Малоизвестные пещеры Ичалковского бора

Автор:
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Пеший, Спелео
Категория сложности: ПВД (поход выходного дня)
Поисковый выезд с целью найти пещеры Мифическая, Рождественская, Тесная

Всем нижегородским туристам хорошо известен Ичалковский бор - его скальный рельеф, пещеры и карстовые провалы резко контрастируют с окружающими степными просторами юга нашей области. Каждые выходные летом бор посещают несколько десятков, а то и сотен человек. Маршруты большинства экскурсантов как правило ограничиваются так называемыми “Малым кольцом” (пещеры Холодная, Безымянная, Студенческая, Старцев провал) и “Большим кольцом” (пещеры Бутылка, Теплая, провал Кулева яма). Тем не менее, из различных источников [1,2] известно о существовании в бору еще нескольких, гораздо реже посещаемых пещер, таких как Рождественская и Тесная, обозначенных кстати и на известном плане [3]. Кроме того, из личных разговоров со знатоками бора удалось узнать о существовании в бору вертикальной (!) пещеры Мифическая.

Мифическая привлекала нас давно, но было ясно что без знающего проводника найти ее вряд ли удастся - к пещере не ведут натоптанные тропы, рядом нет никаких ориентиров, GPS координаты также не известны. Наконец, нам удалось привлечь для этой цели Владимира, который хоть и был в пещере достаточно давно, но хорошо помнил основные ориентиры и общий вид местности около Мифической.

Выезд был запланирован на два дня и преследовал следующие основные цели:

1) Найти пещеру Мифическая. Зафиксировать ее координаты.

2) Провести топосъемку пещеры Мифическая, определить ее основные параметры.

3) По возможности найти и оттопосъемить пещеры Рождественская и Тесная.

В поездке принимали участие пять человек, что позволило уместиться в одну машину. Из специального снаряжения взяли 40 метров веревки, два комплекта для спуска/подъема, топонабор.

Выехав в субботу утром мы потратили некоторое время на закупку продуктов и примерно в 10.00 покинули город. К Ичалкам мы подъехали в 12.20. Из-за прошедшего недавно дождя дорога к самому бору была для нашей машины недоступна, так что мы решили встать лагерем около Ичалковской ГЭС. Пообедав, в 14.40 мы в полном составе вышли в бор. Все снаряжение, вещи и запас воды уместились в небольшой компактный рюкзачок.

Изначально планировалось берегом Пьяны пройти до Иконы - обширного поля на южном конце бора. Там ориентиром должна была послужить старая пасека, от которой и начиналась когда-то еле заметная тропка к Мифичской. Зайдя в бор, мы по первой же боковой тропке свернули в направлении реки и довольно быстро вышли к небольшой полосе лугов между лесом и Пьяной. Двигаясь вдоль нее мы надеялись дойти до самой Иконы, однако через некоторое время путь нам преградило обширное болото, и пришлось свернуть обратно в лес в надежде его обойти. Местность становилась все более изрезанной, путь то и дело преграждали глубокие карстовые овраги, кое-где появились скальные выходы.

GPS показывал, что в попытке обойти болото мы зашли довольно далеко вглубь бора и уже приближались к основной группе пещер. Решено было зайти в Безымянную пещеру чтобы пополнить запасы воды, а потом продолжить путь к Иконе по основной дороге. На пещерах как всегда было полно народа - нам встретилось две группы. Сами мы на давно знакомые места отвлекаться не стали - зашли только  в Безымянную за водой и отдохнули там несколько минут от зноя и назойливых комаров.

Дальше мы решили двинуться по хорошо натоптанной тропе, которая ведет к Иконе параллельно основной дороги. Тут то и начались основные поиски. От тропы то и дело ответвлялись еле заметные стежки - и каждая из них могла вести к Мифической. Сперва мы проверили несколько тропок, ведущих примерно в нужном направлении, но быстро устав от лазанья по сложному рельефу, решили все же сначала дойти до пасеки.

Пасека расположена чуть в глубине леса, ниже по течению от того места, где на Икону выходит дорога. Нашли мы ее быстро, во многом благодаря карте от Стрыя [4] - сравнив ее со своей GPS-картой, мы почти точно определили местоположение развалин.

Дальше уже никаких троп не вело. Или вели, но в основном звериные, так что пришлось добросовестно ходить вдоль многочисленных оврагов, спускаться в них, снова подниматься и так до бесконечности. Как это часто бывает в карстовом районе, местность была крайне однообразной - воронки, рвы, овраги, почти не отличимые один от другого. Все это было очень похоже на ту местность около пещеры, которую помнил Владимир, но за отсутствием конкретных ориентиров приходилось искать практически наугад. Если бы не GPS, мы бы наверняка давно уже ходили кругами.

Несмотря на жару, мошкару и усталость, несмотря на долгие и безуспешные поиски Ичалковский бор не переставлял нас впечатлять. Нас окружал практически горный рельеф, то и дело попадались скалы, трещины и настоящие каньоны. Особенно необычно смотрелся огромный утес прямо посреди леса.

Тем не менее, силы начали нас постепенно покидать, все меньше возникало желания лезть в очередной овраг. В этот критический момент Владимир обнаружил под очередной скальной стенкой вход в небольшую пещеру! Нашему ликованию не было предела. Это была пока не Мифическая, но это была явно пещера, и скорее всего - никому до сих пор неизвестная. Выезд уже прошел не зря!

Пещерка представляла из себя наклоненный под углом 45 градусов довольно протяженный узкий ход, в дальнем конце которого угадывалось некоторое продолжение. Дно лаза было покрыто натечным льдом. Мы быстро навесили веревку, а я мигом надел обвязку, каску и фонарь и отправился на разведку найденной пещеры. Владимир тем временем решил еще походить вокруг, так как местность все больше и больше напоминала ему окрестности Мифической.

Я быстро спустился по ледяному скату и оказался в тесной камере, влево от которой вела небольшая горизонтальная щель. Попробовав с ходу пролезть в щель ногами вперед, я понял, что для меня там слишком узко. Тогда, трудом развернувшись в маленьком тупике, я повернулся к щели головой и попытался рассмотреть продолжение. Оказалось что эта щель довольно широка, но часть прохода перекрыта натекшим льдом, которой оставлял не больше 20 сантиметров до скального потолка. За узостью был виден небольшой зальчик с низким потолком 2-2,5 метра в диаметре. Дальний конец зальчика хорошо рассмотреть не удалось, но скорее всего продолжения пещеры там нет. Я попросил сбросить мне конец рулетки и мы быстро обмерили пещеру. Наклонный ход был длиной около 5 метров, так что общую ее протяженность вместе с пока не доступной частью можно оценить в 7-7,5 метров.

Когда я начал подниматься обратно по скользкому ходу, наверху возникло какое-то оживление. Оказалось, к нам вернулся Владимир. Он все-таки нашел Мифическую!

Не теряя больше времени мы выдвинулись к основному объекту наших исследований. Мифическая располагалась на своеобразном скальном мысу, образованном двумя сходящимися карстовыми оврагами. Сам мыс разрезают несколько трещин и разломов, в торце одного из которых и находится Мифическая.

Вход в пещеру представляет собой классический колодец 10 метровой глубины. Три его стенки абсолютно вертикальны, четвертая - наклонка из смеси земли и камня, крайне сыпучая и ненадежная. За стоящее у входа дерево мы навесили веревку, так что некоторые спустились по ней на восьмерках, а некоторые - по наклонке, пристраховываясь за веревку.

Спускаться в пещеру надо строго по очереди, и после спуска сразу отходить в дальний конец основного зальчика, чтобы не стоять на линии падения камней. Также нужно помнить, что последние 2 метра до дна колодец становится полностью вертикальным и спускаться можно только по веревке или в распорах.

Еще с поверхности мы начали ход топосъемки, чтобы не лезть в пещеру несколько раз. Топосъемка получилась весьма приблизительной, и тем не менее она позволяет представить основную топологию пещеры. В Мифической можно выделить два зала: достаточно большой привходовой, и маленький, отделенный от первого узостью. Из первого зала вниз уходят несколько узостей, проходимых только на небольшую глубину. Из второго зала также вниз уходит узость, проходимая на глубину до двух метров. Точные ее замеры нами правда не проводились.

Закончив топосъемку, мы начали подниматься - также аккуратно и по очереди. Поднявшиеся первыми смогли быстро разведать окрестности пещеры, где обнаружилось несколько  достаточно интересных поноров, забитых камнями и землей на глубинах в 1 - 1,5 метра.

Закончив подъем и собрав снаряжение, в 19.26 мы двинулись обратно к лагерю.

На следующий день в нашем распоряжении было только время до обеда, а программа оставалась обширная: поиски пещер Рождественская и Тесная. Также Владимир вспомнил о гроте Акулья Пасть, расположенном где-то на пути к Мифической.

Исходя из схемы, пещеру Тесная стоит искать у борта оврага, образующего Лебяжий переход, но только с другой его стороны относительно основной группы пещер. Так что дойдя почти до Лебяжьего перехода по дороге, мы свернули направо, в направлении реки по еле заметной тропинке. Тропинка вскоре совершенно исчезла, но GPS позволял продолжать двигаться в целом параллельно оврагу. Некоторое время местность была практически ровной, и мы уже начали думать, что зашли не туда, но вдруг оказались на краю крупного скального цирка, в центре которого лежало заболоченное озерцо.

Мы спустились вниз и прошли вдоль края цирка, внимательно осматривая все встречные трещины. Обнаружилось сразу несколько поноров, ни один из которых правда не превышал глубиной 0,5 - 1 метра. Далее ход неизменно перекрывался каменно-земляной пробкой. Времени было мало, так что мы не смогли надолго задержаться в этом очень красивом и перспективном месте, и двинулись дальше, на поиски Рождественской.

Надо сказать что еще у Лебяжьего перехода Ирина повстречала знакомого, который как раз привел в бор небольшую группу экскурсантов. В разговоре мы упомянули, что ищем пещеру Рождественская. Каково же было наше удивление, когда в ответ нам дали достаточно точное описание ее местонахождения. Насколько мы поняли, чтобы найти пещеру надо снова дойти по основной дороге до Иконы, свернуть вдоль опушки направо а через некоторое время опять углубиться в лес, где в одной из воронок и находится вход в Рождественскую.

Воодушевленные такими указаниями, после безуспешных поисков Тесной, мы направились прямиком к Иконе, предварительно снова заглянув в Безымянную за водой.

По дороге до Иконы мы дошли очень быстро, непрерывно подгоняемые бесконечными ордами комаров, повернули к опушке, и отмерив около 100 метров по GPS начали поиск. Местность весьма напоминала вчерашнюю: те же однообразные воронки, рвы и овраги. Существенная разница состояла только в том, что теперь с нами не было знающего проводника, и искать пещеру приходилось буквально прочесывая обширный квадрат леса.

Времени до отъезда оставалось все меньше, и завершив очередную петлю, мы решили выдвигаться обратно, отложив поиски Рождественской на следующий раз. По дороге  правда задержались еще на несколько минут, не устояв перед искушением осмотреть многообещающую трещину, но кроме нескольких новых поноров ничего не обнаружили.

Подводя итоги выезда, нужно признать что он вполне удался. Были выполнены основные задачи: обнаружение и топосъемка Мифической. Кроме того, была обнаружена совершенно неизвестная небольшая пещера.

В этот выезд не удалось обнаружить Рождественской и Тесной пещер, но примерный район их расположения известен и дальнейшие поиски могут быть более результативными.

Кроме того, в ходе выезда стало понятно, что Ичалковский бор по прежнему является активно развивающимся карстовым районом, что делает весьма вероятным обнаружение там новых, пока еще неизученных пещер.

Использованные источники:

1. Русских А.В., Иванов А.Д. Пещеры и карстовые озера Волго-Вятского края, 1992г. http://pro-speleo.ru/load/8-1-0-137

2. Ступишин А.В. Карстовые пещеры (гл.XII из кн. Равнинный карст и закономерности его развития на примере Среднего Поволжья). Казань, 1967г. http://pro-speleo.ru/load/8-1-0-123

3. Туристическая схема Ичалковского бора http://pro-speleo.ru/Cave-dokument/ichalki.jpg

4. Схема за авторством Стрыя http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5556/

Дополнительная информация
Дата размещения:06.07.2011
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Прочий объект:Ичалковский бор
Материалы, связанные с рассказом
Нитки маршрутов:По дороге в миф
Фотоальбомы:Дорога в миф
Комментариев:2
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании