Отчет: Пеший поход 1 к.с. по Заволжью

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 27.05.2010 06:44:55
Предыдущий визит: 01.04.2016 16:36:32

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Туризм и путешествия:Пеший
Категория сложности: 1
Сроки: 08.08.2005 - 16.08.2005
Самодеятельная группа туристов г. Нижнего Новгорода в составе трех (должно было быть четверо, но увы… (См. объяснение в разделе СОСТАВ ГРУППЫ)) человек совершила 8-16 августа 2005 года пеший туристический поход I (первой) категории сложности по Заволжью в районе бассейна рек Керженца и Ветлуги по маршруту: г. Бор – Керженец – Пионерский – Хахалы – Лобачи – оз. Светлояр – Благовещенское – р. Лапшанга – Перехватка.

 

 

ОТЧЕТ

о прохождении пешего похода первой категории сложности

по Заволжью в период с 8 по 16 августа 2005 года

 

Руководитель группы: Пудеев Андрей Александрович

 

  

Спра­воч­ные све­де­ния

 

1. Са­мо­дея­тель­ная группа ту­ри­стов г. Ниж­него Нов­го­рода в со­ставе трёх че­ло­век со­вер­шила 8-16 ав­гу­ста 2005 года пе­ший ту­ри­сти­че­ский по­ход I (пер­вой) ка­те­го­рии слож­но­сти по За­вол­жью в рай­оне бас­сейна рек Кер­женца и Вет­луги по мар­шруту: г. Бор – Кер­же­нец – Пио­нер­ский – Ха­халы – Ло­бачи – оз. Свет­лояр – Бла­го­ве­щен­ское – р. Лап­шанга – Пе­ре­хватка.

 

2. Весь мар­шрут про­ле­гает в Ни­же­го­род­ской об­ласти по тер­ри­то­рии Бор­ского, Се­мё­нов­ского, Вос­кре­сен­ского и Крас­но­ба­ков­ского рай­онов.

 

3. Об­щие спра­воч­ные све­де­ния

Вид туризма Категория сложности Протяжённость активной части Продолжительность Сроки
общая ходовых дней
пеший первая 187 км 9 дней 9 дней 8.08.05 - 16.08.05

 

4. Под­роб­ная нитка мар­шрута

кор­дон Ива­нов­ский – Ива­нов­ское – Мя­ко­тин­ское – Юра­сово – Иль­ин­ское – Сверч­ково – охот­база у пруда на р. Пре­сна – Кер­же­нец – уро­чище Бо­лото Нар­ское – уро­чище Бо­лото Ан­то­ново – Пио­нер­ский – Лы­ково – оз. Аф­ро­си­мово – оз. Омут – Ха­халы – Дву­дель­ное – Телки – Ло­бачи – Шад­рино – оз. Свет­лояр – р. Люнда – Ма­лые Ключи (Ку­ли­ково) – Боль­шие Ключи – р. Зи­мара – Зи­марка – Львово – По­пол­зуха – Ано­сово – Ле­виха – Стре­лиха – По­пиха – Бла­го­ве­щен­ское – Со­ловь­иха – Пру­довка – Ко­ро­биха – Ка­ра­сиха – Кла­довка – оз. Ста­рица – р. Лап­шанга – Ва­ви­лиха – Сень­кино – Удель­ная Ча­щиха – Чух­лома – Пе­ре­хватка.

 

5. Оп­ре­де­ляю­щие пре­пят­ст­вия на мар­шруте:

Вид препят­ствия Категория трудности Длина Характеристика препятствия Путь про­хождения
Травяная раститель­ность по за­росшей у/к дороге Сверчково – Керженец Н/К 6,5 км Песчаная насыпь бывшей узкоколейной дороги, поросшая травой, без дороги. Движение осуществляли по краю соснового леса, вдоль насыпи.  -
Переправа через реку Керженец. Н/К Песчаная отмель, ширина русла около 50 м, глубина 0,9-1 м, течение слабое. Широкий песчаный намыв, отмель, образовавшаяся после плавного поворота русла (под углом около 120˚) с СВ на ЮВ. Правый берег пологий, левый – крутой. Глубина реки медленно увеличивается от правого берега к левому, у которого резко возрастает: небольшая промоина. Глубина промоины постепенно возрастает по течению реки от 1 до более чем 1,7 м. Ширина промоины от 1,5 до 3 м. Местами встречаются коряги и полузатопленные стволы, особенно вдоль левого берега По отмели под углом 90˚ к течению вплоть до мелкой части промоины, с индивидуальной страховкой, промоину преодолевать следует придерживаясь за коряги
Легкопроходимый хвойный лес по правому берегу Керженца от д.Лыково до пос.Пионерский. Н/К, 1А 5 км Елово-сосновый взрослый лес с примесью берёзы, местами дуба. Местами встречается подлесок из ольхи, поросли берёзы, ели. Вдоль берегов реки и стариц – ивняки. Местами можно пройти по рыбацким тропам, местами и без них. Вообще правый берег на этом участке ниже левого  -
Легкопроходимый лес по левому берегу Керженца. Н/К 2 км Сосново-еловый лес со слабым кустарниковым подлеском, рыбацкие тропы  -
Хвойный лес, местами заболоченный, в кварталах № 47, 48 1,5 км Сосново-еловый густо заросший лес с подлеском из поросли ели, чередующийся с болотистыми участками с глубоким мшаником  -
Лес по берегу Керженца в 48-м квартале (в р-не оз. Афросимово). Н/К 2 км Смешанный лес с преобладанием широколиственных пород: дуба, липы. Встречаются берёза, осина, ель, сосна, ольха. Подлесок слабый, проходится легко по рыбацким тропам или без них  -
Луга к СВ от оз. Афросимово. Н/К 1,5 км Густые заросли люпинов, высокая трава по бедро, невидимые в траве ямы, канавы, колдобины. Луга на карте не отмечены  -
Сосновый лес по левому берегу Керженца от оз. Омут до турбазы «Тайга» Н/К 1 км Сосновый лес со слабым подлеском, местами вообще без него. Много троп, хороших мест для стоянок  -
Легкопроходимый лес вокруг озера Светлояр. Н/К 1 км Сосновый лес со слабым подлеском от С оконечности озера до д.Светлояр, проходится легко без троп  -
Залесённый правый берег р. Люнды от озера Светлояр до дер. Малые Ключи.

Н/К,

2 км

3 км

Берёзовые рощи, легко проходимы.Сосново-еловый лес с густым еловым подлеском (поросль) сквозь который приходится продираться с трудом. Вдоль русла местами встречаются участки густо поросшие ивняком. Заросли крапивы, малины. Путь вдоль русла преграждают многочисленные овражки глубиной до 5 м, часто увлажнённые, или даже с ручейками по дну. Вообще пойма Люнды выше впадения Зимары весьма сильно заболочена  -
Луг на участке Малые Ключи – Большие Ключи Н/К 1 км Густая луговая растительность выше колена, троп и дорог нет, т.к. Малые Ключи – деревня нежилая  -
Луга и сосновый бор на участк Большие Ключи – Зимарка Н/К 3,5 км Выгоревшая трава ниже колена, лишь местами – густая (например, у речушки – правого притока Зимары в р-не Рассадино). Бор сосновый, напротив дер. Александровки, со слабым подлеском. Бор обходили по опушке   -
Луг от дер. Зимарка вдоль р. Зимара до р-на 35-го квартала Н/К 3 км Негустая выгоревшая трава по колено, проходится относительно легко, дорог нет. Втречаются пятачки заросшие колючками, которые нужно обходить, т.к. они легко прокалывают одежду   -
Смешанный лес между дер. Зимарка и дер. Львово. (кварталы № 35, 36,37 4 км Смешанный лес. Присутствуют ель, сосна, берёза, осина. Подлесок развит, местами встречаются густоз росшие участки, местами – заболоченные. Иногда – завалы. Вообще лес не ухоженный, просеки и дороги все заросли, двигаться по ним иногда труднее чем по лесу   -

Газопровод Боковая – Воскресенское (отсутствует на карте).

Н/К 5 км Свежая просека – газопровод новый (2000-2001 гг.), но дороги вдоль него нет, всё заросло травой выше колена. Часты заболоченные участки. Крайне неровная поверхность: много колдобин, ям, бугров оставшихся от прокладки газопровода. Глубокие колеи залиты водой или заросли травой   -
Участок берега р. Ветлуги ниже устья р. Медяны Н/К 2 км Травянистые, песчаные и каменистые участки. Последние образованы песчанником из размытого правого высокого берега Ветлуги   -
Заливной луг от устья р. Медяны до моста у дер. Карасиха  Н/К 1,3 км Впойме Медяны – заросли ивы, чуть выше по берегу – луговая растительность. Высота травы в августе – по бедро (0,7-0,8 м).   -
Луга, сосновые перелески на участке дер. Кладовка – р. Малая Дуга  Н/К 2 км Пойма Малой Дуги сильно заболочена у устья, но чуть выше по течению она сужается и по берегам растут сосновые лесочки, где много красивых и удобных мест для стоянки. По берегам много ив и… яблонь! Местность выше по течению сильно изрезана овражками  -
Переправа реки Малая Дуга в 1 км к востоку от д. Дуплиха  Н/К  - Малая Дуга – речушка с 50-60-ти метровой сильно заболоченной (по крайней мере в нижнем течении), заросшей осокой и рогозом поймой. Русло сильно заилено. На переправе максимальная глубина – 0,5 м. Ширина поймы в месте переправы – 30-40 м, русла – 5-6м. Чётких границ у русла нет из-за сильной заболоченности  Переход по импровизированным мосткам/ гати. Материал для них в изобилии можно найти в лесу
Заливные луга, перелески в р-не озёр Красное и Старица  Н/К 2,5 км Заливные луга, перемежающиенся сосновыми перелесками. Заросли кустарниковых ив   -
Хвойный лес на участке р. Малая Дуга – д. Дуплиха  1,2 км Сосново-еловый лес с незначительной примесью мелколиственных пород, подлесок еловый, метами труднопроходимый, заросли папоротника. Местность сильно пересечена множеством овражков и оврагов. Вблизи Дуплихи встречаются места густо заросшие порослью осины и берёзы   -
Овраги, суходольные луга, перелески на участке дер. Медведиха – р. Лапшанга  Н/К 3,5 км Сосновые перелески (вдоль овражной системы) перемежаются участками суходольных лугов с зарослями люпинов. Сразу после Медведихи – овраг, поросший соснами. Далее – повышение и более крупный овраг (почти долина – около 500 м в поперечнике), дно которого заболочено, но легко преодолевается в резиновых сапогах (глубина около 20 см, ширина 40-50 м). Для переправы можно соорудить небольшую гать. Далее вновь подъём и понижение к руслу Лапшанги. От Медведихи на Вавилиху есть дорога, но она сильно заросла и превратилась в глухую тропку, заросшую люпинами на суходолах и заваленную упавшими стволами в оврагах. Дорога эта есть на карте, рядом с ней даже показана линия связи, но на местности мы никаких линий не наблюдали   -
Переправа через реку Лапшангу  Н/К  - Несмотря на небольшую ширину – около 8-10 м, речка довольно глубока – до 0,7-0,8 м (это на броде-то). Ещё одна особенность – очень холодная, ледяная вода  Преодолевается вброд, с подстраховкой с берега на случай если ногу сведёт (вода ледяная). 
Луг от брода через Лапшангу до ЛЭП  Н/К 4,2 км Против течения, левым берегом Лапшанги до ЛЭП и далее вдоль ЛЭП до Кировской трассы. Луговая растительность, заросли люпинов, а местами – заросли борщевика (!), нужно быть аккуратными. Преодолевается без дорог   -
Луг от трассы до развилки дорог на д. Березовец и Удельная Чащиха  Н/К 1,2 км Луговая растительность, люпины, местами заросли репейника. Трава до колена   -

 

6. Состав группы, адреса участников

  1. Руководитель, санинструктор: Пудеев Андрей Александрович, Н. Новгород.
  2. Штурман, фотограф: Куликов Юрий Маркович, Н. Новгород.
  3. Завхоз, ответственный за дневник: Смирнов Юрий Викторович, Н. Новгород.
  4. Четвёртый участник: Плутенко Илья Андреевич, студент 5 курса ИФ ННГУ, не смог принять участия в походе по причине простудного заболевания, приключившегося с ним вечером 07.08.2005.

 

 Содержание отчёта

 

1. Общая смысловая идея похода, его особенности

Общая идея похода – путешествие по Заволжским лесам, местами во многом легендарными. Здесь и раскольничий Керженец, и знаменитый Светлояр, овеянный легендами о Большом Китеже, и красавица Ветлуга. И на всём протяжении маршрута – леса, леса. Недаром заволжский край издревле назывался Нижегородской Сибирью.

Маршрут этот описан в книге «Лесной тропой», изданной Горьковским книжным издательством в 1961 году, в статье Ю. В. Лебединского «К озеру Светлояр». В нашем случае маршрут претерпел незначительные коррекции, особенно в своей заключительной фазе.

 

2. Варианты подъезда, отъезда

Маршрут начинается с кордона Ивановского в 4 км от г. Бора. До Борской автостанции можно добраться автобусом (например, №234) с Московского вокзала Нижнего Новгорода, или дизель-поездом оттуда же. От Бора же до Ивановского кордона оптимально ехать на автобусе №104 (следующим до Развилья) или на Керженском автобусе, но последний ходит заметно реже.

От конечного пункта – Перехватки – отъезд осуществляется на электричке до Московского вокзала.

 

3. Аварийные выходы с маршрута

  • Участок кордон Ивановский – урочище Болото Антоново: автобусом, автотранспортом из посёлка Керженец до Бора.
  • Участок Пионерский – Телки – 61-й квартал: автобусом/ автотранспортом до Семёнова из Хахал.
  • 61-й квартал – Лобачи: автобусом/ автотранспортом из Лобачей в Воскресенское или Владимирское.
  • Владимирское – Львово: автобусом/ автотранспортом из Владимирского или Больших ключей до Семёнова или Воскресенского.
  • Львово – Попиха: из Попихи в Воскресенское или Красные Баки автотранспортом.
  • Попиха – Удельная Чащиха: автотранспортом до Красных Баков, Ветлужской или Нижнего Новгорода.
  • Удельная Чащиха – Перехватка: электричкой до Ветлужской или Нижнего Новгорода 

 

4. Изменения маршрута и их причины

  • Первый дневной переход был удлиннён до водоёма, находящегося в 2,5-3 км за пос. Керженец (на 13 км) в связи с хорошей физической формой участников похода и желанием выиграть время для более продолжительной стоянки на р.Керженец.
  • Кольцевой выход из Пионерского. Вместо переправы у Лыково на 3-й день группа правым берегом Керженца вернулась к Пионерскому, где переправилась на 4-й день утром. Причина: более удобный для переправы участок находится у Пионерского, кроме того, места для стоянки у Пионерского (на правом берегу) более удобны, красивы и обжиты, чем у Лыкова (на левом).
  • На 5-й день стоянка была запланирована у р. Большая Великуша и соответственно вначале планировалось двигаться от развилки в 60-м квартале на Лобачи по северной дороге, но в связи с тем, что группа запаслась питьевой водой в Телках, решено было удлиннить маршрут и двигаться по южной дороге, чтобы пройти побольше за день. Кроме того, появилось намерение осмотреть западный берег болота Колган. В результате группа ночевала у юго-восточной оконечности болота Булатного, в 47-м квартале. Прошли мы в тот день на 6 км больше запланированного.
  • Деревня Львово не была посещена, как планировалось вначале, мы обошли её стороной (в 1,1 км). Вообще на участке Зимарка – Попиха многое на карте не соответствует тому, что сегодня можно наблюдать на местности. В частности, дорога, начинающаяся, судя по карте, сразу за мостом через р. Зимару после деревни Зимарки и идущая в северо-восточном направлении на Львово, прекратила своё существование. Она фатально заросла лесом и на поисках её, попытках пробиться по еле заметным колеям и, наконец, на поиск альтернативного пути было потеряно около половины ходового дня, в результате чего, вместо ночёвки у Благовещенского, группа ночевала в нескольких км от Зимарки в районе 35-го квартала, на вырубке.
  • Соответственно на следующий день ночевали не у устья Лапшанги, а в 1,5 км от Прудовки, на Ветлуге. Поскольку мы опаздывали, было решено пробираться к Лапшанге не вдоль Ветлуги, а выше – по берегу, мимо деревень Дуплиха, Арефино, Медведиха. Кроме того, значительно вырос и последний (девятый) дневной переход, он составил ~35 км, так что в Перехватке мы оказались лишь к 18:00.

 

5. График движения

Дни пути Дата

Участок (от – до)

Протяжённость Чисто ходовое время Определяющие препятствия Метеоусловия
1 08.08 Кордон Ивановский – озеро в 2,5 км от пос. Керженец 27 км 6,5 ч Участок заросшей травой у/к дороги Пасмурно, затем ясно, очень тепло, ветер слабый
2 09.08 Оз. у пос. Керженец – лесной кв. №6, в 2 км от пос. Пионерский 22,5 км 6 ч - Ясно, очень тепло, лёгкий ветер
3 10.08 Кв.№6 – р. Керженец у пос. Пионерский 14,5 км 3,5 ч Н/к смешанный лес с преобладанием хвойных пород Переменная облачность, кратковременные дожди. Тепло. Ветер слабый
4 11.08 Р. Керженец у пос. Пионерский - р. Керженец у оз. Омут 8 км 3,3 ч Переправа через р. Керженец, н/к сосново-еловый лес, 1А лес, н/к смешанный лес, н/к луга Переменная облачность, кратковременный дождь. Тепло, а вечером – свежо
5 12.08 Оз. Омут – ЮВ оконечность бол. Булатного, кв. №47 27 км 6,75 ч Н/к сосновый лес Дымка, перо, утром – ясно, днём – переменная облачность, кратковременный дождь, вечером – ясно. Тепло
6 13.08 Кв. № 47 – оз. Светлояр 16 км 3,6 ч Н/к сосновый лес Переменная облачность, гроза, тепло
7 14.08 Оз. Свотлояр – вырубка в р-не кв. №35, недалеко от дер. Зимарка 14,5 км 5,25 ч Н/к, 1А лес, луга Переменная облачность, гроза, тепло, вечером – свежо
8 15.08 35-й квартал – р. Ветлуга (в 1,5 км вверх по течению от дер Прудовка) 25 км 7,5 ч 1А, н/к лес, заболоченные луга, песчано-галечные участки по берегу Ветлуги Переменная облачность, кратковременные дожди, грозы. Тепло
9 16.08 Р. Ветлуга – Перехватка 33 км 9,5 ч Переправа через р.Малая Дуга, переправа через р.Лапшанга, н/к лес, луга Утром  - мощнейший туман (видимость – 15 м), днём – переменная облачность, без осадков, тепло. Вечером – кратковременный дождь

 

Итого: протяжённость – 187 км, общее чисто ходовое время – 52 ч, средняя скорость движения – 3,6 км/ч.

 

 

6. Техническое описание прохождения маршрута группой

 

Первый день похода (08.08.2005)

С Борской автостанции группа автобусом №104 (следует до Развилья) добралась до Ивановского кордона около 10:30. Несмотря на то, что и на Топографической карте Нижегородской области (1:200000), и на атласе Нижегородской области (1:100000) Ивановский кордон помечен как нежилой, данные эти не соответствуют действительности. На кордоне постоянно живут люди.

От кордона по автомобильной трассе мы прошли около 1 км до развилки и здесь, на обочине дороги, в сосняке немного перекусили и подогнали рюкзаки.

Асфальтовая дорога налево (на северо-запад), по которой и уехал наш автобус, в обход торфянников ведёт к железнодорожной ветке в район станции Каликино. Мы же отправились по правой, гораздо менее оживлённой, но тем не менее сносно асфальтированной дороге. Проходит она сухим сосновым лесом.

Через 2,3 км асфальт заканчивается и дорога превращается в грунтовую (песчаную) лесную. Здесь идти сложнее: ноги вязнут в песке. Так продолжается около 1,5 км, и лишь у самого села Ивановского вновь появляется асфальт. Проходим краем Ивановское и через 1 км достигаем другого села – Мякотинского. Здесь кончается сосновый лес, и начинаются ополья. Дорога, вновь грунтовая, ведёт на Северо-Запад (СЗ), в Юрасово. За Юрасово, ближе к трассе ведущей в пос. Керженец, есть большое кладбище со старой, полуразвалившейся от времени деревянной церковью. Она стоит на пригорке и в былые времена очевидно была видна далеко окрест, теперь же крыша колокольни упала, сама она покосилась, того и гляди рухнет. А кладбище вокруг заросло берёзами, так что колокольню не сразу и заметишь даже будучи в непосредственной близости от неё.

От Юрасово до трассы – 700 м, а сразу за ней начинается крупное село Ильинское, вытянувшееся более чем на 1,5 км вдоль нашего пути. Мы пересекли трассу и, пройдя всё село до конца, вышли на грунтовку ведущую в Сверчково. От Ильинского до Сверчково – 2 км. Дорога идёт сперва полем, а затем небольшими перелесочками-овражками. Перейдя поляну, на которой стоит Сверчково, мы вышли на дорогу к Охотбазе, предполагаемому месту нашей первой ночёвки. Но так как часы показывали лишь только 14-00, мы решили не заходя туда свернуть с дороги на остатки у/к дороги, пересекающей наш путь в 400 м от Сверчково. Узкоколейка эта когда-то вела от ж/д ветки Горький – Киров до пос. Керженец. Теперь же от неё осталась насыпь, да полусгнившие шпалы в траве. Однако насыпь – хороший путь и хотя она заросла травой, вдольеё края идти довольно легко, не считая того, что ноги иногда вязнут в песке. Окружена дорога молодыми сосняками. По этой узкоколейке мы прошли 6,5 км в восточном направлении, пока не пересеклись с автомобильной трассой. Тут мы оставили насыпь и оставшиеся 3 км до пос. Керженец прошли по асфальту.

В паре километров к востоку от пос. Керженец есть затопленный карьер из-под торфа, который тут когда-то добывался. Теперь это мелкое озеро размерами 0,9 на 1,1 км. Вода в нём достаточно чиста, впрочем, водой можно запастись и в посёлке, как например делали мы. Низкие берега поросли мелколиственным лесом (по преимуществу осина и берёза), но сухие дрова и сухое место для ночёвки найти можно.

Асфальтовая дорога не кончается в Керженце, а в обход посёлка ведёт дальше – это дорога в пос. Пионерский. По ней и можно дойти до озера, которое находится от асфальта в полукилометре. В месте поворота асфальтовой дороги с востока на север берёт начало грунтовка, ведущая к озеру (в юго-восточном направлении). Озеро, впрочем, видно с трассы.

Я бы порекомендовал вставать с северо-восточной стороны озера чтобы меньше мусолить глаза местной молодёжи, которая использует берега озера как место отдыха.

Неплохие места для стоянки (а главное тихие) имеются на противоположной от озера стороне от асфальтовой дороги в сосновых лесопосадках, на старой узкоколейной насыпи. К тому же там нет проблем с дровами, как у озера, а воду можно взять либо на озере, либо захватить по пути из посёлка.

Мы ночевали на озере, куда пришли около 20-00.

 

Второй день похода (09.08.2005)

Весь день путь наш пролегал по дороге Керженец – Пионерский. Встали мы довольно рано: около 6-00. Завтрак был лёгкий и оставлял место для скорого обеда: мы использовали сухпаёк, рассчитывая плотно поесть на дневном привале, который планировали сделать подольше, чтобы переждать дневную жару.

От озера асфальтовая дорога идёт в северном направлении, к западу от неё проходит узкоколейка. Узкоколейка эта действующая, по ней из Керженца на торфоразработки ходит тепловозик.

Через 5,5 км дорога поворачивает на северо-восток, а узкоколейка уходит в северном направлении. Ещё через 1 км асфальт кончается. Местность вдоль дороги ещё относительно сухая – болотца, низины чередуются с красивыми сухими сосняками.

Через 1 км после конца асфальта дорога поворачивает в восточном направлении. Будучи автомобильной, она в этом месте (и далее вплоть до Пионерского) проходит по бывшей узкоколейной дороге, песчаной насыпи. Местами движение осложнено – ноги вязнут в песке, движение по обочине невозможно из-за канав и густого кустарника. Недалеко от места окончания асфальта мы обедали и отдыхали несколько часов. После этого места сосняков не будет довольно долго, там сырые места – Болото Антоново. До обеда мы пошли около 8 км за 2 ч 10 м (чистых). Обедали с 10:30 до 14:30.

Дальше на протяжении почти 12 км местность довольно однообразная – прямые как стрела участки дороги (от 1,5 до 3,5 км длиной) и мелколиственные заросли по её сторонам. Следует отметить, что местность, будучи заболоченной, носит заметные следы антропогенного воздействия. Это многочисленные каналы для осушения болот, здесь велась торфодобыча. Так что все эти мелколиственные «джунгли» – результат воздействия человека. Песок на болоте заканчивается, дорога становится твёрдой, идти по ней довольно легко и приятно. По обочинам дороги много малины.

Болото заканчивается в 4-5 км от Пионерского. Местность вновь делается суше, появляются сосны. Последний прямой участок дороги перед пос. Пионерским, протяжённостью около 2,5 км снова идёт по пескам, поросшим соснами. Здесь, в беломшанниках, не доходя 2 км до Пионерского мы и заночевали. Небольшие сопочки, поросшие молодыми сосенками и устланные мягкими мхами и лишайниками – довольно красивые места. С водой только там не всё ладно: в отводном канале, текущем с Болота Антоново в Керженец, вода мутноватая, изобилующая органическими примесями, поэтому её нужно фильтровать. Мы пропускали несколько раз через тканевые и ватные фильтры, а также использовали водяной фильтр-рассекатель «Капля росы», предназначенный для очистки воды от нерастворимых загрязнений (песок, ил, ржавчина, органические включения) с размером частиц не более 100 мкм. «Капля росы» надевалась нами на бытовую воронку. Вода кипятилась более 20 минут.

После обеда мы шли чистых 4 часа. Встали на ночлег около 20:00.

В Пионерский мы не пошли, во-первых, потому что смеркалось уже, во-вторых чтобы вечером по посёлку с рюкзаками не шататься, хотя Пионерский, конечно, гораздо более спокойное место, чем Керженец. И, в-третьих, чтобы в темноте стоянку не искать, по берегу не шарахаться. Хотя лучше этот участок (Керженец - Пионерский) проходить за день, чтобы ночевать уже на реке.

Погода весь день была солнечной, днём даже было жарко, что и вызвало длительную обеденную стоянку. Ветер днём был слабый. К вечеру похолодало.

 

Третий день похода (10.08.2005)

Поднялись утром около 8:30, вышли в 9:30 и примерно к 10:00 мы были в посёлке Пионерский. Название Пионерского происходит от большого (в советские времена здесь бывшего) пионерского лагеря, расположенного на его территории. Долгое время этот лагерь находился в запустении, однако сейчас наметилась тенденция к превращению его в базу отдыха: некоторые домики, комнаты уже и сейчас сдаются отдыхающим, другие интенсивно ремонтируются.

Мимо пионерлагеря и расположенного рядом с ним магазина дорога через весь посёлок идёт в восточном направлении. Выйдя из посёлка, пересекаем ЛЭП (в Лыково, и далее в Осинки, Заскочиху, Макариху ведущую), оставляем по левую руку кладбище (300 м от посёлка) и идём вдоль ЛЭП по дороге до Керженца и далее до Лыково. Дорога от Пионерского до Лыково песчаная, сильно разъезжена, особенно первые 2 км после посёлка. Керженец в это время (август) обмелел, воды было мало из-за отсутствия дождей. У Лыково и ниже по течению есть несколько удобных бродов. Керженец у Лыково мелок, поэтому скорость течения здесь повышается и это нужно учитывать при переправе в этом месте. Мы же не стали здесь переправляться, потому что, зная местность, вспомнили, что лучшее место для стоянки будет на правом берегу. Так как переправа была запланирована на сегодня (т. е. 10.08), мы решили вернуться к Пионерскому, чтобы выиграть время на переправу назавтра. Вернулись в Пионерский мы берегом реки.

По берегу Керженца лес легкопроходим. В общей сложности группа двигалась по нему около 5 км. Лес преимущественно елово-сосновый, с примесью мелколиственных пород (берёза, осина), а местами и широколиственных (дуб, клён). Подлесок, местами довольно густой, состоит из ольхи, поросли берёзы, ели. У берега встречаются заросли ив. Тем не менее лес можно отнести к некатегорийным препятствиям, так как он легко преодолевается по рыбацким тропам, а там где их нет (например при обходе оз. Холуйного с севера) – по берегу Керженца, где густота подлеска меньше. Исключение составляет лишь участок старого русла к западу от того же озера Холуйного, где около 400 – 500 м нам пришлось продираться через настоящие джунгли из поросли молодых елей.

На стоянку мы встали около 13:00 в нескольких сотнях метров от территории поинерлагеря (2-й лесной квартал) в месте, где Керженец делает поворот русла с ЮВВ направления на ССЗ, описывая широкую дугу. Тогда же и полноценно поели, а до этого, утром только перекусили сухпаёк.

В этом районе множество удобных мест для стоянок, активно используемых, к слову сказать, туристами-водниками, коими наполнен Керженец издревле.

Остаток дня мы отдыхали, купались на пляже, расположенном в 200-300 м выше по течению от нашей стоянки. (Если идти по пионерлагерю к реке, то когда дорога выведет на Керженец, налево, по мосткам, перекинутым через небольшую канавку-речушку, будет тропа к пляжу, а направо тропа поведёт по берегу  к удобным и красивым стоянкам).

 

Четвёртый день похода (11.08.2005)

Утром было пасмурно, встали мы поздно, около 9:00. Позавтракали и собрались к 10:30, но тут начался дождик, который мы пережидали накрывшись полиэтиленом. К пляжу, где мы ещё накануне наметили переправляться, мы подошли в 11:05. Переправрялись вброд по песчаной отмели. Ширина русла Керженца в этом месте составляет около 50 м, глубина 0,9-1 м, течение слабое. Широкий песчаный намыв, отмель, образовавшаяся после плавного поворота русла (под углом около 120˚) с СВ на ЮВ. Правый берег пологий, левый – крутой. Глубина реки медленно увеличивается от правого берега к левому, у которого резко возрастает: небольшая промоина. Глубина промоины постепенно возрастает по течению реки от 1 до более чем 1,7 м. Ширина промоины от 1,5 до 3 м. Местами встречаются коряги и полузатопленные стволы, особенно вдоль левого берега.

Преодолевали реку по отмели под углом 90˚ к течению вплоть до мелкой части промоины, промоину преодолеваеть следует придерживаясь за коряги.

Чтобы не замочить вещи, мы разгрузили рюкзаки и переносили вещи в четыре ходки вдвоём. Третий участник принимал их на левом крутом берегу, подстраховывал при подъёме.

В общем переправа (с паковкой-распаковкой рюкзаков) заняла у нас 1ч 20м, так что тронулись в путь мы в 12:30.

По рыбацкой тропе шли сначала вдоль русла 700-800 м, потом тропа ушла на север, а русло – на восток, мы же продолжили движение по тропе. Постепенно тропа дичала и через 10 минут привела нас к заброшенной вырубке, густо заросшей малинником. Тропа здесь тоже заросла, следы только кабаньи.

Небо к середине дня прояснилось, стало жарко.

Пройдя вдоль вырубки, наткнулись на дорогу, ведущую в сторону Лыково, и пошли по ней на запад, в сторону Керженца. На вырубке была масса спелой брусники, так что пришлось сделать привал – попастись. Ещё 20 мин мы потратили на разведку дорогу. Нашли нужную нам прсеку, но она оказалась густо заросшей лесом, местами, к тому же, заболоченной. В целом мы двигались по просеке 1,5 км, пока не пересеклись с дорогой, ведущей к Керженцу.

Двинулись по вновь найденной дороге в западном направлении, в сторону реки и через 15 минут вышли к ней. Времени было 14:20. Затеи шли вдоль русла Керженца 2 км, пока не достигли оз. Афросимово, что заняло 35 минут. От озера, уже по дороге пройдя 500 м вышли к обширной поляне (лугу), расположенной к востоку от озера, которая, кстати, отсутствует на килиметровке.

По лугам дорога сильно заросла травой и люпинами, так что её практически не видно. Угадывается она лишь по колеям, которые только усложняют движение, так как в траве не заметны ямы и другие неровности дороги. На нормальную дорогу (на другой стороне поляны) выбрались лишь к 16:00.

По вновь найденной дороге двинулись в северном направлении и через 20 минут мы оказались на Керженце, в месте, где в него впадает западная протока из озера Омут. Протока оказалась сухой.

Здесь мы и встали на ночёвку. К вечеру значительно посвежело. Мы расположились на южном берегу реки, так что с юга и запапда нас прикрывал лес, т. е. были мы в тени. К ночи выпала небольшая роса.

 

Пятый день похода (12.08.2005)

Утро было ясным, тёплым. Днём нам предстоял довольно приличный переход, так что к 9:00 мы уже позавтракали и вышли. До турбазы «Тайга», расположенной на 1 км выше по течению от нашей стоянки, мы шли берегом Керженца 12-13 минут. Обойдя турбазу, оказались на асфальтовой дороге, ведущей в Хахалы, куда мы и дошли к 9:45. Немного передохнули на остановке, сфотографировали Керженец с моста и направились по асфальту в сторону Двудельного, расположенного к северо-востоку от Хахал на расстоянии 3,5 км. В 10:40 мы устроились на передых на окраине села. Двудельное вытянуто вдоль дороги, ведущей дальше в Телки. Идёт дорога опольями, сосновым лесом. В 11:45, преодолев 4 км, мы отдыхали в Телках. Там мы задержались на 35 минут, фотографировали наличники, резьбу на избах. Также в Телках мы наполнили водой на колодце пятилитровую канистру и две полторашки. Асфальтовая дорога в Телках заканчивается, дальше – грунтовка.

К 12:30 мы благополучно выдвинулись по северо-восточной дороге и углубились в леса, из которых нам предстояло вылезти только на следующий день. Днём погода изменилась: небо заволокло сначала интенсивнам «пером», затем появились слоистые облачка, и в конце концов вскрапнул небольшой дождик.

Стоянка у нас была запланирована у р. Большая Великуша и соответственно вначале планировалось двигаться от развилки в 60-м квартале на Лобачи по северной дороге, но в связи с тем, что группа запаслась питьевой водой в Телках, решено было удлиннить маршрут и двигаться по южной дороге, чтобы пройти побольше за день. Кроме того, появилось намерение осмотреть западный берег болота Колган. В результате группа ночевала у юго-восточной оконечности болота Булатного, в 47-м квартале. Прошли мы в тот день на 6 км больше запланированного.

В целом группа двигалась так: Телки – граница 68/85 кварталов – 78-й квартал – 60-й квартал – 53-й квартал – 62-й квартал – 46-й квартал – 47-й квартал. На границе 68/85 кварталов был устроен большой привал, больше часа длившийся, связанный с тем, что одному из членов группы необходимо было заштопать порвавшиеся штаны. Остальная часть группы собирала окрест ягоды и грибы, которые были пожарены вечером и с удовольствием съедены. На привале нас застал небольшой дождик.

К вечеру небо вновь прояснилось. За день прошли 27 км. Ночевали в 47-м квартале, в стороне от дороги, в лесу. Костёр разводили прямо на дороге, которая здесь широка (две параллельных парных колеи). Готовили на воде, принесённой с собой из Телок. Поужинали мы в 21:00, спать легли в 22:00.

Следует сказать, что буквально в 1-1,5 км от того места, где мы заночевали, есть прекрасное место для стоянки, рядом чистая вода, ровная площадка на чистой поляне в стороне от дороги. Ну дров там по всему лесу полно, леса сосновые, очень красивые, а вот с водой не везде гладко. Знали бы мы, что рядом такое место, прошли бы вечером на 15 минут подольше.

Находится се райское местечко на границе кварталов 47 и 31, прямо рядом с дорогой Хахалы – Лобачи, на юго-западной окраине болота Колган. Что характерно, на километровке озерцо это отмечено, да только мы его всерьёз не восприняли, думали болотина очередная, а оказалось приличное сухое местечко, на песочке там сосенки, всё культурно

 

Шестой день похода (13.08.2005)

Встали утром в 7:00, позавтракали на остатках воды. Дорога повела нас в северном направлении вдоль восточного берега болота Колган, по 39-му, 31-му, 23-му, 15-му и 8-му кварталам в село Лобачи, куда мы прибыли к 10:20.

Выбравшись к людям и пополнив запас питьевой воды, мы устроили отдых на автобусной остановке на 30 минут.

Отдохнув,двинулись полями по асфальтовой трассе в Шадрино (до которого было 4 км), обогнули это село и уже на восток пошли к Владимирскому. Дойдя до Светлояра, свернули к озеру, обойдя его с запада, и остановились на юго-западной оконечности озера. Оттуда хороший вид, а двое из троих туристов были там впервые.

Отойдя за пределы охранной зоны озера, мы разбили бивуак недалеко от деревни Светлояр, в лесу. Деревня эта – не деревня, а скорее хуторок, ибо жилой дом там только один.

Остальную часть дня мы гуляли по окрестностям Светлояра, ходили во Владимирское, отдыхали, купались.

 

Седьмой день похода (14.08.2005)

Встали около 9:00, к 10:30 вышли. Последний раз прошли мимо Светлояра, обогнули его по тропе с юга и востока, перешли через асфальтовую дорогу Шадрино – Владимирское, по которой шли накануне и вышли к р. Люнде, вверх по течению которой и двинулись. Вдоль русла шли около 5 км, пересекая берёзовые рощи, овражки, заросли ивняка, крапивы, малины, молодые ельники. Наконец лес кончился и мы вышли к Малым Ключам (местное название – Куликово), нежилой, заброшенной деревне. Там мы находились около 20 минут и вышли по направлению к Большим Ключам в 12:210.

Несмотря на то, что на карте от Малых до Больших Ключей показана дорога, на местности она имеет тенденцию к отсутствию, так что шли мы лугом, напрямик. На участке р. Люнда – Большие Ключи группа дважды по брёвнам переходила небольшие протоки-болотины: первую – перед Малыми Ключами, а вторую – сразу после них.

Перешли по мосту через Люнду в Больших Ключах и, перейдя трассу Боковая – Воскресенское, двинулись по лугам к р. Зимаре, а затем повернули параллельно ей и шли так до деревни Зимарка, где по мосткам перешли на левый берег и попытались обнаружить дорогу на Львово. Был полдень (13:00).

Большая луговина к востоку от Зимарки представляет собой сухой луг, к тому же прожжённый солнцем (уже август). Местами встречались заросли колючек, с длинными, острыми и твёрдыми шипами. Лёгкого касания достаточно, чтобы получить болезненную царапину или укол. Сначала мы сдуру влетели в такие кустики, но после обходили их стороной.

Кроме того, на лугу гнездятся куропатки, несколько вылетели буквально у нас из-под ног.

Пойма Зимары, в отличие от луга, находящегося на холме, сильно заболочена и заросла ивняком.

Двинулись вдоль русла Зимары в северном направлении, потом к северо-восточному углу ополья, но дороги на поле не прослеживалось, и, дойдя до леса, мы встали на привал и провели небольшую разведку, в результате которой было обнаружено нечто напоминающее дорогу, которая нам была нужна.

Около 14:00 нас накрыло грозой, которую мы пережидали в лесу под полиэтиленом в течении 25 минут. После грозы попытались двинуться по найденной дороге, но она оказалась сильно заросшей. Поросль осины, берёзы, ивы и бог знает чего ещё, сделала дорогу практически непроходимой. Поскольку запаса воды с собой у нас не было, а надежды пройти лес до ночи становились всё призрачней, было решено вернуться на опушку. Было 15:30. Попытки найти другую дорогу (на Шурговаш), также окончились неудачей и заняли у нас ещё час.

В итоге группа вернулась в Зимарку и далее по асфальту вышла в Рассадино. В Рассадино же удалось узнать у местных жителей, что старой дорогой, по которой мы пытались пройти, давно не пользуются, и что в обход Зимарки есть другая, новая лесовозная дорога. Также выяснилось, что от Боковой до Воскресенского лесом проходит недавно проложенный газопровод, который не указан на нашей километровке.

Посовещавшись, решили попробовать пройти по новой дороге и вновь двинулись в сторону Зимарки, предварительно залив водой все имеющиеся ёмкости. Вода в Рассадино очень хорошая, из скважины. Вышли в 18:15.

У Зимарки нашли нужный поворот с асфальта на указанную нам лесовозную дорогу, ведущую вдоль деревни на север. Обогнув деревню, дорога запетляла в северо-восточном направлении. Вскоре, дойдя до обширной вырубки в районе 35-го квартала, решили разведать дорогу вперёд, так как начало смеркаться и нужно было найти место для стоянки. К 20:00 начали разбивку бивуака на этой вырубке, так как более удобного места в ближайшей округе мы не обнаружили. К ночи сильно посвежело, поднялся туман. В 21:30 легли спать.

 

Восьмой день похода (15.08.2005)

Утром встали в 7:00, в 8:30 вышли в путь. Движение Продолжили по новой лесовозной дороге, но через 1,5, сделав приличный крюк на север, дорога упёрлась в вырубку и кончилась. Полчаса потратили на разведки и решили немного вернуться назад, к тому месту, где дорога повернула в северо-северо-восточном направлении. С этого места уходило два пути: на юго-восток – просека, на северо-восток – противопожарный ров. После получасовой разведки двинулись по рву. Было 10:00.

Через некоторое время ров под прямым углом повернул на юго-восток, мы же пройдя по нему с 1 км решили двинуться по азимуиу в северо-восточном направлении. Своё положение мы определяли по квартальным столбам на рву.

Крутились мы по 35-36 кварталам. Через 50 минут движения по лесу в северо-восточном направлении, пройдя около 2-х км, мы вышли к газопроводу Боковая – Восуресенское.

Пока шли по лесу, пересекли одну просеку, с С на Ю. Вообще, квартальные просеки в этих местах очень заросли, неухожены, движение по ним затруднено. Местами проще двигаться по лесу, чем по просекам.

На газопровод вышли около 12 часов. В лесу после дождя, прошедшего накануне, было влажно, трава, кусты – всё было в капельках влаги. Мы немного вымокли, поэтому, выйдя из леса на газопровод, пришлось переодеться в сухое, а кому-то и переобуться.

Решив не заходить во Львово, как было намечено ранее, мы двинулись вдоль газопровода на востоко-юго-восток, в сторону Шурговаша и через 4,5 км достигли обширной чищи. Шурговаша самого мы не видели, т. к. прошли вдоль газопровода севернее, за холмом и перелеском.

Идти вдоль газопровода было неудобно из-за отсутствия дороги, поэтому все испытали облегчение выйдя на дорогу, ведущую в Поползуху. На дорогу мы вышли в 13:45.

До Поползухи добрались к 14:30. На окраине деревни передохнули 10 минут, после чего, перейдя реку Сентягу по дамбе, оказались в Аносово и далее пошли по дороге в Левиху, где грунтовая дорога кончается и начинается асфальт. Участок Аносово – Левиха очень красив из-за живописных оврагов.

Группа устала, поэтому переходы сократились, а отдых увеличился. До 15:15 мы отдыхали у начала асфальта на окраине Левихи, у руин то-ли фермы, то-ли бог знает какого сооружения.

Далее, оставив справа Стрелиху, вышли на трассу Текун – Воскресенское и достигли Попихи, где также отдыхали на повороте в Благовещенское около 20 минут.

Затем двинулись по асфальту в сторону Благовещенского и, дойдя до поворота на Карасиху (1 км), остановились. Дело в том, что ещё в Попихе мы пытались найти магазин, но не обнаружили его. Нам сказали, что магазин есть в Благовещенском, поэтому, оставив одного человека с вещами на повороте, в стороне от дороги у скотного двора, двое других отправились в село. В Благовещенском были около 17:00 и только успели, побывав в магазине, прогуляться до Ветлуги, как магазин закрылся. В селе, на Ветлужском берегу расположены конный клуб «Серая лошадь» и база скаутов. Вернулись к вещам и продолжили движение.

При подходе к Соловьихе нам накрыл небольшой дождик. Вообще в течении дня погода была неплохая, хотя переменная облачность к концу дня сменилась сплошной. У горизонта ходили грозы. Продолжая движение по асфальту, оставили справа Соловьиху и Прудовку. Доходило 19:00, поэтому решили подыскивать местечко для ночёвки. Сперва хотели устроить бивуак на высоком берегу Ветлуги, в 1 км выше по течению деревни прудовка, но лесок, издали казавшийся довольно привлекательным, на деле оказался изрезан оврагами настолько, что мы не смогли найти ровного места не только для бивуака, но даже для установки палатки.

За этими славными делами нас и застала гроза и ливень, который нам пришлось пережидать под полиэтиленом, сидя на рюкзаках на склоне одного из оврагов в густом молодом ельнике. Гроза, впрочем, была недолгой и вскоре прекратилась.

Что-то нужно было делать и мы решили спуститься к реке. Измазавшись в глине, мы осуществили это и начали поиск подходящего для ночёвки места, что нам вскоре и удалось. Мы обнаружили ровную площадку, возвышавшуюся над руслом реки на 2 – 3 метра. Там и встали около 20:30.

 

Девятый день похода (16.08.2005)

Проснулись рано, около 6:00. Солнце ещё не взошло, над Ветлугой расстилался такой туман, какого я ещё не видал. Видимость ограничивалась несколькими метрами. Взошло Солнце, но туман не рассеивался, хотя видимость увеличилась до 50-ти метров. Позавтракали, собрались и вышли в 8:30. Берегом Ветлуги дошли до устья Медяны, после чего двинулись вверх по её течению, правым берегом до моста у Карасихи. Шли заливными лугами. В пойме Медяны – заросли ивы, чуть выше по берегу – луговая растительность. Высота травы в августе – по бедро (0,7-0,8 м).

Затем, перейдя на левый берег и пройдя краем Карасихи, вышли на грунтовую дорогу, ведущую в Кладовку. Были там в 9:25. От Кладовки грунтовкой пошли к устью реки Малая Дуга и далее вдоль реки вверх по её течению. Пойма Малой Дуги сильно заболочена у устья, но чуть выше по течению она сужается и по берегам растут сосновые лесочки, где много красивых и удобных мест для стоянки. По берегам много ив и… яблонь! Местность выше по течению сильно изрезана овражками. Примерно в километре к востоку от Дуплихи в Малую Дугу впадает справа небольшой ручей. В этом месте мы переправились на левый берег Малой Дуги и лесом вышли к лугу (шли по азимуту на восток), где по рыбацким тропам обогнули озеро Красное с юго-востока и вышли к озеру Старица. Здесь у нас был привал до 10:50, после чего мы вернулись тем же путём к Малой Дуге, перешли обратно на правый берег и лесами-лугами достигли Дуплихи к 11:30, где «привалили» около 15 минут. (см. таблицу препятствий).

Из Дуплихи до Медведихи шли асфальтом около трёх километров, в Медведихе же задержались на 30 минут, ходили смотреть храм, общались с местными жителями, рассказавшими уйму интересных вещей о церкви. В дальнейший путь вышли около часу дня по тропе, ведущей в Вавилиху. Сосновые перелески (вдоль овражной системы) перемежаются здесь участками суходольных лугов с зарослями люпинов. Сразу после Медведихи – овраг, поросший соснами. Далее – повышение и более крупный овраг (почти долина – около 500 м в поперечнике), дно которого заболочено, но легко преодолевается в резиновых сапогах (глубина около 20 см, ширина 40-50 м). Для переправы можно соорудить небольшую гать. Далее вновь подъём и понижение к руслу Лапшанги. От Медведихи на Вавилиху есть дорога, но она сильно заросла и превратилась в глухую тропку, заросшую люпинами на суходолах и заваленную упавшими стволами в оврагах. Дорога эта есть на карте, рядом с ней даже показана линия связи, но на местности мы никаких линий не наблюдали.

Лапшангу перешли вброд к 14:00 и двинулись в сторону Кировской трассы на запад, вдоль русла Лапшанги, левым берегом, вверх по течению. Шли лугами до ЛЭП, ведущей на северо-запад, 2 км. Затем пошли вдоль ЛЭП и вышли к трассе в 15:10.

Сразу после трассы ЛЭП уходит в западном направлении. Мы около 300 м двигались вдоль неё а затем – опушкой лесочка в сторону асфальтовой дороги на Берёзовец, в северо-западном направлении. Выйдя на дорогу, направились в Берёзовец, куда пришли в 16:20. Из Берёзовца пошли на северо-запад по грунтовой дороге в Перехватку. Чухлому, нежилую деревню, миновали в 16:45, там на опушке леса мы отдыхали около 10 минут.

Последние 5 км до Перехватки мы шли лесной грунтовой дорогой и преодолели их за 1 час 20 минут, так что в начале седьмого мы доползли до станции и стали ждать электричку, которая должна была пройти около семи. На ней мы уехали в Нижний Новгород.

  

7. Потенциально опасные участки и явления на маршруте

  • Переправа через Керженец может представлять опасность во время весеннего половодья или дождевого паводка, когда резко повышается уровень воды в реке и все броды становятся непроходимы.
  • В конце весны – начале лета обостряется клещевая опасность, т.к. маршрут преимущественно лесной. Возможны также встречи с гадюками, а в некоторых местах и с медведями.
  • Опасность представляют также грозы, особенно на открытых участках.

 

8. Наиболее интересные природные объекты на маршруте

Реки Керженец, Ветлуга, озеро Светлояр.

 

9. Снаряжение

Список группового снаряжения:

палатка двухместная – 1 шт.,

комплект костровых принадлежностей,

котлы – 8 л и 3,5 л,

аптечка большая – 1 шт.,

топор плотницкий – 1 шт.,

тент полиэтиленовый – 2 шт.,

ремонтный набор – 1 комплект,

верёвка Ø6мм – 50 м,

лопатка сапёрная – 1 шт.,

компас жидкостный – 3 шт., карты топографические.

Список личного снаряжения:

сальный мешок – 3 шт.,

рюкзак – 3 шт.,

теплоизоляционный коврик – 3 шт.,

аптечка индивидуальная – 2 шт.,

сапоги резиновые – 3 пары,

фотоаппараты – 2 шт.,

предметы индивидуального пользования (одежда, обувь, предметы личной гигиены) 3 комплекта.

 

10. Дополнительные сведения

Раскладка продуктовая (9 дней, 1 человек)

Хлеб ржаной 1 бух. 750 г
Сухари 2 бух 1140 г
Карамель  

180 г

Сыр твёрдый   225 г
Сахар   550 г
Колбаса п/к   350 г
Овощи   1125 г
Молоко сгущ. 0.66 банки 267 г
Тушёнка говяжья 3 банки 975 г
Кильки в томате 1 банка 230 г
Консервы рыбные 1 банка 250 г
Морская капуста 0,33 банки 88 г
Супы пакетные 4 пакета 240 г
Масло растительное   500 г
Греча   450 г
Рис   450 г
Картофель субл.   960 г
Чай   100 г
Соль, специи   100 г
Итого:   8930 г

Стоимость: продуктов – 350 руб/чел., проезда – 88 руб/чел.

 

11. Итоги, выводы

Исходя из приобретённого опыта, прежде всего хочется отметить следующие моменты. Во-первых, вес, который хоть и не был велик, но всё-таки на больших переходах к вечеру ощущался. Снижение веса нужно добиваться в первую очередь за счёт продуктов, а именно найти замену консервам.

Во-вторых, карты не всегда отражают реальное положение дел на местности, поэтому стоит относится к ним с известной долей иронии. Из-за изменений, произошедших со времени составления картографических материалов, группы потеряла почти сутки и была вынуждена последние два дня нестись «галопом по европам».

И, в-третьих, не стоит планировать на последний день значительных переходов, они могут вырасти и сами.

А в целом поход прошёл нормально, отстающих в группе не было и, несмотря на значительную для данной категории сложности протяжённость, был осуществлён полностью.


Дополнительная информация
Руководитель:Пудеев Андрей Александрович
Участники:Куликов Юрий Маркович, Смирнов Юрий Викторович, Плутенко Илья Андреевич
Дата размещения:12.08.2010
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Материалы, связанные с отчётом
Статистика
Суммарный рейтинг:20
Средний рейтинг:5
Проголосовало:4
Просмотры:3480
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии