Отчет: Семь рек Кольского полуострова

Информация об авторе
Нижний Новгород
Дата регистрации: 03.02.2011 17:34:41
Предыдущий визит: 05.12.2016 18:16:13

Автор: 
Регион:Кольский п-в
Туризм и путешествия:Водный, Пеший
Категория сложности: 3
Сроки: 18.07.2001 - 16.08.2001
Переход с Ловозера на реку Иокангу и далее на реку Поной знакомит с разнообразной природой Кольского полуострова. За почти 500-километровый автономный путь туристы пересекают большую часть полуострова и преодолевают разнообразные препятствия.

 

ОТЧЕТ

(Техническое описание)

водного похода по Кольскому полуострову

Поселок Ловозеро - озеро Ловозеро - река Курга - озеро Ефимозеро - река Ленъявр - озеро Средний Ленъявр - волок - река Рова - озеро Кальмозеро - река Иоканга - река Пуйва - озеро Верхний Ворнаявр - волок - река Ачерйок - река Поной - поселок Каневка

Маршрутная книжка 40-01

Руководитель похода: Соловьёв С. В.

Категория сложности: 3

Июль-август 2001 года

 



 

Общие сведения

Сплав осуществлялся на четырёхместном катамаране с деревянной рамой и надувными емкостями из полиэтилена. Группа была укомплектована спасжилетами и защитными касками.

Для ориентировки использовалась топографическая карта масштаба 1:200000

При подготовке использовались данные отчёта Московского городского центрального клуба туристов за 1999 год и описание части маршрута из сборника «Север», сост. Л. Руф.

За время похода совершен радиальный выход на г. Вавнбед (614 м) и ряд других, менее высоких сопок.

 

Кратко о маршруте

Переход с Ловозера на р.Иокангу и далее на р.Поной знакомит с разнообразной природой Кольского полуострова. За почти 500-километровый автономный путь туристы пересекают большую часть полуострова и преодолевают разнообразные препятствия. Здесь встретятся крупные озёра, где бывают шторма; подъём по бурным порожистым рекам, когда катамаран приходится проталкивать, стоя по пояс в воде; утомительные волоки через водоразделы; и требующий определённого исскуства сплав по сложным порогам. Но не это главное. Знакомство с первозданной природой, обилие грибов, ягод, ловля лососей, хариуса, стада диких оленей – всё это оставит неизгладимое впечатление от маршрута. Остаётся лишь добавить, что его сложность, согласно «Перечня туристских спортивных маршрутов» на 1999 г., оценивается 4 к.с.

Все обозначения препятствий, километраж, стороны (право, лево) в описании даны по ходу движения.

 

Подъезд к началу маршрута

Поход начинается в пос. Ловозеро - райцентре Ловозерского р-на. Поездом на Мурманск (через Москву и Санкт-Петербург) до ст. Оленегорск, затем рейсовым автобусом с пересадкой в пос. Ревда, либо частной автомашиной (80 км) до побережья Ловозера (пос. Семёрка).

Расписание автобусов можно узнать в Оленегорске на автостанции (она рядом с вокзалом). Обычно автобусы делают несколько рейсов в день, но прямого до Ловозера нет, поэтому, на наш взгляд, удобнее воспользоваться услугами частного извоза, тем более что по стоимости выйдет почти столько же.

В пос. Ловозеро есть магазины, своя хлебопекарня, почта, телеграф, аэропорт, гостиница.

 

Озеро Ловозеро

карта с местами ночевок

Оз. Ловозеро (Луявр) - третье по величине на Кольском п-ове. Оно вытянуто с севера на юг, имеет сильно изрезанную береговую линию с множеством заливов. Берега в основном сухие, заросшие густым хвойным лесом, на многочисленных островах преобладают берёзы. Озеро живописно, с запада к нему вплотную подступают безлесные отроги Ловозерских тундр, поднимающиеся порой над водой до 700 метров. Озеро мелкое, бурное, и в ветреную погоду представляет собой серьёзное препятствие. По нему необходимо пройти около 12 км, скорость передвижения сильно зависит от погодных условий и при встречном ветре может упасть до 1 км\ч.

Ловозеро - это ворота, ведущие в глубину полуострова. Отсюда начинаются многие водные маршруты Кольского. Озеро большое и требует тщательной ориентировки по карте, т.к. каких-либо ярко выраженных ориентиров нет. В начале движения нужно по компасу держать курс на о-ва Глубокие, а от них повернуть по направлению к оз. Зимняя Курга. Весь переход надо совершать в спасжилетах, соблюдая меры предосторожности, т.к. при резком усилении ветра на озере поднимается крутая волна. Подойдя к проливу, соеденяющему оз. Зимняя Курга с Ловозером, надо быть готовым к посадке на мель (береговые отмели достигают порой ширины 100 метров). При соответствующей погоде в этом проливе бывает попутное течение - это ветер нагоняет воду, создавая между западным и восточным берегами разницу урезов воды до 1 метра.

Озеро Ловозеро

 

Дальнейший путь проходит по оз. Зимняя Курга, которое, как правило, спокойное и не трудно в продвижении. Далее - подъём по Курге, устье которой скрыто за густыми зарослями травы и еле угадывается в береговой кромке.

В заключение нельзя не отметить своим вниманием Ловозерские горы. Это прекрасное место для совершения радиальных выходов. Из вершин наиболее доступна г. Вавнбед (614 м). Наша группа совершила восхождение за три часа, и это того стоило - с горы открывается величественная панорама озера. Видна р. Курга, в дымке угадывается Ефимозеро, а на горизонте виднеется гряда сопок водораздела, через которую проходит первый волок маршрута.

 

Река Курга - озеро Ефимозеро - озеро Нижний Ленъявр

карта с местами ночевок до Ефимозера

карта с местами ночевок после Ефимозера

Река Курга вытекает из Ефимозера и имеет длину (с учётом озёр) 40 км. Общее падение реки 36 м (наибольшее перед оз. Яичным). Ширина в нижнем и среднем течении 45-50 м, глубина до 1,5 м. На своём пути Курга преодолевает многочисленные пороги, среди которых выделяются два особо мощных - перед оз. Яловым и Яичным. Берега почти на всём протяжении лесистые, с преобладанием ели и берёзы, лишь на Ефимозере появляются значительные тундровые пространства. Вдоль реки на сложных участках, местами теряясь в прибрежных зарослях, тянутся волоковые тропы. Способы прохождения: проводка на руках, корабликом, на плёсах - вёсла. Средняя скорость подъёма - 2,5 км\ч.

Войдя в оз. Зимняя Курга, необходимо сориентироваться по карте, т.к. устье Курги скрыто за травянистыми зарослями, и с воды не просматривается. Первые километры даются легко, течение слабое, поэтому возможен подъём на вёслах. Такой характер река сохраняет до первого большого острова (4-й км), здесь течение значительно усиливается, уже требуется проводка, а вскоре появляется первый порог. Он знаменует собой начало порожистого каскада, тянущегося около 7 км и характерезующегося длинными мелководными порогами, плавно переходящими друг в друга. На 10-м км слева впадает руч. Кирпичный, в его устье хорошее место для стоянки. За ним река немного успокаивается, количество плёсов увеличивается, всё чаще можно грести. Примерно через 6 км количество порогов вновь возрастает, они более короткие и представляют собой ярко выраженную ступеньку. Последний порог из этой серии носит название «Большой» и является самым мощным на Курге. Он требует обноса или проводки разгруженного катамарана (длина обноса около 1 км).

Подъем по Курге. Порог "Большой"

На 24 км туристы попадают в оз. Яловое длиной 6 км. Его берега заросли густым, местами заболоченным лесом, удобных для стоянки мест нет. При выходе из озера Курга делится на рукава, проходить рекомендуем узкой и глубокой правой протокой. Примерно через 1 км появляются пороги. Они мощнее (не считая «Большого»), чем до оз. Ялового, и, в основном, преодолеваются с проводкой на руках, зачастую по пояс в воде. Течение усиливается, глубина уменьшается, в русле много отдельных выступающих камней, грести на катамаране становится труднее и всё чаще приходится прибегать к бечевнику. Наиболее трудоёмкий участок Курги перед оз. Яичным. Это 1,5-километровый порог с падением до 1 м на 10-20 метров расстояния. Здесь также рекомендуется обнос (по правому берегу, возвышающемуся над рекой на 10 метров). В районе порога несколько мест для стоянок. Далее, на 36-м км, Курга входит в небольшое, вытянутое оз. Яичное, при выходе из которого надо придерживаться правого берега. После озера ширина и глубина реки значительно уменьшаются, и на всём протяжении оставшегося участка требуется проводка на бечеве.

Подъем бечевой


Начиная примерно с 38-го км, последняя группа порогов Курги и, наконец, на 40-м км от устья туристы входят в оз. Ефимозеро.

Ефимозеро (Сейявр) протянулось с запада на восток почти на 14 км. Его холмистые берега сильно изрезаны и местами представляют собой тундру с отдельными угнетёнными елями. При наличии времени эти места заслуживают днёвки. Озеро постепенно сужается и переходит в короткую протоку с двумя перекатами. Первый из них едва заметен, а второй - мелководный и требует обноса. Пройдя эти препятствия, попадаешь в небольшое озеро Нижний Леньявр. Леса уже заметно меньше, справа вплотную подступают сопки, покрытые карликовой берёзкой и ягелем. Слева простираются болота с морошкой, а впереди слышен гул падающей воды - это Леньявр, следующая река маршрута.

Река Леньявр - озеро Средний Ленъявр

карта с местами ночевок

Ленъявр - наиболее сложная для подъёма река в нашей связке. Длина проходимого участка - 9 км, среднее падение - 4 м\км, наибольшее в начале движения - 6 м\км. Ширина реки 8-10 м, глубина на плёсах до 1 м. Долина реки узкая, у воды заросшая густым северным лесом. За исключением начального участка вдоль реки троп нет, поэтому обносы удобнее совершать чуть в стороне, по возвышенностям, где леса меньше и встречаются многочисленные оленьи тропы. Основной способ прохождения - проводка на руках частично разгруженного катамарана. Средняя скорость подъёма - 1 км\ч.

Войдя в оз. Нижний Ленъявр и придерживаясь левого берега, через протоку попадаете в маленькое озерцо, откуда видно устье р. Ленъявр. Здесь, на левом берегу, удобное место для стоянки. Устроив лагерь, надо сориентироваться и в зависимости от своих возможностей и уровня воды принять решение о способе прохождения. Устьевой участок на 1,5 км вверх представляет собой сплошной бурлящий поток, разделённый коротким плёсом на две примерно равные половины. Вдоль левого берега, извиваясь между деревьями, до конца порога тянется хорошая обносная тропа. Далее на реке небольшой плёс, короткий порог и через 100 м второй 1,5-километровый каскад, местами представляющий собой нагромождение камней с сочащейся между ними водой. Следует заметить, что камни здесь скользкие, а между ними глубина по пояс. В виде некоторого утешения отметим, что ничего тяжелее, чем на Ленъявре, на маршруте уже не будет. Река преодолевает ещё множество порогов, чередующихся небольшими спокойными участками, но продвижение даётся значительно легче.

Среди камней Ленъявра


После большого расширения на Ленъявре последний порог, а вход в озеро (через 50 м) преграждает узкая гряда камней.

Оз. Средний Ленъявр - небольшое, разделённое на две части длинным узким мысом. С юга к нему подступают сопки водораздела, через который предстоит волок. Стоянку устраивают на правом берегу перед мысом, на покрытом ягелем склоне. На этой, самой северной точке маршрута, рекомендуем сделать днёвку и совершить радиальные выходы на ближайшие вершины. С них открываются величественные панорамы бескрайней тундры с поросшими лесом долинами рек и ручьёв. На юго-западе видны Ловозерские тундры, проглядывает Ефимозеро.


Переход через водораздел на реку Рова

карта с местами ночевок

Длина волока сильно зависит от уровня воды, и при высоком может быть сокращена до 12 км. В нашем случае переход составил 20 км. Несмотря на кажущееся увеличение это позволило сэкономить время на прохождение мелководных порожистых верховьев Ровы.

Волок проходит по тундровым местам через несколько гряд возвышенностей и требует преодоления каменистых подъёмов до 40 град. Средняя скорость движения около 3 км\ч. Желательна предварительная разведка пути.

Во время днёвки на оз. Ср. Ленъявр был совершён радиальный выход по окрестным вершинам и выбран оптимальный путь, что упростило наш переход. Волок проходит в основном по сухим местам. Каменистая, покрытая густыми порослями ягеля местность удобна для передвижения. Сложность составляют утомительные, довольно крутые подъёмы на сопки и требующие обхода заболоченности.

От места лагеря пологим подъёмом мы вышли на возвышенность, откуда взяли азимут 110 град. и, придерживаясь его, тронулись в путь. Примерно через 4 перехода появилось первое препятствие - ручей, впадающий в 2 км выше нашего озера. Преодолели его по камням, хотя целесообразнее было бы вброд в сапогах. Далее потянулись однообразные подъёмы и спуски, и всё также придерживаясь выбранного азимута, через 9 км вошли в долину Ровы. Дальнейший путь продолжили по плато вдоль её левого берега. Сплавляться было нецелесообразно ввиду малого уровня воды, и мы приняли решение пройти до конца первого порожистого участка, отмеченного на карте.

На переходе

 

Волок закончился у подножия красивейшей сопки 342 м, входящей в массив Виддпахк. Рекомендуем взойти на неё - оттуда открывается замечательная панорама долины Ровы, которая узкой серебристой лентой, периодически теряясь в зарослях прибрежной ивы и берёзы, извивается между небольшими сопками.

Река Рова - озеро Кальмозеро

карта с местами ночевок

Рова - длина 75 км, падение уровня 87 м. В нашем варианте маршрута длина проходимого участка составила 59 км. В верховьях имеет три порожистых каскада, первый из которых был обойдён по берегу, удлинив тем самым волок. Ширина реки колеблется от 4-х до 12-и метров и достигает своего максимума в среднем течении. Глубина лежит в пределах от 0,3 м в верховьях до 1,5 м вблизи устья. В среднем течении она не превышает 0,5 м. Долина реки относительно небольшая (около 2 км), поросла узкой пойменной полосой полярной берёзки и ивы. Изредка встречаются отдельные берёзы, и лишь в среднем течении есть несколько сосново-берёзовых перелесков.

Способы прохождения - в начале сплава частичная проводка перекатов и порогов, один полный обнос, остальное - гребля на вёслах. Средняя скорость передвижения - 3 км\ч.

Первые километры даются тяжело - река узкая, мелкая, извилистая. На поворотах перекаты, все их приходится проводить. Часты узкие каменистые гряды, через которые катамаран переносят на руках. Такой Рова сохраняется до почти одновременного впадения справа и слева двух ручьёв. Это примерно 5-й км от начала движения. После них речка немного успокаивается, увеличиваются ширина (до 10 м) и глубина, можно немного расслабиться. Но уже через 4 км начинается второй порожистый участок реки (первый обойдён на волоке). Тянется он 4 км, пороги следуют друг за другом с завидным постоянством, не давая времени на роздых.

Верховья Ровы

 

Большинство из них мелководные и преодолеваются проводкой на руках. Пороги в основном короткие, в русле много крупных камней, судовой ход сложный, есть локальные сливы до 1 м. Не давая конкретных рекомендаций, советуем всё же осматривать их, если линия движения не просматривается, так можно снизить вероятность поломки судна. Особенно если группа решит проходить маршрут на байдарках.

Венчает этот каскад короткий (50 м) непроходимый порог с метровым сливом на камни и общим перепадом около 5-ти метров. Его удобно обнести по скальному выходу правого берега. Два километра спокойной воды дают возможность небольшого отдыха, и на пути третий, последний каскад порогов. Они слабее - пороги в основном проходимые. Перед впадением Малой Ровы пороги кончаются, а через 200 метров - последнее большое препятствие реки, правда на сей раз техногенного характера - проволочный забор крааля, результат деятельности оленеводов. Суда проводят, приподняв проволоку.

Отсюда Рова кардинально меняет свой характер. Глубина и ширина увеличиваются, берега повышаются и местами обрываются к реке каменистыми осыпями. Прибрежные заросли редеют, и на многие километры вдоль берегов тянется ковёр из карликовой берёзки с проплешинами ягеля, на вершинах сопок - бескрайняя тундра. Продвижению мешают лишь отдельные камни, да редкие короткие перекаты. Русло здесь песчано-галечное, на перекатах каменистое. Через 12 км к обоим берегам подступают залесённые сопки, это одно из немногих удобных мест для стоянки. Здесь же на крутом обрыве правого берега стоит изба, возле которой проходит старая вездеходка. Вскоре после избы берега понижаются, количество леса увеличивается (берёзы), появляются песчаные пляжи, и вскоре Рова представляет собой обычную равнинную реку средней полосы. Препятствий нет, лишь иногда встречаются песчаные косы. Войдя в пойму Кальмозера, берега заболачиваются и зарастают, выход на них затруднён. Русло сужается до 5 метров, и река начинает сильно петлять, продвижение облегчает лишь хорошее течение.

Примерно за 3 км до устья в дымке проглядывает красивая гряда сопок. Ещё немного пропетляв среди кустарника, попадаем в Кальмозеро. В устье лучше придерживаться левого берега, т.к. Рова впадает двумя рукавами, и левый более глубокий и короткий. Устье, как и само Кальмозеро, мелкое и может потребовать проводки катамарана.

Озеро Кальмозеро - широкий мелководный, довольно живописный водоём. В сильный ветер из-за небольшой глубины от его прохождения лучше воздержаться и переждать непогоду на берегу. Даже на середине озера можно сесть на мель. Кругом видны торчащие из воды камни, ещё больше их под водой - незаметных из-за отсутствия течения, но от этого более опасных. Берега поросли угнетённым берёзовым лесом, местами есть заболоченности, справа тянется красивая цепочка сопок. Удобных мест для стоянки нет, за исключением места на первом правобережном мысу. Здесь к берегу подходит вездеходка, и есть несколько кострищ, а также остов чума. Следующая вездеходка пересекает озеро на последней его трети - судя по карте, здесь проходит зимник.

Прохождением этого озера заканчивается подготовительный этап похода, впереди основная река маршрута - Иоканга.

 

Река Иоканга (на некоторых картах Йоканьга) - самая длинная река северной части Кольского п-ова. К сожалению, пройти её всю в настоящее время непросто из-за сложного выезда с её устья, поэтому мы ограничились участком до впадения р. Пуйвы.

Весь путь можно разбить на два условных участка с разделением на оз. Иокъявр. Именно здесь Иоканга меняется, становясь наиболее интересной в спортивном плане.

 

Часть 1

Озеро Кальмозеро - озеро Иокъявр

карта с местами ночевок 1

карта с местами ночевок 2

Длина 64 км, общее падение 11 м, ширина в истоке 40 м, глубина 1,5 м. К озеру Иокъявр ширина увеличивается до 80-100 м, а глубина уменьшается до 1 м. Долина плоская, широкая и в основном заболоченная. Берега крутые, поросшие узкой полосой нормального берёзового леса. Лишь на последней четверти пути к Иоканге вплотную подступают невысокие сопки, а прибрежный лес заметно редеет, местами исчезая вовсе. Основные препятствия этого участка - пороги, наиболее интересные сосредоточены после впадения ручья Чумскийок. Часть порогов требует просмотра. При сплаве на байдарках потребуется страховка. Средняя скорость сплава 4-5 км/час.

Пройдя своеобразное и по-своему живописное Кальмозеро, попадаем в Иокангу. Исток реки хорошо заметен, и надо лишь придерживаться левого по ходу берега озера. В истоке берега крутые, сплошь покрытые ивняком и хорошим берёзовым лесом. В русле водоросли, течение быстрое. В 5-ти км, на крутом правом берегу нежилая изба, а в километре ниже первое препятствие - короткий перекат с множеством камней. Проходить лучше под левым берегом, ориентировка с воды. Далее на реке большой остров, который мы обогнули по левой протоке, т.к. начало у него гораздо шире. В районе этого острова короткий шумный порог, после которого русло сужается до 15 метров, а течение заметно убыстряется. Заканчивается протока ещё одним порогом с перепадом 0,8 м. Советуем осмотреть его, т.к. слив сильно забит камнями и с воды сложно увидеть единственный проход между ними. 700 м спокойной воды - и на реке порожек с двумя сливами, первый требует точного захода между валунами. Через 300 м после него на правом берегу первое жилое место на маршруте - оленеводческая база №1. Это несколько домиков, моторных лодок, на реке поставлены сети. Показанный на карте двумя километрами ниже порог отсутствует, вместо него две каменные гряды, не представляющие интереса. После них река немного успокаивается, встречаются только отдельные камни да небольшие быстрины, иногда на поворотах наблюдаются скопления камней. Однако не расслабиться, т.к. часты подводные валуны, плохо читаемые с воды. Крутые травянистые берега однообразны. Иногда на горизонте проглядывает цепочка невысоких сопок, которые отделяет от реки широкая заболоченная равнина.

Следующая реперная точка маршрута - устье Чумскийока. Пропустить его сложно, т.к. расположенный рядом большой песчаный мыс виден издалека. Здесь, на высокой террасе, удобно устроить днёвку с баней (много сухого можжевельника). Пренебрегать этим местом не стоит, потому что дальше Иоканга, мало изменяясь, течёт во всё таких же заросших берегах. Показанный на карте в 6-ти км выше Чумскийока порог не существует, вместо него на реке еле видная гряда камней, мало нарушающая спокойное течение. Через 7,5 км на реке небольшой перекат (показан на карте). Далее идёт остров, протоки которого основательно забиты камнями, в конце них короткие пороги с падением на сливах 0,8 м. Через 300 м, при повороте реки влево, сужение и чистая струя со стоячими валами 0,6 м. Далее встретится остров, за ним огромные валуны, вслед за которыми начинается серьёзное препятствие – порог «Большой».

В пороге "Большом"

 

Пор. «Большой» - два мощных каскада общей длиной около 800 м. Первый - шивера со сливом на выходе 0,5 м и стоячими валами до 1 м. Второй - более мощный, слив короткий, водопадный и основательно забит камнями. Этот порог требует просмотра и точных манёвров на втором каскаде.

Следующий, показанный на карте порог, отсутствует, вместо него узкая полоска камней у правого берега. В 2,5 км от этого места на реке небольшой остров, в двух протоках которого мелководные перекаты (левая протока короче). 3 км чистой воды - и на реке двухступенчатый порог с большими стоячими валами, требует маневрирования в пределах основной струи, длина 150 м. Ещё 500 м - и река делится на протоки, образуя трёхкаскадный порог с чистыми проходами, длиной 300 м.

Далее река окончательно успокаивается, появляются тундровые участки, берега стискивают невысокие безлесные сопки. В русле часты водоросли, отдельные камни - других препятствий нет. Иоканга постепенно расширяется, образуя перед озером множество островов, идти следует в наиболее широкие и полноводные протоки, но даже здесь не исключена возможность сесть на мель. Перед впадением в озеро, на левом берегу видны дома второго и последнего населённого пункта - ещё одной базы оленеводов. Ещё немного - и попадаем в озеро Музнаркъявр, из которого по мелким каменистым протокам необходимо перейти в полноводное и живописное озеро Иокъявр (оз. Юпечкесты). При переходе через протоки необходимо постоянно ориентироваться по карте, т.к. из-за множества заливов можно запросто сбиться с курса.

Оз. Иокъявр со всех сторон окружено красивыми сопками и вполне подходит для отдыха. Некоторые неудобства доставляет отсутствие нормальных дров, но эта проблема вполне решаема (расущие повсеместно ленты можжевельника отмирают целыми колонниями и вполне годятся для костра).

При подходе ко второй части Иоканги издалека слышен шум мощного порога.

 

Часть 2

Озеро Иокъявр - устье реки Пуйва

карта с местами ночевок

Длина участка 42 км, общее падение 35 м. На этом участке Иоканга носит ступенчатый характер, и ширина её колеблется от 200 м на плёсах, до 5 м на порогах. Глубина в основном около 1 м, но встречаются и более глубокие места. Долина неширокая, сухая, нижний её ярус порос берёзовым лесом. В этом участке Иоканги сосредоточились наиболее интересные и технически сложные пороги маршрута, подавляющее большинство из которых требует разведки, страховки и спецснаряжения - спасжилетов, касок. Средняя скорость сплава с учётом разведки порогов - 4 км\ч.

Пороги второй части Иоканги в основнм расположены до характерного излома реки. Примерно 32 км река течёт на юго-восток, а в районе впадения р. Сухая резко отклоняется на север и немного успокаивается. Основное внимание в этом разделе - порогам, т.к. каких-либо других достопримечательностей на реке нет.

Начало порогов, как правило, мелкое, забитое многочисленными подводными камнями, и требует искусной лавировки. Струя формируется в средней части, зачастую оканчиваясь мощными сливами до 1,5-2 метров. На выходе из порогов опять мели и много камней. Пороги многоступенчатые и затяжные. Ориентировка с воды в солнечную погоду затруднена из-за находящегося впереди солнца, что требует дополнительных затрат времени на осмотр. Страховку в связи с большой протяжённостью и обилием сложных участков также сложно организовать. Правда потребоваться она может в основном при байдарочном походе или при сплаве на катамаранах в большую воду.

Далее представлен перечень препятствий с нумерацией от оз. Иокъявр и краткой их характеристикой. В связи с тем, что при другом уровне воды обстановка на порогах может сильно измениться, мы стараемся не намечать каких-либо конкретных линий движения. Так же мы не можем точно классифицировать пороги по категориям сложности, не имея для этого достаточного опыта, однако, на наш взгляд, их сложность не ниже 3-й категории, а при увеличении уровня воды возможно усложнение местами до 4-й к.с. Там, где это возможно, дана привязка к карте–двухкилометровке.

Порог №1. Находится в начале описываемой части (показан на карте). Состоит из 3-х ступеней от 50 до 150 метров, разделённых стометровыми плёсами. 1 ступень 50 м - слив чистый, мощные косые валы около 1 м требуют незначительных манёвров. 2 ступень -  стоячие валы до 0,6 м, отдельные камни, длина 100 м. 3 ступень - наиболее сложная в этом пороге. Слив забит камнями, для прохода оставлены лишь узкие места между большими обливниками.

Порог №2. Через 600 м. Три каскада, на выходе из последнего слив 1 м со стоячими валами до 1 м. Все части порога разделены небольшими мелководными плёсами.

Порог №3. В 3,5 км от озера. Начало очень мелкое, затем, постепенно нарастая, мощная струя (часто меняя своё направление) проходит под правым берегом, образованным огромными валунами. Встречаются сплошные скальные выходы, через которые прорывается река. Порог очень сложный, многокаскадный. Примерно 1\3 порога отделена небольшим (10 м) плёсом от первой, основной части. Требует множества точных манёвров, просмотра и страховки перед плёсом. Первая часть заканчивается пологим полутораметровым сливом и метровыми стоячими валами.

Порог №4. Находится в 100 метрах ниже порога №3. Длина 60 м. Струя в нём часто меняет направление, что заставляет чётко управлять судном. На выходе небольшой (50 м) слив.

Порог №5. 5-й км (см. карту). Начало порога мелкое, много больших валунов высотой до 7-8 метров. Далее глубина увеличивается, сложные сливы забиты камнями, основной спад воды происходит на последнем этапе, где река сужается до 5-ти метров, а вода сбрасывается почти с 2-метровой высоты. На выходе из слива валы до 1,2 м и скрытый под водой валун, требующий обхода справа. Конец порога представляет собой небольшой перекат. Этот порог требует тщательной разведки и страховки, ориентировка с воды затруднена.

В пороге №5

 

Порог №6. Длина 30 м, на выходе стояки 1,2 м.

Порог №7. Расположен в р-не острова. Проход правым берегом с переходом в середину русла. Мелко, встречаются отдельные камни.

Порог №8. Три каскада, общая длина 300 м. Сложные мелкие сливы загромождены камнями, между которыми узкие проходы. Требует просмотра и точных манёвров.

Порог №9. В 12 км от озера (см. карту). Расположен в районе острова. Три каскада. Длина 2-х каскадов, следующих друг за другом -150 м, а третий обособлен и отделён плёсом в 70 м от основной части. 1 каскад мелкий и несложный, 2 каскад вносит определённую изюминку - он заканчивается сливом 1,2 м на камни, причём с воды этот слив не просматривается. 3 каскад имеет тот же плохо читаемый слив 0,8 м, но он уже значительно чище. В 6,5 км ниже расположен перекат.

Порог №10. В 500 метрах от предыдущего. Длина 200 м. Трёхступенчатый, с достаточно чистыми сливами.

Порог №11. Порог показан на карте, длина 150 м. Состоит из двух ступеней с типично мелким началом. Обе ступени довольно мощные, струя часто переходит с берега на берег. Перед этим порогом, если оглянуться назад (против течения), хорошо просматривается г. Поккурайв, величаво возвышающаяся над Иокангой.

Порог №12 (см. карту). Многокаскадный, общая длина 1 км. Первая часть состоит из 4-х каскадов. Струя три раза переходит от берега к берегу. Мелко, заходы в сливы сложны. Небольшой плёс отделяет ещё три ступени аналогичного характера, ориентировка с воды тяжела, требуется предварительный просмотр и проход по частям.

Порог №13. Через 500 м. Состоит из 5-ти ступеней, из которых 1- несложная, представляет собой мелководный перекат, 2- самая мощная с валами до 1 м, 3 – сложная в прохождении шивера, струя в ней дважды переходит от берега к берегу (предварительный осмотр). 4 - простая, небольшой слив. 5 - короткий слив 1 м, забитый камнями (просмотр).

Порог №14. Расположен перед впадением реки Сухая (см. карту). Общая длина 2 км. Разделён плёсом на две неравные части. Первая часть - 1,5 км. При прохождении требует точных манёвров, в середине есть слив 1,2 м со сложным заходом. Струя формируется в середине порога, разрывы между ступенями короткие, ориентировка затруднена.

Вторая часть отделена 100-метровым плёсом, длина 500 м. Состоит из одного длинного слива с 1,5-метровым сбросом воды на выходе. При выходе из порога камни в струе и стоячие валы до 1,2 м. Весь порог требует просмотра и страховки.

Дальше Иоканга слегка успокаивается, справа живописным бурлящим потоком впадает река Сухая. Напротив неё в русле большой лесистый остров, глубина возле него превышает 2 м. По берегам сопки, течение быстрое.

Порог №15. Находится перед впадением р. Пуйва. Общая длина этого трёхступенчатого порога около 150 метров. Струя мечется от берега к берегу, сложен заход в последний (третий) слив, после него стоячие валы около 1 м. Желателен просмотр.

Через 300 метров после порога, справа под прямым углом впадает река Пуйва. На глаз виден сильный спад воды в заваленном камнями русле. Здесь заканчивается основной этап похода, и предстоит переход в бассейн другой крупнейшей реки Кольского – р. Поной.

 

Река Пуйва

карта с местами ночевок

Р. Пуйва - длина с учётом озёр 34 км, падение 32 м, ширина в устье около 10 м. К верховью она уменьшается до 2-х метров, разливаясь местами в среднем течении до 20-25 метров. Глубина повсеместно больше метра. Долина реки широкая, угнетённый лес подступает к реке небольшими участками, в основном вдоль берегов ивняк. Основные препятствия - затяжные мелководные порожистые участки, требующие обноса. Скорость подъёма не более 2,5 км\ч. Способы прохождения: перекаты на руках, пороги -  обнос по берегу, плёсы на вёслах.

Устье Пуйвы настраивает на пессимистический лад - если бы река была вся такой, то волок можно было начинать прямо отсюда. Если говорить более конкретно, то это 1,5 км сплошных камней с ревущей между ними водой. Подъём бечевой или проводка на руках невозможна. Единственный способ - обнос по правому берегу. В 500-х метрах от устья на высоком скальном обрыве левого берега удобное место для стоянки. За этим порогом 500-метровый спокойный плёс, где можно грести вёслами. Сразу оговоримся: Пуйва представляет собой довольно удобную для подъёма речку, спад воды происходит на сконцентрированных в нескольких местах затяжных порогах, а между ними течение очень даже незначительное, и подниматься на вёслах удобно. Пороги лучше всего обносить, благо удобные тундровые берега позволяют это сделать.

В устье Пуйвы

 

После плёса идёт следующий каскад порогов, и хотя они слабее, обнос всё же гораздо выгоднее проводки. Ещё 500 метров затишья - и третий порожистый участок, разделённый на 4 ступени небольшими плёсами. Преодолев их, можно немного передохнуть на длинном 6-километровом участке спокойной воды. Лишь кое-где отдельные камни мешают продвижению. Далее встретится короткий, проходимый на руках порог и двухкилометровый плёс, заканчивающийся километровым порогом с уже привычным обносом по правому берегу.

И опять спокойная Пуйва 4 км тихо струится среди тундры. Следующее препятствие - 400-метровый каскад порогов, его части разделены короткими плёсами - обнос по левому берегу. Вновь можно грести вёслами почти 2 км. Затем короткий 200-метровый плёс и ещё один километровый порожистый участок с обносом по правому берегу. За ним небольшое затишье и, наконец, на самом входе в оз. Нижний Ворнаявр последний короткий порог, позволяющий пройти его на руках.

Озеро окружено небольшими безлесными сопками. Есть пляжи с нормальным подходом к воде. Проходя озеро, нужно придерживаться левого берега, чтобы по ошибке не уйти в длинный узкий залив, вытянутый вдоль Пуйвы, которая теперь носит название Кувчвэй и уже считается ручьём.

При подъёме по Кувчвэю нужно соблюдать правило - идти по правой протоке, даже если левая шире. Вход в ручей виден уже с середины озера, ширина в начале 20-25 м, течение слабое. Постепенно ручей входит в заболоченную долину, ширина уменьшается до 3-4 метров, а местами до 2 м. Сильно петляя среди сплошных зарослей ивы в рост человека, он меняет своё название на Айтэй, и через 2 часа упорной работы вёслами приводит в оз. Верхний Ворнаявр. Надо сказать, что при сужении течение заметно увеличивается, а озеро не видно из-за кустарника до самого истока ручья. Озеро Верхний Ворнаявр похоже на предыдущее, но пляжей гораздо больше, а перед берегом очень мелко, и много торчащих из воды камней.

Подъём заканчивается у подножья возвышенности 273 м, на её вершине есть различимый в бинокль триангуляционный знак. Теперь предстоит разборка судна и переход через водораздел на Ачерйок, а пока тундровый пейзаж оживляют пробегающие мимо стоянки олени.

 

Переход на реку Ачерйок

карта с местами ночевок

Длина волока, как и предыдущего, зависит от уровня воды и составляет в среднем 14 км. Мы прошли немного больше, что было вызвано наредкость сухим сезоном. Волок проходит по тундровым местам без сильных перепадов высот и отличается большим количеством заболоченных участков. Желательна разведка начального участка, что позволит избежать преодоления болот.

Полную разведку волока мы решили не делать, посчитав, что сможем сориентироваться по ходу движения. Единственное, что разведали, так дорогу на сопку 273 м, на которую необходимо держать первоначальный курс. Здесь группе поможет бинокль, т.к. на этой вершине стоит триангуляционный знак, на него и надо ориентироваться. Подойдя к знаку, необходимо повернуть на плато г. Валтывынь, с которого уже можно увидеть третий ориентир - триангуляционный знак на г. Оленья. Кстати, эта гора вполне оправдывает своё название - столько оленей мы не видели за всё время похода. По пути придётся обходить болота и небольшие ручейки. Местность для передвижения уже привычная - камень и ягель, лишь в самом начале волока густой лес карликовой берёзки пытается противостоять продвижению группы. С плато г. Оленьей открывается красивый вид на долину р. Ачерйока. Путь держим на стрелку с Тайвэем, оттуда, в принципе, можно сплавляться.

Идём на Ачерйок

 

Мы прошли до следующего ручья, организовав лагерь на террасе крутого галечного мыса. Ачерйок здесь шириной 10-12 метров с глубиной не более 0,5 м и многочисленными отмелями. Дальше идти нет смысла, т.к. глубина увеличивается лишь после впадения р. Тундровой, а это ещё около 9 км. Мели же будут встречаться до конца маршрута.

 

Река Ачерйок - река Поной

карта с местами ночевок

Река Ачерйок - крупный левый приток Поноя. Длина проходимого участка 80 км. На своём пути Ачерйок преодолевает большое количество порогов и перекатов, падая на 87 м. Ширина в начале сплава не превышает 12 м, увеличиваясь к середине до 25-30 м. Глубина на всём протяжении незначительная и даже в устье реку можно спокойно перейти вброд.

Начиная свой бег в тундре, Ача (так её ласково называют местные жители) постепенно одевается густым берёзовым лесом с примесью ели. Долина реки узкая, есть каньонные участки. Пороги не представляют большой сложности и в основном позволяют ориентироваться с воды. Главными препятствиями можно считать многочисленные галечные отмели, сильно тормозящие сплав.

Средняя скорость передвижения - 3 км\ч.

Такой мелкой реки мы ещё не видели - перекаты следовали друг за другом. Передвигаться пришлось так: двое гребцов на кате, остальные по берегу. Окружающие сопки поросли карликовой берёзкой, вдоль реки протянулись широкие полосы можжевельника. На 7-м км от начала сплава слева впадает первый значительный приток - р. Тундровая, а за километр до неё на правом берегу, в стороне от реки, стоит нежилая изба - приют охотников и оленеводов. После Тундровой глубина позволяет плыть вчетвером, но мели заставляют часто выпрыгивать в воду, проводить катамаран. Порогов, вопреки указаниям карты, нет, вместо них часты мелководные каменистые перекаты. Берега всё так же безлесны, местами обрываются к воде большими скальными щёками, появляются каньонные участки. Первый «порожистый участок» расположен после впадения правостороннего ручья (см. карту). Он представляет собой километровое нагромождение камней, между которыми струится вода. Очень трудоёмкий участок. После этих «порогов» на реке появляется лес -  долина покрывается берёзой (не путать с берёзкой).

Верховья Ачерйока

 

Здесь начинаются, пожалуй, самые красивые места маршрута - крутые сопки стискивают реку, поднимаясь иногда почти отвесными стенами. До впадения с правой стороны р. Кейвины (42-й км) встречаются такие же каменистые полупроходимые пороги, и лишь после Кейвины воды в Аче становится достаточно для более-менее нормального сплава. Все пороги представляют собой быстрины с отдельными обливниками или камнями в русле и мелями на выходе. Места их расположения показаны на карте.

Берега всё так же живописны и обильно поросли смешанным лесом. Из ориентиров на реке хорошо просматривается руч. Сильев (56-й км), вездеходка через реку (60-й км), вездеходка из Каневки (8 км от устья Ачи). Урочище Зимняя Лумбовка отсутствует, от неё не осталось и следа.

Река постепенно расширяется, становится спокойнее. На 80-м км от начала сплава, преодолев последний (не показанный на карте) довольно бурный порог, входим в р. Поной, представляющий собой мощную полноводную артерию с шириной в 100 м и высокими (особенно правый) берегами, поросшими сосновым лесом. Самые интересные её пороги (к сожалению, малодоступные теперь для туристов) находятся ниже по течению.

На этом активная часть похода заканчивается, остаётся пройти около 5 км по берегу, вверх по течению Поноя до аэродрома пос. Каневка, откуда необходимо вылететь в Ловозеро.

 

Сведения об участниках похода

Ануфриев Александр (завхоз). Весь поход не спускал глаз с продуктового рюкзака и твёрдо пресекал все попытки несанкционированного питания. Только из-за него группа всегда завтракала, обедала и ужинала целый месяц.

Иванов Илья (штурман). Человек-компас, для которого не существует слова «заблудиться». Его кропотливая работа позволяла всегда знать своё местоположение и экономить силы на переходах.

Мешков Игорь (видеооператор). Наблюдал за походом через окошко видоискателя. Благодаря его стараниям теперь мы можем вспомнить все самые яркие моменты путешествия, увидев их на экране телевизора.

Мешков Дмитрий (хронометрист). Тащить ли рюкзак, грести ли на катамаране, организовывать ли лагерь - любое занятие выполнялось им с удовольствием. Дмитрий сильно облегчал труд своих спутников, за что огромное ему спасибо.

Соловьёв Владимир (рыбак). Про таких говорят: «Брось его в воду и он вынырнет с рыбой в зубах». Всё свободное время посвящая рыбалке, он постоянно баловал нас вкуснейшим хариусом и кумжей.

Соловьёв Сергей (руководитель). А я просто собрал всех этих замечательных людей вместе. Остальное они сделали сами, надеюсь, что не без моей помощи.

 

Дополнительные сведения

1. Выход с маршрута

Выход с маршрута является, наверное, самым сложным в организационном плане, т.к. в летнее время на «большую землю» можно выбраться только одним способом - по воздуху. Есть официальное расписание (состояние на 2001 год): каждый вторник сюда должен прилетать АН-2, делая по очереди грузовой и (в следующую неделю) пассажирский рейсы в Ловозеро. Однако этого расписания мало придерживаются. Но даже если самолёт и прилетит, никто не даст гарантию вылета. Дело в том, что рейс выполняется на два посёлка – сначала самолёт летит в пос. Сосновку, на побережье Белого Моря, а затем в Каневку, возможно уже забитый пассажирами. Поэтому, чтобы не остаться обживать окрестности аэродрома, как это делали мы на протяжении 2-х недель, предлагаем два варианта организации вылета:

  1. Созвонившись заблаговременно с Ловозерской администрацией, попытаться забронировать места на конкретное число, обговорив условия брони. Телефон в Ловозере 8-8152-58331 (состояние на 2001 год). Это существенно облегчит проблему.
  2. Если позволяют средства, можно заказать спецрейс, стоимость можно узнать по тому же телефону. Шансы вылететь вовремя при этом варианте повышаются, а фрахт самолёта на 12 человек достаточно приемлем (остаётся лишь набрать соответствующую группу).

Есть ещё слабая надежда на попутный рейс как-нибудь геологов или рыбаков, но всерьёз рассчитывать на него не стоит. Также возможно выбраться через Сосновку, но для этого надо знать расписание теплоходов, идущих из Сосновки в Умбу. Попасть из Каневки в Сосновку можно на вездеходе, иногда курсирующем между этими посёлками по своим делам.

 

2. Аварийные сходы с маршрута  

Конечно, при организации похода мы рассматривали возможные варианты досрочного его завершения. Вот наши планы при возможном ЧП.

Участок до первого волока: возврат в пос. Ловозеро.

Участок Рова-Иоканга: в зависимости от обстоятельств 

а) Возвращение по начальному участку маршрута

б) Обращение на рыболовную базу в устье р. Сухая

с) Обращение на оленеводческую базу №1 у Кальмозера или к оленеводам перед оз. Музнаркъявр (их может не быть) 

Участок Пуйва-Ачерйок: в зависимости от обстоятельств

а) Обращение на рыболовную базу в устье р. Сухая

б) Движение далее по маршруту до базы рыбнадзора в устье Ачерйока, либо до конца похода - пос. Каневка.

 

3. Питание на маршруте 

Обязательное трёхразовое питание не нарушалось за весь поход ни разу. Рацион скудной 600-грамовой раскладки постоянно пополнялся дарами природы, главным из которых была рыба. Однако группа не отказывала себе и в удовольствии «попастись» на болоте в поисках морошки или собрать два-три килограмма грибов во время перехода. (Россыпи подосиновиков то и дело встречались при переходе на Ачерйок. В третьей части фильма видно, как один из участников - Дмитрий - бережно несёт туго набитый пакет, это грибы на обед).

Потом, во время ожидания самолёта, мы неделю питались почти одними грибами, так как запасы денег кончались, а закупать продукты в посёлке было накладно.

 

4. График движения

В основном выдерживался в соответствие с заявленным. Лишь на переходах и сплаве по Иоканге мы смогли сэкономить три дня. И если в первом случае это было вызвано разумными весовыми нагрузками и заслугой штурмана, то Иоканга просто оказалась легче в прохождении (по крайней мере, при этом уровне воды). К отчёту прикреплена карта-двухкилометровка с нанесёнными стоянками и датами ночёвок, а также другой полезной информацией.

Карта-двухкилометровка по участкам:

Озеро Ловозеро - река Курга - озеро Ефимозеро

Озеро Нижний Ленъявр - река Ленъявр - пеший переход - река Рова - озеро Кальмозеро

Озеро Кальмозеро - река Иоканга

Река Иоканга - река Пуйва - озеро Верхний Ворнаявр

Озеро Верхний Ворнаявр - переход - река Ачерйок - река Поной

 

5. Итоги похода

Изначальная цель похода - посмотреть Кольский п-ов в центральной части и охватить при этом как можно большую территорию - была успешно выполнена. Теперь, глядя на полуостров, мы ясно представляем себе бесконечные сопки, падающие ступенями реки, мелкие бурные озёра, покрытые ковром ягеля каменные россыпи. Нет, так выглядит не весь Кольский - ещё есть водопады, каньоны с отвесными скалами, есть море, но всё же этот маршрут показывает некоторые общие, характерные для всего района пейзажи. 

Второй целью являлась рыбалка. Пусть и нелегальная (неприятно чувствовать себя в родной стране браконьером поневоле), но раз нет возможности ловить официально, то хоть так. Не будем лукавить, семгу мы не поймали, хотя на крючке подержать удалось. Не готовы мы оказались к такой сильной рыбе. Однако кумжа часто появлялась на нашем столе, не говоря уже о хариусе и щуке.

Во время похода ставились и технические задачи. Отрабатывался подъём тяжёлого катамарана бечевой, кстати, весьма успешно. Переходы с мобильно изготовляемым каркасом, оставляющим свободными руки, также были опробованы впервые. 

Понравился ли поход участникам? Такие походы не могут не нравиться. Единственной «каплей дёгтя» оказалась выброска, но об этом уже писалось в разделе «выход с маршрута», да ещё осталась небольшая недосказанность, ведь планы выйти к побережью Баренцева моря так и остались планами, а значит Кольский ещё ждёт нас…

Лето 2001 года



посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Руководитель:Соловьёв С.
Участники:Ануфриев А., Иванов И., Мешков И., Мешков Д., Соловьёв В.
Дата размещения:11.11.2011
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Материалы, связанные с отчётом
Статистика
Суммарный рейтинг:50
Средний рейтинг:5
Проголосовало:10
Просмотры:16287
Комментариев:9
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
Wasino Wasino 11.11.2011 17:58:42
0
+0 -0
Очень интересный, а главное полезный, для путешествующих в этом районе отчёт.
allmaz 11.11.2011 19:59:14
0
+0 -0
Красивое описание маршрута. А более подробная информация о походе будет?
Сергей Соловьёв 11.11.2011 20:20:31
0
+0 -0
Нет, в совокупностью с видеофильмом это вся информация. Хотя дневниковые записи и сохранились, писать рассказ не планирую, слишком много времени прошло.
allmaz 11.11.2011 20:47:18
0
+0 -0
Тут больше интересуют конкретные пути подъезда и отъезда (расписания, стоимость, контакты), развесовка по рюкзакам, раскладка продуктов, общественное и личное снаряжение, график движения на маршруте, аварийные сходы, выводы и рекомендации. Ну т.е. чтобы сложилась более полная картина о путешествии.
Сергей Соловьёв 16.11.2011 20:41:30
0
+0 -0
Дополнил отчёт картами с графиком движения и дополнительной информацией, которую смог вспомнить. Правда с течением времени телефоны могли измениться, прошу это не забывать. Продуктовая раскладка к сожалению не сохранилась, помню только, что была банка тушёнки через день на группу, остальное, как всегда, но в минимальных количествах, рассчитывали больше на подножный корм. Вес в рюкзаках небольшой,от 28 до 45 кг в зависимости от участника.
Lotsman 12.11.2011 15:16:46
0
+0 -0
Сергей, вы улетели рейсовым вертолетом или заказывали борт?
Сергей Соловьёв 12.11.2011 19:13:47
+1
+1 -0
С вылетом получилось интересно. Дело в том, что мы не знали точного расписания самолётов (знали, что раз в неделю), а помятуя о запрете нахождения в километровой зоне семужных рек (к которым относится бассейн Иоканги и Поноя) старались не афишировать своё полулегальное нахождение. Поэтому, появившись в один прекрасный день в Каневке, мы свалились, как снег на голову диспетчеру аэропорта Егорычу (редкой души человек, не знаю жив ли сейчас). Оказалось, что перед выходом на маршрут необходимо поставить в известность администрацию в пос. Ловозеро и забронировать места на самолёте,а для этого нужно разрешение, которого не давали, поэтому на ближайший рейс нас не посадили, а следующий был через неделю. Все попытки улететь попутными бортами привели к отправке на большую землю Игоря с сыном, других вертолётчики почему-то не взяли, хотя в Ми-8 места было достаточно. Этот вертолёт летел с базы иностранных рыбаков... Были и другие борта, но все категорически отказывали, а если учесть, что садились они не на аэродроме, а в устье Ачерйока, а узнавали мы о посадке часа за два, то сидеть приходилось в постоянной готовности. Раза три мы мотались взад-вперёд по 5 км, если не ошибаюсь. Наконец п. Ловозеро дал самолёт, но начались туманы. Я таких туманов нигде больше не видел. Вытягиваешь руку и не видешь её конца. Мы напросились в здание аэровокзала ночевать, т. к. стало холодно по ночам, а Егорыч (почему-то он симпатизировал таким вот бродягам) пообещал любой ценой запихнуть нас в самолёт, за что имел большой скандал со своим начальством. Смею заметить, что народу, желающего вылететь скопилось нехило, а самолёт выделялся на Каневку и Сосновку. То есть сначала забирал людей из Сосновки, а потом из Каневки, и я не знаю какими усилиями, но нас всё-таки запихнули в Ан-2. Шли с перегрузом, еле хватило полосы на взлёт. Для сравнения -любая маршрутка в час пик то же самое, что наш самолёт. Я, помню, сидел возле иллюминатора, скрючившись в три погибели. Прилетев на место мы быстро ретировались от гневных взглядов начальства, оставив их вопрос "А кто вы такие?!" без особого внимания...Вот, вкратце, как-то так было. А в фильме мы видим съёмку из того вертолёта, там, кстати, Кургу видно в самом начале пути... Игорь улетел, взяв много нужных вещей- остатки продуктов, большую палатку, медикаменты, оставив нам катамаран. Долго потом ржали над ситуацией, были молодые почти все неженатые (отец не в счёт),на работе с пониманием относились (больные, ну что с них взять), дома забот не было, сидели спокойно, ждали. А почему так получилось, что выброску не спланировали досконально? Немного смутил отчёт москвичей за 1999 год, где они пишут, что вертолёты попутно берут всех подряд, но, видать, за два года изменения произошли, Кольский стал сильно избалован деньгами иностранцев и народ стал черствее.Во всех последующих походах возвращению стали уделять гораздо больше вниматия, пока таких казусов больше не было.
Lotsman 12.11.2011 22:26:02
0
+0 -0
В конце фильма я заметил фразу "прошло две недели", подумал, что шутка. А тут такая история...
Евгений Орлов 01.02.2013 23:56:10
0
+0 -0
Летом, если получится, пойду на Иокангу, но сверну на Лосингу через Сухую и Золотую. Далее на Варзугу через Поной и Кинемур. Первую часть пойду по Вашему описанию. Всем привет и удачи на порогах.
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии