В объятия царской осени на реки Костромские...

Информация об авторе
frosha
с.Линда
Дата регистрации: 30.01.2016 15:34:04
Предыдущий визит: 14.04.2022 08:00:53

Автор:
Регион:Центр европейской части
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: н/k (некатегорийный)
Осенние водные приключения команды Линда по четырем рекам Костромской области: Суздаль, Тёбза, Кострома, Письма (против течения).
Начало маршрута: мост через реку Суздаль около трассы Судиславль - Галич.
Конец маршрута: река Письма. Сроки проведения: 25.09 - 02.10.2021.
Протяженность маршрута: 180,5 км

В объятия царской осени

На    реки   Костромские

Попасть хотели бо́рзые

Попали?!  И поплыли…

Всем большой привет от Команды Линда! Надеемся, что вам интересно, куда занесло нас на этот раз?! Готовы?! Начнем!

В этом году нами был придуман, по-нашему мнению, один из самых сложных маршрутов, по крайней мере по протяженности. Судите сами – 180 км для осеннего похода – это чересчур! Тем более две реки из четырех совершенно незнакомых нам, нехоженых туристами и информации по ним нет. Как раз для бо́рзых борзы́х! Мы ориентировались только лишь по google картам и все. Предполагали разное, но то, что получилось в итоге – пожалуйста, на ваше суждение!

Итак, маршрут: р. Суздаль (28,5км) – р. Тебза (140 км) – р. Кострома (8 км) – р. Письма (4 км против течения, планировали подняться на 10 км), Костромская обл.

Состав участников похода: Дергалов Максим, Старостин Александр, Шахов Леонид, Фролов Владимир

Перед стартом по реке Суздаль

Цели похода: прохождение четырех рек: Суздали, Тебзы, Костромы, Письмы (против течения), посещение  Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря на реке Тебза, посещение Спасо-Преображенского Макариево-Писемского женского монастыря на реке Письма.

В самый раз для оборзевших бо́рзых борзы́х! Сразу скажем, информация по протяженности Суздали и Тебзы в Википедии не соответствует действительности. Река Суздаль имеет куда большую длину, чем 25 км, и река Тебза тоже много больше заявленного километража. У нас был включен навигатор весь поход и только по нему мы прошли по Суздали 28,5 км от места старта, а исток реки был на много южнее. По Тебзе от впадения Суздали мы прошли ровно 140 км (а река заявлена в Википедии всего 140 км), но от ее слияния с Суздалью до ее истока из озера Скомороховское тоже километраж не малый. Это сразу пояснение к нашему километражу. После похода мы по google картам посчитали километраж, он у нас сошелся с данными навигатора (плюс-минус 500 м).

Теперь самый главный вопрос: как же мы решились на такое?! Две неизвестные реки, большой километраж и всего 7 дней? Во-первых, мы изначально рассматривали Тебзу как реку для сплава. Потом подумали, что это для нас не интересно и просто решили: давай начнем с Суздали. Посмотрев по картам, решили, она очень похожа на нашу речку Линда по ширине, значит завалов не должно быть много. Ну и посчитав по компьютеру километраж, решили, что 23,5 км мы пройдем и с завалами за 2 дня (лишь бы была вода). Далее решили, что 140 км Тебзы мы осилим за 4 дня, ну и Кострома с Письмой за еще один день. Посмотрели на Письму со спутника, достаточно широкая такая речка, вроде ничего не предвещало никакой проблемы при прохождении ее. Скорость течения нас не пугала (после Мстерки нас вообще не испугать скоростью течения), поэтому мы решили, что она будет пройдена за несколько часов. По Письме мы хотели подняться на 10 км вверх против течения к Спасо-Преображенскому Макариево-Писемскому женскому монастырю и там уже закончить поход. В общем план был такой и всего 7 дней. Но что-то подсказывало нам, надо подстраховаться и оставить себе еще 1 день (восьмой) на всякий случай. Тем более выброска планировалась машиной, и водитель был согласен забрать нас хоть на 7-ой день, хоть на 8-ой.

1 день. 25 сентября. 25 сентября в 1 час ночи погрузили свои рюкзаки и байдарки в машину и отправились в Костромскую область навстречу ожидаемым приключениям!

Дорога пролегала через Пестяки, Кинешму, Островское, Судиславль и далее до поворота к реке Суздаль. Изначально, мы усмотрели на картах мост через нее и хотели стартовать от него. От дороги Судиславль - Галич до моста через Суздаль около 3,5 км. Оказалось, что часть дороги до моста - это бетонные плиты и проехать по ним может любая машина. Далее вот уже сложнее. Бетонные плиты заканчиваются, и начинается обычная грунтовая дорога, которая после сезона дождей вообще была не похожа ни на что. Везде сплошная слякоть и грязь. Мы, переобувшись в сапоги, пошли посмотреть дорогу до моста и определиться, можно ли вообще проехать по дороге нашей машине и можно ли вообще сплавиться по реке Суздаль. На случай маловодия у нас был запасной вариант начать сплав сразу по Тебзе от автомобильного моста дороги (Р-100) Судиславль - Галич. Дорога до моста была вся разбита лесовозами и тракторами, было очень скользко на этой грязи, и мы решили, что с баулами и рюкзаками дойти до реки мы просто не сможем, так как шли и падали в грязь и не один раз. Решили искать место старта выше моста. В итоге пробираясь по коровьим тропам нашли полянку на берегу в месте их брода. Глубина реки и ее вид вполне нас устроили, и мы решили - все, стартуем с Суздали! Никаких запасных вариантов! Или мы не в конец оборзевшие бо́рзые борзы́е?!

Наша Газель проехала по бетонной дороге сколько смогла, мы выгрузили все вещи и перебежками стали переносить наши пожитки ближе к реке, а это около полутора километров. Ну и как всегда, при последней ходке, с байдаркой за плечами я растянулся на грязной дороге и расхреначил (другого слова не подобрать) правое колено в кровь об бетонную плиту. Да-а-а, хорошенькое начало похода!  Промыв рану и заклеив ее пластырем, идем к месту нашего стапеля. Обед на полянке под березами. Собираем байдарки и вперед! Сразу скажу, на 7 дней продуктов много, Владимиру в его надувную однушку много продуктов отдавать не стали, все загрузили в мою каркасную Нерис-3. Благо места в ней полно, как в Таймене. Правда лодка почему-то после полной загрузки в нее всех вещей стала неподъемная, чтобы просто сдвинуть ее с места, требовалось невероятное усилие.

Перед пешкой по коровьим тропам к месту стапеля

Все, около 12 часов стартуем!

В месте старта река не широкая, метра три-четыре, дальше по берегам кусты и камыш. Глубины хватает даже для моего каркасника.  Первое небольшое препятствие – дерево. Распиливаем. Далее один обнос и снова дерево. Опять распиливаем. У всех хорошее настроение и препятствия нам не препятствия! Потом бобровая плотина. Она достаточно высокая, около 1 метра. Расчищаем место для байдарки и Владимир на своем надувастике просто прыгает с нее, мы же на почти шестиметровой Нерис обносимся по берегу. Далее еще одна плотина перед мостом (от которого мы хотели стартовать), надувастик так же проходит сквозь плотину, мы же опять обносимся.

Первые метры по Суздали Первая бобровая плотина
Обнос Распиливаем небольшое препятствие

Далее мост. Тут обнос посерьезнее. Если лодку Владимира мы вдвоем легко обносим, то с  трехместной мы помучались. Чтобы сэкономить время, лодки мы не разгружаем, несем гружеными. Вот тут мы почувствовали всю прелесть обноса! Кое как, вчетвером, мы втащили лодку на полутораметровый берег, протащили по мосту и спустили на воду. Ну все, подумали мы, теперь будет легче. Ха-ха-ха! Короче, далее началось!

Спуск с бобровой плотины перед мостом

Только отошли от моста - снова бобровая плотина не менее 1 метра, а дальше 70-80 метров гребли и снова плотина. И все плотины как на подбор, не менее 1-1,5 метров. Максим вел видеорепортаж, как мы проходим эти препятствия, но после 18-ой бобровой плотины он репортажи прекратил и немного приуныл. Ну очень сложно обносить тяжелую груженую лодку, когда берега реки вертикальные и выше полутора метров. После обеда вообще стали все чаще встречаться камни в русле. Вот так мы и шли до 17 часов: плотины, камни, небольшие завалы. Все, стоянка. Сегодня все устали. Почти бессонная ночь заброски, потом перетаскивание вещей до реки и плотины, плотины, плотины… Тем не менее, после горячего супчика настроение у всех боевое, смеемся, обсуждаем прошедший день, делимся впечатлениями о реке. После 10 вечера отбой. Все, кроме дежурного. Дежурство у нас обязательно почти всегда. Тем более знаем, что в Костромской области 3200 медведей. Да и тут везде следы лосей, кабанов. За день пройдено 6 км.

Утром на первой стоянке

2 день. 26 сентября. Подъем в 6 утра. Накрапывает дождик. Он небольшой. И не мешает нам, оборзевшим бо́рзым борзы́м, собираться. В 8:40 стартуем. Дождик то расходится, то прекращается. Ширина реки не увеличилась, так же 3-4 метра, но стало больше омутов. Сегодня бобровых плотин намного меньше, но намного больше завалов, которые даже невозможно распилить.

Один из обнесенных завалов Можно и сверху...

И еще берега… Берега у Суздали вертикальные и высотой в некоторых местах до 6 метров и более. А так почти на всем протяжении реки 1,5-2,5 метра. И представьте себе, каждый завал обносить! Руки после обеда стали как у орангутанга, ниже колен. Вообще этот день мы назвали завальным! Пару раз мы все-таки разгружали нашу байдарку, потому что обносы были по 80-100 м. А спуски на воду… Это вообще отдельная тема. Сесть в байдарку с вертикального берега двухметровой высоты, это любой эквилибрист позавидует! А вытаскивать байду вверх?! Когда каждый вылезает по байде через нос, и потом как-то лодку втаскиваем на крутой берег! Поэтому мы все сырые и с промокшими ногами. Не соскользнуть в воду просто нереально! Ну и байдарка… Бедные кильсоны и стрингера! В общем, целый день сплошное веселье! Даже идущий, почти весь день, дождик остался незамеченным, просто не до него! Если бы не видео и не фото, мы бы и не вспомнили о нем. Вот как врезались в память завалы!

Берега, берега, берега... Бедная байдарка

Еще ведь несколько раз за день встречались шиверы-перекаты с большими камнями в русле, в этих местах река сильно мелеет, и приходится байдарку проводить. Около 17:00 очередной завал. Обнос около 50 метров. Решаем встать на ночевку, сил уже просто нет! Все, дело к ночи, нужен отдых. До нормального места вещи тащить 60 метров, но ничего, мы привыкли таскать байдарку, поэтому все вещи перенести - плевое дело. Быстро разбиваем лагерь, заготавливаем дрова, готовим ужин. Все обустроено за 1 час. Ужин и спать. За день пройдено 5,3 км.

3 день. 27 сентября. Подъем в 5 утра. Думали собраться побыстрее, но увы, вчера отдали столько сил, что собрались так же. Старт в 8:45. Но перед стартом разминка – 50-метровый обнос. Сегодня погода хорошая, переменная облачность. Завалов и бобровых плотин меньше, но больше шивер, перекатов, что очень сильно замедляет движение. Перекаты прекрасны, большие валуны в русле, длина перекатов-шивер 50-80 м, справа и слева - высокие берега. Очень красиво.

Один из многочисленных перекатов на Суздали

В местах шивер река всегда зауживается, встречаются завалы, но в нижнем течении они только обносимы. Если и лежат в русле, то одиночные огромные деревья. Бобровые плотины встречаются, но не так часто. На третий день плотины уже не обносим. Сил на это нет. Немного разгребаем место для лодки, разгоняемся и на нашей почти 6-метровой байдарке штурмуем плотину. Байдарка гнется в нескольких местах. Да-а, бедное судно! Она гнулась так, что на 4-ый день мы сломали крепления фальшборта, и похоже погнули чуть кильсоны и стрингера.

Штурмуем плотину С первого раза не получилось...

Я вообще даже не могу хоть как-то охарактеризовать реку, здесь полно бобровых плотин (на нашем пути встретилось более 30 штук точно), очень много завалов и много шивер-перекатов. На этой реке есть все! Тем она и прекрасна. Километров за 8 до впадения в Тебзу завалы пропадают, изредка только бобровые плотины и шиверы. Грести можно. За один километр до устья встали на ночевку. Ну все, можно сказать, что Суздаль мы осилили. Правда вместо запланированных двух дней ушло три… Ну ничего не поделать! Зато мы первопроходцы! Или первопроходимцы! Как кому удобнее. Мы не видели на этой реке никаких признаков деятельности туристов. Нет распиленных завалов, не видно оборудованных стоянок. Хотя река заслуживает этого, особенно весной! Суздаль просто великолепна, хоть мы и очень устали на ней, но положительных эмоций намного больше, и они превалируют над всем остальным. К вечеру раздуло все тучи и появилось черное небо, звезды и луна. И каждый дежурный наслаждался завораживающим зрелищем осеннего неба, усыпанного звездами. Да, это было, как всегда, здорово! А звездное небо осенью - это всегда холод и мороз. Утром минус, градусов 4-5 точно. Байдарки и весла все обледенели. За день пройдено 16,2 км.

4 день. 28 сентября. Подъем в 5 утра. Сегодня собрались быстрее и в 7:30 утра были уже на воде.

Первый морозец

Вся трава, камыши замерзли, в Суздали появились острова и протоки с быстринами и все получили кайф от хлещущих по харям замерзших травинок. Незабываемо, в общем. Вошли в Тебзу. Саму Тебзу еле видно, она намного уже впадающей в нее Суздали, но все же она заметна. Ну вот на четвертый день Суздаль нам покорилась! После слияния рек начинаются интересные места, много островов, узкие протоки, в них быстрины и все это поросло камышом и травой. Лезешь сквозь траву по протокам и не видно, есть там вода дальше или нет. И так почти до самого автомобильного моста на дороге Судиславль - Галич. Очень здорово и необычно пройти этот участок.

Тебза после впадения в нее Суздали

Он заслуживает отдельного внимания при сплаве. Вне быстрин река имеет ширину до 8-10 м. Но берега даже в луговой местности до полутора метров и тоже вертикальные, как на Суздали. Далее по Тебзе препятствий почти нет. Только очень много остатков от разрушенных мостов и мельниц на всем протяжении реки, но они все проходимы.

Тебза в верхнем течении Разноцветие Тебзы

Обед около а/м моста дороги Судиславль - Галич

Весь день был солнечный. Встали на стоянку в 17:10. Очень классное место в березовой, золотой роще. Сегодня харчо. Просто чудо из чудес! Ну о-о-очень вкусно! За день пройдено 34 км.

Тёбза вечером. Справа от березы-прекрасная стоянка

5 день. 29 сентября. К утру небо заволокло тучами и поднялся северный ветер. Очень холодно. Старт в 7:50. Начали встречаться рыбаки. Сегодня просто гребем. Проходим очень красивые места, золотая осень в самом разгаре и радует нас своим невообразимыми красками.

Все краски осенней Тёбзы  Справа - стоянка рыбаков и одинокая лодочка

К обеду холод завернул так сильно, что меня начало трясти. Впервые в жизни. Трясло так, что у меня даже чай выливался из кружки, и я не мог даже ничего сфотографировать, так как руки у меня ходили просто ходуном. В итоге я так протерпел до обеда, когда я одел теплую кофту, теплые носки и засунул «Теплоид» себе под термобелье. Только тогда я согрелся.

Вид на Тебзу с места нашего обеда

Правда после обеда стало заметно теплее, ветер сменился на западный. Ну и, конечно, на 5-ый день похода начала все-таки накатывать усталость. Просто неимоверный физический труд на Суздали сделал свое дело. Да и на Тебзе, за исключением двух луговых участков, течение отсутствовало почти вовсе. Менее 1 км в час по навигатору. Иногда даже 0,3 км/ч. Короче, вообще нет течения, а нам приходится гнать наши байдарки вперед. После обеда всех стало просто морить ко сну. Стоило не просто закрыть глаза, а только моргнуть, как тело и мозг отключаются вовсе, и ты себя просто теряешь в лодке. Владимир несколько раз отключался прямо на реке, и только почти уткнувшись байдаркой в берег он очухивался и продолжал идти дальше. Умывание холодной водой харь, поедание свисающей у берегов горькой калины никакого толка не имели, мозг говорил, надо отдыхать. Так и шли почти до самого вечера клюя носом. Еще около 16:00 единственный на Тебзе завал. Длина завала где-то 20-30 м. Обнос по правому берегу по хорошо натоптанной тропинке  около 50 метров. В этот раз байдарку разгружаем, а то по словам Максима - это все попахивает мазохизмом. Прислушались к нему. На стоянку встали на очень хорошем месте среди огромных елей и берез. Она чем-то даже напомнила нам стоянку на Обноре, ну уж очень похожа. На этой стоянке я дежурил первым, все ушли спать, я разварганил костер, прилег около него и просто моргнул, очнулся от холода, костер прогорел, а я как оказалось проспал почти целый час. Вот такие дела. И так было с каждым. Просто невероятные энергетические затраты. А на одной из стоянок я дежурил последним, стоял около большого горящего костра, было очень тепло, я опять моргнул и очнулся стоя на кукарачках, мордой чуть ли не в костре. После такой физической работы требуется много времени для восстановления, которого у нас не было, от этого и такие случаи «отключения мозга» в походе. За день пройдено 36 км.

6 день. 30 сентября. Подъем опять в 5 утра. Вышли в 7:40. С самого утра тепло. Солнечный день.  Через пару часов после старта начался луговой участок реки. Здесь Тебза сильно зауживается и скорость течения увеличивается. Длится этот участок 6-7 км. Текуха будь здоров, пролетели этот участок на одном дыхании. Только успевай подруливать.

Тебза на равнинном участке

Но солнце и усталость сделали свое дело, когда по-хорошему пригрело, опять начало клонить в сон. Хорошо, что мы втроем в лодке, друг друга одергиваем, а Владимир, опять в полусонном состоянии проходит длинные участки. И как он потом признался, что еще напала зевота, которая до этого была неизвестна его организму. Рот открывался, а закрываться не торопился. Как он говорил, что приходилось давать ему какие-то команды, чтоб он захлопнулся и не распугал рыбаков на берегах. Сил он тратил больше нас. Сегодня нам нужно попасть в Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь до его закрытия. В село Борок мы прибыли в 13:00. Пошли в монастырь, но к нашему сожалению, храмы оказались закрыты. Мы посмотрели их только снаружи. Внутрь попасть не удалось.

Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (1390 г.). Вид с реки Ансамбль церквей: Церковь Рождества Пресвятой Богоридицы (1753-1757 гг.), Церковь Иоанна Предтечи (1761 г.), церковь Трех Святителей (1811 г.)

Закупили в магазине недостающие продукты и свежий хлеб. Еще одна из цель похода выполнена, хотя и не полностью. Вообще мы из-за реки Суздаль отстаем от графика на один день. Хорошо, что мы с водителем, который нас доставлял до места старта сразу все обговорили. Нам можно прибыть на место и 2 октября. Пообедали мы на берегу около монастыря и отправились дальше. Несколько раз проплываем под ЛЭП. В 17:20 стоянка. К вечеру стало пасмурно. Остановились на тропе кабанов. Ну что делать, другого места нет. А так вроде ничего, лес хороший и дров много. Жгли костер, как и полагается всю ночь. Ведь, что самое главное во время дежурства? Правильно, не моргнуть)))). За день пройдено 37 км.

Очередная стоянка. Все обустроено. Компактно и уютно

7 день. 1 октября. Ранний подъем в 5 утра. Старт в 7:35. Опять сегодня северный ветер, пасмурно и холодно. Гребем, нужно пройти много километров, а течение в Тебзе отсутствует совсем, 0,3 км/ч. Его нет и это усложняет нашу задачу.

Тебза в нижнем течении

В 13:15 выходим к реке Кострома. В устье Тебзы обед. Пока стояли, стали мерзнуть. Опять пришлось утепляться, надевать дополнительную кофту, носки. Хорошо на Костроме гладь и течение. За 1 час 10 мин пролетели эти 8 километров. Кострома очень красива, на этом участке большие валуны вдоль берега, лес на высоких берегах, а в нем все краски осени, вся палитра красок на листьях деревьев. Завораживающее зрелище! Реку Письма не пропустить, ее очень хорошо видно, ширина в устье 6-7 метров. Письма манит к себе. Первые 200 метров прошли спокойно. Дальше река стала мелкой, появилось сильное течение, стали перестраиваться с берега на берег, чтобы не сесть на мели и в итоге нарвались на первую шиверу. Прошли ее. Потом еще одну и еще одну. Потом перекаты начались один за одним. Там, где перекат, по дну мелкие, в перемешку с крупными, камни и высокие берега. По три-четыре метра высотой. На каждом перекате приходится выходить и протаскивать лодку среди камней. Даже Владимир на надувнушке делает то же самое, а если хватает глубины, он все равно редко осиливает проход переката против течения.

Устье Письмы Все "прелести" реки Письма. Очередная мель

Ну, в общем, к 18:00 мы все сырые и замерзшие (температура воды в Письме по-нашему мнению ниже температуры воды Тебзы и Суздали). Ноги все промочили, все устали. Да еще смеркается, становится реально темно. Проходим уже перекат за перекатом на автомате. Как зомби. На морально-волевых качествах. А еще несколько бобровых плотин на пути. Их приходилось перетаскивать. На одной из них я провалился по пояс в воду, просто соскользнул с дерева… Как раз к вечеру, когда и сил нет и выйти негде на берег. Что называется, для полного счастья!

Перекат на Письме А теперь уже плотина

Смотрим навигатор и обсуждаем, что делать дальше. Если река и далее будет в таком же состоянии, мелкая и с шиверами и перекатами, нам не успеть завтра ко времени приезда машины. Ведь мы прошли только 3 км, а осталось еще 7. Определили по навигатору дорогу вдоль правого берега, которая ведет как раз к монастырю. Ее мы еще дома просматривали (именно на такой случай). На одном из перекатов уже почти в семь часов вечера решаем выйти и разведать обстановку, можно ли по этой дороге дойти до монастыря. Берег высотой четыре метра (и как бобры спускаются и поднимаются по нему?).  Еле взобравшись, втроем, я, Владимир и Александр, все сырые идем искать дорогу. Максим остался с байдарками. Проходили мы минут 30-40. Дорогу нашли, но она разбита лесовозами и очень старая, все залито водой. Решаем ночевать прямо в поле, на краю берегового ольховника. А завтра с утра идти дальше по Письме до приемлемой дороги. Приходим, а Максим спит прямо в байдарке весь сырой и продрогший до костей. Разбудили его, а он спрашивает, почему мы так быстро? А нас не было минут 40. Рассказывает, что мы ушли, он сел в байдарку, только прикрыл глаза и вдруг мы его уже будим. По его ощущениям прошло не более 5 минут. Усталость… Байдарки в этот раз мы оставили прямо в реке, привязав их к деревьям. Как мы в потемках втаскивали все наши вещи по высокому скользкому берегу, это отдельная тема рассказа. Я, если честно, даже не могу сказать как, мозг давно отдыхает, а тело все равно делает(!). Как роботы. Не знаю, как мы не попадали с вещами вниз по этому берегу. Никто из нас так и не понял. Поставили палатки прямо в поле, в сухих зарослях таволги, золотарника и крапивы. Выбирать не приходиться. Нам главное хоть как-то восстановить силы. В поле ветер, дров как таковых в ольховнике нет, а какие есть - не горят. В общем, все же сготовили ужин и как-то еще отдежурили. За день пройдено 45 км.

8 день. 2 октября. Утром подъем опять в 5 утра.

Утро на Письме. Последняя стоянка.

Быстро собираемся и снова в бой с Письмой. Прошли еще один километр по шиверам. Ну, вот так, прямо как пишу, так и есть - прошли. Тащим байдарку на веревке.

Бурлаки на Письме

Изредка гребем. Утыкаемся в рыбацкий переход. Выходим на берег, там уже хорошая наезженная дорога. По навигатору она как раз ведет к монастырю.

Одно из последних препятствий для
нас на Письме

Место окончания похода. Рыбацкая переправа

С Александром идем проверить дорогу, Владимир с Максимом остаются собирать вещи и разбирать байдарки. По всей дороге экскременты медведя. Где гуляют медведи, ну не очень уютно гулять самим. Прошли с Александром по дороге почти до монастыря. Наметили, куда машина на самом деле сможет доехать за нами. Короче, тащить нам до машины вещи еще километра полтора. Как начали поход пешкой с перетаскиванием вещей в полтора километра, так и заканчиваем. А что - стабильность признак мастерства!

УУРРРАААА!!! Поход закончен!!! Впереди путь домой! Мы прошли, мы осилили, мы не сдались!!!

Возвращаемся, взгромождаем на себя рюкзаки, в руки другие пожитки и вперед до места погрузки в Газель. Дошли до места, Саша идет встречать машину, мы же с Максимом возвращаемся к байдаркам и тащить еще их. Владимир охраняет рюкзаки.

Пешка завершена! Перед отъездом домой! Можно и по шампанскому!!!

В итоге около 15:00 за нами подъехала машина (с опозданием) и мы, загрузив все вещи отправились в монастырь. В монастыре нас встретили душевно. Мы посетили оба храма и поклонились мощам преподобного Макария Писемского, испили водички из святого колодца. Нам подарили книги об истории монастыря и Костромского края. Очередная цель нашего похода выполнена.

Макариево-Писемский Спасо-Преображенский женский монастырь (между 1485 - 1515 гг.) Церковь Спаса Преображения (1821 г.)
Святой источник с купелью Церковь Макария Писемского (1909 г.)

Мы, конечно, не дошли по Письме 6 км до монастыря (как планировали), но это не принципиально.  Итак, наш маршрут в итоге составил 180,5 километров по воде плюс три километра пешки. Что для осеннего похода очень много, да еще и вдобавок по неизведанным, нехоженым нами рекам. Так что наш поход стал очередным достижением команды Линда и займет особое место в копилке наших путешествий!

Характеристика рек: река Суздаль в верховьях 2-4 м шириной. Глубины достаточно даже осенью. Берега высокие в среднем по полтора-два метра, вертикальные. В реке и по берегам камни. Очень много омутов. В верхнем течении очень много поворотов. Бывают места, где на один поворот по карте навигатор рисует 5-6 поворотов. Течение хорошее. Очень много бобровых плотин. От места старта нам встретилось более 30 шт. Так же очень много завалов. Многие из них только обносимы, если нет бензопилы, конечно. Очень большое число больших валунов в русле, перекатов-шивер. В местах перекатов речка зауживается. Шиверы недлинные, но бывают и до 80 метров. Или два переката идут один за одним. Берега на всем протяжении реки высокие. Лес по берегам смешанный, в принципе стоянку найти можно всегда. Километров за 8 до устья завалы пропадают, река становится шире, до 8 м. Лес отходит от берега. Но берега все равно высокие, а на них высоченная трава.  Поворотов становится намного меньше, по сравнению с верхним течением. В нижнем течении так же много омутов, в них река расширяется и до 15-20 м. Вообще, эту реку лучше ходить весной в большую воду. Думаем, будет очень хорошее течение, почти все завалы будут проходимы, а уж плотины точно. И, конечно, будет отличная возможность покататься на множественных перекатах без особого риска. Рекомендуем связку Суздаль - Тебза для весеннего сплава.

Река Тебза в верхнем течении река шириной 8-10 м. Очень много островов и проток между ними. Все берега поросли травой, камышами и они высокие 1,5-2 м. И тоже крутые, как на Суздали. Километра за три-четыре до автомобильной трассы Судиславль - Галич острова пропадают, река становится чуть шире. От моста на протяжении километров 30 в реке много поворотов. Но их прохождение не напрягает вовсе, ширина реки до 20-25 м. Тоже очень много омутов по всей реке. На всем протяжении Тебзы много остатков разрушенных деревянных мостов и мельниц. Все они проходимы. В нижнем течении Тебза уже шириной 30-40 м. В русле также множество огромных валунов, встречаются и перекаты. Где-то со среднего течения встречаются просто огромные норы. В некоторые из них даже можно заплыть на байдарке, такие они огромные. Берега высокие. Течение менее километра. После села Борок и до устья по берегам красивый смешанный лес. Стоянку найти на всем протяжении реки не проблема. Есть и оборудованные стоянки.

Река Письма. В нижнем течении река шириной 4-6 м. Берега высокие и крутые. По берегам смешанный лес. Но подняться по таким берегам очень сложно. Течение быстрое даже для осени. Множественные шиверы-перекаты с большими камнями в русле. Встречаются и бобровые плотины, но невысокие. Глубина реки небольшая. Можем порекомендовать эту реку для весенних покатушек на множественных перекатах.

Достопримечательности на маршрутеСвято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь на реке Тёбза (1390 г.), Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь на реке Письма (между 1485-1515 гг.).

P.S. воспоминания о днях, проведенных вместе с "царской" осенью Костромских земель...

Осень - она не спросит, осень - она придет
На Костромские реки Команду Линда зовет
Осень дождями ляжет, листьями нас занесет
По камням и шиверам медленно понесет

Не можешь не заметить осенний запах реки
Не сможешь не ответить любовью своей ей ты
Осеннее это небо и в золоте берега
Здесь ты ни разу не был, не забредал сюда

Суздаль - она не город, Суздаль - она река
Суздаль, она без вопросов будет с тобой мила
Суздальские шиверы, преодоленье плотин
Станут тебе роднее, ведь столько отдал им сил

Кому то пусть снится лето, я то лишь улыбнусь
Но в сердце моем на долго поселилась осенняя грусть
И пусть будет много весен, по осени сердце грустит
С друзьями ведь я не ноги, я душу свою смочил

Нам покорилась Суздаль лишь на четвертый день
Нас подарила Тебзе, мы благодарны ей
На Тебзе тоже шиверы, но меньше бобровых плотин
И берега крутые в злате берез и осин

В узенькие протоки сквозь заросли камышей
Царской осени краски грести вдохновляют быстрей
Святая земля на Тебзе, на берегу монастырь
О, Боже, благослови нас, на большее дай нам сил

По Костроме осенней не много пройти довелось
Теплым ветром и гладью нам это запомнилось
И вот нас встречает Письма, в устье свое зовет
Какая в дружбе сила здесь каждый из нас поймет

И никто из нас не жалеет как осень встретили мы
На Костромские реки быть может вернемся мы
Осенней порой все вместе у живого огня
Оборзевшие вспомнят в чем сила их бытия

Оборзевшие вспомнят

Комментариев:2
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании