Про вылазку на карстовые озера

Информация об авторе
Борис Котельников
Нижний Новгород
Дата регистрации: 24.05.2011 08:12:09
Предыдущий визит: 05.08.2019 15:05:19

Автор: 
Регион:Центр европейской части
Туризм и путешествия:Автопутешествия
Категория сложности: ПВД (поход выходного дня)
Сроки: 28.07.2018 - 29.07.2018
Про автопрогулку на карстовые озёра в Клязьминско-Лухский заказник

Про вылазку на карстовые озёра

Футбольным летом 2018-го задумал поездку в Клязьминско-Лухский заказник. На карстовые озера подивиться. Готовился загодя, как мужик на ярмарку. Сидел над описанием местности с умным видом, как Карл Маркс над сочинением. На сайте заказника (вот тут) вычитал, что требуется оформлять загодя некий лист согласования. Что и поспешил сделать. Заполнил собственноручно бланк, в котором указал свои ФИО, паспортные данные, адрес проживания и марку транспортного средства. Партийность не спросили, зато потребовали указать озера и номера стоянок, на которых планируется останавливаться. Что я и сделал, отправив скан бланка на электронную почту заказника. И что вы думаете? Уже вечером следующего дня мне пришел ответ. Два озера из трех были вычеркнуты, заявленные стоянки вымараны были все, зато одна новая вписана собственноручно должностным лицом, оформлявшим разрешение. Правда, после уточнения, мне пояснили, что остальные озера мы посетить таки можем, но не нарушая водоохранный режим. «Во как строго!» - уважительно подумал я, и принялся настраивать команду в том духе, что предстоит выезд сугубо культурный, в рамках природоохранного законодательства – ни тебе костров (токмо горелки), ни громогласных песнопений. Личный состав сопел, но соглашался.

И вот грянула пятница. За руль моей бурубухайки посадили Дениса, и отправились намеченным курсом. Хуже и лучше водителя, чем он, я вообще не видел. Хуже — потому что если с ним регулярно кататься, то поседеть можно. А лучше — потому что таких фортелей, какие он выделывает, я тоже нигде не видел. Собственно, необходимые ремонтные работы Денис производил прямо по дороге, при помощи входящей в штатный ремкомплект кувалды, выражая эмоции в посильной ему форме.

Дорога до Фролищ по состоянию "Лето-2018". Сейчас-то она уже готова.

С удовольствием узрел, что начался ремонт дороги до Фролищ и уже завершен участок до Центрального (Прим.: Уже осенью дорога была готова полностью). В самих Фролищах были восхищены зданием новой школы, которую с гордостью показал нам местный служитель культа Бахуса, свежо пахнущий не то «Столичным», не то «Пшеничным» одеколоном. Резвый кнаббе, что на швабском наречии значит «мальчуган», поспешил с нами познакомиться, едва только наши физиономии показались из окон машины.

Наш новый друг (слева) спешит провести экскурсию по Фролищам

Обычная сельская школа

Переехали мост через Лух, и вышли на прямую к озеру Санхар. Цыганский табор по сравнению с нашей бурубухайкой был бы верхом респектабельности. На багажнике, поверх туристского барахла, ехали Данила и Гриня, горланя патриотическую песню "Едут-едут по Берлину наши казаки". Пассажиры (точнее, пассажирки) встречных машин фривольно махали этим гуннам руками.

Дорога, построенная в 60-х годах для лесозаготовительной техники, вымощена железобетонными плитами, но вполне проезжабельна даже для «пузотерок».

Если идти на Санхар пешком — тут и там встречаются живописные беседки для отдыха, сооруженные местными умельцами. Красота!

 

На берегах озера располагается одноименный населенный пункт. Поворот на Санхар-озеро с первого раза пролетели. Поэтому уточняли путь у местных жителей, вечерявших в одном из дворов Санхара-населенного пункта. Местный житель подробно рассказал схему проезда, научил ставить ударение в топониме «Санхар», подивился листу согласования и даже пожелал удачи. Данила рассчитывал на жареную курицу и его дочь, но искреннее пожелание удачи – это тоже неплохо.

 

Прибыв на «согласованную стоянку», мы обнаружили там целый палаточный лагерь. А также на следующей, и на другой, и на кувырнадцатой. На некоторых жгли костры и оглашали басами колонок окрестности. Из природного любопытства уточнил, согласовывали ли отдыхающие свое пребывание в упомянутой выше дирекции. Оказалось, что нет. И снова все удивлялись листу согласования… Пришлось отправляться искать место под солнцем, а точнее луной, ибо уже смеркалось. Место нашли (хотя, конечно, оно уступало тем, другим, отмеченным на карте дирекции). Неподалеку расположилась компания, которая явно знала толк в отдыхе: судя по звукам, там были и хороводы, и камлания, и всякие-разные срамы, не предусмотренные правилами посещения заказника. Кто-то выл на луну…

Залезли в чистейшую воду, немного погалдели, накрыли поляну «Свадьба в Китае», и принялись созерцать лунное затмение. Я даже пытался фотографировать, но безуспешно. Получилось что-то вроде иллюстрации «Раскрась сам».

Санхар. Озеро ледникового происхождения.

Проснулся рано. Огляделся. Личный состав спал, раскинув длани, аки выплеснутые из лохани младенцы. В соседнем лагере кто-то продолжал подвывать болотной выпью – к утру веселье стало стихать, но отголоски его все равно витали в воздухе.

Природа здесь нереально красивая. Почему-то ассоциации с Карелией. Такая Карелия в миниатюре, в средней полосе.

Если присмотреться, можно узреть методично делающего свое дело дятла

Подъем случился сам собой. Позавтракали, да и отправились кататься по лесам (раз карандаш по карте идёт, то почему бы и Ниве на местности не пройти?). Ориентирование по спутнику отмели принципиально.

Передвигались исключительно по карте, время от времени сверяясь с бумажным носителем. Изучение карты, разложенной на капоте машины, напоминало сцену советского фильма, где злодеи, склонившись над картой СССР, размышляют, как проникнуть в логово коммунистов. Посетили озера по списку – Кщара, Большое Поридово, Юхор, Скипское.

 Про Кщару. Согласно описанию, глубина этого озера составляет целых 65 метров. Образовалось в разломе земной коры. В переводе с санскрита кшара (ksara) означает «тающая вода». В 17 веке район озер Кщара и Юхор был одним из центров раскольничества, однако этот очаг был разгромлен, и старообрядцы покинули эти места. Можно обратиться к легендам. По одной из легенд, когда-то на берегу озера Кщара стоял небольшой град Китеж, в котором жил отважный и храбрый народ. Однажды к граду начало приближаться огромное вражеское войско, которому небольшое население Китежа напрочь отказалось подчиняться. Чтобы обеспечить спасение этих людей, озеро приняло село вместе с церковью и жителями в свое лоно и тем самым защитило от покорения чужестранцами. Еще одна легенда гласит, что название у озера Кщара, оттого, что в бездонных пещерах здесь когда-то царил коварный Кощей.

Мотались от озера к озеру, время от времении преодолевая несложные препятствия. Благо, погода была солнечной, а дорога сухой. Говорят, что в непогоду местные дороги могут доставить немало хлопот. Обедали дежурными консервами, извлеченными из багажника. У меня вообще в багажнике есть все. Плюшкин рядом со мной – бессмысленный транжира и вертопрах. Консервы торжественно разогревал Данила, повязав чресла передничком с весёлыми ромашками.

На обратном пути местная воительница с надписью на лице «Отомщу за неудавшуюся семейную жизнь», предала наш останавившийся возле сельпо испить водицы экипаж анафиме. Самым приличным в ее спиче был эпитет «городские». Остальное – исключительно фольклор. Попытки противостоять напору амазонки были шелестом дождя в парке сразу после исполнения военным оркестром "Прощания славянки". Ретировались быстро. Лично я чувствовал себя как дядя Том, который вылез из хижины посвататься к дочке начальника местного Куклусклана. Правда, свидетели сцены, тоже из местных жителей, заметили, что для этой валькирии увидеть любых приезжих и не докопаться – это задача невыполнимая. Как для кобеля пробежать мимо столба и не пометить его.

Краткий вывод по итогам поездки. В окрестностях постоянного места базирования (то есть стольного града Нижнего Новгорода) куча мест, в которых просто необходимо побывать. Даже если времени в обрез. Было бы желание и отличная компания. Дирекция Клязьминско-Лухского заказника, как может, регулирует охрану территории. За что им спасибо. Регистрироваться для посещения- надо. Равно как и соблюдать правила пребывания (запрет на костры, стоянки в определенных местах и т.д.). Даже если (как в нашем случае) не встретишь ни одного егеря. Считаю, что это никак не нарушает ничьи права (собственно, даже во время Чемпионата можно было оформить пропуск на въезд в город автобуса с байдарочникам… если делать все вовремя и по-человечески, без истерик про попранные права человека; ну, это отдельная история).

А еще… Взрослеть так и не получается. Есть и плюсы. Из детства голозадого впаду в детство старческого маразма практически незаметно для себя и окружающих.

 




Дополнительная информация
Руководитель:
Участники:
Дата размещения:23.07.2019
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Озеро:Санхар
Статистика
Суммарный рейтинг:35
Средний рейтинг:5
Проголосовало:7
Просмотры:145
Комментариев:4
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
Юрий Жарков Юрий Жарков 23.07.2019 23:07:02
+1
+1 -0
Борис, ходите чаще в походы!
И спасибо за слог :-)
maxovik maxovik 24.07.2019 10:48:13
+1
+1 -0
Хороший отчет и написан с юмором. Есть только пара моментов:
Зачем тогда оформлять пропуск если воющий на луну и явно мусорящий под себя контингент все равно забивает там все стоянки без всяких разрешений и регистраций? - да и мы в 12 году все эти озера объехали ни кого не спрашивая.
Озера Юхор, Скипское и частично Санхар не карстового, а майтужного происхождения. Т.е. они расположились вдоль древних майтуг - древних рек, водяных потоков от таяния последнего ледника. На спутник картах петли майтуг (в основном заболоченные) хорошо просматриваются. Таких озер довольно много к северу от реки Ока во Владимирской и Нижегородской области - фактически это были когда-то её рукава (дельта) перед впадением ее в Волгу и лишь потом местами их формировали карсты.



Борис Котельников Борис Котельников 24.07.2019 11:19:20
0
+0 -0
Спасибо за уточнение! Интересно )
maxovik maxovik 24.07.2019 19:10:21
0
+0 -0
Впервые об происхождении этих озер я задумался еще в 2013 г. Грубо говоря это древние старицы последниковых рек. Кандидат географических наук Андрей Асташин тогда это подтвердил. Ну если копаться еще глубже то конечно эти озера могли иметь и смешанное происхождение - карсты накладывались или примыкали к майтугам. 
Да, - перевозка пассажиров вне салона (кузова) автомашины - нарушение п. 22.8 ПДД. 
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии