По Карелии на велах

Автор:
Регион:Карелия
Туризм и путешествия:Велосипедный
Категория сложности: н/k (некатегорийный)
Велопоход по северному Приладожью в сентябре 2008 г. Цель похода - посетить места съёмок фильма "А зори здесь тихие" и увидеть как можно больше прекрасных озёр и водопадов Карелии.

На велах по Карелии

Проехались мы с дочкой Катей по Карелии во второй половине сентября. Так сложились наши отпуска. Конечно, мы рисковали. По интернетовским отчётам в это время там дожди и прохладно. Хотя лучик надежды давало описание похода 2005 года в те же места и в те же сроки и с чудесной солнечной погодой.
К превеликому счастью история с погодой повторилась в 2008. Всё лето, по рассказам местных жителей, дождь лил не переставая. Картошки собрала хозяйка красавца-кота (фото см. ниже) 60 вёдер против 160 прошлого года.… А у нас пасмурная погода первых трёх дней сменилась на ясно, и вплоть до пары дней, проведённых в Питере, солнышко продолжало нас баловать.
Ещё плюсы сентября: полное отсутствие «кровопийцев» (кто бывал в Карелии летом, оценит…) и минимум отдыхающего народа в местах, нами посещаемых.
Целью нашего путешествия было проехаться по местам съёмок фильма «А зори здесь тихие» и увидеть как можно больше водопадов северного Приладожья.
Перед походом купили по велу «AUTHOR TRACTION» в X –LINE с хорошими скидками (это о нашем велотуристском опыте). Приобрели также кое-какой снаряги, полиэтиленовую «трубу» для будущих велосипедных чехлов, соль, спички (вру, спички взяли в Петрозаводске) и вперёд - на поезд «Нижний Новгород – С. Петербург», а далее на Петрозаводск.
На вокзале нас встретил Володя Пашков из местного велоклуба «Колесо». С ним мы проехались по Петрозаводским достопримечательностям.

В Губернаторском парке

Сначала посетили Губернаторский парк с памятником Державину Гавриилу Романовичу, первому губернатору Олонецкого края. Но здесь он прослужил всего год и был переведён в Тамбов.
У входа в парк стоят пушки петровских времён. Их перед сдачей в эксплуатацию проверяли 6-кратным зарядом… Эта выдержала…

Швеция держись!!!

Особенно красива и интересна Онежская набережная, где радуют глаз, а иногда вызывают недоумение многочисленные скульптурные композиции – подарки от городов-побратимов Петрозаводска.

Рыбаки, закидывающие сеть, из г. Дулут, США

По нашей просьбе Володя показал книжный магазин, где прикупили километровок намеченных районов посещения. Ну и в заключение порекомендовал приличную пиццерию.  Там мы хорошо подкрепились, перед тем как приналечь на педали.
А дальше собственно и была «покатуха» по карельским дорогам. Последние процентов на 70 были асфальтовыми, с постоянными нудными подъёмами и приятными спусками.

Карельский хайвей

Грунтовки вполне приличного качества, за исключением 8 километров по полуострову Хунукка, ведущих на мыс Импиниеми. Это настоящее раздолье для крутых джипперов. Таковых, на пяти разномастных полноприводниках,  в наклейках и с лебёдками, мы наблюдали во время пребывания на этом мысе. Машины застревали, их дружно вытаскивали тросами. Всё это снималось на профессиональные видеокамеры. «Какой интересной жизнью люди живут…»

«Дороги» Хунукка

Первым местом, куда мы направили наши велосипедные колёса, стала деревня Сяргилахта, стоящая на берегу Сямозера. Здесь проходила большая часть съёмок замечательного фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие».
Подкатив к заливчику, делящему деревню как бы на две части, заметили на другом берегу женщину, полоскавшую бельё. Подъехали, попросили рассказать про съёмки фильма. Она с удовольствием откликнулась на нашу просьбу. Показала сохранившиеся дома, где жили герои фильма, остров, где стояла зенитная батарея, дорогу, по которой девушки ушли, чтобы ценой своей жизни остановить немецкий десант…
В окне её дома на подоконнике томился персиковый красавец-кот, явно желавший на свежий карельский воздух. Катя попросила познакомить нас с этим серьезным пушистым чудом. Что и было охотно исполнено.

Наш сяргилахтский гид

Пушистый карел

Через 30 с лишним лет мало что сохранилось в том виде, как это было во время съёмок.  Вот как выглядит дом, где жил старшина Васков.

Дом Васкова

Барака, где жили девушки, к сожаленью, уже нет.
В 2004г. было тридцатилетие съёмок. Приезжали почти все актрисы и исполнитель роли старшины - Мартынов. Это стало событием в жизни деревни. И о нём долго будут вспоминать, как и о съёмках тридцатилетней давности…
Удивительно, но в этой деревеньке на уток никто не охотится, и они спокойно плавают в заливчике, бродят по дворам, на «ути-ути» мчатся кто пешком, кто подлетая. Мы скормили им остатки хлебных запасов, благо на обратном пути лежал п. Эссойла, где продается вкуснейший хлеб местной пекарни.  И работает по будням столовая. Эх, тех бы поваров - да в нашу ОИЦевскую! Два раза мы там столовались и оба раза получили настоящее удовольствие от вкушаемой пищи. Всем путешествующим в тех местах рекомендуем здесь отобедать.

Виват общепит Эссойлы!

Ночевали у воды на берегах речек или озёр, а их там несть числа. На второй стоянке (на о. Павшеньярви) возник конфликт с «представителями местной фауны».  На берегу озера поставили палатку, поужинали.  Стали готовиться к ночлегу. Как обычно, часть вещей оставили в тамбуре….  Вдруг Катя воскликнула: « У меня кто-то утащил пакет с тапочками!» (утром один сланец обнаружился возле палатки, другой -  в метрах трёхстах, разгрызенный аккурат по перемычке).
Стало понятно, что хулиганит какая-то зверюга. Срочно все вещи перекочевали из-под тента в палатку. Лишь с моей стороны в тамбуре оставался полиэтиленовый чехол от вела. Лежим в ожидании действий супостата.… Зашуршало, зашуршало, открываю молнию палатки – чехла нет! Выскакиваю « …с криком, с древом, весь в надежде на испуг…». Картина маслом: «рыжая», рядом чехол.  Обиженно вильнув хвостом, хулиганка неспешно удалилась в кусты. Потом пришлось ещё вставать, дабы накрыть камешком котелки, их Патрикеевна тоже пыталась оприходовать. Ну и последний урон лисичка пыталась нанести, вскрыв мыльницу и надкусив содержимое.

Лисичкина стоянка

Привет от Патрикеевны

Приключения со «зверьём моим» продолжились на стоянке №5 (на бережку омута, чуть ниже мостика через р. Кулисмайоки). Там встали по причине наступивших сумерек, не доехав несколько км  до водопада Белый Шум. Поставили палатку, принесли дров с другого берега. Готовим на костре скромный ужин. Совсем стемнело.  Вдруг – могучий всплеск в омуте, как от броска в воду немалого булыгана.…  Потом ещё и ещё. Уже хочется костёр поярче разжечь, к воде с котелком пробираешься осторожно и, набирая воду, светишь своим слабосильным фонариком на противоположный берег омута. Никого.…   Так в неведении и отошли ко сну.  Утром поведал о ночных «играх» подъехавшему на «Ниве» рыбаку. Тот разъяснил: «Так это ж бобры бьют хвостами о воду, прогоняют непрошенных гостей с их законной территории…». Надо сказать, это у них почти получилось: Катя, по крайней мере, в этот вечер к воде не подходила…

Бобровая вотчина

В один из дней припозднились с ночлегом и решили заночевать у какой-нибудь старушки в попутной деревеньке. Но прибыли уже в полной темноте (в 21-00) в большое село Ведлозеро.
При неярком свете редких фонарей мы стали пытаться найти пристанище на ночь. И, о чудо!   Вторая же жительница, нами вопрошаемая на предмет ночлега, предложила помочь устроиться в местную гостиницу. Нашла комендантшу, и мы замечательно переночевали в цивильных условиях за 300р на двоих. Да, эта женщина пообещала устроить нас у себя, если не получится с гостиницей…
Такие вот нам встречались на пути люди…

«Хотель Ведлозерский» *****

Вечером этот пёс нас здорово облаял, но утром кусок колбасы помог подружиться.

Следующий день был посвящен восьмидесятидвухкилометровому пробегу (вело) на запад, к водопадам. По причине усталости и недосягаемости в этот день каких-то достопримечательностей решили встать на ночлег у водоёма. Свернули с асфальта на грунт и поехали колесить по берегам близлежащих озёр. Увы, наш российский автомобилист и здесь  напакостил. Только пятая стоянка оказалась приемлемой, хотя и здесь Катя провела «зачистку» территории.

Зато в округе к нашему вечернему столу нашлись и грибочки, и клюква с брусничкой.

Витамины к ужину

Однажды наш маршрут пересёкся с петрозаводскими велотуристами, ведущими коммерческую группу. Ребята молодые, весёлые. А чего не веселиться, если «у них было…» и дневной пробег их 10дневного маршрута – 30 км. Тут же достали карты, показали объекты, которые необходимо посетить на нашем направлении. Кстати, линию Маннергейма мы бы без их подсказки не нашли…

Противотанковые укрепления линии Маннергейма

Эхо войны

Первыми водопадами на нашем пути стали сливы на р. Койриниоки.

Над нижним сливом

А это сам нижний слив Койриниокского «каскада»

После осмотра нижнего слива заехали в деревеньку, купили 2л. молока у местных жителей и с удовольствием умяли его с пряниками,  любуясь падающей водой верхнего слива.

«Завтрак на траве»

«Авторы» тоже отдыхают…

Следующий день был посвящён самому высокому водопаду Карелии (15 м), имеющему несколько названий: Белый Шум, Белые Столбы, Юканкоски. По пути проехали мимо очень красивого озера Рукоярви.

Вот такие они карельские озёра.

Водопад Белый Шум, он же Белые Столбы, он же Юканкоски

Как не сняться возле такой красоты…

Зрелище впечатляющее! Здесь снимали «Платину-3», и от киношников осталась приличная дорога (можно проехать и на «Жигулях») и деревянная лестница с перильцами к подножию водопада.
Нащёлкавшись падающёй воды, поехали к следующему водопадику у озера Андронино. Дорога к нему очень красива, но подъёмиста. А к самому озеру довольно крутой спуск, пожалуй, в дождь на авто сюда лучше не соваться…

К водопаду от озера ведет весьма заметная тропа…

Тоже очень красивое место, но там пробыли недолго, ибо торопились добраться к вечеру на м. Импиниеми – южное окончание полуострова Хунукка. Кстати, посещение этого места было включено в маршрут в день перед отъездом при последних просмотрах скаченных из Интернета отчётов.
По рассказу Володи Пашкова туда ведёт непростая дорога с правым ответвлением от основной, ведущей в заливчик. Почти все всё-таки промахиваются и потом возвращаются, ибо подняться на мыс с велосипедами мешают скалы. Но нам опять свезло, и мы свернули вовремя, хотя дочь настаивала, что это надо было сделать двумя километрами ранее. Смеркалось. Дочь продолжала зудеть. В конце концов, я оставил её на дороге и пробежался в разведку. Разведка обнаружила через километра полтора наличие слева от дороги залива и, сверившись со «штабными» картами, определила, что мы на верном пути.
У самого мыса увидели чудную бухточку, где и остановились.

Стояночная бухта 1

Стояночная бухта 2

Стояночная бухта 3

Да простят меня мои читатели, с этого момента фотографий будет много. Жалко такую красоту утаивать от вас, мои дорогие…
Во время преодоления так называемой дороги, нас со «свистом» обогнал квадроцикл. И когда мы, оставив велы и рюкзаки, решили дойти от выбранной стоянки до оконечности мыса (10 мин. ходьбы), то встретились с его водителем. Оказалось, паренёк мчался, дабы успеть заснять закат. Причём на мобильник. Он даже принес извинения, что не остановился, хотя нас отлично разглядел. Разговорились. Выяснилось, что парень - бывший житель Импилахты, ныне питерец. Приезжает к маме покататься на квадроцикле, поснимать красоты Импиниеми. На обратном пути даже предложил освещать нам дорогу фарами своего «трактора», но мы никуда не торопились…
За ужином договорились встать  на рассвете. В 6 утра поднялись, попили чайку и пошли. В предрассветных сумерках забрались на самую высокую скалу и приготовились ждать солнышка. А вот и оно, родимое. Сначала краешек, потом всё больше и больше, наконец, показался весь диск. Огромный, какого-то малинового цвета. Многочисленные попытки снять что-то путное так и не привели к приемлемому результату. Видимо, слишком велик контраст, да и штатив бы пригодился. Какие-то фотографические секреты съёмки восходящего солнца наверняка существуют. А с другой стороны удачных снимков закатов полно, восходов же на порядок меньше.
Когда солнышко чуть приподнялось, тут съёмка пошла.… Но бог с ним с фото. Тот, извините, щенячий восторг от увиденного и ощущаемого в то время не забудется никогда…

С добрым утром, карельское солнышко!

Вид на заливчик Хинуканлахти

Берега Импиниеми

Островки залива Хинуканлахти

Немножко пришибленные этой неземной красотой вернулись в лагерь и на семейном совете приняли решение остаться здесь на днёвку, побродить по мысу, пофотографировать окрестности, заснять закат. Результаты этого очень верного решения можно наблюдать на наших снимках. Увы, уже здесь начали издыхать аккумуляторы. Нагревая их под мышкой и экономя каждый кадр, что-то удалось запечатлеть. И даже хватило на завершение похода, о чём рассказ ниже.

Лагуна на самой южной оконечности мыса

Золото Импиниеми

На гладкой скале напротив каменного островка Катя нашла выбитую надпись на финском типа «Киса и Ося были тут».  Дата надписи 1913 год…

Не зря так спешил паренёк на квадроцикле, а…?

На берегу внутреннего, очень красивого озерца, стоит свежесрубленная избушка. Рядом джип с московскими номерами. Молодой человек, видимо, хозяин этого джипа, как-то индифферентно отнёсся к нашей попытке завести беседу и даже проводил нас взглядом, держа наперевес дробовичок. Это было единственное общение с населением, оставившее негативный осадок. И вообще, непонятно, как в таком заповедном месте получили разрешение на строительство. Даёшь мысу Импиниеми статус Национального парка!
Писал я в начале отчёта о крутых джипперах. Удивило, как мало (где-то с полчаса) они побыли в месте, поразившем нас своей природной красотой. Но, видимо, их предназначение – полное бездорожье и его преодоление. Что ж, у каждого свой интерес в этой жизни...
Обязательно нужно упомянуть ещё об одной удивительной встрече. На окраине Савиново нас окликнул человек бомжеватого вида, живущий в старом строительном вагончике. Своим, трудно разбираемым говорком, он попросил определить сколько ему лет. На мою аналогичную встречную просьбу он сразу откликнулся, оценивающе оглядел меня и прошамкал: «Наверное... 52». Блин, надо было спросить, когда день рождения.… Это ж надо так знать людей, чтобы вот так, бросив взгляд, определить возраст с точностью до года…. Моя же ответная попытка с треском провалилась: на мои «..65» последовало не без гордости - «82…»
Последней достопримечательностью  на нашем пути стал  «Горный парк Рускеала» и в 4км до него красивые водопадики, где тоже снимались эпизоды «А зори …», в частности, знаменитая сцена купания Жени Комельковой.
Горный парк – это громкое название мраморного карьера. Ещё при Екатерине II здесь начали добывать мрамор. Им облицован Исаакиевский собор, подоконники Эрмитажа. Предприимчивые последователи Остапа Бендера огородили подходы к нему, кое-где поставили ограждения над обрывами, посыпали дорожки. И берут по 45р. за возможность его обойти. Ещё по божески. Говорят, в Крыму уже шагу ступить нельзя, не отдав подобную дань. Подъехали мы сюда поздновато, около 20-00. Снимал уже в сумерках, думал ничего не получится, но светосильный лейковский объектив вытянул.

Здесь «фашисты пытались перейти речку…»

Горный парк Рускеала

Подкрепившись в припарковой кафешке чайком, пустились в путь к конечному пункту нашего путешествия, городку Сортавала, откуда в пять утра шёл дизель до Кузнечного, а далее – электричкой до Питера. В этот день и ночь проехали максимальное расстояние - 105 км. Да, для путешествующих в прохладное время немаловажен такой нюанс: вокзальчик с 01 до 04 закрывается. Кантовались эти 3 часа на скамеечке, немножко подмёрзнув….
От двух дней, проведенных в Питере, снимков «раз-два и…», в общем, всего два…

Последний снимок в нашем путешествии…

За отсутствие зарядника услышал я немало нелестных слов от дочери. Что ж, урок на будущее…
Немного цифр. В день мы проезжали от 50 до 80 км, что вполне по силам неподготовленным велотуристам, коими мы, по сути, и являлись. Средняя скорость передвижения -  15км/час. Расходы тугриков: 6т. -  на билеты; 5т. -  в дороге.
В общем, первый  велопробежный блин вышел отнюдь не комом.
Всё было на «5»: природа, погода, встречаемые на пути люди. Думаю, через годик, другой потянет нас снова крутануть педали по карельским дорогам…
И ещё, особый респект «Мегафону» - связь была  в любой точке нашего путешествия…

Василий и Катя Прасоловы

Ниточка нашего продвижения

16.09.08    Петрозаводск – р. Сяпся (50 км)

17.09.08

р. Сяпся – п. Эссойла – д. Сяргилахта - оз. Павшеньярви (48 км)
18.09.08    оз. Павшеньярви  -  п. Савиново - п. Ведлоозеро (82 км)
19.09.08    п. Ведлоозеро  -  оз. Сариярви (82 км)
20.09.08    оз. Сариярви – п. Койринойя – линия Маннергейма - р. Кулисмайоки (63 км)
21.09.08    р. Кулисмайоки -  водопады: Белый Шум, озера Андронино – м. Импиниеми (52 км), (днёвка)
23.09.08    м. Импиниеми -  п. Рускеала –  г. Сортавала (105 км)

В присоединенном файле рассказ в формате .doc

Скачать файл

Комментариев:11
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании