Блиц-поход по Поньгоме с выходом в Белое море, июль 2025 г.

Информация об авторе
Борис Котельников
Нижний Новгород
Дата регистрации: 24.05.2011 08:12:09
Предыдущий визит: 02.08.2025 11:49:24

Автор: 
Регион:Карелия
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 2 усложнённая
Художественно-техническое описание маршрута по карельской реке Поньгома. Короткий, блиц-вариант прохождения связан с ограниченным количеством отпускных дней у участников похода. Что, впрочем, вовсе не повлияло на моральный дух команды.

Блиц-поход по Поньгоме-2025

Художественно-техническое описание маршрута по карельской реке Поньгома. Короткий, блиц-вариант прохождения связан с ограниченным количеством отпускных дней у участников похода. Что, впрочем, вовсе не повлияло на моральный дух команды.

Это, типа, селфи с командой. Вот как на их моральный дух вообще что-то повлиять может?

 

Сроки: 9 - 15 июля 2025 года

Состав: 8 человек смешанного поло-возрастного состава

Средства сплава: байдарка "Свирь" и 8-местный рафт, на котором гребли вшестером. 

 

9 июля

Стартуем из Нижнего Новгорода, как и обычно это делаем, когда несем свои туристские тушки в Северном направлении, с утра пораньше. В 5:00 сбор, распределяемся по экипажам (УАЗ Патриот и Нива Тревэл) и в 5:15 ложимся на курс. Как известно, в Карелию можно ехать через ЦКАД и платный участок трассы Москва-Санкт-Петербург, выходя на Р-21 (трасса "Кола") через Петрозаводск, а можно - по бесплатным дорогам, через Иваново, Ярославль и Вологду. Мы выбираем второй вариант. В Ивановской области уже давно хорошие дороги, а в Вологде построена отличная развязка по обходу города.

Перед дорогой советую скачать офлайн карту. В крупных городах есть проблемы со связью. Я использую Maps.me , правда, с удивлением обнаружил, что для загрузки дополнительных карт теперь нужно подключить платную подписку 199 рублей / месяц. Вот он, акулий оскал капитализма.

Маршрут построен...

 

В Ярославле делаем короткую остановку - у Ивана Александровича через доставку не пришло ружье для подводной охоты, и он делает ход конем, покупая снаряжение по дороге. Тем временем из Нивы доносятся здравницы и звон кружек. Там выполняет разгульные задачи Андрей Сергеевич. А то вернется в город - и опять аскеза. За поход надо все успеть.

Традиционно, гоним в Карелию в два дня, ночуя где-то в районе Онежского озера. Если спросить у Яндекса, где заночевать на берегу Онеги по дороге в Карелию, он, скорее всего, подскажет вам побережье в районе Устья в 30 км от Вытегры. Такой вариант имеет место, но, остановившись там пару раз, держим его в голове на самый крайний случай - там стоянки находятся в шаговой доступности от автодороги, сильно замусорены, и на них тусуется огромное количество народа.

Так как калач я тёртый, и больше трёх раз на одни грабли не наступаю, направил команду к побережью в районе Шальского - и не прогадал. Уютное, чистое побережье, на котором мы чувствовали себя свободно. Немаловажный момент - стартуем всегда в будни, чтобы разойтись с толпами отдыхающих. Работает.

 

10 июля

Ранним утром наглая чайка попыталась исследовать содержимое гермомешков. Хотел сбить её зенитной шишкой, но не попал.

Стартуем в районе 9:00. В Медвежьегорске докупаем то, в чем резко возникла необходимость по дороге, там же заправляем газовый баллон (есть заправка на выезде из города). Пришлось немного стравить газ, что вызвало справедливый гнев сотрудника газовой заправки. Вынуждены были уходить в несознанку: какой такой павлин-мавлин, вы же видите, мы кушаем.

В Медвежьегорске много автосервисов, которые работают быстро и качественно (проверено, но, к счастью, не в этот раз). Условно, это та точка, в которой можно еще что-то исправить в транспортном средстве. Следующей будет Мурманск.

Дальше гоним до места стапеля: 63.530605, 34.335601

Подъезд к поляне с оборудованной стоянкой возможен с трассы Р-21 (поворот налево перед мостом через реку Поньгома). Мы ехали после недели дождей, пришлось форсировать довольно глубокую лужу, которая доставит неприятные моменты владельцам паркетников. На левом берегу Поньгомы также есть стоянка, но проезд с трассы после моста невозможен.

Разгрузив машины, перегоняем их в Лоухи (100 км в строну Мурманска).

Заранее созвонились с местным автоперевозчиком (8-921-700-69-24, Александр). Автомобили оставляем у него во дворе (200 рублей с машины в сутки), и его дочь перевозит нас обратно к точке стапеля (5000 рублей). На заднем сиденье вместе со мной едет внучка перевозчика (дочь дочери, получается), по дороге устроив 120-минутку непослушания. Я позиционно огрызался педагогически-выверенными репликами, но, в целом, проигрывал войну напрочь. В очередной раз ощутил профдеформацию.

К нашему возвращению уже собрана байдарка и накачан рафт. В этот раз идем на двух столь разных судах, планируя пересаживаться в зависимости от сложности препятствий.

Узнаем, что при экспресс-разгрузке Андрей Сергеевич, впав в трудовой раж, изволил выгрузить рабочий ноутбук Ивана Александровича, который теперь вынужденно отправится с нами в пороги (ноутбук, конечно, хотя и Иван Александрович тоже).

 

Справочно

Лоухи – поселок, насчитывающий 3,5-4 тысячи жителей. Районный центр. Согласно эпосу «Калевала», в этих местах жила Старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы. Официальное начало поселок берёт с 1913 года, в связи со строительством Мурманской железной дороги, когда он был основан как железнодорожная станция. Здесь в 1941—1942 годах шли жестокие бои между войсками Вермахта и Красной Армии, в которых принимала участие 23-я гвардейская стрелковая дивизия, оборонявшая станцию Лоухи. В 1944 году село Лоухи получило статус посёлка городского типа. Одно время в августе здесь проходил праздник-капустник «Старуха Лоухи — вернём доброе имя». По мысли его устроителей, Старуха Лоухи была не злой ведьмой, а настоящей хозяйкой, радеющей о благе своего народа.

 

11 июля

Сборы и выход на воду в стандартно-«карельское» время 11:30. Минут за 30 до нашего отхода местный перевозчик на «буханке» привозит группу катамаранщиков с детьми. У них нет, почему-то, насоса для катамарана. Как сказал подошедший к нам руковод, они экономят на весе, ну а кат - его вполне себе за пару часов можно накачать, используя ресурс легочной емкости. Я после этой встречи все думаю: нет, ну правда можно не взять насос ради экономии веса/объема вещей? Или это такая модная тема, типа гретатумберганутых или веганов? Или что это было? Мне просто не у кого спросить, понимаете, у меня нет ни одного знакомого, который без насоса в походы ходит, хотя кого только нет у меня в знакомых, от мехников-водителей танка Т-80 и настоящего контр-адмирала до докторов наук и профессоров. Кто-нибудь может удовлетворить моё любопытство?

Иван Александрович производит ребрендинг снаряги

 

До нашего приезда шли дожди, и уровень воды в реке существенно поднялся – это видно по деревьям, погруженным в воду.

После автомобильного моста через Р-21 будет небольшая шиверка, а вот уже спустя 2 км – первое серьезное препятствие, именной порог Падун ( N 65°20.145′ E 33°39.190′ ).

Есть просмотр с левого берега. В байдарку к Ивану Алексеевичу пересаживается Андрей Сергеевич, а Наталья Игоревна перепрыгивает в рафт. С таким экипажем (Иван Алексеевич и Андрей Сергеевич) бывалая «Свирь» пройдет все определяющие препятствия похода.

Осмотр Падуна. Выглядит бодряще

 

В целом, Падун – это мощный слив, при прохождении которого главное поймать струю. Траектория прохождения интуитивно понятна даже с воды. Особый шик прохождению порогов на рафте придает то, что после погрузки и крепления всех вещей, он стал размером с небольшой двухэтажный дом. 

Следующее препятствие, порог Стол - N 65°19.862′ E 33°40.097′ - также можно проходить, руководствуясь на ощущения с воды. Широкий слив с читающимся с воды языком. Правда, в нашем случае высокая вода скрыла обливняки, на один из которых и налетела байдарка. Первое пробитие, первые ремработы.

Экипаж "Свири" проверяет, есть ли на шкуре байдарки свободные места для заплаток

 

А вот порог Кособокий ( N 65°19.705′ E 33°40.426′ ) заставил взбодриться. Шивера около 500 метров с косыми сливами и мощным течением. Экипаж байдарки принял участие в незапланированных учениях по борьбе за живучесть, и был чуть не раздавлен рафтом, пролетевшим с грацией половозрелого гиппопотама мимо обливняка, на котором засела «Свирь».

Выход из Кособокого

 

Через 3 км спокойного участка, позволившего выдохнуть экипажу байдарки и заставившего навалиться на весла экипаж рафта – озеро Большое Рогозеро. На озере много стоянок, первая стоянка – сразу на выходе из реки. Мы доходим до живописного мыса, отмеченного поклонным крестом ( N 65°19.537′ E 33°46.197′ ). Очень хорошая стоянка с баней.

На стоянке предаемся походному отдыху. В воде плещется с купленной в Ярославле игрушкой Иван Александрович - пытается подстрелить щуку. Иван Александрович весь день махал веслом, а щука - молода и быстра. К тому же это для нее вопрос жизни и смерти. Словом, попытка изначально была обречена на провал.

Подводная дуэль Ивана Александровича и щуки

 

Иван Алексеевич и Андрей Сергеевич хлопотливыми пчелами ремонтируют байдарку.

Ирина Александровна со Светланой Валентиновной продолжают радовать походной кулинарией. Когда-то функционал по составлению и реализации продуктовой раскладки был передан в их цепкие руки. Куча домашних заготовок идет в ход. Скажи мне лет десять назад, что я буду грузить в байдарку ящик с домашними соленьями-вареньями – не поверил бы, а возможно и гадость какую сказал. А теперь вот – пожалуйста. Эксперимент был признан удачным и теперь повторяется снова и снова. Скоро, глядишь, вдобавок к домашним заготовкам и козу себе на рафте заведём.

С мыса ловит МТС. Разбитным телеграфистом отправляю фотографии в походный чат - для тех, кто остался в городе.

Близко фотографировать лица не стал. Нас мошка поела!

 

12 июля

 

Через просторы этих самых Рогозер

 

Выходим стабильно в 11:30. Карельский стандарт. Неспеша проходим небольшой участок Большого Рогозера и Малое Рогозеро. При выходе из Большого Рогозера нужно ориентироваться на правый берег, а еще лучше – поглядывать на навигатор, тогда не придется искать выход из озера «на ощупь». Впрочем, я лично еще застал дедов-руководов, которые отказывались верить в существовании иных средств навигации, окромя как карта-генштабовка и отчет из МКК со схемами. Мол, не может так быть, и все тут.

Вечером накануне наблюдали группу на надувных судах, явно пытающуюся найти выход из озера, словно штурманы-забулдыги. Ввиду визуальной удаленности и отсутствия мокрых шкур для подачи сигнала дымом, помочь мы им не могли. 

Стоянок на Большом Рогозере не обнаружено, берега заболочены.

Экипаж рафта занимается профилктикой гиподинамии

 

На выходе из озера – безымянный порог ( N 65°17.278′ E 33°47.229′ ). Перед порогом очень неплохо берет рыба всех мастей. Выяснили случайно, когда во время санитарной стоянки («Айн, цвай, драй, пись-пись-пись!!!») Виталий Витальевич, со спинингом наперевес, обеспечил команде вечернюю уху.

Иван Александрович, не стесняясь в выражениях, очень радуется успеху собрата-рыбака. В этот момент Иван Александрович напоминал гибрид из орангутанга и фугасной авиабомбы. Он подпрыгивал, орал и перепрыгивал через стволы деревьев.

Далее – до самого порога Роман ( N 65°17.521′ E 34°00.799′ ) шиверистый участок, который, впрочем, идется без осмотра. По дороге развлекаю команду рассказами из жизни государей Ивана IV и Петра I. Сценка, где я поочередно изображал сначала Иоана Васильевича, потом Симеона Бекбулатовича, а потом опричников, намылившихся было охально изобидеть боярских дочерей, имела успех.

Наш план был пройти пороги Роман и Корней, а потом встать на ночлег. Но у реки был свой план, отличающийся от нашего. При зачалке перед порогом Роман на левом берегу рафт налетает на корень, скрывшийся под водой, раздается хлопок, и нос судна начинает резко спускать («Аж тальк полетел!» - делилась вечером впечатлениями Светлана Валентиновна).

Курсы кройки и шитья. Иван Александрович работает, Борис Владимирович взирает и дает ценные советы

 

Выгружаемся споро, словно морской десант (только крика "Полундра!" не хватает), на стоянку перед порогом, здесь же и располагаемся на ночь. Стоянка весьма недурна ( N 65°17.547′ E 34°00.640′ ). Вечер проходит неспешно – латаем пробоину в рафте и варим уху (в которой мошка норовила провести чемпионат мира по водному поло). Егоза Иван Александрович вновь предпринимает подводные погружения в надежде обрести добычу. Истинно вам говорю: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не стало рыбаком!

 

13 июля

Большие блины на маленькой горелочке

 

Утром Ирина Александровна и Светлана Валентиновна балуют личный состав блинами. Праздник удачной охоты в джунглях продолжается. 

Выходим на воду в… правильно, в 11:30. Порог Роман ( N 65°17.521′ E 34°00.799′ ) идем без осмотра. Лоция обещает нам опоры моста и ледорез, но при высокой воде мы их просто не видим.

Осмотр Корнея. Все весело!

 

А вот перед порогом Корней ( N 65°17.102′ E 34°03.158′ ) стоит остановиться для осмотра. Не знаю как там по низкой воде, а вот по высокой порог явно заслуживает внимания. Это двойной мощный слив с косыми валами и бочками в конце порога. Первую часть порога проходим утрамбовавшимся экипажем рафта, а байдарку обносим. И то верно. По такой воде чувствуешь себя в байдарке не страшнее комарика. И даже без фонарика. В итоге по итогам прохождения второй части порога в «Свирь» все равно нахлестало воды, и она предсказуемо кильнулась. Выловили степных сизых орлов из реки – да почапали дальше.

Через 3 км после Корнея справа впадает река Егут ( N 65°17.424′ E 34°07.023′ ), русло становится шире, течение медленнее. Еще через 8 км после впадения реки Егут под водой видим остатки разрушенной переправы через реку – бетонные кольца. Вероятно, при малой воде, они видны на поверхности. В лоциях пишут, и это подтверждается картой, что от стоянки на левом берегу ( N 65°19.647′ E 34°13.839′ ) ведет лесная дорога до поселка Кузема (4-5 км). Дорогу, впрочем, мы не обнаружили.

Еще через 2 км начинается сплошное веселье. Череда шивер, одна из которых, судя по описанию, должна быть Мостовым порогом, а другая - Морским порогом. На самом деле шивер значительно больше, одна плавно переходит в другую. По высокой воде идем все без просмотра.

Это Андрей Сергеевич. Видите, тут квинтэссенция всего. Опыта, мастерства, превосходства, уверенности и силы

 

Андрей Сергеевич изволит делиться ощущениями с носа байдарки. В его спиче цензурными были только паузы, чтоб воздух в глотку набрать.

Нам повезло – попали под прилив. Вообще, не мешало бы сверяться с таблицей приливов и отливов.

На сайте Беломорской биологической станции имени Н.А. Перцова биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова есть программа с обновляемой таблицей приливов и отливов https://wsbs-msu.ru/tides-and-ebbs/  .

С этой программой, мы, конечно, не сверялись, и шли по общему наитию. Правда, от железнодорожного моста стал ловить Интернет (МТС), и я попытался загуглить информацию про приливы и отливы. В итоге поиск выдал мне мой же отчет по Воньге образца 2012 года, и я угомонился. Все верно, главное в ходе расследования – не выйти на самого себя. В том походе, кстати, и Иван Алексеевич, и Андрей Сергеевич тоже присутствовали. Ну и ваш покорный слуга, 15-килограммовой давности.

В теории можно завершить маршрут на автомобильном мосту через Поньгому ( N 65°20.747′ E 34°24.020′ ), но мы, воспользовавшись хорошей погодой, выходим в Белое море. Встаем на Шангострове (N 65°21.195′ E 34°24.486′). Там много хороших стоянок. В честь завершения маршрута можно позволить себе немного расслабиться. Помните добрую морскую традицию? С четвёртой по тридцать вторую – за дам!

Напротив нас, на материке, стоит большая развеселая компания с походной баней. Spiritus vini оттуда тянет даже против ветра. Отлив очень заметен – по воде отойти от острова можно только в прилив, собственно, как и подойти к нему. Запах Белого моря не спутаешь ни с каким другим - пахнет просоленной тиной и водорослями.

Справочно

Поньгома — старинная поморская деревня в составе Куземского сельского поселения Кемского района Республики Карелия, является комплексным памятником истории. Относится к числу наиболее старых русских поморских поселений, время возникновения которого приходится, предположительно, на ХVI век. В советский период эти места относились к ведению ГУЛАГа. Рядом даже появился поселок с официальным названием «Трудколония номер Восьмой», сейчас он заброшен. До самого берега моря была проложена узкоколейка — вывозили рыбу, лес, морские водоросли. Сохранились сооружения бывшего колхоза-миллионера «Беломорский рыбак» - рыбохранилища, причалы, хранилища. В самой деревне сохранились старинные поморские дома-пятистенки.

 

14 июля

Утром переправляемся к деревне. Рядом с хозяйственными постройками есть неплохое место для антистапеля - N 65°21.001′ E 34°24.930′. Там неспеша разбираем и сушим снаряжение, а Светлана Валентиновна и Ирина Александровна снова принимаются кашеварить.

Встреченная пожилая местная жительница рассказывает об истории места. С легкой грустью – деревня вымирает. Сетует на обилие медведей. Уверяет, что за нами на стоянках явно наблюдал медведь, просто не стал подходить. Летом они сытые. Этот факт очень заинтересовал женскую часть команды. И еще одну проблему подсвечивает собеседница - туристы оставляют после себя загаженные стоянки. Почему-то в этот момент стало очень стыдно, за всех туристов. 

Иван Александрович изволят отдыхать, во сне взбрыкивая ногами. За щукой, видать, охотится

 

По предварительной договоренности нас должен забрать все тот же перевозчик Александр с дочерью, на двух «буханках». Делаю контрольный звонок – все ок, выезжаем. В пути водители немного задержались («Мы останавливались и гуляли вдоль реки. Тут так красиво!» - из показаний участницы событий, ехавшей за рулем одного из уазиков), но все же добрались до нас. Одну из «буханок» можно было бы назвать ровесницей деревни Поньгома, но я не уверен, что уазики делали в 16 веке. Впрочем, доехали весьма бодро. Дорога от Поньгомы ведет через Кузему, и она, до выхода на Р-21, представляет из себя грунтовку, время от времени выравниваемую грейдером. Как результат - из «буханок» мы выбирались с хаотичной пластикой роботов, танцующих «брейк-данс» после удара молнии.

Прайс – 15 000 рублей за машину. Дешевле не нашли ни у одного из перевозчиков. Обилие коммерческих групп на данном направлении слегка разбаловало поставщиков автоуслуг. Но кто мы такие, чтобы осуждать? Перевозчик Александр спросил, приедем ли мы на следующий год. Я сделал многозначительное лицо и очертил округлый жест, означающий что угодно.

Перегружаем вещи, заезжаем в местный магазин, где куртизанствующими партизанами пополняем запас «вкусняшек» в дорогу, и стартуем в сторону Онежского озера. В магазине местный житель, обнажив в ослепительной красивой улыбке порожний от зубов рот, сообщает о празднике. И то верно, за окном - День взятия Бастилии. 

На ночь встаем все там же, в районе Шальского, прибыв туда в районе пол-второго ночи. Девочки на быструю руку готовят диетические канапе из сала и чеснока. Большая часть команды укладывается почивать, а мы с другом-лаперузом Андреем Сергеевичем выползаем на пляж и до трех часов, все такие из себя героические, проводим разбор прохождения порогов.

 

15 июля

С утра неспеша собираемся, и ложимся на обратный курс. Едем через Вытегру, Вологду и Ярославль. В Ярославле на вокзале высадили Ивана Александровича - он убывает по месту жительства и службы, в столицу. Проводили его напутственными речами:

- Ни пуха ни пера, Штирлиц. Как довезешь радистку до Швейцарии, дай знать!

Там же, в Ярославле, обнаружили серьезный боковой порез на заднем колесе моего Патриота. Ближайший автосервис ничего с порезом сделать не смог, зато тщ автомеханик прозорливым негоциантом продал мне за бесценок почти новую покрышку, на которой и докатили до Нижнего Новгорода. Порезанную же покрышку примотали ко мне на багажник и повезли в путешествие. Вещь же, сами понимаете, не дешевка какая-то!

 

Выводы:

1) В очередной раз убедились в возможности организации блиц-сплавов по Карелии. Впрочем, сам маршрут можно растягивать в свое удовольствие – хотя бы за счет красивых стоянок на Малом Рогозере.

2) Поньгома представляет определенный спортивный интерес при высокой воде. В любом случае, необходимо иметь избыточный запас клея и заплаток в ремкомплекте. При малой воде, вероятно, клея бы нам не хватило.

3) Связь (МТС, Мегафон) есть почти на всем маршруте, интернет периодически появляется в Малом Рогоозере и после порога Корней.

 Всем хорошего настроения и новых маршрутов! Про блиц-сплавы по Керети и Уксунйоки тоже напишу как-нибудь.


Дополнительная информация
Дата размещения:30.07.2025
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Море:Белое
Статистика
Суммарный рейтинг:5
Средний рейтинг:5
Проголосовало:1
Просмотры:66
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии