дороге, а не по зарослям ПБ.  Проходили со страховкой основную часть длиной 350м по нескольку раз. Ниже, на протяжении 250м порог продолжается без перерыва, какого-либо участка ровной воды, хоть и становится значительно проще. По предыдущим лоциям его длина указана 1300м. Но в районе большой террасы на левом берегу есть участок ровной воды, мы решили ограничить Прорыв именно этим участком, увеличив длину Слива. В этом случае он становится не таким длинным, есть хороший ориентир начала следующего порога – терраса на левом берегу, на террасе – хорошее место для стоянки.

 

п.1/ Несложный порог/ Длина 250 м/Справа виден распадок притока/ - /.

п.2. “Прорыв”/ (5С)/Длина 350 м/ Справа видна терраса ПБ./Между п.1 и 2- 40 м ровной воды.

 

К-4 в верхней части п. Прорыв

 

 

К-2.2 в п.Прорыв

 

К-2.1 в п.Прорыв

Обкатав основную часть Прорыва, оставили катамараны в месте чалки и пошли на стоянку на террасе.

 

17.09.15

С утра ещё раз прошли п.Прорыв до места ночёвки. Погрузились и пошли ниже в режиме б.р. (никто кроме руководителя не просматривал порог накануне). Решение принято сознательно, для тренировки прохождения сложных порогов с наплыва.

п. 3. Порог “Слив”/ (5С)/Длина 870м/ -/ Между п.2 и 3 - 150 м быстротока.

 

Слив

 

К-2.1 п.Слив прошёл без страховки и встал на страховку после порога. К-4 после Слива зачалился на ПБ (нерабочий).  Договорились, что они пойдут п.4 после установки береговой страховки. Что и было реализовано. Двойки п.4 прошли со страховкой с воды катамараном-четвёркой.

п. 4/ (5В)/Длина 550м/ -/Между п.3 и 4 - 50м ровной воды.

Поискали место для ночёвки в районе п.5 – 6. Ничего приемлемого не нашли. Решили оставить этот участок на следующий день с многократным прохождением п.Мост, а встать между порогами Слив и п.4.

 

18.09.15

Несколькими вариантами прошли п.Мост. При прохождении правым вариантом на К-4 вместо Настиной шёл Караштин, левым шёл штатный экипаж К-4.

 

К-4. Прохождение п.Мост левым вариантом

 

К-4 в п.Мост. Прохождение правым вариантом

 

К-2.2 в п.Мост

п. 5 “Мост”/ (5В)/Длина 300м/ Мост/ 100 м/.

У Ихтиозавра единственный вариант прохождения, поэтому на нём заноситься не стали. 

п. 6 «Ихтиозавр»/ (5А)/ Длина 100 м/ - /Между п.5 и 6 -30м ровной воды.

После п. Ихтиозавр – 140 м ровной воды и на ПП начинается шивера длиной 400м,которая продолжается до п. Лестница. Между шиверой и Лестницей можно выделить метров 70 относительно ровной воды.

Зачалились на правый берег перед входом в порог. Занесли вещи к месту стоянки на террасе правого берега сразу после порога, совместив с разведкой порога. Пока обедали, ещё раз более детально просматривали порог, время ушло, стало смеркаться. Приняли решение отложить Лестницу на завтра.

 

19.09.15

С утра еще раз разведали порог. Выставили страховку. Сначала прошёл К-2.1, потом К-4, последним К-2. Порог сложный и интересный. Все катамараны прошли удачно. На К-4 вместо Настиной шёл Караштин.

 

К-2.1 в п. Лестница

 

К-4 в п.Лестница

 

п.7 “Лестница”/ (6В)/ Длина 800м/ - / Между п.6 и 7 400м шиверы и 70 м ровной воды.

После порога в реке ещё есть камни, расслабляться не стоит.

Пока проходили, погода окончательно испортилась, похолодало, пошёл дождь. Поэтому не стали заноситься и проходить ещё раз. А так как стоянка была на очередной террасе, рядом с дорогой на открытом месте (в общем, не уютно как-то было), собрались и, отплыв на километр, встали на ЛБ.

 

Стоянка ниже п.Лестница

 

20.09.15

Дождь шёл и утром. Часам к 10 появились разрывы в облаках, дождь прекратился, стали собираться.

Через 3,2км (участок неспокойный, шиверистый, камни в реке тоже встречаются, не расслабишься) от стоянки начинается п.8. Ориентиры его начала – ППр – ручей. В конце его на высокой террасе ПБ -красивая тополиная роща, которая может считаться ориентиром начала п. Моби-Дик.

п. 8/(5)/ Длина 600м./ ППр ручей, заросший деревьями/ 4200м.

п.8 прошли сходу, зачалились на входе в п.Моби-Дик. Просмотрели, выставили страховку. Первым прошёл К-4, зачалившись ниже основного слива, встал на страховку на ЛБ. К-2.1 прошёл нормально, а при прохождении К-2.2 произошёл переворот в верхней части пороги в результате наезда полулагом на косой вал. Помощь страховки не потребовалась, экипаж самостоятельно зачалился чуть ниже точки переворота, поставил судно на киль. Остальная часть порога пройдена ими хорошо.

 

Моби Дик

 

 

К-4 в п. Моби-Дик

 

п.9“Моби Дик”/ (5С)./Длина 600 м./ Красивая роща из пирамидальных тополей на высокой террасе ПБ./Между п.8 и 9 - 80 м быстротока.

Далее по лоциям идут п.10, 11, 12. Но этот участок не сильно отличается от участка между п.7 и 8, поэтому ориентиры не даём. Желающие могут их найти в более ранних отчётах. Только п.12 выделяется тем, что расположен в п.Кызыл-Ой, пожалуй, он и помощнее, но его мы проходили уже на следующий день. п. 12 расположен на прямом участке, где река, после того как отошла от посёлка, опять стала приближаться к нему почти под прямым углом к дороге.

На ночлег встали напротив п. Кызыл-Ой. Успели сходить в посёлок за хлебом.

 

 

Пос. Кызыл-Ой

 

21.09.15

После долины п. Кызыл-ой, река входит на ЛП в ущелье. п. 13 виден с наплыва, начинается он на ПП. В лоциях он определён как несложный. По нашему мнению, он никак не проще п.14 Кашкасу.

п.13/(5С)./ Длина 270м./-/ - /.

Поочерёдно прошли п.13, перечалились к началу п. Кашкасу. После просмотра, прошли и его. Страховку выставляли и после п.13 и после п.Кашкасу.

 

П. Кашкасу. Верхняя часть. Огромный красноватый камень в центе реки, расколотый надвое.

 

п. 14 “Кашкасу”/ (5С)./ Длина 250 м/Справа впадает ручей Кашкасу практически в конце порога./Между п. 13 и 14 - 100 м ровной воды.

Следующий участок п.15 – 18 начинается сразу за п.Кашкасу. Разбить его на отдельные пороги проблематично. Мы его прошли вместе с п.19, иногда чалясь для просмотра и поиска стоянки. Встали сразу за п.19 в рощице под дорогой. Когда поднялись на дорогу, нашли в скале рукотворную пещеру.

 

Вход в пещеру

 

п. 15 - 18./ (5С)./ Длина 1900 м./ - / Между п.14 и 15-18 - 30 м быстротока.

п.19./ (5В)./Длина 300 м./ - / Между п. 15-18 и 19 - 150м ровной воды. Роща на низком ПБ, на ПП.

 

 

22.09.15

Участок п.13 – 19 решили пройти ещё раз насквозь, без чалок. Занеслись на 3 км.

п. Тура-Гоин-1 виден от места стоянки – деревья спускаются вдоль ручья к реке.  Статуя горного козла до сих пор стоит на месте. Прохождение проблем не вызвало ни у кого, но страховку выставляли. Прошли по нескольку раз разными вариантами и разными составами. Только К-2.2 на первом прохождении левым вариантом на выходе оказался на дальней от рабочего берега части струи.  Упирались до последнего, но не угреблись, повисели немного на камне, после чего зачалились ниже страховки. Учитывая то, что на этом участке не везде есть спуск к воде, пришлось поднимать катамаран с экипажем против течения с помощью спасконца. У ручья останавливаются почти все проезжающие мимо. Здесь при очередном обносе мы познакомились с водителем, который предложил услуги перевозчика дешевле, чем в Бишкеке. Позже мы этим предложением воспользовались.

 

п.Тура-Гоин-1

 

На стоянку встали перед п.Тура-Гоин-1 в роще на ПБ. Вечером сходили посмотрели п.Тура-Гоин-2 и рощу над козлом.

п.20 “Тура-Гоин-1”/ (5С)./Длина 200 м./  Статуя горного козла у моста через ручей Тура-Гоин на высоком правом берегу.  Роща на ПБ, чуть ниже -  ППр – ручей, поросший деревьями (впадает примерно в середине порога)./ 1600 м.

 

23.09.15

Прошли п. Тура-Гоин-1 ещё раз, уже с вещами. Зачалились перед началом п. Тура-Гоин-2, детально просмотрели его, выставили страховку после основного слива. Между п. Тура-Гоин-2 и п. Тура-Гоин-1 400 м быстротока с камнями.

Первым пошёл К-2.1. Хорошо прошли весь участок до основного слива и расслабились, не учли снос влево, в слив вошли полулагом. Результат – переворот. Страховка чётко сработала, сразу же вылезли на берег. Больше времени ушло на вызволение верёвки, которую затащило под камень, но и это спасательная операция прошла успешно.

На К-4 вместо Настиной шёл Караштин. Учтя ошибку предыдущего ката, прошли всё замечательно.

 

К-4 в основном сливе п. Тура-Гоин-2

На К-2.2 вместо Реутовой шёл Максимов.

Шёл девятый день сплава, устали не столько физически, сколько морально. Поэтому не стали заноситься и проходить ещё раз п. Тура-Гоин-2.

п. 21 Тура-Гоин-2/ (6В)./Длина до основного слива - 900 м. Но, можно сказать, порог продолжается ещё 300м. Общая длина 1200 м./ - / 400 м.

 

(Похоже, в предыдущих лоциях п. Тура-Гоин-2 заканчивают основным сливом и дают общую длину –900 м, а считают следующие 300м препятствием 22.  Но, поскольку никакого разрыва нет, считаем так, как в нашем описании – длина п. Тура-Гоин-2 – 1200м. И участок п.22-26 начинается после п. Тура-Гоин-2  после 90м быстротока. Проблем для прошедших предыдущие пороги – не представляет.) Далее после 90 м ровной воды начинается шиверисто – порожистый участок п.22-26 длиной 1,5 км.

п. 22-26./(4?)/ Длина 1500 м./ - /Между п.21 и 22-26 - 90 м быстротока.

Потом было ещё несколько километров и красивая стоянка в рощице на ПБ. Антистапель.

Поступило предложение созвониться с новым водителем, организовать выброску, совмещённую с заездом на Иссык-куль. Для чего отправили двух гонцов в п.Арал, где есть связь, а также магазины. До посёлка 12км. Вернулись они уже по темноте, договорившись по телефону с водителем. К этому времени суда были разобраны и высушены.

Праздничный ужин по поводу окончания похода. 

 

Наша команда. Максимов Артём, Максимов Александр, Настина Татьяна, Настин Александр, Реутова Мария, Крыжатюк Богдан, Караштин Евгений, Ахлестин Дмитрий

 

24.09.15

Машина УАЗ буханка должна была подойти к 8-00, приехала чуть раньше. Сборы заняли у нас больше времени, чем планировалось: условия другие, кто-то готовился к поезду, кто-то к самолёту, кто-то к пешке. Поэтому выехали только около 8-30. Окрестности дороги красивы и живописны. После Кочкорки с севера горы были в чёрных тучах. Стало прохладнее, но непогода нас в этот день не догнала.

В Балыкчи приехали в 12-30. Поели в кафе рядом с автостанцией. Манты, куурдаг, жаровня, яичница. Всё очень вкусно, готовить в Киргизии умеют.

У автостанции толкутся таксисты. С одним из них договорились насчёт доставки в Бишкек на жд вокзал и в аэропорт уезжающих 25.09.15.

Затем поехали на берег Иссык-Куля. В 15:00 приехали на песчаный пляж в районе пристани Кольцовка (свх. Тон), примерно в середине южного побережья. Погуляли по берегу, перекусили, съели дыню, купленную на базаре в Кочкорке. После чего поехали в гостевой домик “Нелсу” в пос. Каджи-Сай, селить остающихся.

В гостинице посидели, почаёвничали (а вот чай в Средней Азии готовить не умеют. В заварник суют пакетик чая и подают.)

В 20-30 были опять в Балыкчи, перегрузились, поехали в Бишкек.

 

25.09.15

На жд вокзал приехали примерно в 23-30. Попрощались с Димой Ахлестиным, он улетал сегодня. Хотел успеть на закрытие сезона в Тарасиху. Мы же расположились в зале ожидания.

Сидели долго, до 13-00, наши большие баулы (разгрузили самолётных) привлекли внимание местных работников. Пришлось доплачивать за перегруз. На вокзале в Бишкеке вывешено постановление, что при посадке в международные поезда надо пройти взвешивание. 36 кг провозятся бесплатно, за отдельную плату можно провезти ещё 14кг. За взвешивание берут 50руб. (1сом стоил примерно 1руб.). Договорились, что нас не взвешивают, выдают бумагу, что наш перевес составляет 2 вещи по 5кг, до Рузаевки это стоило 900руб. Ещё 1200руб. пошло «железнодорожникам».

Поочерёдно погуляли по Бишкеку, закупили продукты в поезд, сходили в исторический музей.

При погрузке в поезд бумаги на перевес пригодились. Проводники посмотрели на них и запустили нас в вагон.

 

26.09 – 27.09.15

Дорога, граница, пограничники, проверки. Кстати и по дороге туда и по дороге обратно при проверках нам очень помогла бумага из нашего турклуба. Удостоверившись, что действительно туристы, пограничники теряли к нам интерес, милиция (в Казахстане она сильно приставучая) недолго наезжала.

 

28.09.15

Поезд приходит рано утром, в 5-40. Выгрузились, сходили за машиной (стоимость стоянки составила 510 руб.Расположена в квартале между улиц К.Маркса и Новобазарной. От привокзальной площади ˜200м до ул. Ленина, направо 430 м до ул.К.Маркса. По ней 720м до проулка, на перекрёстке направо, ещё 85м, там какая-то площадка типа под рынок. Пройти через площадку 200 м до стоянки.), погрузились, поехали в 7-30. Уже 10-30 разгружались около дома.

 

 

Описание 25-27.09.15 Крыжатюка Богдана (время местное)

Фотографии см. http://finn.www.nn.ru/?page=gallery&MFID=933606

http://finn.www.nn.ru/?page=gallery&MFID=928598

http://finn.www.nn.ru/?page=gallery&MFID=927830

 

25.09.15

Проснувшись, приняв душ и позавтракав, в районе 10:00 выехали из Каджи-Сая и поехали по южному берегу дальше на восток, в сторону Каракола. Через 15 минут достигли озера Караколь (беглый осмотр, купаться желания не возникло – было прохладно). Озеро очень соленое и по этой причине считается одной из достопримечательностей южного берега Иссык-Куля.

В районе 10:30 прибыли в следующий пункт культурной программы – каньон “Сказка”, проехав два с небольшим километра по грунтовке на юг от каракольской трассы (на нужном повороте имеется указатель). Каньон невероятно красив. Погуляв по нему около часа, в 11:30 отправились дальше.

Следующий объект интереса – ущелье Джеты-Огуз, что на самом восточном конце Иссык-Куля, недалеко от Каракола. Прибыли туда около 13:30 и еще час заняла радиалка на водопад “Девичья коса”. После чего поехали назад и около джетыогузского санатория (термальные источники) перекусили на живописном склоне с видом на скалу “Семь быков”. В 15.30 снова загрузились в машину. Чуть дальше по дороге находится еще одна примечательная скала – “Разбитое сердце”, на ней останавливаться не стали, поскольку торопились успеть в следующее ущелье до сумерек. Выехав на трассу, поехали назад, в сторону Каджи-Сая.

Наконец, в 17:30 прибыли в Барскаунское ущелье, в его среднюю часть. До этого весь день было солнечно и тепло, а тут ветер и туман, температура около нуля и все верхние части склонов ущелья в снегу. Тем не менее, максимально утеплившись, осмотрели отреставрированный памятник Юрию Гагарину и отправились на поиски водопадов. Сперва посетили “Слезы Барса”, состоящий из трех каскадов, от него прошли напрямик к “Чаше Манаса”, где нас застали сумерки, поэтому искать оставшиеся два (“Брызги шампанского” и “Борода аксакала”) не стали, вернулись к машине. Попив чаю и перекусив, ровно в 19:00, уже в полной темноте, выехали в обратный путь и в 20:30 прибыли в Каджи-Сай.

26.09.15

Позавтракали и около 10:00 выехали из Каджи-Сая в сторону Бишкека. Проехав Балыкчи, въехали в Боомское ущелье и в начале первого остановились у Красного моста (железнодорожный мост через р. Чу). Отсюда отправились в пешую радиалку на запад по пересохшему скалистому руслу безымянного ручья, на поиски сухих каньонов Конорчек. Каньонов несколько, но из-за нехватки времени мы дошли лишь до ближайшего (около пяти километров от Красного моста). Очень красивые останцы причудливой формы. Наверное, второе по эффектности место после каньона "Сказка". Затем выбрались из каньона на высокогорное плато и по нему дошли до ближайшего перевала (это еще четыре километра с набором высоты около 450 метров), в надежде увидеть по другую сторону продолжение величественных каньонов, но их там не оказалось. В половине шестого вернулись к машине, намотав за пять часов радиалки двадцать километров, и продолжили путь.

Через полтора часа, уже на закате, прибыли в последний пункт нашей программы – Государственный археолого-архитектурный музей-заповедник “Бурана” (что в 8 километрах к югу от г. Токмак), где полюбовались на 25-метровый минарет XI века. В сам минарет попасть не смогли, поскольку музей уже был закрыт (часы его работы с 10:00 до 17:00). Рядом с минаретом находятся несколько мавзолеев и прочие руины, все это часть единого архитектурного комплекса. Около восьми прибыли в Бишкек, где двое из нашей группы отправились в гости к дальним родственникам, а остальные остались ждать их в машине.

27.09.15

Около 2:00 приехали в аэропорт “Манас”, где попрощались с нашим водителем Асеком, с которым очень сдружились за два дня. Затем перелет, и переезд из Москвы в Нижний Новгород. Около 16:00 все четверо уже благополучно прибыли домой. Поход окончен!

 

5. ПОГОДА В ПЕРИОД ПОХОДА

Так как метеостанций в долине Кекемерена нет, взята погода в Нарыне (километров 180 от Сусамыра).

# Метеостанция Нарын, Киргизия, WMO_ID=36974, выборка с 13.09.2015 по 24.09.2015, все дни

 

# Информация предоставлена сайтом "Расписание Погоды", rp5.ru

 

 

# Пожалуйста, при использовании данных, любезно указывайте названный сайт.

 

 

# Обозначения метеопараметров см. по адресу http://rp5.ru/archive.php?wmo_id=36974&lang=ru

 

#

 

 

 

 

 

Местное время в Нарыне

T

Po

DD

N

W1

24.09.2015 21:00

14,4

597,8

Ветер, с запада

60%.

 

24.09.2015 18:00

19,1

596,4

Ветер, с запада

20–30%.

 

24.09.2015 15:00

19,7

596,8

Ветер, с северо-запада

20–30%.

 

24.09.2015 12:00

16,7

 

Ветер, с западо-юго-запада

40%.

 

24.09.2015 09:00

9,3

599,5

Ветер, с востоко-юго-востока

50%.

 

24.09.2015 06:00

4,6

599,4

Ветер, с востоко-северо-востока

Облаков нет.

 

24.09.2015 03:00

6,7

599,3

Ветер, с востока

Облаков нет.

 

24.09.2015 00:00

9,7

599,3

Ветер, с северо-востока

20–30%.

 

23.09.2015 21:00

13,6

598,6

Ветер, с востоко-северо-востока

10%  или менее, но не 0

 

23.09.2015 18:00

19,4

597,4

Ветер, с запада

10%  или менее, но не 0

 

23.09.2015 15:00

19,9

597,4

Ветер, с запада

10%  или менее, но не 0

 

23.09.2015 12:00

16,8

598,2

Ветер, с западо-северо-запада

Облаков нет.

 

23.09.2015 09:00

8,4

598,6

Ветер, с востока

Облаков нет.

 

23.09.2015 06:00

3,7

598,2

Ветер, с востока

Облаков нет.

 

23.09.2015 03:00

5,1

597,6

Ветер, с востоко-северо-востока

Облаков нет.

 

23.09.2015 00:00

7,8

597,7

Ветер, с востока

Облаков нет.

 

22.09.2015 21:00

10,7

597,4

Штиль, безветрие

Облаков нет.

 

22.09.2015 18:00

18,3

596,9

Ветер, с западо-северо-запада

40%.

 

22.09.2015 15:00

18,7

597,2

Ветер, с северо-северо-запада

Облаков нет.

 

22.09.2015 12:00

15,6

599,6

Ветер, с западо-юго-запада

Облаков нет.

 

22.09.2015 09:00

6,8

599,8

Ветер, с востока

Облаков нет.

 

22.09.2015 06:00

3,4

599,8

Ветер, с востока

Облаков нет.

 

22.09.2015 03:00

4,6

599,8

Ветер, с востока

Облаков нет.

 

22.09.2015 00:00

5,8

600,4

Ветер, с востока

Облаков нет.

 

21.09.2015 21:00

9,2

600,2

Штиль, безветрие

Облаков нет.

 

21.09.2015 18:00

15,7

599,6

Ветер, с запада

Облаков нет.

 

21.09.2015 15:00

15,3

600,3

Штиль, безветрие

Облаков нет.

 

21.09.2015 12:00

12,8

601,7

Штиль, безветрие

Облаков нет.

 

21.09.2015 09:00

6,1

602,4

Ветер, с востоко-северо-востока

Облаков нет.

 

21.09.2015 06:00

1,8

602,4

Ветер, с востока

Облаков нет.

 

21.09.2015 03:00

2,9

602,6

Ветер, с востоко-северо-востока

Облаков нет.

 

21.09.2015 00:00

4,7

603,2

Ветер, с западо-юго-запада

20–30%.

 

20.09.2015 21:00

9,4

602,2

Ветер, с западо-юго-запада

40%.

 

20.09.2015 18:00

11,9

601,2

Ветер, с западо-юго-запада

70 – 80%.

 

20.09.2015 15:00

12,6

600,5

Ветер, с запада

60%.

 

20.09.2015 12:00

8,9

601,6

Ветер, с востока

70 – 80%.

Ливень (ливни)

20.09.2015 09:00

5,8

601,2

Ветер, с запада

100%.

 

20.09.2015 06:00

6,5

599,7

Ветер, с запада

100%.

Ливень (ливни)

20.09.2015 03:00

7,8

599,7

Штиль, безветрие

90  или более, но не 100%

 

20.09.2015 00:00

8,9

600,2

Ветер с юго-запада

70 – 80%.

 

19.09.2015 21:00

9,8

600,2

Ветер с востока

90  или более, но не 100%

 

19.09.2015 18:00

12,7

599,3

Ветер с запада

100%.

Ливень (ливни).

19.09.2015 15:00

13,7

598,1

Ветер с западо-северо-запада

100%.

 

19.09.2015 12:00

16,3

598,0

Ветер с запада

100%.

 

19.09.2015 09:00

11,1

598,6

Ветер с востоко-северо-востока

90  или более, но не 100%

 

19.09.2015 06:00

8,0

598,7

Ветер с востока

90  или более, но не 100%

 

19.09.2015 03:00

10,4

598,7

Ветер с востоко-северо-востока

100%.

 

19.09.2015 00:00

11,1

598,7

Штиль, безветрие

70 – 80%.

 

18.09.2015 21:00

15,4

598,7

Штиль, безветрие

70 – 80%.

 

18.09.2015 18:00

20,4

598,3

Ветер с западо-юго-запада

90  или более, но не 100%

 

18.09.2015 15:00

21,3

598,5

Ветер с западо-юго-запада

60%.

 

18.09.2015 12:00

20,2

599,5

Ветер с юго-запада

20–30%.

 

18.09.2015 09:00

11,9

600,3

Ветер с востока

10%  или менее, но не 0

 

18.09.2015 06:00

7,6

600,0

Ветер с востоко-северо-востока

10%  или менее, но не 0

 

18.09.2015 03:00

9,4

600,1

Ветер с востока

Облаков нет.

 

18.09.2015 00:00

10,8

600,0

Ветер с востока

Облаков нет.

 

17.09.2015 21:00

15,9

598,9

Ветер с востока

Облаков нет.

 

17.09.2015 18:00

19,6

598,0

Ветер с юго-востока

90  или более, но не 100%

 

17.09.2015 15:00

19,0

597,3

Ветер с запада

90  или более, но не 100%

 

17.09.2015 12:00

20,7

598,0

Ветер с запада

90  или более, но не 100%

 

17.09.2015 09:00

10,5

598,9

Ветер с востока

60%.

 

17.09.2015 06:00

6,3

598,9

Ветер с востоко-северо-востока

50%.

 

17.09.2015 03:00

7,0

599,1

Ветер с востока

Облаков нет.

 

17.09.2015 00:00

9,0

598,2

Штиль, безветрие

Облаков нет.

 

16.09.2015 21:00

13,2

598,2

Штиль, безветрие

Облаков нет.

 

16.09.2015 18:00

20,8

597,1

Ветер с западо-северо-запада

Облаков нет.

 

16.09.2015 15:00

21,4

597,5

Ветер с запада

Облаков нет.

 

16.09.2015 12:00

17,5

598,6

Ветер с юго-запада

Облаков нет.

 

16.09.2015 09:00

9,4

599,7

Ветер с востока

Облаков нет.

 

16.09.2015 06:00

5,2

599,5

Ветер с востоко-северо-востока

10%  или менее, но не 0

 

16.09.2015 03:00

5,6

599,9

Ветер с востока

40%.

 

16.09.2015 00:00

8,7

600,1

Ветер с востока

40%.

 

15.09.2015 21:00

13,4

599,8

Штиль, безветрие

10%  или менее, но не 0

 

15.09.2015 18:00

18,8

598,8

Ветер с запада

Облаков нет.

 

15.09.2015 15:00

 

599,2

Ветер с запада

10%  или менее, но не 0

 

15.09.2015 12:00

16,1

600,3

Ветер с западо-юго-запада

10%  или менее, но не 0

 

15.09.2015 09:00

9,0

601,2

Ветер с востока

Облаков нет.

 

15.09.2015 06:00

4,8

601,1

Ветер с востока

Облаков нет.

 

15.09.2015 03:00

7,4

600,6

Ветер с юга

Облаков нет.

 

15.09.2015 00:00

12,2

600,6

Ветер с запада

Облаков нет.

 

14.09.2015 21:00

14,8

600,2

Ветер с запада

Облаков нет.

 

14.09.2015 18:00

 

598,8

Ветер с запада

10%  или менее, но не 0

 

14.09.2015 15:00

18,2

599,3

Ветер с западо-юго-запада

20–30%.

 

14.09.2015 12:00

16,2

600,5

Ветер с западо-юго-запада

20–30%.

 

14.09.2015 09:00

10,4

601,2

Штиль, безветрие

70 – 80%.

 

14.09.2015 06:00

8,9

601,1

Ветер с юго-востока

90  или более, но не 100%

 

14.09.2015 03:00

9,8

601,1

Штиль, безветрие

100%.

 

14.09.2015 00:00

10,1

601,9

Ветер с западо-северо-запада

100%.

Ливень (ливни).

Несмотря на то, что, судя по данным метеостанции, температура только иногда превышала 20°, было очень тепло.

- В целом стояла хорошая тёплая погода. Дождь был только сутки с 19.09 на 20.09. Подъема уровня воды в реке не вызвал.

- Ночью в верховьях Кекемерена был минус (сплавные ботинки были во льду). Ниже такого не наблюдали. Снаряжение было подобрано нормально, поэтому ночью не мёрзли (скорее наоборот).

 

 

 

6. СТОИМОСТЬ ПИТАНИЯ, ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ

 

Индивидуальные расходы:

1. Максимовы, Караштин (3 чел)

На одного

На всех

Н.Новгород – Рузаевка, авто

350 руб.

1050 руб.

Стоянка а/м в Рузаевке

170 руб.

510 руб.

Рузаевка – Бишкек, поезд

7900 руб.

 23700 руб.

Балыкчи – Бишкек, авто

625 руб.

 1875 руб.?

Бишкек – Рузаевка, поезд

7900 руб.

23700 руб.

Рузаевка - Н.Новгород, авто

350 руб.

1050 руб.

Прочие расходы

 

 

ИТОГО:

17 295 руб.

51 885 руб.

 

 

 

2. Настины (2 чел)

На одного

На всех

Н.Новгород – Москва

750 руб.

 1500 руб.

Москва – Бишкек, самолет

10111 руб.

20222 руб.

Переезды по Иссык-Кулю, включая питание (2 дн)

2250 руб.

4500 руб.

Бишкек – Москва, самолет

10000 руб.

20000 руб.

Москва – Нижний Новгород

390 руб.

780 руб.

Прочие расходы

 

 

ИТОГО:

23501 руб.

47002 руб.

 

 

 

3. Крыжатюк, Реутова

На одного

На всех

Н.Новгород – Москва, электричка

450 руб.

900 руб.

Москва – Бишкек, самолет

4750 руб.

9500 руб.

Пеший поход, Киргизский хребет, с дорогой (2 дн)

1750 руб.

3500 руб.

Переезды по Иссык-Кулю, включая питание (2 дн)

2250 руб.

4500 руб.

Бишкек – Москва, самолет

4750 руб.

9500 руб.

Москва – Нижний Новгород, авто

750 руб.

1500 руб.

Прочие расходы

630 руб.

1260 руб.

ИТОГО:

16 330 руб.

30 660 руб.

 

Общие расходы (8 чел):

 

На одного

На всех

Бишкек – Кекемерен, авто

1075 руб.

8600 руб.

Кекемерен – Балыкчи, авто

475 руб.

3800 руб.

Продукты на поход

1715 руб.

13720 руб.

Перегруз

262,5 руб.

2100 руб.

Прочие (еда при переездах по Киргизии, лекарства)

790 руб.

6320 руб.

Итого

4 317,50 руб.

34 540 руб.

 

 

 

7. ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

О походе

В поход собрались люди, половина до этого лично не знакомые и в совместные походы не ходившие. Несмотря на это поход получился. Никаких конфликтов не было, решения принимались после совместного обсуждения. Сказалось то, что каждый участник уже имел опыт походов, хорошую туристскую школу. Объединились действительно для учёбы и оттачивания опыта. Уже после первого порога ошибок стало меньше. Но есть ещё над чем поработать. К сожалению, видеокамеры не было. Было бы проще дома выявить свои ошибки, исправить их в дальнейшем.

Такой формат похода тяжелей, чем обычное прохождение реки. Не столько физически, сколько морально. В обычном походе встаёшь на стоянку в любом подходящем месте, где оказываешься в период за час до сумерек или раньше. Здесь же приходилось учитывать не только временной фактор, но и необходимость устройства стоянки с учётом повторных прохождений предыдущих порогов (связок порогов) и многократных прохождений порогов (связок) последующих относительно стоянки. Например. Прошли порог. Время ещё есть, следующий порог недалеко. В обычном походе прошли бы и его и где-нибудь ниже встали на ночевку. А здесь – нижний порог может быть достоин многократного прохождения, а ниже негде стоять. Или пройдя его, следующий день оказывается не такой напряженный, потому, что надо (получается) пройти слишком мало. Не хватало темпа (думаю даже ещё один человек увеличил бы напряжённость сплава, подстёгивая остальных, ведь ему обязательно надо занестись и кем-нибудь пройти этот порог. На просмотр тратится больше времени, чем в обычном походе.

И всё-таки «Лосево на Кекемерене» состоялось.

Пройдены все пороги на заявленном участке, в том числе и шестой к.с., многие – по нескольку раз. Все члены группы проявили умение и готовность к следующим маршрутам 6 к.с.

Жаль что не прошли ещё раз п. Лестница и п.Тура-Гоин2.

п. Лестница показался мне посложнее п.Тура-Гоин2.

 

О судах

-  Четверка – «Белрафт». (Мнение Максимова Александра. Надёжное хорошее судно, уверенно держит курс. По сравнению с «Аргутом» тяжелее разгоняется и управляется. В интернете некоторые туристы указывают двойные стремена как некий плюс. Мне показалось – это следствие упрощения кроя и конструкции. Плоской палубы не получилось и, чтобы ноги не разъезжались и не бились в порогах об раму, а также, чтобы была уверенная крепкая посадка на катамаране, лучше передающая усилие от гребка на катамаран, придумали эти вторые стремена. В экстремальных условиях – это лишнее время на правильную посадку на кат или неуверенная гребля.)

-  Двойка К-2.1– «Рэд 900».

-  Двойка К-2.2– модель производства “ЭкВО” (Александров Н.И), объем около 1000 л.

 (Мнение Крыжатюка Богдана. Катамаран прошел уже второй поход, оба раза весьма неплохо себя зарекомендовал. Из минусов – лопающаяся резина сосков поддувов, которые приходится регулярно подрезать, тем самым укорачивая. Также, на катамаране нет боковых ручек или вклеенных колец под наружную обвязку. Эти недостатки предстоит устранить, в остальном катамаран полностью устраивает.)

 

О стоянках

- На Кёкёмерене со стоянками, вроде как, проблем нет, а с другой стороны, вдоль реки идет дорога, и все штатные места стоянок расположены именно там, где иногда невысокие террасы разделяют реку и дорогу. С дровами для костра проблем не наблюдается.

 

О культурной программе

- Половина нашей группы воспользовалась возможностью посетить примечательные места Киргизии.

О транспорте

- При посадке в поезд в Рузаевке, проводники не обратили внимания на наши большие тяжелые вещи. По этому поводу пристали только милиционеры в Казахстане, именно от них нам и пригодилась первый раз турклубовская бумага.

- Железнодорожные работники при посадке в поезд Бишкек – Москва получили с нас 2100 руб. за перевес. Могли бы больше, но «Восток дело тонкое…»

- Среднеазиатские поезда идут сейчас с вдвое меньшим количеством вагонов. В поезде туда народу в вагоне была только половина. Скорее всего - это прямое следствие идиотской политики РЖД, загнавших цены в плацкарте до уровня самолетных. Плюс лишние границы, время на которых несмотря на таможенный союз тратится столько же, сколько и раньше, хотя таможенники сейчас не ходят. Если на среднеазиатские маршруты поставят ещё и новые неудобные плацкартные вагоны, смысла в поездах совсем не станет.

- Для переездов по Киргизии транспорт найти сейчас не проблема.

О визах, валюте и отношениях с местными властями

- Загранпаспорт в Кыргызстане не нужен, достаточно внутреннего Российского. Регистрация также не нужна.

- Курс валют: 0,97 – 1,15 сома за рубль.

 

О местных жителях

Несмотря на дорогу вдоль реки на протяжении всего похода, общения с местными жителями было немного. Никто не навязывал своего общества. Машины тормозили посмотреть на наше прохождение порогов, иногда подходили поговорить. На стоянках к нам никто не подходил, даже когда стояли рядом с посёлками.

 

О времени

Смеркаться начинало в 16-00 по Москве, поэтому сплав старались заканчивать в промежуток с 15-00 до 16-00. С утра дежурные поднимались в 5-00, подъём группы – в 6-00. Сплав начинали в 9-00 – 10-00. К этому времени температура воздуха становилась комфортной. Местное время: +3 часа.

 

Техническое обеспечение

У нас с собой были:

- фотоаппарат – 2 шт;

- видеокамера "GoPro" – 1 шт;

- GPS – 1шт.

Видеокамеры обычной взять не удалось.

 

 

8. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Маршрутная книжка №31/15

Отчет в электронном виде.

Фотографии.

Видео.


Дополнительная информация
Руководитель:Максимов Александр Анатольевич
Участники:
Дата размещения:18.05.2016
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Статистика
Суммарный рейтинг:40
Средний рейтинг:5
Проголосовало:8
Просмотры:573
Комментариев:8
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
finn finn 18.05.2016 19:03:43
0
+0 -0
Юрий Жарков Юрий Жарков 19.05.2016 20:06:07
0
+0 -0
Спасибо за отчет!
Красивая речка (надо будет адмиралу напеть про неё )!
Александр Сладков 20.05.2016 10:16:41
0
+0 -0

Информативный и красивый отчет, спасибо.   Единственное - не упоминаете об уровне воды.  Я так понимаю, что у вас везде был низкий уровень.  По такому уровню река выглядит очень классно, технично и красиво.  Я бы на каяке с удовольствием пошел (по этому уровню воды!).  Может занес что-то, но в целом все выглядит очень здорово.  Но я так понимаю, там бывает и по-другому.  При таких булыганах в русле по средней и выше-средней воде там, наверное, появляются Большие Жопы, которые каякеры не очень любят ))  

finn finn 20.05.2016 10:26:36
0
+0 -0
В нашей справке МКК написано, что уровень воды средний. Думаю, это довольно близко к правде (в том смысле, что не самый низкий). К примеру, вот тут вода заметно ниже, чем у нас.

Но вообще, конечно, временами очень хотелось, чтобы ее было побольше (наблюдая на просмотрах многочисленные зубья в русле, сильно осложнявшие планирование траектории прохождения для катамарана), особенно, в Верхнем ущелье. В общем, я бы сказал, что уровень воды чуть ниже среднего
Юрий Жарков Юрий Жарков 20.05.2016 23:59:14
0
+0 -0
Богдан, а почему именно в сентябре пошли? Подстраховались ради уровня воды? Как понял, летом там реальное месиво.
Блин, речка понравилась, но нам в Киргизию похоже низя ((((
finn finn 30.05.2016 11:50:06
0
+0 -0
Реального месива как раз хотелось избежать, поскольку тут уже нужен уверенный шестерочный опыт, а его у большинства участников группы не было (собственно, даже по низкой воде было очень нескучно, включая пару килей). Поход задумывался как учебно-тренировочный, с многократным прохождением интересных препятствий, разными вариантами, на разных судах и с разными экипажными комбинациями, ну и с элементами отдыха. Для этого сентябрь - идеальное время.
Максимов 25.10.2016 11:52:25
0
+0 -0
Александр!
Специально не говорил про уровень воды и не давал описания порогов. Есть средние помесячные расходы воды, есть ориентиры порогов, их сложность. Дальше - группа сама должна определить реальность прохождения реки, сроки проведения похода, а на месте - проходимость порогов исходя из своего уровня воды, опыта, желания, погоды и т.д. и т.п.
"Я бы на каяке с удовольствием пошел (по этому уровню воды!)." - кто мешал?
"Может занес что-то, но в целом все выглядит очень здорово."  - Когда что-то не нравится, заноситься надо (моё мнение).
"При таких булыганах в русле по средней и выше-средней воде там, наверное, появляются Большие Жопы, которые каякеры не очень любят ))" - Мало что знаю про каякерские походы, но вроде бы ходят и по очень малорасходным рекам и по большой воде (могут появиться варианты вдоль берега). А в случае чего, есть берег, природа, компания...
Максимов 25.10.2016 12:00:57
0
+0 -0
Юрий!
"Богдан, а почему именно в сентябре пошли? Подстраховались ради уровня воды?" - До этого был на Кекемерене 2 раза и оба в октябре. Один раз воды больше, в другой - вроде бы столько же. Без объективной оценки, сказать не возможно. Планировалось воды чуть больше, чем было. Но ведь главное - получить удовольствие от похода.
Лично мне всё-таки больше нравятся средне-, мало- расходные реки. Сплав более техничный.

Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии