Весенняя Сакмара - 2013

Информация об авторе
Борис Котельников
Нижний Новгород
Дата регистрации: 24.05.2011 08:12:09
Предыдущий визит: 21.10.2016 08:30:59

Автор: 
Регион:Южный Урал
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 2 усложнённая
Рассказ с элементами отчета о байдарочном походе по реке Сакмара (Южный Урал, Республика Башкортостан), 30.04-12.05.2013 г.

Туман на реке

Рассказ с элементами отчета

о водном походе по р. Сакмара

2 с элементами 3 категории сложности

 

30 апреля – 12 мая 2013 г.

 

 

Автор: Борис Котельников

 e-mail: kotelnikov180@mail.ru 

 http://vk.com/boris_kotelnikov

 

  г. Нижний Новгород 

 


 

«Нет такого места – «далеко»

Ричард Бах

 

ПАСПОРТ МАРШРУТА

 

Район похода: Южный Урал, Республика Башкортостан

Нитка маршрута:

г. Нижний Новгород – г. Уфа - дер. Юлдыбаево – дер. Малоюлдыбаево – пор. Ложный Яман-Таш – пор. Яман-Таш – пос. Верхнегалеево – пор. Баракал – ур. Гранатовая Долина – пос. Янтышево – г. Уфа – г. Нижний Новгород

Протяжённость маршрута (активная часть): 116 км

Сроки проведения похода: 30 апреля – 12 мая 2013 г.

Дней на заброску/выброску: 4

Количество дней активного маршрута: 8

Вид туризма: водный

Категория сложности: вторая с элементами третьей

Как будто и не расходились, и не было ни зимы, ни межсезонья с мучительным ожиданием Большой Воды. Снова Московский вокзал, традиционное место сбора «под люстрой», горы барахла и ожидание дороги... Только ряды поредели. Кто-то не смог взять отпуск, кто-то растит детей, а кто-то занимается переездами. Так что в этот раз нас только четверо.

 Участники похода:

Борис Котельников

Борис Котельников

Идеолог сплава, медик, фотограф, летописец, завпит

Сергеич

Иван Ворошин (Сергеич)

Лоцман, главспирт, транспортный агент, начальник дипломатической службы

Участники похода. Александр Гарусов

Александр Гарусов

Видеооператор, рыбак, завклубом, капитан Т-2

Сергей Пономарев

Сергей Пономарев

Костровой, гитарист, заведующий связью

 Впрочем, некоторые участники похода до сих пор утверждают, что нас было пятеро. И в их словах есть доля истины, ибо, объективно, в этом отчете будет присутствовать и еще один персонаж. Но о нем чуть позже.

 Итак, для весеннего сплава был выбран новый для большинства участников район. Южный Урал, Республика Башкортостан.

Для меня лично, на выбор района путешествия, повлияли и рекомендации моих родителей. Они ходили по Сакмаре в 1986 году и оставили об этой реке самые восторженные воспоминания. Теперь история должна была сделать новый виток!

Суда сплава – два «Каньона-Соло» (мой и Сергея Пономарева), «Таймень-2» (Иван Ворошин и Александр Гарусов).

 Скалы  Скалы

 Берега Сакмары

О районе путешествия.

Сакмара (общая длина 798 км) - правый, самый крупный приток реки Урал - берет начало на восточных склонах южной части хребта Уралтау. Верхнее течение Сакмары, по которому проходил маршрут, имеет в целом меридиональное направление; река здесь течет параллельно Уральскому хребту, преграждающему доступ влажных северо-западных ветров в бассейн реки Урал. С востока Сакмара закрыта хребтом Ирендык. Климат этих районов очень засушлив. В межень верховья Сакмары маловодны, поэтому сплавляются по этой реке обычно в мае - первой половине июня, когда высокая вода облегчает преодоление каменистых перекатов.

Сакмара имеет характер полугорной реки. Широкая долина с пологими лесистыми склонами и луговыми террасами сменяется узкими каньонообразными участками там, где река пробивает себе путь через Зилаирское плато. До устья правого притока - Урман-Зилаира немало порогов и перекатов.

 Варианты подъезда и отъезда

Вариантов заброски из Нижнего Новгорода до точки старта – с. Юлдыбаево – несколько. Вот основные:

1)  Поезд «Санкт-Петербург – Уфа», до Уфы (ходит 1 раз в 2 суток, отправление в 16:48, в пути 28 часов, прибытие в 22:38 по московскому времени). Далее – пересадка на поезд «Уфа – Сибай», до Сибая (отправление в 0:20, в пути 12 часов, прибытие в 12:31). От Сибая до Юлдыбаево ходят автобусы, а также легко найти частника.

2)  Поезд «Санкт-Петербург – Уфа», до Уфы. Далее – на нанятом автотранспорте до Юлдыбаево (440 км).

 Мы остановились на втором варианте. Сергеич в начале апреля заключил договор с предпринимателем А.М. Усмановым, который и предоставил нам транспортные услуги своего предприятия. Дорогу «туда», соответственно, оплатили заранее, безналом.

Выписка из прайса (пассажирская «Газель»):

г. Уфа, ЖД вокзал – Зилаирский р-н, с. Юлдыбаево - 10 120 рублей

Хайбуллинский р-н, с. Янтышево – г. Уфа, ЖД вокзал - 10 780 рублей

Контакты диспетчера: 89608005445, Диля

Как выяснилось, можно напрямую договариваться с водителем, так выйдет дешевле: 89173779374, Рамиль.

Как ясно из вышесказанного, дорога обратно выглядела так: автотранспортом до Уфы, далее поездом до Нижнего Новгорода.

По поводу возможной аварийной выброски. Ближайший от Юлдыбаево населенный пункт с пассажирским сообщением – Янтышево (ходит автобус до Кувандыка). Теоретически, сойти возможно и в других селах...

 Определяющие препятствия маршрута:

Порог Ложный Яман-Таш

0,4 км

2 к.с.

Несколько последовательных небольших сливов в центре русла, после одного из сливов поток идет на огромный камень, затем – шивера. Высокая скорость течения, прижимы к скалам.

Порог Яман-Таш

0,7 км

3 к.с.

Порог, состоящий из 4 ступеней. Высокая скорость течения, сложная линия движения с пересечением струи.

Шивера Питекантроп

0,35 км

2 к.с.

Мощная шивера с сильным течением длиной около 350 м. На входе много больших надводных и подводных камней, валы.

Порог Баракал

0,3 км

2 к.с.

Слив водопадного типа с перепадом около метра. Перед сливом – шивера в повороте реки вправо длиной около 300 м.

 Примечание: на самом деле, порогов и шивер, заслуживающих внимания (по крайней мере, при прохождении реки на байдарках) значительно больше. Первую часть маршрута вообще такие препятствия, с неплохими валами, косыми бочками и обливными камнями в русле, встречаются буквально на каждом повороте. Пришла мысль, что в Карелии многие из этих препятствий непременно были бы именными!

 Дневник похода

 День первый.

30 апреля 2013 г., вторник.

 Мы все-таки взяли отпуска и вырвались из города! Кто-то сумел убедить начальство в необходимости внести личный вклад в развитие туризма в отдельно взятом государстве, кому-то пришлось раздавать брошюры про толерантность… Так или иначе, мы уже едем в поезде навстречу уральским горам, бурным порогам и ветру свободы!

Первый день совпал с днем рождения Саши Гарусова, а потому стол начал сервироваться, едва только мы рассовали многочисленные рюкзаки по полкам. Хорошо едем! Правда, с проводницами нам, как всегда, не повезло. Два цербера в форме РЖД ненавидели туристов настолько сильно, что даже Дейл Карнеги, погрузись он в наш 5-й вагон с рюкзаком и веслом, был бы бессилен перед их решительным  напором. Пятый член команды, извлеченный из рюкзака Сергеича, тоже не смог снискать симпатий вагоноправительниц. Кстати, я обещал познакомить читателей с нашим пятым элементом. Знакомьтесь, вот он - говорящий обезьян Питекантроп.

Обезьян Питекантроп В поезде с Питекантропом

Говорящий обезьян Питекантроп. На правой фотографии Сергеич и Саша готовятся знакомить вагоноправительниц с Питекантропом.

 Сей славный обезьян был приобретен нами в «Детском мире» незадолго до отъезда. Изначально, обезьян носил имя Хомяк, но позднее, после прохождения шиверы Питекантроп, он был наречен именно этим гордым именем. В качестве Питекантропа он и будет фигурировать в этом повествовании.

Когда мы поняли, что контакт с проводницами не заладился, Питекантроп стал принимать самое деятельное участие в освоении жилого пространства. На реплики проводниц «Где квитанции на багаж?» он писклявым голосом вопрошал у них же «Где квитанции на багаж?». Когда мы шли за чаем, именно Питекантропу принадлежала привилегия последним произнести «Четыре чая, пожалуйста!». А когда проводницы особенно громко голосили, что Башкортостан не резиновый, чтобы вмещать в себя столько туристов, Питекантроп, подученный старшими товарищами, блажил на весь вагон «Слава РЖД!».

 

 День второй.

1 мая 2013 г., среда.

  День прошел за ленивым перебрехиванием с проводницами и короткими вылазками на станции во время стоянок. Точно по расписанию, в пол-одиннадцатого по московскому времени, прибываем в Уфу. Еще из поезда созвонились с водителем и договорились, что он нас встретит у вагона. Так и вышло. Рамиль встретил нас криком «Здравствуйте, туристы из Нижнего Новгорода!» и лучезарной улыбкой, и даже принял самое деятельное участие в перетаскивании барахла через подземный переход к автостоянке. Его слегка удивило, что нас только четверо.  Позже Рамиль рассказал, что майские праздники – весьма горячее время для уфимских водителей. Набитые под завязку ГАЗели (весьма уважаемый здесь транспорт!) курсируют по всему Башкортостану: Зилим, Белая, Нугуш, Инзер… В столь «урожайное время» сидеть за рулем без сна водителям приходится по 20-30 часов. О том, насколько это опасно или безопасно, нам еще предстояло немало подискутировать… А пока Рамиль, рассказывая о достопримечательностях Уфы и красотах (и красотках!) Башкирии, вез нас к пункту назначения. Поужинав в придорожном кафе, завалились спать на сиденьях. Саша свил себе гнездо на рюкзаках под потолком микроавтобуса. Конечно, спать не очень уютно. Передвигаться медленнее, чем 100 километров в час среди местных профессионалов частного извоза считается дурным тоном. Отсутствие хороших дорог не смущает. В полудреме обратили внимание, что наш гостеприимный водитель передал руль своему напарнику. Еще через пару часов проснулись от того, что Рамиль, в свою очередь, будил заснувшего за рулем напарника… Мы были в долях секунды от падения в кювет. Правда, обоих водителей сей факт очень веселил. «Выспались?» - поинтересовался у своих пассажиров Рамиль. Выспаться, разумеется, не получилось, но оставшуюся часть дороги уже никто не спал. За окном лил дождь…

 Лирическое отступление № 1. О Башкортостане и его жителях. 

Древние башкиры

Примерно так выглядели древние башкиры 

Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерально округа. Коренное население – весьма самобытный, загадочный и симпатичный народ - башкиры. Впрочем, сами они предпочитают называть себя башкортами. Говорят, что этот этноним происходит от ногайского «башкурт» – главный волк. Дескать, жил в былое время некий предводитель, прозванный за смелость, мужество и прочие достоинства почетным для башкир именем Волк. И в честь этого Волка-предводителя пошло название всего народа.
Первое упоминание о башкирах было обнаружено в записях Геродота, который называл башкирский народ аргиппеями, что с греческого языка переводится как “люди, которые живут у подножия гор”. Геродот отмечает миролюбивость и мудрость башкир: он пишет, что агриппеи всегда были сторонниками мирного решения всех возникающих между соседями противоречий. С его слов, любой странник, попавший к агриппеям, найдет для себя безопасное пристанище и будет пользоваться всеми благами своих хозяев до тех пор, пока сам не захочет уйти. Забегая вперед, скажу, что башкиры действительно весьма доброжелательны. Среди местного населения мы встречали чаще доброжелательное, иногда – равнодушное, но никогда – враждебного или агрессивного отношения к туристам.
По вероисповеданию башкиры – мусульмане-сунниты.

 

День третий.

2 мая 2013 г., четверг.

Около 5 утра по московскому времени (разница во времени здесь составляет +2 часа) прибыли в Юлдыбаево. Дождь не прекращал лить, в связи с чем мы высадились на левый берег Сакмары, под мост. Здесь находится удобная площадка для сбора плавсредств, утрамбованная поколениями туристов. Еще одна удобная площадка – на правом берегу. Здесь же располагаются на ночлег группы, которые приехали затемно. Так, к моменту нашего приезда, на правом берегу стояло несколько палаток. Через некоторое время оттуда вылезли туристы, которые принялись готовить завтрак и собирать уже наполовину собранные накануне катамараны.

Собираемся довольно быстро – дождь не располагает к долгой возне. Время от времени к нам подходят местные жители – интересуются маршрутом и средствами сплава. Уважительный интерес рыбаков вызывают «Каньоны». Щупают борта, дно, цокают языком. Вообще, сплавляются по Сакмаре в основном на катамаранах. Значительно реже – на каркасных байдарках. И совсем редкий гость в этих краях надувастики. Совершенно зря, кстати. Впервые опробовав «Каньон» в порогах, я остался в восторге. Об этом еще будет написано ниже.

 Первый день. Бррр!

С первого дня сплава практически нет фотографий. Вот одна из немногих. Бррр!

Около 7 часов по московскому времени отчаливаем. Река радует нас весьма динамичным началом. Быстрое течение, многочисленные перекаты… Просто сказка! Время от времени (буквально с первых минут сплава!) встречаются «слаломные» участки. А дождь все идет… Засоряем радиоэфир криками: «Крым! Курорт! Здравница!».

Первый именной порог также предстоит в первый день. Это Ложный Яман-Таш. Порог представляет из себя слив с камнем посередине русла. Проходим справа от камня, далее уходим к левому берегу и лавируем между обливняков. В пороге есть несколько косых бочек, которые придают дополнительную остроту ощущениям. Ложный Яман-Таш идем без осмотра, прохождение не составляет особой сложности. Впрочем, при желании кильнуться можно и здесь. Уже вернувшись в Нижний Новгород, прочитали в отчете самарско-казанской группы, проходившей маршрут вслед за нами на «Тайменях», следующее: «Дошли до порога ложный Яман-Таш. Тут произошли первые два оверкиля (переворота плавсредства, то есть байдарок). Сначала Сергей Ш. с Андреем Б., а потом и мы с Валей кильнулись. После чего решили впредь быть более внимательными и не киляться…». Впрочем, общий их вывод о маршруте был сформулирован так: «Вернулись... Радует, что все живы... Был сплошной экстрим. Маршрут не пройден, сошли на половине. Вода высокая. Река не для байдарок "Таймень". На четыре экипажа шесть оверкилей (переворотов). Одна байдарка разбита вхлам…».

 На левом берегу, прямо напротив Ложного Яман-Таша, неплохая стоянка. На ней расположилась группа катамаранщиков, мы даже пытались с ними разговаривать, но шум порога перекрывал наши голоса…

После прохождения порога, принимаем решение искать место для стоянки: очень не хотелось влетать в Яман-Таш, который, судя по описаниям, был уже недалеко, и, безусловно, требовал осмотра, в проливной дождь и, вдобавок, после бессонной ночи.

Лагерь разбиваем под девизом «Все в баню!»: выбросив вещи в гермах на берег, быстро, на веслах, растягиваем походную баню. Уже в бане, получив защиту от  дождя и ветра, не спеша сбрасываем с себя сплавное, перекусываем и принимаем профилактические «наркомовские». Далее ставятся палатки, и мы заваливаемся спать под барабанную дробь дождя. Московское время – около 11…

Около 18 дождь прекращается. Разводится костер, готовится ужин. Рядом с нами встает на ночь одинокий путник на «Рыси». Следующие серьёзные пороги будем идти параллельным курсом – путешествуя один, он рассчитывал на страховку со стороны соседних групп.

Ночью – снова дождь и гроза.

 

 День четвертый.

3 мая 2013 г., пятница.

Мороз, ударивший под утро, был неожиданностью. Байдарки и палатки покрыты инеем, а скопившаяся на крыше в бане вода превратилась в кусок льда. Чай в котле также был схвачен ледяной коркой. Саша в зимней куртке важно позирует с льдинами в руках для фотоотчета, а я, опрометчиво оставивший в целях экономии места и веса большинство теплых вещей в городе, переползаю с кружкой кофе в руках с камня на камень в поисках места под солнцем. Буквально час – и солнце встает над горами! Заметно припекает, но откровенной жары нет – вместе с солнцем появляется и ветер, который не дает расслабиться.

Кто заказывал виски со льдом? Шивера ниже Ложного Яман-Таша

Второй день сплава. Саша позирует со льдом в руках. Шивера, напротив которой мы ночевали.

Отчаливаем около 11 по московскому времени. Фотографируемся на фоне красивой скалы при прохождении шиверы, напротив которой, собственно, и вставали на ночь. Вместе с нами отходит и владелец «Рыси». Идем по долине Сакмары. Много красивых скал, на обоих берегах встречаются кошары. Есть несколько интересных перекатов.

Осмотр порога Первая ступень порога Яман-Таш

Первые ступени Яман-Таша. Осмотр и прохождение

Вниз по течению

Полтора часа гребли – и мы подходим к порогу Яман-Таш. Шум порога слышится при подходе к резкому левому повороту. Зачаливаемся также к левому берегу. Впрочем, тропы осмотра есть по обоим берегам. Можно детально осмотреть весь порог. Долина Сакмары здесь резко сужается, русло загромождено грядами и крупными валунами. Порог Яман-Таш, собственно, это каскад порогов. Состоит из 4 ступеней, разделённых участками относительно спокойного течения. 1-я и 4-я ступени – самые простые, 3-я – самая сложная. 1,2 и 4 я ступени проходятся по общей схеме: вход по левым берегом, далее уходим к правому берегу.

Первая ступень представляет собой слив на левом повороте реки. После слива поворачиваем направо, чтобы не попасть на большие камни около левого берега. За камнями зачаливаемся на правый берег.

Яман-Таш, 2 ступень Вторая ступень порога Яман-Таш

Вторая ступень. Прохождение.

Вторая ступень – средней величины слив. Ближе к правому берегу большой камень. Есть два варианта прохождения: либо слева от камня – широкий слив с поворотом, либо справа – узкий прямой слив. Второй вариант требует большей точности маневрирования. Мы воспользовались вторым способом. После прохождения ступени зачаливаемся к правому берегу. Есть также вариант зачалки к левому берегу. Впрочем, на левом берегу практически всегда стоят одна-две группы. Это место используется каякерами для тренировок. Здесь же традиционно дежурит подразделение МЧС Башкирии.

Страховку осуществляем с берега и с воды.

Слив на третьей ступени Яман-Таша Порог Яман-Таш. Прижим к скале на третьей ступени

Третья ступень Яман-Таша. Слив (слева) и прижим к скале (справа).

Ниже - прохождение третьей ступени.

В пороге Яман-Таш Яман-Таш. Третья ступень.

Третья ступень самая сложная. Представляет из себя серьёзный слив с мощным прижимом к скале на правом берегу. На скалу можно забраться, здесь же – удобная точка для осмотра ступени и фотографирования. На скале установлен памятник погибшему воднику. Слив продолжается шиверой с большими перекатами. Зачаливание после ступени осложнено камнями и мелями возле берега, поросшего густыми зарослями. Поэтому заранее принимаем решение сразу же проходить следующую ступень.

Четвёртая ступень – большой перекат на выходе из шиверы за третьей ступенью. Особых сложностей для прохождения не представляет. В конце порога - большой обливной камень, который плохо заметен с воды. Далее – большое улово. Пройдя ступень, зачаливаемся на поляну перед именной скалой Питекантроп. Под скалой также стоят несколько групп. Здесь же есть ручей с чистой водой.

Скала Питекантроп

Скала Питекантроп.

Привал неподалеку от Староякупово Первые попытки рыбалки

Стоянка ниже Питекантропа и первые попытки изловить рыбу

На самой скале – табличка с именами двух погибших водников. Это еще одно напоминание о том, что осматривать 2 и 3 ступень порога необходимо, причем, на мой взгляд, как для байдарочных групп, так и для владельцев катамаранов. Кстати, у Владимира Веткина в книге «Водные походы: как управлять уровнем их опасности» можно прочитать о несчастных случаях на Яман-Таше с человеческими жертвами (разбор ЧП и анализ причин прилагаются).

Переведя дыхание, входим в шиверу Питекантроп. Идем без осмотра. Теоретически, её можно осматривать с левого берега (со скалы). Здесь русло Сакмары делится каменистым островом на две протоки. В шивере очень много обливных камней, приходится заниматься достаточно жестким слаломом. Несмотря на все усилия, всех (и «Каньоны», и «Таймень») пару раз хорошо прикладывает бортом о камень. Однако, в целом, особых проблем прохождение шиверы не вызывает.

Пройдя Питекантроп, зачаливаемся на левом берегу. На нашу маленькую группу не требуется много места, а потому решаем встать на ночь прямо здесь. Прохождение Яман-Таша и Питекантропа, с осмотрами, выставлением страховки и перекурами, заняло около 4 часов.

Сооружаем очаг, готовим обед, обсуждаем события дня. Саша убегает ловить рыбу. С дровами проблем нет. Топор даже не достаем. Дрова ломаются о камни или, собственно, камнями же. Это придает особенное звучание названию скалы Питекантроп, в непосредственной близости от которой находилась наша стоянка.

Пригретые солнцем, вылезают клещи, которые здесь везде – на траве, на камнях. Их действительно очень и очень много, но, в отличие от клещей средней полосы, они весьма упитанные и медлительные, именно поэтому мы успевали их вовремя снимать с себя. Все изловленные кровососы были приговорены, в нарушение Женевской конвенции об обращении с военнопленными, к высшей мере социальной защиты.

 Лирическое отступление № 2. Топонимы Башкортостана.

Географические названия Башкортостана отражают главным образом реальные и характерные признаки природных объектов. Вот подборка слов, часто входящих в башкирские топонимы:

Аксарлак - чайка

Алтын - золото

Агас – лес, дерево

Ак – белый, праведный, душевный

Бай – господин, знатный, богатый

Балык - рыбное

Гуш (кош) - птица

Джабык (жабык) – закрытый

Елан – змея

Елга - река

Илек – косуля, дикая коза

Карагай - сосна

Кул – озеро

Нур – свет, сияние

Сабак – название рыбы плотвы

Тау – гора

Таш - камень

Тюба, тоба, тубе – род

Ус – три

Яман – дурной, злой

Таким образом, порог, который мы прошли сегодня – Яман-Таш – называется не иначе, как «Дурной камень». Что ж, камней там действительно хватает!

Что касается названия самой реки – Сакмары (местные жители объяснили, что ударение делается на второй слог), то единого мнения у исследователей нет. Одни считают, что название реки  состоит из двух частей: тюркское «сакма» - тропа, дорога, а вот вторая часть названия – «ра» - возможно является древним индоиранским элементом и означает «вода», «река». По другим источникам, «мара», в переводе с иранского, означает «большая вода». Еще одна версия, заслуживающая внимания: «сакмара» - «овечья река». От «сху» - «овца», «маара» - «большая река». Во время сезонных миграций с юга на север, на берегах Сакмары сосредотачивались огромные овечьи стада, пригоняемые кочевниками. Здесь, на берегах Сакмары, они находили хорошие пастбища, водопои и прекрасные условия для ягнения. Ну а для рассказа у ночного костра нашел такую версию: Сакмара - «река, находиться на которой нужно с опаской». В свое время земли к востоку от Сакмары часто подвергались набегам кочевников, отсюда и название.

 

 День пятый.

4 мая 2013 г., суббота.

 Подъем - около 9 по московскому времени (мы вообще, не сильно заморачивались с переходом на местный часовой пояс и продолжали жить в привычном ритме; так значительно проще!). Завтракаем и выходим, предварительно приготовив пустые бутылки. Дело в том, что вечером Саша ничего не поймал (кроме нескольких десятков клещей на штаны), но зато заприметил ручей с чистой водой. Конечно, мы не могли упустить такую возможность пополнить свои питьевые запасы!

Скалы у Староякупово

Скалы напротив Староякупово

Дальше следует довольно интересный сплав: спокойные участки чередуются с бурными перекатами. Часа через два доходим до деревни Староякупово, расположенной на левом берегу. По берегам – стада коров и отары овец. Сопровождают стада конные пастухи. Встречаются рыбаки. Саша пытался вступить в контакт с несколькими из них, но, запутавшись в местном диалекте, отчаялся выведать какие-то полезные рыбацкие сведения, и в дальнейшем весь поход при контактах с местными жителями ограничивался лишь жестикуляцией и общими выражениями типа «Дружба – фройндшафт!».

Как следует из отчетов, в большинстве деревенек есть сельпо. Правда, с очень скромным, я бы даже сказал, специфическим ассортиментом. Цитата из отчета оренбуржских байдарочников: «Пока готовился обед, был совершен поход в деревню Староякупово с целью простановки отметки о прохождении в маршрутной книжке. Поход не увенчался успехом, поскольку ни почты, ни милиции, ни сельсовета, ни какого-нибудь другого государственного учреждения, имеющего печать, в деревне нет. В магазине продается только водка и карамель. Хлеба нет…»

Через некоторое время после Староякупово справа в Сакмару впадает Крепостной Зилаир. Он впадает в Сакмару напрямик через своеобразные "ворота", пробитые в скале.

Во второй половине дня ветер меняется на «вморду-винт»… Это заставляет скорректировать скорость передвижения группы. До этого дня мои впечатления о купленном накануне похода «Каньоне-Соло» были только восторженные. Вес – отлично! Маневренность – твердое «пять»! Бедренные упоры – просто супер! Самоотлив – выше всяких похвал!  Встречный ветер вносит свою ложку дегтя в бочку меда. Экипажу «Тайменя» приходилось долго ждать «Каньоны»… Вроде, и движение есть, но прогресса как-то не видать! Постоянно проходим небольшие шиверы, на некоторых поворотах ощутимые прижимы.

Гребем в таком ритме пару часов, после чего, после очередного бурного переката, встаем на правом берегу напротив горы Эльмак, расположенной, соответственно, на левом.

Скалы

Заметки на полях Первый улов

Стоянка. Каждый был занят своим делом. Пока не появился йети!

Очень симпатичное место, правда, с обильными следами пребывания конского табуна.

Вечером наблюдаем зрелище, ненадолго выведшее нас из состояния душевного равновесия. По скале, расположенной на противоположном берегу, зигзагообразными скачками передвигалось некое длинноволосое живое существо, идентифицированное наспех созванным военным триумвиратом как йети (триумвират состоял из меня, Сергеича и Саши; Серж Пономарев завалился спать). Сомнения в истинности нашего предположения чуть было не заставили меня отдать команду прекратить выдачу спирта экипажам, однако вопрос разрешился сам собой. Спустившись с горы (по-прежнему, скачками), длинноволосое существо обернулось участником студенческой команды катамаранщиков, которые встали на левом берегу на ночь метрах в пятистах выше от нас. Сосед, на наших изумленных глазах, омыл различные части тела сакмарской водой, помахал нам рукой, и поскакал к себе в лагерь…

 Лирическое отступление № 3. О батырах (используется как дидактический материал для рассказа у костра).

Конные пастухи, которых мы встречали днем, были весьма колоритны. Для завершения портрета им не хватало самого известного башкирского оружия – лука. Согласно башкирским традициям, легендам и преданиям, лук непременная принадлежность батыра – башкирского воина и вообще человека, обладающего незаурядной физической силой, отвагой и быстрым умом. По преданию, батырами не становились, а рождались. Для этого было необходимо этакое уникальное происхождение. Например, чтобы матерью была обычная женщина, а отцом – волк или медведь. Впрочем, быть животными могли и оба родителя. В легендах не оставалась без внимания и тема непорочного зачатия – маленький воин мог родиться после того, как мама съела какую-нибудь заговоренную рыбку или яблочко, яичко или зернышко. В крайнем случае, батыр мог появиться из колена старушки или же просто из камня…

 

 День шестой.

5 мая 2013 г., воскресенье.

 Подъем около 9 по московскому. На завтрак балую команду молочной лапшой – блюдом, памятным по пионерским лагерям. Выходим около 11. Экипаж «Тайменя» собирается чуть дольше – Саша регулярно вглядывается вдаль в надежде запеленговать там очередного йети.

Определяющее препятствие на сегодня - порог Баракал.

Через час сплава проходим Аралбеево (слева), далее – Верхнегалеево (также левый берег). Последний населенный пункт запомнился самодельной канатной дорогой через реку и группой катамаранщиков, которые антистапелились на левом берегу. Ниже Верхнегалеево – хутор, пройдя который встаем на перекус.

 Идем с перерывами в гребле, не торопясь – дело в том, что дней на сплав у нас было заложено куда больше, чем того требовал километраж похода. Вот и приходилось иной раз искусственно притормаживать. Время от времени пересекаемся с группой оренбуржцев на катамаранах. Саша снова напряженно вглядывался в лица соседей: а ну как йети узреет?

К порогу Баракал подходим почти одновременно. Ребята на катах идут без осмотра и, конечно, бодро скатываются вниз по течению, кормой вперед, собрав все возможные и невозможные обливняки. Мы же идем на осмотр препятствия и выставляем страховку на правом берегу.

Осмотр порога Баракал В пороге Баракал

Баракал. Осмотр и прохождение

Порог Баракал. Экипаж Гарусов-Ворошин

Есть риск влететь в Баракал неожиданно: он прячется за крутым правым поворотом, начинается с небольшой шиверки, и сложно понять, что это именно он. Точных ориентиров тоже нет: каменистый склон на левом берегу, кустистая терраса на правом… Вобщем, просто нужно быть бдительным.

Порядок прохождения стандартный: сначала «Каньоны», затем – «Таймень». Намечено два варианта прохождения: в узкий проход вдоль обломка скалы на левом берегу (проход достаточно узкий, справа ограничен незаметным с воды обливняком, поэтому идти надо вплотную к скале). Другой вариант – у правого берега, тогда обливняк останется слева. Слив здесь более широкий. Мы опробовали оба варианта. Особых трудностей прохождение порога не вызвало. Сразу за порогом следует большое улово, где легко причалить к правому берегу.

Вернувшись со страховки (совмещенной с фотосъемкой), я был удивлен неприятным сюрпризом, который ждал меня на моем оранжевом «Каньоне». На бортах судна примостилось полтора десятка жирных клещей. Быстро запрыгиваю в лодку и лезу в ближайшую бочку – смывать безбилетных пассажиров. Позднее, на таких же «клещевых» стоянках, «водные процедуры» станут замечательной традицией. «Отправляйтесь на корм рыбам!» - кричал я клещам и зловеще хохотал (прямо как в фильмах про пиратов!).

Метрах в 200 ниже по течению в Сакмару впадает, собственно, река Баракал.

После прохождения Баракала, догоняем оренбуржцев. Они подыскивают место для стоянки, мы заняты тем же. Начинается гонка на выживание! На очередном повороте мы таки вырвались вперед и заняли облюбованный пятачок на правом берегу. Оренбуржцы встали в полукилометре ниже, и место у них было ничуть не хуже, а чем-то даже и лучше…

Симпатичное место стоянки, хорошая погода и гладко пройденный порог способствуют моральному разложению коллектива. Вечер проводим за праздным ничегонеделанием, а Серж даже расчехляет гитару.

Усталый Саша. Здесь связи нет!

Саша возвращается с восхождения за связью

Саша предпринимает вылазку на соседний берег и совершает восхождение на гору в надежде поймать связь. Разумеется, связи нет. Вернувшись на бренную землю, он еще долго почесывается и отряхивается, избавляясь от виртуальных клещей.

Горное солнце обманчиво... Сакмара-2013. Фотографии в отчет.. Фото 20

Героические обгоревшие рожи

Начинаем пользоваться аптечкой – на пару с Сергеичем покрываем обгоревшие рожи слоем «Пантенола», что придает нам весьма угрожающий вид. Ух, держитесь, оренбуржцы!

 День седьмой.

6 мая 2013 г., понедельник.

 Установка на день: немного погрести (только немного, а то пройдем маршрут раньше времени!) и найти стоянку для дневки.

Пакуя вещи, наблюдаем, как стадо коров неторопливо спускается с той самой горы, по которой давеча карабкался Саша в надежде найти связь.

Отходим. Минут через 15 проходим стоянку оренбуржцев, вставших под скалой на правом берегу. Гребем еще немного, и причаливаем у симпатичного ручья на левом берегу. Отличное место для стоянки, с чистой водой, но все-таки нужно прогрести еще немного…

Скалы

А вот еще немного скал. Самозабвенно фотографировал, бессовестно отставая...

Скалы Скалы

На берегах встречаются люди, в основном, рыбаки. На прямых участках приходится бороться с ветром. Продолжаются перекаты. Склоны по берегам становятся ниже и положе, скалы мельче. Проходим д. Сабырово (находится в глубине правого берега). На пастбищах пасутся коровы. На последней излучине выделяется каменистая шиверка, заканчивающаяся порожком. При необходимости, здесь можно организовать стоянки в районе двух ручьёв на правом берегу. Но место людное.

Еще час гребли, и мы, после прохождения интересного порожка, встаем на левом берегу. Симпатичное место у подножия высокой горы, с оборудованным очагом. С дровами, впрочем, как и везде, проблем нет.

Рыба  Рыба

Рыбный день

Снова рыба Уральский суши-бар

Принимаем решение следующий день объявить дневкой. Моральное разложение коллектива продолжается. Серж сжигает свой прохудившийся тельник (церемония сопровождается поднятием государственного флага и исполнением гимна), мы с Сергеичем добираемся до мальвазии, а Саша убегает на рыбалку.

Вечером пару раз принимается капать дождь. В один из таких моментов мимо нас проходит группа саратовцев на нескольких «Тайменях» и одном «Ватерфляе». Невооруженным глазом видно, что ребята опытные, идут по-спортивному. Маршрут начался от Юлдыбаево, на Яман-Таше с одним из «Тайменей» приключился киль.

Саратовцы встают чуть ниже нас на противоположном берегу, и мы, не будучи стесненными понятиями «отбой», «подъем» и «тихий час», всю ночь развлекаем их песнями, шутками и прибаутками.

Саша притаскивает нескольких голавлей, которые тут же зажариваются на сковородке. Вкуснотища! Позируем с палочками, специально прихваченными для этого случая из суши-бара.

 

День восьмой.

7 мая 2013 г., вторник.

 Дневка! С утра каждый находит занятие по душе: Серж спит, Саша снова отправляется на рыбалку, а мы с Сергечем сооружаем кладку для бани.

Однако около 13 по московскому времени начинается сильный дождь…  Поэтому банные процедуры приходится совместить с пережиданием дождя в парилке же. Под дождем мимо нас проходит интересная группа на не менее интересном плавсредстве. Об этом стоит рассказать отдельно.

Плавсредство представляло из себя две «Щуки-3», на которые сверху была привязана деревянная рама. На плавсредстве передвигалось восемь человек и маленькая собачка… Передвижение осложнялось тем, что во время прохождения порогов в нутро «Щук» наливалось немало забортной воды, и судно проседало до такой степени, что его экипаж буквально сидел в реке... В момент, когда мы встретили эту группу, расклад на борту был следующий: несколько человек гребло, несколько мерзло без весел, а еще несколько вычерпывали воду ведрами и котлами. На палубе стояла собака и поскуливала. На предложения о помощи и возможности переждать дождь с нами, мужская часть этой команды ответила гордым и решительным отказом, и ребята скрылись за поворотом. Собака провожала нас печальными глазами и продолжала поскуливать…

Праздное ничегонеделание Дневка...

Дневка. Праздное ничегонеделание

Саша притаскивает несколько крупных голавлей, насаженных на ивовый прут, и собирается было намылиться на новый заход, но коллектив перечеркивает все его планы. Под жестким прессингом общественности он был вынужден достать горелку и печь блины… Дневка же!

Рыбалка в дождь Сашу заставили жарить блины

Саша наловил рыбы, но заставили жарить блины...

 

 День восьмой.

8 мая 2013 г., среда.

 Всю ночь – гроза и ливень. С утра дождь время от времени стихает, чтобы через некоторое время начаться снова… Пакуемся под дождем, под дождем же выходим.

Сплав снова приобретает очертания спортивного: сильный ветер, непрекращающийся дождь, регулярные шиверы и порожки. Красота!

Через 40 минут проходим нефтепровод, сразу после которого – небольшой порожек. На пороге стояли несколько местных рыбаков на двух «Нивах», а вдоль нефтепровода совершал облет местности «Ан-2». 

Входим в узкую долину, которая упоминается в отчетах под именем «Гранатовая».

Проходим вчерашних «Щукарей». Под дождем, они суетливо бегают по берегу и явно заняты ремработами. На правом берегу, под скалой, на невесть откуда взявшейся кровати с железным панцирем, сидят трое башкир, явно начавших праздновать грядущий День Победы. Они сообщают нам, что Янтышево уже близко. Мы в курсе… Нужно искать место для стоянки!

Место находится на правом берегу. Под скалой есть небольшая терраса. Для большой группы встать здесь было бы весьма проблематично, а для нас – в самый раз. Разбиваем лагерь, и, скинув сплавное, греемся в палатке. Сетуем, что на поляне много клещей – после каждой вылазки наружу, притаскиваем с собой по несколько кровососов.

Солнце выглянуло после 12-часового дождя

Дождь закончился, солнце выглянуло!

 Ближе к 18 по московскому времени дождь заканчивается, и, наконец, выглядывает солнце. Оно, конечно, совсем не греет, но мы радуемся ему как дети. Из сушняка разводим костерок, кипятим чай.

 

 День девятый.

9 мая 2013 г., четверг.

 Ночь довольно холодная. С утра наблюдаем туман над рекой. Красотища! Как только встает солнце, выясняется, что клещей на этой стоянке не много, а ОЧЕНЬ много! Они везде. Забираются на гермомешки, спасжилеты, каски, байдарки… Быстро собираемся и, почесываясь и отряхиваясь, отчаливаем.

Туман на реке

Утренний туман

Берега постепенно становятся ниже и положе, течение медленнее, перекаты слабее. Всё чаще встречаются плёсы с сильным встречным ветром. Проходим расположившийся на левом берегу  детский лагерь "Берёзка". В описаниях указывалось, что лагерь заброшенный, но, оглядев лагерь, я, будучи жертвой профессиональной деформации, пришел к совершенно другим выводам. Лагерь действует! Корпуса отремонтированы, спортплощадка свежепокрашена, вокруг чисто и убрано. Думаю, ближайшим летом лагерь примет детей.

Около 14 по московскому времени встаем на правом берегу. Актуальная задача – найти связь. Дело в том, что у нас была договоренность с водителем Рамилем о контрольном звонке при выходе с маршрута. На данный момент контрольного звонка сделано не было: связи нет… Саша бежит на гору в поисках сети (у него свой меркантильный интерес связаться с городом - дюже скучает по зазнобе), но возвращается не солоно хлебавши. Значит, за связью нужно идти в Янтышево. Крыши этого населенного пункта Саша узрел с горы. Правило «кто узрел – тот и идет» не срабатывает, Серж сказывается хворым, а потому идти на разведку вновь предстоит мне и Сергеичу. Невольно вспоминается наш летний марш-бросок в Кузему. Тогда, в карельском походе-2012, при весьма схожих обстоятельствах, мы тоже отправились знакомиться с аборигенами.

«Метров 400 до населенки», заявленные Сашей практически с высоты птичьего полета, на деле оборачиваются 5-6 километрами пешки.

Янтышево (башкирское написание - Йәнтеш)  – село в Хайбуллинском районе Башкортостана. Село мусульманское, есть мечеть. На площади рядом с клубом и мечетью – современная школа.

Удивляет чистота вокруг: улицы и дома очень аккуратные, ухоженные. Отношение жителей к туристам – безразлично-добродушное. Местные жители объясняют нам, что связи здесь практически нет, местами ловит МТС, но есть таксофон, а в магазине продаются телефонные карты. Магазин находится в самом начале центральной улицы села (разумеется, улица носит имя Салавата Юлаева), рядом с автобусной остановкой. Сергеич было радуется табличке «аҙыҡ-түлек магазины» («О, тут много магазинов!»), но выясняется, что магазин тут один, а это лишь башкирское написание…

В магазине есть весь необходимый минимум. Покупаем карту связи, и, наконец, дозваниваемся до Рамиля. Тот радуется, и обещает приехать на следующий день к 16 часам. Нас это вполне устраивает, и мы, с чувством выполненного долга, возвращаемся в лагерь

Там нас ждет сюрприз. Вдохнувшие воздуха свободы Серж и Саша решают устроить праздник живота, и варят некое блюдо не менее, чем из 7 ингредиентов. В котел с ячкой идут сыр, фасоль, тушенка… Экие затейники!

Любопытный теленок Степи  Башкирии

Коровы и лошади

Вечером мимо нашего лагеря возвращается домой коровье стадо. Наблюдаем, как двое маленьких пастушьих собак легко управляют стадом, и даже самостоятельно организуют форсирование реки (одна переплывает Сакмару во главе стада, другая подгоняет отстающих). Пришествие коров роковым образом отражается на вечернем досуге Саши. Дело в том, что он вновь полез на гору за связью, на этот раз с симкой МТС. Увидев коров, Саша, панически боящийся этих парнокопытных друзей человека, совершил тактическую ошибку: решил переждать прохождение вражеского стада на высоте. А коровы все шли и шли… В совокупности, Саше пришлось просидеть на горе часа три. Злые и нечуткие к чужой беде товарищи громогласно ржали в нижнем лагере…

  А еще чуть позже наблюдаем возвращение домой табуна лошадей. Топот стоит такой, что дрожит земля! Очень красивое зрелище! Осторожный Саша снимает его на камеру, спрятавшись, как за бруствером, за упавшим деревом.

 

 День десятый.

10 мая 2013 г., пятница.

 Ночью прохладно – байдарки и палатки снова в инее. Завтракаем и выдвигаемся к Янтышево. Гребем около получаса. На левом берегу местные жители продолжают праздновать День Победы. Мы встаем на антистапель чуть ниже, в устье небольшой речушки, впадающей в Сакмару слева. Удобное место мы разведали еще вчера. Есть поляна для просушки снаряжения, а тропа выводит прямо к автобусной остановке. Еще одно возможное место антистапеля – у санатория «Сакмар», который находится ниже по течению.

Коровы на антистапеле

Коровы на антистапеле

На антистапеле Сашу ждет новое испытание. Любопытные коровы, бродившие по берегу, заинтересовались конструкцией его байдарки, и вплотную обступили «Таймень». Разборка байдарки ускорилась в несколько раз…

Пока сушатся вещи, общаюсь с пожилым башкиром. Он сетует на то, что села (видимо, как и везде) вымирают – молодежь уезжает в город. Вода в этом году, с его слов, не очень высокая. Бывало и выше. Позднее, уже в городе, на сайте «Туризм в НН» с Ильей Батраковым анализировали уровень паводка на Сакмаре в различные годы (по данным Росгидромета). В 2013-м пик паводка 10 апреля - 638. В 2012 году 11 апреля - 593. Также можно наблюдать  огромный разброс максимумов - от 325 в 2006-м до 853 в 2007 году. Разница больше 5 метров. То есть риск попасть на слишком высокую воду присутствует.

Перетащив рюкзаки к дороге, ждем водителя. Ох, ошибались мы, считая, что основные приключения закончились… Дорога в Уфу запомнится нам надолго.

Начнем с того, что еще добираясь до нас, Рамиль сбился с дороги, и поехал не через Юлдыбаево, а через Кувандык. Как известно, от Кувандыка до Янтышево асфальтовой дороги нет, а потому ему пришлось, без карты и навигатора, опираясь на показания местных жителей, пробираться по болотам к точке назначения. Вместо заявленных 16 часов, он въехал в Янтышево в 20. Причем – с противоположного направления и в чей-то огород. Ну да ладно, главное – мы едем!

Янтышево

Янтышево

Около 2 часов ночи с нашей «Газелью» случается нештатная ситуация. Визг тормозов, чье-то ржание, удар... Рамиль умудрился посадить на капот бредущего по дороге лося. Вернее, лосей было два. Водитель решил проехать между ними, и, в итоге, один из них уселся громоздким задом на капот микроавтобуса. Предварительно, парнокопытное исхитрилось лягнуть копытом «Газель» в решетку радиатора. Радиатор оказался пробит… До Уфы – 400 километров. Связи нет. Населенки тоже… Взяты билеты на утренний поезд… А дальше начинается то, что называется экшеном. В течение ночи нам дважды приходилось клеить радиатор (как выяснилось, неплохо держит клей «Тритон», присыпанный табаком), раз в 20 минут останавливаться у горных ручьев и речушек, дабы пополнить запасы воды, которую приходилось заливать с завидной регулярностью… Ладно хоть лось остался жив и успел удрать – Фархад, напарник Рамиля,  достал мачете, и очень порывался освежевать добычу! Честно говоря, надежды доехать вовремя были весьма призрачные… Доехали! Спасибо Рамилю. Было видно, что он действительно старается успеть к поезду…

 

  Дни одиннадцатый-двенадцатый.

11-12 мая 2013 г., суббота-воскресенье.

Ура, мы доехали. Мы в поезде, мы едем домой… О поезде писать особо нечего (разве что упомянуть, что Сергеич сватался к проводнице и дарил ей цветы), так что можно подвести итоги путешествия…

 Сакмара - интереснейшая и красивейшая река, отличный маршрут для весеннего сплава, в том числе семейного и детского! По сложности – одна из самых порожистых рек Южного Урала. Сакмара - это сплав спортивности и "отдыхательного" варианта похода. Четко выраженная сложность (несмотря на плесы) первой части маршрута уменьшается с выходом реки на степные просторы, позволяя больше наслаждаться окружающей природой, но в тоже время быстрота потока и шиверы держат в тонусе. Сплав по Сакмаре дает возможность и порезвиться на порогах, перекатах, и шиверах, и морально отдохнуть, встряхнуться. Сакмара очень подходит для весеннего похода, она разгоняет кровь после длительной зимы, дает возможность почувствовать байдарку, весло, работу в команде. Данный поход готовит команду к более сложному летнему походу.

В то же время, новичков следует выпускать на этот маршрут только после предварительных тренировок и в составе опытного экипажа. Опыт групп, упоминавшихся в начале этого повествования, лишний раз подтверждает эту мысль. Спасжилеты и каски – обязательны. Все пороги проходимы, но выставление страховки и осмотр также необходимы. Преимущество маршрута – относительно простая заброска. Хотя долгая дорога на машине утомляет. Мест для стоянки – хватает, с дровами проблем нет. Река довольно многолюдная. На основных порогах всегда много народа, есть кого попросить, в случае необходимости, постоять на страховке или осуществить видео- фотосъемку. Вода в весенней Сакмаре довольно мутная, но после кипячения не обладает никакими неприятными привкусами и вполне годится для питья. Также питьевую воду можно набирать в ручьях, которые в большом количестве встречаются на маршруте. По ночам холодно. Дополнительные теплые вещи однозначно не будут лишними. Клещей очень много, рекомендуется сделать прививку от клещевого энцефалита.

Цель, поставленная командой на данный поход, была достигнута. Мы отлично отдохнули на красивейшей природе Южного Урала, а также повысили уровень мастерства.

А значит - будут еще сплавы!

(ниже схемы - ссылка на скачивание отчета в формате pdf)

Приложение 1. Схема маршрута

Схема маршрута


Скачать файл


посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Дата размещения:02.06.2013
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Материалы, связанные с рассказом
Статистика
Суммарный рейтинг:60
Средний рейтинг:5
Проголосовало:12
Просмотры:4567
Комментариев:2
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
Lotsman 04.06.2013 11:14:10
0
+0 -0
Борис, спасибо за рассказ! Хорошо написано - легко читать и информативно.
Вопрос - есть ли на Сакмаре скалы, на которые стоит слазить?
Сфотографированы все более-менее интересные? Питекантроп, напротив Староякупово, перед Сабырово...
Под сотню метров и больше на Сакмаре скал нет?
Борис Котельников Борис Котельников 04.06.2013 20:18:29
0
+0 -0
Спасибо за отзыв!
Интересные скалы у порогов Яман-Таш и Ложный Яман-Таш. Высокие отвесные скалы в Гранатовой долине. Но там я практически не снимал - лил проливной дождь... 
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии