Умба-Колвица 2014. Если ты полюбишь Север - не разлюбишь никогда...

Информация об авторе
Борис Котельников
Нижний Новгород
Дата регистрации: 24.05.2011 08:12:09
Предыдущий визит: 21.10.2016 08:30:59

Автор: 
Регион:Кольский п-в
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 3 усложнённая
Рассказ с элементами отчета о походе по рекам Кольского полуострова Умбе и Колвице на одноместных надувных байдарках "Каньон"

Сроки похода: 26 июля – 9 августа 2014 года

Средства передвижения на активной части: надувные байдарки «Каньон-Соло», «Каньон-Спорт»

Нитка маршрута: г. Нижний Новгород – г. Москва – г. Апатиты (поезд) – р.Умба (автомобиль) – пор. Падун - оз. Верхнее Капустное – оз. Среднее Капустное – оз. Нижнее Капустное – оз. Первая Дедкова Ламбина – пор. Семиверстный – пор. Канозерский - оз. Канозеро – р. Родвинга – р. Низьма –  пор. Падун-на-Низьме- р. Умба – пор. Паялка - пос. Умба (сплав) – р. Колвица (автомобиль) – пор. Прямой – пор. Прижимистый - пор. Кривой – (сплав) - г. Кандалакша (автомобиль) – г. Москва – г. Нижний Новгород (поезд)

Категория сложности: третья

Пройдено активными способами передвижения: 125 км.

Участники похода:

Иван Ворошин

Обладатель маршрутной книжки. Главный разработчик маршрута. Характер нордический, стойкий. 

Борис Котельников

Массовик-затейник. Замечен в побегах в походы в ущерб основному месту работы. Сонлив  и сварлив.

Александр Гарусов

Активен и инициативен. Кулинарно аморален, но печет блины. 

Иван Казаков

Понимает толк в байдарках, неравнодушен к порогам. Пока еще получает удовольствие от сплавов.

Сергей Шурыгин

Коммуникабелен. Удобен в транспортировке. Активен на стоянках.

Никита Толбузов

Акын экспедиции. Прожорлив и голосист. На страховке усидчив.

 

26 июля 2014 года

 

Провожащих просим выйти из вагонов...

Билеты были куплены, а пути к отступлению отрезаны. Однополая робинзониада «Умба – Колвица» началась.

В нынешнем году завершилась пересадка наиболее «ходящей» части команды на «Каньоны». Это, а также характер реки, и определило выбор плавсредств. Одноместные «надувастики» уже показали себя с самой лучшей стороны на предыдущих сплавах, а потому, с целью увеличения «проходимости» и уменьшения объема барахла, «каркасники» были оставлены дома. Что касается документальной части подготовки, то Сергеич, ведомый какими-то своими таинственными интересами и фантазиями, даже сподобился зарегистрировать маршрут в МКК и оформить маршрутную книжку.

Проводы отъезжающих превратились, как всегда, в затяжной перфоманс с элементами фарса. До Москвы забрасывались на «Ласточке», и бдительная охрана РЖД не упустила замечательной возможности заставить «понаехавшее турьё» - т.е. нас – вывернуть содержимое рюкзаков наизнанку. Прямо перед турникетами, посреди пассажиропотока.

- А это что у вас? А это?

- Настойка ягодная. Лично готовил. Два литра

- Нужно выложить!..

- Пошел на фиг!

- Проходите…

С грехом пополам, пройдя меж Сциллой и Харибдой, оказались на платформе. Вместе с нами – толпа провожающих. Спасибо пришедшим! Некоторые провожающие были явно не против прокатиться с нами до Москвы – особенно отец и сын Курицыны, пытавшиеся, втеревшись в доверие к проводнице, затеряться среди рюкзаков и отправиться в путешествие.

Кстати, о рюкзаках. Под них в «Ласточке» отведено место, куда можно «туристским тетрисом» упихать байдарки и иную ценную снарягу. Но «прокатывает» это только в том случае, если концентрация туристских команд на вагон не больше одной. В противном случае есть риск услышать взволнованный клекот работников РЖД.

Отправились! Вместе с нами отправился в путь и детский сад на колесах. На протяжении четырех часов дороги  по нам бегали, ползали и свистели нам же в уши соседские дети. Команда страдала. Будучи подвержен профессиональной деформации, я корчил рожи, пытаясь олицетворить собой правозащитный термин «карательная психиатрия». Помогло. Дети оставили меня в покое, с удесятеренной силой переключившись на остальных узников вагона. 

С Мишкой-шерпом в Нерезиновой

Из вагона драпали, как шведы под Полтавой. В Нерезиновой нас уже встречал работающий там Мишка Киселев. Ему нынче досталась почетная роль шерпа. Обливаясь потом, перебрасываемся на Ленинградский вокзал.

Награда за оперативную переброску – прогулки по столице и посещение культового пивного ресторана «СПБ». Мурманский поезд только вечером…

Вечером загрузились в поезд Москва – Мурманск. Вместе с нами – еще 5-6 туристских команд. Однако все сумели с грехом пополам разместить многочисленные рюкзаки на полках и под оными. Проводники на этом направлении традиционно страдальчески вздыхают, но никаких попыток скорректировать количество груза не предпринимают. Мы едем на верхних «боковушках» в разных вагонах. Иных вариантов не было… Впрочем, варианты есть всегда. За небольшую сумму договариваемся с проводником, и он пускает в нас свободное купе в соседнем вагоне. Теперь там – наша штаб-квартира. 

27 июля 2014 года

Мы едем-едем-едем в далекие края… Дорога протекает за долгими разговорами и короткими прогулками на станциях.

После Кеми выглядываем знакомые места. Энгозеро, Кузема, Чупа, Лоухи… Воспоминания, и снова разговоры… Проболтали, пытаясь скрасить телепортацию на Кольский полуостров, весь день, а потом еще практически всю ночь. А там и утро подоспело! Ночью была сильная гроза, поэтому поезд немного опаздывает.

28 июля 2014 года

В Апатитах нас встречает водитель, заранее зафрахтованный Сергеичем. Вот координаты перевозчиков, сразу туда и обратно: из Апатит - Виталий 89212751497, из Умбы и с Колвицы - Игорь Пирогов – 89212707232, 89113407232.

В Апатитах заезжаем в местный магазин, докупаем овощей, и далее – к Умбе, на воду!

 

 

Стапель. Все люди, как люди, а наши рыбаки уже над рыбой измываются...

Час дороги – и мы у реки. Мы сразу же были атакованы ордами мошки и комаров. Но ничто не может испортить нашего решительного настроения (девиз стар, как мир – «Слабоумие плюс отвага!»). Параллельно с нами стапелится сводная нижегородская группа на катамаранах и байдарках. Еще через некоторое время прибывают москвичи. Рыбаки – Саша Гарусов и Серега Шурыгин – уже успевают порыбачить, выловив первые экземпляры форели и хариуса. Глаза у них начинают гореть нездоровым блеском. Становится ясно, что пора поспешать. Убоявшись затяжной рыбалки, мы выходим первыми…

Спустя где-то полтора часа ну очень ленивой гребли под моросящим дождем, слышим урчание, перерастающее в рев. Становится ясно, что мы достигли первого серьезного порога на Умбе – Падуна.

 

Порог Падун...

 

 

...и его прохождение

 Началом порога служит небольшой скалистый остров с двумя-тремя елями на вершине,  издалека   почти   сливающийся   с   левым   берегом. Практически  одновременно  с островом становится заметен мощный обратный вал. Перед  порогом  есть  несколько  неплохих  стоянок, позволяющих разбить здесь  лагерь. Первая  ступень состоит из водопадного слива высотой 2-2,5 метра на входе и двумя - тремя косыми бочками на выходе. Вторую ступень  образует  огромная  косая  бочка, перекрывающая правую половину реки, с примыкающей к ней слева гребенкой косых валов. Третья  ступень, уступающая по сложности как первой, так и  второй,  включает  в  себя  три  обливные   гряды,   местами начинающие  смахивать  на  небольшие водопады.  Разведку порога осуществляем с левого берега. По левому берегу также идет тропа, позволяющая при необходимости обнести плавсредства. Над началом второй ступени – несколько обелисков и памятных табличек в память о тех, кто порог пройти не смог.

Выставив страховку, проходим первую и вторую ступень, затем зачаливаемся на левом берегу. После слива первой ступени (идется под левым берегом) проще перестроиться на центр реки, где можно замечательно покататься на валах. 

Встаем на одной из стоянок «на Падуне» - на сегодня программа выполнена. Ставим палатки (дождь все еще моросит), готовим «обедужин», с интересом наблюдаем за прохождением порога соседними группами. Байдарки большей частью обносятся, порог проходится на катамаранах.

Руковод осуществляет теоретическую подготовку

Через некоторое время идем «катать» третью ступень на пустых «Каньонах». Покатушки оборачиваются спасательными работами – вылавливаем туристов из полукоммерческой группы, кильнувшихся во второй ступени. Вытаскиваем их самих, а также их надувастики и весла. Остатки группы «потерпевших» с большим интересом наблюдают за спасработами… Прокатившись еще пару раз, утихомириваемся. Сергеич успешно апробирует «эксиматрас». Продолжаем смотреть «телевизор» - наблюдаем за непрекращающимся потоком туристов проходящих или обносящих порог.

 Рыбаки отрываются «по хариусу». Изготавливаем замечательное «хе». 

29 июля 2014 года

Продолжает моросить дождь. Позавтракав, отправляемся в путь. Обкатанная вчера третья ступень Падуна приподносит сюрприз – неожиданно киляется Саша Гарусов. Снова «эскиматрас». Спасработы проводятся не выходя на берег. Однако спиннинг так и не выловили… Минус один.

Позади - Хибины...

Гребем вперед. За спиной – Хибинские горы. Когда расходятся облака и выглядывает солнце нам открываются ну просто открыточные виды!

Проходим три Капустных озера (Верхнее, Среднее и Нижнее). Верхнекапустный порог остается практически незамеченным. Между Средним и Нижним Капустным озерами – деревянный мост, на котором устраиваем небольшой перекус.

По воде - аки по суху...

Озера мелкие: периодически вылезаем из байдарок и идем по озеру аки по суху.

На стоянку встаем после Нижнего Капустного озера, не доходя порога Разбойник. Рыбаки в исступлении ловят хариусов.

Стоянка на правом берегу не доходя порога Разбойник

  

30 июля 2014 года

Обычный подъем и обычные сборы. Обычные – значит, все делается очень неторопливо. Т.е. на воде – около 12 часов. Минут через 40 – порог Разбойник. Порог, в принципе, идется сходу. Заход – под левым берегом, потом переход в центральную протоку. Проходим порог по-очереди с единственной целью – попозировать на фотоаппарат.

 

 Порог Разбойник

Еще через 5 км река расширяется и мы входим в озеро Первая Дедкова Ламбина. На правом берегу - остатки деревни Дедкова Ламбина. На левом – разрушенный мост и заброшенная будка рыбнадзора. Приложением ко всем этим Дедковым Ламбинам является дед-рыбак, активно приветствующий проходящих туристов и «стреляющий» у них сигареты.

Рыба в озере определенно есть. Саша, раздобыв где-то еще один спиннинг, продолжает излавливать хариусов, время от времени издавая ритуальные крики и победно стуча себя кулаком по спасжилету. Старина Дарвин, если бы видел сию картину, аплодировал бы стоя.


Первая Дедкова Ламбина и милующийся с рыбой Саша

 

На выходе из Первой Дедковой Ламбины – порог Семиверстный, который представляет из себя последовательность из 7-8 шивер разной категории сложности (от 1 до 2). Тянется порог действительно около 7 километров. Наиболее интересна вторая шивера – в ней есть несколько приятных бочек, в которых киляется Ваня Казаков. Минус кружка.

Заканчивается Семиверстный высоким песчаным обрывом на левом берегу. Здесь начинается красивое Жемчужное плесо. На левом берегу много стоянок, и мы, разумеется, ведомые ленью и обжорством, встаем на одной из них.

  

Стоянка на Жемчужном плёсо. Кто-то акынит, кто-то учит матчасть.

 

Вечер проходит за моральным разложением команды. Никита Толбузов расчехляет гитару и принимается акынить, разгоняя местную фауну на несколько километров в окружности.

На деревьях вялятся бесконечные хариусы… 

31 июля 2014 года

Вчерашнее моральное разложение не проходит бесследно. С самого утра в команде были замечены волнения, слово «днёвка» звучало все чаще. Ну а уж после того, как у Сергеича была украдена маршрутная книжка, где днёвка приходилась в аккурат на сегодняшний день, стало ясно, что продолжения разложения не миновать. Сергеич топал ногами, обзывал команду ленивыми задницами, грозил уйти в спелеологи, но жребий уже был брошен.

 

Кулинария на банной кладке

 Сооружаем кладку, строим каркас для бани. Тут же, на кладке, производятся и кухонные работы. Тем паче, что на улице стоит далеко не жара… Вечером – баня!

1 августа 2014 года

Выходим традиционно около 12. Через час гребли – порог Карельский. Довольно интересный порог, расположенный на прямом участке реки. Порог проходим сходу, кильватерным строем. В самом пороге приходится маневрировать – с одной стороны, интересно покупаться в бочках, с другой – в русле множество неприятных обливняков.

На левом берегу реки – частная туристская база, притом весьма навороченная. На берегу сплошь таблички «Частная территория», «Проход запрещен». Лишь только залаяли, заслышав нас, собаки, на берег вышла местная смотрительница, вернувшаяся в свои чертоги лишь тогда, когда мы скрылись из вида. По слухам, турбаза была построена для приема рыбаков иностранного происхождения. Правда, али нет – сказать не могу.

Глядя на Канозерский порог...

 

Еще минут через 40 – порог Канозерский. Ориентир порога – крутой правый поворот реки на 90 градусов, за которым видно начало порога. Хорошая стоянка на левом берегу перед порогом. Чалимся для осмотра на левом берегу прямо на повороте. Довольно сильное течение: при траверсе струи на повороте надо быть внимательным, чтобы не уйти в порог раньше времени. Над порогом – табличка со схемой Канозера и рекомендации от местных смотрителей.

Длина порога около 1,5 км. Порог представляет собой участок реки с неплохим падением, в начале которого в центре плиты коренных пород образуют сливы с бочками. Далее шивера с большим количеством обливных камней.

 

Спасение утопающих - увы! - дело рук самих утопающих. Спасконец не докинуть...

На осмотре встречаем группу земляков, которые идут на катамаране. Долго стоим, смотрим на порог. Как положено, много мозгуем и немного пужаемся. Траектория прохождения простраивается с трудом. При невысокой воде – сплошные обливняки и обломки скал. С интересом наблюдаем за земляками, засевшими посреди порога. Порог довольно широкий, поэтому кидать спасконец бесполезно. Остается позировать на фоне терпящих бедствие.

В конечном итоге снова идем кильватерным строем (страховку выставлять бесполезно). Зайдя в порог по центру, перестраиваемся ближе к правому берегу. Там тоже есть мощные бочки, в которых киляются Сергеич и Ваня Казаков. Снова отрабатывается универсальная технология «эскиматраса».

 

 После Канозерского порога. Что-то водички захотелось...

 Ближе к концу порога в центре островок. Слева от него слив около 1 м, справа – мелководная шивера. После острова в дельте Умбы  широкая длинная мель, регулярно вылезаем из байдарок и проводим их. Через минут 20 выходим в Канозеро.

Канозеро встречает нас жестким «вмордувинтом». На наших «надувастиках» даже кажется, что вообще стоим на берегу. После часа борьбы с ветром, зачаливаемся на левом берегу. Перекустить и немного переждать ветер. Стоянок на левом берегу в начале острова нет в принципе, поэтому просто забираемся в кустарник и облюбовываем там подходящее бревнышко, на котором располагаемся как на насесте.

Канозеро

 

Через некоторое время ветер действительно стихает, и мы начинаем медленно, но верно продвигаться к правому (по ходу движения) берегу озера. На левом стоянка запрещена. Проходим мимо Скалистого острова со знаменитыми канозерскими петроглифами. В настоящее время там ведутся работы по возведению защитного купола.

Перейдя к правому (по ходу движения) берегу, упорно продвигаемся вперед. Через некоторое время появляется желание встать на стоянку. Но стоянками тут большая проблема…

Проходим базу с несколькими строениями, вышкой связи и вертолетной площадкой. Судя по схеме, висящей перед Канозерским порогом, это опорно-исследовательский центр музея «Петроглифы Канозера».

 Идем до самого вечера, и только около 22.30 встаем на ночлег.

Идущие параллельно группы также рыскают в поисках стоянок…              

2 августа 2014 года

Выходим сравнительно рано – около 10. Хочется поскорей выйти из Канозера. Светит солнце, а на воде почти полный штиль, что нас полностью устраивает. Гребем вперед, а рыбаки успевают ловить рыбу. Наиболее преуспел Саша Гарусов, наловивший окуней и щук, и ворковавший с ними в своем «Каньоне».

 

Саша в азарте

Дальнейший ориентир – большая поляна, заросшая иван-чаем. Там замаскирован исток реки Родвиньги и остатки бывшей деревни Зашеек. Здесь же есть песчаный пляж с несколькими неплохими стоянками.

Собственно, из Канозера вытекают две реки – Кица, которая проходит через Пончозеро, а дальше снова превращается в Умбу, и Родвиньга, которая раздваивается на два рука, один из которых уходит также в Почозеро, а другой – правый – именуется Низьмой также через некоторое время становится Умбой.

 

Родвиньга

Наш вариант – Родвиньга. На берегах, у многочисленных небольших перекатов, множество местных рыбаков. Там же общаемся с молодежной московской командой, которые принимаются стыдить наших рыбаков за ловлю рыбы без лицензии. Не берусь судить или комментировать сей спорный момент, а потому его просто зафиксирую. Для истории.

Где-то через час доходим до развилки. Налево, как и говорилось, уходит Родвиньга, направо – Низьма, куда мы и уходим.

Гребем дальше. Жарко, много комаров и мошки, берега заболочены, стоянок нет.

Порог Кривец (Кривой)

Еще через 50-60 минут догребаем до порога Кривец (в некоторых лоциях - Кривой). Довольно интересная S-образная шивера с двумя поворотами. После первого поворота на левом высоком берегу встаем на замечательной стоянке. Вероятно, там раньше было что-то вроде рыбацкой времянки – сохранились пара панцирных кроватей, железные бочки. На этой же стоянке остаемся на ночь.

 

Постирушки, барная стойка, и, конечно, рыба...

Времени полно – кто-то затеивает постирушки, кто-то снова ловит рыбу (ох уже эти хариусы! Впору в Гаагский суд обращаться!), кто-то занимается кухонными хлопотами. В промышленных масштабах коптим рыбу. Объеденье! Бочка переоборудуется под барную стойку… Дело идет к дневке. 

3 августа 2014 года

Как и предполагалось, день выклянчен под дневку. Серега и Саша, вооружившись удочками, отправляются на соседнее Кумжозеро за добычей.  Никита и Ваня, будучи студентами строительного университета, принимаются за строительство бани. Мы с Сергеичем, вконец обленившись, оставляем за собой общее руководство.

 

Строительство бани.

Современные технологии на службе у студентов строительного университета.

 

 

Купание в пороге

Пока построенная баня топится, идем топиться купаться в порог. Очень занятное развлечение. В каске и спасжилете залезаешь в небольшую бочку и полощешься там, зафиксированный спасконцом. Веселуха!

Ближе к вечеру нас обгоняет большая группа нижегородцев (тех, самых, которые стартовали одновременно с нами).

 

Вечернее прохождение

Рыбаки возвращаются снова с рыбой, довольные и резвые, как брачующиеся павианы. Куда уже девать эту рыбу, а? На озере много рыбаков (местных, приезжают на машинах).

  

Рыбаки вернулись. Идите-ка вы все в баню!

Все с удовольствием делаем несколько заходов в баньку. Баня удалась! Не даром весь день топили!

 

Вечер банного дня

 

4 августа 2014 года

С утра оглашается проблема, которая в общем-то, висела в воздухе уже давно: дней похода еще много, а вот километров, которые нужно пройти – мало. Поэтому принимается предсказуемое решение: идти неторопясь. Впрочем, мы никуда не торопимся с самого начала похода: медленно гребем, много едим, сонливы и прожорливы… Ан нет, километры неумолимо сокращаются!

Гребем к главной цели сегодняшнего дня – Падуну-на-Низьме. Периодически принимаем за начало Падуна мелкие шиверки, каждый раз разочаровываемся.

Ориентиром порога можно считать видимую далеко впереди на прямом участке реки груду бревен. Это остатки ряжевой стенки. Слева от бревен расположен сам слив, а справа журчит небольшой ручеек. Перед порогом справа по берегу следует небольшой глубокий улов, за ним участок высокого берега с песчаным обрывом. С обоих берегов есть хорошие стоянки. Чалимся для осмотра порога на левом берегу, в мелководном заливе. Отсюда же идет тропа обноса.

 

Падун-на-Низьме. Прохождение.

Порог представляет собой слив около 1м с длинным и острым языком с и бочкой. Дальше довольно высокие валы. Небольшую трудность создает то, что основная струя идет вдоль левого берега, и если идти по струе, в бочку попадаешь лагом. После слива следует мощная шивера длиной 1 км с большими обливными камнями. В конце река делает долгий плавный левый поворот. На выходе из порога множество обливняков.

Просматриваем слив, там же выставляем страховку и фото-видеосъемку.

Сам слив идется значительно проще, чем кажется с берега. Прошли гладко!

Встаем на стоянку на правом берегу, после впадения Родвиньги.

Снова Умба

 

Полеты и заплывы

Стоянка определенно хороша! На дереве сооружаем тарзанку, при помощи которой весьма громко купаемся. Мимо нас проходит еще несколько групп.

Суровый кольский пилинг

Стоянка ознаменована огромным количеством мальков семги, которые жадно налетают на все, что попадает в воду. Не важно, что это – кусок сухаря или ноги человека. Так мы узнали, что такое суровый кольский пилинг. Через некоторое время приходит мысль таким образом помыть котлы и посуду. Результат не заставил себя ждать – уже через пару минут посуда блестела, а котлы стали чистыми даже снаружи!

 

Ленивая посудомойка

 На стоянке есть более-менее устойчивая связь. Делаются контрольные звонки домой.

Кольские закаты

Вечером наблюдаем красивейший закат. 

5 августа 2014 года

С утра проходим абсолютно прямой порог Малый Кривец. На правом берегу – рыболовная база. Еще минут через 45 – жилая деревня Погост. Здесь, поблуждав немного меж островов (а требовалось-то всего-навсего сразу свернуть направо!), входим в Медвежье Плёсо.

Медвежье Плёсо

Красивые берега с высокими каменными лбами. В воде множество кувшинок и лилий. Встаем на стоянку на левом берегу. 

 6 августа 2014 года

Выходим около 11 часов. Минут через 40 гребли – мост автотрассы Умба – Кандалакша. Многие группы здесь заканчивают маршрут, но мы решаем дойти до поселка Умба.

Взгляд назад. Мост трассы Умба-Кандалакша 

Минут через 20 реку пересекает ЛЭП. Любуемся Паяльской горой. Еще минут 30 гребли – и зачаливаемся на правом берегу для осмотра порога Паялка. Ориентир – строения и стенка из бревен на левом берегу. Это достаточно серьезное препятствие.

Осмотр и страховку осуществляем с правого берега. Здесь же есть тропа обноса.

Порог Паялка. Игра "Найди байдарочника".

 

Оверкиль

 

Порог Паялка. Прохождение.

 

 

Основная струя порога идет над грядой камней образуя 3 высоких вала, около 2 метров высотой и выходную бочку, сразу за которой происходит хитрая сбойка струй под углом 70 градусов. Далее еще череда валов и простая, но мощная шивера, с локальными бочками. Длина порога 600 м.

Замешкавшись в выходной бочке, я мгновенно оказываюсь в воде. Однако спасработы происходят четко, «по учебнику». Кинув спасконец, меня вытягивает на берег Серега Шурыгин. Все остальные, не повторяя моей ошибки, проходят гладко.

Тянем-потянем... Вытянули!..

На берегу рыбачат несколько местных жителей, которых очень заинтересовали вещи в наших байдарках.

Еще метров через 300 – новый порог. В некоторых лоциях он обозначен как Горка, а в некоторых – как продолжение Паялки. Опять таки, недооценив серьезность порога, в Горке киляемся я и Сергеич. Это событие слегка обескураживает нас (а также оставляет синяки по всему телу). Минус спасконец (утоплен). Следующие за Горкой шиверки очень хочется просматривать вновь и вновь.

На подходе к поселку Умба

Минут за 40 доходим до поселка Умба. Под мостом – несложный порог Морской, на правом берегу – часовня. Видно Белое море!

Умба. Дом справа от скалы - гостиница. А в той гостинице - замечательная баня!..

Мы встаем на пляже под скалой на левом берегу. Погода сейчас хорошая, а потому на пляже отдыхает много народа – в основном, дачники. Над пляжем распложена гостиница, где за умеренную плату мы договариваемся со сторожем о помывке в бане. Блаженство, вот оно! Уже чистых, меня и Сергеича все тот же сторож, отвозит за 150 рублей до поселка, где мы затариваемся всякой-разной вкусностью в придорожном магазине. В августе в Умбе проходила международная регата, и поэтому местная алкобогема, обретавшаяся в магазине, принимает нас – чистых, но бородатых – за представителей сопредельной Финляндии. Могло быть и хуже…

Ночуем на полянке под скалой.

 

  7 августа 2014 года

Утром просыпаемся от голосов и бряцанья весел. Вскакиваем, как ошпаренные. Оказывается, это прибыла детская группа на катамаранах, всего около 20 человек и 3 взрослых руководителя. Пока мы готовим завтрак, они сушат и разбирают катамараны и готовятся к отбытию в Кандалакшу.

Переброска на Колвицу.

Нас же забирает водитель и отвозит на Колвицу. Дорога не занимает много времени. Складывается впечатление, что у местных извозчиков (в основном, на УАЗиках «буханках») передвигаться со скоростью меньше 90-100 км/ч – моветон.

На Колвице ведем себя предельно осторожно – сказываются вчерашние оверкили. Осматриваем буквально все пороги. Заслышав шум порога зачаливаемся, и, покряхтывая и потирая вчерашние ушибы, вылезаем из байдарок. Проходим Прямой, Прижимистый и Кривой пороги, закончив маршрут перед водопадом Белого порога (ориентир – ржавая будка водомерного поста на правом берегу).

Пороги Колвицы

 

Здесь сушим вещи и готовимся к отбытию в Кандалакшу. Дорога, идущая вдоль реки, вполне проходима (особенно для УАЗиков), но наш водитель затрудняется в поиске нужной поляны. Поэтому мы делаем небольшую пешку до автотрассы.

 

По дороге в Кандалакшу и вокзал города Кандалакша

После погрузки уже минут через 40 мы были в Кандалакше. Там капитально располагаемся на площади перед вокзалом – благо, на улице тепло и светло. В привокзальном магазине покупаем продукты на обратную дорогу. Единственное, чего не сделали продавщицы этого замечательного магазина – это не пожелали нам поскорее свалить прочь. Зато по душе пришелся нам уютный пивной бар на улице Новой. Над нами хохотала официантка, прибавляя по нашей просьбе звук телевизора когда там показывали программу «Время»: «Что, мальчики, информационный голод?». 

В три ночи, в компании с многочисленными туристами, грузим свои обожравшиеся местной кулинарии тела на поезд Мурманск – Москва. 

  8 августа 2014 года

Дорога, дорога… Традиционно, мало ходим, много едим. Наслаждаемся байками соседней группы ветеранов туризма в шапках «Спорт» и с рюкзаками «Ермак».

В Петрозаводске, выйдя прогуляться, наблюдаем прибытие состава с беженцами из Украины… Мы снова возвращаемся в реальность… 

  9 августа 2014 года

Прибываем в Москву. Перебрасываемся от вокзала к вокзалу, грузимся на «Ласточку» - и мы в Нижнем. Но уже на следующий день неудержимо хочется вернуться обратно…

Немного выводов

  • Маршрут удался. Это есть факт. Все участники повысили навыки прохождения порогов и замечательно отдохнули.
  • Погода была разной. Те, кто брали с собой теплые вещи, ни разу об этом не пожалели.
  • Кольская природа - щедрая и гостеприимная. Ягоды и рыба пополняли наш рацион на всем маршруте.
  • Количество стоянок - более, чем достаточное. С дровами тоже проблем нет.
  • Мошка присутствует, но количество ее не критичное. Обходились без репеллентов.
  • Характер рек - тренировочно-отдыхательные. В тоже время, думается, для прохождения реки на каркасных байдарках или даже надувастиках, нужен определенный опыт сплава хотя бы на карельских реках. Спасжилеты, спасконцы и каски - обязательны.

 Спасибо всем за поход!

 

 



посмотреть на Google карте

Дополнительная информация
Дата размещения:24.11.2014
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Материалы, связанные с рассказом
Статистика
Суммарный рейтинг:60
Средний рейтинг:5
Проголосовало:12
Просмотры:2376
Комментариев:0
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии