Тропы ГТО в Сарове

Автор:
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Велосипедный, Пеший
Категория сложности: ПВД (поход выходного дня)
Сроки: 02.06.2018 - 02.06.2018
Описание маршрутов ГТО для приёма норматива "Туристский поход с проверкой туристских навыков" в Сарове. Маршруты 5,10,15 км.

Добрый день всем туристам и тем, кто хочет присоединиться к ним!

Как известно, в комплекс ГТО включен норматив "Туристский поход с проверкой туристских навыков", а это значит, что пора пойти и сдать его! Сделать это можно по-разному: можно просто в течение года пройти маршрут и зачесть его в счёт нормативов ГТО. А можно отправиться на небольшую прогулку 5,10 или 15 км (в зависимости от возраста) по красивейшим местам рядом с городом. Я имею ввиду Саров, и далее опишу маршруты указанной протяжённости.

Вторая возможность пройти по этим маршрутам и сдать нормы ГТО в 2018 году планируется на Всемирный День Туризма, который, как Вы знаете, отмечается ежегодно в конце сентября.

Начало всех маршрутов - перекрёсток улиц Силкина и Александровича, за гимназией №15. Отправляемся на виртуальную экскурсию!

Маршрут 5 км

Маршрут проходит от гимназии №15 до источника Святого князя Владимира мимо телевышки и газовой станции, затем вдоль реки Сатис нижним маршрутом, с возвращением верхним маршрутом и через другой мостик.  Трек см. в связанных материалах.

От гимназии №15 переходим дорогу и выходим на терренкур (он же - тропа здоровья). Терренкур был построен ещё в 1980-е годы, и был предназначен, как и сейчас, для прогулок и занятий физкультурой жителей города. Протяжённость его асфальтированных дорожек - около 4 км (раньше была ещё больше, но сейчас часть его превратилась просто в пешеходную дорожку рядом с новой трассой). По терренкуру мы не пойдём, от угла пл.21 мы сворачиваем с него налево, к телевышке.

Телевышка эта относительно новая - 2012 года постройки, высотой 150 метров! Вышка в ночное время красиво освещена, но даже и днём она видна далеко за пределами Сарова! Ранее Саров обходился ретрансляторами, размещёнными на Саровской колокольне (высотой 81 м), но затем для вышки и телецентра было выделено специальное место. Двигаясь мимо телевышки, газораспределительной станции и далее прямо (не сворачивая никуда в хитросплетении тропинок), спускаемся ко второму подвесному мосту через реку Сатис.

Из города в лес На Тропе Здоровья (она же Терренкур) Второй подвесной мостик у Кремешков Цветёт калина Тропка у старицы Сатиса Лестницы к источнику кн. Владимира Купальни у источника кн. Владимира

Переходим мостик, идём вдоль правого берега реки вниз по течению (слева от нас река, а справа - заборы садоводческого общества).

Здесь рукой подать до первого мостика (они считаются по реке снизу вверх). Через первый мостик - постоянное движение, он самый оживлённый. Мы продолжаем движение вдоль реки.

Дачные участки заканчиваются. Слева от нас по-прежнему река, а справа лес и высокий склон. Широкая просека от реки вверх - это как раз "газовая" просека, под которой уложены трубы для подачи газа от магистрали в Саров, трубы идут к газораспределительной станции, которую мы проходили ранее.

В пойме реки довольно много стариц - это старые русла реки Сатис, сейчас или сухие или со стоячей водой, или наполняемые водой только весной в период половодья. Лес на склоне в основном сосновый, а вот рядом с рекой много ольхи, ивы, черёмухи.

Источник святого равноапостольного князя Владимира открывается неожиданно. Сейчас он облагорожен, на нём две купальни, и здесь не всегда многолюдно, но пусто тоже не бывает. До источника от места начала нашего маршрута 2,5 км.

Отдохнув, направляемся в обратный путь. Интересно будет пройти по верху берегового склона. Найдите подходящую тропинку и поднимитесь наверх. Идите по бровке склона, отсюда открываются прекрасные виды, а воздух насыщен ароматом сосновой смолы и хвои, особенно в жаркие дни.

Тропка по краю песчаного карьера В карьере (трамплин) Карьер Мостик Сатис у мостика Мостик. Разбегаются дороги Саров - Маршруты ГТО. Фото 45

Перейдя газовую просеку, мы увидем песчаные карьеры на окраине садовых участков. Раньше здесь брали песок для строительных нужд. Сейчас карьеры не используются, и даже экстремальная велотрасса, остатки которой можно наблюдать, не фукнционирует. Отсюда выходим вниз прямо к первому подвесному мосту, переходим его и по кратчайшему пути возвращаемся к месту начала маршрута.

Вы прошли 5 километров! Если при этом Вы справились с заданиями инструктора, а также готовы были поддержать команду ("один за всех и все за одного!"), то Вы сдали норматив ГТО на золотой значок. Поздравляю!

Маршрут 10 км

Маршрут проходит от гимназии №15 до Серебряных Ключей по кратчайшему маршруту, далее по правому берегу вдоль реки напротив Профилактория, а от дальнего угла Кремешков - по левому берегу к гимназии №15. Трек см. в связанных материалах.

Из города в лес Там же На Тропе Здоровья (она же Терренкур) Ландыши Саров - Маршруты ГТО. Фото 5 Саров - Маршруты ГТО. Фото 6 Скамейка Информационные плакаты У бышего пионерлагеря Чайка Там же

От гимназии №15 переходим дорогу и выходим на терренкур (он же - тропа здоровья). Проходим чуть дальше угла пл.21 и через 200 метров на большой развилке сворачиваем с асфальтовой дорожки налево (большая тропа уходит под острым углом). Здесь вокруг чистый сосновый лес, поля ландышей. Встречаются поляны для пикников, есть и площадка для дрессировки собак. Вся местность за гимназией №15 и далее, к Профилакторию РФЯЦ-ВНИИЭФ, имеется на картах спортивного ориентирования, по которым регулярно проходят местные соревнования.

Вскоре мы вновь выходим к терренкуру (т.е. его продолжению) и дороге на Профилакторий. Здесь держимся правее и пройдя импровизированную автостоянку, которой пользуются любители прогулок на природе, приезжающие сюда на автомобилях, входим снова в лес, обойдя шлагбаум, рядом с информационным аншлагом, как на фото.

Указатели и аншлаги, а также заботливо сделанные добротные скамейки, - верный признак, что мы находимся на экологической тропе, сделанной сотрудниками лесопарка. Это большой и нужный труд! В районе терренкура и Профилактория таких троп пять, во многом наши маршруты ГТО проходят по этим тропам.

Мы находимся на просеке направления "запад-восток", ведущей к бывшему пионерлагерю "Чайка". Сейчас он него не осталось практически ничего. На пути довольно значительная для наших мест горка (спуск). Вокруг по-прежнему светлые вторичные сосновые леса. Весной здесь можно встретить сон-траву (прострелы), летом лес радует солнечным светом и ароматами хвои.

Нам всё время прямо, на восток. После "Чайки" тропа ныряет в более густой лес, а затем выходит на дорогу, ведущую к Серебряным Ключам. Дорога идёт по густому смешанному лесу, вековые деревья здесь не редкость. С лесу темно даже днём. Только на большой поляне рядом с Серебряными Ключами солнечно.

На маршруте (лесопарк г. Саров) Черничник Растёт ель Там же Главный родник Серебряные Ключи

По тропе с перилами спускаемся к родниками, которые расположены вдоль левого берега реки Сатис на протяжении примерно 50 метров. Река здесь мелкая и быстрая, глубина чуть больше, чем по щиколотку, и только в период половодья уровень воды такой, что скрывает родники и подтапливает тропу, ведущую к ним.

Название Серебряные Ключи появилось при паспортизации памятников природы города Саров (1998-1999), в последние годы ХХ века. Ранее мы называли это место "источники за "Чайкой". А новое название возникло оттого, что при лабораторном исследовании воды этих источников в них обнаружили довольно большое количество ионов серебра. Ещё до этого я начал своё исследование, поместив воду из источника в стеклянную бутылку под пробку. В течение 10 лет вода оставалась свежей, и это лучшее подтверждение чистоты этой воды и её способности к самоочищению.

У родников есть беседка. Но в начале лета засидеться не получится - не дадут комары, а то и мошка! Отдохнув, направляемся в обратный путь. Сейчас нам надо перейти на правый берег. Интереснее сделать это прямо у родников, особенно в жаркую погоду! Разувшись, не откажите себе в удовольствии побродить по песчаному дну реки. Там, где ногам вдруг неожиданно станет холодно, родники изливаются прямо в реку (подводные родники).

Если разуваться не хочется, придётся затеять небольшой, но интересный обход. От беседки по диагональной тропе поднимитесь на высокий левый берег, пройдите вверх вдоль реки до большого каркаса-навеса, а от него по такой же крутой тропинке спуститесь вниз. Будет ощущение, что Вы очутились в горах - настолько значителен перепад высот. Здесь через реку перекинут мостик из двух брёвен с набитыми на них досками. Вдоль правого берега вернитесь до родников.

Серебряные Ключи К роднику Сатис Живой берег Муравейник Там же Спуск к реке Бобры

Теперь двигаемся всё время вдоль реки в направлении вниз по течению, по заливным лугам. В пути встретится много стариц, разнотравье по пояс и выше. Вдоль реки обычны ольха серая и ольха чёрная, черёмуха, ивняк и ... яблони! Проходим большую поляну справа. Далее проходим место старой бобровой плотины (вообще, если приглядеться, во многих местах можно увидеть следы их бывшей деятельности, но последний год-два бобры куда-то делись...). Тропа выбирается из поймы чуть выше и выходит на заметный (если смотреть по сторонам) "перекрёсток пяти дорог"...

Это наш путь пересекает старая лыжня "10-ка ГТО" (она подходит сзади под острым углом, идёт на спуск к реке). Здесь, разгоняясь с горы, лыжники на головокружительной скорости вылетали прямо в Сатис, обычно (!) замёрзший, и "взлетали" на противоположный невысокий, но крутой берег. Но последние лет 20 Сатис на этом участке, как и на многих других, почти не замерзает.

Мы идём высоким левым берегом, и выходим к излучине Сатиса у Профилактория - с реки его не видно, как не видно и огромной поляны на противоположном берегу. Здесь тропа переходит в не очень наезженную, но всё-таки дорогу. Эта дорога приведёт нас к верхним "кремешковским" дачам. Старожили ещё знают название находившейся здесь деревни Баклашиха, которой нет уже очень-очень много лет.

Мостик Лесная дорога Второй бетонный (верхний) мост у Кремешков Пляж  Чага Крутой берег Сатиса Обрыв у Профилактория

Переходим Сатис по низкому бетонному мосту. Чем идти по дороге, лучше с поляны на левом берегу пройти тропкой по лесу (см.трек). Неважно, по тропе, или по дороге, но Вы точно выйдете на высокий обрывистый левый берег, под которым всегда, даже летом, есть небольшой перекат. А весной река здесь похожа на горную, и именно здесь туристы-водники вот уже более 40 лет подряд соревнуются в мастерстве управления байдарками и катамаранами на бурной воде.

Дальше идём лесной дорогой. Большой перекрёсток проходим прямо. Далее всё время прямо, до терренкура, и возвращаемся мимо телевышки к месту начала маршрута.

Вы прошли 10 километров! Если при этом Вы справились с заданиями инструктора, а также готовы были поддержать команду ("один за всех и все за одного!"), то Вы сдали норматив ГТО на золотой значок. Поздравляю!

Маршрут 15 км

Маршрут проходит от гимназии №15 до Серебряных Ключей по правому берегу реки Сатис по лесным тропинкам и дорогам, далее по левому берегу сосновыми лесами, мимо огромного болота, за Кремешками по ранее существовавшей лыжне "10-ка ГТО", через источник Святого князя Владимира, с возвращением к гимназии №15. Трек см. в связанных материалах.

В треке записан маршрут длиной 17 км. Сократить до 15 км его можно разными способами. Например, пройти от гимназии №15 по терренкуру через Поляну альпинистов, зайти к Саровскому Валуну, а оттуда выйти напрямик к Серебряным Ключам - уже сэкономили 2 км. Или, например перейти реку у Серебряных Ключей вброд, а не по мостику - сэкономили 1 км.

Телевышка в Сарове Крутой берег Сатиса Обрыв у Профилактория Поляна Слётов Люпины Поляна в пойме Сатиса У брода

От гимназии №15 переходим дорогу и выходим на терренкур (он же - тропа здоровья). Как в маршруте 5 км, сворачиваем к телевышке и газовой станции. Но за газовой станцией поворачиваем правее, затем выходим на "старую 10-ку ГТО", по ней преодолеваем глубокий овраг (спускаемся и поднимаемся). Идём или сразу к Профилакторию и Поляне Слётов, или (как в треке) двигаемся вдоль реки, и только не доходя 200 метров до верхнего бетонного моста, сворачиваем с дороги направо в лес. В лесу всё время идём прямо, пока не дойдём до угла забора Профилактория. Отсюда нужно спуститься вниз, но крайне аккуратно - Вы находитесь прямо над серьёзным обрывом!!! Если есть сомнения, в сырую погоду и т.п., лучше пройти чуть дальше вдоль забора, и спуститься по широкой просеке.

Через 50 метров выходим на большую Поляну Слётов, названную так из-за традиционных слётов в День Туризма, которые проходили здесь. Поляна расположена на левом берегу реки Сатис. В хорошую погоду здесь будут отдыхающие, место очень приятное. Ранее в восточной части Поляны Слётов существовала поляна для построений пионерлагеря "Чайка", а также бетонный открытый мини-бассейн для купания детей, их остатки ещё можно наблюдать. Придерживаясь коренного леса справа (чтобы не плутать вдоль изгибов реки), выходим на лесную дорогу, уже совсем рядом с Серебряными Ключами. Если не доходя немного до дороги спуститься с крутого бережка, то можно выйти к удобному месту брода, где на противоположном берегу есть тропа в сторону верхних "кремешковских" дач.

Мы на идём на Серебряные Ключи, любоваться и пить воду.

Земляника Цветок-1 Цветок-1 (крупно) Конский щавель Цветок-4 Старая пропашка На маршруте №5 Болото  Тропка

Затем переходим реку по мостику (описание см. в маршруте 10 км). А если переходим вброд, по всё равно идём к мостику. Оттуда проходим метров 100 вверх по реке, и затем по поляне уходим перпендикулярно от реки, выходя на лесную дорогу. По лесной дороге движемся к направлении примерно на северо-запад.

Можно двигаться всё время по дороге (километра 2 примерно), до щита "Растительный мир Сарова" (на экологической тропе №5), а от него выйти к пойменному склону посмотреть на большое болото. А можно, после подъёма по дороге на небольшой холм, через примерно 50 метров свернуть чуть левее на пропашку. Пропашка идёт по старой лыжне "10-ка ГТО". На развилке пропашек вскоре идём направо (если пойдёте налево, то можно обогнуть болото слева, и тоже выйти к Баклашихе, см. маршрут 10 км).

Осмотрев болото, проходим ещё 100 метров по дороге, и сворачиваем по указателю налево, спускаясь к Баклашихе. На бетонный мост не идём, обходим крайние дачи по дороге как бы за ними (смотря от реки), а затем опять же по "старой 10-ке ГТО" в низинке переходим маленький ручей (летом - сухой лог) и выходим к крутому подъёму! На этом подъёме много тех самых кремешков, в честь которых правый берег реки Сатис близ этого места называется Кремешки.

Угол  На пути  Муравейник Там же Опушка Сады

Поднявшись на холм, обратите внимание на рукотворные холмы слева. Они ничуть не хуже холма Парнас в Александровском парке Царского Села, например. А чуть за ними (если немного отклониться от нашего маршрута) хороший вид на кремешковский дачи.

Отсюда мы идём к источнику князя Владимира. Вариантов пути очень много. В треке записан азимутальный вариант (сдаём норматив по туризму всё-таки!) по чистому сосновному лесу (кое-где негустой подлесок есть) до газовой просеки, а с просеки по лесной дорожке, до бывшей "косой" просеки, и далее. К источнику нужно будет спуститься с высокого берега Сатиса по лестнице или по тропинкам.

Растёт брусника Растёт ель

От источника возвращаемся в Саров через первый подвесной мост у Кремешков.

Вы прошли 15 километров! Уверен, что Вы немного улучшили свои туристские навыки, подросли, как ель или брусника на фото выше. Если при этом Вы справились с заданиями инструктора, а также готовы были поддержать команду ("один за всех и все за одного!"), то Вы сдали норматив ГТО на золотой значок. Поздравляю!

Дополнительная информация
Комментариев:3
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании