Против ветра по Умбе

Информация об авторе
Константин Спирин
Нижний Новгород
Дата регистрации: 29.10.2010 11:17:29
Предыдущий визит: 11.08.2014 13:23:55

Автор: 
Регион:Кольский п-в
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 3
Дневник похода 2004 года по Умбе-Колвице. Если честно, даже не перечитывал.

Против ветра по Умбе

 

Летела ворона. Ветер в морду. Ворона устала, но крыльями машет.

Я сильная, я упрямая, я долечу.

А ветер сильнее, а крылья отваливаются.

- Я сильная, я упрямая , я долечу…

Долетела ворона.

Я, конечно, сильная, я упрямая, но больная на всю голову!!!

Анекдот.

 

Участники:

Спирин Константин – командир

Спирина Юлия – завхоз

Катамаран «Тритон-2» Сенька

 

Ишерская Инна – внештатный предсказатель погоды

Никитин Игорь – самый спокойный человек

Катамаран «Тритон-2» - безымянный

 

Горбачев Сергей – отец большого семейства

Горбачева Алла – мать большого семейства

Горбачев Андрей – гроза всех щук

Горбачева Лена – маленькая, но полезная

Катамаран «Басег-4»

 

Кормщиков Александр – капитан веселой щуки

Ушакова Екатерина – матрос веселой щуки

КНБ-самоделка именем «Юкон»

 

Как всегда, времени ни на что не хватает. Рюкзаки, заложенные в «Зеленку» (наша с Юлькой «девятка»), так и не попали в камеру хранения, где по плану должны были ждать счастливых обладателей. Надо завезти еще кошку Мотьку к одним родителям, а дочку Ксюшку к другим, а также пристроить «Зеленку» на стоянку на две недели и проч. и проч. В результате, вызываем безотказного тестя, деду Мишу и в две машины караваном двигаемся по маршруту дом – мои родители – Юлькины родители. Машину удалось пристроить неподалеку. Короче, на вокзале появляемся за 35 минут до отхода поезда. Жду всевозможных колкостей от давно собравшейся команды. Но на перроне только Горбачевы. Зато рюкзаков при них – цельных шесть штук на четверых. Серега со свойственной ему философией заявляет, что он уже старый и лучше потихоньку перетащит шесть мешков но по 30 кг, чем рвать спину. Я соглашаюсь, но с ужасом думаю, как эта гора вещей разместится в вагоне. Ох, поспим на рюкзаках… Тут же прыгает Катька, ее рюкзак доставили мы. Затем появляется Сашка. О ужас, у него тоже два мешка!!! Следом за ним появляется большой рюкзак, и почти незаметная под ним Инна. Раздали билеты. Делаем счастливые лица, чтобы проводники и не заподозрили, что за плечами далеко не 36 кг, садимся, без проблем. Но нет Игоря. А до отхода поезда всего то 10 минут. 9…8…7…6…5…4…3… Бежит!!! Ну вроде все. Ан нет, не все. Оказывается, с нами до Мурманска едет то ли родственница, то ли знакомая Горбачевых – именем Оксана. Алла волнуется, дергает мобильник. Поезд тронулся – попутчицы нет. Наконец Алла дозвонилась – торчали в пробке – будут догонять поезд в Дзержинске.

 

А вещи-то растолкали все. По счастливому стечению обстоятельств билеты у Инны и Игоря оказались прямо напротив нашего купе – боковые (они брали билеты позднее). Расселись, открыли пиво. Делаем ставки: успеет Оксана к поезду в Дзержинске или нет. Вот и Дзержинск. Алка радостно восклицает «Успела!» Нас уже одиннадцать.

Легкий треп переходит в дружный храп – все намотались за день. А утром уже Питер. В Питере как дисциплинированные туристы ждем, пока выйдут все пассажиры, потом выходят девочки с «маленькими» рюкзаками. Теперь наша очередь. Но вдруг поезд тронулся и начал набирать скорость. Крик, ругань, резкий толчок, остановились. Оказалось, Серега решил выпрыгнуть из поезда на ходу с упаковкой с «Железом» от его ката – а это 2.2 метра длины, ну и, конечно, покатился по перрону. Только после этого проводница дернула стоп-кран. Вобщем, выгрузились. Дотащились до вокзала, а там нас уже встречает прыткий мужичок с «Газелью». До Ладожского вокзала 1100 руб – т.е по 110 рубликов с носу – прямо коммунизм. Подвез прямо к входу в центральный зал вокзала – любо-дорого, еще и показал что и где находится.

Спокойно сдали наши рюкзаки в камеру хранения и отправились каждый по своему маршруту на покорение Питера.

 

На этот раз к поезду собрались заранее. На эскалаторе спустились на перрон прямо к нашему вагону. Сервис, блин.

Сутки в поезде до Апатитов ничем примечательным не отметились. Глазели в окошко, которое, кстати, легко открывалось, играли в «Балду», просто трепались, притирались друг к другу. Погода класс – солнце, тепло. Только Горбачев хандрит – температурит. И тут Инна в первый раз выдает фишку – «Умба без дождей не бывает!». Все примолкли, каждый, наверное, представил себе это удовольствие – мокрые палатки, отсыревшие спальники и т.д. Держу кулаки за погоду.

Высадка в Апатитах прошла на высоком профессиональном уровне – через 5 минут горка из разноцветных рюкзаков уже украшала платформу. Перетащились через пути к деревянному домику. А вокруг ни души. Воскресенье, половина седьмого вечера. Заполярье вымерло. Рванули к микроавтобусу, обнаруженному у вокзала – водитель посмотрел на нас с подозрением, сказал, что не повезет, т.к. уже выпил, сел за руль и уехал в сторону города. Несколько обескураженные, мы подошли к автобусной остановке. И тут появилась черная «девятка». На вопрос: «А кто может добросить до моста через Умбу?», водитель ответил коротко: «Я.» «Как, на «девятке»?» «Сейчас еще вызовем.»

Через 20 минут вся группа из 10 человек и 13 рюкзаков груза разместились в трех легковушках и шустренько так поехала в сторону вожделенной речки. По дороге заехали на телеграф и за хлебом. Словоохотливый водитель рассказал, что групп на реке много, а погода – то солнце, то дождь, есть грибы, а вот ягод пока нет. А впереди Хибины. Красота. Ошалевшая Юлька принялась снимать горы прямо из машины. Добрый водитель притормозил, чтобы облегчить этот процесс.

От вокзала до реки всего 55 км. Доехали быстро. Поляна для стапеля справа от дороги за кустиками. На большей ее части стояла сборная группа из Запорожья, Архангельска, Москвы и еще Бог знает откуда в количестве 22 человек. Они великодушно разрешили нам встать рядышком. Расслабуха. Оказывается, перед отъездом у Катьки чесались руки, и она ушила свою новую юбку, которая теперь не лезет на Катькино кольцо, а лезет только на капитанское. Шок! К счастью, задняя юбка смогла заменить переднюю. Тут же состоялся показ моделей водной одежды, главным аксессуаром стала Катькина юбка, натянутая-таки на капитанское кольцо.

Дальше за приплызд, за мягкую воду, за рыбаков и рыбу, короче, после праздничного ужина делать ничего не хотелось, и сборка судов была отложена на завтра. Только бравый экипаж Инна-Игорь побороли себя и собрали свое судно. Ну и ладненько.

 

 

День 1

 

Утро. Мы дежурим. Сверились с меню, на завтрак каша «дружба», которую никто из нас варить на костре не умеет. Но ничего, вроде получилась под чутким руководством Аллы. Команда в бодром настроении – вон, еще не позавтракали, а уже появились из рюкзаков гондолы и рамы катамаранов, уже есть намек на байдарочный каркас. Кашу срубали быстро, и за дело. Игорь критически осматривает свой кат – как-то поддувы плохо разлеглись в оболочке. Но на общем фоне ему делать нечего. Девчонки во главе с Юлькой сложили из продуктов некое подобие египетской пирамиды и теперь делят ее на четыре неравные части. Вобщем, в 11.30 вместо запланированных 11.00 мы на воде. Идти сегодня недалеко – до Падуна – 7-8 км. Речка под мостом шустрая, несмотря на то, что довольно широкая – метров 100. Воды явно много, что не может не радовать. Есть надежда, что обещанные всеми описаниями шкуродерные выходы из порогов будут не такими шкуродерными.

Обе двоечки не в силах более торчать на берегу, снялись и приткнулись на камушек у правого берега. Байда тоже отчалила от берега и направилась к нам. Лучше бы они этого не делали. Как мы в четыре голоса ни кричали и ни показывали на незаметный обливняк, Катя и Саша восприняли нашу жестикуляцию как проявление бурной радости и сели точно на него. Сидят, качаются, кильсон трещит. «Вылезай, твою мать!!!!!» Но обошлось – снялись без потерь. Ну ничего, теперь будут посмирнее – нечего поперед батьки…

Наконец, Горбачевы загрузили свой линкор. Тронулись. Настроение у всех приподнятое, солнце в глаза, легкий ветер в харю, встречаются быстринки и перекатики, а справа за спиной маячат Хибины.

До Падуна дошли часа за три. Чалимся к левому берегу в болотную траву, протаскиваем суда повыше, идем смотреть. Тропа – жуть, не поймешь, смотреть порог или себе под ноги, чтобы их не сломать. Особенно поразили каменные «озера» - огромные поляны покрытые крупным щебнем, даже берега у них есть. А порог неслабый. Длиной больше километра, я бы сказал, что все полтора. Первая ступень – в двух протоках вокруг маленького скального островка – левая шириной 5-7 м - слив высотой более метра, в правой горка, пересеченная каменными грядами. В нашу воду гряды практически не опасны, если не забуриться под правый берег, да и там при должной сноровке, наверное, проход найдется. За горкой стоит бочечка приличных размеров – а дальше по струе валы, валы, валы. Эти валы все и называют второй ступенью. Скорость течения приличная, и вносит оно прямиком в здоровенную бочару третьей ступени – ближе к правому берегу. В третьей ступени в нашу воду ничего страшного нет – все камни залиты. Бочки здоровые, но легко обходятся. Решаем проходить с вещами на катах первые две ступени и чалиться в улове перед третьей, где приглядели хорошую стоянку, КНБ – обнесли.

Для первого раза наметили пройти по правой широкой протоке ближе к острову, как и рекомендует Д .Кувалин в своей лоции. Далее уходим со струи ближе к левому берегу, и перед уловом, прямо под берег, чтобы зачаливаться легче. На четверке заменили Аленку Игорем – так, на всякий случай. Ни, погнали. Четверка зашла из-под острова и их прижало к скале, что пришлось толкаться веслами, но все обошлось, а дальше – как утюгом прогладили, затем Инна и мы на Сеньке. Одинаково зашли с центра, одинаково первая бочка подразвернула катамараны вправо, но успели выправиться и дальше по намеченной схеме.

К тому моменту, когда принесли лодку, было уже часов семь. Выдохлись все – еще бы, стапель, первые километры, порог приличный прошли, а сколько его смотрели и снимали, прыгая, как горные козлы, по камням. Быстренько – ужин. По сто грамм. Завтра объявляются большие катания.

 

 

День 2

 

Ура, можно поспать. Подъем сегодня на час позже, дежурим не мы – красота. Неспешно поели, настроение ленивое. Инна выдает свое, что «Умба без дождей не бывает!» и требует после катания идти дальше, пока погода хорошая. Я резонно заявляю, что по графику у нас дневка, и в хорошую погоду лучше стоять, чем идти, а грябать можно и под дождем – все равно в гидрах.

Разведали окольную, но ровную и без камней тропу обноса. Занесли сразу все катамараны. Сначала проехались впятером на четверке – по стрежню, по всем валам, полили Сашку, севшего «мартышкой». Зачалились в улово. Закинули корму на берег. Вдруг Катька сверху по баллону катится и кувырк в воду, вынырнула, а ее сверху веслами по каске как приложит. Короче и так круглые после порога катькины глаза стали совсем как блюдца. Но боевого духа не теряет. «Пойдешь, - спрашиваю, - на двойке?» Отвечает: «Пойду.» Затем прошлись тем же курсом на двойках – я с Катей, Инна с Сашей. Занесли снова. Мы с Юлькой со вчерашнего дня наметили прыгнуть в левую протоку 1 ступени. Юлька все осматривается и осматривается. Уже идти надо. «Ты уверен, что под сливом ничего нет?» Бодро отвечаю: «Уверен!». «Ну тогда пошли».Зашли вдоль бережка и точнехонько одним баллоном на небольшой язычок посредине слива. В результате юлькин правый баллон проваливается в пену бочки, а я описываю поверху дугу и врезаюсь в скалу острова. Бочка нас отплевывает, я разворачиваю кат по течению и слышу юлькин отчаянный голос: «Весло! Весло потеряла!» Быстрее наклоняюсь отвязать запасное и вдруг в белой пене вижу черную рукоятку весла. Ору: «Весло вдоль борта!!! Хватай!». Юлька, как в кино, вынимает из пены весло – все идем дальше. Без происшествий чалимся в наше улово.

Дальше-обед. Щи – вкусные! Соседи – давешняя сборная группа – пригласили в баню. Мы – с удовольствием. После бани праздничный ужин, долгие разговоры у костра. Спать пошли часа в три ночи.

 

 

День 3

 

Утро – как обычно. Подъем. Завтрак. Собираем лагерь. Отходим в 12.00. Сегодня запланировано пройти Капустные озера и заночевать где-нибудь в конце Нижнего Капустного. Прошли третью ступень Падуна всеми судами с заходом по краю второй бочки и далее левее последней. Удачно. Метров через 500 после порога в прозрачной воде склад байдарочных весел. Насчитали 5 штук. Одно выловили. Остальные глубоко. Нужно будет отдать нашим гостеприимным соседям – они позавчера кильнули «Таймень» в 3 ступени Падуна и утопили весло.

Через 20 минут после выхода дошли до Верхнего Капустного озера. Река и без того широкая раздается в стороны где-то на километр. Взяли левее, держим курс к правому берегу. Ветер в лицо, но пока терпимо. Пересекли озеро где-то за час с небольшим. Вышли точно к протокам в Среднее Капустное. Вход в правую не виден – выглядит, как залив, заросший травой. Из левой слышится шум – порог Межозерный. Порогом назвать сложно – просто хороший быстроток с валами и локальными бочками. Шли без просмотра, запустив лодку между катами – двойками, все-таки опыта у ребят нет, воду читают пока слабо. Среднее Капустное озеро – широкое и длинное. Гребем изо всех сил – ветер, конечно, в морду. Кое-где проще спрыгнуть в воду и тащить кат за собой. Но ветер постепенно меняется и задувает откуда-то справа-сзади. Наш Сенька начал крутиться во все стороны. Ну не хочется ему туда, куда надо нам. А вот четверка Горбачевых даже поставила парус и идут очень даже ничего.

Через два часа подошли к южной оконечности озера – обещанного лоцией моста не видать. А у него хотели сделать перекус. Идем какими-то невыразительными протоками между островами. Однако, ширина остается метров 300-500. Течения нет, ветер, снова перешедший в мордевинд, грозит остановить нас совсем и погнать в обратную сторону. Высылаем на разведку байду – им такой ветер нипочем. Через час гребли по протокам видим вдали мост. Но до него еще километра полтора. Горбачев со команда безнадежно отстали – парусит здорово. Заслали Сашку с Катей к ним за котлами, чтобы сделать перекус. К мосту подошли на последнем издыхании.

Мост длинный, низкий, частично разрушенный. Более-менее доступный для проводки судов пролет – крайний левый. Сразу провели каты-двойки – более высокий Сенька пролез с трудом – цеплялся гермами. К счастью, гвоздей с потолка не торчало. Место для перекуса обнаружилось неподалеку слева от дороги, подходящей к мосту, за кустами. К приходу Горбачева и Ко все уже было готово.

Пока перекусывали, ветер усилился и нагнал черную тучу. Но дождь, вопреки предсказаниям нашего штатного метеоролога Инны, обошел нас стороной и удалился в сторону Хибин. Вышли под первыми и последними каплями. Ветер, как и положено, в харю. Нижнего Капустного озера не видать – продолжаются те же широченные протоки вокруг травянистых островов. Иногда даже угадывается течение. Наконец, через 2 часа борьбы с ветром и нежелающим идти в нужном направлении Сенькой дошли до того, что можно назвать озером. Ага, вот и обещанный ориентир – гряда из трех холмов на противоположном конце озера. Умба где-то правее самого правого холма. Но ветер практически останавливает кат. Попытались ходить галсами – дело пошло лучше. Идем, постепенно приближаясь к правому берегу. Байда – тем же курсом. Инна с Игорем идут где-то далеко сзади вдоль левого берега. Горбачевых не видно. Наконец , через полтора часа изнурительной гребли , дошли до вытекающей из озера реки. Поворачиваем направо и сталкиваемся все с тем же ветром, который, видимо, поставил себе задачу не пустить нас дальше Капустных озер.

О намерении заночевать на Нижнем Капустном как-то забыли. Да и вид берегов не наводил на мысль о стоянке. Решили идти до Разбойника – там лоция обещает хорошую стоянку на левом берегу.

Появилось течение – кайф. Неспешно сплавляемся в сцепке с байдаркой. Курим, смеемся чему-то. Высматриваем другие экипажи. Игоря с Инной видно – ведут неравный бой с ветром прямо напротив входа в Умбу. Горбачевы тоже показались на горизонте. Расслабились так, что чуть не прозевали перекат с камнями через всю реку. После переката зачалились, чтобы подождать отставших. Минут через 20 подгребли Инна и Игорь, еще через 20 – вымотанные Горбачевы. Ничего, до Разбойника осталось, судя по описанию, метров 500. Прошли еще один перекат. А вот и Разбойник, после очередного озероподобного плеса. Чалимся на правый берег – там с виду неплохая пустая стоянка. Затем решили разведать и «отличную стоянку на левом берегу перед порогом». Могу сказать со всей ответственностью – перед порогом на левом берегу только завалы из бревен и болото. Стоянка – только НА ПРАВОМ!!!

А течение перед порогом неслабое. Еле выгребли. Ставим лагерь. По 100 грамм для снятия напряжения. Серега сразу уползает в палатку – ему по-прежнему нездоровится. Озера дались большим потом и всем остальным. Поэтому спать разошлись рано.

 

 

День 4

 

Утро. Погода, вроде, наладилась. Ветерок легкий, солнышко яркое. Будет жарко. Быстро собираемся. Вышли в 12.00. Порог Разбойник шли с наплыва. Байду, как всегда запустили между двойками – первая двойка показывает дорогу, вторая страхует. Порог длинный – более километра. Просмотреть можно только при большом желании. У нас, понятно, желания нет. В нашу высокую воду представляет собой участок с хорошим течением и беспорядочно разбросанными стоячими валами и бочками. На выходе есть шикарная бочка посередине русла – прямая, но мощная. Каты ее легко обошли, а вот лодка вперлась по центру – получили массу удовольствия в виде холодного освежающего душа. Далее снова плесы (где-то 2-3 км), а за ними первые перекаты порога Семиверстный. Само собой, шли с наплыва, взаимострахуясь. На втором километре – неплохая бойкая шивера, требующая маневра для обхода наиболее гнусных мест, местами мелкая.

Вот тут наша байда вместе с экипажем попыталась погрузиться на перископную глубину – сорвало юбки в очередной бочке, которую ребята опять штурмовали в лоб. Остановились – Катя с Сашей сидят по пояс в воде. Пришлось применять экстренные меры по согреванию – коньяк внутрь, сухая одежда. Заодно сготовили перекус. Катьку пересадили на Серегин кат – поменяли на Андрюху – в гидре. Почапали дальше. Шиверки сменяются перекатиками, перекатики шиверками. Ждем пятого километра Семиверстного – там лоция обещает более оживленный сплав. Действительно, препятствия несколько усложнились, требуют маневра, но траектория движения, как и прежде, произвольная. Сашка с Андрюхой показывают класс – крутятся, все, что нужно обходят – молодцы.

За Семиверстным начинается Жемчужный плес – высокий левый берег, поросший сосняком. Пейзаж напоминают наши нижегородские речки. Тыкаемся в берега на предмет стоянки, но все что-то не нравится. Непонятно, как вытаскивать каты на десятиметровую высоту, да и потом неохота козликом бегать за водой. Плес длинный, километров пять. А ветерок-то опять в харю. Несильный, но скорость движения все равно небольшая – шли около двух часов. Надеемся на стоянки, обещанные на Карежках. Встали сразу за первыми Карежками на левом берегу. Поляна огромная, но завалена деревьями. Зато проблем с дровами – никаких.

 

 

День 5

 

Все как обычно – подъем, завтрак, собрали лагерь, пошли. Лодка рванула вперед, мы вдогонку – впереди кроме безобидных Карежек-2 порог Карельский – очень скудно описанный. Догнали только после Карельского. У Саши и Кати глаза большие – «А что это было?». Карельский это был. Делаю внушение о нарушении боевого строя. А Карельский-то очень неслаб. Бочки высотой до 1,5 м, а в конце – резко влево, чтобы не сесть на камни, - через эти самые бочки напролом. Но ребята молодцы – справились. Далее до Канозерского препятствий нет. Река широкая – метров триста – четыреста. Бойкая – встречаются локальные перекаты. Появились огромные валуны – прямо в русле. До Канозерского от Карельского дошли за 40 минут. Встали для просмотра на левом берегу.

Порог Канозерский довольно сильный, широкий, мелкий. Четкой линии движения не просматривается. Решаем идти по левому краю входного каскада, чтобы потом уйти к левому берегу и чалиться в улово в центре порога для съемки и страховки. Еще при просмотре к нам подошел мужичок, представившийся Верещагиным, - местный рыбнадзор, а также царь и бог этой территории. Поинтересовался, ловим ли мы рыбу, а услышав, что нет, подобрел и предложил баню и уху на Канозере за 150 рублей с человека. (Его хозяйство находится на левом берегу Канозера в месте, обозначенном на карте как Канозерский (нежил.)) Мы, конечно, огласились. Не учли одного, что порог еще не пройден.

Первыми шли мы. На входном каскаде были отбиты бочками правее намеченной траектории и сочли, что наплевать на намеченную линию, надо уходить к правому берегу и проходить порог просматривая с воды. Зачалились к правому берегу, просмотрели и ушли в правую протоку в последней трети порога. Протока очень мелкая, набитая камнями, пришлось проводить катамаран. Затем, лавируя между травянистыми островами, продрались к левому берегу, чтобы воссоединиться с остальными. Лодку и вторую двойку обнаружили в последнем улове перед разделением реки на протоки. Четверка пошла порог сразу, но в левой протоке прочно села на камни – проводили. В левую протоку ходить не рекомендую – там невысокий (0,5 – 0,7 м), но очень мелкий карниз с острыми зубьями, чуть прикрытыми водой. Удовлетворительного прохода нет. Лучше всего идти центральной протокой, но и там на выходе без проводки не обошлись. В конце концов катамараны сошлись на мелководье за порогом перед множеством травянистых проток в озеро.

Лодки нет. Ждем 10 минут. Их нет. Игорь, Серега, Андрей и я взяли спасконцы, весла и двинулись вброд вверх по порогу, предчуствуя нехорошее. Лодку обнаружили на левом берегу в каменной щели перед упомянутым карнизом левой протоки. Ребята не смогли пересечь струю для ухода в центральную протоку и зачалились, не решаясь идти дальше. Еще одна попытка выхода на центральную протоку не увенчалась успехом. Решили провести лодку на руках через карниз, а далее вести ее протоками к месту сбора.

На просмотр и прохождение Канозерского в общей сложности было потрачено около 3-х часов.

Перекусили сухпайком прямо на воде. Не, даже не НА воде, а лежа В воде. Жарко! В 17.50 вышли в Канозеро. Канозерские просторы встретили нас жестким мордевиндом. Баня у Верещагина становилась все более призрачной. До острова Буян (с петроглифами) двойки дошли за 2 часа. Серегиному экипажу на это потребовалось 2 часа 40 минут. Стало ясно, что озеро перейти при таком ветре не реально. У нас еще в городе был запасной вариант прохождения Канозера ночью в надежде на ночной штиль. Решили делать ужин и ждать штиля. К 11 вечера ожидание стало невыносимым. Экипажи катов-двоек и лодки были за то, чтобы идти сегодня до упора. Т.е. если не до конца озера, то хотя бы пройти его часть. Кроме того, на завтра запланирована дневка с баней. Но Горбачев заявил, что сегодня он более никуда не пойдет. В результате, я принял решение о разбивке лагеря. Было очень обидно за потерянные три часа, жалко дневку с баней, но…

Атмосфера в команде стала тяжелой и тягучей, как воздух перед грозой. Я ушел в палатку. Ну нет больше сил улыбаться, когда на душе так говенно. Дежурных не назначал. Встану завтра сам часов в пять, завтрак приготовить – дело получаса, а там всем подъем и вперед – на штурм Канозера.

 

 

День 6

 

Как и хотел, встал в пять. Девчонок жалко будить, но что делать. Завтрак прошел натянуто. Каждый явно старался не сказать чего-нибудь лишнего. Потом все начали усердно собираться, не тратя время на обычный ржач и разговоры. Горбачев и Ко собрались первыми и пустились в путь, сказав, что все равно у них скорость меньше. Через полчаса отчалили и мы.

Красивейший остров – памятник культуры 5-4 тысячелетия до н.э. остался позади. Вместе с ним позади осталась и напряженность ситуации. Идем трио, я пою все, что в голову придет. Лодка выписывает круги – все-таки скорость у них гораздо выше, чем у наших катиков. Солнце светит, ветер дует (в морду, конечно). Инна с Игорем ушли под правый берег. Мы продолжаем двигаться по намеченной траектории – по центру озера, постепенно приближаясь к южной оконечности озера. К двум часам дня мы были у южного берега, точнее в юго-западном углу озера. И тут мы не смогли сориентироваться по карте и еще битые полтора часа искали место, где Умба вытекает из озера. Напрочь забыли о хорошем ориентире – поляне иван-чая на месте поселка Канозерский зашеек.

Тут нужно дать некоторые рекомендации. Идти Канозеро действительно лучше вдоль левого берега. По карте этого не скажешь. После широкого истока Кицы еще около километра – и вы в Умбе, где и на левом и на правом берегу есть отличные стоянки с песчаными пляжами. Количество остатков бань тоже впечатляет. Как закономерный результат – туго с дровами.

В шесть вечера мы, наконец, встали на левом берегу у самого истока Умбы. Рыбаки сразу же намылились на промысел. Еле уговорили их поужинать. Натаскали окуней – как раз десять штук. Пожарили. Вкусно. Андрюха умудрился блесной продырявить поддув Инкиного ката. Пришлось клеиться. Хорошая стоянка, жалко, дневка накрылась. Горбачев подъезжал насчет постоять завтра, но тогда пришлось бы пожертвовать Колвицей, а это нас не устраивало. Короче, Серега получил отказ в довольно жесткой форме.

 

 

День 7

 

Обычное утро обычного ходового дня. Вышли около 12. Сразу же встретились несколько перекатов, за ними, в километре порожек, где из Родвиньги вытекает Низьма. Две протоки, в обеих шиверы с остатками лесосплавных сооружений. Нам в правую. Прошли без проблем обычным боевым порядком. Впереди 8-10 км низьменских болот. Тем не менее, течение ощущается и помогает справляться с ветром в морду. Речка шириной метров сто, глаз отдыхает после просторов Умбы. Повороты дают отдохнуть от ветродуя. Встречаются кувшинки. Полно уток, которые с недовольным кряканьем выскакивают прямо перед носами катамарана. Встали на перекус после первого переката, которые начинаются после болотистого участка, на возвышенном левом берегу. Поели быстро, и вперед. Еще один перекат, и влетаем в порог Кривой. Ох, здорово! Прокатились с удовольствием, после двухдневной чистой грябалки. Идти по струе, в конце уходить от гряды камней по центру к правому берегу. Длина порога метров 700. Далее до Низьменской ступеньки (Падуна-на-Низьме) шиверки и перекаты идут одна за другой. Идем осторожно, чтобы не впороться в Падун. Ищем глазами ориентир – остров у правого берега с остатками ряжевых стенок и заваленный бревнами. После очередной шиверки – круглое улово у правого берега. Шум подсказывает, что впреди что-то более серьезное. Вылезаем на правый берег. На левом высоком берегу лежит кат-4. Вот он, остров-то. Только стоит он, родимый непосредственно в пороге, ограничивает собой главный слив. Все, встаем на ночевку. Тем более, что стоянка на левом берегу у начала улова просто отменная – с бревнами вокруг кострища «пентагоном». К тому же, сегодня у Инны день рожденья. Гуляем!

Сотворили тортик – и красивый и вкусный. Из заначки достали чудо-напиток – спирт на клюкве. Все как у людей. А еще картошечка с тушем. М-м-м-м. Поздравили именинницу, пьем за здоровье, за воду, за рыбаков и рыбу – на радость нашей виновницы торжества. В голове уже шумит. Ну, ничего, тортик с чаем поправит дело. По-моему, достойно отметили славное событие.

 

 

День 8

 

Сегодня тяжелый день. Нужно дошлепать до Белого моря – километров двадцать по озероподобным плесам Умбы. А еще Падун-на-Низьме не пройден,а есть еще за мостом мифическая Паялка, которую некторые оценивают аж до пятой категории для байдарок.

С Юлькой решаем, что идем Падун первыми, цепляемся за улово прямо за сливом у левого берега и дожидаемся прохода лодки, чтобы отсигналить и подстраховать. Падаем со слива – там чисто, косая слева нисколько не чувствуется, цепляюсь за улово, Юлька рубится – вошли. Но улово маленькое, один баллон так и норовит вымыть на струю. Держимся оба за сухие ветки, нависающие над берегом. . Ну, где же лодка? Они же уже отошли от берега, когда мы начали прохождение! Ну нет лодки!. А вот, идут. Нет, не они, Инна с Игорем. Четко проходят слив и уходят вправо за остров в улово. Тоже ждут. Вдруг, крак! Ветка, за которую я держался, ломается и бьет Юльку прямо по кумполу. Хорошо, что каска на голове! Юлька, кажется, даже не заметила этого, цепляется из последних сил за берег. Все, вымыло!!! Цепляемся за следующее улово – в пяти метрах ниже, на этот раз насаживаемся на камни у берега. Вот прошла четверка, зачалилась в середине порога на правом берегу за ряжевой стенкой. Стало ясно, что с байдой что-то не так. Игорь отвязывает сапсконец, влезает на остров. Мы отчаливаем, пересекаем струю, чалимся к Горбачевым. Выскакиваю из упоров и тоже вверх по порогу. За мной Серега и Андрей. Однако, не успели мы добежать до острова, как видим – идет наша лодка, целехонька, весело ныряет в бочку под сливом, выныривает и дальше. К берегу, орем. Катя с Сашей с грехом пополам пристают за нашими катами. Инна и Игорь тоже перечалились, пока мы возвращались назад. Оказалось, что Сашка решил зайти прямо из-под острова, уж больно ему косая с левого берега не понравилась. Отчалил, а юбку не натянул. Пока натягивал – лодку привалило к бревнам острова. И все. Пока Игорь не подошел, они так и не решились задним ходом уйти в улово, прижим-то чисто символический, и повторить заход, только с центра. Ну а под чутким руководством старшего товарища все сразу получилось. Дальше Падун представляет собой набросанные по всему руслу бочки, стоячки – пришлось покрутиться. На выходе мелковато, уходили резко влево, чтобы не вылететь на едва прикрытую водой плиту, а п отом аправо – от бочки. Лодка вправо отработать не успела – искупались.

За Падуном метров через 300-500 Низьма соединяется с Родвиньгой и снова становится Умбой. Сразу начались умбинские разливы, и, как без него, сильный ветер в харю. До деревни Погост дошли за час. Деревня вполне обжитая. Стоят моторки с крутыми движками. Дома в стиле «загородная дачка нового русского».

Перед деревней река уходит резко влево, затем сужается и за деревней опять разливается уже на километр в ширину. Идти опять же влево, вправо – глухая старица. Прошли длинный травянистый остров и за правым поворотом увидели поля огромных белых лилий. Картина поразительная. Уходить не хочется. Но надо – ветер дует так, что бросив весла на минуту, оказываешься опять у поворота.

Рубимся дальше. Впереди на левом берегу изба рыбнадзора и упомянутая во всех отчетах стационарная сетка на семгу. Проход, обозначенный бонами и красными флажками у левого берега. Спросили у сидящего на берегу мужика, нет ли рыбки. Тот ответил, что нет, всех прижали. После сетки река, если можно так называть водоем шириной метров 800-900 без течения, делает плавный левый поворот, за ним прямой участок около 4 км, в конце которого автомобильный мост дороги Умба - Кандалакша.

Встали на перекус на высоком каменном левом берегу непосредственно перед поворотом. Дров навалом, стационарное кострище с исполинской цепью и такого же размера крюками для котлов. На каменном взлобке устроили пляж – солнышко хорошо припекает. Никому не охота опять загидриваться и рубиться против ветра дальше, который окончательно решил не пускать нас в Белое море.

Но делать нечего. Грузимся, отчаливаем. Заходим за поворот, а там… По широкому прямому участку гуляют белые барашки волн, ветер мило посвистывает. О его направлении даже и говорить не приходится. Гребем изо всех сил, но с места не двигаемся. Кроме того, Сенька совершенно не хочет двигаться в заданном направлении. Пробуем ходить галсами. Продрались поближе к левому берегу, теперь поворот и прямо-вправо. Направление оказалось удачным – я едва справлялся с объединенными усилиями Юльки и ветра, которые крутили кат влево, а я, соответственно, вправо. Равнодействующая этих трех сил оказалась направлена почти в нужном направлении, и мы понеслись , как на крыльях. Не сочтите за хвастовство – мы даже обогнали на этом участке наших байдарочников.

Проход к мосту у левого берега. Пришлось поработать , пересекая реку, но и этой задачей мы справились. У моста справа большая поляна, где многие группы заканчивают сплав по Умбе. На мосту дежурил УАЗик – буханка. Разговорились с мужиками, в результате они пообещали за 1200 рублей забрать нас с поляны после последнего порога («Морской») и забросить на Колвицу. Мы были этому несказанно рады – это избавляло от запланированного на сегодня выхода в Белое море и завтрашнего захода в пос. Умба с вытекающим поиском транспорта на Колвицу.

Через полчаса команда была в сборе. Горбачевы, которые еще в городе отказались от прохождения Колвицы в пользу рыбалки на Белом море, выяснили все у тех же мужиков, что через два залива вправо на море есть гостиница для рыбаков, где можно встать, а потом, если повезет, и договориться с катером о переброске в Умбу.

Около 8 часов вечера отошли от моста. После него река еще около километра течет широко (идти левыми протоками), а потом начинает постепенно сужаться. Появляется хорошее течение. К порогу Паялка ширина реки не превышает 200 м. Ориентиром является рыбзавод, хорошо видный с воды на правом берегу. Чалиться для просмотра в конце небольшого улова правого берега непосредственно перед порогом. Единственное более-менее удобное место для чалки было занято командой из 3 «Тайменей». Пришлось вламываться в кусты.

Порог интересный и мощный. Просмотр необходим. Наиболее сложный участок на заходе, где встречаются основная струя и струя левой мелкой протоки, образуя довольно жесткую косую бочку. Этой бочкой «Таймень» положило как игрушку. Катамараны прошли по основной струе правой протоке, обходя косую, прямо в мощную прямую бочку в пяти метрах дальше. Затем необходим маневр сначала влево, а затем вправо, для обхода довольно мелких и неприятных гряд камней и бочек за ними. Двоечки хорошо попрыгали, а четверка проутюжила все препятствия, почти и не заметив их. Байдарка заходила по правому краю струи из-под берега и, получив пару-тройку ведер воды в лицо, благополучно прошла порог.

За Паялкой метров через 300 виден мост в деревне Умба, а под ним последний умбинский порог – Морской. Проходили левым пролетом моста. Из препятствий – валы до 1 м.

В конце деревни напротив новенькой церквушки на левом берегу есть хорошая поляна под высоким скальником для антистапеля. Туда можно подъехать на машине.

Здесь произошло разделение нашей команды. Горбачевы двинулись дальше в Белое море, до которого, кстати не более 2 км, чтобы провести день-два за рыбалкой и просто отдохнуть. Остальные завтра на заказанном УАЗике перебрасываются на Колвицу. Было грустно стоять на берегу и махать рукой вслед удаляющемуся катамарану, как будто оторвалась какая-то часть меня самого.

Лагерь разбили быстро, надыбали дров и топор у строящегося неподалеку клуба (читай борделя). Там проводили свой досуг очень любезные, но уже в дупель пьяные автопутешественники в сопровождении местных проводников и сторожа стройки. Игорь, пошедший отдавать топор, пропал почти на час – ужин уже успел сготовиться – но вернулся с тремя шампурами шашлыка, который мы с удовольствием и съели под разведенный спирт.

Ночь прошла спокойно, никто нас не побеспокоил. Хотя с вечера мы были готовы к ночным приключениям, т.к. наши соседи, поужинав, решили, что без поимки семги программа не будет выполнена, и начали надувать резиновую лодку. Надували они ее около двух часов, да видимо, так и уснули. Семга была спасена.

 

 

День 9

 

Как ужасно просыпаться от звука будильника! Поднялись соответственно без особого энтузиазма. Но собрались быстро, и к приезду нашего транспорта были почти готовы. Катамараны разобрали пополам и сдули – они прекрасно поместились внутрь «буханки», байду торжественно водрузили на крышу. Разместились почти с комфортом. Заехали в пос. Умба, естественно в магазин … хозяйственный. Купили топор взамен утопленного еще на умбинском Падуне сашкиного и пополнили запас фотопленки. Пива почему-то не хотелось.

Ехать всего-то 70 км по хорошей асфальтовой дороге, которая постоянно забирает в гору. Добрались без приключений. По мосту переехали на правый берег Колвицы, быстро разгрузились. Сфотографировали наше транспортное средство. Все таки есть что-то космическое в автомобилях с плавсредствами на крыше. Поддули каты, пообедали. Грузиться придется на воде – очень плохой подход. Пока тащили к реке Инкин кат – обнаружили, что одна гандола сдуклась почти на половину. Первая мысль – где пробили. Решили подкачать, а там по ситуации. Поддули. Вроде не травит. Наконец, около четырех часов вечера, все на воде. Идем потихоньку, считаем пороги, как и рекомендовано лоцией. А водичка то течет!!! Камни проносятся под нами с бешенной скоростью! Пытаюсь достать до дна веслом – ничего себе – больше 2-х метров – а дно видно как на ладони!

Симпатичные маленькие шиверки следуют одна за другой. Выпрыгиваю на берег перед третьим препятствием – предположительно порог Кривой. И где? Игорь посмеивается, проходя мимо. Прыгаю в упоры – идем дальше. Все, больше никаких просмотров до Белого!

А Кривой-то очень оказался ничего! Длинная такая горка белой воды с узостью во второй трети, образованной опорами бывшего моста и навалом на правую, а потом – слепой поворот, где надо уходить резко вправо, чтобы не влететь на каменную гряду по центру русла. Прокатились с удовольствием, а вот камней на выходе удалось избежать только Игорю с Инной. Остальные продирались через них проводкой.

Идем дальше. Ой хорошо! Река течет, солнце светит. Порожки и шиверки идут одна за одной, и все их проходят без сучка без задоринки! Читаю описание – ориентир Белого – черный камень в предыдущей шивере. Ну да, конечно! Поди заметь какой-то черный камень! Но мой скептицизм оказался напрасным. Мимо этого камня не проедешь – огромный, метров пять высотой, черный, вдается с левого берега в русло и виден метров за сто. Все тут идем осторожненько, ищем, где зачалиться. Описанная в лоции чалка на ПБ оказалась занята. Чалимся в кустах у ЛБ. Каты и байду пришлось привязать – вытащить трудно – берег крутоват и зарос кустами.

Идем смотреть порог. Ох красавец! У правого берега на повороте крутой двухступенчатый слив около 2-х м, а под ним, похоже, мелко. Слева поположе, но стоят несколько бочек, между которыми едва намечен проход. Инка сразу пристает к Игорю :«Ну давай прыгнем!!!» А что, можно и прыгнуть. Договариваемся – идем так-то и так-то, а лодка наша пойдет правой стороной. Стараясь особо не лазить в бочки.

А тут началось представление! Соседняя группа проходит Белый на «Таймене»! Зашли грамотно, но подсели на камне уже после основных бочек. Картина маслом. Лодка сидит на камне, носом по течению, с предыдушего камня ей на корму каждую секунду падает по ведру воды, половина которой, естественно, оказывается в лодке. «Таймень» потихоньку уходит на перископную глубину. Капитан отчаянно пытается предотвратить потопление – толкается веслом, гребет, подпрыгивает. Матрос при этом сидит, положив весло поперек дэки, и ждет, чем же все закончится. Капитану все таки удалось столкнуть непослушную лодку вместе с нерадивым матросом с камня, но воды в ней было столько, что в следующей маленькой бочке «Таймень» сделал красивую кормовую свечу с завалом направо. Спасработы прошли быстро, и все участники шоу оказались на противоположном правом берегу.

Мы стращаем Катьку – так не ходи, никогда! И отгребайся от скалы левого берега – прижмет и размажет.

Ну все, мы идем первыми через водопад. Юлька волнуется и, как всегда в такие моменты, возвращается обратно, высматривает ориентиры. Договариваемся на что будем смотреть при заходе, и кто что сделает там в пороге. Сели, подтянули упоры. Вперед. Как всегда перед порогом речка течет неторопливо. Обходя мелкие камушки, перемещаемся под правый берег. Отлично видно усы от камушка у ПБ, от них правым баллоном нужно пройти в метре. Так, а теперь… Белый открылся во всей красе. Уже летим с первого слива, чуть косенько влево. Доворачиваю. И со второго прыгаем ровно. Вижу, как сминаются носы ката утыкаясь в дно, но удара нет. Мелькает мысль: «А почему я это вижу, ведь под сливом бочка!?». А бочку оставили правее, Юлька своим баллоном чуть его задела. Ну вот е-мое. Дальше проходим без проблем, чалимся на отмели левого берега за порогом. Я остаюсь на стоянке, а Юлька бежит снимать прохождение остальных. Мне ничего не видно, что расстраивает. Но вот по сливу мелькает сине-белый кат, и через несколько секунд Игорь с Инной зачаливаются рядом. Как то теперь пройдут Сашка с Катей? Но вот и лодка показалась из-за поворота и приближается к нам, мужественно штурмуя носом бочку за бочкой.

Как потом выяснилось, гладко прошли только мы. Игорь с Инной зашли правее, чтобы сполна оценить остроту ощущений в бочке после слива, но у правого берега не заметили подводный камень, на который и сели. Сели плотно. Сняться удалось, но первую ступеньку слива они прошли кормой вперед, и проходить бы им вторую ступеньку полулагом, но Игорь умудрился буквально на острие иголки развернуть кат. Сашка с Катей зашли правильно, как и намечали, но недоработали в прижиме к скале у левого берега, и байду слегка приложило.

Тем не менее, порог был успешно пройден. Двинулись осторожненько дальше – впереди Черный и водопад. Зачалились в широком улове ПБ перед началом порога Черного. Пошли на просмотр. Впечатляет. На участке в 50 – 60 м бочек понатыкано штук 5-7, и, естественно, в шахматном порядке. Дальше попроще, но вот уловце, обозначенное у Кувалина, непосредственно перед водопадом, в нашу немалую воду отсутствует практически напрочь. Увидев, что там дальше по течению, приняли однозначное решение – обнос. А посмотреть действительно есть на что. Вода падает несколькими ступенями с поворотом направо, образованным огромным камнем, с высоты метров 15-20. Аждая ступенька не менее 5 м. А в основном сливе (первом) торчит вдоль всего падения сосенка. С высоты она показалась тоненькой, и непонятно было, как же она зацепилась там. Но спустившись вниз, мы поняли, что «сосенка» не так уж мала – метров 15 длиной. А еще страшноватенькие такие железные конструкции старой мельницы, торчащие из берега. И черт его знпает, что там на дне. По моему, для того, чтобы сознательно готовиться пройти это препятствие, нужно быть ибо в пьяном угаре, либо абсолютно без башни.

Короче, обнесли мы это красивущее место, спустили суда пониже водопада на одну из проток, на которые делится русло Колвицы после водопада.

При обносе имел место такой инцендент. Бегу я за очередной партией барахла, а у места высадки стоит УАЗик – «буханка». В ней мужичок с бляхой рыбнадзора. Вежливо так спрашивает: «У вас авария?» «Нет.» – говорю. «А почему стоите?» «Закончили маршрут, вот вещи переносим,» – отвечаю. «Вы не можете здесь стоять – это рыбоохранная зона!» Выясняется, что вдоль всех семужных рек Мурманской Думой введена 500-метровая зона отчуждения – чтобы, значит семгу не браконьерили. Я говорю, мол, мы спортсмены, на реке пороги проходим, а рыбу покупаем в магазине. А мужичок продолжает стоять на своем, что стоять мы здесь не можеем, можем только по реке плыть. Тут я не выдержал, говорю если вам нужны шесть трупов с полной ответственностью, можете нас спустить в реку. Мужичок тоже принял стойку, из УАЗика показался ОМОНовец с автоматом. Но дальше проверки документов и маршрутной книжки дело не пошло, поняли, видно, что ничего оторвать у нас не получится. «Ладно, но следующую группу обязательно оштрафую!» - изрек представитель доблестного рыбнадзора и отъехал восвояси.

Но худо бедно, к восьми вечера мы загрузили наши боевые суда и тронулись вперед в Колвицкую губу, поближе к Белому морю, а в идеале и в само море. Препятствия встретились только рукотворного характера – металлические сетки, перегораживающие реку от берега до берега в нескольких местах. Дальше на выходе в губу отливом обнажило множество камней, продираться среди которых было довольно противно. Местами потребовалась проводка. Но вот камни позади, водичка солоноватая. Ищем место для стоянки – темнеет. Но с местами очень напряжно. Двигаемся вдоль правого берега. Идти легко, отлив помогает. Миновали небольшой дачный поселок, и за ним, о чудо, высокая стоянка, поросшая сосняком. Зачалились, сразу отвязали гермы и бегом в гору по камням - ставить лагерь. Но вернувшись, обнаружили, что каты и лодка приготовились к автономному плаванию без экипажа – начался прилив. Наученные опытом стоянки в устье Умбы, вытащили суда на стоянку – от сюда не уплывут. Лагерь разбили быстро, сготовили ужин, но на посиделки сил уже не было – очень длинным и насыщенным выдался день.

 

 

День 10

 

Дневка. Дежурных не назначали. Как-то само все сготовилось и быстро съелось. Мы (Юлька, Катька, Сашка и я) еще вчера решили вернуться в поселок пешком и перейти на левый берег Колвицы, чтобы посмотреть на водопад в левой протоке. В лагере остались Инна с Игорем, одержимые, кстати, идеей договориться о бане с жителями дачного поселка.

После завтрака мы тронулись в путь. Вышли на трассу. Как отвыкли ноги от асфальта! Но идется легко. Вот и табличка с надписью «Колвица». Сворачиваем вправо и… упираемся в какие-то огороды. Ну огородами, так огородами. Но местные жители с нашей такой позицией оказались не согласны. Некая дамочка очень нелюбезно поинтересовалась, кто мы, откуда, и что, собственно, делаем на ее участке? Отвечаем, так, мол, и так, туристы из Нижнего Новгорода, идем в поселок, сопровождая свои слова самыми обворожительными улыбками. Но то ли улыбки были слишком широкими, то ли видом мы не вышли (а какой может быть вид у водника после 10 дней на маршруте?), но тетка посмотрела на нас с еще большим подозрением и сказала, что нормальные люди ходят по дороге, а дорога дальше. Однако, возвращаться нам было нерезон, и мы прошмыгнули мимо бдительной жительницы и юркнули в очередной проулок. Честно говоря, я так и ждал, что сзади раздастся лай спущенных собак или что-то в том же духе. Так или иначе, вышли мы на дорогу, идущую вдоль речки. Вон уже и мост. А солнышко припекает. И сразу в душе какой-то дискомфорт. Что же это? А… Просто пива очень хочется – условный рефлекс на населенку. Спрашиваем у проходящих мимо двух женщин с корзинками, где здесь магазин? А они мол, мы не местные, а сами бочком, бочком и дальше. Что-то все сегодня от нас шарахаются. Перешли мост. Очень приметный мост – вполне может танк пройти, хотя с виду не скажешь. Сашка говорит: «Так вот почему они тут все такие подозрительные! Это же стратегический объект! А мы для них шпиены!»

Ну и ладно. Шпиены так шпиены. После моста дорога резко забирает вверх. Лезем, обливаясь потом. Дальше вдоль обрыва над рекой (не меньше 20 метров!) по вполне приемлемой тропке. И снова препятствие – тропка кидается с обрыва в глубокую балку какого-то ручейка. Лезем теперь вниз, через ручей, потом опять вверх. А слева освещенный солнцем водопад в правой протоке. Ух, красотища! Сразу фотоаппараты к бою. Дальше тропочка повернула вправо и…вот это да… Ради такого стоило тащиться сюда. Перед нами открылась панорама левой протоки и водопада, падающего четырьмя струями с каменного уступа высотой метров семь. Спустились к воде. «А ведь здесь можно и прыгнуть!», говорит Юлька. Да, если попасть в левую протоку, то можно – через центральный слив. Ведь за водопадом ровная гладкая вода, места для страховки – предостаточно. Ну это на следующий раз. Об этом надо хорошо подумать. А пока вся видео и фотоаппаратура заработала в полную мощь. Облазили все вокруг вдоль и поперек.

Кстати, видели работу местных браконьеров. На острове выше водопада появился мужик в плавках. На нашем берегу - второй, тоже в плавках. Наш зашел в воду почти под водопад, залез на камень. Второй кинул ему конец сети. Так они перегородили почти всю реку. Минут через десять сеть вынули. Улова мы не заметили, но семгу они нам предложили (по 140 руб. за кг).

Обратный путь обошелся без приключений. Вернулись в лагерь, а там нас ждал обед и сообщение Инны, что баня сегодня все таки будет, причем абсолютно безвоздмездно, то есть даром. Юлька с Катей от бани отказались – они успели сегодня вымыться в море. А остальные отправились отмываться. Короче все удовольствия. В качестве благодарности радушным хозяевам взяли с собой остатки продуктов (а не так уж и мало их оказалось, одного только растительного масла три литра).

 

 

День 11

 

Дневка техническая. Утром поднялся сильнейший ветер. Солнца нет. Потихоньку разобрали суда. Высушили все, как и дома не всегда высушишь. Обнаружилось, что Юлька с Катей набрали чертову кучу разнообразных камней. Я то думал, что это только моя жена такая больная на камни, а оказалось, что это заразно. Главное, не прозевать, когда эти камни соберутся перекочевать в мой рюкзак. Потом выяснилось, что все-таки прозевал, но нужно отметить, что совсем немного.

В общем, день ни чем не примечательный, кроме несколько упадочного настроения, по крайней мере, у меня. Ну не наплавался я этим летом.

 

 

День 12

 

Ранний подъем, в 9.15 мы уже на трассе. Откуда ни возьмись, налетела туча комаров, которых мы практически не видели весь поход. Автобус подошел почти пустой. Водитель и кондуктор оказались вполне любезны и не возмущались по поводу нашего багажа. Билеты стоили 27 рублей с человека, включая багаж!!! Обалдеть! Ближе к Кандалакше автобус начал набиваться, и в город мы въехали в приличной давке. Выгрузились прямо у вокзала. Перетащились в зал ожидания и отправились за билетами. Билеты есть! Даже не у туалета! Вполне довольные собой , Юлька, Катя и я отправились давать телеграмму. Почта рядом, но открывается в 11.00. Купили пива, шоколадки. На обратном пути завернули к пункту приема ягод. Морошку принимают по 50 рублей!!! Но не продают. Вполне доброжелательная приемщица предложила подождать и просто купить у тех, кто принесет сдавать. В непринужденной беседе выяснилось, что на рынке морошка по 75 рублей за кг. Ждать долго не пришлось, и я стал счастливым обладателем почти 2,5 кг морошки за 150 рублей. Предполагалось ее засыпать сахаром, но далеко не всю ягоду постигла такая участь. Часть сожрали проклятые долгоносики сразу.

В поезд грузились наетые, напитые, с красными рожами. Впереди нудная дорога до Питера.

 

 

День 13

 

Этот день запомнился нервотрепкой с билетами. Мы с Сашкой перебежали из одного кассового зала в другой раз десять. Билетов до Нижнего нет!!! Только купе по 1500 руб. Но даже если не есть и не пить, денег не хватало. Короче через 3 часа мы все-таки стали счастливыми обладателями 2-х плацкартных и 4-х купейных билетов на поезд СПб – Самара. Имевшаяся идея остаться в Питере и загулять отпала сама собой. Погрузка в поезд прошла без эксцессов. Вечер в поезде посвятили просмотру видео нашего похода, благо, остался почти полный аккумулятор.

На следующий день команда в урезанном составе (без Горбачевых) прибыла в Нижний Новгород.

 

Конец


Дополнительная информация
Дата размещения:25.01.2011
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Материалы, связанные с рассказом
Статистика
Суммарный рейтинг:30
Средний рейтинг:5
Проголосовало:6
Просмотры:3035
Комментариев:2
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
Lotsman 25.01.2011 14:23:28
0
+0 -0
Спасибо за дневник! Все очень живенько представляется... Эх, сам редко не бросал дневник на половине маршрута. И потому уважительно отношусь к завершенным походным летописям!
4enix 4enix 25.01.2011 20:10:07
0
+0 -0
Эх, как красочно описано!
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии