По крыше мира

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 21.03.2010 18:38:55
Предыдущий визит: 16.02.2016 23:52:06

Автор: 
Регион:Памир
Жанр:статья
Статья Владимира Моржакова о велосипедном походе 5 категории сложности по Памиру в 1968 году. Пройдено 1200 км, из них с препятствиями 600 км.

По крыше мира

 

Памир - центр Азии, охраняемый со всех сторон неприступными горными вершинами. С севера - Тянь-Шань, с востока - Каракарум и Куэнь-Лунь, с юга - Гиндукуш и Гималаи, с запада - афганские горы. Всюду фантастические пики, строгая тишина, разреженный воздух, странные краски.

За Алайским хребтом - освещённая солнцем плодородная Ферганская долина, а здесь, в горах, сумрачное царство каменных исполинов. Широта солнечного Средиземноморья, но средняя температура - как на Кольском полуострове.

Несколько столетий назад один путешественник, прошедший через Памир, писал: "Царствует здесь страшная стужа, дуют порывистые ветры. Снег идёт и зимой, и летом. Почва пропитана солью и густо покрыта мелкой каменистой россыпью. Всюду дикая пустыня, без следа человеческого жилья".

Это почти всё, что знали о Памире в недалёком прошлом. Про таинственное высокогорье ходили легенды. Его называли то "крышей мира", то "подножьем смерти". Одни говорили, что на Памире таится царство карликов. Другие утверждали, что тут высится гора "Меру", где обитают боги. Некоторые люди верят и сейчас, что где-то среди голых скал, в недосягаемых пещерах, прячется снежный человек.

Кажется, горные исполины не признают ни человека, ни его дел. Но за последнее пятидесятилетие многое изменилось. Советские люди покорили неприступное высокогорье, проложив через него Великий Памирский тракт. Побежали по нему машины, неся жизнь в ранее дикую пустыню.

Великий тракт стал нашим туристским маршрутом. Через Памир впервые прошли туристы на велосипедах. Нас было шестеро. Шесть горьковчан: А. Финько, В. Парамонов, В. Шишкин, В. Кочетков, В. Жуков и я. Мы увидели суровый край, познакомились с его трудовыми успехами, посетили места революционных событий. Свой поход мы посвятили 50-летию Ленинского комсомола.

Начало Великого Памирского тракта - в городе Ош. Окраина Ферганской долины с палящими лучами солнца. Расклеивались в стыках камеры наших велосипедов, обгорали руки, носы, уши. Но мы крутили и крутили педали велосипедов - нам так хотелось на Памир…

Познакомившись с историческими местами города Ош, направились на Памир. Далеко позади остались сады, исчезли деревья. Кое-где видны ещё кустарники, встречаются юрты чабанов. Преодолев перевал Талдык (3750 м), попадаем в Алайскую долину. Здесь на одном из холмов высится обелиск комсомольцу Яковлеву М. П., погибшему от руки врага. А за холмом открывается красивейшая панорама снежных хребтов - это и есть "крыша мира".

Под перевалом Кызыларт (4280 м) кончился асфальт. Вместе с грунтовой дорогой начался труднейший подъём. Идти тяжело, не хватало воздуха, кружилась голова. А вокруг горы, как будто с картин Рериха: красные, фиолетовые, зелёные. И столь же сказочного цвета текут реки. Интересно видеть, как сливается красная река с зелёной, дальше бежит поток какого-то кофейного цвета. Неповторимы всё же горы - не зря так говорят альпинисты.

Потом началась холодная пустыня Маркансу. Ночью даже в июле речка подергивается льдом, утром поднимается солнце, и становится жарковато. Отсюда за перевалом Уйбулак (4140 м) дорога подходит к озеру Каракуль, где есть небольшое селение. Рядом граница, а за нею простирается территория Китая.

Встречаемся с пограничниками, знакомимся с их жизнью, рассказываем о своём походе, о городе Горьком. На прощанье жители снабжают нас хлебом, ведь далее - опять пустыня. Впереди высочайший перевал тракта - Акбайтал (4655 м). Но его преодолеваем без особых трудностей, как-никак сказалась акклиматизация.

На первую днёвку остановились в Мургабе - райцентре горного Бадахшана. Отсюда уходят в поиск десятки геологических партий: легендарное высокогорье таит в себе несметные богатства. Комсомольцы кишлака оказали нам радушный приём. Здесь мы отдыхали, ремонтировали велосипеды, рыбачили. Форели не поймали, но уха из османов и маринки тоже хороша. Даже чем-то напоминает нашу знаменитую волжскую уху...

Походные дни, в основном, проходили в каменистой пустыне. Редки на пути речки и жильё, чувствуем нехватку воды. Наконец, высокогорье кончается, через перевал Койтезек (4270 м) Шугнанского хребта спускаемся в долину Гунта. Появляются кустарники, затем и сады. В кишлаке Джилиады купаемся в знаменитых горячих серных источниках.

А вот и столица Бадахшана - Хорог. Останавливаемся в городе на отдыхе. Здесь состоялась тёплая встреча в обкоме комсомола. Здесь мы давали интервью корреспонденту "Комсомольской правды" О. Латифи. Потом возложили цветы на могилы красноармейцев, павших в борьбе с басмачеством.

И опять бежит под колёса гравийная дорога, движемся вдоль реки Пяндж. На противоположном берегу - Афганистан, там - своя жизнь. Афганские селения находятся от нас буквально в 100 метрах. Встречаются патрули пограничников, которые уже знают о нашем передвижении. За кишлаком Калаи-Хумб прощаемся с пограничниками. И вот перевал Дарвазского хребта Хабу-Работ (3166 м), восемнадцатью скалистыми серпантинами которого нас очень пугали. Под перевалом на пасеке произошла интересная встреча с нашим земляком Б. И. Дербенёвым. Бывший рабочий "Красной Этны", большевик Дербенёв был послан в 20-е годы на борьбу с басмачами. Долго боролся он за укрепление Советской власти в Таджикистане, да так и остался здесь. Сейчас ветеран на пенсии, живёт в Душанбе, а летом увлекается пчеловодством.

Спускаемся в долину Вахша, там - асфальт, по которому так легко побежали наши велосипеды. Перевалив через последний хребет Каратау, попадаем в Гиссарскую долину. А в столице Таджикистана Душанбе в конце Великого Памирского тракта и конец нашего маршрута.

В. Моржаков, руководитель похода



посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Название СМИ:Ленинская смена
Номер СМИ:240, 1968
Дата публикации:1968.12.05
Дата размещения:18.11.2012
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Статистика
Суммарный рейтинг:5
Средний рейтинг:5
Проголосовало:1
Просмотры:778
Комментариев:2
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
redaktor 18.11.2012 21:03:25
0
+0 -0
Горьковская группа первой прошла этот маршрут на велосипедах.

В статье и в объектах высоты перевалов отличаются. В объектах - современные данные.
Chogori Chogori 19.11.2012 13:15:06
0
+0 -0
Классное повествование!
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии