Кавказ. Река Кура. 1974 год

Регион:Закавказье , Страны СНГ
Туризм и путешествия:Водный, Путешествия

Кавказ. Река Кура. 1974 год

До этого похода по Куре я был в Грузии 4 раза: 2 раза по туристским автобусным путевкам по маршрутам Грузия – Армения и Грузия – Азербайджан и дважды ездил в командировки. При этом один раз был на совещании по развитию промышленности Грузии, Армении и Азербайджана, по результатам которого в Ленинакане, Ереване и Баку были созданы приборостроительные заводы.

В Грузии мне понравилось всё: и природа, и архитектура, но больше всего, замечательные, отзывчивые, скромные и добрые люди. Невозможно было даже представить, что спустя несколько десятков лет американский выкормыш, «большой кавказский политик» Михаил Саакашвили поссорит русских и грузин, а перестройка уничтожит хорошо развивавшиеся приборостроительные заводы.

Итак, мы собрались пойти на байдарках на Кавказ по реке Куре, которая в то время у туристов-водников не была популярной. До нас горьковчане на байдарках по Куре не ходили, поэтому потребовалось определённое время на изучение этой реки. Ни в Московском, ни в Ленинградском клубах туристов материалов по реке Куре не было, поэтому мы пользовались книгами, буклетами, общими географическими картами и Большой Советской Энциклопедией.

Поход мы решили провести в период майских праздников: с 1 по 9 мая. Пошли на четырёх байдарках типа "Салют" в следующем составе: Валера Славко – Гриша Рухович, Сергей Пургин – Веня Потёмкин, Феоктистовы, Игорь с Фаиной, и я с Ниной Соловьевой. В конце апреля подготовка похода была завершена. 26 апреля на поезде №37 в 23.45 мы выехали в Москву, где пересели на поезд Москва – Ереван, а 29 апреля в 2.30 прибыли на станцию Хашури. Из Хашури в 3.30 мы пересели на поезд Хашури – Ахалцыхе.

Билеты нам продали с большим трудом, после предъявления паспортов и маршрутной книжки, так как город Ахалцыхе находился в пограничной зоне, и въезд туда был строго по пропускам. В Хашури мы встретились с большой группой москвичей (60 человек), направлявшихся в инструкторский байдарочный поход от Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Выехали утром, в 4.15, но доехать до Ахалцыхе нам не удалось, так как за первой пограничной зоной нас высадили пограничники, отобрали паспорта, как у нарушителей границы, и отвезли на погранзаставу.

Полковник, начальник пограничного района, нас выслушал, посочувствовал и разрешил встать рядом с заставой, у реки. Спустя день он вернул паспорта и помог мне с транспортом, чтобы я смог съездить в ближайший паспортный стол в Боржоми, где нам в пропусках тоже отказали. Я обращался за помощью даже в Боржомский РК КПСС, но всё было безрезультатно: пропуска нам должны были оформить только в Горьком. В период подготовки к походу мы пытались это сделать, но против этого возражал начальник управления областного КГБ и, по совместительству, зам. начальника нашего ЦКБ полковник Абрамов Алексей Васильевич, так как все мы участвовали в закрытых работах.

Наша группа: Пургин, Соловьева, Рухович,

Славко, Потёмкин, Феоктистовы, Фая и Игорь

Вот благодаря заботам Алексея Васильевича наша группа в Вардзию – пещерный храм – не попала. У других туристов, приехавших вместе с нами из Москвы, проблем в этой части не было. Кроме самодеятельных туристов, в Вардзию ежедневно отправлялись автобусы с плановыми туристами, и это было особенно обидно. Я дал одному из туристов свой фотоаппарат, и благодаря фотоснимкам, сделанным им, мы всё-таки смогли познакомиться с Вардзией.

Пещерный храм Вардзия

Наши коллеги

Храм

Вид на долину

Весь следующий день мы простояли лагерем у погранзаставы, собрали байдарки и провели тренировку на воде. Поздно вечером к нам пришла молодая девушка-туристка в сопровождении грузина. Девушка отстала от поезда и догоняла московскую группу туристов-водников, которую никак не могла найти. Сопровождавший её грузин был учителем местной средней школы. Он второй день сопровождал её и охранял. Мы предложили остановиться у нас на ночь: палатка и пища были, но девушка ещё надеялась найти свою группу.

30 апреля. В ожидании проверки наших паспортов, мы сходили в радиальный поход в горы. Вышли в 9 часов утра, поднялись на обзорную точку перед деревней Кисели, спустились другим распадком и посетили крепость Мокцеви (Царицы Тамары). Вернулись в лагерь уже в седьмом часу вечера.

1 мая узнали, что группа москвичей из инструкторского похода, проходя от Вардзии до Ахалцихе по ущелью, уже в начале маршрута разбила и потеряла в порогах много байдарок и вернулась обратно в Москву.

Крепость Моцкеви

В крепости Моцкеви

В середине дня мы вышли, прошли несколько перекатов и мелей, порог №1 и в 2 часа дня встали на обед у плотины в деревне Чобикеви. В 9 вечера прошли мост у деревни Двири, а через 20 минут прошли порог №2 и встали ниже деревни Двири на ночь. В этот день мы прошли 2 порога из 13.

У деревни Кисели

В радиальном походе

Когда устроили лагерь, вдруг вспомнили, что сегодня праздник 1 Мая. Напомнила об этом Фаина Феоктистова, которая выразила своё возмущение по поводу наше забывчивости такими словами: «Ну что у нас в группе за мужики, в такой большой праздник даже выпить забыли!» Нам стало стыдно, и добровольцы отправились за местным вином. В деревне за 3 рубля они купили 2 литра вина и чего-то съестного, но быстро уйти от гостеприимных и доброжелательных грузин не смогли. Вернулись ребята уже в темноте, тогда мы и отпраздновали 1 Мая.

2 мая в 10.00 вышли. Течение очень сильное, река бежит, как по лотку.

Первый день сплава

На перекате

Уже через день в Куру влились притоки, и вода поднялась

В пороге №3

Через полчаса подошли к порогу №3, которому дали название "Индустриальный". Номерá и названия порогов мы давали произвольно, так как лоцию реки мы не достали.

В пороге №4 идут Феоктистовы

В этом месте перед нами разбили байдарку «RZ» волгоградцы. Об этом они рассказали нам при встрече в Гóри. В первой половине дня мы прошли электростанцию. В этом месте волгоградцы разбили ещё два шпангоута байдарки «RZ». Через полчаса после электростанции мы прошли порог №4 "Веселый". Феоктистовы прошли первыми и встали на страховку. Порог был сложный, но особой опасности не представлял. Поток воды сваливался с большой плиты и на большой скорости круто поворачивал влево, образуя высокий косой вал. Пройти его надо было очень тонко.

Пройдя порог, Феоктистовы встали на страховку

Следующая байдарка с Гришей Руховичем и Валерой Славко вышла после того, как первая встала на страховку.

Идут Рухович со Славко

Крутой вал

Рухович со Славко шли прямо по сливу, как и рассчитывали, но после удара косым валом по скуле байдарки, они не успели её выровнять и уже на выходе перевернулись. Вот тут и помогла страховка: Игорь с Фаиной быстро догнали перевернувшуюся байдарку и помогли ребятам выйти на берег. Остальные байдарки прошли безаварийно.

После порога шли еще часа полтора. В одном несложном месте на перекате байдарка Руховича и Славко пошла чуть левее узкого стрежня и врезалась в камень. В результате был разбит форштевень и сломаны 2 шпангоута. Ребятам повезло, что в этом месте глубина реки была небольшая. Пришлось встать у деревни Ликави перед мостом, рядом с дачей Сталина и крепостью Петресцихе. Нашли на берегу подходящий куст и из его сучков сделали форштевень и оба шпангоута.

3 мая в 12 часов дня вышли, а через 15 минут встали в городе Боржоми у парка им. Орджоникидзе. Сходили на экскурсию по городу, посмотрели парк и Музей славы, выпили воды из источника. В долине реки Боржомки, в месте, где находится источник с минеральной водой, построен специальный павильон, куда ежедневно все желающие приходят бесплатно пить минеральную воду. Река Боржомка очень небольшая, летом она, возможно, даже пересыхает, но в половодье выглядит весьма грозно.

Мост через реку Боржомку

Река Боржомка

В 4 часа вечера вышли, прошли около 10 перекатов в течение часа, а потом случайно заметили, что наверху, по вьющейся серпантином дороге, за нами едут два милиционера на мотоцикле с коляской и сигналят.

Вышли после реки Боржомки

Проехав 2-3 поворота, и убедившись, что сигналят именно нам, мы встали под крутой насыпью, и я отправился выяснять отношения. Эти милиционеры меня просто растрогали: они, оказывается, гнались за нами для того, чтобы предупредить, что впереди будет опасная для нас плотина, чтобы мы туда не ходили. Я объяснил, что мы идём по реке именно для прохождения этой плотины и ей подобных, что мы занимаемся спортивным водным туризмом и к прохождению таких препятствий мы подготовлены. Горячо поблагодарив за внимание в то время ещё «нашу» грузинскую милицию, мы отправились дальше.

Километра за 3 до плотины к нам стали выбегать местные жители и предупреждать об опасности. За 100 метров от слива, в окружении доброжелательной толпы, мы перетащили байдарки через плотину по берегу.

Интерес к нам у местных жителей был большой, поскольку год назад в эту подпорную двухметровую плотину свалилась надувная лодка-плот типа ПСН-2 с туристом-одиночкой. Поскольку лодка имела небольшую массу, пройти встречный обратный поток после слива с ходу этой лодке не удалось. Её часа два таскало вдоль плотины, так как выгрести оттуда практически невозможно. Наконец, местные жители принесли длинную веревку, забросили её на лодку и вытащили туриста-бедолагу на берег.

Наслушавшись рассказов местных, мы плотину обнесли

Тут мы поняли, почему вокруг нас при подходе к плотине был такой ажиотаж. Пока мы перетаскивали байдарки и груз, нам рассказали в подробностях о том, как проводилось вызволение и показали фотокарточку молодого грузина, который забросил спасительную верёвку на лодку. Все встретившиеся нам в походе грузины были отзывчивыми людьми. Они нас радовали своей детской непосредственностью и добротой. Но они никак не могли понять, для чего мы подвергаем свои жизни опасности?

Пройдя 5 перекатов, дюкер под железнодорожным мостом с трубопроводом и валом, в 7 часов вечера мы встали перед навесным мостом у деревни Квиштехи на ночь. От реки шёл сильный шум. Течение было очень стремительное, и бурлящая вода имела тёмный цвет из-за поднятого течением песка и лёсса.

4 мая в половине десятого утра вышли. Через полтора часа прошли деревню Ахалсопери. Река идёт несколькими руслами. Скорость течения очень большая, поэтому за 2 часа без приключений прошли большое расстояние. За одним из поворотов издали стал слышен постоянно усиливающийся шум, впоследствии перешедший в грохот. Причину его мы долго не могли понять. Приблизившись, увидели, что над потоком крутится толстый трос, скрученный из нескольких металлических лент – остаток разрушенного подвесного моста. В средней части реки он доставал до воды. Когда вода касалась троса, он постепенно раскручивался наподобие того, как девочки раскручивают скакалку, и превращался в крутящийся ротор. Когда мы увидели эту разрушающую всё на своем пути конструкцию, время для ухода от неё у нас ещё было. Мы кинулись к высокому берегу, туда, где между водой и тросом оставалось расстояние, и, с вытаращенными глазами, быстро миновали это место. Если бы байдарка с людьми попала под этот ротор, порубало бы всё: и байдарку, и людей. Пройдя еще немного, в половине третьего, после впадения реки Большая Лиахви, мы остановились перед вторым мостом в городе Гори и встали прямо у набережной. Здесь встретили группу байдарочников из Волгограда во главе с Калерием Кутняшенко.

Подошли к Гори

Несмотря на то, что практически весь день шёл небольшой дождь, мы пошли на экскурсию в дом-музей И.В. Сталина. Город Гори – его родина.

Идём в музей И.В.Сталина

В музее было выставлено много подарков, которые подарили вождю трудовые коллективы из всех республик СССР, различные зарубежные делегации и отдельные мировые знаменитости. За музеем тщательно следили и ухаживали. Грузины всегда очень уважали и любили товарища Сталина независимо от любых политических изменений в стране.

Потом посмотрели парк, поговорили с ребятами из Волгограда и вышли по реке в дальнейший путь. Река, не снижая уровня, продолжала бурлить, и скорость течения составляла 18 км/ч.

Встали на ночь на правом берегу, напротив поселка Уплисцихе. Лагерь устроили на террасе, на территории небольшой турбазы, находящейся рядом с входом в пещерную церковь Кахрели. Перед нами здесь стояла группа москвичей с двумя байдарками. Встретившиеся нам ранее калужане, идущие от Двири до Гори, сошли с маршрута.

Вечером 2 человека из нашей группы ушли в посёлок и долго не возвращались. Мы уже начали беспокоиться за них, и вот в сумерках, на противоположном берегу реки, увидели свет фар автомашины. Машина, а был это старый "Запорожец", подошла к узкому подвесному пешеходному мосту, въехала на этот мост и стала двигаться к нам. Мы не поверили своим глазам –  так мог сделать только кто-то невменяемый или сильно пьяный. Машина благополучно переехала мост, и из неё вышли наши смущённые коллеги и два молчаливых взрослых грузина. Они были трезвыми, как стеклышко. Оказывается, этим грузинам просто очень захотелось познакомиться с нами.

Наш лагерь напротив города Уплисцихе

Проход к пещерному храму идёт тоже через пещеру

Пещерный храм

Над храмом стоит православная церковь

Пещерный храм не выдерживает времени

В одном из залов храма

Это были два скромных и тактичных местных жителя, очень стеснительных. Посидели они немного, послушали наши разговоры, от угощения и ночёвки категорически отказались и тёмной ночью, по тому же самому мосту над грозно бушующей рекой, тихо уехали.

На следующий день мы решили устроить днёвку и познакомиться с посёлком Цилисцихе. Перешли через тот самый навесной мост и пошли в пещерный храм.

Вид с горы с пещерным храмом на город Уплисцихе

Видимо, мы попали в посёлок в День поминовения. Впереди нас по дороге шла большая семья. Возглавляли её две маленькие девочки, которые несли на руках большого красивого связанного петуха. Шли они, как и мы, в пещерный храм. Эта семейная процессия зашла в пещеру, а мы сначала остановились у храма, а потом тоже зашли в него. Этого делать было нельзя, но местных обычаев мы не знали. Внутри располагалась центральная пещера, у которой по бокам имелись ответвления в виде самостоятельных, достаточно больших пещер. Почти в каждой боковой пещере находилась группа людей, видимо, это были отдельные семьи, и горели костры. Там, среди прочих действий, приносили в жертву петуха. Когда пришедшие в пещерный храм местные жители нас увидели, то замахали руками, требуя, чтобы мы покинули это место, что мы с извинениями и выполнили. Мы сделали вывод: прежде чем куда-либо заходить, надо расспросить о местных обычаях, а лучше получить приглашение от хозяев.

И вот, возвращаясь назад, мы стали заложниками грузинского гостеприимства. Буквально каждый житель посёлка приглашал нас зайти в дом и выпить с ним домашнего, самого лучшего во всей вселенной вина. Мы спешили и пытались отказаться, но не тут-то было – традиции надо было уважать. В результате мы выпили не менее 8 литров прекрасного Саперави, а некоторые попробовали и чачу.

6 мая в 10 утра вышли. Вскоре прошли мимо разрушенного водой моста. Поперёк остатков моста лежали какие-то его части. Бурный поток врывался в эту преграду и представлял собой солидный порог. Прошли его с предварительной разведкой.

Проходим разрушенный мост

Вид сверху, с остатков моста

Вскоре после этого порога характер долины изменился: река стала полноводнее, русло шире.

Пороги кончились

Скоро город Мцхети

Конец маршрута

Через час пришли в древнюю столицу Грузии – Мцхета. В течение этого часа шли вдоль крутых скальных обрывов, заканчивающихся вверху широкими площадками. На этих террасах, возвышающихся на высоте не менее 50 метров, стояли дома. У каждого дома над обрывом было установлено по деревянной будке-туалету, как метко сказал артист Папанов, "типа "очко", поэтому, опасаясь неожиданностей, шли мы по самой середине реки. В одном месте увидели на берегу менее крутой спуск и остановились. Поднялись по круче на дорогу и сразу же, перед автодорожным мостом, встали на правом берегу, в 300 метрах от турбазы.

Город Мцхети. Река перекрыта плотиной, объезда нет

Мы зашли на территорию турбазы, которая ещё не работала, нашли сторожа, который, по-моему, был и директором, показали ему маршрутную книжку, после чего он безо всяких возражений и условий поселил нас в летний одноэтажный корпус, показав, куда нужно положить ключи, когда будем уходить.

С нами вместе на территории турбазы остановились четверо старичков в возрасте около 70 лет: двое мужчин и две женщины. Устроились они в своих палатках рядом с жилым корпусом и рассказали нам, что каждый год дикарями летом ходят по интересным местам и уже побывали в разных городах. Они все из разных мест и перед походом списываются. Очень тщательно изучают интересующий их район, исторические места и культурные объекты. Мы им позавидовали.

7 мая утром все вещи сложили в сарай, отдали ключ сторожу и отправились на электричке в Тбилиси.

Вид на Тбилиси с горы Мтацминда

Храм при Пантеоне

Из Мцхеты в Тбилиси ходят в день 13 электричек и поездов. В Тбилиси прогулялись по проспекту Руставели, прокатились на фуникулере в Пантеон и далее в парк, на гору Мтацминда, откуда открывается вид на весь Тбилиси, сходили в Государственный исторический музей Грузии и в Художественный музей. В музее посмотрели интересную выставку кукол, одетых в национальные одежды. На обратном пути в Мцхете сошли у ЗаГЭС.

Над Курой

Слив воды с плотины ЗаГЭС

8 мая опять приехали в Тбилиси, уже с вещами, и в половине пятого вечера на поезде №14 Тбилиси – Москва выехали домой. 9 мая из купе поезда видели проплывающие мимо Ростов-на-Дону и Харьков, а 10 мая в 11.00 приехали в Москву и почти в полночь на поезде №211 приехали в Горький.

Впечатление от похода мы все, за исключением Валеры Славко, получили необыкновенное. Он, конечно, тоже с интересом воспринимал все события, но впечатление «смазалось» аварией байдарки. Позже, при упоминании о Куре, он всегда недовольно морщил лицо и ругал её грязную воду. А вода в весенней Куре, действительно, была рыжего цвета от поднятого потоками песка и лёсса, но биологически чистая. В ней рыбаки ловили круглыми сетками какую-то особо ценную, мелкую, но вкусную рыбу.

Дополнительная информация
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании